Сравнение Яндекс.Такси и Убер. «Яндекс.Такси» и Uber объединились в компанию стоимостью $3,7 млрд Слияние uber и яндекс

«Яндекс.Такси» и Uber объявили о закрытии сделки по объединению бизнеса в России и нескольких странах СНГ. По сравнению с ранее объявленными планами оценка новой компании возросла более чем на $75 млн

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Как говорится в поступившем в РБК сообщении «Яндекса», «Яндекс.Такси» и Uber закрыли сделку по объединению бизнеса компаний в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

В объединенной компании «Яндекс» получил 59,3% акций, Uber — 36,9%, сотрудники новой структуры — 3,8%. Uber инвестировал в новую компанию $225 млн, «Яндекс» — $100 млн.

Генеральным директором новой компании стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший «Яндекс.Такси». В совет директоров вошли четыре представителя от «Яндекса» и три — от Uber.

Компании договорились объединить бизнес в нескольких странах СНГ в июле 2017 года. Изначально предполагалось, что распределение долей в компании будет несколько другим: 59,3% новой структуры будет принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — ее сотрудникам. Предполагалось, что в результате сделки «Яндекс» получит небольшой пакет акций глобального бизнеса Uber. В конце ноября 2017 года сделку Федеральная антимонопольная служба.

Изначально стоимость объединенной компании оценивалась в $3,725 млрд. В сообщении «Яндекса» указано, что сейчас этот показатель «оценивается в более чем $3,8 млрд». Как пояснил представитель «Яндекса», новая оценка сформирована «с учетом наличных денежных средств, которыми сможет распоряжаться объединенная компания». По итогам закрытия сделки на ее счетах будет более $400 млн.

Как ранее поясняли представители компаний, после сделки оба их приложения продолжат существовать. Однако объединение должно повысить качество услуг обеих компаний. Как объясняли их представители, для таксопарков и водителей будет создана единая технологическая платформа, что должно увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.

Объединенная компания «Яндекс.Такси» и Uber будет заниматься не только перевозкой пассажиров, но и доставкой еды из ресторанов — в контур сделки вошел сервис UberEATS. Кроме того, в декабре 2017 года «Яндекс.Такси» закрыл сделку по покупке сервиса доставки еды Foodfox. По данным РБК, покупка Foodfox обошлась «Яндекс.Такси» примерно в 500 млн руб.

По данным аналитического центра при правительстве России, объем рынка такси в России в последние пару лет увеличивался на 14,2% ежегодно и по итогам 2017 года составил 575 млрд руб. Крупнейшим игроком рынка с долей 12,3% авторы исследования называют группу компаний «Везёт» — она была создана путем объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (работает под брендами «Сатурн» и RedTaxi) и «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везёт»). Суммарная доля «Яндекс.Такси» и Uber по итогам года составила 10,4% рынка, а значит, их объединенная структура займет второе место на рынке. Следом за ней идет компания Maxim с 7,6% рынка, а потом Gett с долей в 2,5%. В целом агрегаторы пока занимают только 32,8% рынка такси в России, оставшаяся доля приходится на традиционный рынок офлайн-заказа.

Хештег #DeleteUber («сотри Uber») вышел в топ Twitter, после того как в январе 2017-го компания саботировала забастовку профсоюза таксистов в нью-йоркском аэропорту. Водители протестовали против запрета на въезд в США граждан семи мусульманских стран, принятого администрацией Дональда Трампа. Uber не только продолжил перевозить пассажиров, но и демонстративно не стал поднимать цены, несмотря на повышенный спрос. И это было только начало не слишком успешного года. Последовавшая череда скандалов, связанная с сексуальными домогательствами в отношении сотрудников, слежкой за пользователями и сокрытием факта кражи хакерами клиентских данных, вынудила уйти в отставку генерального директора и основателя Uber Трэвиса Каланика.

Вслед за репутационными потерями пришли известия о потерях материальных. В апреле Uber впервые раскрыл финансовые показатели, и выяснилось, что при выручке $6,5 млрд компания завершила 2016 год с убытком $2,8 млрд. Убыточной стала главным образом международная экспансия Uber. При этом капитализация компании оценивалась в $69 млрд в сентябре 2017 года.

