Понятие и виды специальных требований к рекламе. Какие требования предъявляют к рекламе услуг

Требования установил Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Требования предъявляемые к рекламе услуг

  • распространяют любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
  • адресуют неопределенному кругу лиц и
  • направляют для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.

Требование 1. Нельзя распространять недобросовестную рекламу

Так, недобросовестной рекламой признают некорректное сравнение своей услуги с услугой конкретного конкурента (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе). Нельзя сравнивать собственные услуги с услугами конкурентов по несопоставимым критериям , а также нельзя проводить неполное сравнение, поскольку это:

  • искажает представление о рекламируемой услуге и
  • не позволяет объективно оценить ее свойства.

На это указал Пленум ВАС РФ в абзаце 3 пункта 9 постановления от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»».

Рекламодатель разместил свой рекламный щит далеко от своего заведения, но рядом с заведением своего конкурента. Фраза на рекламном щите обыгрывала продукцию рекламодателя и его конкурента (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2013 г. по делу № А66-7255/2012).

Требование 2. Нельзя распространять недостоверную рекламу

Так, недостоверной рекламой будет информация о превосходстве своей услуги над другими, когда это не соответствует действительности (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе). Рекламодатель распространяет недостоверную рекламу, когда бездоказательно называет качество услуги в превосходной степени – «№ 1», «лучший», «самый», «только», «абсолютный», «единый», «единственный».

Реклама должна отвечать критериям достоверности, чтобы у потребителя было истинное представление об услуге, ее качестве, потребительских свойствах. Если реклама не сопровождается подтверждением, то она будет считаться недостоверной (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»).

Поэтому можно называть качества услуги в превосходной степени, но только когда у вас есть подтверждение этому. Например, привести в рекламе результаты авторитетного исследования или официальные статистические данные. При этом рекламодатель должен быть готов доказать превосходство услуги суду или антимонопольному органу.

Пример: Верховный суд РФ признал законным решение ФАС России привлечь рекламодателя к ответственности за недостоверное превосходство в рекламе

Требование 3. Нельзя распространять запрещенную рекламу

1) побуждает к совершению противоправных действий;

2) призывает к насилию и жестокости;

3) похожа на дорожные знаки (или иным образом угрожает безопасности движения транспорта);

4) формирует негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемыми услугами;

5) содержит:

  • информацию порнографического характера;
  • иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;
  • одобрение органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • демонстрацию курения и потребления алкоголя;
  • образы медицинских и фармацевтических работников, за несколькими исключениями (например, их можно использовать в рекламе медуслуг);
  • указание на лечебные свойства объекта рекламирования, который не является лекарством или медицинской услугой;
  • бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (например, в отношении пола, расы, национальности, профессии, возраста);
  • цену только в иностранной валюте, без показателей в рублях;
  • нарушение требований любых иных законов РФ;
  • нарушение требований закона по защите несовершеннолетних в рекламе (ст. 6 Закона о рекламе).

Помимо этого запрещено размещать:

  • рекламу товаров и услуг, которые нельзя рекламировать (ст. 7 Закона о рекламе);
  • рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации об услуге;
  • скрытую рекламу в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции.

Все эти правила установили части 4– 11 статьи 5 и статьи 6– 7 Закона о рекламе.

Требование 4. Соблюдать особенности различных способов распространения рекламы

1) в телепрограммах и телепередачах (ст. 14);

2) в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15);

3) в периодических печатных изданиях (ст. 16);

4) при кино- и видеообслуживании (ст. 17).

Видеообслуживание – комплекс мероприятий, связанный со съемкой, монтажом, обработкой и прочими действиями в отношении видеоконтента.

Исполнитель услуг (заказчик рекламы) по определению не может нарушить требования закона, которые установили эти статьи, поскольку рекламораспространитель в этом случае – телеканал, радиостанция, журнал и т. д. Они следят за тем, чтобы не нарушать эти положения.

  • прерывать рекламой религиозную передачу (ч. 3 ст. 15) или
  • выпускать рекламу в день траура (ч. 13 ст. 15).

