Семь основных инструментов контроля качества. Семь инструментов управления качеством

К семи новым инструментам контроля качества продукции относятся:

– диаграмма сродства

– диаграмма зависимостей

–системная (древовидная) диаграмма

– матричная диаграмма

– стрелочная диаграмма

– диаграмма планирования оценки процесса

– анализ матричных данных

– схема потока

Диаграмма сродства:

Цель метода – Систематизация и упорядочение идей, потребительских требований или мнений членов групп, высказанных в связи с решением какой-либо проблемы.

Диаграмма сродства обеспечивает общее планирование. Это творческий инструмент, который помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями, путем сбора из разных источников бессистемно изложенных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной близости).

План действий

1. Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

2. Сформулировать вопрос или проблему в виде развернутого предложения.

3. Провести "мозговую атаку", связную с основными причинами существования проблемы или ответов на поставленные вопросы.

4. Зафиксировать все высказывания на карточках, сгруппировать родственные данные по направлениям и присвоить заголовки каждой группе. Попробовать объединить какие-либо из них под общим заголовком, создавая иерархию.

1. При формулировании темы для обсуждения использовать "правило 7 плюс или минус 2". Предложение должно иметь не менее 5 и не более 9 слов, включая глагол и существительное.

2. При проведении "мозговой атаки" использовать стандартную методику.

3. Каждая формулировка записывается на отдельную карточку.

4. Если карточка может быть отнесена больше чем к одной группировке, следует сделать копии.

Карточки, не вошедшие ни в какую группировку, составляют остаток. Как правило, это 4 или 5 карточек.

Дополнительная информация:

Диаграмма сродства используется в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями.



Диаграмму сродства следует применять, главным образом, когда:

· необходимо систематизировать большое количество информации (различных идей, разных точек зрения и т. д.);

· ответ или решение не всем абсолютно очевиден;

· принятие решения требует согласия среди членов команды (а воз- можно, и среди других заинтересованных лиц), чтобы эффективно работать.

Достоинства метода

Раскрывает родство между различными частями информации.

Процедура создания диаграммы сродства позволяет членам команды выйти за рамки привычного мышления и способствует реализации творческого потенциала команды.

Недостатки метода

При наличии большого числа объектов (начиная с нескольких десятков) инструменты творчества, в основе которых лежат ассоциативные способности человека, уступают инструментам логического анализа.

Диаграмма сродства – первый из инструментов среди семи методов управления качеством, который способствует выяснению более точного понимания проблемы и позволяет выявлять основные нарушения процесса путем сбора, обобщения и анализа большого числа устных данных на основе родственных (близких) отношений между каждым элементом.

Ожидаемый результат

Новое понимание требований и проблемных вопросов, и новые решения старых проблем.

Эта диаграмма служит для определения причин нарушения процесса и их систематизации для облегчения поиска мер, направленных на их исключение. Например, важной задачей является нахождение правильных методов осуществления научных исследований и разработок с учетом условий, складывающихся в современном обществе в «эпоху высокоэффективных технологий». При этом важным оказывается вопрос, как изменить существующую систему обеспечения качества, чтобы она соответствовала новым требованиям. Каждая такая тема характеризуется множеством словесных данных. Диаграмма сродства представляет собой метод систематизации основных проблем, требующих решения, подобранных по принципу сродства того количества словесных данных, которое относится к этим проблемам.

Диаграмма взаимосвязей.

Эта диаграмма составляется для того, чтобы проблемам, требующим разрешения, зафиксированным в диаграмме сродства, поставить в соответствие основные причины, вызвавшие их появление, например, диаграмма зависимостей, указывающая причины несовпадения параметров опытных образцов изделия по его проекту.

На диаграмме, показанной на рисунке 8.2 приведено 30 факторов, которые рассматриваются как первичные и вторичные причины несовпадения: зависимости между ними показаны стрелками. Классификация этих причин по важности осуществляется с учетом используемой технологии, числовых данных, характеризующих причины и т.д.

Чтобы оценить значимость взаимного влияния подсчитывают количество входящих и выходящих стрелок на каждом факторе.


Древовидная диаграмма.

Диаграмма дерева исследует все возможные причины на основании множества последовательных шагов.

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения. Как правило, иерархические структуры типа «дерево». Применяется для анализа возможности решения некоторой сложной проблемы.

Анализ может осуществляться в разных аспектах, например, для:

Выявления тех подпроблем, совокупность которых отражает сущность сложной исходной проблемы (в этом случае дерево представляет собой дерево проблем);

Определения набора средств, с помощью которых может быть обеспечено решение исходной проблемы (дерево становится деревом средств или деревом мероприятий);

Обозначения или иерархического упорядочения тех целей, для достижения которых выполняется некоторый проект или программа (дерево целей);

Выбора оптимального набора средств, обеспечивающих решение исходной сложной проблемы (дерево решений);

Распространения ресурсов (например, финансовых), выделяемых для решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево относительных важностей);

Прогнозирование возможности решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево прогнозов).

Применяются и другие виды деревьев: дерево свойств, дерево показателей, дерево классификационное, дерево дефектов, дерево полезностей, дерево функций, дерево взаимосвязей, дерево ресурсов.

Практически все перечисленные выше виды деревьев могут рассматриваться как частные случаи дерева проблем. Поскольку оно наиболее часто используется на практике, последующий материал будет излагаться на наиболее часто встречающемся дереве проблем.

Кроме сложных и простых в дереве свойств могут присутствовать так называемые квазипростые свойства. Это свойства, которые в силу того, что они являются сложными, могут быть разделены на группы менее сложных, однако нет необходимости подвергать их такому делению, поскольку известна функциональная или корреляционная зависимость между таким сложным свойством и группой менее сложных свойств.

В дереве свойств качество, как наиболее сложное свойство рассматривается в виде ствола дерева, который условно считают расположенным в 0-м ярусе дерева (рисунок 8.3). Это сложное свойство делится на менее сложные свойства, каждое из которых, в свою очередь, делится на еще менее сложные и т.д. Причем свойства более низкого (К-1)-го яруса являются обобщающимися для соответствующих свойств последующего К-го яруса (К=1,2,…m, где m – номер самого высокого (последнего) яруса дерева свойств).

При построении (синтезе) деревьев в системном анализе, исследовании операций, чаще всего используют так называемое нижестороннее дерево (т.е. дерево, растущее вниз (рисунок 8.4 а)). Реже верхнестороннее дерево (рисунок 8.4 б) или правостороннее (растущее слева направо рисунок 8.4 в). Совсем редко применяют левосторонее (т.е. растущее влево рисунок 8.4 г).