Во Франции протесты таксистов против Uber переросли в массовые беспорядки. По решению суда сервис был вынужден покинуть Данию. Власти Венгрии приняли закон, блокирующий деятельность агрегатора. В других странах изнурительная конкуренция с местными игроками привела к слиянию с ними. «Как мы видим, у Uber не хватает сил и возможностей для самостоятельной конкуренции на сложных рынках: компания ушла из Китая, а в России была вынуждена пойти на партнерство с «Яндексом», чтобы не потерять рынок», - отмечает директор «ФРИИ Инвест» Сергей Негодяев. 24 ноября ФАС одобрила слияние компаний, днем позже аналогичное решение вынес белорусский регулятор МАРТ. Сделка будет закрыта в начале 2018 года, чтобы не создавать проблем пользователям и водителям во время новогодних праздников. Объединенный бизнес оценивается в $3,725 млрд.

Как «Яндексу» удалось одолеть американского конкурента?

Разбор поездок

У Uber была простая бизнес-модель: привлекать инвестиции и тратить их на субсидирование поездок. Это помогало агрессивно захватывать рынки по всему миру, но в последнее время агрегатор встречал все более серьезный отпор. «Стратегия дает сбой», - констатировал председатель общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус.

Завоевание жизненного пространства действительно было убыточно: в феврале 2016 года Трэвис Каланик рассказал канадскому изданию Betakit, что, пытаясь конкурировать с местными сервисами, компания теряет в Китае около $1 млрд ежегодно. И все зря: к 2016 году гигант Didi Chuxing занимал, по словам его руководства, более 87% рынка, а Uber пытался освоить оставшийся сегмент, увеличивая субсидирование поездок. К концу III квартала стало ясно, что такая стратегия не работает, и 1 августа Uber China объявила о слиянии с Didi Chuxing Technology.

В Россию Uber пришел в 2013 году, спустя два года после запуска «Яндекс.Такси». На старте к отечественной системе было подключено около 1000 водителей, через год их число увеличилось вдвое, а к 2013 году доля «Яндекс.Такси» на московском рынке легальных перевозок приближалась к 20% и продолжала расти (выручка составила $4,2 млн). Меньше чем через полгода началась «санкционная война», осложнившая положение американской компании в России. В сентябре 2014 года заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов обвинил Uber в обвале национального рынка такси и призвал запретить сервис.

«Российское правительство внимательно отслеживает ситуацию с пассажирскими перевозками - сложившаяся вольница, когда на отечественном рынке Uber работал фактически по нидерландскому законодательству, никому не нравилась», - вспоминает Станислав Швагерус.

В России Uber начал привычную игру, используя демпинг для увеличения рыночной доли. В сентябре 2014 года запустился сервис UberX, где стоимость минимального заказа составляет 99 рублей - вдвое меньше, чем у конкурентов. Общественное движение «Форум Такси», проводившее в начале 2015 года мониторинг рынка такси, отводило Uber 10–15% от общего числа онлайн-заказов в России.

Но, несмотря на все усилия, догнать «Яндекс.Такси» не удавалось. К концу II квартала 2015 года, по данным Bloomberg, «Яндекс» располагал в Москве 15 000 машин, в распоряжении Uber было в пять раз меньше. Медленнее росла и сеть компании: когда руководитель таксомоторного подразделения «Яндекса» Тигран Худавердян сообщил иностранным журналистам о планах до конца года запустить сервис еще в 14 городах, Uber присутствовал лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани.

В 2016 году отставание сохранилось: согласно отчету Credit Suisse, самым популярным сервисом оставался «Яндекс.Такси» - 500 000 поездок в сутки. Uber хотя и занял второе место, обойдя Gett, его показатели были втрое меньше, чем у лидера, - 150 000–170 000 поездок.