Требования закона нужно соблюдать тогда, когда исполнитель услуг сам распространяет свою рекламу, то есть выступает не только как рекламодатель, но и как рекламораспространитель. Так, Закон о рекламе установил дополнительные требования к рекламе, которую распространяют:

1) по сетям электросвязи (ст. 18).

Например, нельзя рассылать SMS и письма без согласия получателей.

  • доказать, что абонент или адресат дали свое согласие;
  • немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, которое обратилось к нему с таким требованием.

Такие правила установила часть 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Перед тем как направлять сообщения рекламного характера адресату, нужно убедиться в достоверности номера телефона – принадлежит ли он лицу, который давал этот номер. Есть пример, когда суд подтвердил, что антимонопольный орган законно оштрафовал на 100 тыс. руб. организацию, которая рассылала сообщения гражданину К. Дело в том, что один из клиентов организации дал в качестве своего телефона номер К., а сотрудники организации не проверили принадлежность телефонного номера именно своему клиенту (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. по делу № А40-114200/12-122-633). Такой же логикой суд будет руководствоваться и в случае рекламной рассылки;

Нельзя без разрешения устанавливать наружную рекламу.

Разрешение выдают органы местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Региональные органы власти издают нормативные документы, которые регулируют выдачу разрешения.

За разрешение нужно заплатить госпошлину;

3) на транспортных средствах и с их использованием (ст. 20).

В частности, закон запрещает организации или предпринимателю:

  • распространять звуковую рекламу с использованием транспорта;
  • использовать транспорт исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций;
  • размещать рекламу на транспорте для перевозки опасных грузов.

Распространяемой с помощью специальных средств - радио- и телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях;

Распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях, т. е. наружной рекламе;

Отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского на значения, медицинской техники; оружия;

Отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др.;

Представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальной рекламе).

1. Реклама должна быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления независимо от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. достижению этой цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительно го сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы».

2. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. В качестве исключения предусмотрено, что данное положение не распространяется на радиовещание, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

7. Реклама не должна быть опасной, т. е. не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст. 20 Закона о рекламе. В частности, при производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.

Как видим, помимо общих позитивных требований, в Законе о рекламе содержатся нормы-запреты, обращенные ко всем субъектам рекламной деятельности.

В частности, в соответствии с нормами данного Закона не допускается ненадлежащая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. К числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы Закон о рекламе отнес недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую рекламу

Специальные требования могут касаться различных аспектов изготовления и распространения рекламы, относиться непосредственно к ее содержанию.

Так, особенности рекламы в радио- и телепрограммах, печатных изданиях в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Закона о рекламе). Отдельные виды передач (детские, религиозные) вообще не могут прерываться рекламой, радиопостановки и художественные фильмы - только с согласия правообладателей.

Особые требования предъявляются к наружной рекламе, распространяемой в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стационарного территориального размещения. В Законе о рекламе они сосредоточены в ст. 14.

Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим территориальным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или органом управления железными дорогами (при размещении рекламы в полосах отвода железных дорог). За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество.

Основной массив правового регулирования наружной рекламы, как уже указывалось, относится к актам субъектов Российской Федерации. Утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве (далее -- Правила) определяют:

Компетенцию органов управления и контроля, уполномоченных городских организаций в данной сфере;

Требования, предъявляемые к средствам наружной рекламы и информации (стационарным, временным, рекламным акциям);

Порядок оформления права на размещение средств наружной рекламы, в том числе получение паспорта рекламного места, согласование и регистрация рекламных мест, заключение договора на право размещения средств наружной рекламы;

Технические требования к проектированию, монтажу и эксплуатации средств наружной рекламы, в том числе порядок проведения технической экспертизы проектной документации, порядок установки и контроля за соответствием конструкций проектной документации, порядок эксплуатации и обследования средств размещения рекламы;

Контроль за выполнением установленных правил и ответственность за их нарушение.

Предметом конкурса является право размещения наружной рек ламы на отдельных местах, свободных от обязательств, участках и территориях города и других объектах либо право распространения наружной рекламы на средствах наружной рекламы, находящихся в собственности города, на срок, оговоренный конкурсными правилами.