На практике применяются три основные формы изображения дерева: табличная форма (рисунок 8.5 а), дающая возможность компактно (но не совсем наглядно) изобразить взаимосвязи элементов дерева и две так называемые графовые формы, менее компактные по сравнению с табличной, но обеспечивающие лучшую наглядность. Эти разновидности графовых форм: строгая графовая форма рисунок 8.5 б) и нестрогая графовая форма (рисунок 8.4 а-г).

Строгая графовая форма используется чаще всего в прогнозировании и исследовании операций.

Правила, регламентирующие выбор типа дерева:

Полное дерево при применении точного метода решения задачи (решение задачи количественного сравнения двух объектов по их качеству с минимальной погрешностью);

Усеченное дерево при применении шкалы рангов (если количественные результаты сравнения объектов по качеству допустимо выразить в шкале рангов).

Неполное дерево при применении упрощенного метода решения задачи.

Каждое свойство, входящее в группу свойств должно быть необходимым для адекватного описания связанного с этой группой сложного свойства, расположенного на дереве свойств на один ярус ниже, и, одновременно, количество этих свойств должно быть достаточным для обеспечения выше адекватного описания.

Число свойств в группе должно быть минимальным, не более семи-девяти.

Правильное построение дерева – важное условие, в решающей степени влияющее на достоверность получаемой при оценивании качества объекта информации.

Предположим, что фактор «много бракованных деталей, получаемых по внешнему заказу» на диаграмме зависимостей является наиболее важным фактором. В этом случае проблемой, требующей решения, будет «Снижение брака деталей, получаемых по внешнему заказу». Меры, применяемые для решения возникшей проблемы, выбираются с учетом самых разных факторов, таких как руководство фирмой, на которой размещен заказ, уровень техники на фирме-заказчике, уровень техники контроля и т.д.

На рисунке 8.6 приведена древовидная диаграмма, в которой систематизированы меры, с помощью которых планируется распространение на фирме «семи новых инструментов контроля качества», для успешного осуществления плана внедрения всеобщего контроля качества.

В правой части диаграммы обычно приводится оценка мер по их важности и подробное пояснение способа выполнения намеченной меры.


Матричная диаграмма.

В матричной диаграмме подобно «дому качества» из «голоса заказчика» противопоставляются требования к продукции с точки зрения заказчика и с точки зрения продавца. В отдельных клеточках матрицы оценивается взаимовлияние.

Эта диаграмма выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также степень взаимных зависимостей этих факторов, причин их возникновения и мер по их устранению. На рисунке 8.7 приведена наиболее часто используемая Т-образная матричная диаграмма. На диаграмме приведены различные факторы, ухудшающие внешний вид определенных изделий, вызывающие их причины, а также процесс, являющийся причиной их возникновения. Расположение данных по трем направлениям образует Т-образную матричную диаграмму. Степень важности показана специальным, заранее оговоренным значком. Желательно, чтобы данные в клетках, расположенных на пересечении осей, были представлены в процентах появления брака. На основании приведенных данных можно решить, часто ли возникает отклонение от требуемого уровня качества, выраженное в том или ином явлении, какая причина оказывается наиболее важной в возникновении этого отклонения, какой процесс оказался источником этого отклонения и т.д. Таким образом, эта диаграмма дает возможность определить меры для уменьшения отклонения от требуемого уровня качества изделия, т.е. для уменьшения процента брака.


Стрелочная диаграмма.

Стрелочная диаграмма используется на этапе составления оптимальных планов тех или иных мероприятий после того, как определены проблемы, требующие решения, намечены необходимые меры, определены сроки и размечен ход осуществления запланированных мер, т.е. после составления первых четырех диаграмм. На рисунке 8.8 приведена стрелочная диаграмма плана подготовки 1-й конференции членов кружков качества на фирме.

Стрелочная диаграмма наглядно показывает взаимозависимость процессов и событий.

Как видно из диаграммы, для подготовки требуется 48 дней. На диаграмме показан порядок осуществления мероприятий, представлены параллельные операции. В случае если 48 дней окажется слишком много по отношению к намеченному сроку открытия конференции, план необходимо скорректировать. Для этого следует оптимизировать программу подготовки: добавить параллельные операции, сократить сроки, отведенные на те или иные операции, и т.д.


65.Диаграмма планирования осуществления процессов.

Как и при анализе FMEA при осуществлении отдельных шагов уже заранее исследуются потенциальные препятствия и определяются соответствующие контрмеры.

Эта диаграмма применяется для оценки сроков и правильности осуществления программы и возможности корректирования тех или иных мероприятий в ходе их выполнения в соответствии со стрелочной диаграммой в случаях решения сложных проблем в области научных разработок, в области производства при хроническом появлении брака, при получении крупных заказов со стороны и т.д. В этом случае вначале составляют программу и, если на промежуточных этапах ее реализации возникнут отклонения от намеченных пунктов, сосредотачивают внимание на мероприятиях, приводящих процесс в соответствие с программой. В тех случаях, когда в ходе выполнения программы складывается непредвиденная ситуация, которую совершенно нельзя было учесть заранее, необходимо составить новую программу, лишенную прежних недостатков.

В работах по корректированию процесса должны участвовать не только непосредственные исполнители, но и другие лица и подразделения, имеющие отношение к этой области. Это позволяет не упустить время и добиться наибольшего эффекта в реализации планов. На рисунке 8.9 приведен пример диаграммы PDPC, которая была использована при осуществлении одной из задач в области научных разработок.


Матрица приоритетов.

Это метод представления в нескольких двухмерных плоскостях. Анализ матричных данных соответствует методу анализа составляющих, типичным примером которого является метод многофакторного анализа.

Пусть, например, требуется определить 234 числовых данных, относящихся к 9 факторам, на которых может сказываться брак, для 26 видов изделий, изготавливаемых литьем по корковым формам, с целью снижения брака (таблица 8.1).

Результаты анализа этих данных представлены на рисунке 8.10. Разными по размеру черными кружками на рисунке показан процент брака для отдельных видов изделий.

Результат анализа показал, что к составляющим первого порядка важности относятся такие факторы, как вес, площадь заглушки, отношение веса к площади заглушки, диаметр выводной трубки, а к составляющим второго порядка важности – расход материала на единицу готовой продукции, форма.

Таблица 8.1 – Исходные данные для анализа матричных данных

Факторы Изделия

Из рисунка 8.10 можно сделать вывод, что процент брака высок для факторов первого порядка важности, матричные данные для которых оказались в отрицательных плоскостях. После проведения специальных мероприятий, направленных на снижение брака, процесс производства был стабилизирован.

Каждый из семи инструментов можно применять по одному, но они построены таким образом, что взаимодействуют, и из этого складывается дополнительная польза (рисунок 8.11).


67.Математическое планирование эксперимента.