«Яндекс.Такси» оставался лидером онлайн-сегмента и в 2017 году, занимая в нем до 50%, тогда как на Uber приходилось вдвое меньше - 23%. При этом от общего объема пассажирских перевозок заказы через интернет составляли, по оценке Credit Suisse, от 13% до 17%. Конкурентная гонка в России и СНГ стоила Uber $170 млн за три года.

Uber попросту опоздал на российский рынок и уже не мог догнать лидера. «У Uber изначально не было шансов. Они продолжили бы впустую сжигать деньги, конкурируя с «Яндексом», - сказал Financial Times партнер фонда East Capital Джейкоб Грапенгиссер.

Uber 2.0

Сделку с «Яндексом» называют первым стратегическим решением нового руководства Uber. Дара Хосровшахи, возглавивший компанию в конце августа, получил в наследство не преуспевающий стартап, задающий моду в Кремниевой долине, а убыточную компанию с багажом скандалов и расследований. В беседе с журналистами он заявил, что намеревается строить «Uber 2.0» и постарается не повторить ошибок предыдущего руководства.

Но решение о сделке с «Яндексом» принимал, очевидно, не Хосровшахи. О договоренностях впервые объявили 13 июля, в промежутке между уходом старого CEO и назначением нового, когда компанией управлял совет директоров. Создание совместного предприятия выглядит логичным продолжением действий Каланика в Китае: Uber проводит слияние с наиболее крупным конкурентом, чтобы безболезненно покинуть неудачный для себя рынок. Это подтверждают источники Bloomberg: именно основатель Uber и вице-президент Эмиль Майкл (также покинувший компанию летом) были главными участниками переговоров с «Яндексом». Предприятие объединит бизнесы «Яндекс.Такси» и Uber в России и нескольких странах бывшего СССР, где присутствовали компании, кроме Украины, что, вероятно, связано с санкциями против российского IT-гиганта.

«Сейчас и у «Яндекса», и у Uber есть свои IT-площадки. Насколько мне известно, работа после объединения будет продолжаться на площадке «Яндекса». И для пользователей «Яндекс.Такси» ничего не изменится, а вот водители Uber уже будут работать на отечественной платформе», - считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Объединенная платформа затронет 127 городов и шесть стран (Россию, Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию и Казахстан), писал гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян в блоге «Яндекса». В июне совместная компания выглядела бы так: 35 млн поездок на общую сумму 7,9 млрд рублей.

Если рассматривать эту оценку как прогноз, то он кажется немного заниженным в сравнении с теми цифрами, которые приводит Bloomberg, ссылаясь на презентацию для инвесторов новой компании: объем пассажирских перевозок в год только по России составляет $1,1 млрд у «Яндекс.Такси» и $566 млн у Uber. Пересчет суммарного объема на месяц дает схожий результат (7,9 млрд рублей), но это без учета перевозок в других странах, которые являются объектом сделки.

В сообщении Комиссии по ценным бумагам, опубликованном в день объявления о сделке, говорится, что Yandex N.V и Uber International C.V передадут свои бизнесы в новую компанию MLU B.V, зарегистрированную в Нидерландах. MLU получит $100 млн от «Яндекса» и $225 млн от Uber и сможет использовать их товарные знаки. Доли в совместном предприятии распределятся в иной пропорции: «Яндекс» получит 59,3%, Uber - 36,6%, оставшиеся 4,1% достанутся сотрудникам. Также за российской стороной остается право продать Uber 2% акций объединенной компании в обмен на пакет акций Uber класса А.

Помимо стран, перечисленных в официальном заявлении, MLU также сможет работать в Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане «при получении соответствующих разрешений».

Таким образом, сделка закрепляет за объединенным бизнесом права практически на все постсоветское пространство, за исключением стран Балтии и Украины.

Объединенный бизнес, оцененный сторонами в $3,725 млрд, по мнению создателей и аналитиков, имеет хорошее будущее. Представители «Яндекса» ориентируются на мнение «ВТБ Капитала», оценившего в 2016 году объем российского рынка легальных перевозок в 501 млрд рублей, и данные Аналитического центра при правительстве России по «теневому сегменту» за 2015 год - 116 млрд рублей. Исходя из этих цифр, Худавердян надеется, что после закрытия сделки на новую компанию будет приходиться около 5–6% от всего объема пассажирских перевозок в России. В отчете Credit Suisse говорится, что после слияния компания сможет претендовать на 69% онлайн-заказов такси, то есть 75% онлайн-рынка в стоимостном выражении.

