Правовой статус субъектов среднего предпринимательства. Правовое положение малого и среднего предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями

понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Семейное право в нотариальной практике
Введение в действие части первой ГК РФ, а затем и СК РФ способствовало появлению в нотариальной практике новых видов договоров: брачного договора и соглашения об уплате алиментов. ...

Терминологический словарь
Авизо – поручение на зачисление или списание денежных средств по счетам в банке. Различаются авизо кредитовые (деньги зачисляются) и дебитовые (деньги списываются). Авуар (налоговый) – ...

Правовые особенности малого и среднего предпринимательства

Для стабильной и конкурентоспособной работы организации необходимо четко представлять правовое поле, в котором функционирует предприятие. Малый и средний бизнес регулируется законом №209 – ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства». В соответствии с законом малый бизнес имеет ряд отличительных особенностей.

Согласно закону №209 – ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • хозяйственные общества,
  • потребительские кооперативы,
  • производственные кооперативы,
  • хозяйственные партнерства,
  • индивидуальные предприниматели.

Доля участия фондов и государства в уставном капитале не должна превышать 25%, а для других юридических лиц (включая иностранных) этот показатель не должен превышать 49%. Численность работников должна составлять для:

  • микропредприятия – не более 15 человек,
  • малого предприятия – до 100 человек,
  • средних предприятий - от 101 до 250 человек.

Замечание 1

Среднесписочная численность определяется по количеству сотрудников, оформленных официально или работающих по совместительству.

Предельные значения не должна превышать и выручка. Сумма выручки без учета налога на добавленную стоимость должна составлять не более:

  • для микропредприятия - 120 млн. руб.,
  • для малого предприятия - 800 млн. руб,
  • для среднего предприятия - 2000 млн. руб.

Замечание 2

Признание невыполнения условий для отнесения к категории малого бизнеса может быть произведено только в том случае, если предельные значения выше на протяжении двух календарных лет последовательно.

Льготы для малого и среднего бизнеса

В качестве реализации мероприятий по поддержке малого бизнеса государством предусмотрен ряд льгот:

  • упрощенный бухгалтерский учет,
  • упрощенная отчетность,
  • специальные налоговые режимы,
  • упрощенные декларации,
  • упрощенный порядок предоставления и составления статистической отчетности.

Государственное и муниципальное имущество, которое было приватизировано малым и средним бизнесом, имеет льготный порядок расчётов. Государством оказывается поддержка малого и среднего бизнеса в соответствии с федеральными и региональными программами. К данной поддержке относится:

  • финансовая помощь,
  • имущественная поддержка,
  • поддержка в области повышения квалификации для сотрудников организации.

Приоритетной также является информационная поддержка малого бизнеса, например, помощь в продвижении товара на региональные рынки. Для малых предприятий осуществляется также правовая поддержка: данный вид помощи может быть оказан как организации в целом, так в частном порядке для предпринимателя в формате консультаций.

В Российской Федерации на протяжении нескольких лет идет усиленная поддержка малого и среднего бизнеса. В настоящее время в Российской Федерации происходит неуклонное развитие малого бизнеса, направленное на повышение его конкурентоспособности, а также на оптимизацию межбюджетных отношений. Это обусловлено современными экономическими условиями, в частности, развитие малого бизнеса помогает развивать внутренний рынок страны. Поэтому достаточно важны эффективные действия со стороны государства в правовой сфере малого и среднего бизнеса.

На нынешнем этапе экономического развития общества роль малого бизнеса исключительно велика и возникает потребность аккумулирования дополнительных расходов местного бюджета на поддержку данной сферы.

От продуманности и адекватности поведения местного самоуправления в отношении малого бизнеса зависит эффективность деятельности данных субъектов экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В современных условиях малый бизнес стал передовым объектом и направлением рыночных реформ. Поэтому эффективная реализация и рост малого бизнеса в РФ заслуженно считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом.

Индивидуальный предприниматель - дееспо­собный гражданин, осуществляющий предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, прошедший спе­циальную процедуру государственной регистрации в качестве ин­дивидуального предпринимателя в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей.

