Экологические профессии для детей. Природоохранная деятельность старших дошкольников

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важнейшим элементов воспитания будущего поколения и предполагает:

  • -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у дошкольников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.

В формировании экологического сознания дошкольников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: уход за питомцами и растениями в живом уголке, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристско-экскурсионная форма экологических занятий (выезд на природу, в заповедники, парки, экскурсии в ботанический сад и др.). Эти выезды приучает детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

Таким, образом, можно сделать вывод, что природоохранная деятельность играет огромную роль именно в экологическом воспитании ребенка. Одно из важнейших человеческих качеств, которое развивает природоохранная деятельность это формирование заботливого отношения к природе.

Ученые отмечают, что у ребенка уже в трех летнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано, главным образом, на знаниях полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается прежде всего через проявление заботы о людях, природе. Нобходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением. Дошкольники способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы, а также проявлять заботливое отношение в действии. Например, видя потребность живого организма в чем-либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т.е. Проявить заботливость в действии (поменять подстилку животному, налить воды, насыпать корма). Кроме того обращаясь к животному ребенок ласково разговаривает с ним.

Уже традиционными, но от этого не менее интересными и эффективными, являются работы проводимые на участке детского сада, где расположен огород, цветник, ягодник. На площадках можно выращивать различные породы деревьев, в том числе и плодовых. С удовольствием дети работают на огороде: вскапывают грядки, рыхлят, сажают картофель, лук, морковь, злаковые, цветы и охотно ухаживают за ними. Осенью они могут самостоятельно собирать урожай. Овощи. зелень можно использовать на корм питомцам. Это помогает воспитывать в детях доброту, учит их заботиться о питомцах. Никто не будет отрицать, что такое вот «детское огородничество» развивает и любовь к природе, и к труду.

Для воспитания заботливости хорошо организовывать коллективный труд. Например, изготовление кормушек для птиц, обновление скворечников к весне. Коллективный труд сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом .

Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы - участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «Марш парков», «День Земли», «Чистюля», «Покормите птиц», «Посади дерево», «Елочка» и другие (из опыта детских садов). Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (например, заповедникам, паркам), птицам, животным, растениям в на близлежащих природных территориях. Во время этих акций дети вместе со взрослыми участвуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории, в заботе о пернатых. Если нет возможности проводить такие мероприятия на городском, районном уровнях, то с неменьшей эффективностью такие природоохранные праздники можно проводить на территории детского сада, в прилегающих жилых дворах. Также можно предусмотреть различные призы, значки с тематическими эмблемами -- это своеобразная благодарность за хорошо сделанную работу. Это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу.

Очень интересным, впечатляющим и действенным способом природоохранной деятельности является посещения заповедников, парков, ботанического сада. Проводя экскурсии, всегда нужно уделять особое внимание природоохранному аспекту, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу, вместе с ребятами стараться найти пути решения проблемы. Во время этих экскурсий дети учатся видеть, понимать природу, начинают осознавать какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему необходимо их беречь и охранять. Дети узнают как человек может влиять на состояние природы, как и чем он может ей помогать, оберегать. Кроме традиционных экскурсий по территории детского сада, в лес, в парк, можно, конечно же с родительской или спонсорской помощью, побывать на заводе утилизации бытовых отходов (если такой имеется в городе), где дети получат возможность увидеть, что можно сделать из обычных пластиковых бутылок, других бытовых отходов. Во время посещения ботанического сада можно (по договоренности с руководителем) проводить там тематические занятия: например «Северная природа», «Растения жарких стран», «Кактусы», «Растения - хищники». Дети получат возможность участвовать в занятиях по экологии непосредственно в оранжерее, осваивать теоретические знания и практические навыки общения с природой непосредственно в одном из главных объектов природоохранной деятельности человека.

Для привлечения внимания населения к экологическим проблемам можно устроить агитационную акцию: вместе с родителями и детьми разработать и распространять в микрорайоне памятки и агитационные листовки. Разрабатывать тексты листовок могут взрослые. а ребята сделают к ним рисунки .

Можно устроить экологический конкурс-выставку «Чистый город глазами детей». На конкурс могут изготавливаться плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняться стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику. Это может быть организовано как домашняя семейная работа с последующим праздником в детском саду. Интересны будут конкурсы на темы «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Конкурс экологических частушек», «Осенний букет» и других. Ценность таких конкурсов заключается в том, что родители и дети объединяются одной идеей, становятся единомышленниками в деле защиты и охраны природы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

«Экологическое воспитание дошкольников» - Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Задачи. Интеграции. Формы работы с детьми. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

«Экологическая культура дошкольников» - Положительные результаты. Модель экологического воспитания дошкольника. Накопление детьми эмоционального позитивного опыта. Экологическая тропа. Воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Условия организации работы с родителями. Бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

«Экологическая школа» - Защита проектов, направленных на создание экопсихологического микроклимата в школе. Дошкольники совместно со старшеклассниками расчистили и благоустроили территорию родника «Тихий». Проект. Дебат-клуб «ЭРУДИТ». Навыки здорового образа жизни закладываются в детстве. These activities have the aim to form the ecological atmosphere.