О долгосрочных перспективах свидетельствует отчет UBS. По мнению его экспертов, в последние годы доли офлайн-такси и «теневого сегмента» в рынке перевозок снижаются и к 2021 году онлайн-сегмент на рынке легального такси в России вырастет до 80% с нынешних 20%. MLU будет выполнять около 80% онлайн-заказов.

Многообещающе выглядит грядущее выведение совместного предприятия на IPO в США. Финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский сообщил об этом в интервью Bloomberg, добавив, что первичное размещение акций может состояться в начале 2019 года.

- При участии Александра Баулина

Сегодня «Яндекс» и Uber решили объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок и создать для этого новую компанию. Об этом сообщили представители «Яндекса» в своем блоге. По данным «Ведомостей» , альянс будет работать в России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. Бизнес Uber в Украине не является частью сделки.

По данным агентств, сразу после появления новости в СМИ котировки «Яндекса» на Московской бирже взлетели почти на 7%. Uber и «Яндекс» приняли решение проинвестировать в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая объединенную компанию в $3,725 млрд. На 59,3% компания будет принадлежать «Яндексу», на 36,6% - Uber, а на 4,1% - сотрудникам объединенной компании.

«Наши команды будут объединены. Я становлюсь генеральным директором объединенной компании», - заявил гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. По словам Худавердяна, компании хотят вместе строить «персональный общественный транспорт» - альтернативу личному автомобилю, автобусам и метро.

По данным аналитиков Financial Times, сделка означает, что Uber уступает «Яндексу» российский рынок такси после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы. Это первый стратегический шаг Uber после скандального ухода основателя сервиса Тревиса Каланика.

После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок - и «Яндекс.Такси», и Uber - по-прежнему будут доступны пользователям. Но таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом, подчеркивается в сообщении.

«Объединенная компания будет использовать технологии и знания „Яндекса“ в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок», - отметили стороны.

Советы директоров обеих компаний уже одобрили сделку, теперь ее должны согласовать регуляторы. Стороны рассчитывают завершить объединение в IV квартале 2017 года. По статистике за минувший июнь, объединенная платформа охватит 127 городов в шести странах, на оба сервиса приходится 35 млн поездок в месяц, их суммарная стоимость составила 7,9 млрд руб.

Дополнено

Данное соглашение об объединении напрямую затрагивает и Беларусь.

- Беларусь, так же как и Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан и Россия, входит в сферу интересов, в сферу деятельности новой компании, которая будет образована в результате объединения бизнеса «Яндекс.Такси» и Uber, - прокомментировали ситуацию корреспонденту Onliner.by в Uber. - Соглашение подписано, формирование юридического лица и новой компании по плану, действительно, должно завершиться в IV квартале 2017 года.

В Uber пояснили, что новая компания начнет свою деятельности единовременно и в России, и в Беларуси, так же как и в других перечисленных странах, и сменит сервисы Uber и «Яндекс.Такси».

Совместное предприятие с «Яндексом» по заказу такси в России пока приносит Uber только убытки. Компании объединились в начале прошлого года, но вместо прибыли транспортный гигант недосчитался 42 миллионов долларов. Почему российско-американский сервис заказа такси не оправдал надежды инвесторов и пассажиров, разбирался «360».

Американская компания Uber Technologies отчиталась о своих доходах за 2018 год. Согласно данным налоговой отчетности, она заработала 11,3 миллиарда долларов, а чистая прибыль составила 997 миллионов долларов. При этом операционные расходы агрегатора такси увеличились по сравнению с предыдущим годом на 8% - до трех миллиардов долларов.