Рассмотренные семь инструментов контроля качества предназначены для анализа количественных данных о качестве. Они позволяют достаточно простыми, но в то же время научно-обоснованными методами решать 95% проблем анализа и управления качеством в разных областях. Они используют приемы в основном математической статистики, доступны всем участникам процесса производства и применяются практически на всех этапах жизненного цикла продукции.

Однако при создании нового продукта не все факторы имеют численную природу. Существуют факторы, которые поддаются лишь словесному описанию. Учет этих факторов составляет примерно 5% проблем в области качества. Эти проблемы возникают в основном в области управления процессами, системами, коллективами, и при их решении наряду со статистическими методами необходимо использовать результаты операционного анализа, теорию оптимизации, психологию и др.

Союз японских ученых и инженеров JUSE (Union of Japanese Scientists and Engineers) на базе этих наук разработал очень мощный и полезный набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе указанных факторов. Эти инструменты получили название «Семь новых инструментов контроля качества». К ним относятся:

  • диаграмма сродства;
  • диаграмма (график) взаимосвязей;
  • древовидная (системная) диаграмма (дерево решений);
  • матричная диаграмма или таблица качества;
  • стрелочная диаграмма;
  • диаграмма процесса осуществления программы (планирования осуществления процесса);
  • матрица приоритетов (анализ матричных данных).

Диаграммы сродства используют для классификации идей (причин, показателей, проблем, последствий и т.п.) на группы, объединенные общим характером, природой этих идей.

Чтобы определить причины проблемы рабочая группа методом «мозгового штурма» выявляет возможные причины, которые собираются в виде разрозненных данных.

Систематизируют идеи, имеющие общую направленность по группам. Эту работу выполняют без дискуссий. Названия общим признакам не присваиваются.

Если имеется сходство между некоторыми группами, их можно объединить в одну большую группу. На этом этапе в процессе общей дискуссии согласовывается состав групп, некоторые идеи переформулируются, объединяются или дифференцируются. Отдельные данные могут быть перенесены в другие группы. Выявляем общий признак для каждой группы.

Пересматривают состав данных каждой группы, формируют название групп и окончательный вариант обобщающего признака.

Наглядность и простота представления данных, которые дает диаграмма сродства, является ее бесспорным преимуществом.

Но недостаток у диаграммы также существенный - это субъективность распределения данных по родственным признакам. Наиболее серьезно этот недостаток проявляется при индивидуальной работе. Метод «мозгового штурма» и командная работа несколько снижают субъективность, но не исключают ее.

Диаграмма взаимосвязей предназначена для ранжирования родственных факторов (условий, причин, показателей и др.) по силе связности между ними. Диаграмма взаимосвязей служит инструментом выявления внутри каждой группы наиболее важных, приоритетных факторов. Выводы при этом делаются на основе экспертных оценок в процессе «мозгового штурма».

  • 1) запишите каждую проблему на отдельном листке и прикрепите листки по кругу на плакате;
  • 2) начните с верхнего листка и, двигаясь по часовой стрелке, задайте вопрос: «Имеется ли между этими двумя событиями связь?». Если имеется, тогда спросите: «Какое событие вызывает другое или является причиной возникновения другого события?»;
  • 3) нарисуйте стрелку между двумя событиями, показывая направление влияния;
  • 4) после выявления взаимосвязей между всеми событиями подсчитайте число стрелок, исходящих из каждого и входящих в каждое событие.

Событие с наибольшим числом исходящих стрелок является исходным. Команда обычно выделяет два или три исходных события, которые она должна обсудить, чтобы решить, на каком из них следует сконцентрировать усилия в первую очередь. При этом учитываются различные факторы, например, имеющиеся у организации ограничения, ресурсы, опыт.

Древовидная диаграмма. После определения с помощью диаграммы взаимосвязей наиболее важных проблем, характеристик и т.п. с помощью древовидной диаграммы ищут методы решения этих проблем, обеспечения характеристик продукции и т.п.

При поиске причин возникновения проблемы используют метод «почему-почему». Участники команды, которая занимается решением проблемы, задают вопрос: «Почему она возникла?» - и получают список причин первого уровня. Затем вопрос «Почему?» адресуют каждой причине первого уровня и получают список причин второго уровня и т.д. Взаимосвязи между проблемой (характеристикой и др.) и ее причинами различного уровня изображают в виде многоступенчатой древовидной структуры. Принципиальная схема такой диаграммы показана на рис. 8.22.

Рис. 8.22.

Преимущества древовидной диаграммы связаны с наглядностью и простотой ее применения и понимания. Кроме того, древовидная диаграмма может легко сочетаться с другими инструментами качества, дополняя их.

К недостаткам данного инструмента можно отнести субъективность расположения элементов на том или ином уровне детализации (особенно если выполняется индивидуальная работа).

Матричная диаграмма позволяет наглядно представить взаимосвязи между различными факторами и степень их тесноты. Анализу подвергают проблемы в области качества и причины их появления, проблемы и способы их устранения, потребительские свойства продукции, их инженерные характеристики, свойства изделия и его комплектующих, характеристики эффективности работы организации и элементы системы менеджмента качества и др.

Матричная диаграмма, показанная на рис. 8.23, наиболее распространена. Она называется /.-формой, представляет взаимосвязи между двумя группами факторов, широко используется при структурировании функции качества и поэтому имеет название таблицы качества. Информация о степени тесноты взаимосвязи между различными факторами, представленная с помощью специальных символов, позволяет с большей точностью выполнить моделирование этих взаимосвязей и более эффективно управлять различными факторами и процессами.


Рис. 8.23. а ь а 2 , ..., й, и Ь 2 , ..., Ь, - компоненты исследуемых объектов А и В, которые характеризуются различной теснотой связей

Стрелочная диаграмма. После предварительного анализа проблемы и способов ее решения составляется план работ по решению проблемы, например, по созданию продукта. План должен содержать все этапы работ и информацию об их продолжительности. Для облегчения разработки и контроля плана работ путем повышения его наглядности используется стрелочная диаграмма. Стрелочная диаграмма может иметь вид либо диаграммы Ганта, либо сетевого графа.

На рисунке 8.24 приведены порядок и сроки выполнения работ по возведению дома «под ключ» в течение 12 месяцев, представленных в виде диаграммы Ганта .

Сетевой граф по выполнению той же самой работы приведен на рис. 8.25. Цифры, стоящие в узлах графа, соответствуют порядковому номеру операции, приведенной на рис. 8.24. При этом конечная операция, соответствующая «конечной инспекции и сдаче дома», на рис. 8.25 разбита на две операции: 11 - конечная инспекция и 12 - сдача дома. Цифры, стоящие под стрелками сетевого графа, соответствуют продолжительности (числу месяцев) выполнения операции, номер которой указан в узле графа, из которого исходит стрелка.


Рис. 8.24.


Рис. 8.25.

