Почему космические ракеты запускают ночью. Почему Америка все еще использует ракеты «Союз», чтобы запустить своих астронавтов в космос

Космос - это таинственное и максимально неблагоприятное пространство. Тем не менее Циолковский считал, что будущее человечества заключается именно в космосе. Нет никаких оснований спорить с этим великим ученым. Космос - это безграничные перспективы для развития всей человеческой цивилизации и расширения жизненного пространства. Кроме того, он скрывает в себе ответы на многие вопросы. Сегодня человек активно использует космическое пространство. И от того, как взлетают ракеты, зависит наше будущее. Не менее важно и понимание людьми этого процесса.

Космическая гонка

Не так давно две могучие сверхдержавы находились в состоянии холодной войны. Это было похоже на бесконечное состязание. Многие этот промежуток времени предпочитают описывать как обычную гонку вооружений, но это совершенно не так. Это гонка науки. Именно ей мы обязаны многими гаджетами и благами цивилизации, к которым так привыкли.

Космическая гонка была лишь одним из важнейших элементов холодной войны. Всего за несколько десятилетий человек перешел от обычных атмосферных полетов к высадке на Луне. Это невероятный прогресс, если сравнивать с другими достижениями. В то прекрасное время люди думали, что освоение Марса — это куда более близкая и реальная задача, чем примирение СССР и США. Именно тогда люди были максимально увлечены космосом. Практически каждый студент или школьник понимал, как взлетает ракета. Это не было сложным знанием, наоборот. Такая информация была простой и очень интересной. Астрономия приобрела чрезвычайную важность среди других наук. В те годы никто и сказать не мог, что Земля плоская. Доступное образование повсеместно ликвидировало невежество. Однако те времена давно прошли, и сегодня все совсем не так.

Декаданс

С распадом СССР закончилась и конкуренция. Пропал повод для сверхфинансирования космических программ. Многие перспективные и прорывные проекты так и не были реализованы. Время стремления к звездам сменилось настоящим декадансом. Что, как известно, обозначает упадок, регресс и определенную степень деградации. Для того чтобы понять это, не нужно быть гением. Достаточно обратить внимание на медиасети. Секта плоской земли активно ведет свою пропаганду. Люди не знают элементарных вещей. В Российской Федерации астрономия и вовсе не преподается в школах. Если подойти к прохожему и поинтересоваться, как взлетают ракеты, он не ответит на этот простой вопрос.

Люди даже не знают о том, по какой траектории ракеты летают. В таких условиях нет и смысла спрашивать про орбитальную механику. Отсутствие должного образования, "Голливуд" и видеоигры - все это создало ложное представление о космосе как таковом и о полетах к звездам.

Это не вертикальный полет

Земля не плоская, и это неоспоримый факт. Земля даже не шар, ведь она немного сплюснута по полюсам. Как взлетают ракеты в таких условиях? Поэтапно, в несколько стадий и не вертикально.

Самое большое заблуждение нашего времени состоит в том, что ракеты взлетают вертикально. Это совсем не так. Такая схема выхода на орбиту возможна, но очень неэффективна. Ракетное топливо заканчивается очень быстро. Иногда - менее чем за 10 минут. Для такого взлета попросту не хватит топлива. Современные ракеты взлетают вертикально только на начальном этапе полета. Затем автоматика начинает давать ракете небольшой крен. Причем чем выше высота полета, тем заметнее угол крена космической ракеты. Так, апогей и перигей орбиты формируются сбалансированно. Таким образом достигается максимально комфортное соотношение между эффективностью и расходом топлива. Орбита получается близкой к идеальному кругу. Идеальной же она не будет никогда.

Если ракета взлетает вертикально вверх, получится невероятно огромный апогей. Топливо закончится раньше, чем появится перигей. Иными словами, ракета не только не вылетит на орбиту, но и из-за нехватки топлива полетит по параболе обратно на планету.

В основе всего - двигатель

Любое тело не способно двигаться само по себе. Должно быть что-то, что заставляет его это делать. В данном случае это ракетный двигатель. Ракета, взлетая в космос, не теряет своей способности двигаться. Для многих это непонятно, ведь в вакууме реакция горения невозможна. Ответ максимально прост: немного иной.

Итак, ракета летит в В ее баках находится два компонента. Это топливо и окислитель. Их смешивание обеспечивает воспламенение смеси. Однако из сопел вырывается не огонь, а раскаленный газ. В этом случае нет никаких противоречий. Такая установка прекрасно работает в вакууме.

Ракетные двигатели бывают нескольких типов. Это жидкостные, твердотопливные, ионные, электрореактивные и ядерные. Первые два вида применяются чаще всего, так как способны давать наибольшую тягу. Жидкостные применяются в космических ракетах, твердотопливные - в межконтинентальных баллистических с ядерным зарядом. Электрореактивные и атомные предназначены для максимально эффективного передвижения в вакууме, и именно на них возлагают максимум надежд. В настоящее время вне тестовых стендов они не применяются.

Однако недавно Роскосмос разместил заказ на разработку орбитального буксира с ядерным двигателем. Это дает повод надеяться на развитие технологии.

