Культурное общение в обществе. План-конспект занятия на тему: Культура общения

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

Человек способен развивать и поддерживать . Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и в повседневной жизни и в общественных местах.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Теоретический и практический курс

Учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов

САРАТОВ

2014
УДК 811.161.1’271.2(075.8)

А.И. Буранова, Д.В. Калуженина, Ю.В. Каменская,

Н.Б. Рогачева, Е.В. Старостина, Н.Г. Шаповалова

К90 Культура русской речи: теоретический и практический курс: учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов. – Саратов, 2014. – 86 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой курса «Русский язык и культура речи». Теоретический материал излагается с использованием традиционных лингвистических терминов. Каждый раздел сопровождается вопросами и заданиями для закрепления материала.

Пособие предназначено для студентов-нефилологов.

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор Л.В. Балашова

Кандидат филологических наук, доцент Е.Г. Касаткина

УДК 811.161.1’271.2(075.8)

ББК 81.2 Рус-5я73

Культура общения и культура речи

Важнейшая роль в жизни каждого индивида и всего современного общества принадлежит общению. Оно является одной из основных потребностей человека, связано с самой его сущностью. С рождения мы оказываем влияние на окружающих и испытываем их влияние на себе, оказываем воздействие на общество и испытываем его воздействие на себе.

Отсюда постоянный интерес представителей лингвистики (языкознания), психологии, социологии, антропологии и философии к феномену общения. Наряду с термином «общение» они пользуются термином «коммуникация». Они содержат как общие, так и отличительные признаки.

Термин «коммуникация» восходит к латинскому слову communicatio ‘сообщение, передача’. В научный оборот его ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864-1929) в 20-е годы прошлого столетия. В своей монографии «Социальный процесс» ученый определил коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений». В него Кули включил все мыслительные символы и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Во второй половине двадцатого века понятие коммуникации стало широко использоваться в кибернетике и теории информации. С течением времени ученые закрепили различные значения за терминами коммуникация (ед.ч.) и коммуникации (мн.ч.). Коммуникациями (communications, мн.ч.) называют технические системы, которые обеспечивают перемещение материальных предметов, вещества, энергии или информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и т.п.). Под коммуникацией (communication, ед.ч.) понимаются:

· средства связи любых объектов живой и неживой природы, материального и духовного мира;

· процессы человеческого общения;

· передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация).

Таким образом, понятия общения и коммуникации объединяет их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, а также связь с языком как средством общения. Однако, в отличие от общения, коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место в мире флоры и фауны, в технических устройствах и машинах – всюду, где происходит передача и получение информации.

Первое значение наиболее универсально, т.к. включает все средства и способы передачи информации. Особенности протекания коммуникативного процесса в технических, биологических и социальных системах обусловливают необходимость выделения нескольких разновидностей коммуникации.

Передачу информации в живой природе подразделяют на био- и зоокоммуникации. Биокоммуникации включают все способы связи в мире флоры, в частности связь растений с энергией солнца и почвой. К зоокоммуникациям относят обмен сигналов в мире фауны: язык дельфинов, танец пчелы-разведчика, нашедшей нектар, перед пчелами-фуражирами (заготовителями пищи), бои за добычу и брачные ритуалы птиц и животных, испанская коррида как танец лошади перед быком и пр. Передачу информации в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет) называют техническими коммуникациями. Информационное взаимодействие в человеческом обществе определяют как социальную коммуникацию (Human communication), или общение. Различные сферы общества, познавательно-трудовой и творческой деятельности людей, отраслевые особенности коммуникаций в экономике, политике, социальной сфере обусловливают выделение многочисленных видов социальной коммуникации (бизнес-коммуникации, политические коммуникации, коммуникации в социальной работе и т.д.).

Наиболее ярко сущность человеческого общения проявляется в сопоставлении с зоокоммуникациями.

1. Как и растения, животные обмениваются информацией только в невербальной форме. Они не могут говорить потому, что не имеют природных предпосылок для этого. В отличие от них, люди активно используют вербальную (verbalis – ‘устный’), т.е. речевую форму коммуникации. Она включает:



· говорение (отправление речевых акустических посланий, несущих информацию; порождение устной речи);

· слушание, или аудирование (восприятие речи, речевых акустических сигналов и их понимание);

· письмо (процесс порождения текста, зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов);

· чтение (процесс восприятия текста, расшифровка графических знаков и понимание их значений).

Для того, чтобы homo sapiens (человек разумный) приобрел эти способности, потребовались значительные нейрофизиологические и анатомические преобразования в телесности пралюдей: образование асимметрии головного мозга, выделение центров управления говорением и пониманием речи («речевых зон» мозга), развитие артикуляционного аппарата и т.п. Лингвисты полагают, что австралопитеки не выходили за пределы нечленораздельной речи в составе зоокоммуникаций, питекантропы владели примитивной диалоговой речью из слов-предложений, неандертальцы строили простейшие грамматические конструкции, подобно малограмотным и начинающим говорить детям, и только неоантропы освоили монологовую речь со сложной грамматической структурой.

