Милиция 1920 1940 годы. Принято положение о рабоче-крестьянской милиции

Идея Ф. Э. Дзержинского нашла своих сторонников в высшем партийном и государственном руководстве советской России, по реализации которой предпринимаются следующие конкретные шаги:

Созданные в РСФСР специальные места лишения свободы - лагеря принудительных работ (для политических противников новой власти и социально опасных лиц) в апреле-мае 1919 года включаются в систему НКВД. Позднее и все остальные места заключения передаются под управление комиссариата внутренних дел (функции наркомата юстиции сузились до осуществления исключительно прокурорского надзора за законностью содержания заключенных);

В 1920 г. в НКВД передаются органы пожарной охраны (Постановление СНК “О сосредоточении пожарного дела в народном комиссариате внутренних дел”); комиссариат советская милиция

В то же время для решения проблем, связанных с обменом и размещением военнопленных и беженцев, в составе наркомата появляется центральное управление по делам пленных и беженцев;

В сентябре 1923 года Постановление Совета Труда и Обороны в ведение НКВД передается конвойная стража, с непосредственным подчинением ее Главному политическому управлению;

Полномочия НКВД пополнились регистрацией обществ и союзов, не преследующих целью получение прибыли, выдачей разрешений на фотосъемку внутренней жизни, регистрацией и учетом охотничьего оружия и некоторыми другими функциями;

В мае 1922 года в ведение НКВД передаются все коммунальные предприятия республики: наркомат сосредоточивает под своим управлением шоссейные и грунтовые дороги, транспорт местного значения, электростанции, переправы, лесопилки и т. д.;

Наконец, Государственное политическое управление, созданное Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 года на месте упраздненной ВЧК, также функционирует при НКВД, что законодательно закрепляет объединение органов государственной безопасности и органов внутренних дел в единую систему. Данное решение несколько сгладило противоречия между ВЧК и различными звеньями НКВД, возникшие в силу объективных и субъективных причин (недостаточность правового регулирования, схожесть выполняемых функций и т. д.). ВЧК стремилась к поглощению милиции и особенно аппарата уголовного розыска, а НКВД выступал за полное подчинение себе ЧК, тем более, что финансирование деятельности последней шло по “наркомвнудельской” смете. Ф. Дзержинский, являвшийся в одном лице главой обеих соперничавших силовых структур, не мог или не хотел устранять сложившуюся коллизию.

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 февраля 1924 г. для охраны предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка на обслуживаемых объектах стала создаваться ведомственная милиция (горно-приисковая, промысловая, фабрично-заводская, ярмарочная, портовая и т. п.).

Все названные изменения в системе и структуре органов внутренних дел нашли отражение в Положении о НКВД РСФСР, утвержденном ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1927 г., в соответствии с которым в состав наркомата входили: общее управление, центральное административное управление, главное управление мест заключения, главное управление коммунального хозяйства. Однако уже в следующем году организационная структура НКВД вновь была подвергнута серьезным изменениям. ЦАУ было ликвидировано и образовано три самостоятельных отдела: административного надзора, милиции, уголовного розыска.

В течение довольно продолжительного времени управление внутренними делами составляло исключительную компетенцию союзных республик. Однако в то же время постоянно развивались и совершенствовались контакты между органами внутренних дел советских республик, все четче обозначались тенденции объединения усилий в решении стоявших перед ними задач. Основной формой сотрудничества стали двусторонние договоры.

Следует отметить, что в 20-е годы не утихали споры о НКВД. Вызваны они были прежде всего тем, что круг возложенных на него обязанностей был чрезвычайно обширным. Наркоматы объединяли в своем ведении разнородные функции, нередко дублировавшие выполнявшиеся другими государственными органами.

Но проблема была такой острой, что на местах пошли по пути коренной ломки наркоматов внутренних дел. В 20-е годы НКВД были упразднены в ряде союзных и автономных республик. И хотя подобные решения отменялись как противоречащие конституционному законодательству, отмеченные факты ярко характеризуют обозначившуюся в те годы тенденцию реформировать наркомат внутренних дел в том виде, в каком он сложился к началу 20-х годов.

По окончании гражданской войны, с переходом к новой экономической политике система органов советской милиции претерпела существенные изменения. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная милиция, упразднена следственно-розыскная милиция, прекратили существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.

Большая работа была проделана по упорядочению штатной численности и укреплению кадров милиции. В августе 1921 г. издано постановление Совета Труда и Обороны о проверке численного состава милиции и разработке ее новых штатов. Ставилась задача: уменьшив количественно личный состав милиции, добиться его качественного улучшения и более рационального использования. В целях экономии государственных средств, необходимых для скорейшего восстановления народного хозяйства, содержание милиции в 1922 году было передано на местный бюджет, что в большинстве случаев повлекло ухудшение материального положения сотрудников милиции и дальнейшее сокращение штатов.

В Российской Федерации, например, к концу 1925 г. личный состав милиции сократился по сравнению с 1921 г. более чем в 6 раз.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1922 г. было утверждено Положение о Народном комиссариате внутренних дел. В нем содержался самостоятельный раздел о рабоче-крестьянской милиции, в котором определялись: структура и основные направления деятельности; функциональные обязанности Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а также губернских, городских и уездных управлений милиции.

Главное управление милиции состояло из 3 отделов: милиции, уголовного-розыска и материального отдела, ведавшего обеспечением милиции различного вида довольствием.

В последующем были утверждены: дисциплинарный устав милиции; инструкция участковому надзирателю; инструкция волостному милиционеру; инструкция постовому милиционеру; инструкция о порядке составления протоколов; инструкция о порядке наложения административных взысканий и др.

Процесс реорганизации милиции, наряду с сокращением штатов, передачей на местный бюджет и уменьшением расходов на содержание, сопровождался в центре и на местах совершенствованием ее структуры, форм и методов деятельности. В августе 1923 г. в НКВД РСФСР было создано Центральное административное управление, в состав которого вошли: Управление милиции, Центророзыск и ряд более мелких подразделений НКВД. Эта реорганизация преследовала целью улучшение взаимодействия милиции и уголовного розыска. Кроме того, она позволила более чем вдвое сократить штаты этих аппаратов и на 30 процентов уменьшить расходы на содержание.

В ряду широкого круга мероприятий, проведенных в целях улучшения качественного состава кадров, особое место принадлежит чистке рядов милиции, осуществленной в соответствии с декретом ВЦИК от 23 ноября 1922 года “О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции”. В соответствии с данным декретом в уездах, губерниях и областях были образованы специальные комиссии, в которые вошли представители НКВД, ВЦСПС, НКЮ, Наркомата труда, партийных и профсоюзных органов. Они тщательно проверили весь личный состав милиции, выявили и уволили нарушавших законность, дискредитировавших милицию, морально неустойчивых, недобросовестных, не отвечающих предъявляемым требованиям лиц. Одновременно велась работа по пополнению кадров милиции наиболее достойными сотрудниками и работа по пересмотру и доукомплектованию личного состава милиции со строго классовых позиций. Успех чистки, как говорилось в газете “Известия” 4 апреля 1923 г., обеспечивал “исключительно пролетарско-классовый подход”. Поэтому комиссиями предписывалось в первую очередь выявлять и изгонять из милиции бывших сотрудников полиции.

В подавляющем большинстве случаев комиссии после изучения личных дел и материалов оперативно-служебной деятельности сотрудников организовывали обсуждение каждого работника милиции в цехах фабрик и заводов, клубах, на сельских сходах. О подобных открытых заседаниях комиссий сообщалось в печати.

В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть.

28 сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о службе рабоче-крестьянской милиции. Закрепляя основные права и обязанности работников милиции, Положение подчеркивало, что в осуществлении задач “по охране революционного порядка и народного достояния и борьбе с посягательствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавливаясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни”.

Выполняя свои функциональные обязанности, сотрудники милиции пресекали нелегальную деятельность частных торговцев, вели активную борьбу с хозяйственными и должностными преступлениями, выявляли взяточников и расхитителей, очищали управленческий аппарат, снабженческо-сбытовые и другие хозяйственные органы от проникших в них чуждых элементов, мошенников и аферистов. Тем самым милиция способствовала более успешному претворению в жизнь мероприятий партии и правительства по вытеснению капиталистических элементов из различных сфер хозяйственной жизни страны.

Милиция вносила свой вклад и в социалистическое переустройство деревни. Она активно участвовала в осуществляемой государственной властью политике коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса. Решение этих задач возлагалось, главным образом, на сельские, уездные и районные органы милиции. Их работники охраняли склады, зернохранилища, сельскохозяйственную технику, иное государственное и общественное имущество, вели борьбу с теми, кто противодействовал хлебозаготовительным кампаниям, пресекали спекуляцию сельскохозяйственными продуктами

Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господствующей точка зрения о победе социализма в одной отдельно взятой стране. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую революцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализма в Советском Союзе. В результате новая экономическая политика стала сворачиваться, и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства.

Первым звеном в проведении этой политики стала индустриализация, которая проводилась на основе сверхвысоких темпов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как получение непосильной "дани" с крестьянства, применение "дешевого" труда большого числа спецпереселенцев и заключенных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.

