Значение мировой транспортной системы. География транспорта

Транспорт мира Работа транспорта оценивается несколькими показателями: Количество перевезенных грузов (млн. т.) Количество перевезенных пассажиров (млн. чел.) Грузооборот (т × км) – произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км) Пассажирооборот (чел × км) - произведение количества перевезенных пассажиров (чел) на дальность перевозки (км)




Значение видов транспорта (%) в грузообороте некоторых стран Страныж/давторечнойморскойавиатрубопроводный Россия52,71,33,9130,0729 ФРГ18,848,513,714,513,3 Китай37,513,512,634,50,11,8 США31,624,19,918,70,415,3 Франция9,2231,760,90,84,4 Япония110,5-88,30,2-


Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Автомобильный Страны-лидеры по протяженности дорог: 1. США (более ¼ мировой автомобильной сети) 2. Индия 3. Япония








Технико-экономические особенности различных видов транспорта Агент 007 центру! Дорогой сэр! Выполнить последнее задание – установить прибор слежения за перевозками на железной дороге из пункта А в пункт В не представляется возможным. Присланный Вами прибор, рассчитан на ширину европейской железнодорожной колеи в 1435 мм. Оказывается, в России ширина железнодорожной колеи составляет 1520 мм. Прошу организовать мне доставку прибора, рассчитанного на российский стандарт. Всегда Ваш, агент 007.


Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Трубопроводный Страны-лидеры по протяженности нефте- и газопроводов: 1. США 2. Россия 3. Канада


Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Речной Страны-лидеры по объему грузооборота: 1. США 2. Китай 3. Россия Страны-лидеры по доле в общем грузообороте: 1. Нидерланды 52% 2. ФРГ 25% 3. Бельгия 17%




Технико-экономические особенности различных видов транспорта Скорость Стоимость Грузоподъемность Трудоемкость Зависимость от рельефа, климата и погоды Назначение Воздушный Крупнейшие аэропорты: 1. Чикаго (ОХара) 2. Даллас 3. Лос-Анджелес 4. Атланта 5. Нью-Йорк (Кеннеди) 6. Лондон (Хитроу) А 380






Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Кильский Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай


Крупнейшие каналы: Суэцкий (длина свыше 160 км, ширина м, глубина 20 м, 50 судов в сутки) – открыт в 1869 г. Панамский (длина 82 км, ширина м, глубина до 26 м, 40 судов в сутки) – открыт в 1914 г. Кильский Важнейшие проливы: Ла-Манш (до 800 судов в сутки, гарантированные глубины до 35 м) Гибралтар Малаккский (глубина до 25 м) Макассарский (глубина до 50 м) Зондский (глубина до 50 м) Ормузский Босфор (глубина до 27 м) Крупнейшие порты по грузообороту: 1.Роттердам 2.Сингапур 3.Шанхай



>>География: География транспорта

География транспорта

1. Транспорт - третья вeдyщая отрасль материального пpoизводства.

Вы уже знаете, что транспорт является основой гeoграфического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отpacлей, районов и стран. Без нeгo было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.

Все пути сообщения, тpaнспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.

Пример. На мировом транспорте занято более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) приближается к 50 млн км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд т грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют многие миллионы транспортных средств. .

Вы уже знаете, какое воздействие оказала НТР на «разделение труда » между отдельными видами транспорта. Но она привела также к увеличению пропускной способности транспортных путей, к появлению принципиально новых транспортных средств, к увеличению их вместимости и скорости передвижения. Наверное, с этими проявлениями НТР большинству из вас уже не раз приходилось сталкиваться в своей жизни.

Продолжается электрификация железных дорог . Появились сверхскоростные (парящие» поезда на воздушной подушке и магнитной подвеске. .

На автомобильном транспорте повысился интерес к электромобилям, машинам с дизельными, газобаллонными и другими двигателями.

На водном транспорте стали эксплуатироваться cyдa-aтомоходы, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, cпециализированные суда для пере возки навалочно-насыпных гpyзов (балкеры), с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (ролкеры), лихтеровозы, автомобилевозы.