2. Взаимодействуя друг с другом, животные используют ограниченный набор специфических (химических, оптических, акустических, механических, электрических) и неспецифических (сопутствующих дыханию, питанию) сигналов, которые называются демонстрациями, т.е. показами переживаемых эмоциональных состояний: гнева, боли, страха и т.д. Встреча двух животных (конфликт с соседом, объяснение в любви, бой за добычу) – это всегда ритуал, последовательность стандартных телодвижений, поз, звуков, производимых по определенным правилам. Так, обезьяны общаются с помощью жестов, мимики, поз, прикосновений и обнюхиваний. Дельфины используют звуковые сигналы, в том числе особый свист. Муравьи передают друг другу информацию, нанося удары антеннами-усиками или оставляя за собой особый химический след. Однако, в отличие от слов человеческого языка, все эти сигналы не имеют определенного значения. Они очень просты, но многозначны, т.к. в разных ситуациях означают совершенно разные вещи. В результате язык животных крайне трудно перевести на человеческий: вне общения его сигналы неопределенны, но зато в каждой конкретной ситуации чрезвычайно конкретны.

3. Животные вступают в коммуникацию не преднамеренно, а в силу унаследованных инстинктов и приобретенных рефлексов. Сигналы – часть их биологической природы, одна из инстинктивных, наследственно обусловленных форм поведения. Эффективность демонстраций для адаптации и выживания животных приводит к тому, что они не могут быть изменены как отдельной особью, так и всей популяцией. Таким образом, знаковая система животных оказывается закрытой: новых знаков в ней не прибавляется. В отличие от зверей и птиц, человек не наследует умение общаться рефлекторно, а приобретает его в течение всей жизни, подражая другим людям и обучаясь в ходе самого общения. Коммуникативные знания, умения и навыки людей составляют важную часть культуры, или традиции, имеют социальный характер. Человеческий язык пополняется новыми словами, морфемами и синтаксическими конструкциями.

4. Человеческий язык насквозь иерархичен: меньшие единицы служат здесь для организации больших, в конечном счете – текста. А сигналы животных – это готовые «предложения», знаки ситуации, не складывающиеся из элементов и не образующие текста как такового.

5. Каждому виду животных присущи свои демонстрации. Представители различных видов практически не общаются друг с другом, тогда как человек может усвоить кодовую систему другого народа. Это обусловливает способность людей к изучению иностранных языков и феномен билингвизма (двуязычия).

Важнейшим признаком человеческого общения является его направленность на «других», на социум. В общении и через него происходит социализация (сложный процесс усвоения индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе). Это доказывает существование детей-маугли, выросших в окружении диких животных (обезьян, волков, леопардов, антилоп и др.). Вернувшись в цивилизованный мир, они сильно отстают в развитии от своих ровесников и с точностью воспроизводят поведение животных, с которыми были найдены. С младенчества лишенные возможности повторять слова, жесты, мимику и интонации родителей, они вырастают членами животного сообщества и общаются исключительно с помощью демонстраций, несмотря на свой мозг и развитый речевой аппарат. Вхождение в социум дается им крайне трудно. Большинство скоропостижно умирает, не выдерживания перехода от животного существования к человеческому.

Самым ранним случаем подобного одичания ребёнка считается мальчик-волк из Гессе, найденный в 1344 году. Известны также индийские сестры Амала и Камала, найденные в 1920 году в джунглях. Воспитанные в семействе волков, девочки вели себя как волчата: бегали на четвереньках, срывали с себя одежду, днем забивались в самый темный угол, а по ночам выли. Они прожили среди людей около десяти лет. Младшая из них, Камала, к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая ползать на четвереньках. С превеликим трудом она выучила около сорока слов. Однако развитие ее интеллекта остановилось на самом низшем уровне – тяжелой идиотии.

Сенсацией наших дней являются мальчик-панда, брошенный родителями из-за того, что с рождения был сплошь покрыт густыми волосами, и мальчик-обезьяна по имени Тисса. Приблизительно в двенадцать лет он был обнаружен на юге Цейлона. Воспитанный местными обезьянами, ребёнок первое время не мог самостоятельно стоять, однако во всех подробностях имитировал поведение «сородичей». Интересно, что Тисса проявил бóльшую адаптацию к человеческой среде, нежели дети-волки: уже через пару недель носил одежду и ел с тарелки. Как и значительно бóльшая продолжительность жизни детей, воспитанных обезьянами, это объясняется тем, что люди и обезьяны относятся к одному классу – классу приматов.

Важно помнить, что случаи настоящих маугли, воспитанных в дикой природе, редки (их зарегистрировано около пятидесяти). А вот детей с так называемым синдромом маугли очень много. Они растут «на окраине» цивилизации (в городских трущобах, заброшенных деревнях, жалких приютах, зоне войны), в окружении физически и психически нездоровых людей, ведущих асоциальный образ жизни. Отсутствие должного ухода и воспитания, нехватка информации и душевного тепла в возрастной период, когда мозг ребенка пластичен и закладываются основные функции организма, приводят к неспособности к прямохождению, отсутствию гигиенических привычек и навыков пользования столовыми приборами, боязни людей, обостренной чувствительности, неумению говорить (или сильному нарушению речи), десоциализации. Обычно дети-маугли – тяжелые психопаты. Они почти не способные к адаптации и обучению, живут очень недолго. На протяжении многих веков их судьба доказывает, как важны навыки общения в человеческом обществе. Об этом повествует и древняя восточная легенда.

Она гласит, что один правитель велел звездочету предсказать будущее. Долго изучал звездочет звездное небо, а затем сказал: «О, досточтимый правитель! Нескоро умрут твои родители, затем умрут твои братья и сестры, но позже всех умрешь ты сам». Предсказание не понравилось правителю, и он приказал отрубить звездочету голову.

Через некоторое время во дворец был приглашен другой звездочет. Он долго изучал звездное небо, а затем сказал: «О, досточтимый правитель! Вот что рассказали звезды о твоей судьбе. Очень долго будут жить твои родители, еще дольше будут жить твои братья и сестры, но дольше всех будешь жить ты сам». Это предсказание пришлось по душе правителю, и он щедро наградил звездочета.