Происходило также свертывание товарно-денежных отношений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно-репрессивными.

Из госаппарата "вычищались" не только старая интеллигенция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрократизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руководителей на работу государственных органов. Реальная власть концентрировалась на самом верху аппарата, в руках узкой группы людей, а затем лично Сталина. Партийно-государственный бюрократический аппарат становится все более надежной опорой режима личной власти.

Значительно возрастала роль репрессивных органов. В начале 30-х годов началось их реформирование. В декабре 1930 года были ликвидированы народные комиссариаты внутренних дел союзных республик. Эта мера официально преследовала цель усилить специализацию в управлении отдельными отраслями, входившими в ведение НВКД. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. указывалось: "На новом этапе в условиях социалистической реконструкции народного хозяйства комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, объединяющие руководство различными, органически не связанными между собой отраслями управления и народного хозяйства, - коммунальным делом, милицией, уголовным розыском - стали излишними звеньями советского аппарата".

Надо сказать, что ликвидации наркоматов внутренних дел предшествовала широкая кампания по их дискредитации.

Как показывают документы, эта кампания была развернута с тем, чтобы влить такие звенья органов НКВД, как милиция, уголовный розыск, места заключения в систему ОГПУ и тем самым превратить в мощную репрессивную систему.

После упразднения НКВД РСФСР было учреждено Главное управление коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров республики, преобразованное впоследствии в наркомат коммунального хозяйства.

В президиумы исполкомов соответствующего уровня передавались функции по руководству регистрацией актов гражданского состояния, приему в советское гражданство, выдаче заграничных паспортов, учету лиц, лишенных избирательных прав, контролю за обществами, не преследующими целей извлечения прибыли, административному устройству, наблюдению за деятельностью низового советского аппарата и т. д.

Руководство местами заключения, организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без содержания под стражей передавалось наркоматам юстиции республик.

Руководство милицией и уголовным розыском возлагалось на создаваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска.

31 декабря 1930 г. ВЦИК и СНК приняли постановление "О мероприятиях, вытекающих из ликвидации наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик". Согласно которому на созданное Главное управление милиции и уголовного розыска было возложено руководство и управление органами милиции и уголовного розыска, осуществление охраны общественного порядка и безопасности и осуществление охраны личной безопасности граждан, их прав и имущества, осуществление охраны государственного и общественного имущества и специальной охраны имущества учреждений и предприятий, имеющих государственное значение, а также борьба с преступностью и производство расследований преступлений в пределах, указанных УПК РСФСР, руководство приведением в исполнение судебных приговоров, организация ссылки без принудительных работ, учет высылаемых и ссылаемых, оказание содействия государственным органам в проведении установленных законом повинностей и подготовка кадров милиции и уголовного розыска.

Согласно этому постановлению местные административные отделы (управления) реорганизовывались в управления милиции и уголовного розыска, действовавшие на правах отделов исполкомов соответствующих Советов.

Одновременно с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик, ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление "О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска". На основании его ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии.

Принятый в конце 20-х годов курс на ускоренное экономическое развитие, переход к индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства, привели к тому, что государственное управление все больше стало опираться на методы прямого принуждения, использованию во все больших масштабах принудительного труда, усилению уголовной репрессии. Все это самым непосредственным образом отразилось на деятельности милиции. ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 г. приняли постановление “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”. Этот законодательный акт относил всех лиц, посягающих на социалистическую собственность, к врагам народа и устанавливал за хищения смертную казнь, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на длительные сроки.

Серьезные экономические трудности наиболее ощутимо сказывались на тружениках города и села. В 1928 г. была введена карточная система на продукты и некоторые товары массового потребления. Это создало благодатную почву для различного рода злоупотреблений должностных лиц и для развития спекуляции. 22 августа 1932 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР “О борьбе со спекуляцией”. Этот нормативный акт предусматривал минимальное наказание за данное преступление в виде лишения свободы на пять лет и конфискации имущества.

Сельские и городские органы милиции обязывались, часто в ущерб другим обязанностям, проводить в жизнь названные постановления.

Важным условием повышения эффективности деятельности советской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20-х годах милицейские посты и патрули были организованы во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в сравнительно крупных городах. В поддержание общественного порядка на улицах городов, в парках и пригородных зонах, во время проведения народных гуляний и празднеств участвовали конные подразделения милиции.

Постоянно возрастало значение деятельности милиции по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов. Московский губернский административный отдел в 1928 г. ввел новую должность -- инспектор по регулированию уличного движения. На него возлагались следующие обязанности: рациональное распределение транспортных потоков; установление мест стоянок такси; непосредственное наблюдение за уличным движением и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности уличного движения

Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны.

Однако этого оказалось недостаточно. Для улучшения данной работы вскоре были учреждены инспекции по регулированию уличного движения. В крупных центрах страны образовывались специальные подразделения. Так, в Москве при Управлении милиции города был создан отдельный отряд, в Харькове -- команда, в Баку и Тбилиси -- дивизионы регулирования уличного движения (РУД). В 1931 г. состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов Оно рекомендовало при всех управлениях милиции союзных и автономных республик, краев и областей создать отделы или отделения регулирования уличного движения (ОРУД).

СНК СССР 23 июля 1935 г. постановил, что “в целях решительной борьбы с аварийностью, неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту” в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта образуется Государственная автомобильная инспекция. В союзных и автономных республиках, краях и областях, городах Москве и Ленинграде был учрежден институт уполномоченных ГАИ, в районах -- госавтоинспекторов. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была передана в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции.

В июле 1936 г. СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

В сферу деятельности милиции входил широкий круг обязанностей по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. К началу 1921 года в стране насчитывалось 5,5 млн. беспризорных подростков. ВЦИК 27 января 1921 г. образовал Особую полномочную комиссию по улучшению жизни детей и организации борьбы с детской беспризорностью. Председатель комиссии Ф. Э.Дзержинский в марте 1923 г. обратился ко всем трудящимся страны с призывом “Все на помощь детям!”. Органы милиции всех уровней принимали самое непосредственное участие в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Хотя в двадцатые годы беспризорность из года в год сокращалась, материальные условия жизни страны не давали возможности направлять в эту сферу нужные ресурсы, а административными мерами многого достичь было невозможно.

С новой силой деятельность милиции в этом направлении развернулась после принятия СНК СССР и ЦК ВКП(б) 31 мая 1935 г. специального постановления о мерах по усилению борьбы с детской беспризорностью. В нем были вскрыты недостатки в этой работе, намечены меры по коренному ее улучшению. В основном они были ориентированы на профилактику детской беспризорности и безнадзорности, предупреждение и пресечение правонарушений среди подростков. Вся ответственность за организацию и осуществление таких мер возлагалась непосредственно на руководителей органов милиции.

В соответствии с п. 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание, которому предоставлялось право во внесудебном порядке применять высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. В состав Особого совещания входили заместители наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присутствовал Прокурор СССР или его заместитель. (Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет Советской власти действовали как органы внесудебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г. - Комиссия по административным высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы - “тройки” в составе первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайкома, обкома), начальника управления НКВД и прокурора соответствующего уровня, а без секретарей партии - “двойки”.)

Для предварительного рассмотрения дел, передаваемых на Особое совещание, на местах были образованы тройки УНКВД, так называемые милицейские. Они имели право разбирать дела об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях положения о паспортах. Тройки эти создавались на уровне союзных, автономных республик, краев и областей в следующем составе: председатель тройки - начальник УНКВД или его заместитель, члены: начальник управления милиции и начальник соответствующего отдела, представляющего материал на рассмотрение тройки. Инструкцией предусматривалось обязательное участие в заседании тройки прокурора и привлекаемого к ответственности. Отмечалось, что решение тройки приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется на утверждение Особого совещания НКВД СССР.

В целях улучшения оперативно-следственной работы на основании приказа НКВД СССР от 10 мая 1939 г. предлагалось организовать работу отделений угрозыска по принципу территориального обслуживания. В каждом отделении выделялись наиболее квалифицированные работники для ведения следствия.

Поиск новых организационных форм борьбы с преступностью приводил к созданию специализированных подразделений. В 30-е годы вслед за Москвой в крупных промышленных центрах стали формироваться команды (отряды) ночной охраны. В столице такая команда была образована в 1931 г. численностью в 150 человек и содержалась за счет отчислений от домовладений. Сотрудники осуществляли патрулирование по установленным маршрутам пешком или на автомобилях. С 1 апреля по 6 июля 1931г. ими были задержаны за хулиганство 1993 человека, на месте совершения преступления - 574 правонарушителя.

В конце 30-х годов отделы уголовного розыска областных управлений милиции насчитывали в среднем около 20 сотрудников и структурно состояли из трех отделений, создававшихся по территориальному принципу. Однако в июне 1940 г. работа аппаратов уголовного розыска вновь была перестроена по линейному принципу. Отдел УР состоял из четырех отделений (одно из них - по борьбе с детской преступностью), в его составе создавалась также и следственная группа.