Диаграмма планирования осуществления процесса PDPC (Process Decision Program Chart ) применяется для планирования, оценки сроков выполнения сложных процессов в области научных исследований, производства новой продукции, решения задач менеджмента со многими неизвестными, когда необходимо предусмотреть различные варианты решений, возможности корректировки программы работ. В этом случае вначале составляют программу и, если на промежуточных этапах ее реализации возникнут отклонения от намеченных пунктов, сосредотачивают внимание на мероприятия, приводящих процесс в соответствие с программой. Когда в ходе выполнения программы складывается непредвиденная ситуация, которую совершенно нельзя было учесть заранее, необходимо составить новую программу, лишенную прежних недостатков.

На рисунке 8.26 показан пример PDPC - диаграммы планирования осуществления процесса выбора и контроля поставщиков.

Преимущества, которые дает диаграмма принятия решений, очевидны. С ее помощью на плане исполнения работ можно видеть возможные риски и выбирать то или иное корректирующее действие с целью снижения этих рисков. К недостаткам этого инструмента качества можно отнести большую трудоемкость, если план имеет существенное количество задач.

Матрица приоритетов - это инструмент, с помощью которого можно ранжировать по степени важности данные и информацию, полученную в результате мозгового штурма или матричных диаграмм. Ее применение позволяет выявить важные данные в ситуации, когда нет объективных критериев для определения их значимости, или, когда люди, вовлеченные в процесс принятия решения, имеют различные мнения по поводу приоритетности данных. Основное назначение матрицы приоритетов - это распределение различных наборов элементов в порядке значимости, а также установление относительной важности между элементами за счет числовых значений.

Матрица приоритетов может быть построена тремя способами. Варианты построения зависят от метода определения критериев, по которым оценивается приоритетность данных - аналитический метод, метод определения критериев на основе консенсуса и матричный метод.

Аналитический метод применяется, когда относительно невелико число критериев (не больше 6), необходимо получить полное согласие всех экспертов, принимающих участие в оценке, число экспертов не превышает восемь человек, возможны большие потери в случае ошибки с расстановкой приоритетов.

Метод определения критериев на основе консенсуса применяется, когда число экспертов составляет более восьми человек, существует значительное число критериев (от 6 до 15), имеется большое число ранжируемых данных (порядка 10-20 элементов).

Рис. 8.26.

поставщиков

Матричный метод применяется в основном, когда между ранжируемыми элементами есть сильная взаимосвязь, а нахождение элемента с наибольшим влиянием является критичным для решения поставленной задачи.

Порядок действий, по которым строится матрица приоритетов для всех трех вариантов в основном одинаковый. Различия заключаются в определении значимости критериев.

Матрица приоритетов строится в следующем порядке.

  • 1. Определяется основная цель, ради которой строится матрица приоритетов.
  • 2. Формируется команда экспертов, которая будет работать над поставленной задачей. Эксперты должны понимать область решаемой проблемы и иметь представление о методах коллективной работы (например, о методе мозгового штурма, методе «дельфи»).
  • 3. Составляется список возможных решений поставленной проблемы. Список может быть составлен за счет применения других инструментов качества, например, мозгового штурма, диаграммы Иси- кавы и пр.
  • 4. Определяется состав критериев. Изначально, он может быть достаточно большим. Матрица приоритетов будет включать в себя только часть этих критериев, так как в дальнейшем он сократится за счет выбора наиболее важных и существенных.
  • 5. Назначается весовой коэффициент для каждого критерия. Назначение весового коэффициента производится в зависимости от выбранного метода.

Для аналитического метода:

  • устанавливается рейтинговая шкала для каждого критерия;
  • для каждого числового значения шкалы дается определение значимости. Для того чтобы различия в весовых коэффициентах были более заметны, обычно применяют шкалу с числовыми значениями 1-3-9, где 1 - малая значимость, 3 - средняя значимость, 9 - большая значимость.

Для метода консенсуса:

  • устанавливается некоторое количество баллов, которые эксперты должны распределить между критериями. Количество баллов должно быть не меньше числа критериев;
  • каждый из экспертов распределяет назначенные баллы между критериями;
  • определяется суммарное число баллов по каждому из критериев. Это значение и будет являться весовым коэффициентом каждого из критериев.

Для матричного метода:

  • критерии располагаются в виде /.-матрицы;
  • устанавливается шкала для попарного сравнения критериев (например, «О» - критерий А менее значим, чем критерий Б; «1» - критерий А и критерий Б равнозначны; «2» - критерий А более значим, чем критерий Б);
  • проводится попарное сравнение всех критериев;
  • определяется весовой коэффициент каждого критерия (весовой коэффициент подсчитывается как сумма всех значений в строке матрицы).
  • 6. Отбираются наиболее значимые критерии. Это можно сделать, отбросив критерии с наименьшими значениями весовых коэффициентов. Если же количество критериев не велико, то для дальнейшей работы могут быть сохранены все критерии.
  • 7. Устанавливается метод подсчета значимости каждого из решений матрицы приоритетов (определены на шаге 3) на основе выбранных критериев (определены на шаге 6).
  • 8. Проводится оценка каждого решения по отношению к каждому критерию.
  • 9. Оценка перемножается на весовой коэффициент соответствующего критерия. Полученные значения суммируются по каждому из решений, что дает окончательную оценку приоритетности решений. Итоговая оценка, которую содержит матрица приоритетов, может быть оставлена как есть, или переведена в проценты.
  • 10. Полученный список решений сортируется по порядку приоритетности. В случае необходимости приоритетность решений может быть представлена в виде диаграммы Парето.

Пример 8.2

Построить матрицу приоритетов.

  • 1. Определяем цель составления матрицы приоритетов: уменьшить количество дефектов в изделии.
  • 2. Формируем команду экспертов: для примера состав команды экспертов будет состоять из троих человек. Каждый из них знаком с методом выработки решений на основе мозгового штурма.
  • 3. Составляем список возможных решений проблемы (сформированный командой экспертов):
    • изменить технологию изготовления;
    • провести обучение мастеров;
    • изменить конструкцию изделия.
  • 4. Определяем состав критериев (состав критериев для оценки приоритетности решений):
    • требуется не более 100 чел./ч на реализацию решения;
    • низкая стоимость реализации решения;
    • количество вовлекаемого персонала не более 50 человек;
    • снижение затрат на брак не менее чем в 1,5 раза.
  • 5. Назначаем весовой коэффициент для каждого критерия. Рассмотрим назначение критериев для каждого из трех методов - аналитического, метода консенсуса и матричного метода.

Для аналитического метода

Для метода консенсуса устанавливаем, что каждый эксперт может распределить между критериями 4 балла.