По общему правилу, зарегистрироваться в качестве индивиду­ального предпринимателя возможно с 18 лет при достижении пол­ной дееспособности, а раньше в случаях:

    вступления в брак до достижения совершеннолетия;

    эмансипации (ст. 27 ГК РФ) - объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, что возможно, если: лицо достигло 16 лет; работает по трудовому договору или с согласия своих за­конных представителей занимается предпринимательской дея­тельностью; имеется согласие обоих родителей на эмансипацию несовершеннолетнего. При наличии согласия обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) осуществляется по решению органа опеки и попе­чительства. Если такое согласие отсутствует, то эмансипация про­изводится по решению суда.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица с момента государст­венной регистрации в качестве индивидуального предпринимате­ля (ч. 1 ст. 23 ГК РФ). Это основополагающее требование.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляю­щий деятельность без образования юридического лица, признает­ся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности граждан - индивиду­альных предпринимателей применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, ес­ли иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Индивидуальный предприниматель по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом, т.е. к нему при­меняется принцип полной имущественной ответственности. Ис­ключение составляет имущество, на которое не может быть обра­щено взыскание (ст. 446 ГПК РФ).

Индивидуальный предприниматель, являясь субъектом мало­го предпринимательства, пользуется поддержкой государства. В частности, предусмотрена упрощенная система налогообложе­ния (выражающаяся в поквартальной уплате налогов на доход).

Существует и законодательно закрепленная защита контр­агентов индивидуального предпринимателя (ч. 4 ст. 23 ГК РФ). Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица с нарушением тре­бований закона (не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), не вправе ссылаться в отношении заключен­ных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельно­сти, например ст. 401 ГК РФ, устанавливающую повышенную (безвиновную) ответственность предпринимателей по сравнению с общегражданской ответственностью.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, яв­ляется Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера­ции», вступивший в силу с 01.01.2008, за исключением ряда поло­жений (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве).

В соответствии со ст. 3 данного Закона под субъектами малого и среднего предпринимательства признаются: хозяйствующие субъ­екты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), от­несенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят­ся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесенные в Единый государст­венный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соот­ветствующие следующим условиям:

    для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестицион­ных фондов); доля участия, принадлежащая одному или несколь­ким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

    средняя численность работников за предшествующий календар­ный год не должна превышать предельные значения средней чис­ленности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно; для малых предприятий до 100 че­ловек включительно; для микропредприятий - до 15 человек; при этом средняя численность работников за календарный год опре­деляется с учетом всех работников предприятия, в том числе рабо­тающих по гражданско-правовым договорам или по совмести­тельству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделе­ний предприятия;

    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (оста­точная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать пре­дельные значения, установленные Правительством РФ для каж­дой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.01.2010 вступило в силу положение, согласно которому предельные значения выручки от реализации товаров (работ, ус­луг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Прави­тельством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных ста­тистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 27 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основ­ных средств и нематериальных активов) определяется в соответст­вии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ).

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и не­материальных активов) за период, прошедший со дня их государ­ственной регистрации, не превышают предельные значения.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки в соответст­вии со следующими основными принципами:

    заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

    доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и сред­него предпринимательства;

    равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательст­ва, соответствующих критериям, предусмотренным федеральны­ми, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

    оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку­ренции»;

    открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, если они:

    являются кредитными организациями, страховыми организация­ми (за исключением потребительских кооперативов), инвестици­онными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбар­дами;

    являются участниками соглашений о разделе продукции;

    осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игор­ного бизнеса;

    являются в порядке, установленном законодательством РФ о ва­лютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотрен­ных международными договорами РФ.

В оказании поддержки должно быть отказано в случаях, если:

    не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представ­лены недостоверные сведения и документы;

    не выполнены условия оказания поддержки;

    в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предприни­мательства ранее было принято решение об оказании аналогич­ной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

    с момента признания субъекта малого и среднего предпринима­тельства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использова­ния средств поддержки, прошло менее трех лет.

