Главное предназначение социальных институтов. Понятие «аномия» было введено

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении -- достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

· Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

· Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

· Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

· Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

· Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

· Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

· Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

· Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

· Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

· Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация -- один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

Вопрос № 11 «Типология и функция социальных институтов»

Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов.

Во-первых, институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.

Во-вторых, регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

В-третьих, культурные (духовные) институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).

Социальные институты являются элементами разнообразных систем (сфер) общества: демосоциальной, экономической, политической, духовной, -- в рамках которых приобретают свою специфику. Системы общества различаются: 1) общественными потребностями, которые они удовлетворяют; 2) характером статусов и ролей; 3) регуляторами этих статусов и ролей; 4) характером социальной деятельности (связи), в которой реализуются общественные потребности, статусы и роли, субъективные и объективные регуляторы.

Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них -- родителей, детей, прародителей, родственников, материально-культурными признаками являются квартира, мебель, дача и т. п., символами -- брачный ритуал, обручальное кольцо и т. п.; а институциональным регулятором -- семейная мораль. Семейная идеология как часть идеологии данного типа общества раскрывает значение семьи для жизни людей и общества.

Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т. п.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т. п. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т. п. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т. п. Ма- териально-культурные признаки здесь -- заводы, транспортные предприятия и т. п., символами выступают фирменный знак, печать ит. п. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т. п. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т. п. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т. п.

Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т. п. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. п. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т. п. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т. п., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т. п., а также правовые и административные нормы.

Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т. п.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т. п. Основная форма деятельности здесь -- политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. и.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т. п.

Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т. п.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере -- производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т. п.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т. п.), научных (математических, социологических и т. п.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т. п.

Социальные институты общества образуют систему. В ее рамках социальные институты должны взаимодополнять один другой. Так, развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие последней -- без соответствующего развития образования. Такую же иерархическую и горизонтальную структуру образуют соответствующие социальные системы. Если страна принимает закон, обязывающий студентов служить в армии, то она обрекает себя на научное, техническое, экономическое отставание. Возникает конфликт социальных ролей: сына, студента, защитника родины и т. п. В результате такого, часто искусственного, конфликта социальных статусов и ролей происходит уклонение от одних ролей в пользу других.

Социальные институты вступают между собой в конфликты за ведущую роль в структуре общества (страны). Например, типичен конфликт между военными и гражданскими институтами по поводу расходования статей бюджета. Умножение подобных социальных конфликтов вызывает дезорганизацию обществ. Нарушение нормального взаимодействия между разными социальными институтами называется дисфункцией. Такая дисфункция возникает также в результате изменения общественных потребностей, которые удовлетворяет данный социальный институт. Например, сейчас в России возникло противоречие между возросшими потребностями в образовании и его нынешним состоянием; а институт МВД не справляется с организованной преступностью.

Каждое общество -- например, американское и российское -- имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Современное общество (страна) -- например, США -- обладает дифференцированной системой социальных институтов и высокой степенью координации и субординации их деятельности. Россия пытается наверстать свое отставание в этой области, возникшее за годы советской власти, однако данный процесс сопровождается у нас неравномерным развитием институтов разных общественных систем: быстрее снова развиваются авторитарно-политические институты. Многие социальные институты малоэффективны, например, МВД, высшее образование, наука и т. д.

В силу длительности возникновения-выращивания социальные институты необходимо беречь от социальных революций, для чего их нужно вовремя реформировать. Если реформы в силу корысти, глупости, безответственности господствующего класса и его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых социальных институтов на новые. Это регулярно, в частности, происходит в России, которая за XX столетие пережила несколько социальных революций. В результате вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые -- чаше всего, из идеологических побуждений. Такие институты носят временный характер и исчезают вместе с революционным строем.

Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а также громадные материальные и людские затраты. Яркий пример такого институционального развития демонстрирует Россия. Ее скачкообразное (революционное) развитие обусловлен но еще и тем, что современные, нормальные для передовых стран социальные институты невозможно легко и просто пересадить на прежнюю институциональную почву. Ввести современные институциональные регуляторы (идеалы, ценности, нормы) в прежние социальные связи, социальные действия с прежними потребностями, способностями, ментальностыо людей очень трудно, это требует длительного времени и терпения и населения и реформаторов.