Конкурсы проводятся в целях Улучшения управления рекламным процессом, оптимизации размещения средств наружной рекламы, пополнения городского бюджета. С победителем конкурса заключается договор.

В качестве Приложения № 3 к Правилам утвержден Порядок расчета размера оплаты за право размещения средств наружной рекламы.

В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, по решению субъекта Российской Федерации в отношении некоторых видов предпринимательской деятельности, среди которых распространение и (или) размещение наружной рекламы, может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. На территории города Москвы порядок его уплаты определен Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. Мб 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы».

Письмом Минфина РФ от 1 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/14 даны разъяснения по поводу уплаты данного налога. В частности, в письме сказано, что согласно статье 346.27 НК РФ предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие... Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что главой 26.3 Кодекса не предусмотрено каких-либо ограничений по видам рекламной ин формации, подлежащим распространению и (или) размещению налогоплательщиками для целей применения ими системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, под действие данного специального налогового режима подпадает распространение и (или) размещение любой наружной рекламы, в том числе и рекламы, носящей социальную направленность.

Для обеспечения безопасности дорожного движения письмом МВД РФ от 14 июля 1995 г. утверждены Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах. Этим актом определены общие и дополнительные требования к распространению рек ламы на улично-дорожной сети, примерные символы и надписи на рекламно-сервисных знаках, порядок согласования мест распространения рекламы, форма журнала согласованной наружной рекламы и правила его заполнения. В соответствии с данным актом запрещается распространение рекламы, затрудняющей оценку реальной дорожно-транспортной обстановки и имеющей сходство с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами. Реклама не должна: ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию; вызывать ослепление участников движения, в том числе отражением; уменьшать габариты пролетных строений инженерных сооружений; располагаться таким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы были вынуждены выходить на проезжую часть улиц и дорог.

Определены и другие требования к наружной рекламе с главной целью -- обеспечить безопасность дорожного движения. Этой же цели в основном посвящены и правила распространения рекламы на транспортных средствах. Распространение рекламы в данном случае осуществляется на основании договора между рекламодателем, Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы и ГУП «Реклама и информация на транспорте». В свою очередь ГУП «Реклама и информация на транспорте< представляет интересы транспортного предприятия -- балансодержателя транспортного средства на основании договора, заключаемого с ГУП «Мосгортранс».

Требования к размещению рекламы на транспортных средствах и порядок осуществления контроля определены утвержденной Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. Г 410 Инструкцией о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается следующими местами: крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии, топливные баки и крышки инструментальных ящиков мотоциклов. Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов окрашенной поверхности кузовных де талей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы и бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т. д. Утверждена форма Журнала учета размещения рекламы на транс портных средствах.

Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах (с 1 января 1996 г. в соответствии со ст. 33 Закона о рекламе). Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона о рекламе).

В частности, распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:

Использовать образы людей и животных;

Распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

Распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них;

Распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;

Оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов;

Дискредитировать воздержание от их употребления;

Распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

Распространяться в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.

Во всех случаях распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, должно сопровождаться предупреждением о возможном вреде их употребления, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов эфирного времени трансляции каждой такой рек ламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).

Помимо Закона о рекламе, требования к рекламе алкогольной продукции содержатся в ст. 17 Федерального закона от 7 января 1999 г. № 18-Ф3 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». В соответствии со ст. 17 данного акта, реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.

Требования к рекламе товаров некоторых видов содержатся не только в Законе о рекламе, но и в других законодательных актах. Реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах>»). Так, в средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача. Реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов. При рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта. Реклама не должна создавать впечатления ненужности медицинских консультаций или хирургических операций, не должна со держать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано.

Ограничения рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (т. е. веществ, используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ), включенных в специальные Перечни, определены в ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Оборот и реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Перечень № 1, запрещен. Реклама наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечни 2 и З 3, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

Указание регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, не соответствующих требованиям, установленным Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации;

некорректные сравнения рекламируемых пестицидов и агрохимикатов с аналогичными пестицидами и агрохимикатами, внесенными в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации;

Применение понятий «безопасный», «безвредный», «нетоксичный», «экологически безопасный» и других подобных понятий;

Текстовая, зрительная и звуковая информация о потенциально опасной практике обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Особые требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности де нежных средств населения. При производстве, размещении и распространении рекламы этих услуг не допускается гарантировать размеры дивидендов, но простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, давать обещания или делать предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т. д.