Для матричного метода

Окончание

  • 6. Определяем наиболее значимые критерии: так как количество выбранных для примера критериев составляет всего 4, то оставляем все критерии.
  • 7. Выбираем метод подсчета значимости каждого из предложенных ранее (на шаге 3) решений. Для определения значимости воспользуемся шкалой 1-3-9, где 9 - наиболее значимое решение, 3 - значимое решение, 1 - малозначимое решение.
  • 8. Проведем оценку значимости каждого решения по отношению к каждому критерию: для оценки значимости решений воспользуемся аналитическим методом. Весовые коэффициенты критериев определены на шаге 5.

Решение

Критерий

Требуется не более 100 чел./ч на реализацию решения

Низкая

стоимость

реализации

решения

Количество вовлекаемого персонала не более 50 человек

Снижение затрат на брак не менее чем в 1,5 раза

Весовой коэффициент 3

Весовой коэффициент 9

Весовой коэффициент 1

Весовой коэффициент 9

Изменить технологию изготовления

Увеличить число точек контроля

Провести обучение мастеров

Изменить конструкцию изделия

9. Определяем приоритетность каждого решения: оценка каждого решения перемножается на весовой коэффициент каждого критерия и значения суммируются.

Критерий

Требуется не более 100 чел./ч на реализацию решения

стоимость

реализации

Количество вовлекаемого персонала не более 50 человек

Снижение затрат на брак не менее чем в 1,5 раза

коэффициент

коэффициент

коэффициент

коэффициент

Изменить

технологию

изготовления

Увеличить число точек контроля

Провести

обучение

мастеров

Изменить

конструкцию

  • 10. Распределяем решения по порядку приоритетности:
    • провести обучение мастеров - 118;
    • изменить технологию изготовления - 100;
    • увеличить число точек контроля - 90;
    • изменить конструкцию изделия - 72.

Матрица приоритетов по сравнению с другими метода ранжирования дает возможность более объективно оценить значимость данных и установить величину этой значимости.

Вместе с тем очевиден и недостаток этого инструмента качества - он весьма трудоемкий, особенно когда необходимо провести ранжирование большого количества данных по большому количеству критериев.

Эти семь новых инструментов должны дополнять другие широко применяемые статистические методы контроля качества. Важно именно совместное применение уже известных методов контроля качества и семи новых инструментов контроля качества.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Охарактеризуйте особенности статистических методов контроля качества.
  • 2. Перечислите виды контрольных карт для статистического регулирования технологических процессов.
  • 3. В чем отличие контроля по количественному признаку от контроля по альтернативному признаку?
  • 4. Укажите порядок построения контрольной карты.
  • 5. Каким образом проводят интерпретацию полученных данных на контрольной карте?
  • 6. Нарисуйте пример контрольной карты и объясните назначение всех линий на карте.
  • 7. Как управлять технологическим процессом с помощью контрольных карт?
  • 8. Что такое индекс воспроизводимости и что он отражает?
  • 9. Какой контроль качества называется выборочным?
  • 10. Приведите схему уровней дефектности. Чем они отличаются?
  • 11. Что такое план выборочного контроля?
  • 12. Чем отличается риск поставщика и риск потребителя при выборочном контроле продукции?
  • 13. Приведите схему одноступенчатого и двухступенчатого планов контроля. Поясните порядок их реализации.
  • 14. Что такое оперативная характеристика плана выборочного контроля?
  • 15. Когда и с какой целью применяются «семь инструментов» контроля качества?
  • 16. Когда и с какой целью применяются семь новых инструментов контроля качества?
  • 17. Охарактеризуйте метод расслаивания или стратификации. С какой целью он применяется в управлении качеством?
  • 18. Какие виды графиков вы знаете? С какой целью они применяется в управлении качеством?
  • 19. Охарактеризуйте диаграмму Парето. С какой целью она применяется в управлении качеством?
  • 20. Охарактеризуйте причинно-следственную диаграмму. С какой целью она применяется в управлении качеством?
  • 21. Охарактеризуйте контрольный лист и гистограмму. С какой целью они применяются в управлении качеством?
  • 22. Охарактеризуйте диаграмму разброса. С какой целью она применяется в управлении качеством?
  • 23. Охарактеризуйте применяемые в управлении качеством диаграммы: сродства, взаимосвязей, древовидную, матричную, стрелочную, диаграмму процесса, матрицу приоритетов. С какой целью они применяются в управлении качеством?

Семь новых инструментов управления качеством

Древовидная диаграмма;

Линейная(стрелочная) диаграмма;

Матричная диаграмма;

Метод мозгового штурма;

Карта технологического процесса;

«Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных (описательных) данных. Применение этих инструментов особенно эффективно, когда их используют как методы наиболее полной реализации планов на основе системного подхода в условиях сотрудничества всего коллектива предприятия.

Цель работы: рассмотреть сущность и применение семи новых инструментов управления качеством;

Задачи: рассмотреть:

диаграмму родственных связей;

диаграмму отношений;

древовидную диаграмму;

линейную(стрелочную) диаграмму;

матричную диаграмму;

метод мозгового штурма;

карту технологического процесса

ДИАГРАММА СРОДСТВА

Применение

Диаграмма сродства -- метод, позволяющий выявить основные нарушения процессе путем объединения родственных устных данных. Этот метод иногда называют KJ-методом (по имени ее основоположника -- японского ученого Джиро Кавакита (Jiro Kawakita). Этот метод - творческое средство организации больших количеств устных данных таких, как идеи, пожелания потребителей или мнения групп, участвующих в обсуждаемой проблеме, теме и т.п.) в группы на основе естественных взаимосвязей между каждой идеей (темой) для определения этих тематических групп. Это в основном творческий, а не логический метод.

Самым большим препятствием для планирования улучшения является прежний успех или неудачи. Мы предполагаем, что-то, что срабатывало или не срабатывало прежде, будет действовать таким же образом и в будущем. Тем самым мы сохраняем образ мышления, который может оказаться подходящим, но в равной степени и не подходящим. Постоянное совершенствование требует новых логических моделей.

Описание

Диаграмма сродства является очень хорошим способом, помогающим группе людей достичь творческого уровня в отличие от интеллектуального подхода. Этот метод помогает также успешно организовать эти новые творческие идеи для последующей работы с ними, течение 30-45 минут обсуждающая группа может "выдать" и организовать более 100 идей или тем. Нетрудно представить, какое время это бы заняло при использовании традиционного процесса обсуждения. Кроме того, что этот метод является эффективным, он еще и обеспечивает истинное участие каждого, поскольку все идеи находят свое место в этом процессе. В этом отличие от большинства других дискуссий, где многие идеи теряются и, таким образом, не обсуждаются.

Лучший способ понять Диаграмму Сродства - изучить ее происхождение. Она б создана в 60-х гг., как аналитический метод японским антропологом Джиро Кавакито, корый исследовал большое количество различных обществ и организаций. Он делал очень подробные заметки для последующего анализа. Когда это время настало, он обнаружил огромное количество информации, которая не была никаким образом связана между собой: также не подпадала под прежние теории. Кавакито создал т.н. метод KJ для достижения двух важных целей:

1) Эффективная обработка большого количества информации

2) Определение новых моделей информации для последующего более тщательного изучения.

