На рис.1 представлена общая схема оказания адресной социальной поддержки, на основе которой проводится моделирование обращений граждан и принятия управленческих решений в условиях конкретного города. Схема основана на разделении формализованных и неформализованных процедур.
Рекомендуется создать единый Центр социальных субсидий (ЦСС). В больших городах у него могут быть районные (окружные) отделения. Целесообразно создавать ЦСС на базе служб жилищных субсидий. Как правило, они имеют опыт работы по оценке доходов и достаточную техническую оснащенность.
Центр социальных субсидий собирает и анализирует информацию о доходах, ведет учет льгот и оформляет "социальный паспорт" семьи. Право на получение такого паспорта получают семьи и одиноко проживающие граждане с низким душевым доходом (критерий нуждаемости определяется по решению местной администрации). Сотрудники ЦСС проводят оценку доходов на основе представленных документов, а при необходимости и с помощью других мер - посещения на дому, запросов по месту работы и др.
Центр занимается начислением жилищных субсидий и других адресных видов денежных пособий и компенсаций, в том числе пособий по нуждаемости (если принято решение о реализации такой региональной или городской программы). ЦСС может заниматься также начислением детских пособий (при введении в действие нового законодательства о выплате только семьям с душевым доходом не выше 150 процентов прожиточного минимума). Все данные о семьях, обладающих "социальными паспортами", вносятся в базу данных. База данных содержит сведения о полученных семьями социальных выплатах и бесплатных (льготных) услугах, которые используются для корректировки дохода.
Схема оказания помощи основана на использовании метода социальной работы, который называется "ведение случая". Он включает три основных этапа:
Открытие дела/случая: определение нужд клиента, оценка положения и состояния клиента (включая оценку дохода), формирование плана обслуживания, выделение приоритетов в обеспечении потребностей, определение стоимости услуг, составление "пакета услуг", подписание договора с клиентом.
Непосредственное оказание услуг:
- - в рамках ЦСС;
- - в других организациях, которые оказывают социальное обслуживание в координации и при обмене информации с ЦСС.
Обзор проведенной работы и оценка оказанных услуг: оценка влияния оказанных услуг на положение клиента, формирование нового плана обслуживания с учетом изменившегося положения клиента, либо закрытие случая.
Социальные услуги могут оказываться на платной или бесплатной (льготной) основе, в последнем случае - при предъявлении "социального паспорта" малоимущей семьи.
При первичном обращении за помощью граждане приходят на прием в ЦСС, отдел социальной защиты или другую социальную службу по месту жительства.
Социальный работник проводит индивидуальное собеседование, в результате которого определяются потребности клиентов и формируются соответствующие пакеты социальных услуг, льгот и помощи.
Социальный работник планирует "путь", который клиенту/клиентке нужно пройти для решения кризисной ситуации. Социальный работник направляет клиентов в ЦСС для оценки доходов и определения права на получение такого паспорта, а при необходимости - начисления денежных субсидий и компенсаций.
Используя рекомендации социального работника, клиенты обращаются в различные социальные службы (центр социального обслуживания, благотворительную столовую, кризисный центр и др.). Это могут быть учреждения разной формы собственности, среди которых на конкурсной основе был размещен социальный заказ на оказание услуг малоимущим семьям. При получении социальных услуг бесплатно или на льготной основе в "социальном паспорте" ставится соответстветствующая отметка; сведения сообщаются в базу данных ЦСС для последующей корректировки дохода. Рекомендуется, чтобы завершающую фазу (оценка полученных услуг и закрытие договора) проводил тот же социальный работник, у которого клиенты были на первичном приеме.
Рис.1
Получение бесплатной социальной помощи в период ожидания адресного государственного социального пособия
Рис. 2 дает представление о том, как может быть организована социальная помощь, если будет действовать программа выплаты государственного (областного) адресного социального пособия. В случае, когда нет возможности одномоментно выплатить пособие по нуждаемости всем гражданам, имеющим на него право, целесообразно зарегистрировать этих граждан и сформировать очередь. Во время ожидания выплаты адресного пособия граждане смогут пользоваться другими видами социальной помощи. Порядок и приоритеты оказания поддержки устанавливаются решением органов местного самоуправления. Муниципалитеты определяют также критерий участия в городских социальных программах (городской норматив нуждаемости).
