Целью некоммерческих объединений предприятий является. Виды некоммерческих организаций

Некоммерческие организации отличаются тем, что извлечение прибыли не является для них основной целью, а полученная прибыль не делится между участниками организации. Однако некоммерческие организации тоже занимаются предпринимательской деятельностью в пределах уставных целей.

К таким организациям относятся:

Потребительские кооперативы;

Общественные или религиозные организации (объединения);

Финансируемые собственником учреждения;

Благотворительные и иные фонды;

Другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом.

В частности, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. введены две такие формы: некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация. Ст. 291 ГК РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме товарищества собственников жилья. Кроме того, существуют объединения работодателей, торгово-промышленная палата, товарная биржа и др.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовный и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. Организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В отношении некоммерческих организаций действует принцип специальной правоспособности, т.е. они могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе или другом учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Деятельность отдельных видов некоммерческих организаций регулируют: федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья" и др.

Потребительские кооперативы – это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов (в изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами).

Паевой фонд создается за счет взносов участников и должен быть оплачен к моменту государственной регистрации кооператива либо полностью, либо в размере, предусмотренном законом для определенного вида кооперативов.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита («кассы взаимопомощи»); общества взаимного страхования и др.

Потребительский кооператив создается в соответствии с разрешением его учредителей (членов) на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. В уставе наряду с общими сведениями должны также содержаться данные о порядке управления деятельностью кооператива, составе и компетенции органов управления, порядке принятия решений, размере и порядке внесения паевых взносов его членами и ответственности за просрочку, порядке покрытия понесенных кооперативом убытков.

Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица. Потребительские кооперативы должны учреждаться не менее чем тремя лицами (для потребительских обществ в качестве учредителей требуется не менее 5 граждан и/или 3 юридических лиц). Они не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного участника (члена).

Управление потребительским кооперативом строится по общим для всех кооперативов принципам. Высший орган – общее собрание участников. В соответствии с уставом общее собрание имеет исключительную компетенцию:

Рассматривает любой вопрос деятельности кооператива;

Формирует исполнительные органы, в ведение которых входит решение всех вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания (председатель, правление, наблюдательный совет).

Каждый участник независимо от размера паевого взноса обладает одним голосом при принятии решений на общем собрании. Он вправе принимать участие в управлении делами кооператива, в том числе в составе исполнительных органов, а также получать в пользование часть кооперативного имущества, пропорциональную своему паю. Член кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в предусмотренных законом и уставом кооператива случаях и иные выплаты. Он вправе также продать, передать по наследству или иным образом произвести отчуждение своего пая и тем самым выйти из числа участников кооператива. Пай может быть разделен между несколькими лицами (в частности, наследниками умершего члена) лишь в случаях, прямо предусмотренных законом и уставом кооператива (нельзя, например, разделить пай, связанный с использованием однокомнатной квартиры, земельным участком меньше 0,06 га).

Обязанности члена потребительского кооператива: оплата вступительного, паевого и иных взносов; покрытие за счет дополнительных взносов убытков кооператива; иные обязанности (например, по отработке определенного времени при создании объектов кооперативной собственности).

За невыполнение обязанностей пайщик может быть исключен из кооператива по решению общего собрания (которое может быть обжаловано в судебном порядке).

Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Особым основанием реорганизации или ликвидации является полное внесение паевых взносов за предоставленные в пользование объекты, поскольку это обстоятельство влечет возникновение права собственности на это имущество и соответственно прекращение этого права для кооператива (дом, гараж, земельный участок и т.п.).

В такой ситуации потребительский кооператив должен быть преобразован в иной потребительский кооператив (по совместной эксплуатации объекта) или в другую форму некоммерческой организации (товарищество собственников жилья) либо ликвидирован.

Общественные организации. К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.

В крупных общественных организациях юридическими лицами могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные званья (в этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций).

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан. В числе учредителей и участников могут быть другие общественные организации – юридические лица.

Учредительным документом общественной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе помимо общих сведений должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция), источники образования имущества.

Общественные организации вправе создавать другие некоммерческие, а также коммерческие организации или быть их участниками. Такие коммерческие организации должны заниматься деятельностью, которая соответствует целям общественной организации. Полученные доходы должны идти на достижение уставных целей общественной организации.

Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами и несут равные обязанности, за нарушение которых могут быть исключены из организации. Высшим органом организации является ее съезд или общее собрание участников, которые избирают исполнительные органы и имеют исключительную компетенцию, определенную законом и уставом (все сделки от имени организации подлежат предварительному одобрению ее коллегиального органа, в противном случае они могут быть признаны недействительными).

Общественные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Остаток имущества организации, образовавшийся в результате ее ликвидации, подлежат направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии – на цели, определенные решением суда.

Религиозные организации. Они являются разновидностью общественных организаций. Это объединения граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающие соответствующими этим целям признаками. К ним относятся: наличие вероучения и религиозной догматики; совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; проповедническая деятельность (религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения).