Некоторые ситуации для использования этого метода являются более естественными чем другие. Наиболее "чистые" ситуации:

Факты или мысли находятся в хаосе. Когда темы кажутся слишком обширными сложными для понимания;

Необходимо преодоление традиционных подходов. Когда единственными решениями являются только старые решения, попробуйте Диаграмму сродства.

3) Групповая поддержка решений необходима для последующей их реализации.

требует быстрого решения.

Процедура

1. Создание команды.

Наиболее эффективно работает группа, которая обладает знаниями, необходимыми для раскрытия различных измерений данного вопроса. Хорошо также, если команда уже работала раньше вместе. Но это не является необходимым условием. Наоборот, можно включить в группу того, кто никогда прежде не работал вместе. Иными словами, старайтесь включать в группу людей по мере необходимости. В группе должно быть 5-6 участников.

2. Формулирование обсуждаемой темы

Для начала тема формулируется очень широко. Например, "Что может нам помочь, для того, чтобы заручиться поддержкой высшего руководства?" Не должно быть иной формулировки, чем эта, иначе группа скатится на "привычные позиции". После того, как все согласились с темой, напишите ее наверху листа бумаги большого формата/на доске, чтобы все в группе могли это видеть.

3. Формулирование и запись идей

Идеи должны формулироваться с использованием традиционных принципов мозгового штурма:

не критиковать никакие идеи

сосредоточиться на формулировании большого количества идей за короткое время

поощрять участие каждого

Идеи должны быть записаны точно так, как они были высказаны, а не перефразированы записывающим.

Ответы должны быть записаны на маленьких карточках (одна идея на одну карточку).

Примечания

1) Все идеи должны размещаться на большой доске для осуществления постоянного контроля за всеми идеями.

2) Необходимо настаивать на том, чтобы все формулировки были короткими (не более 5-7 слов). С другой стороны, необходимо избегать формулировок в 1-2 слова, потому что их легко неправильно истолковать.

3) Каждое утверждение должно иметь существительное и глагол.

4) Размер написанных утверждений должен быть достаточно большим, чтобы можно было прочитать с расстояния 1-1,5 метра.

4. Перемещение заполненных карточек

Команда должна смешать карточки и разложить их в случайном порядке.

5. Организация карточек в группы по сродству

На этом этапе карточки должны быть организованы с участием всей команды или назначенного лица. Это должно происходить в тишине.

Примечания

1) Хотя один человек может проделать эту работу, но в таком случае теряется пре-имущество взаимодействия различных точек зрения, мнений и взглядов. Поэтому рекомендуется групповой подход. Посмотрите на две карточки, которые кажутся каким-то образом связанными друг с другом. Отложите их в сторону. Посмотрите на другие карточки, которые не связаны ни друг с другом, ни с двумя предыдущими карточками. Повторите этот процесс до тех пор, пока вы не разложите все карточки в 6-10 групп. Не старайтесь втиснуть одиночные карточки в те группы, в которые они не подходят. Эти карточки ("одиночки") могут стать началом новых групп или же никогда не найти свой "дом".

2) Необходимо поощрять участников группы реагировать на то, что они видят. Многие руководители стремятся структурировать все карточки наподобие шахмат и разложить все на заранее приготовленные места. В Диаграмме скорость, а не интеллект играет главную роль. Это процесс высокой энергии, а не интеллектуальная игра.

Несогласие относительно положения карточки должны решаться просто и не дипломатически: если вам не нравится, где находится карточка, переместите ее! Это не только ускоряет процедуру, но также дает возможность не согласиться с начальником и просто переложить его карточку.

Участники должны избегать неосознанного сортирования карточек в "безопасные* известные категории. Надо стараться создавать новые группы из имеющегося хаоса карточек.

6. Выделение ведущих карточек

Найдите в каждой группе карточку, которая выражает главную идею, связывающую все остальные карточки вместе. Это и будет ведущая карточка, которая помещается над каждой группой. Часто такие карточки не существуют. В таких случаях ее нужно создать.

Примечания

1) Ведущие карточки должны быть очень краткими. Они должны в трех-пяти словах выражать существо каждой группы.

Представьте, что все подробные карточки под ведущей будут убраны, все, что останется, - это только ведущие. Сможет ли кто-нибудь, кто не являлся членом команды понять сущность и детали обсужденных тем? Это хорошая проверка ваших ведущих карточек.

Каждая ведущая карточка должна четко выражать общую мысль, которая связывает все карточки вместе.

4) Избегайте клише, создание ведущих карточек является возможностью выявления новых идей в старых темах. Если ведущие карточки выглядят слишком знакомыми, то может быть, они заслуживают пересмотра под новым углом зрения.

7. Конструирование окончательной Диаграммы сродства.

Нарисуйте линии вокруг каждой группы, которые четко показывают связь всех ее элементов с ведущей карточкой. Родственные группировки должны быть помещены радо друг с другом и соединены линией. Часто, когда вы это делаете, вы обнаруживаете, что необходимо создать другую ведущую карточку, назовем ее главной, которая показывает, каким образом эти две группы связаны друг с другом. Эта карточка помешается над двумя группами и также соединяется линиями.

Эта заключительная конструкция может быть помешена на другой лист бумага. Обычно так делается, поскольку Диаграмма сродства часто показывается другим людям j обсуждения и изменений. Помните, что этот процесс отражает только текущую ситуацию ключевые факторы, которые могут меняться.

Общий вид Диаграммы сродства

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДИАГРАММА ОТНОШЕНИЙ

Применение

Этот метод позволяет группе сотрудников выявить, проанализировать и классифицировать причины и результаты тех взаимодействий, которые существуют между основными проблемами (идеями, предположениями) и, таким образом, основывать более эффективное решение на базе выявленных движущих сил и вероятных исходов.

Описание

Стимулирует рабочую группу к видению проблемы в нескольких планах, а не только в одной плоскости

Помогает исследовать причины и результаты отношений между всеми проблемами (идеями, предположениями), включая наиболее противоречивые.

Позволяет выявить ключевые моменты демократичным способом, а не как результат доминирования какого-нибудь члена группы.

Систематически выявляет основные предположения и причины несогласия между членами группы.

Позволяет группе выявить главные причины, даже если нет достоверных данных.

Типичные случаи использования Диаграммы Отношений (ДО)

Служба качества не удовлетворена уровнем участия в рабочих группах. Сотрудники Службы считают, что это вызвано обычными и более глубокими причинами. Президент компании решает выявить главные причины проблемы и устранить их.