Расширение работы по расследованию преступлений заставило искать пути организационного обеспечения этого важного направления борьбы с преступностью. На местах пошли по пути разделения аппаратов уголовного розыска на части: оперативно-розыскную и следственную. Обобщив этот опыт. Наркомат внутренних дел СССР принял решение об организации в отделах уголовного розыска и отделах БХСС следственных групп. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1939 г. в отделах уголовного розыска управлений милиции республик, краев, областей и дорожных отделов милиции создавались следственные группы из наличного штата. Руководство ими возлагалось на заместителей начальников отделов уголовного розыска. В следственные группы выделялись наиболее подготовленные сотрудники.

Аналогичным образом строился и созданный в апреле 1941 г. отдел по борьбе с бандитизмом ГУРКМ НКВД СССР. Он состоял из пяти отделений: четыре - по зонам СССР, пятое - следственное.

Общие недостатки охраны общественного порядка были отражены в циркуляре Главного управления милиции (март 1931 г.) “О мерах по улучшению постовой службы”. В числе основных называлось слабое знание постовыми своих обязанностей, слабый контроль со стороны непосредственных начальников, формальное проведение инструктажей, недостаточное число постов в общественных местах и в ночное время. Весьма живучими оказались те серьезные недостатки в охране общественного порядка, которые были присущи периоду 20-х гг. и, прежде всего, использование сил патрульно-постовой службы не по назначению (в качестве вахтеров, конюхов, посыльных и т. д.). В результате этого, например, в 1937 г. на посты выставлялось около 20% наличного состава; недооценка патрулирования; слабое взаимодействие с другими службами; редкое использование таких методов милицейской службы как обход мест, представляющих оперативный интерес, секреты и т. п.; длительное сохранение одной и той же дислокации, несмотря на изменение обстановки и др. Эффективность охраны общественного порядка не могла возрастать и потому, что наружная служба милиции, в частности, участковые инспекторы, прямо обязывались “играть решающую роль... в очистке своего района от всего антисоветского и контрреволюционного элемента”.

Многие изменения в системе органов милиции были связаны с принятием Конституции СССР 1936 г., установившей, что социалистическая собственность является экономической основой советского строя, которая нуждается во всемерной охране.

Для решения этой задачи были созданы специальные подразделения милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В течение первого года существования на аппараты БХСС возлагалась борьба с мелким вредительством, которая в 1938 г. была передана в ГУГБ НКВД СССР.

Быстрое развитие транспорта поставило перед милицией новые задачи по охране правопорядка, борьбе с хищениями и другими преступлениями на транспортных коммуникациях. Это потребовало совершенствования организационных форм деятельности и определенных структурных изменений органов милиции. В 1937 г. были образованы отделы железнодорожной милиции. Несколько позже отделы (отделения) милиции были созданы в портах и на пристанях.

Большая работа была проведена в 1940 году вновь созданными органами милиции в областях Западной Украины и Западной Белоруссии, в Прибалтийских республиках по введению паспортной системы, а также по борьбе с политическим и уголовным бандитизмом.

В сложные предвоенные годы одной из ответственных задач органов милиции являлось содействие укреплению обороноспособности страны. На IV внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 года был принят закон “О всеобщей воинской обязанности”, который потребовал организационной перестройки Вооруженных Сил страны и перевода их комплектования на единый кадровый принцип. В этой связи большое значение имело улучшение учета военнообязанных и призывников. В соответствии с новым законом данная работа возлагалась на органы милиции. Для ее выполнения во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы, с помощью которых с момента создания 1 сентября 1939 г. и до 1 января 1940 г. были выявлены не снявшиеся с военного учета убывшие в другие местности 133567 человек военнообязанных. К марту на воинский учет ими было взято почти 9,3 млн. человек.

Учитывая особенности данного периода в жизни государства, новые условия социально-политической жизни во второй половине 1980-х гг. потребовали расширения функций и организационных перестроек в органах милиции. 6 октября 1989 г...

Особенности становления системы органов внутренних дел России в ХХ вв.

Отречением от престола императора Николая II победоносно завершилась борьба за власть российских буржуазных и демократических партий. Многолетнее противостояние самодержавия и его опоры в лице армии, МВД, полиции, жандармерии и радикальных...

Предпосылки революции в СССР конца 80-х. гг. Особенности постмодернизационного процесса

Представление о революционных событиях в России и других странах советского блока как о реакции на новые вызовы времени, порожденные процессами постиндустриализации и постмодернизации, можно встретить в работах как российских...

Раскол Русской Православной Церкви: на перекрестке мнений

В советское время в связи с известными обстоятельствами российской истории тема раскола не вызывала такого бурного интереса как во второй половине 19 в. и особенно на рубеже веков. Советская историческая наука...

Революции 1917 года в динамике развития российской цивилизации. Историографические подходы

Российское общество в XX столетии не обладало внутренней стабильностью, мировоззренческим единством. Государство и общество, как в дореволюционной России, так и в СССР, находились в состоянии явной или скрытой борьбы друг с другом...

Советская власть и церковь в 1920-1949-е гг.

В 1946 г. Совет по делам РПЦ, образованный 8.10.1943 с целью наблюдения за умонастроениями в церковной среде и проведения распоряжений правительства, представил в Политбюро отчет о своей работе и о положении РПЦ и верующих в Советской России...

Советская и постсоветская отечественная историографии Гражданской войны в США 1861-1865 гг.

Нападение фашистской Германии на Советский Союз не было неожиданностью для правительств США и Великобритании. Руководители обеих стран не сомневались в таком развитии событий и даже неоднократно пытались предупредить Сталина...

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Советская экономика к началу Великой Отечественной войны имела довольно высокий военно-промышленный потенциал...

Формирование советского государственного аппарата

Новая система государственного управлении, сложившая к середине 1918 г., нашла юридическое оформление в Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 г...

Пролетарская по своей сути «ментярня» — академия коррупции с момента своего создания.

...«Я не знаю милиционера, который бы взял ручку или перо в руки и хотя бы что-то сделал без взятки». Пролетарская по своей сути система украинской милиции — академия коррупции с момента своего создания...

В 20-х годах на страницах советских газет появлялась информация, которую там, очевидно, работники правоохранительной системы не хотели бы видеть. Это громкие сообщения о преступности в самой системе, которая была призвана ее преодолевать. Одно из таких дел занимало внимание читателей газеты «Коммунист» почти полгода — от первого сообщения о начале следствия и все время, пока шел судебный процесс над высшими чинами киевской милиции, обвиняемыми в стабильно действующей системе взяточничества с использованием служебного положения, то есть — коррупции.

Данная серия публикаций интересна не только тем, что открывает страницу негатива, профессиональной преступности в рядах учреждений, которые должны были бы с этим бороться. Она интересна по той детализации, которая была характерна для подобных публикаций — скрупулезное воссоздание речей, повседневной профессиональной и семейной жизни обвиняемых, настроений и реакции публики на те или иные высказывания подсудимых т.п.. За официальными строками обычно исчезает живой человек, растворяется в прошлом его повседневная жизнь. Эти же материалы, наоборот, реконструируют кое-что из того, из чего состоит эта повседневность — из того, что ест человек, пьет, как воспринимает мир, что думает по этому поводу и как себя ведет.

Дело «киевской милиции» поражало своей масштабностью. В Киеве 15 апреля 1926 года перед выездной сессией Верховного Суда УССР стали 113 обвиняемых милицейских работников (из которых 16 — члены партии) и связанных с ними граждан 6. К рассмотрению дела были привлечены 120 свидетелей и 13 экспертов 7. Суд представляли председатель тов. Романов, члены тов. Тетин и тов. Кумбикевич и дополнительный член Верховного Суда тов. Усачев.

Обвинение представляли прокурор Верховного Суда тов. Пригов, киевский прокурор тов. Зорин и помощник прокурора тов. Короткая. Защищали обвиняемых 17 защитников. Из-за большого количества участников процесса его заседания было решено проводить в большом зале ИНО (Института народного образования, бывшем университете). Вход на заседание был по пропускам, которые выписывались для избранных журналистов (в том числе и для корреспондента газеты «Коммунист» А. Аграновского).

Факт системной преступности в киевской милиции обнаружился случайно — известный бандит Кельманский (по прозвищу «Мунчик») перед расстрелом по приговору суда подал заявление на имя киевского прокурора с просьбой приехать к нему и рассказал ему и старшему следователю о связи милиции с преступным миром, который выявился в обычном распределении награбленного.

За дело взялось ГПУ, и через некоторое время было установлено, что начальник киевской губернской милиции и заведующий административным отделом Губисполкома Федор Коваленко через свою жену Лидию Коваленко регулярно получал «подношения» от начальников районов, надзирателей и простых граждан, заинтересованных в решении любого вопроса в свою пользу. Языком статьи, «строгий и недоступный в своем кабинете» начальник мог быть «убежден только таким аргументом» 8.