Сформулированные в ст. 17 Закона о рекламе этих услуг требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Реклама кредитными организациями РФ и банками-нерезидентами своих услуг осуществляется в соответствии с Письмом Банка России от 30 декабря 1997 г. № 73--Т.

Общие требования.

Под общими требованиями следует понимать такие требования, которые обращены к любой рекламе, незав??имо ни от вида товара, ни от вида рекламируемой деятельности, ни от каких бы то ни было иных критериев.

К общим требованиям, предъявляемым к рекламе, относятся: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки "подлежит обязательной сертификации" при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.

Распознаваемость рекламы означает, что та или иная информация воспринимается именно как реклама незав??имо от формы, способа ее распространения, без применения технических средств и незав??имо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей.

Для выполнения этого требования Законом "О рекламе" установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Такое уведомление может быть выражено любым способом, главное, чтобы оно было понятно потребителю рекламы.

Это можно проиллюстрировать примером из практики рассмотрения споров арбитражными судами, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37. В Информационном письме, содержащем Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, приводится следующий казус.

Антимонопольный орган направил организации-рекламораспространителю (газете) предписание с требованием прекратить использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара, либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом и не допускать в дальнейшем публикаций без пометки "на правах рекламы". После того как рекламораспространитель опубликовал беседу корреспондента с начальником отдела маркетинга коммерческой организации об успехах последней и достоинствах производимого ею товара без сопровождения указанной пометкой, антимонопольный орган принял постановление о применении к рекламораспространителю штрафа на основании п. 3 ст. 31 Закона "О рекламе".

Суд заявленное требование отклонил, правомерно руководствуясь следующим.

Статья 5 Закона ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ не устанавливает специальной формы для надлежащего предварительного сообщения об использовании в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей на конкретный товар или определенного изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним, т.е. в рекламных целях.

Требование предписания о том, чтобы сообщение о рекламном характере информации имело исключительно форму пометки "на правах рекламы", противоречит Закону.

В рассматриваемом случае содержание опубликованной статьи сводилось к рассказу об успехах организации и о хорошем качестве производимого ею товара (работ, услуг). Перед текстом статьи выделенным шрифтом разъяснялось, что вынесенная в заголовок фраза довольно часто используется в рекламе организации, а в статье пойдет речь о том, что стоит за этой рекламой.

Указанное сообщение по сути является именно надлежащим предварительным оповещением потребителя о рекламном характере следующей за ним информации, поскольку позволяет ему распознать соответствующий материал как рекламный непосредственно в момент его представления.

С учетом изложенного арбитражный суд обоснованно признал, что при опубликовании названного интервью рекламораспространитель не нарушил правило ст. 5 Закона "О рекламе" о сопровождении соответствующей информации сообщением о ее рекламном характере.

Оповещение о рекламном характере информации, как указал Высший Арбитражный Суд, допустимо в любой форме, позволяющей распознавать материал как рекламу в момент его прочтения Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37.

Распространение на русском языке.

Это требование означает, что рекламная продукция должна распространяться на русском языке Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37. В то же время законодательством предусмотрены исключения из этого общего требования. Речь идет о тех случаях, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках. Кроме того, допускается использование в рекламном процессе товарных знаков (знаков обслуживания), зарегистрированных на иностранных языках.

Наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию. Это требование означает не только необходимость наличия у рекламодателя лицензии, но и указания в рекламной информации номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию.

Наличие пометки "подлежит обязательной сертификации" при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации. В отношении ряда товаров предусмотрена обязательная сертификация. Так, например, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 устанавливает, что перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи включает в себя средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования, и других. В постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например мясо, чай, кофе, пряности, сахар и так далее.