![](https://i0.wp.com/studwood.ru/imag_/23/28571/image002.png)
Социальная защита пожилых людей и модели
Социальная зашита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
В соответствии с действующим законодательством, социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей. В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.
Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются:
Предоставление государственных гарантий;
Обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступность;
Преемственность всех видов социального обслуживания;
Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;
Приоритет мер по социальной адаптации и др.
Важнейшими моделями
социального обслуживания сталитакие, как:
Социальное обслуживание на дому;
Полустационарное обслуживание в отделениях дневного
(ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.;
Срочное социальное обслуживание;
Социально-консультативная помощь;
Предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.
Несмотря на разнообразие форм социальной работы на местах, уже можно выделить основные принципы и формы становления социальных служб, занимающихся решением проблем пожилых людей. Это создание и развитие центров социального обслуживания различного типа (дневного, недельного, временного пребывания); организация надомного обслуживания, платного и бесплатного (платного для тех, кто живет в семьях и кому понадобилась временная помощь); создание на основе различных форм собственности центров социально-психологической помощи, столовых для бесплатного питания, сети магазинов для продажи товаров по социально низким ценам; предоставление льгот по социально-бытовому обслуживанию и обеспечению занятости пожилых людей. Начали открываться дома ночного пребывания, социальные гостиницы и т.д.
Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых. Центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит:
Выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
Определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;
Анализ социально-бытового обслуживания населения;
Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально- бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.
Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали своих бывших работников, оказывали помощь и проявляли к ним внимание.
Анализ основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям.
В подобных центрах работают врачи, социальные работники, психологи, юристы, специалисты по социальной реабилитации и др.
Социальное обслуживание на дому это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся:
Организация питания и доставка продуктов на дом;
Помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;
Содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения;
Помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
Содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших;
Организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);
Помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.
Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, которые обязаны содержать их по закону, но проживают отдельно, а также проживающие в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Все более широкое развитие получают и отделения дневного пребывания, создаваемые также на базе центров социального обслуживания населения. Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни. Эти отделения создаются в соответствии с законодательством и обслуживают не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды независимо от своего семейного положения, но сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного желания и медицинского заключения.
В отделениях дневного пребывания обычно выделяются помещения для кабинета медицинской помощи, культурной работы, мастерских, библиотеки. Оборудуются спальные помещения для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инвалиды, как правило, обслуживаются отделением социальной помощи бесплатно.
Посильная трудовая деятельность в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобных хозяйств обычно направляется на обеспечение питания, а излишки могут быть реализованы для получения дополнительных финансовых средств и зачисления их на счета ЦСО.
По решению руководства центра и местной администрации в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные платные услуги: посещение культурно-зрелищных мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание парикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и направляются на его развитие, улучшение питания и обслуживания пенсионеров и инвалидов.
Таким образом, отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам.
В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи, основной целью которой является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие гарантированные государством услуги:
Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
Обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости;
Разовое оказание материальной помощи;
Содействие в получении временного жилья;
Оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»;
Оказание юридической помощи в пределах своей компетенции;
Оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.
Деятельность службы основывается на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе Центра социального обслуживания.
Как отмечается в Положении, утвержденном Министерством социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.
Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно (недельное и дневное пребывание). В дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. Здесь они обеспечиваются медицинской помощью, рядом мероприятий реабилитационного характера, с ними проводится работа по социально-психологической адаптации к новым условиям, изучаются особенности их характера, привычки, интересы, потребности в посильной трудовой занятости, пожелания в организации досуга и т.п. Вес это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при поселении людей на постоянное местожительства, для предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде регионов РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступил, в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.
В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденном Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, такой дом предназначен для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
Основная цель создания таких домов - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно- и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется в соответствии с Положением медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами. В Положении четко определены основные правила, требования и условия строительства и предоставления жилья в специальных жилых домах для одиноких пожилых людей, проживания, оплаты и т.д. Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан. Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и развитие.
Одной из серьезных проблем домов-интернатов общего типа, пансионатов и домов ветеранов войны и труда является то, что среди престарелых значительную часть составляют люди с кратковременными или стойкими психическими нарушениями и слабоумием. Они осложняют жизнь проживающих в учреждении, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций, нарушают спокойствие в коллективе. Решить эту проблему можно введением в штат дома-интерната психиатра.
Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы. Необходимость оказания социальных услуг органами местного самоуправления. Зарубежный опыт оказания социальных услуг. Анализ реализации социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ. Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы. ![]() |
|
Бесплатная оценка | |
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата. | |
РЕФ-Мастер
- уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Социальные услуги.
|
|
Как правильно написать введение?
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы. |
|
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса. |
|
|
|
(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.
Похожие работы:
8.01.2009/контрольная работа
Границы социальных групп. Социальные агрегаты: понятия и виды. Социальные классы и социальные слои, их характеристика. Специфика понятий аудитория и публика. Этимологические понятия. Образцы поведения и социальные нормы. Политическая публичная сфера.
26.11.2009/контрольная работа
Понятие национальной безопасности, ее структура и состояние на современном этапе. Модели государственной политики в сфере безопасности. Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности. Риски безопасного развития в условиях глобализации.
19.11.2009/реферат
Социальный портрет современного российского предпринимателя. Влияние государственного регулирования на неформальный экономический порядок. Корпоративное социальное партнерство как технология управления персоналом. Социальная поддержка работников.
16.01.2010/реферат
Системный подход к характеристике процессов внедрения стандартов социальной ответственности в Украине на основе принципов Глобального договора ООН. Идея корпоративной социальной ответственности. Основные элементы типичной схемы управления организацией.
7.06.2010/реферат
Социальные гарантии в сфере занятости. Материальные блага, входящие в соцпакет. Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, дополнительные социальные гарантии. Гарантии и компенсации безработным, пособия по безработице.
25.02.2003/реферат
Что представляет собой социальная группа? Формы социальных общностей и социального контроля. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп. Групповая динамика. Способы коммуникаций в группах из пяти членов.
27.07.2009/реферат
Понятие о социальных группах: формы взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция. Классификация групп по численности и взаимосвязи. Общие признаки: социальная интеракция, стигмация, идентификация, хаббитуализация. Социальный статус и роль.
3.12.2007/лекция
Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.
29.06.2010/контрольная работа
Социальное действие и поведение как проявление социальной активности, типы взаимодействия. Социальные группы, их типология, структура, факторы и особенности их функционирования. Понятие и теории социальной организации, ее организационные структуры.
16.03.2010/контрольная работа
Первичные и вторичные, внутренние и внешние, формальные и неформальные, референтные социальные группы. Динамические характеристики социальных групп, основные признаки и функции групповой общности. Группы как объекты социально-психологического анализа.
21.09.2009/контрольная работа
Понятие социологии и ее место в системе наук, основные функции и назначение в обществе. Методы и этапы социологического исследования. Предпосылки и процесс развития гражданского общества, его структура и основные компоненты, отличия от "негражданского".
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
- из применения уходит понятие видов социального обслуживания, являющееся на сегодняшний день основой, формирующей структуру системы нормативно-правовых актов на региональном уровне;
- привязка права на социальное обслуживание к социальным категориям, например, «граждане пожилого возраста и инвалиды», в новом законе полностью заменена на новое универсальное основание — признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании при наличии конкретных обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
- новый закон вводит в применение понятие профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, как системы мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
- вводится целостная правовая модель организации региональной системы обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, открывающая возможность формирования негосударственного сектора социального обслуживания на основе равного доступа на рынок социальных услуг хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы.
- описание социальной услуги, в том числе ее объем;
- сроки предоставления социальной услуги;
- подушевой норматив финансирования социальной услуги;
- показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
- условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.
- ГОСТ Р 52885-2007. Социальные услуги семье;
- ГОСТ Р 52886-2007. Социальные услуги женщинам;
- ГОСТ Р 52888-2007. Социальные услуги детям;
- ГОСТ Р 53059-2008. Социальные услуги инвалидам;
- ГОСТ Р 53058-2008. Социальные услуги гражданам пожилого возраста;
- ГОСТ Р 53064-2008. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги гражданам без определенного места жительства и занятий;
- ГОСТ Р 53349-2009. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста.