Закон о малом и среднем предпринимательстве в ст. 16 опреде­ляет формы, условия и порядок поддержки таких субъектов и ор­ганизаций. Она включает в себя поддержку: финансовую, имуще­ственную, информационную, консультативную; поддержку в об­ласти подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников; поддержку в области инноваций и промышленно­го производства, ремесленничества.

Субъекты РФ вправе наряду с установленными формами под­держки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов субъектов РФ.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструк­туру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательст­ва, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюдже­тов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, го­сударственных и муниципальных гарантий по обязательствам указанных субъектов.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде передачи во владение и (или) в пользование государст­венного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвоз­мездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникаци­онных сетей и обеспечения их функционирования в целях под­держки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание консультативной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в ви­де: создания организаций, образующих инфраструктуру поддерж­ки указанных субъектов и оказывающих им консультативные ус­луги, и обеспечения деятельности таких организаций; компенса­ции затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультативных услуг.

Оказание поддержки в области подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

    разработки примерных образовательных программ, направлен­ных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;

    создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным груп­пам населения, совершенствования их деловых качеств, подго­товки их к выполнению новых трудовых функций в области мало­го и среднего предпринимательства;

    учебно-методологической, научно-методической помощи субъ­ектам малого и среднего предпринимательства.

Оказание поддержки в области инноваций и промышленного про­изводства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

    создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказываю­щих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательст­ва, в том числе технопарков, центров коммерциализации техноло­гий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

    содействия патентованию изобретений, полезных моделей, про­мышленных образцов и селекционных достижений, а также госу­дарственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпри­нимательства;

    создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в об­ласти инноваций и промышленного производства;

    создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых пае­вых инвестиционных фондов.

В соответствии со ст. 3 Закона о малом предпринимательстве под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей 6 Закона о малом предпринимательстве определены меры такой поддержки, среди которых:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования государственных финансовых*(376), материально-технических и информационных ресурсов;

Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Нужно отметить, что отдельные льготы, предусмотренные Законом о малом предпринимательстве, не нашли отражения в специальных законах. Впрочем, в Законе о малом предпринимательстве не все нормы декларативны. Ряд предусмотренных Законом о малом предпринимательстве льгот конкретизирован в специальном законодательстве и активно применяется на практике.



Льготы в сфере налогообложения предусмотрены НК РФ в виде специальных налоговых режимов.

Льготы в отношении учета и отчетности. Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В силу ст. 6 указанного Закона в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства определено установление упрощенного порядка представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности. В специальном законодательстве эти положения получили следующее развитие.

Льготы в сфере государственного контроля. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних "каникул" для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.

Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.


Тема 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)

Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Данный Закон называет субъектов малого и среднего предпринимательства хозяйствующими субъектами, не раскрывая данного значения.

Понятие «хозяйствующий субъект» раскрывается в Федеральном законе «О защите конкуренции» через деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

При этом хозяйствующими субъектами данный Закон называет коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, индивидуального предпринимателя и иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность (например, адвокат).

Весь предложенный перечень субъектов не может быть взят за основу определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» формирует условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1. Правовые формы выражения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из анализа ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» кроме осуществления деятельности, приносящей доход, субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим требованиям: для физических лиц - эго наличие статуса индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц - установленная организационно-правовая форма - хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные партнерства, кооперативы. Стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» называет среди субъектов малого и среднего предпринимательства потребительский кооператив, который п. 3 ст. 50 ГК отнесен к некоммерческим юридическим лицам.

В то же время ст. 2 ГК в качестве одного из обязательных признаков субъекта малого и среднего предпринимательства называет осуществление деятельности, систематически приносящей прибыль. Очевидно, что законодатель различает предпринимательскую деятельность как деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и деятельность, приносящую доход. В связи с этим прямое указание на потребительские кооперативы в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» указывает на включение в состав субъектов малого и среднего предпринимательства данных некоммерческих организаций.