Религиозные организации могут выступать в виде: общин, монастырей, братств, миссий и т.п.

Учреждения. Это организации, созданные собственниками для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учредители-собственники несут неограниченную дополнительную ответственность по долгам учреждения.

К числу учредителей относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей они могут быть и публичными, и частными.

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного и зарегистрированного устава или положения, а иногда – общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида.

В уставе определяются задачи и цели деятельности учреждения, его структура, порядок управления, права и обязанности должностных лиц, порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, ведения учета и отчетности, ликвидации и реорганизации и другие вопросы. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Учреждения обычно финансируются собственниками по смете.

Учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (это должно быть отражено в уставе или положении). Эти доходы поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной деятельностью учреждения.

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, т.е. это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника.

В отличие от всех других видов юридических лиц, учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность из собственников-учредителей. Поэтому они не могут быть объявлены банкротом.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации).

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Фонды. Это некоммерческие организации, не имеющие членства, основанные для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Участие фондов в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для этих целей имущество аккумулируется с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих сведений должны содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (чтобы не изменить статус фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами только в случаях, прямо предусмотренных уставом, а при отсутствии таких указаний – только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования (последние не могут быть учредителями благотворительных фондов, т.е. в этом случае публичное имущество использовалось бы нецелевым образом). Учредителями фонда не могут быть лица. Которые организуют и затем руководят его деятельностью. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности инее обязаны это делать.

Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц.

В фонде образуется коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом. Сделки от имени фонда подлежат предварительному одобрению попечительского совета фонда.

Для пополнения своего имущества фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Последняя обязана служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве «компании одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками. Для достижения своих целей фонды могут создавать и некоммерческие организации.

Фонды реорганизуются по решению учредителей или назначенного ими попечительского совета по общим правилам. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц.

Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. Ликвидация происходит по основаниям, указанным в законе, а не в уставе, и допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке. Остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства.

Ассоциации, союзы. Это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

В отличие от объединений холдингового типа, данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом цели координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов.

Они воздаются на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации (однако коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации и союзы). Закон не устанавливает минимально необходимого числа участников таких организаций. Одно и то же юридическое лицо может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав. В первом из них определяются цели объединения и условия участия в нем, а во втором – статус самого объединения. В учредительных документах должны содержаться сведения, определяющие объем и характер специальной компетенции объединения, основной предмет его деятельности, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия ими решений, порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Высшим органом объединения является общее собрание участников (их представителей). Исполнительные органы образуются общим собранием из числа физических лиц (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы от такой деятельности используются только на нужды объединения.

Права члена ассоциации (союза):

Участвовать в управлении делами объединения на равных правах с другими членами;

Безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза);

Беспрепятственно выйти из объединения.

Обязанности члена ассоциации (союза):

Уплачивать членские и иные взносы;

Участвовать в выплате долгов ассоциации (союза) пропорционально взносу в ее имущество (эта обязанность сохраняется в течение двух лет после выхода из объединения).

За неисполнение обязанности уплачивать взносы участник может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников.

Новые члены принимаются в объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества после ликвидации ассоциации (союза) передается для использования на цели, определенные в ее уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между учредителями объединения.

Некоммерческие партнерства. Это некоммерческие организации, созданные для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности (достижения некоммерческих целей).

Некоммерческие партнерства – объединения граждан и юридических лиц (в том числе коммерческих организаций). Главную особенность некоммерческого партнерства составляет возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества.

Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства. В этих документах должны содержаться сведения о характере и целях деятельности партнерства, условиях членства в нем, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках формирования имущества и о порядке распределения его остатка после ликвидации партнерства.

Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, но партнерство в любом случае не может быть создано одним лицом.

Высшим органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание постоянно действующего органа (типа наблюдательного совета). В партнерстве обязателен единоличный исполнительный орган, образуемый его высшим органом, а в случаях. Предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правление, директорат и т.п.).

Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своим уставом. Оно может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Права членов партнерства:

Участвовать в управлении делами;

Получать информацию о деятельности партнерства;

Свободно выйти из партнерства, получив часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства, за исключением членских взносов (если иное не следует из закона или учредительных документов);

Получать часть остатка имущества пропорционально своему взносу в имущество партнерства при его ликвидации и др.

Обязанности членов партнерства:

Вносить взносы в имущество;

Другие предусмотренные учредительными документами обязанности.

Партнерства реорганизуются и ликвидируются по общим правилам.

По единогласному решению учредителей оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию. Закон не предусматривает преобразование партнерства в коммерческую организацию.

Автономные некоммерческие организации. Это учрежденные на основе добровольных имущественных взносов некоммерческие организации, имеющие целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам. Они не имеют членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.п.). От учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на передаваемое им учредителями имущество.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Закон не исключает здесь и единоличного учредительства.