Управляющий магазина получил вдвое больше жалоб, чем обычно в течение последних 8 недель. Он решает проанализировать жалобы и определить основные причины и, таким образом, принять соответствующие меры. Например, провести обучение, установить новое оборудование и т.п.

Процедура

1. Принимается решение об обсуждаемой проблеме

Например: Каковы причины большого количества отходов?

Используя исходное утверждение, постройте законченное утверждение, которое будет полностью понятно и одобрено всеми участниками.

Если вы используете результаты других методов, например, диаграммы сродства, то необходимо следить, чтобы цель обсуждения не менялась и была полностью понятна.

2. Создание наиболее подходящей группы.

ДО требует более близкого знакомства с предметом, нежели это требовалось в диаграмме сродства. Здесь очень важно, что бы выявленные результаты и причины были достоверными.

Идеальный размер группы 4-6 человек.

3. Соберите все идеи, написанные на карточках, которые явились результатом
других методик или же результатом мозгового штурма.

Организуйте 5-25 карточек в большой круг, оставляя как можно больше пространства для нарисования стрелок. Пишите большими буквами, что облегчит вам работу на последующих этапах.

4. Определите причины или воздействия взаимодействий между идеями и начертите стрелки

Выберите любую из этих идей как отправную точку. Если все карточки пронумерованы, то работайте с ними последовательно.

Стрелка, исходящая из карточки, означает более сильную причину или воздействие

Решение: Б является причиной А

Подобным образом проверяются все комбинации между всеми карточками.

5. Посмотрите и проанализируйте первый результат ДО.

Покажите полученный результат людям, не входящим в команду для получения дополнительных советов.

6. Посчитайте количество входящих и выходящих стрелок и выберите ключевые моменты для дальнейшего планирования.

Посчитайте и напишите для каждой карточки количество выходящих и исходящих стрелок.

Определите карточку с наибольшим числом выходящих стрелок и карточку с наибольшим числом исходящих стрелок.

Выходящие стрелки. Большое число выходящих стрелок указывает на данную проблему как на главную причину или ведущую силу. Обычно это тема, с которой команда занимается в первую очередь.

Входящие стрелки. Большое количество входящих стрелок указывает на данную тему, как на главный результат. Таким образом, это может быть центром для планирования или же средством измерения достигнутого успеха или же изменения темы в ходе обсуждения.

7. Конструирование окончательного варианта ДО.

Покажите на схеме основные движущие силы (самое большое количество выходящих стрелок) и ключевые результаты (самое большое количество входящих стрелок). Тема: Каковы причины большого количества отходов

Ведущая сила результат

Основные инструменты и методы управления качеством на предприятии ООО "АЭМЗ"

Древовидная диаграмма, или систематическая диаграмма, - инструмент, обеспечивающий путь разрешения существенной проблемы, центральной идеи, или удовлетворения нужд потребителей, представленных на различных уровнях ...

Расчет степени управленческой нагрузки руководителя

Представляет собой схему, на которой общая функция отдела разбивается на подфункции. Этот процесс называется функциональной декомпозицией. Таким образом, сложная функция может быть представлена в виде совокупности элементарных функций (рис 5.1...

Семь новых инструментов управления качеством

Древовидная диаграмма; Линейная(стрелочная) диаграмма; Матричная диаграмма; Метод мозгового штурма; Карта технологического процесса; «Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных...

Семь новых инструментов управления качеством

Применение Этот метод позволяет группе сотрудников выявить, проанализировать и классифицировать причины и результаты тех взаимодействий, которые существуют между основными проблемами (идеями, предположениями) и, таким образом...

Семь новых инструментов управления качеством

Применение Древовидная диаграмма применяется для показа связи между темой (предметом суждения) и ее составными элементами. Описание Древовидная диаграмма систематически используется для разложения темы составные элементы. Идеи...

Древовидная диаграмма - инструмент, предназначенный для систематизации причин рассматриваемой проблемы за счет их детализации на различных уровнях...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

1.1 Метод "мозгового штурма" Он используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшего и успешного достижения поставленной цели. Применение этого инструмента рекомендуется после того...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

· Матрица связей · Стрелочная диаграмма (сетевой граф и диаграмма Ганта) 1.1 Метод "мозгового штурма" Он используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

Определив проблему, ствол дерева - маленькая территория (совпадает с формулировкой проблемы диаграммы сродства), установили следствия рассматриваемой проблемы...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

При использовании результата метода «мозгового штурма» был разработан список видов деятельности, направленных на достижение цели. С помощью инструмента «Сетевой граф» виды деятельности (карточки) были преобразованы в ход проведения работ...

Управление качеством

Существуют следующие инструменты управления качеством: 1. Распределение функций качества (QFD). 2. Анализ причин и последствий отказов (FMEA) 3. Методы Тагути 4. Групповые методы анализа и решения проблем 5. Статистический контроль 6...

Управление качеством

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения...

Управление качеством гостиничных услуг

Другие названия метода: "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет"). Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г. Назначение метода. Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент...

ВАРИАНТ 1:

Теория: Семь инструментов качества (графические методы оценки качества продукции)

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. Семь простых инструментов качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы). . . . 5

3. Контрольные листки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Гистограммы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

5. Диаграммы разброса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

6. Анализ Парето. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

7. Стратификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

8. Контрольные карты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Введение

В современном мире чрезвычайно важное значение приобретает проблема качества продукции. От ее успешного решения в значительной степени зависит благополучие любой фирмы, любого поставщика. Продукция более высокого качества существенно повышает шансы поставщика в конкурентной борьбе за рынки сбыта и, самое важное, лучше удовлетворяет потребности потребителей. Качество продукции - это важнейший показатель конкурентоспособности предприятия.

Качество продукции закладывается в процессе научных исследований, конструкторских и технологических разработок, обеспечивается хорошей организацией производства и, наконец, оно поддерживается в процессе эксплуатации или потребления. На всех этих этапах важно осуществлять своевременный контроль и получать достоверную оценку качества продукции.

Для уменьшения затрат и достижения уровня качества, удовлетворяющего потребителя нужны методы, направленные не на устранение дефектов (несоответствий) готовой продукции, а на предупреждение причин их появления в процессе производства.

Цель работы – изучение семи инструментов в области управления качеством продукции на предприятии. Задачи исследования: 1) Изучение этапов формирования методов контроля качества; 2) Изучение сущности семи инструментов качества. Объект исследования – методы исследования затрат на качество продукции.

1. Семь простых инструментов качества

Существовавшие издавна методы контроля сводились, как правило, к анализу брака путем сплошной проверки изготовленных изделий. При массовом производстве такой контроль очень дорог. Расчеты показывают, что для обеспечения качества продукции посредством ее разбраковки контрольный аппарат предприятий должен в пять-шесть раз превышать количество производственных рабочих.