Вопрос №12 «Социальный институт семьи, его признаки»

Семья -- это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

История семьи -- фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья -- единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

· нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;

· расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками -- бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.

Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной.

ВАРИАНТ 1

1. К макросоциологическим понятиям относится:

a) малая группа;

b) социальный институт ;

c) личность;

2. К микросоциологическим понятиям не относится:

a) малая группа;

b) государство ;

d) личность.

3. Термин «социология» впервые ввел:

a) О. Конт

b) Э. Дюркгейм

c) К. Маркс

d) Г. Спенсер

4. «Человекоцентрированными» теориями (теориями социологического номинализма) в социологии являются:

a) макросоциологии

b) микросоциологии

c) максисоциологии

d) минисоциологии

5. Социология как наука возникает:

a) в античном мире;

c) в середине 19 столетия;

d) в середине 20 столетия.

6.Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является понятие:

a) социальный факт;

b) солидарность;

c) способ производства;

d) социальное действие ;

e) коммуникативное действие.

7. Базис в марксистской теории -это:

a) производительные силы общества;

b) ее фундаментальные положения и понятия;

c) производственные отношения;

d) совокупность производственных отношений и производительных сил .

8. Э. Дюркгейму принадлежит:

a) теория общественного договора;

b) закон иерархии наук;

d) теория общественно-экономической формации .

9. Неотъемлемое свойство социальной организации (суть которого – в приращении усилий в ходе совместной деятельности) называется:

a) кооперация;

b) синергия ;

c) ускорение;

d) активизация;

e) сотрудничество.

10. О. Конту принадлежит:

a) теория обмена;

b) закон иерархии наук;

c) концепция механической и органической солидарности;

11.Исключить лишнее: «Отклонения бывают:

c) ;

d) первичные и вторичные.

12. Понятие санкции означает:

a) исправительную меру наказания;

b) способ устрашения;

c) поощрение или наказание;

d) кару небесную.

13. Механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий:

a) санкция

b) социальный контроль

c) система прав и обязанностей

d) социализация

14. Понятие «аномия» было введено:

a) Э. Дюркгеймом

b) М. Ковалевский

c) П. Сорокин

d) Дж. Хоманс

15.Процесс сужения сферы общественного влияния религии и церкви, утрата их доминирующего положения в обществе:

a) секуляризация ;

b) сакрализация;

c) просвещение;

d) социализация;

e) эмансипация.

16. Формационный подход К. Маркса к периодизации истории не предполагал существования общественно-экономической формации:

a) первобытнообщинной;

b) рабовладельческой;

c) феодальной;

d) капиталистической;

e) социалистической;

f) коммунистической.

17.Какие из названных ценностей являются витальными:

a) добро и зло

b)

c) счастье, смысл жизни

d) свобода совести и слова

e) честность и доброжелательность

f) свобода слова и национальный суверенитет

g) личный успех и предприимчивость

18. Культурный релятивизм основан на убеждении, что:

a) не все культуры равноценны, ценность той или иной культуры определяется ее вкладом в общечеловеческий прогресс;

b) каждую культуру нужно оценивать исходя из общечеловеческих критериев нравственности;

c) каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее собственных ценностей и норм .

19. Не был представителем циклических концепций культуры (теорий локальных культурно-исторических типов):

a) Н.Я.Данилевский

b) О.Шпенглер

c) Л. Морган

d) А.Тойнби

e) П.А.Сорокин.

20.Маргинал – это:

b) человек, утративший один социальный статус, покинувший пространство определенной культуры и не обретший другого статуса, другой культуры ;

ВАРИАНТ 2

a) О. Конт

b) Э. Дюркгейм

c) К. Маркс

d) Г. Спенсер

2. «Человекоцентрированными» теориями (теориями социологического номинализма) в социологии являются:

a) макросоциологии

b) микросоциологии

c) максисоциологии

d) минисоциологии

a) в античном мире;

b) в эпоху Просвещения 18 века;

c) в середине 19 столетия;

d) в середине 20 столетия.