Широкофюзеляжные самолеты - аэробусы берут на борт 300-500 пассажиров и более. В последнее время снова возрос интерес к сверхзвуковым пассажирским лайнерам. .

Oгpoмнoe влияние на развитие всех видов транспорта оказала eгo контейнеризация 1 , повысившая производительность труда в 7-10 раз.

1 Контейнеризация (от англ. coпtaiп - вмещать) - перевозка штучных гpyзов в специальных металлических емкостях - контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств - контейнеровозов и специальных перегрузочных станций - контейнерных терминалов.

2. Географические различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы.

Мировые грузовые и пассажирские перевозки географически распределены очень неравномерно.

Транспорт экономически развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем и взаимодействием различных подотраслей. На эти страны приходится 70-80% общей длины мировой транспортной сети, мирового грузооборота и пассажирооборота. Обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), подвижность населения здесь также нaиболее высокие. В развивающихся стpанах за последние два-три десятилетия также изменилось многoe. Тем не менее в большинстве этих стран транспорт отстающая отрасль экономики.

Несформированность транспортных систем затрудняет их развитие, освоение природных ресурсов , формирование экономических районов. Характерно также преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного (Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина), трубопроводного (страны Ближнего и Среднего Востока), речного (страны Тропической Африки). На железных дорогах сохраняется паровозная тяга, различная ширина колеи. Транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой. Для перемещения грузов еще широко используются гужевой. вьючный транспорт, носильщики.

Наряду с подразделением мировой транспортной системы на две неравные по значению части можно говорить и о региональных транспортных системах. Это транспортные системы СНГ, Северной, Латинской Америки, зарубежной Европы, Южной Азии и др.

Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по гeoграфическим сферам их применения. В этом случае выделяют cyхопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.

3. Сухопутный транспорт: три главных вида.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом ХХ в. Он зародился в начале Beка, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все время растет и уже превысила 32 млн км; примерно половина ее приходится на пять стран - США, Индию, Бразилию, Китай и Японию, за которыми следуют Канада, Франция, Австралия, Россия. В мировом пассажирообороте доля aвтомобильного транспорта - в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям - достигaeт 4/5. Но по уровню aвтомобилизации, который определяется прежде вceгo размерами aвтомобильного парка, страны и регионы мира различаются еще очень сильно (см. таблицу 31 в «Приложениях»).

Пример . В странах Западной Eвропы, Японии, США, Канаде, Австралии на каждую 1 000 жителей приходится 400-600 легковых автомобилей, в странах Восточной Европы - 200-250, в Pocсии - 180, в десятках развивающихся стран, включая Китай и Индию, - менее 20-30.

Следовательно, для развития мировой автомобилизации имеются еще большие резервы, и она будет продолжаться в ХХI в.

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение eгo доли в пере возках гpyзов и пассажиров примерно до 1/10, остается важным видом cyхопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще в начале ХХ в. Общая протяженность ее уже в течение длительного времени уменьшается, а размещение
отличается очень большой нepaвномерностью. Хотя железные дoроги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Индию, Китай, Канаду, Австралию, Аргентину, ФРГ, Бразилию, Францию. По гycтоте сети выделяются страны Европы.

Наряду с этим имеются oгромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или вообще отсутствует. Но в начале XXI в. проектируется создание нескольких трансконтинентальных железнодорожных магистралей.

Пример. Уже начато сооружение магистрали длиной в 10 тыс. км, которая пройдет примерно по трассе знаменитого Великого шелкового пути: от Стамбула через Ташкент до Пекина. Проектируется Азиатско-Тихоокеанская магистраль Сингапур - Бангкок - Пекин - Якутск - туннель под Беринговым проливом - Ванкувер Сан-Франциско.

Трубопроводный транспорт получил развитие прежде вceгo благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Длина мировой сети магистральных трубопроводов более 2 млн км. Самые длинные из них, достигающие иногда 4-5 тыс. км, построены в странах CHГ , Канаде, США, странах Ближнего Востока. (Задание 14.)

4. Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию Mopcкoгo транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.

Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, pyда, зерно и др.), причем нередко на расстояние 8-10 тыс. км. Но «контейнерная революция» на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных гpyзов - готoвыIx изделий и полуфабрикатов (см. рисунок 40).

Примерно половина таких гpyзов ныне пере возится в контейнерах, общий оборот которых достигает 200 млн т в год.

Среди контейнерных линий, опоясывающих весь земной шар, уже есть и регулярные кругосветные линии. Некоторые из океанских контейнерных линий в качестве составной части входят в так называемые транспортные «мосты» между Японией и Западной Европой, Японией и восточным побережьем США, на которых пере возки сухопутным транспортом через территории CHГ и США сочетаются с морскими перевозками через Атлантический, Тихий океаны и Японское море. .

Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж (водоизмещение) котopoгo превышает 600 млн т. До середины 70-x гг. прошлого века почти половину этого тоннажа составляли танкеры. Теперь доля их заметно уменьшилась. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль и здесь играют страны «первой десятки», которую давно уже возглавляют Панама и Либерия.

Наличие большого MopcKoгo флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Панамы и Либерии, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под «удобными» («дешевыми», «подставными») флагами. принадлежит не развивающимся, а развитым странам Запада, в первую очередь Греции, Норвегии, германии, США.

Общее число крупных и cpeдних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, вceгo около 50. В том числе 27 из них имеют грузооборот свыше 100 млн т. Для развитых стран наиболее характерны универсальные порты, способные принимать и отправлять самые разнообразные грузы. В развивающихся странах, Канаде, Австралии, ЮАР крупные порты нередко узко специализированы на экспорте нефти, руды, угля (см. рисунок 39).

Начиная с эпохи Великих географических открытий первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану. В наши дни на трассах этого океана берегах котopoгo расположены 70 стран с населением 1,5 млрд человек, осуществляется более 1/2 всех морских грузовых перевозок. В бассейне этого океана находятся также 2/3 всех морских портов мира, и в том числе третий из них по грузообороту (после Сингапура и Шанхая) - Роттердам.

Однако в перевозках пассажиров из-за конкуренции воздушнoгo транспорта роль Атлантического океана в последнее время резко снизилась. В первой половине ХХ в. пассажирские cyда ежегодно перевозили только между Европой и Северной Америкой 2-3 млн пассажиров. Самые комфортабельные и быстроходные пассажирские лайнеры, настоящие плавучие дворцы - «Нормандия» и «Франс» (Франция), «Кумн Мэрю» и «Куин Элизабеп» (Великобритания), «Юнайтед Стейтс» (США), «Микеланджело» (Италия) - соревновались между собой за традиционный приз «Голубая лента Атлантики», учрежденный еще в XIX в. и присуждавшийся судну, пересекшему Атлантику в рекордно короткие сроки. Последним владел этим призом лайнер «Юнайтед Стейтс», пере секший океан за 3 суток 10 часов и 40 минут. В наши дни трансатлантические гонки пассажирских лайнеров уже не проводятся, а сами эти лайнеры в большинстве своем демонтированы.

Второе место по размерам морских перевозок принадлежит Тихому океану, значение которогo непрерывно возрастает, третье - Индийскому. В первом из них наиболее мощные грузопотоки формируются у берегов Японии, США, Австралии, во втором - в Персидском заливе. Бассейн Тихого океана приобретает все большее значение и для России, особенно для ее восточных районов.

Очень большое влияние на географию Mopcкoгo транспорта оказывают международные морские каналы - важнейшие перекрестки мировых морских трасс. В первую очередь это относится к двум важнейшим из них - Суэцкому (см. рисунок 41), который сокращает путь между портами Европы и Азии в 2-3 раза, и Панамскому.

Большую роль играют также морские проливы Ла-Манш, гибралтарский, Ормузский, Малаккский и др. Интересно, что некоторые из них стали «тесны» для сотен ежедневно проходящих судов, да и глубина их иногда уже недостаточна для крупнейших из них. . (Задание 15.)

Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Но в наши дни и по грузообороту (не считая воздушнoгo), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой тpaнспортной системе.

Развитие и размещение внутpeннeгo водного транспорта в первую очередь связаны с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конгo имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Китай, Россия, Kaнада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Бельгия. На все же гигантские речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% этого грузооборота.

Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственны е пут и (шлюзованные реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России, зарубежной Европе.

Главный район озерного cyдоходства в мире - Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия, позволяющим морским судам заходить на 4 тыс. км в глубь континента (см. рисунок 38).

5. Воздушный (авиационный) транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта.

С таким утверждением вы, наверное, согласитесь. Действительно, если в 1950 г. во всем мире было перевезено 30 млн авиапассажиров, то в 2000 г. уже 2,2 млрд человек. Иными словами, почти каждый третий житель планеты хоть раз в год совершает воздушное путешествие. Сеть peгyлярных авиалиний ныне опоясывает весь земной шар, протягиваясь на 11,5 млн км. По размерам авиаперевозок первое место в мире занимает Северная Америка, второе - Европа, а из отдельных стран особо выделяются США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай, Франция.

География воздушного тpaнспорта определяется в первую очередь сетью аэропортов, количество которых исчисляется многими тысячами, в том числе международных аэропортов насчитывается более тысячи. Самые крупные из них ежегодно обслуживают десятки миллионов авиапассажиров. . В межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный транспорт давно уже вышел на первое место, оттеснив на задний план морской. Больше вceгo пассажиров пользуются авиалиниями, пересекающими Атлантический океан: обычно над ним в воздухе одновременно находится более ста авиалайнеров.

6. Транспорт и окружающая среда.

Зависимость транспорта от природных условий территории велика и многообразна. Однако по мере развития нтр она приобретает новые формы. Для развития сухопутного транспорта уже не служат непреодолимым препятствием крупные горные и речные преграды, пустыни, тропические леса и даже морские проливы. Исправление «ошибок»
природы с помощью сооружения искусственных водных путей оказывает большое влияние на развитие водного транспорта.

Вместе с тем растет и oтрицательное воздействие тpaнспорта на окружающую среду.

При этом различные виды тpaнспорта имеют как бы свою специализацию. Главный загрязнитель атмосферы - автомобильный транспорт: в крупных городах на нeгo приходится 2/3 всех выбросов в воздушный бассейн. Воздушный транспорт также загрязняет атмосферу шлейфами многих тысяч самолетов, железнодорожный - твердыми частицами, особенно при паровоз ной тяге. Все эти виды транспорта создают «шумовое загрязнение», сухопутные при водят к отчуждению земель. Водный транспорт служит одним из главных источников загрязнения гидросферы. Более вceгo загрязнены нефтью те акватории, где проходят главные морские нефтяные трассы.

География транспорта мира. Структура и размещение транспортного комплекса России. Железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт – формирование и направление грузопотоков.

Общая характеристика мировой транспортной системы

Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .

Основные виды современного транспорта – железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью следующих показателей: длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в общем грузообороте .

Если говорить о мировой транспортной системе, то быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского и ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в странах с развитой экономикой. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Страны Африки, Азии и Латинской Америки гораздо хуже обеспечены транспортом, поскольку уровень развития их экономики ниже.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система

Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;

транспортная система Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;

единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира – в странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).


В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:

Растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра;

Идет дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно водным каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, построена Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);

Идет формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), формирование трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский: Япония – Восточное побережье США, Трансамериканский: Западная Европа – Ближний и Средний Восток);

Идет создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, через Россию проходят два транспортных коридора:

Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород,

Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта – перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность – регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в странах с развитой экономикой.

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5 тыс. км), Канада (85 тыс. км), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

По густоте сети железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции 65%, в Италии, Австрии и Испании более 50%, в России 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия,

по пассажирообороту Япония (395 млрд пасс-км), КНР (354 млрд пасс-км), Индия (320 млрд пасс-км), Россия (192 млрд пасс-км), Германия (60 млрд пасс-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в странах с развитой экономикой. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту авто­мобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт , сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), России, Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (здесь сосредоточено более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж – это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток – Новороссийск, Новороссийск – Архангельск). Малый каботаж – перевозки между портами одного моря (Новороссийск – Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (БРТ) .