В этой легенде оба звездочета предсказали одно и то же, но выразили это по-разному: один говорил о смерти, другой – о жизни. Выбор слов определил судьбу предсказателей.

Чтобы сделать успешную карьеру и обрести личное счастье, человек должен стремиться к тому, чтобы его всегда понимали правильно. Но, к сожалению, это не всегда удается. В таком случае мы имеем дело с коммуникативной неудачей . Ее причины могут быть разными: незнание правил общения, неточная формулировка своих мыслей, недостаточное владение родным или иностранным языком и т.д.

Интересно, что очень часто многое о человеке можно узнать по его речи, например, можно определить возраст человека, его пол, размеры тела (худой, средней полноты, полный), рост (маленький, средний, высокий), профессию, иностранец ли он, а иногда даже и его национальность или регион, откуда он приехал – по специфическим особенностям его произношения, отдельным словам и выражениям. Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни.

Известен случай, который произошел с выдающимся русским ученым, создателем знаменитого толкового словаря русского языка Владимиром Ивановичем Далем. Однажды он встретил монаха и спросил его: – Какого монастыря, батюшка? – Соловецкого, родненький. – Ярославской губернии? (В.И. Даль знал, что слова родненький, родименький часто употреблялись в Ярославской губернии). – Нетути, родненький, тамо-ди в Соловецком живу. – Да еще из Ростовского уезда? Монах упал в ноги: – Не погуби!

Оказалось, что это был беглый солдат из Ростовского уезда Ярославской губернии, выдававший себя за монаха.

Когда человек говорит, он бессознательно, «автоматически», сообщает окружающим о себе некоторую информацию. Такая информация называется языковым паспортом личности.

По языковому паспорту можно судить и об уровне общей культуры человека, и об уровне его воспитанности. Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только он начинает говорить. Поэтому необходимо, чтобы языковой паспорт был благоприятным. Если мы соблюдаем правила речевого этикета – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. На самом деле: кто же захочет вступать в общение с грубияном, помогать хаму, невоспитанному человеку, говорящему всем «ты», использующему грубые повелительные интонации и т.д.?

Следить за своим языковым паспортом – трудная задача, но каждый человек должен помнить о важности этой задачи и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты.

Таким образом, чтобы правильно и эффективно общаться, избегать коммуникативных неудач, производить благоприятное впечатление на окружающих, человек должен владеть культурой общения , а особенно – культурой речевого общения, или культурой речи , являющейся неотъемлемой частью культуры общения. Каждый человек должен специально обучаться культуре общения и культуре речи.

Очень емкое и точное определение того, что представляет собой культура речи, дает известный специалист по культуре речи Е.Н. Ширяев: «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» .

Как следует из этого определения, современное представление о культуре речи включает в неё не только соблюдение языковых норм (норм орфографии, пунктуации, произношения, словоупотребления, формообразования и фразообразования), но и соблюдение этических и стилистических норм, умение правильно выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения и поставленных коммуникативных задач.

Ученые выделяют следующие аспекты культуры общения :

1. инструментальный аспект: предполагает владение необходимым набором средств и разновидностей общения;

2. аспект функциональности, или целесообразности: предполагает способность говорящего строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных целей;

3. этический аспект: предполагает стремление говорящего учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции собеседников и общества в целом;

4. эстетический аспект: предполагает внимание говорящего к самому процессу общения, стремление совершенствовать его форму и организацию.

Рассказ одного и того же лица о научной командировке будет звучать по-разному:

1. И вот эту протоплазму надо было… нет, не примеры даже или что… найти, а всю картотеку облазить. Причем чёрт их знает, может их вообще нет там, этих терминов (беседа с друзьями).

2. Неважно съездила: у меня ведь не было списка слов, надо было как-то исхитриться и разыскать в картотеке не отдельные термины, а всю группу терминов. Причем никто – ни завкартотекой, ни я сама – не знали, есть ли они там вообще (разговор с сослуживцами).

3. Очень трудно было отыскать в картотеке необходимые мне термины: я не имела точного списка, пришлось в значительной степени идти на ощупь (устный отчет о командировке на заседании отдела).

4. Во время командировки я собирала материал об исследуемой мною группе терминов. Несмотря на трудности – отсутствие точного списка слов и недостаточности информации о наличии терминов интересующей меня тематики в картотеке, мне удалось найти ряд лингвистически содержательных примеров (из официального письменного отчета о командировке).

Достаточно серьезные различия наблюдаются между устной и письменной речью, поэтому очень грубой ошибкой является смешение норм устной и письменной речи. Такую ошибку допускают люди, которые «говорят, как пишут» или «пишут, как говорят».

Сравните следующие фразы:

Мы вчера гуляли в лесном массиве и купались в водоёме (из разговора с друзьями).

Анна Керн была девушкой Пушкина (из школьного сочинения).

В первом случае в разговорной речи употребляются такие слова и конструкции (водоем, лесной массив ), которые характерны только для письменной речи. Во втором случае, наоборот, в письменном тексте употреблено разговорное выражение (быть девушкой кого-то).

Таким образом, очень важно помнить о том, что хорошая или культурная речь не может быть одинаковой в разных коммуникативных ситуациях. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать без учета ситуации и поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач. Но это обязательно такая речь, которая соответствует представлениям о современных языковых нормах, этике общения и может способствовать достижению наибольшего эффекта.