Федор Коваленко застрелился сам в своем кабинете в момент ареста. Поэтому судебные слушания начались уже без главного виновника. Сам он, до назначения в Киеве, работал начальником губернской милиции в г. Харькове. По сообщениям свидетелей, уже там, в Харькове, Ф. Коваленко завел «добрую» традицию «подарков» от подчиненных в виде продуктов и вина. В Киеве масштабы деятельности стали значительно больше.

В целом же на суде шла речь о том, что он брал взятки с начальников районных милиций, покрывал преступные действия своих подчиненных, «подрабатывал» на закупках для милиции, ощутимо «переплачивая» поставщикам (в качестве одного из примеров была приведена ситуация с закупкой свистков для милиции — гражданке Шкодиной в Харькове было выплачено за 9 тыс. штук свистков 4,5 тыс. рублей, по 50 копеек за штуку, тогда как в Киеве те же свистки можно было купить за 900 руб., по 10 копеек за штуку).

Создание коррупционной системы (в которой за деньги и подарки решались вопросы заведения или незаведения уголовного дела, право на торговлю, на получение «вотчины» — то есть рабочего места, с которого можно было «собирать» деньги и т.п.) требовало сложной системы взаимодействия и правильно подобранного состав приближенных лиц.

Правой рукой стал заместитель Ф.Коваленко — Сергей Фрадько, член партии с 1915 г., рабочий, в милицию пришел из Красной Армии, где занимал командные должности. Именно ему приписывали организацию коррупционных связей сверху донизу в киевской милиции. Милиционер получал взятку от рядового гражданина, потом передавал надзирателю, надзиратель — начальнику района, а последний или персонально, или через вестового, передавал «высшей инстанции» — Ф. Коваленко и С. Фрадько.

Начальники районных милиций получали деньги от надзирателей, которые «закрепляли» за собой ряд магазинов, лавок, гостиниц, от владельцев которых получали ежемесячную дань (преимущественно деньгами, однако не пренебрегали вещами и продуктами). Особенно отличились в этом отношении три района милиции Киева — Центральный, Лыбидской и Подольский (Петровский).

Здесь «налоги» собирали с владельцев гостиниц, магазинов, домов разврата, самогонщиков, продавцов спирта, «нэпманов» (как крупных, так и мелких). В Лыбидском районе жена начальника милиции Эдуарда Раймана сама ходила по магазинам и накладывала на торговцев «налоги» в пользу мужа. В случае, если кто-то отказывал в выплате — начальник милиции отправлял к «неплательщику» наряд милиции с обыском. Обыски обставлялись таким образом, чтобы нанести как можно больший вред предпринимателю — ломали пол, в ресторанах задерживали продажу обедов, в гостиницах обыски проводили ночью, специально чтобы побеспокоить клиентов.

В Центральном районе начальник милиции Менабде оказался замешанным в таких же поборах, а также растратах и фальсификациях. До перехода в Центральный район он был начальником милиции Петровского района, где совершил растрату. Однако после перевода компенсировал ее, используя собранные с нэпманов Центрального района деньги.

Начальник активной части розыска и уполномоченный ГПУ Горский-Умнов вместе с другими работниками розыска держал постоянную связь с преступным миром. Например, тот же бандит «Мунчик», с показаний которого и началась раскрутка дела о коррупции в милиции, регулярно делился с Горским-Умновым тем, что добывал собственным ремеслом. Горский-Умнов получал похищенные золотые часы, костюмы, браслеты и т.д..

Деньги и вещи передавались через посредников, одним из самых влиятельных среди которых была известная киевская воровка Мария Левченко, которая одновременно была женой «Мунчика» и любовницей Аркадия Горского-Зубцовского, брата Горского-Умнова. На суде сам Горский-Умнов отрицал свою вину и говорил, что попал под влияние своего брата, который находился в связи с М. Левченко, а также матери «Мунчика», которая приносила ему домой похищенные вещи, умоляя смягчить приговор ее сыну. Однако показания «Мунчика», взятые перед его казнью по постановлению НК, доказывали другое — Горский-Умнов был у него накануне вынесения приговора и обещал, что «Мунчика» не осудят больше чем на 10 лет, поэтому, очевидно, имел личную заинтересованность в решение его судьбы 9.

Участники коррупционных отношений даже создали свою условный язык — специфические названия для определенных действий и лиц. Так, Полищука, вестового начальника милиции Ф. Коваленко, приходившего к начальникам районных милиций за деньгами, называли «жандармом», а сами деньги называли «транспорт на Киев»; 10 надзирателей и других низших чинов милиции — «плотвой» и т.д..

На скамье подсудимых вместе оказались те, кто брал взятки, и те, кто их давал. На вечернем заседании 17 апреля, после считывания обвинительного заключения, начался опрос подсудимых. Все они не признавали своей вины или признавали ее частично по отдельным пунктам. Они готовы были согласиться с обвинениями в мелких растратах на персональном уровне, однако категорически отрицали свое участие в преступных действиях, имевших хотя бы какие-то признаки организованности, в частности — в передаче «транспорта» на Киев. Не признавали свою вину и торговцы и владельцы ресторанов и отелей.

Однако на этом же заседании один из них, владелец ресторана-отеля «Марсель» Гельфанд, замешанный в близких финансовых и дружеских отношениях с супругами Коваленко, пожаловался на то, что один из бывших помощников начальников районных милиций угрожал ему убийством. После этого суд принял решение разделить и изолировать определенных участников процесса.

Вероятно, вне судебных заседаний между теми, кого удерживали вместе, вызревал сценарий поведения на суде. Очевидным для них было то, что избежать ответственности уже не удастся, поэтому нужно было ее свести к минимуму. Как профессионалы, они понимали, что наиболее угрожающими для них являются обвинения по преступлениям, имевшие организованный характер. Именно этим и обусловлено то, что они все вместе не признавали обвинений в поборах и «транспортах».

Однако эта система защиты могла сработать только в тех условиях, когда все они смогли бы соблюсти выработанную общую стратегию 11.

В процессе допроса подсудимых постепенно вырисовывается и система взяточничества, которая была создана и связывала между собой всех работников системы во главе с начальником Федором Коваленко. Преступления подобного типа бывает чрезвычайно трудно доказать, особенно потому, что в такой ситуации все участники процесса могут быть наказаны, и потому разоблачения одного становится проблемой для обоих участников отношений. В данном случае ситуация осложнялась еще и тем, что на скамье подсудимых оказались люди, сами хорошо знающие Уголовный Кодекс, соответственно и знавшие, как его обойти.

Поэтому на уровне высокопоставленных профессионалов коррупционные отношения выдавались за тонко организованную систему дарований. И только из-за разоблачения неподготовленных низовых работников постепенно возникала жесткая картина реальности: «Какая была наработана завершенная система дарований! И ее первое правило: подарок преподносить в любых случаях и под каким угодно предлогом, но главное — не ожидая намека начальника.

Подарки надо дарить в день именин жены начальника, независимо от того, сколько раз в православном календаре обозначены именины Фелицаты (жена С.Фрадько — прим.авт.). Можно было дарить подарки ко дню св. Пасхи, по случаю отъезда начальника в отпуск, хотя бы в двухнедельный или даже с временной миссией. Не грех давать подарки по случаю, или точнее — перед повышением подчиненного на должности... Когда-то брали грубо, грубо. Сейчас все делается деликатно, вежливо.

При такого рода методах взяточничества надо прежде всего категорически удалить из своего лексикона такие слова, как „требовать“, „брать“, „приказывать“. Эти термины заменяются с успехом такими невинными словами, как „просить“, „занимать“, „брать в магазине в кредит“, „просить зимнее платье для товарища“, „пожалеть товарища, у которого нет штатского костюма и хромовых сапог“. Особый и наиболее реальный вид взятки, когда подарок дается коммунисту от коммуниста, то есть получают подарок, по выражению С. Фрадько, „как коммунист от коммуниста“. Этот вид „коммунизированной взятки“ особенно интересен, поскольку при нем, как правило, получает подарок тот коммунист, который чином старше и обеспеченнее, а дает — чином младше и необеспеченнее» 12.

Избрание модели «дарения» работниками милиции 1920-х годов является и отражением доминирующей идеологии (с ее акцентами на равенстве, преданности, служении государству и обществу, коллективизме и т.п.), и свидетельством высокой групповой сплоченности работников правоохранительной системы. По оценкам российского исследователя Г.А. Сатарова 13 социально-психологические моменты коррупционных отношений можно рассмотреть через такие понятия как «дарение», «обмен» и «услуга».

По его мнению указанные модели отношений между людьми хронологически появляются именно в такой последовательности и, соответственно, являются в разной мере общепринятыми в обществе. Такие формы взаимодействия являются общением двух сторон, имеет общую черту — наличие третьей стороны. В случае дарения такой третьей стороной является группа, в рамках которой все и происходит, и которая контролирует подобные действия, опираясь на моральные установки. В случае обмена — это те процедуры, которые его регулируют, и институты, которые обеспечивают единообразие процедур.