Учредительным документом является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно и заключение учредительного договора.

В уставе указываются предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ликвидации организации.

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший орган, имеющий исключительную компетенцию. В него включаются как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (или коллегиальным, если он предусмотрен уставом).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием деятельности организации ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию либо в фонд, но не в коммерческую организацию. Остаток ее имущества после ликвидации используется в соответствии с указаниями устава.

Товарищество собственников жилья. Товариществом собственником жилья признается организация, созданная на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживания принадлежащих им жилых помещений.

Товарищество организуется не менее чем двумя домовладельцами, в качестве которых могут выступать не только граждане, но и иные собственники жилых помещений – юридические лица, публично-правовые образования.

Правовой статус товарищества собственников жилья определяется его уставом. Устав принимается на общем собрании домовладельцев большинством голосов присутствующих домовладельцев или их представителей.

Закон РФ «О товариществах собственников жилья» определяет права и обязанности.

В частности, товарищество имеет право:

Заключать договоры на управление, обслуживание, эксплуатацию общего имущества;

Организовывать собственное домоуправление для обслуживания недвижимого имущества в кондоминиуме;

Определять бюджет товарищества;

Устанавливать размеры платежей, сборов, взносов для каждого домовладельца в соответствии с его долей участия;

Выполнять работы и оказывать услуги членам товарищества;

Пользоваться кредитами банка;

Иметь в собственности помещения в кондоминиуме;

Продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду оборудование, инвентарь и другие материальные ценности;

Предоставлять в пользование или ограниченное пользование объекты общего имущества какому-либо лицу или лицам;

Получать в бессрочное пользование или приобретать в собственность земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек;

Ряд других прав.

Товарищество собственников жилья обязано:

Обеспечивать выполнение требований Закона «О товариществах собственников жилья», иных законодательных и правовых актов, а также устава товарищества;

Выполнять принятые на себя договорные обязательства;

Обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества;

Обеспечивать соблюдение интересов членов товарищества при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, распределения между домовладельцами издержек по содержанию и ремонту общего имущества;

Ряд других.

Органами управления товариществом являются общее собрание и правление.

Общее собрание членов товарищества является его высшим органом управления и создается в порядке, установленном уставом товарищества, созывается один раз в год. Внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих 10 % голосов и более от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии и органа местного самоуправления.

К исключительной компетенции общего собрания относится:

Внесение изменений и дополнений в устав;

Решение о реорганизации и ликвидации товарищества;

Принятие решения об отчуждении, о сдаче в аренду, залоге или передаче иных прав на имущество товарищества домовладельцам или третьим лицам, предоставлении сервитутов или иных прав пользования общим имуществом в кондоминиуме;

Принятие решения о приобретении, строительстве, реконструкции, возведении хозяйственных построек и других сооружений, ремонте недвижимого имущества;

Принятие решения о получении заемных средств, включая банковские кредиты;

Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.

Решения по перечисленным вопросам принимаются большинством в две трети голосов от общего числа членов товарищества. По остальным вопросам решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на собрании.

Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется его правлением, избранным общим собранием. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Участники товарищества обладают правом голоса пропорционально доле принадлежащих им жилых помещений, если иное прямо не предусмотрено уставом товарищества. Членство в товариществе обусловлено правом собственности на соответствующее жилое помещение. Участник не может быть исключен из товарищества. В случае нарушения им обязанности по уплате взносов в имущество товарищества он должен возместить товариществу причиненные этим убытки.

Хозяйственная (предпринимательская) деятельность товарищества строго ограничена рамками эксплуатации и ремонта общей помещений и оборудования, а полученный от нее доход идет на общие нужды и не распределяется между участниками.

Товарищество собственников жилья реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. В отличие от кооперативов, закон не предусматривает для такого товарищества возможности его преобразования в иной вид юридического лица.

Торгово-промышленная палата – это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП – это самостоятельное юридическое лицо. Оно может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных задач палаты. Полученная прибыль между членами палаты не распределяется. По своим долгам ТПП отвечает всем своим имуществом. Члены палаты по ее обязательствам не несут никакой ответственности.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

Оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

Содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей хозяйства и предприятий;

Организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

Содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в РФ, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

Оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

Содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

Принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

Содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

Обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

Выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров РФ.

Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, на территории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Учредителей палаты должно быть не менее пятнадцати. Они созывают учредительный съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимают устав и образуют руководящие органы торгово-промышленной палаты. Членами палаты могут быть любые российские предприятия и индивидуальные предприниматели, а также организации, их объединяющие.

Со дня принятия устава учредители торгово-промышленной палаты в месячный срок подают заявление для ее государственной регистрации, которая осуществляется органами юстиции.

Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации и ликвидации. Решение по данному вопросу принимается высшими руководящими органами палат. Имущество ликвидированной ТПП после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.