Вопросы и задания

1. Как вы поняли значение терминов коммуникация , коммуникации , общение , социализация , информативное общение ,фатическое общение ,коммуникативная компетенция , языковой паспорт личности , коммуникативная неудача , культура общения , культура речи ? Дайте свои определения этим понятиям.

2. Перечислите разновидности коммуникации. В чем их отличие?

3. Что является причиной синдрома маугли? Какое из качеств человеческого общения он иллюстрирует?

4. Приведите примеры коммуникативных неудач, вызванных, с вашей точки зрения, нарушениями в области одного из аспектов культуры речи.

5. Прочтите один из самых знаменитых «бушизмов» – опрометчивое заявление американского президента Джорджа Буша-младшего о цене иракской кампании, сделанное им 24 сентября 2006 года: Когда будет писаться окончательная история Ирака, это (потери американцев – прим.) будет выглядеть в ней не более чем запятой (When the final history is written on Iraq, it will look just like a comma ). Нарушение какого аспекта культуры общения вызвало возмущение американцев, услышавших эту фразу главы государства?

6. Приведите примеры таких ситуаций общения, когда неблагоприятный языковой паспорт личности может помешать эффективному общению.

7. Обобщив содержание параграфа, дайте краткий ответ на вопрос о том, почему культуре общения необходимо специально обучаться.

8. Как вы считаете, является ли умение правильно общаться с другими людьми обязательным для каждого человека? Как это умение может помочь человеку в его профессиональной деятельности?

9. Прочтите легенду о египетском царе Псамметихе I (VII в. до н.э.), рассказанную древним историком Геродотом (V в. до н.э.). Какое из качеств человеческого общения она иллюстрирует?

Вступив на престол, Псамметих решил проверить мнение египтян о том, что они самый древний народ. Он повелел поселить двух младенцев в хижине пастуха и запретил произносить при них какие-либо слова. Пастух ухаживал за детьми, поил их молоком – и только. Когда детям исполнилось по два года, они бросились к его ногам, говоря «бекос». Пастух сообщил об этом царю. Тот потребовал детей к себе и услышал от них то же слово «бекос». Когда по повелению царя выяснили, какой народ и что именно называет этим словом, то оказалось, что это фригийское слово «хлеб» (так оно и есть на самом деле). Этим способом царь Псамметих убедился, что самый древний язык и народ – фригийцы, а египтяне появились уже после них (фригийцы, конечно, не были самым древним народом, и вообще самого древнего народа не было. Предки людей обитали почти по всей Евразии и Африке, и естественно, что во многих местах и одновременно появились их сообщества, племена и народы).

10. Прочтите отрывок из романа Евгении Семеновны Гинзбург «Крутой маршрут», где котором автор описывает свой опыт работы медсестрой в деткомбинате – части ГУЛАГа, где содержались дети заключенных. В чем, по-вашему, причина отсутствия коммуникативных навыков у детей «врагов народа»?

Деткомбинат – это тоже зона. С вахтой, с воротами, с бараками и колючей проволокой. Но на дверях обычных лагерных бараков неожиданные надписи. «Грудниковая группа». «Ползунковая». «Старшая»…

В первые дни я попала в старшую. <…> По бараку сновали, ковыляли, визжа, хохоча и заливаясь слезами, душ тридцать ребят в том возрасте, в каком был мой Васька, когда нас разлучили. Каждый отстаивал свое место под колымским солнцем в неустанной борьбе с другими. Они нещадно лупили друг друга по головам, вцеплялись один другому в волосы, кусались…

<…> Нет, грех сказать, чтобы их морили голодом. Кормили досыта и, по тогдашним моим понятиям, кажется, даже вкусно. Но почему-то все они ели, как маленькие лагерники: сосредоточенно, торопливо, старательно вытирая свои жестяные миски куском хлеба, а то и просто языком. Бросались в глаза их не по возрасту координированные движения. Но когда я сказала об этом Ане, она горько махнула рукой.

– Что вы! Это только за едой! Борьба за существование. А вот на горшок мало кто просится. Не приучены. Да и вообще их уровень развития… Ну, сами увидите…

Это я поняла на другой день. Да, внешне они все мучительно напоминали мне Ваську в том возрасте, когда его разлучили со мной. Но только внешне. Васька в свои четыре года шпарил наизусть огромные куски из Чуковского и Маршака, разбирался в марках машин, рисовал отличные дредноуты и кремлевскую башню со звездами. А эти!

– Что это, Аня? Они еще не говорят?

Да, только некоторые четырехлетки произносили отдельные несвязные слова. Преобладали нечленораздельные вопли, мимика, драки.

– Откуда же им говорить? Кто их учил? Кого они слышали? – с бесстрастной интонацией объясняла мне Аня. – В грудниковой группе они ведь все время просто лежат на своих койках. Никто их на руки не берет, хоть лопни от крика. Запрещено на руки брать. Только менять мокрые пеленки. Если их, конечно, хватает. В ползунковой группе они все толпятся в манежах, ползают, смотри только, не убили бы друг друга или глаза не выкололи. А сейчас – сами видите! Дай бог успеть всех накормить да на горшки высадить.

– Надо с ними занятия проводить. Песни… Стихи… Сказки им рассказывать…

– Попробуйте! У меня так к концу дня еле сил хватает до нар доползти. Не до сказок…

Для установления оптимальных взаимоотношений между людьми, особенно в трудовой деятельности и в быту, большое значение имеет культура общения. Мы часто в повседневной жизни связываем те или иные поступки, привычки л людей с их характером, а поскольку характер личности формируется в процессе его деятельности, общения с другими людьми, то многое здесь зависит от уровня культуры общенияя.

Культура общения предполагает наличие таких черт характера, как терпимость, доброжелательность, уважение к людям, тактичность и вежливость. Эти черты характера воспитываются в человеке с детства моральных качеств те человека, уровень его культуры оцениваются поступками по отношению к другим людией.

О культуре общения можно судить на основе умения владеть своими эмоциями, сдерживать их в общении человек благодаря эмоциям регулирует свое поведение и соотносит ее с поведением других людей и способность соотносить свое поведение с конкретными условиями, наличие чувства меры во взаимоотношениях, тактичность - залог нормальных взаемыин.

В деятельности врачей особенно большое значение в процессе общения с больным имеет умение сопереживать и сочувствовать, но ему оптимизма, веры в собственные силы, в выздоровление. Абсолютно недопустимым в общении с больным человеком есть проявление равнодушия. С настоящей культурой общения несовместим проявление таких черт, как эгоизм, зависть, тщеславийво.

В любом окружении существует стандартный образ человека как представителя определенной национальной, социальной, профессиональной и других групп. Важной чертой культуры человека является умение вступать в общение с другими людьми беспристрастноі.

Мы постоянно оцениваем себя и других людей. У каждого из нас складываются свои убеждения в том, каким должен быть человек. Но тот, кто владеет культурой общения, не навязывает своих привычек, вкусов другом

На характер взаимоотношений между людьми влияют умения и навыки общения, особенно способность человека изменить свои первые впечатления о собеседнике, которые иногда формируются по внешним данным (манера поведут инки, культура речи, одежда, прическа). Первое впечатление может оказаться ошибочным, так как информация ограничена только тем, как выглядит человека.

Для культуры общения большое значение имеют воспитанность человека, ее деликатность, такт, умение учитывать чувства и настроения других, приветливость и доброжелательность

Культура общения людей в разных ситуациях основывается на соблюдении определенных правил, которые производило человечество на протяжении тысячелетий. Эти правила определяют формы общения, регламентированные обществом, и называются этикет. Он содержит как технические аспекты общения, т.е. правила, касающиеся только внешнего стороны поведения, так и принципы, невыполнение которых влечет осуждение и даже наказание я. Многие правила этикета стали неотъемлемыми элементами культуры общенияння.

Внешняя сторона деловых отношений регламентирует служебный этикет. Так, составляющими медицинского этикета являются: соблюдение правил хорошего тона, правил благопристойности, соответствующего внешнего вида (чистота в одежды, белый, хорошо выглаженный халат и шапочка).

Человек, владеющий настоящей культурой общения, выявляет ее повсюду: на работе, на отдыхе, в семейном кругу и общественных местах. Умение людей передавать свои мысли и чувства других людей, умение я не только говорить, но и слушать, проявлять понимание и доброжелательность, сочувствие и внимание составляют культуру повседневного общенияя.

Дейл. Карнеги в книге"Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей"дает следующее:"Старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы; будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать ва ам о себе; ведите разговор в кругу интересов вашего собеседникао співбесідника".

Настоящую культуру межличностных отношений определяют этические нормы поведения личности. В повседневных отношениях с другими людьми в процессе общения большую роль играют самооценка личности концентрация внимания, способность человека встать на позиции партнер.

Одной из важных характеристик является самооценка, т.е. умение оценить себя, свою деятельность, свое место в группе и свое отношение к другим. Самооценка позволяет человеку анализировать свои действия и поступки. Во она зависит от воспитанности и культурри.

Общение людей начинается с восприятия друг друга. Общение будет развиваться эффективно, если первое впечатление вызывает чувство симпатии. В случае антипатии могут возникнуть психологические барьеры в общении. В любом случае общение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и личностных черт общающихсяься.

Взаимоотношения становятся богаче, содержательнее, если люди овладевают навыками и придерживаются норм и принципов культурного общения. Проявление уважения человеческого достоинства и индивидуальности личности те дает возможность совершенствовать отношения между людьми"Поступай с другими так, как бы ты желал бы, чтобы они поступали с тобой"- основное правило нравственности, которое должно быть жизненным кредо врачкредо лікаря.

Средства коммуникативного процесса

Коммуникация (от лат communico - делаю общим, связываю, общаюсь) представляет собой смысловой аспект социального взаимодействия. Она предусматривает обмен представлениями, ценностными ориентациями, идеями, эмоциями, нач чувствами. Когда люди обмениваются сообщениями, то они стремятся к взаимопониманию. В общении между людьми может возникнуть полное взаимопонимание и, наоборот, полное непониманиеіння.

Люди общаются посредством вербальной и невербальной коммуникации. Средством вербальной коммуникации слова с их значениями - речь

В общение людей всегда включаются, кроме передачи информации, эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации относятся жесты, мимика, интонации, паузы, смех, слеззи.

Они образуют знаковую систему, которая дополняет, усиливает или даже заменяет словам родственников умершего больного врач сообщает о смерти, выражая свое сочувствие словами, которые он сопровождает знаками не евербальнои коммуникации: понижением голоса, грустным выражением лица, дружеским жестом, особым вниманием (посадит, поддерживая за плечи, подаст воды и т.д.).

Общение партнеров приятное, когда, обмениваясь информацией, они видят реакцию собеседника: мимику, жесты. Большинство людей в процессе общения чаще концентрируют внимание на лице партн нера, особенно на глазах. Это объясняется тем, что в области лица и головы размещены основные дистантрецепторы, которые играют главную роль в общении. Сокращение мимических мышц изменяет выражение лица и по ним можно предсказать действия партнера в процессе общенияння.

Об этом следует помнить, потому, слушая собеседника с непроницаемым выражением лица, можно вызвать у него растерянность и подозрение в безразличии. Это особенно нужно учитывать врачам. Больной ловит каждый движение врача при общении, пристально следит за выражением его лица, глаз. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров общения людей, когда реакция на сообщение имеет большое значение для человека, в д аномий случае больнырої.

Поэтому очень важно уметь управлять средствами невербальной коммуникации, правильно ими пользоваться. Особенно важна умеренность. Человек, который слишком ярко сопровождает слова средствами невербального ком муникации, производит неприятное впечатление. Например, человек сообщает другому о какую-то мелкую неприятность и начинает сообщение с пугающим выражением лица и словами:"Ты только не волнуйся, я с говорить тебе что-то очень важное и неприятное"В настоящее время в воображении партнера по общению возникают страшные картины (смерть близких, пожар, катастрофа). Сообщение же заканчивается словами:"Твою отв. Устка перенесено на неделюренесено на тиждень".

Очень неприятное впечатление во время общения производит человек, сообщение которой сопровождается неуместными средствами невербальной коммуникации. Например, один человек говорит другому:"Я слышал, что у тебя разоблачена рали машину", - и сопровождает слова легкой улыбкой. В данном случае отсутствие культуры общения может вызвать уверенность в том, что человек радуется чужому гор чужому горю.

Соответствие средств невербальной коммуникации содержанию словесной информации является одним из важнейших элементов культуры общения

. Структура общения и ее компоненты

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, в клубе, кафе, транспорте, библиотеке и т.д. Мы общаемся с друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Получается, что наша жизнь без общения немыслима. Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, – огромна.

Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение выполняет рядфункций в жизни человека:

1. Социальные функции:

– организация совместной деятельности;

– управление поведением и деятельностью.

2. Психологические функции:

– обеспечение психологического комфорта;

– удовлетворение потребности в общении.

По мнению Т.А. Ладыженской, общение отличается от коммуникации прежде всего характером взаимодействия, субъект-субъектными отношениями, ориентированными на диалог, а не на односторонний обмен информацией. Субъект-субъектные отношения подразумевают общение как необходимое; решение конкретных речевых задач в той или иной речевой ситуации выступает как вторичное по отношению к главной – установить, поддержать, улучшить взаимоотношения партнеров. Значима не результативность, а эффективность: важно достичь успеха не только в данной конкретной ситуации, но общаться так, чтобы всем речевым партнерам захотелось продолжить общение в дальнейшем. Такое понимание сущности и задач общения предполагает, что для достижения его эффективности необходимо предпринимать целенаправленные усилия, в том числе и духовного плана.

В определенной коммуникативной ситуации одна из целей общения является ведущей, конкретизируется в основную речевую интенцию, а другие могут рассматриваться как попутные, фоновые (по М.Р. Саввовой). Таким образом, составляющие коммуникативной ситуации аналогичны компонентам речевой ситуации (не случайно эти термины часто употребляются как синонимы или образуют одно сложное слово коммуникативно-речевая ситуация). На наш взгляд, основная особенность речевой ситуации - в интенции, направленной на достижение конкретного практического результата, в то время как ядром коммуникативной ситуации является коммуникативное намерение и практического, и духовного плана.

Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации).

Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Школьный урок – тоже речевое событие, как и, например, родительское собрание или классный час, конференция или заседание Думы.

Рассмотрим подробнее важнейшие составляющие речевого события.

Первая составляющая речевого события – это поток речевого поведения – «то, что можно записать на видеомагнитофон» (исследователи речевого поведения так и делают); он складывается из:

1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому); быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон);

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это пространственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона).

Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, – в современной лингвистике (и риторике) называют дискурсом.

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события – это дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением.

Вторая составляющая речевого события – условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует. Это, так сказать, «сцена действия» и «действующие лица».

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.

Таким образом, речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация».

Структура речевой ситуации:

участники, отношения, цели, обстоятельства

Анализируя и описывая речевые ситуации, принято главных участников их называть говорящим и слушающим (адресатом).

Характер речевой ситуации, а следовательно, и речевого события в целом определяется не только «действующими лицами», но и отношениями между ними и, главное, целями каждого главного участника общения.

Кто говорит, кому адресует речь, каковы отношения между участниками речевого события – это существенные элементы речевой ситуации.

Участник речевой ситуации как элемент ее структуры предстает перед нами в курсе риторики как носитель 1 – речевой роли; 2 – отношение к партнеру; 3 – речевых целей (намерений).

Речевой акт (речевой поступок) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата (по А.К. Михальской).

Коммуникативная цель – это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.

Коммуникативное намерение – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Можно выделить следующиетипы коммуникативного намерения:

· проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

· убедить склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

· внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на личность;

· побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Коммуникативная стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

С точки зрения стратегии общения, различают такие его разновидности:

1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое общение;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение строится на основе желания и умения выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Кроме того, можно описать несколько промежуточных вариантов речевого поведения. «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Коммуникативная тактика – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знанием правил общения.

Успешность речевого общенияэто осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

Выделяют несколько возможныхпричин коммуникативной неудачи :

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса к собеседнику, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) неверный выбор стратегии и тактики общения;

ж) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

Условия оптимального общения – это повышение собственной культуры, стремление к тому, чтобы быть высококультурным человеком, означает сочетание внешней и внутренней культур. Внешняя культура проявляется в том, что человек поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду или когда об этом его поступке станет известно людям, перед которыми он играет роль культурного человека. Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества.

Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видами общения . Существуют различные подходы к классификации общения.

По цели общение бывает фатическими информативным.Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается или выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата. Фатическое (неинформативное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание.

По словесному выражению общение может быть вербальным и невербальным.

Вербальное общение – это общение словесное, т.е. на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной – расположение текста, шрифта, схемы, таблицы, графики и т.д. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга.

С точки зрения обстановки, сложившихся между собеседниками отношений и содержания выделяют бытовое (неофициальное) и деловое (официальное)общение, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов. Официальное – общение с соблюдением всех правил, формальностей, предусмотренных социальными ролями коммуникантов. Оно выстраивается в соответствии с определенными правилами делового этикета, целенаправленно и предполагает использование в речи клишированных, стереотипных компонентов, обеспечивающих точность передачи и адекватность восприятия информации. Неофициальное – частное, нерегламентированное, не имеющее официального статуса. Неофициальное общение отличается непринужденностью, незапланированностью, неформальным, как правило, дружеским характером взаимодействия партнеров, в котором преобладает разговорная речь. Бесспорно, эти виды общения взаимосвязаны друг с другом. Иногда между ними провести четкую грань невозможно.

Общение межличностное, групповое, публичное и массовое различаются по количеству участников . Общение 2 человек принято определять как межличностное общение. При небольшом количестве общающихся (3-10) их взаимодействие называют групповым , а если участвует 20-50 человек, в этом случае общение становится публичным даже в неофициальной обстановке. Массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек.

По положению коммуникантов в пространстве и времени выделяютконтактное и дистантное общение. Контактное общение происходит непосредственно: собеседники рядом – здесь, сейчас. Дистантное – собеседники находятся на расстоянии друг от друга (разговор по телефону – дистанция пространственная) или разделены дистанцией временной (обмен письмами). Ситуативность и гибкость сиюминутного речевого действия – отличительная черта контактного общения; дистантное общение отличается большей запрограммированностью и подготовленностью. Это относится прежде всего к письменным формам профессионального общения.

К этой видовой паре близко примыкает общение непосредственное / опосредованное, выделяющееся с точки зрения использования специальных средств . Опосредованное общение – это получение информации через различные опосредующие аппараты: радиоприемник, магнитофон, телевизор, компьютер. Следует отметить асимметричность информационной активности участников опосредованного общения. Опосредующий аппарат выполняет функцию отправителя информации (адресант), полученная адресатом информация не возвращается к отправителю, он не видит реакции получателя информации. При непосредственном общении используется только естественный речевой аппарат человека: голос, зрение, слух.

С точки зрения формы существования языка общение бывает устное и письменное. Для устного общения характеры словесные импровизации и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных предложений, повторы, незаконченность мысли), повторы, уточнения, пояснения. Огромную роль играет интонация, которая является важным средством формирования высказывания и его смысла. Письменное общение обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего собеседника, а может лишь его мысленно представить. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, возвращаться к нему, исправлять его.

Монологическим и диалогическимназывают виды общения, различающиеся по постоянной / переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего. Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Для оптимизации и регулирования общения, а иногда и для его осуществления необходимы такие нормы, соблюдение которых помогало бы преодолевать все барьеры общения. Эти нормы зависят от уровней общения. В.П. Третьякова и Ю.С. Крижанская выделяют три уровня общения:

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок». Маска – это совокупность знаков, подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе (Р. Якобсон). Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Это уровень формального фатического общения.

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъектно-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главное – достичь результата любой ценой. Очень часто партнер ощущается как соперник в игре. Цель такого общения – выигрыш, если не материальный, то психологический. Общий принцип манипулятивного общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли.

3. Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большей долей фатического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности. Дружеский уровень – это уровень, при котором можно не заботиться о «технике речепроизводства», т.е. идет глубинное понимание речи: не на уровне отдельных слов, а понимание на уровне всей личности. Для того чтобы общаться на этом уровне, нужно прежде все быть внимательными к партнерам, развивать умение общаться.

Культура общения совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказывания на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Культура общения предполагает соблюдение определенных правил, норм. Выделяют три вида норм общения – этические, коммуникативные и речевые. Это виды норм разного уровня.

Этические нормы – нормы, относящиеся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения, – это доброжелательность, принятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Их можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предметов речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса – сложной системы принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде постулатов корректного речевого поведения .

Постулаты общения – это закономерности общения, которыми бессознательно руководствуются все говорящие, независимо от языка общения. Обычно в качестве таких постулатов приводят принципы общения Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича. Г.П. Грайсу принадлежит принцип кооперации : «Добивайся взаимопонимания с собеседником». Этот принцип конкретизируется в постулатах:

1) постулат информативности («Твое высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется»);

2) постулат ясности («Избегай непонятных выражений, неоднозначности, многословия, будь организован»);

3) постулат связности («Не отклоняйся от темы»);

4) постулат истинности или искренности («Не говори того, что считаешь ложным, и того, для чего у тебя нет достаточных оснований»).

Дж.Н. Лич описал принцип вежливости , представляющий собой совокупность ряда максим (правил):

1) максима такта («Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы»);

2) максима великодушия («Не затрудняй других обещаниями и пр.»);

3) максима одобрения («Не осуждай других»);

4) максима скромности («Не принимай похвалы в свой адрес»);

5) максима согласия («Избегай возражений, конфликтов»);

6) максима симпатии («Выражай доброжелательность»).

Нарушение постулатов общения часто приводит к коммуникативной неудаче. Преднамеренное нарушение постулатов общения служит одним из средств создания комического, на этих нарушениях часто строятся анекдоты, речевые игры.

Приведенные принципы проявляются в основном в процессе создания речи. Можно также выделить правила, эффективные при ее восприятии (правила слушания ):

· выяснение, уточнение (постановка вопросов: «Вы хотите сказать, что…?»),

· перефразирование (пересказ услышанного своими словами),

· резюмирование, краткое обобщение содержания речи партнера («Итак, Вы считаете…»)

· проговаривание чувств собеседника по отношению к сказанному (воспринятых невербально или понятых из подтекста): «Значит, Вы удивлены, что…?»;

· использование реплик – показателей внимания (да, ага и пр.);

· невербальное сопровождение слушания (взгляд, направленный на собеседника, кивание головой).

Таким образом, к условиям успешного общения можноотнести следующие:

1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

2. Настроенность на мир собеседника.

3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего.

4. Соответствие стратегий и тактик речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия.

5. Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.

6. Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события (говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).

7. Знание говорящим норм этикетного речевого общения.


Культура общения.

План:

Общие понятия культуры общения. 1

Внешний вид. 7

Одежда делового человека. 7

Жесты и движения 9

Деловая переписка, культура речи. 10

Деловое письмо 10

Телефонные переговоры. 13

Нормы поведения в ресторане 13

Культура общения за столом. 13

Беседа за столом. 15

Культура еды. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Использованная литература: 19

Общие понятия культуры общения.

Культура общения - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Общение, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл общения делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией общения является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, общение представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам общение – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Общение является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается общение, теряют очень многое. Там, где присутствует общение, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны . Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается общение. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что общение в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что общение помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам общения то, что раньше мы никогда не делали.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - непреодоленные смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Структура конфликта:

1. Носители противоречий - оппоненты;

2. Возможности их определяются рангом:

Первый ранг - представляет себя и свой цели в конфликте;

Второй ранг - группы и групповые цели;

Высший ранг - человек защищающий законы государства.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией между участниками.

2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.

3. Восприятие общающихся людей друг другом.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Выделяются различные виды общения.

1. Возрастные.

2. Половые.

3. Профессиональные.

4. Общекультурные.

5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

Производственные;

Практико-бытовые;

Межличностно-семейные;

Научно-теоретические;

Научно-практические;

2. По форме контактирования:

Опосредованные (переписка].

3. По типу связи:

Двунаправленные (письмо];

Однонаправленные (книги].

4. По степени взаимодействия коммуникантов:

Высокая;

Удовлетворительная;

Незначительная;

Неудовлетворительная;

Отрицательная.

При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.

5. По результатам:

Негативный, совершенно превратно понят;

Нулевой, никак не можем понять друг друга;

Позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная - хотеть и уметь говорить, быть инициативным в общении, уметь склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельный - интроверт.

Психологический климат коллектива.

Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.

Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Показатели сплоченности коллектива:

1. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

2. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности - носят в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива в общее дело в независимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности.

Правила культурного общения.

1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что - нет.

2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.

3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.

4. Искусство подлинного общения всегда предполагает умение четко и ясно в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией (интересной и достоверной].

5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.

6. Не говорите много - раздражает.

7. Умение контролировать себя в общении свойственно людям искренним и прямолинейным.

Как склонить человека к своей точке зрения.

1. Одержать верх в споре - уклониться от него.

2. Уважайте мнение собеседника, не говорите о его неправоте.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что главная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям другого.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавая их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Чтобы избежать этих ошибок или сделать их минимальными, необходимо следовать социально-психологическим требованиям:

Иметь заранее подготовленный план беседы, а также достаточно знаний о проф. требованиях к конкретному рабочему месту и имеющихся данных о кандидате;

Снять напряжение с работника, расположить к откровенной доверительной беседе;

Стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему работнику высказаться;

Говорить с человеком языком, понятным для него, избегать задавать прямые вопросы, использовать наводящие;

Стараться не отклоняться от основного направления беседы;

Оценивать работника только после окончания беседы, учитывая при этом свои возможные убеждения.

Стадии подготовки к беседе.

    Планирование времени для предстоящей встречи (ознакомление с анкетными данными, время для разговора, время для обдумывания и принятия решения] - 1 - 1,5 ч.

2. В каких условиях будет проходить беседа. При этом следует учесть:

Обеспечение конфиденциальности, чтобы человек мог говорить свободно и откровенно;

Исключение всех факторов, отвлекающих от беседы (тел. Звонки, появление сотрудников и т.д.].

3. Обеспечение наиболее благоприятной для собеседника обстановки (удобное место, доброжелательность и вежливость в общении].

При подготовке к беседе и составлении ее вопросника, который не должен быть большим, необходимо четко сформулировать основные вопросы. Руководитель должен подумать, как установить взаимное доверие при собеседовании, если человек сильно нервничает, переживает, особенно, если на одну должность существуют несколько претендентов.

Три способа психологического воздействия при публичном общении.

1. Заражение. Представляет собой бессознательную психологическую подверженность людей определенным состояниям (паника].

2. Внушение. Представляет собой эмоциональное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется передача информации, основанная на ее некритическом восприятии. Решающим условием внушения является авторитет. общения . Культура общения официанта с гостем проявляется... установка официанта на высокую культуру общения с посетителями. Культура общения с посетителем подразумевает...

  • Культура общения часть общечеловеческой культуры

    Контрольная работа >> Иностранный язык

    Курсу «Русский язык и культура речи» Культура общения – часть общечеловеческой культуры Выполнил студент II курса... : 6-76-94 Бакал 2007 Содержание: Культура общения ……………………………………………………………3 Особенности межнационального делового этикета……………………….12 ...