В случае услуги — это государство, которое нанимает чиновника, обязанностью которого является предоставление этих услуг и контроль за взаимодействием между гражданином и государственными учреждениями, а также гражданское общество, которое так же пытается контролировать эти отношения. Эти типы отношений существенно отличаются друг от друга. Так, отношения дарения — древнейшие, укоренившиеся. Наличие в них третьей стороны наименее заметно, поскольку мораль, которая управляет ими, рефлексируется слабо и воспринимается без напряжения, почти на подсознательном уровне.

Наконец, они положительно окрашенные, а потому и максимально комфортны. Следующие за давностью обычаи — отношения обмена. Они привычны, поскольку человеческий опыт пронизан ими, но не имеют постоянного характера, а потому и не окрашенные эмоционально. О наличии третьей стороны (институтов, охраняющих процедуры обмена) вспоминают только тогда, когда отношения отягощаются любым конфликтом. Отношения услуги существенно отличаются от двух первых.

Прежде всего, они сравнительно молоды по времени возникновения. Кроме того, — малопривычные, поскольку граждане сталкиваются с властью реже, чем идут в магазин или обращаются за помощью к родственникам. Для 1920-х годов отношения услуги были еще слишком мало укоренившимися, обмена — в определенной степени противоречили доминирующей идеологии, зато практика дарований прекрасно коррелировала с революционным сознанием и вписывалась в групповые отношения сплоченной и в определенной степени изолированной группы (которая в силу своих контрольных функций как бы ставила себя вне общества).

Серия публикаций в прессе шаг за шагом открывала разнообразные механизмы взяточничества. Автором следующей схемы был Менабде, начальник сначала Петровского, а затем Центрального района милиции г. Киева. Когда он хотел приобрести подарок для жены, он шел в косметический магазин, спрашивал у продавца, сколько, например, могут стоить духи, платил за них, однако сам не забирал, а говорил, что пришлет надзирателя. Впоследствии приходил надзиратель и загадочно улыбаясь недогадливому торговцу, забирал духи, а на следующий день возвращал их назад как такие, что жене не понравились и забирал деньги.

Если и на этом этапе торговец не догадывался, как себя правильно вести дальше, начиналась вторая «атака» — между 17 и 18-ю часами вечера вновь появлялся надзиратель и составлял протокол за позднюю торговлю, за которую был предусмотрен штраф (что «тянет» на два-три флакона духов).

Подписав протокол, торговец бежит в отделение милиции, чтобы решить собственный вопрос, и там узнает, что нет проблем, которые нельзя решить, однако не задумывался ли он над тем, что жене начальника милиции действительно нужны духи? Вопрос поставлен осторожно, идет мирная беседа, в ходе которой торговец сам «догадывается», как правильно поступить дальше. А потом поступает новый заказ от начальника, и торговцу рекомендуют самому отнести подарок жене начальника домой. Протокол о штрафе исчезает.

Ситуация правильно продумана и организована, поскольку по советскому законодательству и тот, кто берет взятки, и тот, кто дает — в равной степени признавались виновными и оказывались на скамье подсудимых. Только при условии, если тот, кто должен дать взятку, вовремя сообщил об этом в правоохранительные органы, он освобождался от ответственности. Поэтому, осознавая опасность, исходящую от флакона духов, торговец на суде отказывался признать какую-либо связь между духами и протоколом о поздней торговле, и считал духи для жены начальника милиции подарком от всего сердца.

Менабде принадлежала и другая схема обеспечения друзей и родственников необходимыми товарами. Он отправлялся за покупками по магазинам с теми, кому хотел «помочь», и покупал у торговцев товары на суммы, ощутимо ниже даже себестоимости. «Клиент» выбирал, начальник милиции «расплачивался», таким образом происходила систематическая закупка в магазинах дешевых товаров посредством Менабде.

Это в целом демонстрирует сложность с точки зрения разоблачения такого преступления, как взяточничество. В данном случае обе стороны такого взаимодействия не заинтересованы в квалификации их отношений как факта взяточничества и пытаются «списать» все на подарки, дружеское взаимодействие и т. п., что в целом устраивает всех участников такой коммуникации.

Именно поэтому усложняется и выявления границ поля подобного взаимодействия, зараженного коррупцией. Так определенной загадкой остался вопрос о наличии в этом деле «третьих лиц» — то есть неизвестных третьих, которым сами Ф. Коваленко и С. Фрадько должны были передавать взятки. Суд в ходе слушаний разбил этот миф, выяснив, что все замыкается на милицейской системе во главе с ее руководителем. Однако сам вопрос остался полностью не выясненным — или это был очередной миф, что был выдуман обвиняемыми для уменьшения своей вины, или правда существовал кто-то не выявленный коррупционной схемой 14.

10 июня 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первое Положение о рабоче-крестьянской милиции, в котором был обобщён и законодательно закреплён опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти.

Правовым основанием организации советской милиции стало постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» , изданное сразу после революции - 28 октября (10 ноября) 1917 г. 12 октября 1918 г. НКВД РСФСР утвердил инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции, которая закрепила правовые основы функционирования советской милиции, как штатного государственного органа охраны общественного порядка. В 1919 г. вышел декрет СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 г. - первое положение о ней.

Проект Положения был рассмотрен на заседании Совета Народных Комиссаров 8 июня 1920 г. Одновременно СНК принял постановление, в котором НКВД поручалось немедленно выработать инструкцию о мерах быстрого введения военной дисциплины в милиции.

Положение от 10 июня 1920 г. чётко определяло систему управления и распределение функций и полномочий всех органов милиции и уголовного розыска РСФСР. Оно регламентировало характер деятельности всех структурных подразделений милиции с учётом условий военного времени и на определённый период стало для неё основным директивным документом.

Согласно Положению, основными звеньями единого аппарата милиции являлись: а) городская и уездная милиция; б) промышленная (фабрично-заводская, лесная, горнопромышленная и т.п.); в) железнодорожная; г) водная (речная и морская); д) розыскная милиция. Все органы общей, уголовно-розыскной и промышленной милиции формировались по территориальному принципу, а органы железнодорожной и водной милиции - по линейному принципу.

Главным руководящим органом милиции республики являлось ГУМ НКВД РСФСР (Главное управление милиции Народного комиссариата внутренних дел РСФСР), которому подчинялись губернские управления милиции, милиция железных дорог и водного транспорта. Губернские управления милиции обеспечивали руководство всеми органами общей милиции и уголовного розыска на территории своей губернии.

Положение впервые разделило личный состав милиции на две категории: сотрудников - командный состав, следователи, агенты розыска, младшие и старшие милиционеры, - и вспомогательный состав - канцелярские и технические работники.

На службу в милицию принимались лица, «достигшие 21 года, грамотные, пользующиеся избирательным правом в Советы, не состоящие под следствием и судом по обвинению в преступлениях, вполне здоровые и пригодные для службы…».

Положением был установлен годичный срок обязательной службы для вновь принимаемых в милицию.

Рабоче-крестьянская милиция рассматривалась как исполнительный орган, которому придавалось значение вооружённых частей особого назначения и резерва Красной Армии. Народный комиссариат по военным делам мог привлекать милиционеров к участию в боевых операциях на фронтах, однако с таким расчётом, чтобы в действующей армии одновременно находилось не свыше 1/5 личного состава милиции. При необходимости в районе боевых действий все работники милиции по требованию соответствующего реввоенсовета могли быть привлечены в ряды действующей армии. После прекращения боевых действий на территории района они немедленно возвращались к исполнению своих прямых обязанностей.

В Положении подчёркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счёт государственного бюджета.

С изданием Положения о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 г. в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.

Лит.: Еропкин М. И. Милиция // Большая советская энциклопедия. М., 1974. Т. 16; То же [Электронный ресурс]. URL :

После упразднения в декабре 1930 г. НКВД РСФСР руководство милицией и уголовным розыском было возложено на создаваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска.

31 декабря 1930 г. ВЦИК и СНК приняли постановление «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик», которым на созданное при СНК РСФСР Главное управление милиции и уголовного розыска было возложено руководство и управление органами милиции и уголовного розыска, осуществление охраны общественного порядка и безопасности и осуществление охраны личной безопасности граждан, их прав и имущества, осуществление охраны государственного и общественного имущества и специальной охраны имущества учреждений и предприятий, имеющих государственное значение, а также борьба с преступностью и производство расследований преступлений в пределах, указанных УПК РСФСР, руководство приведением в исполнение судебных приговоров, организация ссылки без

принудительных работ, учет высылаемых и ссылаемых, оказание содействия государственным органам в проведении установленных законом повинностей и подготовка кадров милиции и уголовного розыска.

Согласно этому постановлению, местные

административные отделы (управления) реорганизовывались в управления милиции и уголовного розыска, действовавшие на правах отделов исполкомов соответствующих Советов.

Одновременно с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». На основании этого постановления ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии.