Торгово-промышленные палаты имеют право:

Осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики и т.п.;

Представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;

Оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании объектов промышленной собственности, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

Проводить экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;

Вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров в предпринимательской деятельности;

Организовывать международные выставки;

Создавать, реорганизовывать и ликвидировать в РФ и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

Издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;

Самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;

Открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;

Образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;

Поддерживать прямые международные контакты и заключать соответствующие соглашения;

Осуществлять иные полномочия.

Объединение работодателей. В соответствии с Законом от 27.11.02 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» указанное объединение является формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей и созданной в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.

В отличие от союзов (ассоциаций), в объединении работодателей могут состоять как коммерческие, так и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.

Виды объединений работодателей:

Общероссийское объединение работодателей (создается общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ);

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями, которые должны осуществлять свою деятельность не территории более половины субъектов РФ и с ними должно состоять в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности);

Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ);

Региональное объединение работодателей (создается работодателями (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Региональное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Территориальное объединение работодателей (создается работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования);

Территориальное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования).

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей, которыми могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Учредительным документом объединения работодателей является устав, который должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателя полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.

Права объединения работодателей:

Формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

Отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

Наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

Вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные сними экономические отношения и затрагивающие права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

Принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

Получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

Другие права, предусмотренные уставом объединения работодателей.

Обязанности объединения работодателей:

Вести коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

Выполнять заключенные соглашения;

Предоставлять своим членам информацию о заключенных соглашениях и тексты этих соглашений;

Предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимым для ведения коллективных переговоров в целях заключения соглашений и контроля за их выполнением;

Осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

Содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения;

Оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Исполнять иные обязанности, предусмотренные уставом объединения.

Права членов объединения работодателей:

Участвовать в формировании органов управления объединения работодателей;

Вносить на рассмотрение органов управления предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений;

Участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений;

Получать от объединения работодателей помощь в решении трудовых и других связанных с ними вопросов;

Свободно выходить из объединения работодателей;

И другие.

Обязанности членов объединения работодателей:

Выполнять требования устава объединения работодателей;

Соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Нарушение или невыполнение взятых на себя обязательств влечет ответственность в порядке, установленном законодательством и соглашениями, заключенными объединением работодателей.

Выход работодателя из объединения не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в объединении.

Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных этими соглашениями.

При выходе из объединения работодателей его члены не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляется на основании соответствующего решения вышестоящего органа управления объединения работодателей, а также в случаях, установленных федеральными законами.

Товарная биржа – это объединение (на началах членства) предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров. Товарные биржи служат для организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, но сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью заключаются и исполняются сделки, приносящие доход, однако сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников.

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10.

Членами биржи не могут быть:

Служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

Предприятия, учреждения, организации, если их руководители (их замы или руководители обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

Высшие и местные органы государственной власти и управления;

Банки, страховые и инвестиционные компании и фонды;

Общественные, религиозные и благотворительные объединения;

Физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членство на бирже дает право:

Участвовать в биржевой торговле;

Участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей;

Получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.

Учредительным документом биржи является ее устав. В нем должно быть определено:

Структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;

Размер уставного капитала;

Перечень и порядок формирования постоянных фондов;

Максимальное число членов биржи;

Порядок приема в члены биржи, приостановка и прекращение членства;

Права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;

Порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Высшим органом управления биржи является общее собрание членов. Доля каждого участника в уставном капитале не может превышать 10 %.

Среди участников биржи различаются полные и неполные члены. Первые имеют право на участие в биржевых торгах во всех се5кциях биржи и соответствующее число голосов на общих собраниях биржи и ее секций. Вторые вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях и имеют определенное число голосов на общем собрании биржи и на собрании ее соответствующей секции.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

Виды биржевых сделок:

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

Сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

Другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленных в правилах биржевой торговли.

Биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания.

* В расчетах используются средние данные по России

Мы все привыкли к тому, что предприниматель – это распространённый род занятий, профессия даже в какой-то степени. Когда российское правительство прозрело и поняло, что плановая экономика вместе с социализмом и тем более уж сказочным коммунизмом является не более, чем простой утопией (во всяком случае на данном этапе развития человечества), было принято решение всё же вернуться к менее совершенной по Марксу формации. Капитализм стал легальным, а значит, легальным стало и предпринимательство. Множество людей принялись заниматься тем, что ещё вчера называлось спекуляцией и воровством у общества, и тогда немногим было понятно предназначение также прописанных в законе некоммерческих организаций. Однако уже очень скоро стало понятно, что те функции, которыми раньше управляло государство, теперь редко им контролируются; людям дали свободу.

В российском законодательстве до сих пор осталось много неточностей и лишних понятий, так, многие виды НКО (а именно эта аббревиатура стала общеупотребительной, как ООО для общества с ограниченной ответственностью), описанные в законе, отличаются только названиями. Форм НКО великое множество, гораздо больше, чем форм коммерческих организаций, но «нужных» из них всего лишь несколько. Впрочем, это позволяет более точно характеризовать себя при указании реквизитов, разграничивая понятия товарищества и объединения.