Особняком держится узкая группа двигателей орбитального маневрирования. Они предназначены для управления Однако используются не в ракетах, а в космических кораблях. Их недостаточно для полетов, но хватает для маневрирования.

Скорость

К сожалению, в наше время люди приравнивают космические полеты к базовым единицам измерения. С какой скоростью взлетает ракета? Это вопрос не совсем корректен по отношению к Совершенно неважно, с какой скоростью они взлетают.

Ракет существует довольно-таки много, и все из них имеют разную скорость. Те, что предназначены для вывода космонавтов на орбиту, летят медленнее грузовых. Человек, в отличие от груза, ограничен перегрузками. Грузовые же ракеты, например сверхтяжелая Falcon Heavy, взлетает слишком быстро.

Точные единицы скорости посчитать трудно. Прежде всего потому, что они зависят от полезной нагрузки РН (ракеты-носителя). Вполне логично, что РН с полной загрузкой взлетает гораздо медленнее полупустой РН. Однако есть общая величина, которую все ракеты стремятся достигнуть. Это называется космической скоростью.

Существует первая, вторая и, соответственно, третья космическая скорости.

Первая - необходимая скорость, которая позволит двигаться по орбите и не падать на планету. Она составляет 7,9 км в секунду.

Вторая нужна для того, чтобы покинуть земную орбиту и отправиться к орбите другого небесного тела.

Третья же позволит аппарату преодолеть притяжение Солнечной системы и покинуть ее. В настоящее время с такой скоростью летят аппараты "Вояджер-1" и "Вояджер-2". Однако вопреки словам СМИ, они все еще не покинули границы Солнечной системы. С астрономической точки зрения им потребуется не менее 30 000 лет, чтобы достигнуть облака Орта. Гелиопауза же не является границей звездной системы. Это лишь место, в котором солнечный ветер сталкивается с межсистемной средой.

Высота

На какую высоту взлетает ракета? На ту, которая требуется. После достижения гипотетической границы космоса и атмосферы измерять расстояние между кораблем и поверхностью планеты некорректно. После выхода на орбиту корабль находится в другой среде, и дистанция измеряется в величинах расстояния.

Это была такая неудача, которая приковывает внимание всего мира: через две минуты после запуска космического корабля «Союз» с площадки в Казахстане миссия на Международную космическую станцию (МКС) была прервана. К счастью, двое человек на борту, по одному из России и Америки, смогли совершить безопасный, с высокой перегрузкой, вход в атмосферу и посадку. Дмитрий Рогозин, глава российского космического агентства (Роскосмоса) и сам ловкий политик, говорит, что пилотируемые миссии будут отложены до тех пор, пока расследование не покажет, что было причиной аварии. Учитывая, что российская система «Союз» в настоящее время является единственным способом вывести людей на орбиту, это создает ситуацию, которая может оставить МКС пустой с декабря. И Америка бессильна сделать что-либо. Как получилось, что она полагается на российскую ракетную технику, чтобы доставить своих астронавтов на космическую станцию?

Ответ восходит к развитию программы американских космических шаттлов. Она была задумана в конце 1960-х годов как способ дать НАСА набор недорогих и многоразовых космических аппаратов. Фактически, ко времени последней миссии шаттла, в 2011 году, Америка в конечном итоге платила в среднем 1,5 млрд долларов за полёт. НАСА собиралось использовать проект Constellation для замены шаттлов для миссий МКС к 2014 году, а затем для полетов астронавтов на Луну. Но он был отменен в 2010 году, а расходы выросли. В поисках других вариантов космическое агентство добилось определенных успехов в привлечении частных фирм, таких как SpaceX и Orbital ATK, для доставки грузов на МКС. А в 2014 году агентство заключила контракты с Boeing и SpaceX на разработку корабля для доставки туда астронавтов. Дата, когда эти корабли должны были быть доступны для летных испытаний, сдвинулась до 2017 года, затем 2018 года, а теперь на апрель 2019 года для SpaceX и середину 2019 года для Boeing. Главное бюджетно —контрольное управление США заявляет, что 2020 является самой ранней датой, когда оно ожидает, что корабли смогут достичь космической станции, предполагая, что всё пойдёт по плану.

В отличие от перерасхода средств и отмены американских программ, «Союз» добился безоговорочного успеха. Пилотируемые полеты начались в 1967 году и первый из них закончился катастрофой, но только одна последующая миссия («Союз-11» в 1971 году) привела к гибели людей. Почти 140 миссии было выполнено. Прерванный полет 11 октября был лишь четвертым отказом, связанным с запуском или возвращением. Аналогично спроектированный грузовой космический корабль «Прогресс» выполнил более 150 беспилотных миссий всего с тремя отказами. Готовность России перевозить пассажиров, включая космических туристов, дала НАСА и другим агентствам полезный запасной вариант, в то время как политики возились с бюджетами и приоритетами и платили за значительную часть своего ежегодного космического бюджета. Главная трудность для иностранных космонавтов, использующих корабль «Союз», заключается в том, что они должны выучить русский язык на хорошем уровне. Но недавно Россия заявила, что ее обязательства по доставке американских астронавтов на МКС истекут в апреле 2019 года. Окончательный характер заявления во многом объясняется довольно холодным состоянием отношений между Америкой и Россией. Еще в 2014 году Рогозин стал одним из тех россиян, против которых Америка ввела санкции. Вскоре после этого он написал в твиттере, что НАСА должно доставлять своих астронавтов на МКС «с помощью батута».