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и так далее);
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;
- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
- экономика труда и натуральные нормативы (уточнение позиций затрат рабочего времени, материалов, потребности в оборудовании и т.д.);
- правовая экспертиза (корректность и полнота применения норм из смежных отраслей правового регулирования – САНПиНы, СНиПы и т.д.);
- определение нормативов подушевого финансирования на государственные социальные услуги
- формирование устойчивой системы обеспечения потребности населения региона в социальных услугах;
- создание эффективной автоматизированной модели организации деятельности региональной системы социального обслуживания населения в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Принципы стандартизации социальных услуг. Роль стандарта в формировании социальной сферы. Право граждан на социальное обслуживание. Сложности и специфика стандартизации социальных услуг в России: политическая, методологическая и теоретическая причина.
курсовая работа , добавлен 04.03.2014
Анализ качества оказания услуг в доме-интернате для престарелых. Принципы обеспечения качества социальных услуг. Осуществление мероприятий, направленных на социально-бытовую и трудовую реабилитацию инвалидов. Совершенствование методов обслуживания.
дипломная работа , добавлен 21.11.2015
Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Качество услуги. Система качества учреждений социального обслуживания.
презентация , добавлен 08.12.2013
Социальная стандартизация в учреждениях по предоставлению услуг семье и детям. Исследование особенностей стандартизации социальных услуг государственных учреждений Ленинградской и Новосибирской областей. Анализ отличий социальных стандартов областей.
дипломная работа , добавлен 27.08.2013
Правовое регулирование оказания публичных услуг. Содержание политики государства в сфере публичных услуг. Социологический анализ взаимосвязи качества жизни и социальных услуг. Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования.
курсовая работа , добавлен 27.03.2013
Изучение опыта оказания социальных услуг и организации социальных служб в Америке, Европе и Азии, управление ими. Формы и методы за рубежом, особенности применения их в практической работе в отечественных условиях. Анализ инновационных технологий.
контрольная работа , добавлен 07.03.2016
Понятие качества социальных услуг. Определение критериев и показателей оценки эффективности социального обслуживания. Система контроля за деятельностью подразделений и сотрудников учреждения. Основные факторы, влияющие на качество социальных услуг.
С 1 января 2015 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», происходит глубокая реорганизация системы социального обслуживания населения в РФ.
Основные новшества, вводимые Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:
В соответствии с законом, региональная система обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, опирается на комплекс норм в рамках следующей правовой модели:
Описание этапа | Примечание |
Утверждение субъектом РФ перечня социальных услуг (далее – «перечень») | Формируется перечень конкретных социальных услуг, являющихся гарантией и расходным обязательством государства перед гражданином (при наличии у последнего индивидуальной нуждаемости) |
Принятие стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг | Стандарт в составе порядка предоставления услуги определит гарантированный объем каждой услуги, входящий в перечень социальных услуг, то есть что из себя представляет конкретная услуга как «ресурс-процесс-результат» или как лот, который может быть выставлен на свободные торги и подвергнут последующему контролю исполнения |
Включение социального обслуживания в региональные программы социального обслуживания | Объем ресурсов, включаемых в региональные программы, формируется исходя из прогнозируемой потребности в услугах и подушевых нормативов финансирования на каждую услугу, включенную в перечень, которые исчисляются на основании государственного стандарта на услуги |
Доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг), либо предоставление компенсации поставщикам | Перечнем закупаемых услуг станет перечень социальных услуг, а техническим заданием по каждой услуге государственный стандарт.Исполнителем на конкурсной основе может стать организация любой формы собственности |
Поставщиком социальных услуг, в соответствии с новым законом, может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Последнее открывает возможность формирования негосударственного сектора в сфере социального обслуживания населения.
Соответственно, основным элементом новой модели является не учреждение социального обслуживания, а социальная услуга.
К услуге привязаны финансирование, а также показатели эффективности и качества. Более того, для социальных услуг показатели эффективности здесь могут носить не только экономический, но и социальный характер.
Данный подход формирует технологию обеспечения эффективности системы социального обслуживания, основанную на новых принципах — через управление процессом оказания государственных услуг.