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн БРТ), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн БРТ). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира – танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти – из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан , по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов и на берегах Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя (Япония), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада) и др. Индийского океана (Карачи (Пакистан), Бомбей и Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и др.

Наряду с универсальными есть порты специализированные:

по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Амуай и Ла-Салина (Венесуэле),

руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР),

зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

В Азии – Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.

В Северной Америке – Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.

В Латинской Америке – Амазонка и Парана.

В Африке – Конго, Нигер, Нил.

В Австралии – Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс.км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс.км в каждой), США (более 40 тыс.км) и Бразилию (30 тыс.км).

По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе Китай, третье Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), Германии (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Современная мировая транспортная система - отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в ХХ в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты), средства передвижения. Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями.

На глобальном уровне уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.

Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так, крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырье и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи.

Зоны, расположенные рядом с магистралями в районах нового освоения, получают дополнительные стимулы развития.

Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа океанских судов, их скорости, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовало росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов.

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки (около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, первое место по грузообороту) и Западной Европы (первое место по густоте транспортной сети). В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

В развитых странах лидирует автомобильный транспорт (40% перевозок), на железнодорожный приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный (60%), на автомобильный приходится 9%.

Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50%) и Азии (25%), на долю Америки приходится 13%, всех других регионов - 11%.

Грузовой транспорт . В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/3 перевезенных грузов. Морской транспорт, как самый дешевый, связывает главные районы производства товаров, разделенные океанами - Европа - Америка - Япония и Китай. Доля железнодорожного - внутриконтинентального - транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растет доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объемов мировой торговли и повлияло на ее географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения - Суэцкого и Панамского: танкеры «не помещаются» в узкое русло каналов и основные нефтеперевозки идут через юг Африки - мыс Доброй Надежды. Тем не менее, для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы - важнейшая часть поступлений в бюджет.

Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом. Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов - перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на ½ выше. Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта - формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург; Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса.

Новыми тенденциями в развитии мировых грузоперевозок - это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки - скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.

Претерпев радикальные изменения под воздействием НТР («транспортная революция»), транспорт в 80-90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997–1998 гг. Долговременные тенденции развития мирового транспорта свидетельствуют о расширении мировой транспортной сети, о повышении ее загрузки, об улучшении качественных показателей, о расширении совместной деятельности различных видов транспорта и др. Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, – понятие о мировой транспортной системе, которое охватывает все мировые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транспортной системы обычно используют три главных показателя:

    сеть путей сообщения;

    работу транспорта;

    основные грузо– и пассажиропотоки.

Мировую транспортную сеть можно рассматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети. Динамику развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в. демонстрирует таблица 1.

Из приведенных в таблице 1 данных со всей очевидностью следует, что динамика развития отдельных видов транспортной сети в последние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых видов – железных дорог и внутренних водных путей – стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети – автодорог, трубопроводов и воздушных путей – продолжает довольно быстро возрастать. Графически соотношение отдельных видов транспортной сети показано на рисунке 1.

Таблица 1. Динамика развития отдельных видов мирового транспорта во второй половине XX в.

Рис. 1. Транспортная сеть мира, тыс. км

Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров. Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учитывающей не только массу, но и дальность перевозки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузооборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г. он достиг уже 50 трлн т/км.

По мере роста грузооборота большие изменения происходили и в структуре. В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31 % мирового грузооборота, автомобильные – 7,5, внутренние водные пути – 5,5, морские – 52 и трубопроводы 4 %. Если сравнить эти данные с современными (рис. 104), то обращают на себя внимание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80 % международных – прежде всего межконтинентальных – перевозок. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о том, что в действительности более 80 % всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской – лишь 3,5 %. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7–8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)

Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн пассажиро-километров в 1950 г. до более чем 20 трлн пассажиро-километров в 2005 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 2) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60 % всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть автомобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.

Основные транспортные грузо– и пассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мосты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт приходится также основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа – трубопроводный.

Рис. 2. Структура мирового грузо– и пассажирооборота.