Расследование Роскосмосом недавнего отказа, вероятно, выйдет за временные рамки декабря — даты, к которой три астронавта, находящиеся сейчас на МКС, должны использовать спускаемый аппарат «Союз», прежде чем его коррозионное топливо сделает корабль непригодным для использования. Они также должны беспокоиться о залатанной дыре в спускаемом аппарате, которая как предположил г-н Рогозин, может быть результатом саботажа. Экипаж имеет достаточно припасов, чтобы оставаться дольше, но, скорее всего, вернется. Учитывая, что пилотируемые полеты на МКС не неизбежны, зависимость НАСА от “Союза” может означать, что станция останется без экипажа в 2019 году. Он может работать без людей долгое время. Но есть большая вероятность, что ни один человек не попадёт туда, по крайней мере, до 2020 года. В конечном итоге это может привести к отказу от МКС еще до 2025 года, когда американское финансирование, как ожидается, иссякнет.

Если кто-то скажет, что сегодняшнее происшествие с ракетой-носителем« Союз», лишь чудом и благодаря продуманной системе безопасности завершившееся без жертв, случайность - не верьте. На самом деле, это закономерный финал развала и бардака в российской космической отрасли, длящихся уже много лет.

Что ещё хуже - российский космос смог пережить девяностые и разваливаться начал в двухтысячные . Череда катастроф« протонов», проблемы с двигателями, отзывы уже готовых ракет и жуткая коррупция при строительстве космодрома« Восточный» - это всё звенья одной цепи.

Старт« Союза» МС-10

Финальным оплотом, противостоящим всеобщему разрушению и раздолбайству, были пилотируемые полёты. Это последнее, чем россияне могли по праву гордиться, - безаварийные пилотируемые полёты в течение более тридцати пяти лет. Стало даже казаться, что полёты в космос, это не так и сложно. Сел, шесть часов в корабле - и вот ты уже на орбитальной станции. При этом российская техника работает как часы.

Считалось, что ракеты-носители для запуска пилотируемых кораблей проверяют гораздо серьёзнее, и аварии космических грузовиков - это худшее, что может произойти. Увы, теперь и так сказать нельзя.

Причём последний звоночек прозвучал совсем недавно - когда в конце августа 2018 года на Международной космической станции обнаружилась утечка воздуха . Причиной утечки стало отверстие в бытовом отсеке космического корабля« Союз МС-09». В тот момент глава« Роскосмоса» был настолько уверен в непогрешимости сборщиков и конструкторов, что обвинил даже американских астронавтов, назвав их диверсантами. Увы, сегодняшняя авария поставила крест на утверждении« мы проверяем изо всех сил, у нас такого просто не могло произойти».

Что произошло с« Союзом»?

На этот раз во время отделения боковых ускорителей первой ступени произошла нештатная ситуация. Очевидно, один из них отделился некорректно или задел вторую ступень(центральную часть ракеты). Ракета начала отклоняться от нужной траектории, и автоматика отключила двигатели второй ступени. К этому моменту система аварийного спасения(САС), вопреки официальному заявлению« Роскосмоса», уже отделилась от ракеты и помочь космонавтам не могла. Автоматика разделила ракету на части и космический корабль по баллистической траектории полетел к Земле. Такое уже было в 1975 году. Затем капсула« Союза» приземлилась на землю на своих парашютах.

Понятно, что это космос, он не прощает ошибок, которые случаются время от времени . И аварии бывают у всех. Можно даже сказать, что всё закончилось лёгким испугом. Увы, нет.

Это крушение просто вдребезги разнесло главный козырь главы« Роскосмоса» в переговорах о будущем партнёрстве с американцами.

Ещё до сегодняшнего утра все говорили о безукоризненности работы российских ракет-носителей в пилотируемых миссиях, и вот за несколько секунд стало понятно, что это очередной миф. Пока первая версия - плохое крепление центрального блока ускорителя. Если это так, то причина катастрофы - банальный брак либо при производстве деталей, либо при их монтаже.

Отдельный привет smm-щикам и всей пресс-службе« Роскосмоса». Ситуацию с запланированными постами нужно отслеживать

« Роскосмос» болен, и начинать лечить его надо было уже несколько лет назад. Вместо этого по телевизору слышатся постоянные славословия о том, что мы в космосе первые и лучшие. Давайте посмотрим правде в глаза. В 2018 году на середину октября у Китая 27 запусков, у США 25, а у России 10, из которых один аварийный. Может быть хоть такие сухие цифры заставят руководство« Роскосмоса» посмотреть в лицо реальности.

Юра, мы всё. Похоже, вообще всё.