Ключевым элементом модели являются государственные стандарты на социальные услуги, формирующие основные требования по объему, качеству, порядку и условиям предоставления социальных услуг, включая связанные с оказанием конкретной услуги нормы и нормативы.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стандарт социальной услуги включает в себя:
Также в сфере социального обслуживания населения действует комплекс национальных стандартов. В том числе стандарты, содержащие перечни услуг для определенных категорий населения, например:
Однако данные стандарты не имеют единого принципа применения приведенных в них наборов услуг, а также отнесения их к гарантированным, либо предоставляемым дополнительно на условиях полной оплаты. Также национальные стандарты не содержат требований к объемам социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Отдельно следует отметить Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», формулирует основные требования, определяющие качество социальных услуг. Качество социальных услуг и критерии, которые его характеризуют, рассмотрены в данном стандарте применительно к объему и формам предоставления услуг. В этом нормативном документе определены необходимые организационно – технические условия, профессионально-квалификационные требования к персоналу и иные условия, обеспечение которых в учреждениях социального обслуживания населения является необходимым и достаточным для осуществления профильной деятельности:
Исходя из вышеизложенного, Министерством социальной политики Свердловской области сформулирована форма описания социальной услуги в рамках государственного стандарта, позволяющая реализовать модель негосударственной системы социального обслуживания:
1. Общие положения
2. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги
3. Общие условия предоставления социальных услуг, в том числе условия доступности предоставления социальных услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности
4. Описание социальных услуг, в том числе их объем, сроки и условия предоставления
Форма социального обслуживания: …
Наименование социальной услуги: …
А также выработана технология разработки и внедрения региональных стандартов социального обслуживания:
Этап | Мероприятия |
I этап«Подготовительный» | Разработка формата описания услуги (формы государственного стандарта)Формирование и предварительное обучение рабочих групп по созданию проектов стандартов из числа практиков социальной работы (далее – «рабочие группы»)Формирование и предварительное обучение группы экспертов из числа специалистов МСП и представителей научных кругов, в задачи которой входит координация и методическая поддержка деятельности рабочих групп (далее – «эксперты») |
II этап«Разработка проектов стандартов» | Формирование рабочими группами (за каждой группой закрепляется 1-3 вида социального обслуживания) проектов стандартов на социальные услугиПриемка экспертами проектов стандартов, сформированных рабочими группами и размещение проектов стандартов на открытом интернет-ресурсе (uralsocinform.ru) |
III этап«Обсуждение проектов стандартов в профессиональной среде» | Организация обсуждения размещенных проектов в среде организаций-поставщиков социальных услугОбработка экспертами и рабочими группами поступающих в ходе обсуждения замечаний и предложений к проектам стандартов |
IV этап«Научная проработка проектов стандартов» | Научная проработка проектов государственных стандартов по направлениям:
|
V этап«Общественное обсуждение проектов стандартов» | Общественное обсуждение проектов государственных стандартов в ходе серии встреч с представителями актива общественных организаций, объединяющих граждан, являющихся потребителями социальных услуг |
VI этап«Внедрение государственных стандартов» | Утверждение государственных стандартов правительством Свердловской области, организация работы по их внедрению |
На сегодняшний день стандарты разработаны и приняты, ознакомиться с ними можно по ссылке .
По этому же адресу продолжается консультирование поставщиков социальных по вопросам применения стандартов и отслеживание «обратной связи» в целях дальнейшей доработки и развития стандартов.
Также важным новшеством является законодательное закрепление понятия «информационные системы в сфере социального обслуживания», более того, закон напрямую предусматривает роль и место таких информационных систем, как реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг в обеспечении функционирования приведенной выше модели. Данный подход применен впервые в истории отрасли и закладывает основы для региональной автоматизации в сфере организации социального обслуживания, в том числе на основе унифицированных решений.
При выработке подобных решений, стандарты социальных услуг также являются необходимым исходным элементом всех применяемых информационных систем, поскольку формируют один из основных справочников – справочник социальных услуг, на основе которого осуществляется сборка и синхронизация всех возможных элементов архитектуры региональной информационной системы, решающей задачи автоматизации процессов организации оказания социальных услуг в региональной системе социального обслуживания граждан:
Таким образом, организация разработки и применения региональных стандартов социальных услуг является одним из основных элементов, обеспечивающих:
Форум для обсуждения 442-ФЗ открыт по адресу:
Об авторе:
Илья Илларионов, начальник отдела технологий социального обслуживания граждан Министерства социальной политики Свердловской области.