Одной из таких статей расходов стало для корпорации сотрудничество с российским партнером «Яндекс.Такси». За год Uber получил чистый убыток в размере 42 миллионов долларов после объединения с «Яндексом». В настоящее время американский транспортный гигант владеет 38% в предприятии. По условиям сделки, Uber не имеет права продавать свои акции в совместной компании без согласия российского партнера в период до 2021 года. Также до 2025 года американской компании запрещено конкурировать с «Яндексом» на территории СНГ и открывать собственный сервис по заказу такси.

Выбор этих дат неслучаен, объясняют опрошенные «360» аналитики. При текущих объемах перевозок и интеграции с другими сервисами, например, «Яндекс.Еда», в плюс компания выйдет как раз только к 2021 году, считает аналитик отдела анализа рынков АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. «Несмотря на все усилия топ-менеджмента, сервис до сих пор не приносит прибыль своим владельцам. Только за прошлый год его чистый убыток превысил 4,4 миллиарда рублей. По сути, компания с выручкой в 19 миллиардов рублей продолжает оставаться убыточной», - отмечает собеседник «360».

Между тем аналитик не исключает, что уже последующие пару лет дела совместного российско-американского детища пойдут в гору. «В четвертом квартале прошлого года „Яндекс.Такси“ показал убыток всего в размере 129 миллионов рублей. Не исключаю, что уже в первом квартале этого года выйдет в ноль и покажет прибыль уже этим летом или осенью. Объединение с Uber радикально сократило конкуренцию на рынке сервисов такси в России. К тому же адаптивный период закончился, поэтому акционеры скоро начнут получать дивиденды от вложений», - уверен Нигматуллин, подчеркнув, что улучшить показатели компании поможет смена управленческой стратегии.

Дело в том, что в плане корпоративного управления Uber также имеет ряд ограничений. К примеру, американцы не имеют контролирующего влияния в совете директоров, то есть «Яндекс» может принимать ключевые решения без согласования со своими заокеанскими партнерами. Вдобавок компания не представлена в менеджменте объединенного предприятия и не участвует в ежедневном управлении бизнесом на местах.

Рынок на двоих


Источник фото: РИА «Новости»

Uber и «Яндекс.Такси» создали совместную компанию по заказу такси в России и СНГ еще в феврале 2018 года. По условиям объединения, пассажиры продолжали заказывать такси в каждом из приложений, хотя водители получали заказы через единую платформу. Пассажиры могут воспользоваться услугами такси не только на территории РФ, но и в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении.

Как рассказали «360» в пресс-службе компании, на данный момент Uber Russia стал доступен в 150 регионах России. «Инвестиции в Uber Russia, включая скидки для пользователей, мотивационные программы для водителей и рекламу, в 2019 году превысят два миллиарда рублей», - пояснил представитель, отказавшись предоставить информацию о финансовой отчетности совместного с Uber предприятия.

На момент закрытия сделки Uber и «Яндекс» вложили в проект по 225 и 100 миллионов долларов соответственно. Вдобавок руководство Uber выпустило в пользу «Яндекса» два миллиона своих акций по цене 26 долларов за штуку. При этом через год американцы обязаны были выкупить эти ценные бумаги в два раза дороже - по 48 долларов за акцию. В итоге «Яндекс» может получить порядка 96 миллионов долларов прибыли.

Несмотря на убытки, разрыв с «Яндексом» невыгоден Uber, уверены опрошенные «360» участники рынка. По мнению президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова, Uber до сих пор не имеет инструментов для реализации коммерческих перевозок. «Изначально Uber задумывался как посредник между водителями и пассажирами и не брал существенной платы за свое сводничество. Теперь же с помощью коммерческой структуры в лице „Яндекса“ американская компания стала полноценным агрегатором такси и вряд ли откажется от подобного статуса, по крайней мере в России», - считает собеседник «360».

О малой вероятности распада говорит и Тимур Нигматуллин. По его словам, в случае дезинтеграции два агрегатора вступят в конкурентную борьбу друг с другом, что выльется в еще большие убытки для обоих. «Пытаясь получить как можно больше клиентов, они будут вынуждены снижать цены и возить пассажиров себе в убыток. Такой сценарий хорош для пассажиров, но только не для компаний», - заключил аналитик.