Человек или группа людей, которые решили создать некоммерческую организацию редко задаются вопросом «зачем?». А вот обывателей этот вопрос порою интересует. Действительно, зачем? Ведь некоммерческая организация в своём понятии содержит тот смысл, что извлекать прибыль не получится. Для чего людям тратить своё время и силы на содержание целого предприятия? И откуда брать порой немалое количество средств для содержания организации?

На самом деле значительная часть НКО держится на энтузиазме и пожертвовании её участников, которые благодаря зарегистрированной правовой форме имеют возможность отстаивать свои интересы от имени юридического лица, представлять себя от имени организации и более эффективно добиваться поставленной цели. Некоммерческая организация создаётся и тогда, когда люди стремятся объединиться и привлечь новых сторонников (так, например, партия – тоже может быть некоммерческой организацией), взять на себя обязанности, которые не регулируются правительственными организациями.

Отдельно стоит упомянуть СРО – саморегулируемую организацию, которая, являясь некоммерческим объединением, формируется из субъектов предпринимательской деятельности. И, конечно, некоторых людей очень привлекает описание НКО в законодательных актах, где она определена как организация, которая не ставит своей основной целью извлечение прибыли. Основной, но никто же не запрещает иметь и иные цели…

Готовые идеи для вашего бизнеса

Некоммерческие организации также называются «третьим сектором», таким образом происходит их противопоставление публичным (государственным) и коммерческим организациям. Исторически сложилось, что НКО, более заинтересованные в решении своего вопроса, гораздо более эффективны при его решении, чем государство, порою даже в случае острых проблем. Конечно, кто позаботится об обществе, если не оно само. Отличительной особенностью НКО от организаций двух других секторов является невозможность эмиссии ценных бумаг, но возможность принятия пожертвований. Редкое некоммерческое объединение обходится без спонсорской поддержки извне, при этом в иных случаях может происходить накопление капитала и даже извлечение прибыли.

Да, НКО также может выступать посредником товарных отношений, осуществлять собственную реализацию товаров и предоставлять платные услуги, но вырученные средства должны быть использованы для уставных целей организации. Уставными целями могут быть только те, которые не предусматривают получение материальной выгоды, то есть получается замкнутый круг. Впрочем, никто не создаёт НКО для получения прибыли, подобная организация может быть создана коммерческим учреждением, но совершенно для других целей.

Вообще можно сказать, что некоммерческие организации определяют, свободно ли общество. Если НКО могут вести свою деятельность без контроля и ограничений (до известных пределов, конечно) со стороны государства и вообще существуют и могут быть образованы, то это говорит о предоставлении населению свобод и прав. Если НКО эффективны в своей деятельности, то тогда можно считать общество развитым и свободным.

Чтобы зарегистрировать свою некоммерческую организацию, её учредителям нужно обращаться в ближайшее отделение Министерства юстиции Российской Федерации. Чтобы возможность создания НКО было вообще рассмотрено, необходимо подать следующий пакет документов:

    Само заявление о регистрации юридического лица. Бланк заявления можно найти на сайте Минюста либо получить уже на месте. Подписывается заявление представителем будущей некоммерческой организации. Рассмотрят заявление только в том случае, если с момента принятия решения о создании НКО не прошло больше трёх месяцев.

    Квитанция об уплате государственной пошлины. Её стоимость составляет 4 тысячи рублей, но не для политических партий, которые можно создать за 2 тысячи рублей. Правда, за каждый последующий филиал партии придётся отдавать ещё по 2 тысячи.

    Протокол учредительного собрания или решение (если учредитель – один человек) о создании НКО.

    Устав и прочие учредительные документы. Создание этих бумаг может отнять достаточно времени, и иногда проще обратиться к юристом за грамотной формулировкой целей своей деятельности.

    Реквизиты некоммерческой организации, с указанием адреса, счетов, информации об учредителях и тому подобное.

    Документы, подтверждающие право владения и распоряжения помещением и оборудованием.

Срок рассмотрения заявления составляет 33 дня для всех форм некоммерческих организаций, кроме политических партий, заявление на создание которой Минюст обязуется рассмотреть в течение 30 дней. После решения бюрократических вопросов можно приступать к непосредственной деятельности организации. Впрочем, НКО может не регистрировать свою деятельность, оставаясь неформальной организацией, но в таком случае она будет лишена всех возможностей и привилегий, оставаясь лишь кучкой единомышленников, которые с точки зрения закона будут определяться как группа лиц, но не юридическое лицо. В зависимости от целей организации может быть более предпочтительна формальная или неформальная деятельность.

