Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако прежде чем претендовать на высокие руководящие должности, неплохо было бы проверить, есть ли для этого подходящие предпосылки. Ну а если вы уже являетесь руководителем, то все равно проверьте себя: предлагаемый тест – это дополнительная возможность оценить свои возможности.
Инструкция. Прочитав вопрос, выберите один из вариантов, который соответствует вашим привычкам и характеру. Далее, пользуясь таблицей-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранных вами в результате самооценки.
1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые несколько старше вас по возрасту. В этом случае вы бы опасались, что:
а) можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;
б) будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения;
в) не удастся выполнить работу на том уровне, как вам хотелось бы.
2. Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то вы:
а) постараетесь утешиться, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным, и направитесь развеяться, например, на концерт;
б) начнете лихорадочно раздумывать, нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства;
в) проанализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах или как исправить дело;
г) испытаете отчаяние, впадете в депрессию, у вас «опустятся руки».
3. Из нижеперечисленных характеристик наиболее подходит вам:
а) скромный, общительный, снисходительный, впечатлительный, добродушный, медлительный, послушный;
б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный;
в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный, логичный.
4. Считаете ли вы, что большинство людей:
а) любит работать хорошо и старательно;
б) добросовестно относится к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом;
в) считает работу необходимостью, не более.
5. Руководитель должен нести ответственность:
а) за поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);
б) отличное и своевременное выполнение заданий (будут довольны начальники и подчиненные).
6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем какого-либо коллектива и должны в течение недели представить вышестоящему начальству план определенных работ. Как вы поступите?
а) составите проект плана, доложите о нем начальству и попросите поправить, если что-либо не так;
б) выслушаете мнение подчиненных, специалистов, после чего составите план, принимая только те из высказанных предложений, которые согласуются с вашей точкой зрения;
в) поручите составить проект плана подчиненным и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника;
г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения.
7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:
а) бдительно следит, чтобы все подчиненные точно выполняли свои функции и задания;
б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом: «Доверяй, но проверяй»;
в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет.
8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли вы ответственность за свою собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего коллектива в целом?
9. Ваше мнение или поступок встречен критически другими. Как вы будете вести себя?
а) не поддадитесь мгновенной защитной реакции и не поспешите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все «за» и «против»;
б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущества своего воззрения;
в) в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь;
г) промолчите, но взгляда своего не измените, поступать будете по-прежнему.
10. Лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех:
а) поощрение;
б) наказание.
11. Хотели бы вы:
а) чтобы другие видели в вас хорошего друга;
б) чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент;
в) вызвать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями.
12. Любите ли вы принимать самостоятельные решения?
13. Если вы должны принять важное решение или дать заключение по тому или иному ответственному вопросу, то:
а) стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь снова и снова к этому делу;
б) делаете это быстро, но потом долго терзаетесь сомнениями: «А не лучше ли было сделать иначе?»;
в) стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.
Подсчитайте количество баллов по ключу.
Интерпретация результатов.
Если вы набрали больше 40 очков, значит, у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем поведения. Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе лодырей, не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных будете не только начальником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом.
Если вы набрали от 10 до 40 очков, то вы могли бы руководить определенными объектами и работами, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков вы набрали). Старались бы быть для своих подчиненных опекуном, но иногда могли бы выместить на них свое дурное настроение и гнев; оказывали бы им помощь и давали разного рода советы, невзирая на то, есть ли в этом необходимость.
Если вы набрали менее 10 очков , то, скажем откровенно, у вас мало шансов достичь успеха в качестве руководителя. Разве только если у вас хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего, нужно обрести веру в людей и самого себя.
Различные обстоятельства, предпочтения личности, особенности развития и др. способствуют формированию предпочтений в работе руководителя. Понимание своих слабых сторон помогает руководителю преодолеть их и более грамотно руководить своим коллективом.Выделяют 4 типа руководителей.
- R – Руководитель-Ремесленник. Не способен отказаться от рутинных управленческих функций. Действует в борьбе. Склонен отождествлять себя с организацией, остро переживает ее неудачи, радуется успехам. Ему не хватает видения перспективы. Он «утопает» в мелочах. Поэтому наиболее пригоден для руководства на узких участках производства.