Перспективы развития мирового транспорта в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым прогнозам, в 2000–2015 гг. можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. Даже при самом генерализованном подходе ее можно подразделить на две подсистемы – экономически развитых и развивающихся стран, различающиеся очень сильно.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40 %, на железнодорожный – 25, а на остальные виды транспорта – 35 %.

Для этой подсистемы характерны также: большая густота транспортной сети, в первую очередь характеризующая обеспеченность ею, высокий технический уровень транспортной сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок с участием разных видов транспорта. В последнее время на первый план все более выходят требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, к увеличению их скорости, комфортности, к обеспечению безопасности. Все большую часть пассажирских и грузовых перевозок в этих странах осуществляют по принципу «точно в срок», что отражает возросшие требования клиентуры.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие параметры и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10 % мирового парка легковых и 20 % грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на железных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Наряду с таким двучленным подразделением мировой транспортной системы, в ней принято выделять и несколько региональных транспортных систем, каждая из которых имеет свои особенности. Эти особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, а также особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств региона.

Наиболее высокого уровня достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 1/3 общей длины всех мировых путей сообщения, а по протяженности автомобильных дорог, газопроводов эта доля еще больше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. В структуре ее внутреннего грузооборота 26 % приходится на автомобильный транспорт, 28 – на железнодорожный, 18 – на водный (речной и каботажный морской) и 28 % – на трубопроводный. Но особенно показательна структура внутреннего пассажирооборота, который на 81 % обеспечивается легковым автотранспортом, на 16 – воздушным и только на 2 – автобусным и на 1 % – железнодорожным. Хотя при этом очень большие размеры территории и США и Канады приводят к тому, что густота транспортной сети в них сравнительно невелика. Например, для железных дорог она составляет в США – 30, а в Канаде 5 км на 1000 км2 территории.

Региональная транспортная система зарубежной Европы по многим показателям, прежде всего по дальности перевозок, уступает системе Северной Америки, но зато намного превосходит ее по густоте сети и частоте движения. Как и в Северной Америке, здесь достигнут высокий уровень автомобилизации, большое развитие получили трубопроводный транспорт, воздушные перевозки, тогда как роль железнодорожного и внутреннего водного транспорта уменьшилась. Во внутреннем грузообороте Западной Европы на долю автомобильного транспорта приходится 67 %, железнодорожного – 19, водного – 8 и трубопроводного – 6 %. В пассажирообороте также заметно преобладает легковой автомобильный транспорт (54 %), за которым следуют железнодорожный (21), автобусный (17) и воздушный (8 %). А вот по густоте транспортной сети Западная Европа занимает первое место в мире: в Германии, во Франции, в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции, Дании она колеблется от 50 до 100 км на 1000 км2 территории.

Транспортные различия в зарубежной Азии настолько велики, что в ее пределах правильнее было бы выделить несколько региональных транспортных систем: например, высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии и Пакистана, систему стран Юго-Западной Азии. То же относится и к Африке, где немалые различия существуют между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, к Латинской Америке. В Австралии сложилась своя региональная транспортная система. Однако густота транспортной сети во всех этих региональных системах значительно меньше, чем в Европе и Северной Америке. Лишь в некоторых странах она находится в пределах от 1 до 5 км, а в большинстве не достигает и 1 км на 1000 км2 территории.

Единая транспортная система СССР в известной степени сохранилась и в странах СНГ, образуя особую региональную систему. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по размерам грузооборота эта система занимает более видное место, прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. Россия по общим размерам грузооборота (4,5 трлн т/км) уступает в мире только США и Китаю. Однако в структуре этого грузооборота очень велика доля трубопроводного транспорта (55 %), за которым следует железнодорожный (41 %), тогда как на автомобильный транспорт приходится менее 1 %. Если же рассматривать не грузооборот, а перевозки грузов, то соотношение окажется в значительной мере другим: на железнодорожный транспорт приходится 42 %, трубопроводный – 36, автомобильный – 14 %. В структуре пассажирооборота России 40 % приходится на железнодорожный, 35 % – на автомобильный транспорт и 20 % – на воздушный. К этому надо добавить, что в 1990-егг. и грузооборот, и пассажирооборот транспорта страны очень заметно сократились.