человек поделились статьей

Глобальные сервисы Uber и «Яндекс.Такси» в России создали объединенную компанию, которая будет работать также на рынках Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии и Беларуси. Название нового объединения - NewCo, компания будет зарегистрирована в Нидерландах.

Пакет в 59,3% в NewCo достались «Яндексу», 36,6% - Uber, еще 4,1% - сотрудникам. По условиям соглашения, стороны договорились инвестировать в компанию $100 млн и $225 млн соответственно. Мировые СМИ назвали соглашение уходом Uber из России и с других рынков СНГ (кроме Украины). Стоимость акций «Яндекса» на Московской бирже вчера побила исторический максимум. Состояние бизнесмена Аркадия Воложа, одного из совладельцев «Яндекса», за один день выросло на $200 млн.

Почему произошла сделка? Соглашение можно назвать финальным аккордом в той ожесточенной конкуренции, с которой Uber сталкивается в ходе своей активной внешней экспансии, в частности в России, пишут мировые СМИ. Служба «Яндекс.Такси» начала работать в РФ в 2011 году, Uber - двумя годами позже. Последняя развивалась достаточно агрессивно, ее доля в 2016 году на российском рынке составила около 18%, что вдвое выше, чем годом ранее.

Но «Яндекс» все равно впереди: у него 30%, и тоже рост в два раза за год. Объем рынка такси в РФ в 2016-м оценивался в примерно $9 млрд, в последнее время он быстро рос благодаря этим двум компаниям. На рынке уже не так много игроков - в апреле об объединении объявили большие службы-агрегаторы такси Fasten и RuTaxi.

Кроме этого тандема, а также Uber и «Яндекса», заметной компанией является сервис Gett, есть еще службы поменьше - «Максим», «Вези» и другие. С приходом Uber конкурентам не удалось избежать ценовой войны, и снижение стоимости поездок привело к охлаждению интереса к этому бизнесу со стороны водителей. Эксперты уверены, что назрела консолидация. «Компания «Яндекс.Такси» поставила целью крупное размещение акций, поэтому нужно было любой ценой собрать максимальную аудиторию. Понятно, что в этой ценовой войне рано или поздно у кого-то должны были закончиться деньги», - считает Даниил Ваховский, директор по маркетингу украинского сервиса Uklon.

Кто больше зарабатывал? Uber не раскрывает своих данных по выручке и прибыли по отдельным странам, в 2016 году глобальная компания получила $2,8 млрд убытков. «Яндекс.Такси» в РФ тоже была убыточной - $35 млн убытка в 2016 году. Выйти на прибыль сервис планировал только к 2021 году. В апреле российский «Коммерсантъ» писал о том, что «Яндекс.Такси» выдал JP Morgan мандат на поиск инвестора с намерением привлечь на развитие около $150-200 млн, возможно, в обмен на пакет акций в 13-17%.

Один из источников издания предположил, что средства нужны компании для поглощений накануне ожидаемой консолидации рынка. «Этим соглашением «Яндекс» устраняет агрессивного конкурента, что в итоге приведет к улучшению монетизации и доходности», - сказал Reuters аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Другие добавляют, что экономика проекта Uber не позволяла дальше субсидировать поездки с учетом не слишком значительной доли рынка. Тогда как органический рост компании уже на грани исчерпания, и наращивать дальше было бы сложнее.

Почему Uber вкладывает больше денег, но получает меньше акций? Взносы были рассчитаны на основании оценки стоимости компаний, сделанной во время подготовки соглашения, говорит главный специалист по аналитике и стратегии Mail.Ru Group Александр Горный. Uber досталось мало, и компания добавила больше денег, чтобы ее доля стала больше. Но все равно недостаточно много денег, чтобы она стала 50%. Яндекс действительно был существенно больше по всем показателям», - говорит Горный.

«Бизнес «Яндекс.Такси»в регионе больше, чем бизнес Uber, поэтому логично, что доля «Яндекса» в новой компании больше. Мы считаем соглашение очень выгодным для нас», - прокомментировали в Uber.