4.Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является понятие:

a) социальный факт;

b) солидарность;

c) способ производства;

d) социальное действие;

e) коммуникативное действие.

5. О. Конту принадлежит:

a) теория обмена;

b) закон иерархии наук;

c) концепция механической и органической солидарности;

d) формулировка основных положений исторического материализма.

6.Исключить лишнее: «Отклонения бывают:

a) конструктивные и деструктивные;

b) индивидуальные и групповые;

c) вертикальные и горизонтальные ;

d) первичные и вторичные.

7. Понятие санкции означает:

a) исправительную меру наказания ;

b) способ устрашения;

c) поощрение или наказание;

d) кару небесную.

8. Понятие «аномия» было введено:

a) Э. Дюркгеймом

b) М. Ковалевский

c) П. Сорокин

d) Дж. Хоманс

9. Процесс сужения сферы общественного влияния религии и церкви, утрата их доминирующего положения в обществе:

a) секуляризация;

b) сакрализация;

c) просвещение;

d) социализация;

e) эмансипация.

10. Какие из названных ценностей являются витальными:

a) добро и зло

b) жизнь и здоровье, личная безопасность

c) счастье, смысл жизни

d) честность и доброжелательность

e) свобода слова и национальный суверенитет

f) личный успех и предприимчивость

11.Маргинал – это:

a) человек, уровень образования которого не соответствует современным квалификационным требованиям;

b) человек, утративший один социальный статус, покинувший пространство определенной культуры и не обретший другого статуса, другой культуры;

c) человек, эмигрировавший в другое государство, но не получивший еще нового гражданства;

d) человек с отклоняющимся поведением, но не преступник.

Главное предназначение социальных институтов

a) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность ;

b) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость;

c) давать дипломы выпускникам.

13. Дисфункция социального института проявляется в следующем:

a) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности;

b) институт неэффективен, его престиж в обществе падает ;

14. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт:

a) экономики

b) политики

15. Армия является одним из неосновных социальных институтов:

a) политических

b) экономических

c) религиозных

16. Термины «первичная группа» и «вторичная группа» ввел:

a) Ч. Кули

c) Дж. Хоманс

d) Т. Парсонс

17. Квазигруппами в социологии называют:

a) группы первичные;

b) малые группы;

c) случайные, неустойчивые группы .

18. «Андерклассом» в социологии принято называть:

a) высший класс

b) средний класс

c) низший класс

19. Десоциализация – это:

a) процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей общества;

b) процесс утраты старых социальных норм ;

c) обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;

d) процесс воспитания детей.

20. В социологии выделяются два уровня социализации личности:

a) первичная и вторичная социализация

b) официальная и неофициальная социализация

c) основная и неосновная

d) формальная и не формальная

ВАРИАНТ 3

1. Термин «социология» впервые ввел:

a) О. Конт

b) Э. Дюркгейм

c) К. Маркс

d) Г. Спенсер

2. Семья, в составе которой два поколения (муж, жена, дети), называется:

a) традиционной;

b) нуклеарной;

c) патриархальной;

d) эгалитарной;

e) партнерской.

3. Социология как наука возникает:

a) в античном мире;

b) в эпоху Просвещения 18 века;

c) в середине 19 столетия ;

d) в середине 20 столетия.

4. Человек-конформист – это человек, который (исключить лишнее):

a) пассивно соглашается с общепринятыми нормами;

b) является социальным типом приспособленца;

c) склонен к протесту, а не к подчинению ;

d) следует привычным стандартам и стереотипам, не способен выработать и занять собственную позицию.

План работы:

Введение

Экономические проблемы

Проблемы власти и государства

Проблемы семьи

Проблемы образования

Проблемы религии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.

Это одна из основных категорий социологии. В ней отражаются организационные формы социальных действий и процессов, роли социальных общностей и групп. Возникновение социальных институтов – прямое следствие образования коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, производством продуктов и услуг, защитой граждан, размещением их по социальным позициям, поддержанием порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества, они являются важной формой социальных связей, и вместе с тем – инструментом их формирования.