  • 2. Предельные доли участия в уставном капитале определенных юридических лиц.
  • Так, публичные субъекты вместе с иностранными юридическими лицами, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными фондами должны обладать не более чем 25% в уставном капитале. Установленная доля запрета в уставном капитале относится также к юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • 3. Требования к численности работников. Требование в установлении предельного значения средней численности работников за предыдущий календарный год (например, до 100 человек включительно для малых предприятий) относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям.
  • 4. Требования к предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается без учета налога на добавленную стоимость в порядке, установленном НК.

Предельные значения к выручке установлены постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Данные значения составляют:

  • - микропредприятия - 60 млн руб.;
  • - малые предприятия - 400 млн руб.;
  • - средние предприятия - 1000 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в настоящее время не сформирована.

Данные показатели к выручке, равно как и к остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для фиксирования наличия таких субъектов федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого п среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» реестры должны вестись в электронном виде с соблюдением изложенных в постановлении требований на основании решения государственного или муниципального органа об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В реестре должны быть отражены сведения о субъектах (лицо, предоставляющее поддержку, и лицо, которому оказывают поддержку): номер реестровой записи и дата включения органом сведений о получателе поддержки в реестр: сведения о виде, форме, размере и сроках предоставления поддержки; иная информация.

Выделение среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваемых категорий необходимо для формирования условий развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и, прежде всего со стороны государства.

Особенности правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства формируются в силу реализации данных условий со стороны публичных субъектов.

Сформировав благоприятные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, государство решает также социальные, имущественные и иные вопросы, в частности связанные с обеспечением занятости населения, увеличением доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства государство проводит соответствующую политику посредством реализации правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер.

Формами реализации данных мер выступают:

А. Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам данных субъектов.

Пример

Так, согласно ст. 78 БК субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление средств в качестве финансовой поддержки направлено на реализацию определенных целей. Нарушение целевого использования средств влечет за собой необходимость возврата предоставленного имущества.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 10.12.2012 № ВАС-16439/12 по делу № А67-2857/2011 указано на обязанность ответчика о возврате в областной бюджет суммы субсидии, израсходованной не по целевому назначению.

Б. Имущественная поддержка состоит в передаче на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях государственного или муниципального имущества. Таким имуществом могут быть основные и оборотные средства.

Данная поддержка имеет определенные условия:

  • - использовать имущество возможно только по целевому назначению;
  • - установлен запрет на распоряжение полученным имуществом путем продажи, передачи в залог, уступки права на имущество, в том числе путем внесения в качестве вклада в уставный капитал иных хозяйствующих субъектов;
  • - минимальный срок предоставления имущества на основании договора должен быть не менее пяти лет.

Данные права на получение имущественной поддержки защищаются в судебном порядке.

Судебная практика

В определении ВС РФ от 07.10.2014 по делу № 305-ЭС14-101, А41- 46038/13 указано на то, что действия администрации после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по закреплению за созданным ею муниципальным учреждением спорного имущества нарушают права и законные интересы общества, отнесенного к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» и препятствуют реализации его преимущественного права на выкуй помещения.

В. Информационная поддержка осуществляется путем формирования официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет, других информационно-телекоммуникационных сетях, создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем. Владельцами данных систем и сайтов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанные информационно-телекоммуникационные сети и системы должны содержать информацию (экономическую, правовую, статистическую, производственно-технологическую и иную), необходимую для успешного осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, например о государственном п муниципальном имуществе, переданном указанным субъектам.

Г. Консультационная поддержка как путем непосредственного консультирования соответствующими организациями, созданными органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и посредством возмещения затрат на оплату консультационных услуг.

Для реализации указанных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства формируется система коммерческих и некоммерческих организаций (инфраструктура), целью создания которых в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства различного уровня.

Кроме общей поддержки, оказываемой в отношении всех субъектов малого и среднего предпринимательства, выделяют также поддержку в соответствующих областях производства.

Пример

В области инноваций и промышленного производства поддержка осуществляется путем содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений; а в области ремесленной деятельности - посредством создания палаты ремесел, центров ремесел и обеспечения их деятельности.