В качестве примера из судебной практики относительно данного требования, предъявляемого к рекламе, можно привести постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2004 г N Ф09-3116/04ГК.. ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт" под своим товарным знаком и логотипом поместило в деловой общественной газете "Зауральский курьер" N 50(283) от 24 декабря 2003 г. рекламное объявление следующего содержания: "ОАО "НК "Роснефть - Курганнефтепродукт". Только качественное топливо!" "ОАО "Роснефть - Курганнефтепродукт" приглашает владельцев автотранспорта обслуживаться по смарт-картам.

Смарт-карта позволяет:

  • 1. Получать нефтепродукты в городе Кургане и всей области со скидкой: - для физических лиц 5%; - для организаций до 1,5 руб./л.
  • 2. Фиксировать цены на нефтепродукты.
  • 3. Получать распечатку данных об отпуске нефтепродуктов за любой период времени как в количественном, так и в денежном выражении, что очень удобно для бухгалтерского учета и отчетности.
  • 4. Гарантирует наличие нефтепродуктов в периоды дефицита.
  • 5. При утере "Карты" существует возможность ее блокировки.
  • 6. Возможность установки суточного лимита. Цена одной смарт-карты 0 руб. Вы платите только за нефтепродукты". Ниже перечислены адреса и телефоны. Объявление содержит фотографическое отображение смарт-карты, на которой указаны телефоны и адреса автозаправочных станций, указано наименование рекламодателя и изображен его товарный знак.

Решением N 14 от 24 декабря 2003 г. Курганским ТУ МАП РФ вышеуказанная реклама признана ненадлежащей в связи с несоответствием п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 25 Закона "О рекламе". Рекламодателю выдано предписание N 14 от 24 декабря 2003 г. о прекращении нарушений рекламного законодательства путем снятия рекламного объявления с печати либо внесения коррективов в виде пометки "подлежит обязательной сертификации" (п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе") и указания срока действия рекламы в рекламном объявлении (п. 2 ст. 25 названного Закона); предписано сообщить в антимонопольный орган об устранении нарушений в срок до 10 марта 2004 г.

ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных решения и предписания недействительными, полагая, что нарушений законодательства о рекламе им не допущено.

Проанализировав содержание рекламного объявления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имеющаяся в нем рекламная информация предназначена для формирования и поддержания интереса к рекламодателю, способствуя реализации его товара - нефтепродуктов, при помощи пакета льгот и преимуществ, предоставляемых покупателю - обладателю смарт-карты рекламодателя. Как следует из объявления, для рекламодателя сама по себе смарт-карта самостоятельным товаром (услугой) не является; для потенциального владельца карты она представляет ценность потому, что позволяет на более удобных условиях приобретать нефтепродукты рекламодателя; преимущества, предоставляемые владельцам смарт-карты, направлены исключительно на реализацию нефтепродуктов рекламодателя и проявляются при такой реализации.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорное рекламное объявление направлено на привлечение интереса к приобретению нефтепродуктов рекламодателя. Поскольку нефтепродукты подлежат обязательной сертификации постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013, выводы антимонопольного органа о том, что в силу п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе" реклама этих товаров должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации", являются правильными.

Как установлено Законом, недобросовестной является такая реклама, которая, в частности, дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний.

Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама. В соответствии со ст. 7 Закона "О рекламе" недостоверной является реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения в отношении:

  • - таких характер??тик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;
  • - наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
  • - стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
  • - дополнительных условий оплаты;
  • - доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
  • - гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
  • - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
  • - прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
  • - официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
  • - предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
  • - результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
  • - стат??тических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
  • - ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
  • - использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;
  • - сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
  • - ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
  • - фактического размера спроса на товар;
  • - информации о самом рекламодателе.
  • - содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
  • - порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
  • - порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
  • - порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

В качестве примера неэтичной рекламы можно привести размещение ООО "Аква-Вита Трейд" на интернет-сайте образа православного монаха, держащего кружку с пивом и воблу (дело рассматривалось в 2002 г. до установления специальных требований к рекламе пива). Арбитражным судом данная реклама была признана нарушающей общепринятые нормы морали путем использования оскорбительного для верующих и священнослужителей Русской православной церкви образа православного монаха, пьянствующего с мирянами в общественном месте, и квалифицирована как неэтичная.