- S – Руководитель-Стратег. Способен отказаться от рутинных управленческих функций. Создает и руководит коллективом. Стремится к разработке глобальных стратегических концепций. Способен к долгосрочному планированию, ориентирован на результат. Чрезвычайно погружен в работу, не умеет расслабляться, требуя того же от других. Для успеха ему необходимо учиться убеждать и поддерживать окружающих.
- C – Руководитель-Любопытный. Не способен отказаться от рутинных управленческих функций. Руководитель этого типа много времени посвящает внедрению все более улучшенных, но не всегда необходимых, систем управления.
- B – Руководитель-Герой. Способен отказаться от рутинных управленческих функций. Действует в борьбе. Рутинные вопросы, в том числе контроль и инструктирование, выходят за пределы его внимания. Отсутствие контроля компенсирует делегированием полномочий и ответственности. Успеха может добиться с помощью заместителей, склонных к точной деятельности, умеющих планировать и работать с людьми.
Инструкция участникам
- Искренне и честно ответьте на вопросы в бланке теста (Приложение 1).
- Положительные ответы следует отметить в Таблице. Подсчитайте количество положительных ответов по каждому столбцу и запишите получившиеся значения в соответствующую строку соответственно в столбцы под буквами R, S, C, B.
- Отметьте результаты на графике и отобразите их в виде ромба.
- После того, как все отметили свои результаты, тренер рассказывает про 4 типа руководителей (Ремесленник, Герой, Любопытный и Стратег), приводит примеры из теста, приводит примеры из практики, разъясняет плюсы и минусы каждого типа как руководителя.
Необходимые материалы
- Бланк тестов по количеству участников тренинга (индивидуально для каждого).
Вопросы для обсуждения
- Какие результаты получились у вас? Что вас порадовало и расстроило?
- Как, зная типы руководителей, вы планируете менять свою деятельность? В какую сторону развиваться?
Комментарии
- Важно еще до начала выполнения теста обратить внимание участников на то, что если они не захотят раскрывать свои результаты, то им будет обеспечено сохранение всей информации в тайне. Иначе ваши участники будут давать только социально приемлемые ответы, и этим тестом вы ничего не добьетесь.
Источник
- Тренинг «Современный руководитель». Центр «Харизма», г. Новосибирск.
Опросник теста «Какой Вы руководитель?»
№ | Вопрос | Да | Нет |
---|---|---|---|
1 | Считаю, что просить кого-либо выполнить работу, которую не могу выполнить сам/сама, не имеет смысла. | ||
2 | Закон Мерфи говорит о том, что если дела должны принять плохой оборот, то это неизбежно. Мое мнение, что в работе надо держать руку на пульсе. | ||
3 | Мне удалось так спланировать время, что я в состоянии почти два дня в неделю отдавать планированию будущего вместо того, чтобы управлять делами сегодняшнего дня. | ||
4 | Мало кто может сомневаться в том, что я – начальник. | ||
5 | Живу, ем и дышу своей работой 24 часа в сутки. Моя семья, наверное, сказала бы, что имеет по этой причине проблемы. | ||
6 | Верю в необходимость постоянного инвестирования больших средств в такие сферы деятельности, как оценка эффективности, обучение и повышение квалификации, развитие руководства фирмой. | ||
7 | Не имею ничего против того, чтобы, если надо, закатать рукава и рьяно взяться за работу. | ||
8 | К сожалению, иногда единственным приносящим результат способом, чтобы что-либо произошло, является сделать это самому. | ||
9 | В значительной степени основываюсь на регулярных консультациях с подчиненными. | ||
10 | Стараюсь как можно меньше времени посвящать проблемам текущего управления. | ||
11 | Ежедневно на «моем столе» появляется несколько потенциально кризисогенных проблем. Мое задание заключается в том, чтобы решить их прежде, чем они «взорвутся». | ||
12 | Всегда первым прихожу на работу и последним ухожу. Редко пользуюсь отпуском, а если и пользуюсь, то не больше, чем неделю. | ||
13 | Главным образом показываю видение цели и результатов ее достижения (у нас это делается таким-то образом). Частности меня не интересуют. | ||
14 | Моим заданием является принятие решений. Именно это я и делаю. | ||
15 | Не верю в дистанцию между начальником и подчиненными. Успеха достигает, прежде всего, коллектив. | ||