У Uber проблемы с прибылью и на других рынках. Почему уходит именно из РФ? Хотя такой шаг - действительно редкий для компании, которая все же чаще расширяет свою географию, чем сужает, такое с Uber произошло не только в России. В прошлом году китайская компания Uber China объединилась с местным конкурентом Didi Chuxing. Именно последняя компания стала платформой для объединения. До этого Uber потратил миллиарды долларов на субсидии для местных водителей и все-таки не выдержал жесткой ценовой войны.

После объединения он получил долю в совместном предприятии в размере 17,5%, что соответствует около $8 млрд. При этом компания действительно продолжает терпеть убытки в Индии и Юго-Восточной Азии, пишет Bloomberg. Аналитики агентства прогнозируют, что соглашение в РФ станет предшественником дальнейших процессов консолидации в этой части мира, в том числе на больших развивающихся рынках.

Так что в итоге получат обе компании? Прежде всего взаимный доступ на рынки и к капиталам. Сегодня Uber доступен в 16 городах России, «Яндекс.Такси» - в 126 городах и шести странах. Соответственно, в результате сделки Uber получит доступ ко всем другим городам России, Армении, Грузии. Тогда как «Яндекс.Такси» автоматически выходит на рынок Азербайджана, где работает Uber. По данным российского РБК, до соглашения суточное количество поездок на такси у «Яндекса» составляла 500 000, у Uber - 160 000 (у объединенного сервиса Fasten, по данным самой компании, - 1,5 млн поездок в сутки).

Теперь же бывшие конкуренты из нового тандема рассчитывают обслуживать совместно 35 млн поездок, общая стоимость которых составит около $135 млн. То есть по объему выручки общая доля NewCo на рынке составит около 16%. Сами участники тандема оценивают стоимость новой компании в $3,73 млрд. Она будет работать на одной технологической платформе, однако для пользователей будут по-прежнему доступны оба приложения.

Вырастут ли теперь цены на такси? Мнения аналитиков расходятся. Одни считают, что да, поскольку именно прекращение ценового демпинга является одной из целей объединения. Другие уверены: пока цены сохранятся, поскольку конкуренция все еще есть, и, возможно, рынок будет продолжать укрупняться. Основатель сервиса Gett Дэйв Вайсер уже спрогнозировал, что цены вырастут, а маржинальность этого бизнеса в России стабилизируется. Сами представители новой компании уверяют, что пока планов по пересмотру тарифов нет. В любом случае, соглашение еще пристально изучат антимонопольные органы, которые в течение 30 дней должны дать свое заключение.

А что с Uber в Украине, почему компания не вошла в соглашение? Скорее всего, из-за политических рисков, которые несет в Украине бренд «Яндекс». «В Украине компании «Яндекс» и «Яндекс.Такси» находятся под санкциями согласно приказу президента и решению СНБО», - напоминает Даниил Ваховский. При этом он предполагает, что сделка могла включить в себя и украинский бизнес, но не афишируя это.

«Это вполне возможно, ведь соглашение еще не закрыто, его детали не обнародованы, а значит, мы всего можем не знать», - говорит он. Возможна ли подобная консолидация рынка такси в Украине в ближайшее будущее? Вряд ли, считает эксперт.

«Во-первых, потому что все игроки в Украине достаточно независимыми, во-вторых, потому что рынок у нас находится в значительно менее адекватном состоянии с точки зрения регулирования, чем в России. Там все-таки он более цивилизованный и упорядоченный», - считает Ваховский. В пресс-службе Uber ранее сообщали, что Украина не является частью соглашения с «Яндексом». Но добавили, что из-за нее Uber отказывается от объявленных ранее планов открыть в Киеве центральный офис по работе на территории СНГ.

Если вы дочитали этот материал до конца , мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.

Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.

Нам очень важна ваша поддержка!

Почему мы вводим платную подписку?

Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.

Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.

Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.

Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:

  • Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
  • Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
  • Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
  • Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
  • Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
  • Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.

Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.

Ежемесячная поддержка у 196 грн Помочь проекту однократно