Специальные требования к рекламе установлены в отношении отдельных видов рекламы и не распространяются на всю рекламную продукцию. Законодательством установлен ряд ограничений, относящихся к содержанию рекламы, месту, времени, способу ее размещения. Требования связаны прежде всего с видом продукции.

Требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков. Эти требования относятся к содержанию рекламной продукции, способам, месту, форме ее размещения, лицам, рекламирующим алкогольную продукцию. Законом установлено, что реклама этой продукции не должна создавать у потребителей рекламы впечатление о том, что употребление алкоголя - залог достижения успеха. Реклама не должна содержать информацию о том, что алкогольные напитки обладают положительным терапевтическим эффектом и улучшают физическое или психическое состояние. Запрещается демонстрация процесса потребления алкогольных напитков. Не допускается использование в рекламных целях образов физических лиц, не достигших 35 лет, а также запрещено участие в рекламе лиц, пользующихся популярностью среди молодежи в возрасте до 21 года. При рекламе алкогольных напитков не допускается дискредитация трезвого образа жизни.

Требования относительно времени распространения такой рекламы касаются рекламы в радиопередачах. В телепрограммах запрещена реклама алкогольных напитков. Требования, касающиеся места расположения рекламы алкоголя, относятся, во-первых, к печатным изданиям. Запрещено располагать такую рекламу на первой и последней полосах газет и на первой и последней страницах и обложках журналов. Во-вторых, запрещено распространять рекламу алкогольных напитков в детских, учебных, медицинских, спортивных и культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

В целях защиты здоровья несовершеннолетних установлен запрет на обращение при рекламе алкогольных напитков непосредственно к несовершеннолетним, а также распространение этой рекламы в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях, предназначенных специально для несовершеннолетних.

Кроме требований к рекламе алкогольных напитков, установленных Законом о рекламе, определенные требования содержатся и в специальном законодательстве. Так, Федеральным законом от 22 ноября 1995 г N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции.

Так, публикации в приложении к газете "Коммерсантъ" - "Коммерсантъ "Weekend" статей И. Мальцева "Водка с Игорем Мальцевым" и "Вино с Игорем Мальцевым", размещенные 26 марта 2004 г. в N 54 и 2 апреля 2004 г. в N 59, признаны судом рекламой алкоголя, нарушающей требования Федерального закона п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", о рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, которая допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. Такая реклама была квалифицирована судом как ненадлежащая реклама.

При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.

Требования, предъявляемые к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Такие требования относятся к содержанию рекламной продукции, способу, месту, форме ее размещения. Следует указать, что практически все требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков, относятся и к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Более того, в Законе "О рекламе" установлен запрет на использование образов людей и животных при рекламе данной продукции, а также запрет на создание рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в виде мультипликационных (анимационных) фильмов.

Требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий. Все требования, предъявляемые к рекламе алкогольных напитков, кроме установленных в специальном законе, относятся и к рекламе табака и табачных изделий. При рекламе табака и табачных изделий также всегда следует предупреждать потребителей рекламы о вреде, причиняемом курением здоровью. В Законе установлены минимальные лимиты времени и места, отводимые для сообщений, содержащих такое предупреждение.

Требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств. Реклама лекарственных средств, с точки зрения правового регулирования подразделяется на рекламу лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, и рекламу лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, может распространяться только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых исключительно без рецепта врача. Специальные требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, содержатся в Федеральном законе от 22 июня 1998 г N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".

Закон устанавливает, что при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта, а также не должно создаваться впечатление бесполезности медицинских консультаций или хирургических операций. Реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантированно.

Требования, предъявляемые к рекламе наркотических средств и психотропных веществ. Такие требования установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". В Законе предусмотрено, что реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в специальные списки, возможна исключительно в специализированных печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.

Требования, предъявляемые к рекламе пестицидов и агрохимикатов. Требования к рекламе этой продукции установлены Федеральным законом от 19 июля 1997 г N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Рекламировать можно только те пестициды и агрохимикаты, которые прошли государственную регистрацию. К особенностям рекламы следует отнести запрет на использование таких терминов, как "безопасный", "безвредный", "нетоксичный", "экологически безопасный" и т.п. Также запрещено включение в рекламу информации в любом виде о потенциально опасной практике обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В первом случае речь идет о боевом, служебном оружии, вооружении и военной технике, экспорт и импорт которых осуществляются на основании лицензии, в установленном законом порядке. Реклама этой продукции разрешена, но она может размещаться только в специализированных изданиях, а также на специализированных выставках и ярмарках.