16 | Пожалуй, половину своего времени я затрачиваю на проверку, контроль и наблюдение за работой, для того чтобы убедиться в том, что работа продвигается вперед. | ||
17 | Хоть я и даю советы подчиненным, однако главным моим заданием является обеспечение коллектива, которым я руковожу, ресурсами и средствами. | ||
18 | Не думаю, что кто-либо мог бы пожаловаться на отсутствие с моей стороны участия в придании определенной направленности деятельности работника. | ||
19 | Я верю в то, что управление путем принятия участия может принести успех. | ||
20 | Главным моим заданием является обеспечение поступления доходов и обеспечение, чтобы ежедневно было продано то, что может быть продано. | ||
21 | Мне кажется, что один год – это максимальный срок, за который можно реалистично и ответственно собраться с мыслями. | ||
22 | Примерно 1/3 времени у меня занимает рутинная работа, 1/3 – это мотивация, активизация и развитие себя и подчиненных, оставшаяся 1/3 – это создание будущего фирмы. | ||
23 | Обращаю внимание на устное и письменное общение. Тщательно просматриваю всю почту. Стараюсь часто быть среди работников. | ||
24 | Мне нравится способ деятельности нашей фирмы. Наш продукт (услуга) интересен сам по себе. | ||
25 | Во-первых, я должен быть уважаем, во-вторых, мною должны восхищаться, в-третьих, могу быть ненавидим, в-четвертых – игнорируем. | ||
26 | Не обязательно я должен пользоваться славой, но хотел бы, чтобы меня помнили фирмы и люди, которых я воспитал. | ||
27 | Лично занимаюсь раздраженными и разочарованными клиентами. | ||
28 | Мои способности дают о себе знать в критические и переломные моменты. Если надо, то я в состоянии «вынуть кролика из шляпы». | ||
29 | Меня радует каждая тщательно выполненная работа. Я горжусь продуктом (услугой) нашей фирмы. | ||
30 | «Дьявол прячется в мелочах». Достижение хорошего результата – это на практике контроль, контроль и еще раз контроль. | ||
31 | Большинство людей, которые достигли успеха, скажут: «Это не случай или счастье, просто мы сами достигли этого». | ||
32 | Так как мой коллектив неопытен, его члены обычно идут туда, куда я их поведу. | ||
33 | Большое значение и вес я придаю организации неформального общения. | ||
34 | Относительно много времени я посвящаю внедрению и совершенствованию систем управления, охватывающих операционные процедуры и технику управления людьми. | ||
35 | Я пытаюсь создать новую фирму завтрашнего дня. | ||
36 | Большинство наших работников концентрируется на «выпуске» товара за ворота или на таких заданиях, как бухгалтерия или продажа. | ||
37 | Много времени посвящаю участию в индивидуальных программах повышения квалификации, проведению презентаций вне фирмы и т.д. Я известен в отрасли/на рынке, и обычно спрашивают меня, а не моих подчиненных. | ||
38 | Я много инвестировал в переподготовку моего коллектива и вывел их, «копающих и скребущих», на новую дорогу. | ||
39 | Выдвижение сотрудников на руководящие должности представляет собой вызов, который доставляет мне много радости. | ||
40 | Сегодня идет борьба за выживание. |
В современной научной литературе рассматриваются три концепции происхождения личных качеств лидера, руководителя.
Первая
– харизматическая – человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми.
Вторая
– «теория черт» – личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера – высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твёрдую уверенность в себе, целеустремлённость.
Третья концепция
– это квинтэссенция первых двух. Согласно ей, эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчинённым. Оптимальный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации и вида деятельности.
В общих чертах портрет руководителя можно представить следующими параметрами:
а) биографические характеристики;
б) способности;
в) личностные черты.
Портретные характеристики включают возрастные особенности, определяя зависимость прожитых лет от сформированных качеств руководителя.
Возраст – это и природная и, одновременно, социально детерминированная характеристика человека. Важным биографическим показателем признаётся высокое образование руководителей. Например, многие менеджеры, успешно реализующие себя в деятельности, имеют два диплома.