Социальные институты: характеристика и общая проблема

Социальный институт – нормативно регулируемая совокупность. Общество поддерживает его деятельность путем капиталовложений и подготовкой кадров, и социальный институт всегда объективирован, структурирован, функционален. Успех его деятельности зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, и от признания престижа.

Отсюда, институционализация представляет процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, то есть их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Функции социальных институтов. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Ради этого он и существует, однако для её осуществления каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это, прежде всего:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым.

Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Предназначение социальных институтов - удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Их всего пять, но столько же имеется и основных социальных институтов:

Потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтом семьи);

Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства);

Потребности в добывании средств к существованию (экономический институт)

Потребность в социализации (образовательный институт);

Потребности в определении смысла жизни и решении проблем человеческого существования (религия).

Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения. Скажем, экономические институты не обойдутся без таких механизмов как маркетинг, рынок, профессиональный подбор кадров, защита частной собственности. Внутри государства мы можем обнаружить институты президентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии. В отличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Общая же черта тех и других - выполняемые функции.

Социальный институт имеет вид высоко интегрированной, освящённой признанием общества хорошо отлаженной системы, защищённой отлаженностью функций и непререкаемостью заведённого порядка.

Эта непробиваемость вызывает чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне, но обладает и обратной стороной: социальным институтам присущи большая инерция и консерватизм. В любом социальном институте тяга к устойчивости превалирует над способностью к изменениям, а современная жизнь выдвигает всё новые и новые требования. Это и есть главная их проблема. Как общая, так и затрагивающая каждый по отдельности.

Экономические проблемы

Экологическая проблема стала обостряться с индустриализацией планеты. Вот всего лишь несколько цифр, иллюстрирующих масштабы надвигающей катастрофы. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. В настоящее время ежегодно с полей выносится 26 млрд. тонн плодородного слоя. Каждые два года прибавляется 12 млн. га опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на полгектара. И если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, то для полного выведения из производства земли не понадобиться и 50 лет. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах.

Продовольственная проблема. Она перестала быть актуальной лишь для десятка индустриальных стран, и хотя потребление продовольствия в целом возрастает, оно неравномерно распределено по континентам и отдельным государствам. К тому же рост производства почти уравновешивается соответствующим ростом населения. Так, за последние 30 лет сбор зерновых возрос в 2 раза, а население Земли – в 1,8 раза.

Война, как способ решения международных проблем, несёт с собой громадный экономический урон и гибель экономически активного населения. Сейчас практически не существует регионов, не охваченных военными конфликтами. Молох войны становился все более и более прожорливым. Множатся материальные потери. XX век вошел в историю, как эпоха мировых войн, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Так, в орбиту Второй мировой было втянуто более 70 государств, а общие потери составили более 55 млн. человек.

Но война даже в меньшем масштабе несет за собой экономические проблемы, в одних случаях локальные, в других – глобальные. Так военные действия находят свое отражение в проблемах экологии, продовольственной проблеме, проблеме культурных и нравственных ценностей, проблеме преступности, здоровья населения и т.д.

Проблема «Север-Юг» Так нередко обозначается тенденция роста экономического отставания стран «третьего мира» от ведущих держав.

Крушение колониальной системы породило оптимистические прогнозы экономического возрождения стран, завоевавших независимость. Однако в 80-е годы оно резко замедлилось, падение доли освободившихся стран в мировой торговле выдвинуло их обратиться к внешним займам.

Причин усиления указанной тенденции немало. Одна из них связана с демографической ситуацией. В 1987 году на Земле зарегистрирован пятимиллиардный житель. При этом, наиболее быстрыми темпами население увеличивается в менее развитых странах, что резко обостряет там проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и продовольствия.

Проблема миграции. Мировой рынок труда формируется в результате двух связных процессов – миграция рабочей силы между национальными хозяйствами и международная миграция капитала. В первом случае рабочая сила движется к капиталу, во втором – навстречу движется капитал. Как правило, потоки рабочей силы устремляются из стран с низким уровнем жизни к более высокому (из Мексики в США, из Восточной Европы в Западную, из азиатских стран в Японию).