Ко второму исключению относится реклама разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Такая реклама может размещаться либо в рекламных изданиях, либо в периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, либо может распространяться в местах применения охотничьего или спортивного оружия. Реклама этого оружия разрешена также в электронных средствах массовой информации, но только после 22 часов местного времени.

К специальным требованиям, предъявляемым к рекламе любого оружия, вооружения и военной техники, относится требование законодателя о том, что при рекламе не должны ни прямо, ни косвенно раскрываться технология производства и способы применения оружия.

Требования, предъявляемые к рекламе ценных бумаг. Эти требования установлены специальным законодательством Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы".

Законодатель устанавливает следующие требования. Реклама может содержать сведения только о реальных размерах дивидендов, выплаченных по простым именным акциям в течение последнего финансового года, о реальных процентах, выплаченных по различным видам вкладов в течение последнего финансового года. В рекламной информации должны содержаться сведения о дате и номере регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, месте их регистрации и месте, где можно ознакомиться с условиями выпуска. Реклама эмиссионных ценных бумаг до даты регистрации их выпусков запрещена.

Законом также запрещено рекламировать ценные бумаги эмитентов, в которых не раскрывается информация в объеме и порядке, установленных законодательством. Не допускается объявление гарантий, обещаний или предположений о будущем размере доходов по ценным бумагам, прогнозов роста их курсовой стоимости.

Требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг. Российское законодательство содержит специальные требования, предъявляемые к банкам, финансовым, страховым и инвестиционным организациям, а также иным юридическим лицам, привлекающим средства граждан и юридических лиц. Эти требования установлены в Законе "О рекламе", а также специальным законодательством Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы".

Суть установленных требований сводится к следующему. Реклама не должна вводить потребителей в заблуждение. В рекламе должно быть указано наименование (имя) рекламодателя, раскрываться информация относительно предоставляемых услуг. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также указать виды деятельности, которыми он занимается на рынке ценных бумаг. Кроме того, следует учитывать все иные требования, установленные специальным законодательством.

Законодательством определены требования, устанавливающие ограничения по рекламе такой деятельности. Это нововведение законодателя. Нормы закона, регулирующие рекламу в этой сфере предпринимательской деятельности, вступают в силу в январе 2006 г. Ограничения относятся к содержанию рекламы, месту, времени, способу размещения. Так, запрещено размещать рекламу деятельности по организации и проведению азартных игр и пари в помещениях аэровокзалов, на станциях метрополитена, в периодических печатных изданиях нерекламного характера, за исключением специализированных изданий, предназначенных для работников игорных заведений и для лиц, участвующих в играх и пари. Также реклама не должна создавать впечатление, что вероятность выигрыша велика, что, участвуя в играх и пари, можно улучшить свое имущественное положение. Реклама не должна быть обращена непосредственно к несовершеннолетним. Отметим, что установленные ограничения не распространяются на рекламу стимулирующих и государственных лотерей.

Требования, предъявляемые к способам размещения рекламы

Рекламная информация может доводиться до потребителей через периодическую печать, путем размещения в радио- и телепрограммах, в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании. Реклама может размещаться на стендах, световых табло и тому подобных технических средствах - так называемая наружная реклама. Возможно распространение рекламы на транспортных средствах и на почтовых отправлениях. В отношении каждого способа размещения рекламы предусмотрено специальное правовое регулирование.

Закон устанавливает требования относительно времени распространения рекламы, места ее расположения, объема рекламной информации, необходимости получения разрешения от соответствующего органа управления, собственника или иного титульного владельца имущества или территории, на которой располагается реклама.

О требованиях, касающихся времени распространения рекламы, уже говорилось при рассмотрении требований, установленных для размещения рекламы некоторых товаров, в частности алкоголя, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачных изделий.