Руководитель в своей работе исходит из определённых принципов. Во-первых, с его помощью работник должен чётко усвоить как поставленные перед ним цели, так и возможные результаты, которые необходимо достигнуть. Во-вторых, хороший руководитель активно управляет деятельностью персонала. Подчинённый должен понимать, что обладает определённой самостоятельностью при выполнении задач, а также может в нужный момент получить поддержку от своего руководителя. Очень важным моментом руководства является правильное соизмерение задачи и способностей исполнителя.
Процесс работы персонала должен контролироваться на всех стадиях.
Успешность управления зависит также от наличия способности творческого решения задач, которая проявляется и в интеллекте руководителя, и в поощрении им творчества подчинённых.
Упражнение Администратор или лидер
Предлагаются 20 высказываний. Определите степень Вашего согласия с каждым из них.
Согласие с высказыванием -10 баллов, несогласие – 0 баллов, согласие наполовину – 5 баллов.
Если вам не хочется подсчитывать вручную – вы всегда можете пройти один из на нашем сайте, результаты которых подсчитываются в авторежиме с комментариями психологов.
1. Я доверяю людям.
2. Считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители.
3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.
4. Когда это необходимо, умею заставить людей «крутиться».
5. Мои подчинённые хорошо знают, что я храню доверяемые тайны.
6. Все люди хотят власти; я не исключение.
7. Я склонен вступиться за своих подчинённых всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.
8. Думаю, что в интересах дела людям выгоднее иметь руководителем «крутого» человека.
9. Я за полную гласность.
10. Считаю, что в целях достижения успеха можно принуждать людей выполнять свою работу.
11. Могу срабатываться со всеми людьми, даже с теми, кто мне не по душе.
12. Я отдаю указания всем подчинённым в одинаковой форме.
13. Склонен и способен в интересах дела использовать идеи, противоположные моей точке зрения.
14. Убеждён, что преуспевающим может быть лишь руководитель авторитарного типа.
15. Я хорошо знаю все нужды в проблемы своего коллектива.
16. Легче руководить подчинёнными, когда я знаю, что они хотят афишировать.
17. Я заинтересован в том, чтобы разрешались трудные проблемы в коллективе.
18. Уверен, что наказание более сильный стимул побуждения работника к деятельности, чем поощрение.
19. Я стремлюсь разрешать все общие проблемы в трудовом коллективе.
20. Когда надо, я умею заставить человека действовать так, как нужно.
Ключ для обработки результатов
1. Суммируйте баллы по пунктам: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19. Это шкала лидерства.
2. Суммируйте баллы по пунктам: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Это шкала администратора.
3. Найдите соотношение между 1 и 2 пунктами. Оно укажет на степень выраженности у Вас качеств лидера. Любая величина менее единицы укажет на превалирование административных наклонностей.
Тест онлайн на руководителя: Умеете ли Вы руководить?
состоит из 12 вопросов | рейтинг 3.9 из 5 балловС уверенность можно сказать, что руководителями не рождаются, ими становятся! Воспитание родителей и собственный характер, который формируется до 6 лет, играет одну из ключевых ролей. Но любой человек, если захочет стать руководителем, сможет это сделать. Тут нужно иметь в виду то, что для этого нужно будет много работать и в первую очередь - над собой. Развивать в себе те качества характера, которые нужны, чтобы стать лидером.
Что касается управления персоналом, то здесь, руководитель должен всегда смотреть вглубь вопроса, который перед ним стоит. И ставить перед подчинёнными конкретные цели. Ставить себя на место подчинённого, если он что-то делает не так. В этом основа руководства и управления людьми. А Вы умеете посмотреть вглубь вопроса? Хороший ли Вы руководитель?
Психологический тест Умеете ли Вы руководить? Вы можете пройти в режиме онлайн совершенно бесплатно (без регистрации и без отправки СМС). По возможности оставьте свой отзыв и поставьте оценку. Хорошего Вам тестирования!
Отзывы о тесте на руководителя:
- Наталья
| Днепр
Неплохо, но ответы предсказуемы. Не подходит для тестирования серьёзной организации. Чисто для себя проверочка. - А
| С
Реклама очень мешает - Ленар
| Альметьевск
Нормально - Оксана
| Салехард
завышенный результат мне кажется - Оксана
| Днепропетровск
Хороший тест, спасибо. Хоть мне и кажется что описание результата несколько преувеличено)