«Экология в детском саду» - Дорога к дому (о правилах поведения на улице). Почему расцвечиваются листья? 4.Экскурсии. Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? 1.Экологические занятия; 2.Кружковая работа. Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. Красота спасет мир. Что надо знать детям о природе?

«Экологические экскурсии для дошкольников» - Что необходимо человеку. Природоведческая экскурсия. Как человек использует природные богатства- воду. Озеро. Осенний лес. Важность экологического образования. У водоема. Формирование системы элементарных научных экологических знаний. Экологическая экскурсия. Диагностика. Перспективное планирование.

«Экологическая тропа в детском саду» - Выделение интересных объектов. Паспорт экологической тропинки. Правила поведения. Правила поведения на экологической тропинке. 3 основных типа экологических тропинок. Составление картосхемы. Последовательность действий. Дошкольники. Экологическая тропинка. Природоохранные знаки. Экологический маршрут.

Всего в теме 11 презентаций

Если вы решили связать свою жизнь с работой, касающейся животных, вы можете попробовать себя в роли продавца-консультанта . Эта должность не требует специального образования, однако будьте готовы к тому, что вам придется получить некоторые знания, которые помогут вам продать товар и дать клиенту профессиональную консультацию по уходу за приобретаемым животным. Часто помощники требуются в зоопарк, приют или гостиницу для животных, где также не требуют особых навыков, но и платят очень мало.

Некоторые приюты не имеют достаточного финансирования, поэтому за животными чаще всего там ухаживают добровольные волонтеры.

В зоопарки обычно требуются , герпетологи, серпентологи и другие специальности, требующие высшего биологического образования. В сфере сельского хозяйства востребованными профессиями являются зооинженеры и зоотехники, которые специализируются на разведении, кормлении и назначении сельскохозяйственных животных. Любители собак могут пойти учиться на кинолога, чтобы разводить и дрессировать этих преданных животных. Кинологи могут подготавливать собак-поводырей, выступать судьями на выставках, а также работать психологами, диетологами и фитнес-инструкторами для собак.

Работа с животными: часть 2

Если у вас имеется профессиональное образование в области психологии, лечебной медицины или , вы можете обучиться на курсах канистерапии. Канистерапия представляет собой лечение и реабилитацию людей с помощью специально обученных животных. Любители лошадей могут стать конюхами, берейторами, тренерами в конно-спортивном комплексе или жокеем, пройдя специальную подготовку.

Иппотерапия является еще одной разновидностью лечения и реабилитации пациентов с помощью прирученных лошадей.

Популярной сегодня профессией является грумер – специалист по профессиональной стрижке и уходу за собаками и кошками. Человек такой профессии обязан пройти курсы, где он обучится психологии и анатомии животных, освоит специальные инструменты и научится находить подход к своим экзотическим клиентам. Также можно попробовать себя в роли заводчика, однако для этого придется получить ветеринарные, экономические и юридические знания, накопить стартовый капитал и полюбить своих питомцев всем сердцем.

Итак, основными требованиями к , связанным с работой с животными, является любовь к ним и готовность постоянно практиковаться в обращении со своими подопечными.

С каждым годом люди все больше думают об окружающем мире, его состоянии, ресурсах и их исчерпаемости, экологии и так далее. Зеленый мир, который знали прошлые поколения, канул в Лету уже как несколько десятков лет. Все заполонили заводы, фабрики, деревоперерабатывающие концерны. На улицах все больше машин, все больше выбросов и выхлопов уходит в атмосферу. Все больше тяжелых металлов оседает в легких людей и животных. Чем дальше, тем хуже. И вот люди начали задумываться об опасности для наконец поняли, что о ней надо заботиться и делать это разумно. Этим и занялось Министерство экологии и природопользования. А вот штат для него и некоторых других организаций, занимающихся состоянием нашей среды обитания, подготавливают вузы. Называется это направление "Экология и природопользование". Давайте разберем характеристики и функции этого направления и специальности.