Вообще условно все некоммерческие организации можно разделить на непосредственно организации и движения, и различие состоит в том, что первой формой предусмотрено обязательное членство её участников, вторая же форма может предполагать возможное членство, но не устанавливать его в обязательно порядке. Непосредственно прописанные в законе формы НКО могут относиться и к организациям, и движениям. Когда учредители определяются с целями, которых хотят достичь при образовании НКО, они выбирают форму этой организации. Отдельно нужно упомянуть государственную корпорацию, которая представляет собой НКО, созданную государством и не имеющую членства. Таким образом, создать госкорпорацию ни один человек не имеет возможности.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Ассоциация. Также называется союзом, зачастую прописывается именно такая двойная форма «Ассоциация (союз)». Отличительной особенностью такого объединения является то, что в неё могут входить и юридические лица, и физические, то есть простые люди, причём только за физическими лицами закреплено право состоять в других некоммерческих организациях. Союз осуществляет свою деятельность согласно Гражданскому кодексу РФ, и определён как форма НКО, в которой обязательно членство. Отсюда и регулируется деятельность ассоциации Общим собранием членов. На практике в союзы вступают коммерческие организации, которые таким образом стремятся скоординировать свои действия с другими предприятиями, и обычно ассоциация создаётся для защиты имущественных интересов её членов. То есть подобная форма НКО не радеет за мир во всём мире, например, а преследует более приземлённые цели и решает более насущные вопросы.

Орган самодеятельности. Представляет собой не имеющее членства объединение, которое стремится решить острые социальные вопросы. К театральной, музыкальной и прочей танцевальной самодеятельности не имеет, как правило, отношения, если только это не «Объединение в защиту художников», например. Отличительная особенность органа самодеятельности в том, что он стремится решить не проблемы своих членов (которых, в сущности-то и нет), а определённой категории или даже всего населения вне зависимости от заинтересованности последних в существовании и/или деятельности этого органа.

Политическая партия. НКО с, пожалуй, самой сложной структурой. Как и всё в политике, партия устроена очень сложна и зарегистрировать её можно только при выполнении ряда условий. Самые серьёзные ограничения касаются размеров партии – её представительства должны быть более, чем в половине субъектов Российской Федерации, а состоять в партии должно не меньше пятисот человек. И это ещё совсем немного, так как до 2012 партия могла быть образована только в случае, если её членами являются не менее 40 тысяч человек. Партия – исключительно политическая организация, её целями является только участие в политической жизни народа. Любая партия стремится к власти. Но с юридической точки зрения она является некоммерческой организацией и во многом регулируется так же, как и все остальные объединения.

Потребительский кооператив. Существенно отличается от производственного кооператива (который более верно называют артелью) и кооператива вообще. Эта форма весьма интересная и необычная, потому что занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Целью потребительского кооператива не может быть извлечение прибыли, но ему предоставляется исключительное право распределять полученную прибыль между его членами. Это связано с тем, что подобная организация изначально создаётся для удовлетворения потребностей её членов в товарах и услугах. Стать соучастником создания кооператива нельзя без внесения паевого взноса, из которых формируется первоначальный капитал предприятия. Потребительский кооператив может существовать только в том случае, если его участниками является хотя бы физических лица, иначе кооператив должен быть расформирован и преобразован в иную форму юридического лица. Таким образом, потребительский кооператив представляет собой ту форму НКО, в которой могут (и должны) состоять и обычные граждане, и юридические лица, и в которой обязательно членство.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Профсоюз. Создаётся, как понятно из названия, с целью защиты и отстаивания интересов работников. Как правило, объединение происходить между людьми одной профессии или одной отрасли производства. Профсоюзы сегодня могут выступать и за разрешение социальных вопросов, не связанных прямо с той областью, в которой должен работать профсоюз. Иногда подобные организации действительно помогают простому рабочему добиться своих прав, а иногда профсоюзы становятся дополнительной обузой для рабочего человека, потому что порою ведут чуть ли не свою полноценную политическую игру. Изначально членство в профсоюзе не обязательно, целью создания подобной организации является защита определённого класса людей вне зависимости от того, состоят они в профсоюзе или нет. На практике можно столкнуться с профсоюзом, который помогает только своим членам, которые внесли какой-либо материальный вклад в развитие организации.

Религиозная организация. По вполне понятному стечению обстоятельств отнесена к некоммерческим организациям, хотя большинство из таких объединений больше подходят под определение филиала политической партии на земле или общества с полностью отсутствующей ответственностью. Как понятно из названия, создаётся с целью донести свой сорт опиума до народа. Такая организация не только пытается вовлечь в себя как можно больше последователей, но и проводит совершение своих собственных религиозных обрядов. Вообще трактуется отдельно от понятия секта, хотя порою фактически может ей являться. Членство в религиозной организации, по сути, не должно быть обязательным, так как присоединиться к течению должен иметь возможность кто угодно.

Саморегулируемая организация. Представляет собой объединение коммерческих предприятий, работающих в одной отрасли или сфере. Этакий профсоюз для предпринимателей. Членство в подобной форме НКО обязательно, при этом СРО не только выступает в качестве защитника своих членов, но и решает возникшие споры между ними (что неудивительно, ведь члены СРО часто бывают конкурентами). При этом саморегулируемая организация не всегда выступает на стороне своих членов, общая и крупная СРО, которая регулирует целую отрасль рынка, может производить надзор за законностью совершаемых участниками этого рынка действий. Саморегулируемая организация может становиться мощным инструментом регулирования отношений организаций, освобождая от этой обязанности само государство.