В конце 1931 г. подобные взаимоотношения милиции и органов ОГПУ были «легализованы» путем создания в составе ОГПУ СССР Главной инспекции по милиции и уголовному розыску. Таким образом, была обеспечена жесткая централизация руководства милицией, ослабление ее связей с органами власти различного уровня. Произошло то, к чему ОГПУ стремилось еще в 20-е годы и что отвергалось как не соответствующее Конституции. Столь существенные изменения в системе органов милиции позволили подвести под строительство милиции в масштабе всей страны единую правовую базу. 25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное «Положение о рабоче-крестьянской милиции» (действовало до 1962 г.), устанавливавшее, что центральными органами являлись главные управления милиции союзных республик, созданные при совнаркомах, а местными - районные, городские, краевые и областные управления милиции, а также управления милиции автономных республик.

Положение обобщило опыт формирования советской милиции с момента ее создания. Главная задача рабоче- крестьянской милиции, согласно Положению, состояла в том, чтобы «охранять революционный порядок и общественную безопасность».

199 «Рабоче-крестьянская милиция, - говорилось в Положении, - наблюдает за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность, ведет борьбу с преступностью и расследует дела о преступлениях, охраняет государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество».

4 октября 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил положение о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР. В этих правовых актах открыто об организационной связи милиции с ОГПУ не упоминается. Но уже 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при Объединенном Государственном Политическом управлении (ОГПУ) Союза ССР». Тем самым впервые был создан общесоюзный центральный орган отраслевого управления, на который возлагалось общее руководство милицией всей страны. Одновременно ЦИК и СНК СССР утвердили «Положение о Главном управлении рабоче- крестьянской милиции при ОГПУ СССР». В нем подробно регламентировались права и основные обязанности общесоюзного милицейского главка.

Дальнейшее организационное развитие советской милиции, совершенствование ее структуры, форм и методов деятельности было связано с упомянутым выше образованием на основе постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. союзно-республиканского Народного комиссариата внутренних дел СССР.

23 июля 1935 г. СНК СССР постановил, что «в целях решительной борьбы с аварийностью, неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту» в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта образуется Государственная автомобильная инспекция. В союзных и автономных республиках, краях и областях, Москве и Ленинграде был учрежден институт уполномоченных ГАИ, в районах - госавтоинспекторов. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была передана в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции.

В июле 1936 г. СНК СССР утвердил «Положение о Госу-

дарственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Согласно этому Положению сотрудники ГАИ наделялись всеми правами, установленными для работников милиции. Они могли налагать на нарушителей правил эксплуатации автотранспорта денежные штрафы, а также ставить перед квалификационной комиссией вопрос о лишении шоферов права вождения автотранспорта за систематическое грубое нарушение установленных правил управления автомобилями.

Многие изменения в системе органов милиции были связаны с принятием Конституции СССР 1936 г., установившей, что социалистическая собственность, являясь экономической основой советского строя, нуждается во всемерной охране.

Для решения этой задачи были созданы специальные подразделения милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В течение первого года существования на аппараты БХСС возлагалась борьба с мелким вредительством, которая в 1938 г. была передана в ГУГБ НКВД СССР.

Быстрое развитие транспорта поставило перед милицией новые задачи по охране правопорядка, борьбе с хищениями и другими преступлениями на транспортных коммуникациях. Это потребовало совершенствования организационных форм деятельности и определенных структурных изменений органов милиции. В 1937 г. были образованы отделы железнодорожной милиции. Несколько позже отделы (отделения) милиции были созданы в портах и на пристанях.

Самое серьезное внимание органы милиции по-прежнему уделяли борьбе с детской безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних. 31 мая 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное постановление о мерах по усилению борьбы с детской беспризорностью. В нем были вскрыты недостатки в этой работе, намечены меры по коренному ее улучшению. В основном они были ориентированы на профилактику детской беспризорности и безнадзорности, предупреждение и пресечение правонарушений среди подростков. Вся ответственность за организацию и осуществление таких мер возлагалась

201 непосредственно на руководителей органов милиции. В 1940 г. с учетом опыта, накопленного в этой сфере деятельности, при отделах службы в управлениях милиции были созданы специальные подразделения по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков, по работе с несовершеннолетними. На органы милиции возлагались обязанности, согласно которым они должны были тщательно выяснять конкретные причины детской беспризорности и безнадзорности, внимательно обследовать бытовые условия несовершеннолетних правонарушителей, оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекать для этого общественность.

Поиск новых организационных форм борьбы с преступностью приводил к созданию специализированных подразделений. В 30-е годы вслед за Москвой в крупных промышленных центрах стали формироваться команды (отряды) ночной охраны. В столице такая команда численностью в 150 человек была образована в 1931 г., она содержалась за счет отчислений от домовладений. Сотрудники осуществляли патрулирование по установленным маршрутам пешком или на автомобилях. С 1 апреля по 6 июля 1931 г. ими были задержаны за хулиганство 1993 человека, на месте совершения преступления - 574 правонарушителя.

Новые существенные изменения произошли в предвоенный период в системе уголовного розыска. В конце 30-х годов отделы уголовного розыска областных управлений милиции насчитывали в среднем около 20 сотрудников и структурно состояли из трех отделений, создававшихся по территориальному принципу.

Однако в июне 1940 г. работа аппаратов уголовного розыска вновь была перестроена по линейному принципу. Отдел УР стал включать четыре отделения (одно из них - по борьбе с детской преступностью), в его составе создавалась также и следственная группа.

Расширение работы по расследованию преступлений заставило искать пути организационного обеспечения этого важного направления борьбы с преступностью. На местах пошли по пути разделения аппаратов уголовного розыска на части: оперативно-розыскную и следственную. Обобщив этот опыт, Наркомат

внутренних дел СССР принял решение об организации в отделах уголовного розыска и отделах БХСС следственных групп. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1939 г. в отделах уголовного розыска управлений милиции республик, краев, областей и дорожных отделов милиции создавались следственные группы из наличного штата. Руководство ими возлагалось на заместителей начальников отделов уголовного розыска. В следственные группы включались наиболее подготовленные сотрудники.

Аналогичным образом строился и созданный в апреле 1941 г. отдел по борьбе с бандитизмом ГУРКМ НКВД СССР. Он состоял из пяти отделений: четыре - по зонам СССР, пятое - следственное.

Со временем последовательно усложнялась и структура самого Главного управления рабоче-крестьянской милиции. В 1941 г. ГУРКМ включало в себя отдел уголовного розыска, отдел БХСС, отдел наружной службы, политический отдел, отдел ГАИ, отдел железнодорожной милиции, паспортный стол, отдел местной противовоздушной обороны, научно- технический отдел, отдел по борьбе с бандитизмом (создан в апреле 1941 г.). 30 сентября 1941 г. он стал самостоятельным отделом НКВД СССР, а 3 декабря 1944 г. на его базе создано Главное управление.

В связи с тем, что одновременно с коллективизацией сельского хозяйства был объявлен курс на «ликвидацию кулачества как класса», это также повлекло новые изменения в организации и деятельности органов милиции. Все крестьяне-кулаки разделялись при этом на три категории и в зависимости от того, к какой из них они были отнесены, выселялись либо в отдаленные регионы страны, либо в пределах области (края). В надежде избежать высылки многие крестьяне перебирались в города. 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Официальная цель введения паспортной системы в стране состояла в том, чтобы лучше организовать учет населения в городах, рабочих поселках и на новостройках, очистить их от лиц, не занятых общественно полезным трудом, ведущих антиобщественный

203 образ жизни. Кроме того, целью паспортизации постановление объявляло «очистку этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Порядок выдачи паспортов определялся специальной инструкцией и постановлением СНК СССР от 28 апреля 1933 г. «О выдаче гражданам СССР паспортов на территории СССР». Не подлежавший опубликованию раздел инструкции гласил, что лица, которым отказано в выдаче паспортов или прописке, подлежат привлечению к ответственности во внесудебном порядке через «тройки» Полномочных представительств ОГПУ. Материалы на них оформлялись преимущественно работниками милиции.

В рассматриваемый период происходило развитие форм участия общественности в деятельности по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью. Так, еще в ноябре 1928 г. в крупном промышленном центре Урала - Нижнем Тагиле при рабочих клубах возникли первые ячейки Общества содействия милиции (Осодмила). В задачу членов ячеек Осодмила входило дежурство в клубах, борьба с хулиганством, пьянством, самогоноварением.

Организационные принципы, задачи, формы деятельности Осодмила получили единую правовую регламентацию в постановлении СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Этот нормативный акт определял Осодмил как добровольные организации местного (городского, поселкового, сельского) значения, состоящие при административно-правовых секциях Советов. На органы милиции возлагалось оперативное руководство и инструктирование членов Осодмила. В короткий срок эти общества получили большое распространение. В 1930 г. в РСФСР было уже 4 тыс. ячеек Осодмила, насчитывавших 45 тыс. членов.

В целях дальнейшего укрепления взаимодействия милиции с общественностью в борьбе с преступностью, СНК РСФСР принял 29 апреля 1932 г. постановление, в котором предписывалось реорганизовать Осодмил в бригады содействия при органах рабоче-крестьянской милиции (бригадмил). Постановление подчеркивало, что в целях приближения трудящихся к практической работе милиции бригады содействия организуются и состоят непосредственно при соответствующих управлениях милиции.