Характеристика направления

"Экология и природопользование" - специальность, которая готовит студентов по трем направлениям. А именно: геоэкология, природопользование, экология. Принцип у всех направлений смежный, и работать специалисты могут в будущем в одних и тех же условиях. Как стало ясно из предисловия, профессия действительно актуальна. И, что самое главное, специалистов по ней на данный момент не очень много. Это создает возможность более обширных карьерных изысканий и роста по служебной лестнице, при условии, что дело это действительно будет интересно студенту, а в будущем выпускнику и потенциальному работнику. Однако трудиться придется не только в уютном офисном кресле. "Экология и природопользование" - специальность, которая предполагает работу в полевых условиях, частые выезды на замеры и взятие проб образцов для анализов. Во всяком случае в начале карьеры будет именно так.

Что изучают студенты

Министерство экологии и природопользования Московской области нуждается в специалистах, которые могут качественно сделать свою работу. Оно предлагает множество практик, стажировок и даже вакантных мест будущим выпускникам высших учебных заведений. Но для того чтобы туда попасть, необходимо знать профильные предметы в совершенстве. Ну и, конечно, важно уметь применять знания на практике.

Комитет по экологии и природопользованию определил самые важные умения специалистов этой отрасли. К ним относятся: знание биологического разнообразия видов контролируемой территории, их требований к жизненным условиям; умение анализировать, истолковывать результаты экологических исследований; предсказывание в связи с определенными действиями техногенного характера; знание экономики природопользования; понимание принципов мониторинга состояния окружающей среды; умение рационально организовывать добычу и использование органических и природных ресурсов.

Необходимые навыки и знания

Министерство экологии и природопользования Московской области предполагает работу экспертов точной науки. Это не гуманитарная специальность в большинстве случаев. Студенту и специалисту придется делать множество расчетов глобального характера. На каждого подобного специалиста в группе работников будет возложена большая ответственность за результат их анализов, систематики и вынесенного вердикта. Направление "Экология и природопользование" вузы позиционируют как научно-исследовательское. А значит, абитуриент должен осознавать необходимость в умении орудовать числами и формулами, а также, вполне вероятно, выводить новые способы расчетов, анализа, мониторинга и других методов исследования и действий по защите окружающей среды. Способностью выдержать на себе большую ответственность обладают далеко не все люди, как и тягой к вычислениям, тем более таким сложным и масштабным.

Перспективность направления

Все в этом мире в настоящий момент "болеет" экологичностью. Экологичные продукты питания, экологичное производство одежды и бытовых предметов, экологичная добыча и выработка полезных ископаемых. Практически во всех сферах жизни общества экология заняла первое место по важности. Мало кто из нынеживущих не осознает важности сохранения окружающей среды в первоначальном, чистом варианте. А так как этой чистоты по-факту не осталось, надо всеми силами постараться ее вернуть. В любом случае ближайшие несколько десятилетий и коммерческие организации, и государственные проекты не заставят задаваться вопросом выпускников специальности "Экология и природопользование": "Кем работать?".

Карьерная лестница

Обучение подразумевает возможность продвигаться дальше, а не стоять на одном месте. Да и любой уважающий себя человек не станет всю жизнь работать без каких-либо продвижений. Будь то зарплата, профессиональные обязанности, спектр функций и так далее. Жизнь - это движение. Так вот экологи - одни из немногих специалистов, которые действительно имеют четко выстроенную иерархию карьерной лестницы и возможность по ней продвигаться. Начиная с различных исследовательских групп, сообществ и лабораторий, продолжить работу в крупных концернах, ведущих мировых производствах. Для экологов есть приятная возможность занять высокопоставленные места в правительственном аппарате. Именно взгляд социума на остростоящую проблему поможет двигаться в нужном направлении.

"Экология и природопользование": кем работать

В наши дни люди идут учиться не по зову сердца, а по рыночной обстановке и спросу на специалистов. Поэтому всегда интересен список вакансий, на которые можно устроиться по окончании учебы. Вот тут и встает вопрос: "Я отучился по специальности "Экология и природопользование". Кем работать я смогу пойти?". Животрепещущий вопрос для многих, кто заинтересовался данным направлением.

Итак, получив специальность "Экология и природопользование", кем работать можно? Это: агроэколог, биоэколог, геоэколог, гидроэколог, эколог, эколог-аудитор, эколог-инспектор, эколог-природопользователь, ну и, конечно, самое очевидное, преподаватель пройденных дисциплин. Агроэколог занимается исследованием и защитой рационального использования воды, воздуха, осуществляет комплекс мер по охране их от загрязнений. Также в его обязанности входит изучение, защита растений и животных в сельском хозяйстве от различных вирусов, грибков и болезней.

Биоэкологи осуществляют свою деятельность в основном в лабораториях и исследовательских центрах. Их задача - изучение составляющих экосистемы и разработка мер по сохранению их баланса.