С другой стороны, сплошной контроль в массовом производстве не гарантирует отсутствия дефектных изделий в принятой продукции. Опыт показывает, что контролер быстро устает, в результате чего часть годной продукции принимает за дефектную и наоборот. Практика также показывает - там, где увлекаются сплошным контролем, резко возрастают убытки от брака.

Указанные причины поставили производство перед необходимостью перехода к выборочному контролю.

Статистические методы позволяют обоснованно обнаруживать разладку процесса даже тогда, когда две-три единицы продукции, отобранные для контроля, окажутся годными, так как обладают высокой чувствительностью к изменениям в состоянии технологических процессов.

Годами упорного труда специалисты выделяли из мирового опыта по крупицам такие приемы и подходы, которые можно понять и эффективно использовать без специальной подготовки, причем делалось это так, чтобы обеспечить реальные достижения при решении подавляющего большинства проблем, возникающих в реальном производстве.

Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.

Это так называемые семь простых методов:

1) диаграмма Парето;

2) схема Исикавы;

3) расслаивание (стратификация);

4) контрольные листки;

5) гистограммы;

6) графики (на плоскости)

7) контрольные карты (Шухарта).

Иногда эти методы перечисляют в ином порядке, что не принципиально, поскольку предполагается их рассмотрение и как отдельных инструментов, и как системы методов, в которой в каждом конкретном случае предполагается специально определить состав и структуру рабочего набора инструментов.

Применение статистических методов - весьма действенный путь разработки новой технологии и контроля качества производственных процессов. Многие ведущие фирмы стремятся к их активному использованию, и некоторые из них тратят более ста часов ежегодно на обучение этим методам, осуществляемое в рамках самой фирмы. Хотя знание статистических методов - часть нормального образования инженера, само знание еще не означает умения применить его. Способность рассматривать события с точки зрения статистики важнее, чем знание самих методов. Кроме того, надо уметь честно признавать недостатки и возникшие изменения и собирать объективную информацию.

2. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы)

Диаграмма типа 5М рассматривает такие компоненты качества, как “человек”, “машина”, “материал”, “метод”, “контроль”, а в диаграмме типа 6М к ним добавляется компонент “среда”. Применительно к решаемой задаче квалиметрического анализа, для компоненты “человек” необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций; для компоненты “машина” - взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции; для компоненты “метод” - факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции; для компоненты “материал” - факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции; для компоненты “контроль” - факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции; для компоненты “среда” - факторы, связанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.

Рис. 1 Пример диаграммы Ишикавы

3. Контрольные листки

Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам.



Рис. 2 Контрольные листки

4. Гистограммы

Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма строится следующим образом:

1. Определяем наибольшее значение показателя качества.

2. Определяем наименьшее значение показателя качества.

3. Определяем диапазон гистограммы как разницу между наибольшим и наименьшим значением.

4. Определяем число интервалов гистограммы. Часто можно пользоваться приближенной формулой:

(число интервалов) = Ц (число значений показателей качества) Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7.

5. Определяем длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов).

6. Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы.

7. Подсчитываем число попаданий результатов в каждый интервал.

8. Определяем частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число показателей качества)

9. Строим столбчатую диаграмму

5. Диаграммы разброса

Диаграммы разброса представляют из себя графики вида, изображенного ниже, которые позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами.


Рис. 3 Диаграмма разброса: Взаимосвязи показателей качества практически нет.


Рис. 4 Диаграмма разброса: Имеется прямая взаимосвязь между показателями качества


Рис. 5 Диаграмма разброса: Имеется обратная взаимосвязь между показателями качества

6. Анализ Парето

Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.

Правило Парето - “универсальный” принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения - в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил “универсальное” применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы)

Диаграмма типа 5М рассматривает такие компоненты качества, как “человек”, “машина”, “материал”, “метод”, “контроль”, а в диаграмме типа 6М к ним добавляется компонент “среда”. Применительно к решаемой задаче квалиметрического анализа, для компоненты “человек” необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций; для компоненты “машина” - взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции; для компоненты “метод” - факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции; для компоненты “материал” - факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции; для компоненты “контроль” - факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции; для компоненты “среда” - факторы, связанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.

Пример диаграммы Ишикавы

Контрольные листки

Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам.

Гистограммы

Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма строится следующим образом:

  1. Определяем наибольшее значение показателя качества.
  2. Определяем наименьшее значение показателя качества.
  3. Определяем диапазон гистограммы как разницу между наибольшим и наименьшим значением.
  4. Определяем число интервалов гистограммы. Часто можно пользоваться приближенной формулой:

    (число интервалов) = Ц (число значений показателей качества) Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7.

  5. Определяем длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов).
  6. Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы.
  7. Подсчитываем число попаданий результатов в каждый интервал.
  8. Определяем частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число показателей качества)
  9. Строим столбчатую диаграмму

Диаграммы разброса

Диаграммы разброса представляют из себя графики вида, изображенного ниже, которые позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами.

Диаграмма разброса: Взаимосвязи показателей качества практически нет.

Диаграмма разброса: Имеется прямая взаимосвязь между показателями качества

Диаграмма разброса: Имеется обратная взаимосвязь между показателями качества

Анализ Парето

Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.

Правило Парето - “универсальный” принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения - в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил “универсальное” применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето (рис. ниже), на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат – в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

На диаграмме отчетливо видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия должны быть направлены на решение проблем именно этих проблем.

Диаграмма Парето

Стратификация

В основном, стратификация - процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков

Мы можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

Стратификация - основа для других инструментов, таких как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.

На рисунке приведен пример анализа источника возникновения дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории – по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных донных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит в данном случае «поставщик 1».

Стратификация данных.

Контрольные карты

Контрольные карты – специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Контрольные карты имеют вид, представленный на рис. 4.12. Они отображают характер изменения показателя качества во времени.

Общий вид контрольной карты

Контрольные карты по количественным признакам

Контрольные карты по количественным признакам - это как правило сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса, а 2-я - разброса процесса. Разброс может вычисляться или на основе размаха процесса R (разницы между наибольшим и наименьшим значением), или на основе среднеквадратического отклонения процесса S.

В настоящее время обычно используются x- S карты, x - R карты используются реже.

Контрольные карты по качественным признакам

Карта для доли дефектных изделий (p - карта)

В p - карте подсчитывается доля дефектных изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки - переменный.

Карта для числа дефектных изделий (np - карта)

В np - карте подсчитывается число дефектных изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки - постоянный.

Карта для числа дефектов в выборке (с - карта)

В с - карте подсчитывается число дефектов в выборке.

Карта для числа дефектов на одно изделие (u - карта )

В u - карте подсчитывается число дефектов на одно изделие в выборке.

Бланк контрольной карты