Бригады содействия милиции, ставшие основной формой участия трудящихся в охране общественного порядка, оказывали большую помощь органам милиции в борьбе с преступностью. В 1937 г. в рядах бригадмила в целом по стране насчитывалось 350 тыс. человек.

Борьба органов внутренних дел в преступностью в предвоенные годы характеризовалась целым рядом показателей, определявшихся в основном упомянутыми переменами в их организации и деятельности.

О масштабах мер внесудебных репрессий, применявшихся в административном порядке, свидетельствуют следующие цифры (без данных по Таджикской и Туркменской союзным республикам, Курской области и Кировскому краю): к 1 ноября 1935 г. по Союзу ССР изъято «социально-вредного элемента» 265 720 человек, из них рассмотрено тройками УНКВД - 84 903, заключено в ИТЛ - 65 274 человек. Приняты другие меры социальной защиты к 64 483, передано в суды НКЮ и другие органы - 97 920, освобождено 13 630 человек.

Подобные репрессивные меры позволили достичь снижения уровня преступности. 17 марта 1936 г. НКВД СССР издал специальный приказ по итогам работы за 1935 г., в котором говорилось, что по сравнению с 1934 г. в СССР число вооруженных грабежей снизилось на 45%, невооруженных грабежей - на 46, квалифицированных краж - на 32, конокрадства - на 66%, что объяснялось качественным улучшением оперативной работы милиции.

Однако уже в 1938 г. наметились отрицательные тенденции в структуре и динамике преступности. Несмотря на некоторое снижение общего числа преступлений во втором квартале был отмечен рост тяжких преступлений (грабежей, квалифицированных краж и др.). В циркуляре ГУРКМ НКВД СССР от 5 октября 1938 г. это объяснялось прежде всего существенными недостатками в оперативно-розыскной работе аппаратов уголовного розыска. В поисках путей ее улучшения вновь был пересмотрен принцип организации аппаратов угрозыска. Так, в приказе управления милиции Ленинграда и Ленинградской области от 27 мая 1939 г. отмечалось, что существующая организационная структура оперативных подразделений угрозыска (по линейному принципу) «не обеспечивает в

205 должной мере надлежащей постановки работы по борьбе с преступностью и проведения профилактических мероприятий». Громоздкость оперативно-следственных аппаратов отдела уголовного розыска и его функциональная система привели к тому, что четыре оперативных отделения ОУР занимались лишь узкими, специфическими отраслями борьбы с преступностью, изучение же условий возникновения преступности и организация взаимодействия отделений осуществлялись плохо.

В целях улучшения оперативно-следственной работы на основании приказа НКВД СССР от 10 мая 1939 г. предлагалось организовать работу отделений угрозыска по принципу территориального обслуживания. В каждом отделении для ведения следствия назначались наиболее

квалифицированные работники.

В сложные предвоенные годы одной из ответственных задач органов милиции являлось содействие укреплению обороноспособности страны. На IV внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», который потребовал организационной перестройки Вооруженных сил страны и комплектования их по единому кадровому принципу. В этой связи большое значение имело улучшение учета военнообязанных и призывников. В соответствии с новым законом данная работа возлагалась на органы милиции. Для ее выполнения во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы, с помощью которых с момента создания 1 сентября 1939 и до 1 января 1940 г. были выявлены не снявшиеся с военного учета убывшие в другие местности 133 567 человек военнообязанных. К марту на воинский учет ими было взято почти 9,3 млн человек.

Милиции 1917-1922 год

Сразу же после октябрьского переворота остро встает вопрос об охране общественного порядка и об отличительных знаках для милиции.
На своем заседании 26 октября 1917 года Комитет общественной безопасности Петроградской городской думы принимает постановление «О милиции». В нем отмечалось, что милиция не ведет политической борьбы, а охраняет безопасность населения. Действиями милиции распоряжаются комитеты общественной безопасности при Думах. В случае надобности комитеты общественной безопасности распоряжаются вооруженной силой, предоставляемой военно-революционным комитетом для охраны безопасности населения.

Для милиции постановлено изготовить белые повязки с красной надписью «Милицiя Комитета общественной безопасности» в количестве 5000 штук (1).
30 октября 1917 года принимается инструкция ношения повязок Комитета общественной безопасности.
Согласно этой инструкции:
1) Повязка выдается при удостоверении за подписью члена местного комитета общественной безопасности;
2) в каждом удостоверении должен быть отмечен номер повязки;
3) на каждой повязке должен быть номер удостоверения;
4) повязка выдается под расписку;
5) повязка выдается:
а) для ношения агентам Центрального и районных комитетов общественной безопасности;
б) домовым комиссарам для дежурства по домовой охране на время дежурства;
в) патрулям воинских частей в количестве не более 25 штук на каждую часть (2).
28 октября 1917 года Народный комиссар внутренних дел А.И.Рыков подписал приказ о создании рабочей милиции. К организации Рабоче-Крестьянской милиции советское государство приступило с первых чисел июня 1918 года. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 24.08.1918 года была разработана инструкция об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции, где было указано, что все члены Советской РКМ, при исполнении ими своих обязанностей, должны носить установленную форму или отличительный знак.

Созданный при комиссариате внутренних дел особый полк по охране г. Петрограда (бывший Семеновский), носил свою форму (синие петлицы с красным кантом и гимнастерки обшитые синим и белым).
В связи с изданием приказа от 25 мая 1918 года за № 3 о снятии всех отличительных признаков старой армии, 28 мая комиссар полка Б.Г.Каплун обращается с отношением к Военному комиссару Северной области: «Вследствие имевшихся и могущих повториться случаев насильственного снимания отличительных признаков формы одежды солдат означенного полка, прошу сделать зависящие от Вас распоряжения о недопущении подобных случаев, при чем присовокупляю, что у каждого солдата названного полка имеются за номерами и печатью полкового комитета надлежащие удостоверения» (3).
4 августа 1918 года начинается формирование еще одного полка – Рабоче-Крестьянского полка революционной охраны при КВД СКСО (4).
13 августа 1918 года на съезде заведующих отделами наружной охраны КВД СКСО утверждается форма одежды дружинников революционной охраны на территории Союза коммун Северной области.
Летний головной убор . Чёрная суконная фуражка военного образца с козырьком. По верхнему краю околыша нашита красная тесьма шириной в 1см. На околыше - металлическая бляха размера кокарды с личным номером и чёрная ременная почешуйка.
Зимний головной убор . Папаха чёрная с откидными клапанами с наружными отличиями присвоенными фуражке, без тесьмы.
Мундир летний. Защитного цвета рубашка с 4 карманами наружными и одним внутренним, с нашитой красной тесьмой по верхнему краю воротника и обшлагов. На левом рукаве рубашки нашита жёлтого цвета повязка с нашитыми на ней чёрной тесьмой буквами "Н.0."(наружная охрана ) и личным номером. На повязке наложена печатъ отдела наружной охраны. Повязка нашивается на 1/2 вершка выше локтя.
Примечание: Для конных дружинников вместо красной тесьмы положена зеленая.
Мундир зимний. Рубашка суконная защитного цвета. Шаровары. чёрные суконные.
Шинель ( плащ ). Шинель флотского образца,цвета "маренго" на крючках с наружной повязкой на левом рукаве, как и на рубашке. Непромокаемый плащ с капюшоном из клеёнки.;или парусины. Плащ носится в скатке через правое плечо на чёрном шнуре.
Зимой короткий полушубок или ватная стёганая душегрейка. Рукавицы или тёплые вязаные перчатки .
Обувь . Сапоги ( ботинки с гетрами или бинтами) произвольного образца. Для конных дружинников-сапоги с голенищами и привязанными шпорами. Зимой - валенки с кожаными головками.
Снаряжение . Пояс черный ременный шириной в I и 1/4 вершка с металлической пряжкой с двумя гнёздами для сигнальных палок (белой и красной).На поясе револьверная кобура с правой стороны и патронная сумка . с ружейными патронами с левой стороны. На шее револьверный шнур и шнур для свистка.
Вооружение. 1.Револьвер "Браунинг" или 3-линейный карабин с плечевым рёмнем.
2.Бебут. Конным дружинникам шашка на плечевой портупее (5).

С 1 октября 1918 года вводится для ношения нарукавный знак «городская охрана . Знак овальный синего цвета с красной окантовкой, в середине буквы серебристого цвета «гор.охр.».

В связи с введением данного отличительного знака, приказом по полку революционной охраны № 153 от 30.09.1918 года отменялось ношение петлиц синего цвета (6).
Одновременно с введением новых отличительных знаков жестко велась борьба со знаками различия царской армии.