Индустриальные страны испытывают острую потребность в иммигрантах высокой квалификации. Благодаря ей экономятся средства на подготовку специалистов, и этот процесс получил название «утечка мозгов». Например, она наблюдалась в России 90-х, а основными направлениями были США и Израиль.


Проблемы власти и государства

Наиболее важным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, так как выражается она в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи системы средств государственно-правового воздействия. Независимо, нравится это или нет массе людей; отсюда и главная проблема данного социального института. Проблема взаимоотношений власти и человека.

1. Сущностным признаком политической власти является опора на государство, что позволяет легально использовать силу в пределах его территории. Как к любому индивидууму, так и в отношении целого социального института. Для достижения своих целей она включает практически все известные ресурсы: и материальное принуждение, и идеологическое манипулирование, и прочие методы ущемления интересов человека.

2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние корпораций, СМИ либо других учреждений. А то и вовсе ликвидировать их, мало считаясь с мнением отдельных людей.

3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что навязывая волю большинства, политическая власть с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам.

Кроме проблем равновесия человек – власть, существуют они и внутри самого социального института.

Политическая власть испытывает сильное воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где всё имеет цену, деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии – прямого политического правления небольшой группы толстосумов.

Также при определенных условиях доминирующее влияние может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.

Во взаимодействии различных властей имеет место так называемый кумулятивный эффект – усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, возможности информационного влияния; последнее же повышает вероятность занятий лидирующих политических позиций.

Проблемы семьи

Семья, как социальный институт, выполняет важнейшие функции. Биологическое воспроизводство (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, формирование социальной структуры через статус членов семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Семья имеет две особенности. Первое: это саморегулирующаяся система. Микрокультура общения вырабатывается самими её членами, что неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий. Разрешаются они путем взаимного соглашения и уступок, обеспечиваемых внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И второе: семья существует, как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна лишь при взаимодействии с остальными социальными институтами.

В данное время множеством социологов разделяется точка зрения, согласно которой последняя четверть ХХ века отмечена кризисом семьи. Сущность его выражается тем, что семья в значительной степени утратила традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один существенный показатель кризиса семьи – резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила: легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной семья, состоящая из детей и одного родителя (чаще всего матери).

Кризис семьи – это смена ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье.

Во-вторых, он есть следствие «кризиса современного человека». Стремление к самореализации в профессиональной деятельности, выставление на первый план карьерного роста, свободы от привязанностей, доступность сексуального общения не могут не привести к второстепенной роли семьи.

И наконец, кризис семьи можно рассматривать, как ее освобождение от наиболее институциализированной формы, какой является узаконенный брак. То, что раньше порицалось, называясь сожительством, сейчас приобрело правовую форму «гражданского брака». В глазах законодателя он фактически приравнен к официальному, следовательно необходимость в таковом отпала.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются во внешних (экономических, политических, идеологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению его причин можно назвать социологическим и адаптивным: семья рассматривается здесь, как неизменная данность, существующая в изменяющихся условиях. А кризис – результат действия неблагоприятных внешних влияний и его преодоление видится в создании оптимальных условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долго был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития данного социального института в начале ХХI века.

Проблемы образования

В современном образовании существует целый ряд нерешенных либо недостаточно решенных проблем.

Низкая активность учащихся в процессе обучения. Иными словами: недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности.

Задача её организации много сложнее, чем простая передача знаний. Мало того, что преподаватель работает, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых занятиях и по некоторым предметам, а создание системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

Объяснительно-иллюстративный характер обучения. При его господстве из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. Конечно же, объяснять и иллюстрировать надо, только процесс должен быть подчинен одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов, а не упрощенному их изложению и красочному описанию.

Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления.

Можно вызубрить материал, а потом сдавать его, повторив заученное слово в слово, но после такого учения ничего не остаётся. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной деятельности – умение находить нужную информацию для определения производственного задачи, самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях.

Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми в процессе обучения, и теми, которые нужны в реальности.

Низкая управляемость процесса и результата обучения. При традиционном обучении контролю подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, оценивается лишь его итог.