Товарищество собственников жилья. Имеет общепринятую аббревиатуру ТСЖ. Собой представляет объединение собственников соседних участков или квартир, которые общими усилиями ведут хозяйство общей территории. Порою выполняет очень важную функцию, решая возникшие проблемы порою просто благодаря тому, что является юридическим лицом. Решает множество бытовых проблем, и, когда его создание целесообразно, становится незаменимым элементов сосуществования нескольких соседских квартирных или домовладений. Как правило, членство в ТСЖ обязательно и строго ограничено, но на практике товарищество выступает только в общих интересах, а значит, защищает интересы собственников жилья вне зависимости от того, состоят они в организации или нет. Несколько ТСЖ могут сливаться в единую организацию или образовывать союзы.

Учреждение. Может быть создано с разной целью, но обычно это общественно-полезные начинания. Учредителем наибольшей части учреждений в Российской Федерации выступило само государство, но и граждане, и юридические лица могут создавать свои учреждения. Главная отличительная особенность состоит в том, что учреждение одна из двух форм организаций и единственная форма некоммерческой организации, которая обладает правом оперативного управления имущества. При этом сама организация своего имущества не имеет, оно юридически закреплено за создателями самой организации. Часто учреждения основываются коммерческими предприятиями, которые стремятся заниматься благотворительностью или теми самыми общественно-значимыми и полезными делами, при этом сама НКО остаётся подотчётным и полностью зависимым от головного предприятия филиалом. Недавно появился особый вид учреждения – автономная некоммерческая организация, которая несёт ответственность всем своим имуществом по обязательствам, кроме недвижимости. При этом в автономной НКО учредители не несут субсидиарной ответственности, в отличие от учредителей учреждений.

Фонд. Представляет собой ту некоммерческую организацию, которую проще создать, чем ликвидировать. Фонд изначально создаётся с целью накопления капитала для общественно-полезных целей, именно эта форма становится благотворительными, спасательными, социальными и прочими «благородными» предприятиями. Никто из учредителей не обязан отвечать по обязательствам фонда своим имуществом, но при этом средства, поступившие в фонд, не могут быть распределены между его учредителями. Простыми словами, фонд создаётся для того, чтобы заработать или иным легальным способом получить деньги и потратить их на указанную в уставе цель. Например, накормить детей в Зимбабве. Или построить новый спорткомплекс. Для того, чтобы деньги фонда были направлены именно туда, куда было запланировано, создаётся попечительский совет из незаинтересованных (сторонних) лиц, которые следят за деятельностью организации. В фонде нет членства, вложить средства в фонд может любой желающий.

Можно сказать, что в России относительно много форм некоммерческих организаций, и здесь были рассмотрены основные с позиции выявления их отличительных особенностей, что позволяет определиться с формой предполагаемой НКО. Некоммерческие организации являются важной составляющей общественной жизни государства, и порою они непосредственно влияют на деятельность предпринимателей. НКО может стать хорошим способом иного использования капитала, отличного от коммерческого.

Матиас Лауданум
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса


58 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 94708 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Упаковка подарков – бизнес для тех, кто хочет начать своё дело, не имея значительных финансовых средств. Для старта нужны 30 тыс. рублей, базовые навыки и грамотный бизнес-план.

Нанесение огнезащиты может стать и хорошим отдельным видом бизнеса, и развитием уже имеющегося, основанного на пожарной безопасности. Спрос на такие услуги будет всегда, поэтому такое начинание имеет...

Открытая мастерская может принести хорошую прибыль или, напротив, окажется бесперспективным проектом. Как и в случае с любым другим новым видом бизнеса, чтобы минимизировать риски, стоит провести каче...

Для предпринимателя расходы на свой бизнес по доставке рецептов на дом являются небольшими. Но приносить прибыль такое предприятие будет только при очень большом количестве заказов. Предприниматель за...

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются , создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ , относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Читайте также: Что такое организационно-правовая форма юридического лица, понятие и виды ОПФ предприятий

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Некоммерческими организациями являются организации, которые:

    не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

    не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

Таким образом, некоммерческая организация – это организация, в которой не ставится задача по получению прибыли и не распределяется полученная прибыль между своими участниками.

Цели создания некоммерческой организации

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, достижении общественно полезных благ.

Некоммерческие организации создаются и действуют для достижения общественно полезных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Регистрация некоммерческой организации

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании необходимо представить в Минюст России или его территориальный орган ряд документов. К ним относятся:

    заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

    учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах.

Заметим, что для частного учреждения учредительным документом является , на что указывает п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ;

    решение о создании некоммерческой организации и утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

    сведения об учредителях в двух экземплярах.