Требования, относящиеся к месту расположения рекламы, зависят от территории, на которой размещается реклама, а также от вида рекламируемых товаров, в частности, запрещено размещение рекламы алкоголя и табака в детских, учебных, спортивных организациях. Законодательством установлены особенности по размещению наружной рекламы.

Правовое регулирование устанавливается как Законом (ст. 14 Закона "О рекламе"), так и подзаконными актами Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования", Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. N 41-ПП "О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города", которыми утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в городе Москве. В соответствии с требованиями законодательства размещение наружной рекламы необходимо согласовывать с уполномоченными органами. Для получения разрешения на размещение рекламы необходимо соблюсти требования, предъявляемые к внешнему виду рекламной продукции.

Например, правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве содержат положение, в соответствии с которым тексты рекламных сообщений на средствах наружной рекламы и информации, расположенных на главных фасадах зданий, должны выполняться на русском языке, но зарегистрированные товарные знаки, логотипы или знаки обслуживания, не имеющие русскоязычного написания, могут быть выполнены в оригинальном виде. В этом случае высота и ширина букв в написании товарных знаков, логотипов и знаков обслуживания должны быть, как минимум, в два раза меньше по отношению к основному тексту, раскрывающему профиль предприятия, а количество и методы реализации изображений товарных знаков, логотипов и знаков обслуживания не должны доминировать над текстом, раскрывающим профиль предприятия. Кроме того, установлено, что правовым основанием размещения рекламы является заключенный на возмездной основе договор.

Требования законодателя относятся и к месту размещения рекламы.

Так, размещение рекламы в придорожной зоне автомобильных дорог не должно снижать безопасность движения. Решение о том, повлечет размещение рекламы в придорожной зоне снижение безопасности движения или нет, принимает уполномоченный орган управления автомобильных дорог. За выдачу разрешений взимается плата.

Свои особенности имеет и размещение рекламы на транспортных средствах. Размещать рекламу на транспортных средствах можно на основании договоров с собственниками транспортных средств или с уполномоченными ими лицами. Установлены ограничения, касающиеся мест размещения и объема занимаемой рекламой площади на транспортном средстве. Запрещено размещать рекламу на некоторых видах транспортных средств, например на транспорте, оборудованном специальными световыми и звуковыми сигналами Приказ МВД от 7 июля 1998 г. N 410 "Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах".

Эти требования установлены Законом "О рекламе" и направлены на защиту интересов несовершеннолетних. В ст. 20 Закона предусмотрено, что при производстве, размещении и распространении рекламы не допускаются:- дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;

  • - внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;
  • - привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;
  • - размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
  • - преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних;
  • - создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетних.

В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 года N 37, содержащем Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, приводится следующее дело.

Антимонопольный орган указал в своем решении, что названная реклама недопустима на основании ст. 20 Закона "О рекламе", поскольку внушает непосредственно несовершеннолетним мысль убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары. В связи с этим антимонопольный орган направил рекламодателю предписание о прекращении нарушения.

Рекламодатель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, сославшись на повествовательный характер данной фразы, отсутствие в ней признаков внушения и то обстоятельство, что слова "школа" и "ребята" применимы не только к несовершеннолетним.

Суд удовлетворил заявленное требование.

Однако суд не учел следующего. Слова "ребята" и "школа" имеют в русском языке несколько значений. Первое может употребляться для различных возрастных групп и синонимично словам "дети", "молодые люди", "приятели", "свои люди"; второе обозначает учебное учреждение, здание, в котором оно находится, направление в области науки и т.п.

Вместе с тем из контекста фразы "В моей школе у многих ребят есть компьютер" однозначно следует, что речь идет о детях - учащихся школы, т.е. несовершеннолетних, а сама реклама предназначена вниманию последних и адресована непосредственно им.

Эта реклама привлекает интерес несовершеннолетних к дорогостоящему товару, повышающему престиж ребенка среди сверстников. Одновременно такая реклама внушает детям мысль о том, что многие знакомые им школьники уже имеют компьютер, а следовательно, товар доступен большинству семей по цене. Распространение подобной рекламы торговой организацией явно направлено на возбуждение у ребенка желания принадлежать к числу тех "многих ребят", которые являются обладателями компьютеров.