В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником оценка знаний. Она имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Оценка должна служить цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания учащихся. Ей необходимы объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.

Неизбежность ориентировки на середняка. При этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Всеобщая образованность ставит вопрос о необходимости индивидуализации обучения, учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.

Современная жизнь являет и множество других проблем. Например:

Физическая акселерация и её связь со зрелостью психологической и социальной, общим отношением к учебе;

Включение учащихся в большое количество социальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получения разнообразной информации;

Разобщенность образования и производства, проблемы профориентации;

Необходимость коренного совершенствования и постепенной активизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современным условиям и задачам;

Проблемы преподавательских кадров;

Психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечение учебной деятельности;

Проблемы религии

На протяжении многих веков религия выступает составной частью системы отношений любого общества, являясь необходимым элементом общественной жизни. Она выполняет ряд важных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, при которой вырабатывается целостная картина норм, ценностей, идеалов и других компонентов, выступающих в качестве регуляторов поведения.

Реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура. И здесь возникает одна из главных проблем религии – их соотношение.

Религия оказывает на культуру двойственное влияние. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил.

Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер.

Проблема «религии и культуры», их единства и сбалансированности велика также для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога становится единственной альтернативой культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. В условиях тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, она имеет большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивает на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов. Начиная с пребывания в образовательных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты. Когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Подтверждением данного вывода может служить Русская история на протяжении более чем тысячелетнего существования, в том числе и последних десятилетий XX века.


Заключение

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности и превращаются в институты. Драки – в спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь - в семью. Но не все роли могут быть институциональными. «Мамина помощница» - не институциональная роль, дочь - да, так как является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.

Да, социальные институты подчас отстают от требований окружающей реальности. Да у них полно проблем, но состоят они из людей, наделённых таким средством коммуникации, как язык. И решить их по силам только нам. В противном случае всё решится за нас, под лозунгом: «Нет человека – нет проблем».

Культа. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу...

На их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную...

Вовсе не является общественным, а всего лишь желания «сильных мира сего». Но эта проблема заслуживает более серьёзного изучения. (См. Гл. II. П 2.5.) Глава II. Социология общественного мнения. 2.1. Общественное мнение как социальный институт. Прежде, чем приступить к изучению общественного мнения, как социального института, необходимо дать определение...

1. Главное предназначение социальных институтов
гарантия человеку соблюдение его прав
создание стабильности в обществе, удовлетворении общественных потребностей
обеспечение социальные реформы
обеспечение материальной поддержки всем членам общества

2. Малая социальная группа – это группа людей, …
состоящая из 2-7 человек
которые имеют возможность непосредственного личного контакта
которая занимается социально-значимой деятельностью и где все члены группы имеют возможность непосредственного личного контакта которая занимается социально-значимой деятельностью

3. Групповая динамика – это …
увеличение производительности труда группы
изменение групповой структуры в зависимости от характера деятельности группы
увеличение численности группы за определенный период времени
совокупность внутригрупповых процессов и явлений, которые характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы (образование группы, формирование норм и ценностей, лидерство, коммуникации в группе и т.д.)

4. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является …
престиж
власть
доход
образование

5. Социальная структура общества – это …
устойчивая связь элементов социальной системы
иерархическая связь элементов социальной системы
набор элементов социальной системы
социальный состав общества

6. Тип поведения, не являющийся аномичным согласно теории аномии Р.Мертона
инновация
ритуализм
мятеж
конформизм

7. Социализация – это …
усвоение норм и правил, принятых в обществе, включение человека в социальную структуру и активное влияние человека на социальные группы и процессы
активное влияние человека на социальные группы и процессы
усвоение норм и правил, принятых в обществе, включение человека в социальную структуру
процесс создания социальных структур

8. Первичная социализация — это социализация, которая происходит …

еще до рождения человека
в детстве и ранней юности, основным агентом социализации являются семья и школа
когда человек начинает свою трудовую деятельность, основными агентами являются трудовые коллективы

9. Школа является агентом … социализации.
неформальной
первичной
формальной
вторичной