    документ об уплате государственной пошлины.

    сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, такими формами или основными видами некоммерческих организаций являются:

    некоммерческие партнерства;

    учреждения;

    автономные некоммерческие организации;

    социальные, благотворительные и иные фонды;

    ассоциации и союзы;

    общественные или религиозные организации (объединения);

    общины коренных малочисленных народов;

    казачьи общества.

Источники формирования имущества некоммерческой организации

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

    поступления от учредителей (в том числе регулярные и единовременные);

    добровольные взносы и пожертвования;

    поступления от реализации товаров, работ, услуг;

    Некоммерческая организация: подробности для бухгалтера

    • Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)

      Налогообложения. Налоговые льготы для некоммерческих организаций Рассмотрим особенности функционирования данной структуры... АНО. АНО представляет собой унитарную некоммерческую организацию, которая: не имеет членства... необходимы для создания автономной некоммерческой организации? Особенности функционирования АНО По... (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»); о месте нахождения; о... АНО могут быть преобразованы следующие некоммерческие организации: потребительский кооператив (ст. ...

    • Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (II часть)

      АНО. Как и любая некоммерческая организация, АНО может иметь в... ; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления... документы необходимы для создания автономной некоммерческой организации? Этап 2. Уплата госпошлины. ... . Решение о создании автономной некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных... предоставляется заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих такие функции. ...

    • Об учете вкладов, взносов и иных платежей в адрес некоммерческой организации

      И иных обязательных платежей некоммерческим организациям является условием для осуществления деятельности... уплаты платежей в адрес некоммерческой организации обусловлена исключительно соглашением с... и иных обязательных платежей некоммерческим организациям является условием для осуществления... уплаты платежей в адрес некоммерческой организации обусловлена исключительно соглашением с... 11). Названное объединение, являясь некоммерческой организацией, основано на принципе обязательного членства...

    • Практические аспекты деятельности бюджетных учреждений: вопросы и ответы

      С федеральным законодательством о некоммерческих организациях бюджетное учреждение без согласия... с федеральным законодательством о некоммерческих организациях устав бюджетного учреждения должен... ? В федеральном законодательстве о некоммерческих организациях прямо не говорится... гласит: «бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ... № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Часть 13 ...

    • Какую ответственность несут учредители при ликвидации НКО?

      От формы создаваемого НКО: Формы некоммерческой организации Распределение ответственности Основание Общественные и... .123.21 ГК РФ Автономная некоммерческая организация Учредители не отвечают по обязательствам... созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по... ст.19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г...

    • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России

      И иных обязательных платежей некоммерческим организациям является условием для осуществления... уплаты платежей некоммерческой организации обусловлена соглашением с такой некоммерческой организацией, указанная норма... . Если основные средства приобретены некоммерческой организацией за счет средств, полученных... /3/61792 Пожертвование, поступившее некоммерческой организации, не учитывается при формировании... , совпадающие с уставными целями некоммерческой организации. Погашение задолженности по кредиту...

    • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

      Бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации состоит, как правило, из бухгалтерского... отчета некоммерческих организаций. Вместе с тем данные о доходах и расходах некоммерческой организации могут... быть значимыми для оценки финансового результата деятельности некоммерческой организации заинтересованными... этом исходя из этого приказа некоммерческая организация вправе самостоятельно определять детализацию показателей...

    • Как бороться с НКО-клонами?

      Регистрации НКО, «если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием». В... п.1.1, согласно которой «некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном... же касается и образовательных, медицинских некоммерческих организаций, политических, религиозных и общественных организаций...

    • Внесение изменений в устав ассоциации: особенности

      Сделать? Ассоциация (союз) представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим... .1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7 ... РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Важно! Изменения в части регулирования... только в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. В уставе ассоциации...

    • Бухгалтерский учет затрат в ТСЖ

      РФ товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии... средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации. Таким образом, все собранные затраты... ;Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 23, декабрь 2015 ...

    • Особенности учета и отчетности фондов

      1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7 ... организациях»). Прежде всего, фонд – это некоммерческая организация (НКО), Учрежденная гражданами и (или... для НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п... «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)). Кроме того...

    • Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

      1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7 ... обществ; некоммерческих партнерств; учреждений; автономных некоммерческих организаций; социальных, благотворительных и иных фондов...

    • Особенности учета и отчетности НОУ

      Представления отчетности. НОУ представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим... .1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.18 ст.2, п... -ФЗ)). К образовательным организациям относятся некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве... «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)). При этом...

    • Лицензирование образовательной деятельности (I часть)

      Положения). Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную... , рассматривалась ситуация, при которой общественная некоммерческая организация осуществляла социальную адаптацию детей, имеющих... .52 ГК РФ в уставе некоммерческой организации осуществление образовательной деятельности в качестве...

    • В Инструкцию № 157н внесены очередные изменения

      Авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров... авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям... авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров... по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям...