Новые формы работы по профориентации в библиотеке. Работа школьной библиотеки по профориентации посредством правового воспитания и образования школьников

В библиотеках Новоселовского района в марте прошли мероприятия, в рамках профориентации.

Всего приняли участие 15 библиотек, на которых присутствовало 145 человек.

Беседа «Новому времени – новые профессии» Анашенская библиотека

10 марта работники совместно с работниками ДК провели беседу «Новому времени – новые профессии» для учащихся старших классов. Библиотекарь рассказала ребятам, что профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Выступили с рассказом о своей профессии социальный работник, учитель начальных классов, культработник, воспитатель детского сада и директор КГБ ПОУ Южного аграрного техникума. Каждый помимо рассказа о любимом деле высказал самые сердечные пожелания участникам найти свое место в жизни. Затем был проведен обзор книжной выставки, подробно остановив внимание присутствующих на книге М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк «333 современные профессии и специальности». После просмотра медиапрезентации «Новое время — новые профессии», учащиеся познакомились с профессиями ХХI века «Криэйтор», «Имиджмейкер», «Мерчендайзер», «Медиапленнер», «Бренд – менеджер» и другими. Затем сотрудники библиотеки провели несколько игр и викторин, связанных с выбором профессий. Присутствовало 24 человека.

17 марта для учащиеся 9 класса провела беседу-презентацию «Выбор профессии — выбор будущего». Вниманию ребят была представлена слайд-презентация, рассказывающая об основных моментах, на которые стоит обратить внимание при выборе будущей профессии. Затем старшеклассники отвечали на вопросы Профи-викторины, подбирали профессии в игре «Самая – самая», упражнялись в конкурсах «Он – она», подбирали профессии-синонимы, переставляя буквы в анаграммах и мн. др. Конкурс проходил в оживленной обстановке, ребята были очень активны, каждый участник хотел быть первым. В завершение мероприятия ребятам было предложено ответить на вопрос «Кем быть или каким быть?». Почти все участники высказывали свою точку зрения. Порой эти точки зрения были совершенно противоположны, но ребята размышляли и старались прийти к какому-то общему мнению. Их очень смелые интересные взгляды, суждения на поставленную проблему были достойны уважения. Дискуссия прошла очень интересно и продуктивно. В мероприятие приняли участие 9 человек.

Целью мероприятия – профориентира «Моя профессия – мое будущее», которое 3 марта провела , было познакомить учащихся с огромным количеством профессий, о которых школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Библиотекарь рассказала участникам мероприятия о многообразии профессий и их важности для людей. В ходе беседы ребята отгадывали загадки, собирали пословицы, разгадывали кроссворд о профессиях, собирали из букв названия профессий. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Такие мероприятия помогают правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни. На мероприятии присутствовало 8 человек.

Профориентационный урок «Радуга профессий» Бараитская библиотека

17 марта в был проведен профориентационный урок «Радуга профессий». Целью которого было расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. Присутствовало 8 человек.

В прошло мероприятие для юношества по профориентации «Дорога в завтра». Присутствовало 8 чел.

22 марта в для старшеклассников было проведено мероприятие — видео-прогулка «Знакомьтесь: профессия!». Присутствовало – 7 человек.

10 марта провела профориентационную игру «В мире рабочих профессий» с учащимися 8-9 классов. Цель мероприятия заключалась в следующем: ознакомить ребят с разнообразным миром профессий, расширить знания, кругозор, словарный запас. Приняли участие 8 человек.

19 марта в для юношества был проведен библиокомпас «Путешествие по профессиям». Присутствовало 10 чел.

29 марта в прошел видео-час «Самые необычные и интересные профессии мира». Присутствовало 15 чел.

19 марта в прошло мероприятие познавательный час «Выбор профессии – выбор будущего». Присутствовало 8 чел.

Игра «Угадай профессию» Дивненская библиотека

10 марта в была проведена игра «Угадай профессию» Присутствовало 8 чел.

12 марта в для детей и юношества была проведена познавательная программа «Лабиринт профессии», цель которой – помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии, развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии. Участников – 9 чел.

19 марта провела мероприятие, посвященное выбору профессии для молодежи от 15 до 26 лет «Сотвори свое будущее». Присутствовало 7 чел.

23 марта в прошло профориентационное занятие «Кем стать?» с применением игровых материалов «Навигатум: Калейдоскоп профессий». Цель занятия – помочь школьникам осознанно подойти к выбору профессии. Использовались классические и инновационные методики профориентации в формате мультфильма и игровой программы. На мероприятии присутствовало 10 участников.

23 марта в прошло мероприятие,– час знакомства «Перспективы в будущее» ребята ознакомились с понятием профессионального выбора, а также получили помощь в самопознании и профессиональном самоопределении. Присутствовало 6 чел.

Тема: Методическая разработка.

Цель: Создать условия для получения знаний, информации по правовому образованию и воспитанию школьников

Вступление.

“Школа – это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.
книги выстраивают судьбы”

/В.А.Сухомлинский/.

Нормальное существование современного общества невозможно без высококвалифицированных кадров. Очевидно, что Россия третьего тысячелетия будет такой, какой вклад в ее развитие сможет внести современная молодежь. Следовательно, в данной ситуации возникает необходимость помочь молодежи в выборе профессии. Ограничение доступа детям и подросткам к информации ведет к случайному выбору профессии, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Школьная библиотека, как одно из важнейших звеньев системы воспитания, должна оказывать своим молодым читателям помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий. В 1998 году была разработана и внедрена в практику работы целевая комплексная программа “Чтобы рос человек".

Цель программы: создание условий для самореализации человека, как субъекта деятельности, как индивидуальности способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения. Школьная библиотека, используя все формы и методы библиотечной работы, активно приняла участие в реализации этой программы. Задачи библиотеки по данному направлению были поставлены следующие:

Ориентация детей на получение новых знаний о профессии, оперативное представление всем читателям нужной им информации, психологическое консультирование родителей, оказание методической помощи педагогам школы. Помощь библиотеки в реализации программы начинается с общения с учащимися младших классов. Эти дети только начинают жить в обществе, и не знакомы с законами этого общества. В связи с этим библиотека помогает узнать детям: как, и кем рассматриваются и охраняются в обществе интересы личности ребенка. Для этого с учащимися 2-3 классов проводятся классные часы, мероприятия по темам: " В мире профессий"- беседа-игра; "Знакомство с конвенцией о правах человека"- брейн-ринг; " В мире сказок", " Права сказочного государства"; классный час, "Я и имена"; урок-игра, интеллектуально- познавательная игра "Звездный час", "Мир начинается с меня" (по материалам конвенции о правах человека). На таких занятиях речь идет о понимании человеческого достоинства, умении распознать различия в людях и принимать их такими, какие они есть, умение слушать и уважать чужое мнение. Кроме того, в интересной, увлекательной форме ведется разговор о специалистах, которые могли бы защитить права детей. Для старших классов, вместе с учителями права и обществознания, проводятся занятия, на которых предусматривается знакомство учащихся с актами в области прав человека, формируются навыки пользования ими. Темы занятий разнообразны: "Права человека и законы"; Право на жизнь"; "Право на свободу" и т. д. Современных детей сейчас не удовлетворяет пассивное слушание, они хотят действовать, творить; поэтому все мероприятия проводятся в виде дискуссий, ролевых игр. Игры заставляют задуматься, пережить ситуацию, в которую может попасть каждый, проиграть ситуацию с 2-х позиций: человека-нарушителя закона и специалиста в области права. Все это помогает формировать свое мировоззрение, развивает интеллект, речь, отстаивать свое мнение, навыки будущей профессии.

Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященный знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, профессиональным праздникам не обходится без участия библиотеки. Уже стало традицией в школе, в октябре проводить месячник правовых знаний и 10 октября отмечать Международный день прав человека. К этим датам готовиться обзор литературы на правовые темы, правовые игры, выставки, выступления на школьном радио. Темы для радиовыступлений разнообразны: "Профессия-юрист"; "Права ребенка-это твои права" и т. д. В этом году интересно прошла игра- дискуссия для учащихся 9-х классов - "Исторический брифинг". Цель игры - пробудить интерес к чтению исторической и юридической литературы. К данному мероприятию подбиралась литература и документы, в которых отражены мифы советской эпохи о "врагах народа", а также информация о реальном положении этих групп людей в СССР. При подготовке определились группы учащихся 9-х классов:

–"архивисты” (группа, подбирающая отрывки из газетных публикаций и художественной литературы, сатирические плакаты 20-30 гг. и т. д.);
– "журналисты" (группа, готовящая историко-журналисткое расследование);
– "враги народа"(группа, готовящая "биографии" "врагов народа", используя литературу);
– "прокурора";
– "судебного секретаря";
– "экспертов" (группа, по ходу действия делающая независимые высказывания, и т. д.) (приложение№1/ использованы материалы журнала "Ваше право"/ лист1 лист2 лист3 лист4)

Эта игра проводилась совместно с учителями истории. Она помогла учащимся овладеть азами юридических профессий.

Оказание посильной информационной методической и психологической помощи родителям учащихся по вопросам профессионального определения их детей - вот ещё одна грань деятельности школьной библиотеки. Вместе с завучем по воспитательной работе и учителями права разработан цикл бесед с родителями: "Сто советов для родителей", "Права и обязанности родителей и детей", "Путь к успеху вашего ребенка", "Учебные заведения г. Златоуста и Челябинской области". Эти беседы с родителями всегда вызывают у них заинтересованность. Одним из аспектов правовой просветительской работы школьной библиотеки является оформление выставок для учащихся. По данной тематике их было несколько: "Великая книга жизни" (Конвенция о правах ребенка), "Права человека", "Твой путь к успеху", "Тебе абитуриент" и т. д. Цель данных выставок: помочь читателям найти необходимую информацию об учебных заведениях города и области, подготовиться к экзаменам, выбрать профессию по душе. Одним из разделов работы школьной библиотеки по профориентации - это работа с педагогами- предметниками, преподающими в специализированных социально- правовых классах. Учителя также имеют возможность познакомится непосредственно с учебными и методическими материалами. Библиотека может им предложить: методическое пособие по проекту "Живое право", комплект учебников и пособий "Основы правовых знаний" для 8-9 классов, учебно-методическое пособие для учителей и книги для учащихся по проекту"Мой выбор" и т. д. Все новинки литературы оперативно освещаются на совещаниях школьных методических объединений учителей -предметников, что положительно влияет на информированность педагогов и повышает их эффективность работы. В библиотеке выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию и выбору специальностей. Кроме того, создана и ведется тематическая картотека в помощь классным руководителям по профориентации. Вот уже несколько лет наша библиотека проводит совместную работу со школьным правовым клубом старшеклассников "Фемида" (руководитель Залога Вера Николаевна). Деятельность клуба ставит перед собой цель донести до детей их права и помочь отстаивать их. В клубе действуют несколько направлений: профессиональное (изучение основ будущих специальностей); правовое образование и т. д. Члены клуба выступают перед родителями, учащимися младших классов, участвуют в общественных акциях: например - "Наши права", организуют благотворительную деятельность. Для работы клуба библиотекарь подбирает из журналов и газет, книг новые нормативные акты, новые законы, оказывает помощь в выпуске газеты - "Вместе", проводит опросы, анкетирование, дискуссии по острым темам нарушений прав и правовой защиты. Интересна также совместная работа по организации встреч с представителями правоохранительных органов. Помощь заключается в том, чтобы помочь отобрать интересные вопросы для дискуссии. На встрече с учащимися уже побывали: адвокаты, следователи, работники налоговой полиции, депутаты Государственного собрания, студенты факультетов экономики и права, журналисты. Наиболее удачно прошла в клубе игра "Имею право". Цель игры: расширить кругозор в области прав и законности.

Воспитать в детях уважение к законам государства. Научить пользоваться своим правом гражданина России.

На уроках права в 10-11 социально-правовых классах раз в четверть проводится обзор правовой литературы. Члены клуба "Фемида" членами научного общества учащихся, выполняют с учителями истории и обществознания исследовательские работы и очень часто обращаются за литературой в библиотеку, где получают квалифицированную помощь библиотекаря. За время существования социально- правового класса 52 учащихся поступили в учебные заведения города и области, выбрав специальности, связанные с правом и юриспруденцией. Несомненна в этом заслуга школьной библиотеки и педагогического коллектива. Школьная библиотека-это действительно та организация, которая действительно может многое сделать в области правового и профессионального просвещения.

Апр 26

Книжная выставка «Профессию подскажет книга»

В жизни каждого человека однажды наступает ответственный момент – выбор профессии. Тысячи вопросов возникают в головах молодежи: какую профессию выбрать, куда поступать, как рассчитать свои силы и многие, многие другие.

Выбирать профессию приходится в юные годы. Часто необдуманное решение приводит в дальнейшем к разочарованию. Чтобы такого не произошло, к выбору профессии нужно подходить осознанно, потому что в него будет вкладываться много сил и времени. Это — фундамент взрослой жизни. Очень важно, чтобы способности и черты характера соответствовали избранному пути, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе.

Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». В наше время «золотая» мечта юношей и девушек – это престижная профессия, популярная и востребованная, приносящая хороший доход. Но, чтобы выбрать подходящую профессию себе, о множестве профессий нужно знать.

В читальном зале городской библиотеки открылась книжная выставка «Профессию подскажет книга». На выставке подобрана соответствующая литература для подросткового возраста. Наши книги расскажут об особенностях разных профессий, какие бывают учебные заведения и еще о многом интересном.

На пороге взрослой жизни

Профориентационная работа в библиотеке

Приоритетным направлением в работе ИОЦ «Кругозор» со старшеклассниками является профориентационная работа. Почему мы выбрали именно это направление? Потому что дети нуждаются в информации о профессиях. Вспомните себя, как вы были растеряны, когда необходимо было решаться на выбор профессиональной деятельности . Современных детей мучают те же вопросы, что и нас когда-то: что выбрать, как выбрать; что если я ошибаюсь; поступлю ли я в вуз, смогу ли там учиться; найду ли работу, когда закончу учебу? То, что наши дети имеют возможность выбора и большой доступ к информации, и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, есть из чего выбрать, с другой, тяжело ориентироваться в таком потоке информации.

Подготовка к профориентационной работе включала в себя анкетирование читателей старших классов «Выбрал ли ты профессию». Анкетирование проводилось с целью выяснения степени осознанности к выбору профессии. Предполагалось, что результаты анкетирования помогут более эффективно построить работу, учесть их взгляды на профессиональный выбор, на предпочтения тех или иных профессий. Анкетирование показало, что ребята нуждаются в информации о профессиях, что они плохо знают мир профессий, что им нужна помощь в самопознании и правильности выбора профессии.

Профориентационная работа идет по двум направлениям: профориентационная игра «Карьера» и цикл занятий «Наступает время выбора».

«Карьера» - ежегодная профориентационная игра для старшеклассников.Проводится при поддержке:

Управления образования и социально-правовой защиты детства Автозаводского района;

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Автозаводского района;

Автозаводского районного центра занятости населения;

Федеральной мобильной службы по труду и занятости Нижегородской области ;
- Нижегородского центра профтестирования и развития «Карьера плюс».

ИОЦ «Кругозор» здесь выступает как важное связующее звено и информационный центр поддержки данной акции.

В игре приняло участие 390 учащихся из 17 школ Автозаводского района.

«Карьера» - 2008 проводилась в несколько этапов.

1 этап – групповая психологическая консультация с тестированием. Дети делились на две группы: одна оставалась в «Кругозоре», другая проходила в автобус, оснащенный ноутбуками. Каждый уходил с результатами тестирования, где были прописаны данные о способностях и подходящие профессии.

2 этап – защита проектов «Город мастеров», где дети презентовали рабочие профессии (дворник, слесарь, электромонтер и др.).

3 этап – социальная игра «Я – мэр». Старшеклассники придумывали несуществующий город, для которого нужно было получить финансирование в 1 млн. рублей. Каждая группа представляла свой проект и отстаивала свои интересы.

Мы помогали ребятам в составлении проектов тем, что оперативно предоставляли информацию о профессиях и помогали использовать предложенный материал.

«Карьера» - 2009 включала в себя профориентационное тестирование. После проведения игры ребята получили информацию о трудоустройстве на летний период, а также адреса и телефоны, по которым можно обратиться по данному вопросу.

«Наступает время выбора» - цикл мероприятий по профориентации для старшеклассников.

Цели программы:

1. Дать представление подросткам о мире современных и востребованных профессий.

2. Помочь в правильности выбора профессии.

Участие детей в цикле не означает, однако, что каждый из них уйдет с готовым решением и списком подходящих ему профессий на руках. Выбор в конечном итоге всегда должен остаться за ребятами. Данную мысль мы пытаемся внушить с первого же занятия, чтобы дети не строили иллюзий, и чтобы не было разочарований. Но пройдя цикл занятий, дети будут знать, что искать информацию нужно (она не придет к ним сама); они будут знать, что искать, где искать и как искать нужную им профессию.

Сами занятия проводятся в достаточно живой форме: много профориентационных игр и игровых упражнений, а информация, благодаря слайдовому сопровождению, получается яркой и запоминающейся. Само содержание занятий находится в постоянном развитии.

Первое занятие называется «Сколько мы знаем профессий?». Основная задача данного занятия – показать ребятам их слабую ориентацию в мире профессий, подвести к мысли, что искать информацию необходимо, определить свой предмет труда. Также дается понятие о формуле профессии «хочу – могу - надо».

Второе занятие «Узнай свои способности» посвящено второй составляющей формулы профессии «могу», дается тест на определение типа темперамента, показывается, как нужно учитывать тип темперамента при выборе профессии.

Третье занятие «Современный рынок труда». Идет разговор о третьей составляющей формулы профессии «надо», о профессиях редких и массовых, дается обзор современных профессий, востребованных на рынке труда.

Четвертое занятие «От мечты к действиям». Речь идет о том, как выбирать место учебы, о преимуществах среднего и высшего образования , дается тест «Готовность к выбору профессии».

Пятое занятие «Деньги, деньги…» рассматривает денежную сторону профессии. Стартовая и максимальная заработная плата , стабильный заработок и сдельная оплата труда , дополнительный заработок и социальный пакет являются предметом разговора на данном занятии. Также здесь мы говорим об ошибках при выборе профессии и выполняем тест «Мотивы выбора профессии».

Шестое занятие «Ищем работу» включает в себя разговор о путях поиска работы, о том, чего следует избегать при поиске работы, как составлять резюме, графический тест «Ваше отношение к карьере».

Мы выпустили дневники, куда заносятся основные моменты занятий: результаты тестирования и игр, библиографический материал, советы по выбору профессии и т. п. Но опыт показывает, что если цикл посещает класс в полном составе (от 20 человек), то заполнение дневников теряет свою эффективность. Такая форма работы наиболее эффективно, когда занятия проходят в малой группе. Поэтому для большого количества детей мы придумали «Шпаргалки по выбору профессий: ИОЦ «Кругозор» советует». В сжатом виде в шпаргалке излагается весь теоретический материал каждого занятия. Детям нравится форма шпаргалок, они не занимают места в их рюкзаках, и при серьезном отношении к занятиям могут послужить предметом разговора о профессиях с родителями.

В заключение хотелось бы процитировать отзывы детей о занятиях.

Отопкова Алена, 15 лет. «Мне очень понравились занятия по профориентации, потому что я узнала много нового о профессиях, познакомилась с факторами выбора профессии. Узнала о возможных ошибках в выборе профессии, теперь я постараюсь их не совершать…»

Лебедева Светлана, 15 лет. «Из курса профориентации я узнала много новых профессий, о которых раньше даже не слышала. Здесь много интересных игр и тестов, которые нередко помогают разобраться в себе…получила немало интересной, а главное полезной информации. Индивидуальный подход к учащимся…Все понравилось…»

Психолог ИОЦ «Кругозор»