Геоэкологи сопровождают все строительные работы. Любая стройка должны иметь заключение данного специалиста. Во-первых, он должен определить, насколько ущербным для природы будет возведение нового объекта, во-вторых, как окружающая среда отреагирует, какие катаклизмы и аварии могут происходить.

Профессия гидроэколога связана с водохранилищами, реками, озерами, грунтовыми водами, их биологической составляющей и степенью безопасности в плане загрязнений. Разработка очистных сооружений, нормативная документация по использованию водных ресурсов, отчеты по проделанным работам - вот что предстоит делать этому специалисту.

Эколог и эколог-инженер требуются на всех заводах и фабриках, а также в организациях, занимающихся добывающей промышленностью. Все действия участников рынка должны укладываться в нормы экологических предписаний, не превышать допустимые уровни по загрязнению и безопасности. Следить за всем этим и должен эколог.

Аудиторы и инспекторы в области экологии работают в проверяющих органах, различных санитарно-эпидемиологических станциях, государственных службах по контролю, органах статистики. Их обязанность - проверка исполнения предписаний, наложение санкций на субъекты, нарушающие нормативы.

Престиж и востребованность профессии

Что такое престижная работа в нашем обществе? Вряд ли к ней относится продавец-консультант и штатный бухгалтер. Всех этих специалистов сейчас на рынке слишком много. А вот исследователи, проектировщики, аудиторы - это уже другое дело. А ведь экологи, по сути своей, могут быть всеми вышеперечисленными. Работа эколога требует обширных знаний и умений, что уже отсеивает многочисленную публику при поступлении на данную специальность. Незаурядный ум и умение видеть то, что другие не видят, - вот, что делает престиж. А главное, за это платят неплохую зарплату. Малочисленность экологов делает их наиболее востребованными специалистами в мире, где в них остро нуждаются на данный момент. А значит, и поиск работы профессионалом будет проходить гораздо быстрее и легче.

Суть работы

В зависимости от места, куда устроится специалист, и от деятельности работодателя, обязанности его будут заключаться в следующем: проведение экологических экспертиз и мониторингов, создание и ведение экологической базы данных, формирование политики предприятия в отношении экологического поведения, подготовка программ и планов мероприятий по защите окружающей среды, внесение предложений в законодательные органы, составление отчетов по экологии, выполнению нормативных планов, расчет уровня шума на отведенной территории и в помещениях, внедрение и поддержка системы внутреннего системы управления в области Особенно такие специалисты нужны на производственных предприятиях для контроля соблюдения экологических нормативов. Специалисты без опыта работы могут начать трудовую деятельность в различных лабораториях, исследовательских центрах, группах экспертов.

Зарплатные ожидания

Самая важная и интересная часть статьи для многих читателей - сколько же стоит работа такого специалиста. Стоит ли обучаться в этом направлении. Так вот, в инженера-эколога будет получать в районе 50 000 рублей в месяц, эколог-разработчик проектов до 70 000 рублей в месяц, инженер-эколог сможет увеличивать свой бюджет каждый месяц на 100 000. В большинстве вакансий стоит параметр оплаты труда "по договоренности", а это значит, что вашу цену как специалиста вам скажут после собеседования.

Введение……………………………………………………………………3
1. Содержание и условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..4
2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условия формирования экологической культуры…………………………….10
3. Из опыта работы по организации природоохранной деятельности старшихдошкольников………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………..19

Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основынравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработкиэмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Непременной составляющейэкологического воспитания должна быть практика – природоохранная деятельность дошкольников в доступной для них форме. Характеристика способов организации такой деятельности со старшими дошкольниками и составляет цель данной работы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологическогообразования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Программой дошкольного воспитания «Пралеска» в качестве обязательной составляющей воспитаниястарших дошкольников предусмотрено экологическое воспитание. Программа в числе прочего рекомендует формировать у детей «элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге (3-4 животных и растения); о правилах поведения в лесу, на лугу и т. д.» .
Отношение к природе детей дошкольного возрастахарактеризуется, прежде всего преодолением эгоцентризма. Ребенок начинает четко отделять свое «Я» от окружающего мира, субъективное от объективного.
С.Н. Николаева считает, что в период дошкольного возраста происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, в школе среднего звена. Формируются основы личности, ребенок начинаетосознавать свое «Я» и объективно себя оценивать, выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа» .
Мироощущение «Я и природа» позволяет, по мнению исследователей, формировать осознанно-правильное отношение к природе у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое затем ложится в основу экологически правильнойпрактической деятельности, в которой проявляется и реализуется экологическая культура личности.
По мнению С.Н.Николаевой, предпосылками для формирования осознанно правильного отношения к природе являются:
понимание связи растений и животных с внешними условиями среды, их приспособленности к среде...