10. Социализация человека начинается …
с началом трудовой деятельности
с рождения
в школе
после окончания трудовой деятельности

11. Референтная группа – это группа, …
в которой человек не хочет оказаться
нормы и ценности которой человек разделяет и принимает, группа значима для человека и может оказывать влияние на его поступки
к которой человек имеет отношение в определенный отрезок времени
людей со схожими интересами

  • В связи с этим выделяется несколько критериев, или оснований типологизации социальных движений.
  • Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры (45)
  • Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение
  • 1) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

    2) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость

    3) обеспечивать всех членов общества

    4) гарантировать человеку права и свободы

    58. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт…

    1) образования

    3) религии

    59. Процесс и результат появления в обществе социального института называется…

    1) институционализация

    2) дисфункция

    3) стабилизация

    4) социализация

    60. Дисфункция социального института проявляется в следующем…

    1) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности

    2) институт неэффективен, его престиж в обществе падает

    4) институт выполняет не свойственные ему функции

    61. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт…

    1) экономики

    2) политики

    4) здравоохранения

    62. Армия является одним из социальных институтов, принадлежащих, прежде всего…

    1) к сфере политики

    2) к сфере экономики

    3) к сфере религии

    4) к сфере воспитания

    63. Снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность являются проявлением дисфункции, прежде всего, института…

    1) политики

    2) религии

    4) образования

    64. В примитивном обществе большинство возникающих социальных потребностей удовлетворяет институт…

    1) религии

    3) образования

    4) безопасности

    65. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является…

    1) нуклеарной

    2) расширенной

    3) супружеской

    4) многопоколенной

    66. Существуют две формы брака…

    1) традиционная (патриархальная) и эгалитарная

    2) нуклеарная (супружеская) и родственная (расширенная)

    3) моногамия и полигамия

    4) узаконенный и гражданский

    67. Семья должна давать чувство защищенности, душевного комфорта, безопасности. Эта функция семьи называется…

    1) эмоциональная

    2) статусная

    3) экономическая

    4) коммуникативная

    68. Завод, ферма, нефтепровод, железная дорога – физические черты (материальные воплощения) института…

    1) экономики

    2) политики

    3) образования



    4) безопасности

    69. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Такая форма брака называется…

    1) групповой брак

    2) полиандрия

    3) полигиния

    4) полигамия

    70. Структуру малой группы изучают методом…

    1) эксперимента

    2) наблюдения

    3) социометрии

    1) поощрение самостоятельности членов группы

    2) мягкие приемы лидера

    3) подавление инициативы

    4) личную ответственность каждого члена группы за результат работы

    72. Во вторичных группах в человеке ценят…

    1) его индивидуальность

    2) его функциональность

    3) его эмоциональность

    4) его образованность

    73. Лидером малой группы становится человек…

    2) самый талантливый

    3) самый красивый

    4) самый умный

    74. Высокий уровень эмоциональности взаимоотношений отличает группы…

    1) вторичные

    2) первичные

    3) квазигруппы

    4) микрогруппы

    75. Демократический стиль лидерства является эффективным…

    1) при решении творческих задач

    2) на простых и срочных работах

    3) при низкой квалификации работников

    4) при опытных сотрудниках



    76. Если лидер не вмешивается в действия подчиненных и отстраняется от реального руководства группой, значить осуществляется стиль лидерства…

    3) попустительский

    4) консервативный

    77. Племена, народности, нации являются общностями…

    1) территориальными

    2) этническими

    3) профессиональными

    4) государственными

    78. Квазигруппами в социологии называют…

    1) группы первичные

    2) малые группы

    3) случайные, неустойчивые группы

    4) этнические группы

    79. Совокупность нескольких родов называется…

    2) народность

    80. В этой этнической общности объединяются кровные родственники…

    2) народность

    81. Государство является признаком формирования…

    2) племени

    4) народности

    82. Этническое самосознание означает…

    1) чувство принадлежности, духовного единства с этносом

    2) кровное родство

    3) одинаковое гражданство

    4) одинаковое мышление

    83. Аутсайдерами в социологии называются…