В октябре 1918 года президиум военной секции Петроградского совета принимает постановление:
«Необходимо во всех частях Красной Армии и Красного флота принять меры, чтобы к дням праздников были совершенно убраны из обращения пуговицы с орлами и другими царскими символами.
Кому невозможно будет заменить таковые новыми пуговицами, то необходимо их обтянуть.
Кроме того, президиум постановил совершенно убрать из всех воинских частей всякие отличия старой службы, как-то: ордена, ленты и т.п. и, в особенности, георгиевские ленточки, которые в настоящее время очень многие носят несмотря на то, что желто-черный цвет является символом монархии» (7).
В ноябре 1918 года Коллегией НКВД РСФСР была утверждена форма обмундирования советской милиции, которая подразделялась на зимнюю и летнюю. Летняя форма состояла из головного убора, мундира, брюк, ботинок с обмотками и перчаток. Зимняя форма одежды состояла из головного убора, пальто , мундира, брюк, сапог , полушубка, брезентового пальто и перчаток.
Летний головной убор представлял из себя фуражку из темно-синего сукна бельгийского фасона с козырьком из черной лакированной кожи. Над козырьком на двух форменных пуговицах прикреплялся кожаный лакированный подбородный ремень черного цвета. Над подбородным ремнем посредине прикреплялся отличительный значок милиции (табл. 1).
Мундир летний изготавливался из тонкого темно-синего сукна, спортивного фасона, на тонкой подкладке, которая вставляется только до талии. На груди два нагрудных нашивных кармана с одномысковыми клапанами, застегивающимися на одну форменную малую пуговицу. Воротник для командного состава отложной, для милиционеров - стойка. Мундир застегивается на пять форменных большого размера пуговиц. На воротнике рядового состава еще две малые форменные пуговицы . Рукава с обшлагами, на которых крепится по две форменные малого размера пуговицы . На спинке мундира - хлястик (табл. 1).
Брюки летние изготавливаются из темно-синего сукна, фасон полугалифе.
Ботинки кожаные, черные, с высокой шнуровкой. С ботинками носятся обмотки суконные или трикотажные черного цвета.



Перчатки трикотажные темно-коричневого цвета.
Зимний головной убор изготавливается из толстого сукна цвета маренго, с крытым козырьком, нижняя часть полосой покрыта серым барашком. Из такого же материала изготавливались наушники, которые прикреплялись на двух крючках к нижней части шапки и за ненадобностью подворачивались внутрь (табл. 2).
Пальто изготавливалось из толстого сукна цвета маренго, на байковой или фланелевой подкладке до талии. Застегивалось на два ряда пуговиц по 5 в каждом ряду. Рукава без обшлагов с клапанами для застегивания. Спинка до талии цельная, ниже талии две складки на расстоянии 6 см от боковых швов. К пальто пристегивался меховой воротник из искусственного барашка (табл. 2).
Мундир зимний изготавливался из сукна цвета маренго по покрою аналогичный летнему мундиру (табл. 2).
Брюки зимние из сукна цвета маренго фасона полугалифе.
Перчатки кожаные черного цвета, на меху или байке.



Постовой знак - белый металлический щит с надписью участка, волости или деревни и выбитый постовой номер.
Вследствие общей экономической разрухи переодеть милицию молодого государства в новую форменную одежду было невозможно, поэтому было изготовлено ограниченное число комплектов нового обмундирования. Наибольшее распространение в это время получило использование армейского обмундирования.
Приказом по Петроградской губернской милиции № 1 от 27.01.1919 года предписывалось при принятии на службу, всем милиционерам выдавать под расписку, отличительные значки и книжки инструкций, причем все книжки инструкций пронумеровать и давать их милиционерам соответствующими номерам нагрудных знаков. При увольнении книжки инструкций и значки отбирать. Строго следить за тем, чтобы милиционеры всегда носили бы номерные значки (8).
Циркуляром Главного управления РКМ № 3012 от 15.04.1919 года устанавливалось что, обмундирование за государственный счет получают только милиционеры и командный состав милиции (заведующие, начальники, их помощники и инструктора). Ни служащим канцелярским, ни агентам уголовного розыска, ни должностным лицам некомандного состава, обмундирования не полагается, и никакие материалы из запаса милиции выдаваться не должны, даже за плату. У всех лиц вышеуказанной категории, а также лиц, совершенно не причастных к милиции, форменное платье милиции (шинели, френчи и т.д.), а также значки должны отбираться, а виновные в незаконном ношении привлекаться к ответственности. Каждый милиционер или командир , оставляющий службу в милиции, обязан возвратить все полученное обмундирование. Точно также при получении нового обмундирования, обуви и т.д. милиционер обязан сдать все изношенные вещи, которые затем управление милиции должно передать местным Совнархозам для соответствующего использования (9).
Приказом Комитета обороны Петрограда № 35 от 22.05.1919 г объявлялся призыв добровольцев женщин-работниц для несения милиционной службы в г. Петрограде.
Для них вводились шинель черного цвета, френч, гимнастерка и юбка темно-синего цвета, шапочка ( берет ) и ботинки женские.

В это же время вводится и новый нарукавный знак «ГМ» - городская милиция. Знак представлял собой овал синего цвета с красной окантовкой и буквами «ГМ» красного цвета. Знак носился на левом рукаве обмундирования выше локтя.
Приказом Милиции Республики № 12 от 15.12.1920 года были установлены отличительные знаки Рабоче-Крестьянской Милиции. На суконных шлемах армейского образца нашивался щит, изготовленный из сукна крапового цвета, на щите крепился значок образца 1918 года.

На левом рукаве шинели, френча и гимнастерки нашивались установленные нарукавные отличительные знаки, которые представляли собой щит крапового цвета, окаймленный венцом из колосьев желтого цвета. На щите желтой краской наносилось изображение серпа и молота, расположенных крест-накрест. Внизу у щита на венце из колосьев расположена лента в виде банта с надписью "РСФСР" белыми буквами. На практике нарукавный знак выглядел несколько иначе (табл.4).
Под щитом отдельно на рукаве пришиваются по принадлежности ромбы, диски и полудиски, размером, не превышающим 1 см.
Несмотря на установление новых знаков различия, нередки были факты нарушения формы одежды, о чем неоднократно подчеркивалось в приказах.
Так в приказе по Петроградской губернской милиции № 333 от 29.11.1921 года отмечается, что комсостав и сотрудники, прибывшие из Красной Армии, продолжают носить присвоенные им по армейским должностям нарукавные знаки, знаки отличия рода оружия, шпоры, а также кавалерийские знаки, как на головном уборе, так и на рукавах.
Начальник милиции приказал всему комсоставу и сотрудникам Губмилиции, все знаки по должностям Красной Армии, немедленно снять, прекратить ношение шпор и кавалерийских знаков, а заменить таковые отличительными знаками, положенными для комсостава милиции (10).
Приказом по Петроградской губернской милиции № 379 от 30.12.1921 г приказывалось всем чинам наружной милиции, кому присвоены наружные знаки отличия (гербы и диски) до их приобретения носить при исполнении служебных обязанностей нарукавный знак «ГМ». За неисполнение этого приказа и за ношение знаков различия, "литых золотом", виновные подвергались дисциплинарным взысканиям (11).




(1)- ЦГАСПБ, ф.3217, оп.1, д.1, л.9об
(2)-ЦГАСПБ, ф.3217, оп.1, д.1, л.26,27
(3)-ЦГАСПБ, ф.142, оп.1, д.13, л.90
(4)-ЦГАСПБ, ф.73, оп.2, д.210, л.121
(5)-ЦГАСПБ, ф.142, оп.8, д.176, л.34
(6)-ЦГАСПБ, ф.73, оп.2, д.210, л.121
(7)- ЦГАСПБ, ф.73, оп.2, д.210, л.56
(8)- ЦГАСПБ, ф.33, оп.2, д.1, л.1
(9)- ЦГАСПБ, ф.142, оп.1, д.5, л.50
(10)- ЦГАСПБ, ф.33, оп.2, д.275, л. 564-565
(11)- ЦГАСПБ, ф.33, оп. 2, д.275, л.621


Сотрудники Комиссариата внутренних дел СКСО в день похорон М.С.Урицкого. 1918 г.
Из фондов ЦГАКФД СПБ.

Отряд конной милиции в Москве. 1918 г.

Милиционеры сжигают чучело городового. 1921 г.

Комсостав милиции. (У левого командира - нарукавный знак). 1921-22 г.

Отряд конной милиции. 1921-22 г.

Группа командиров и приглашенных на выпуск курсов Петроградской губмилиции. 1922 г.

Группа милиционеров и работников Петроградского союза потребительских обществ. 1922 г.

Отличительные знаки РКМ, установленные приказом № 12 от 15.12.1920 года.

Начальник милиции Республики 5 ромбов
Помощник началъника милиции Республики 4 ромба
Зав.отделом Главмилиции и уполномоченные Главмилиции 3 ромба
Помощник зав.отделом и инспектора Главмилиции 2 ромба
Инструкторы Главмилиции 1 ромб
Начальник губернской милиции 4 диска
Помощник начальника губмилиции, зав.подотделами управлений милиции, начальник столичной городской милиции 3 диска
Начальник уездной милиции, начальник столичной районной милиции, инспектора губмилиции 2 диска
Их помощники 1 диск
Начальник районной уездной милиции и начальники отделений столичной милиции 3 полудиска
Их помощники 2 полудиска
Младшие помощники начальников отделений столичной милиции 1 полудиск

Задать вопрос

Показать все отзывы 0