Научная школа центрального института труда. Размирович Е

«Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой»

«Если бы даже все производство было механизировано, если бы все было поставлено на конвейеры и движущиеся ленты, мы знаем, что вместе с этим надо поставить задачу воспитания особого скоростного человека с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и в то же время расходовать минимум нервной энергии»

А.К. Гастев


Принято считать, что в то время, как в Америке повсеместно внедрялись идеи Тейлора и Форда, отсталая Россия, истерзанная Первой мировой войной и разрухой, была не способна задумываться о таких вопросах, как производственная культура или научный подход к труду. Однако именно тогда в нашей стране и появились эти понятия, изменившие мировую культуру труда. Их родоначальником является удивительный и деятельный Алексей Капитонович Гастев, дерзкий поэт и убежденный революционер, основатель Центрального института труда и основоположник всемирно известной НОТ – Научной Организации Труда.

Алексей Капитонович Гастев родился 26 сентября 1882 г. в г. Суздале Владимирской губернии. По окончании городского училища, а затем технических курсов Гастев поступил в учительский институт, но был исключен оттуда за политическую деятельность. С 1900 г. он участвует в революционном движении, одновременно занимаясь поэзией и публицистикой. Сборники его художественных произведений издавались несколько раз под заголовком "Поэзия рабочего удара". Последний из них вышел в Москве в 1923 г.

В начале 20-х годов Гастев оставил деятельность в области художественной литературы и всецело посвятил себя работе по организации труда. Своим последним художественным произведением Гастев считает организованный им в 1920 г. в Москве ЦИТ (Центральный институт труда) ВЦСПС, которым он заведует и который воплощает все легендарные замыслы, вложенные в его художественную работу.

Где источник уникальных идей и замыслов? В чем причина поиска подходов к повышению качества организации труда?

В глубине проникновения в тему рабочих процессов (вплоть до мельчайших элементов) и в масштабе целей, которые ставил перед собой Гастев, не ограничивая себя реальностью проблем сегодняшнего дня и всегда устремляясь в будущее.

Находясь на нелегальном положении до 1917 года, Гастев часто бывает в Париже. Там он обучается в Высшей школе социальных наук и одновременно работает слесарем на металлозаводе, где производство организовано системе Фредерика Тейлора.

Эти два факта позволяют ему изучить новейшие мировые подходы к организации труда как непосредственно на практике - в шумных залах французского завода, так и теоретически - за скромными партами Высшей школы. Лишь после революции Гастеву наконец удается вернуться на Родину, где он сразу же начинает активную деятельность по внедрению изученных за рубежом систем организации производства.

Занимая ключевые посты в профсоюзном движении, Гастев видит ситуацию на заводах Москвы, Николаева, Петрограда, Нижнего Новгорода. Для него становится очевидным, что невозможно привить на советские заводы скопированную зарубежную систему. Необходима не просто адаптация. Требуется такое изменение увиденных и изученных ранее методов и подходов к эффективности труда, чтобы они смогли безболезненно дополнить и расширить существующие на заводах порядки. Главная проблема – культура труда, которая, по мнению Гастева, является результатом тщательных тренировок, а не только агитации. Ее не хватает на предприятиях прежде всего. Нужно формировать новые трудовые привычки – установки, а также научиться сочетать их с особенностями нашей коллективной ментальности и возможными источниками трудового энтузиазма.

Гастев, в отличие от Форда, полагает, что основой повышения эффективности производства является не совершенствование техники, а сам человек, его мотивация, его желание расти над собой, стремление к радости труда. Поэтому в системе организации труда человеку необходимо уделять больше внимания, чем любым другим компонентам.

Для реализации такого подхода были необходимы тщательные, глубокие и многофакторные исследования, а также последовательное внедрение результатов в подготовку рабочих – страна нуждается в быстром росте качества и производительности труда. И Гастев создает свое главное детище - Институт Труда, в последствие получивший название ЦИТ (Центральный Институт Труда).

Активная деятельность Института позволяет разработать систему не только более гуманную, чем система Тейлора. Новый подход унифицирован, прост в элементах и понятен каждому. Нам он известен под названием НОТ – Научная Организация Труда.

Научная Организация Труда становится основной деятельностью ЦИТ. На базе Института работают лаборатории, нацеленные на создание методов повышения эффективности производства, разрабатываются учебные программы, по которым полномасштабная подготовка рабочих происходит в немыслимо сжатые сроки – от 3 до 6 месяцев. Гастев уделяет особое внимание времени, его рациональному и качественному использованию, а также балансу эмоционального и физического состояния человека в трудовом процессе. Его рекомендации действенны и в наши дни, их легко узнать в «тайм-менеджменте» и модных идеях экологичного труда.

Основным научным трудом Гастева является книга "Трудовые установки" (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам. А книгу «Как надо работать» можно смело назвать основой «социальной инженерии» - науки о рациональном, организованном, производительном и красивом человеческом труде. Уже к 1935 году Гастев выходит на международный уровень разработок в области стандартизации процессов, успешно выступает в Стокгольме и по этой теме. Однако в 1938 году его репрессируют, в апреле 1939 года трагически обрывается его жизнь, а вместе с ней останавливается и развитие его детища – ЦИТ – на долгие годы, вплоть до реабилитации в 1956 году.

В период «оттепели» идеи научной организации труда находят живой отклик и реализуются в создании научно-исследовательских институтов, авиационных конструкторских бюро, ложатся в основу кибернетических разработок и становятся неотъемлемой частью интеллектуального труда, перейдя из основ рабочих профессий в инженерно-технические, исследовательские и прикладные научные области. Работы Гастева дважды переиздаются и получают «второе рождение» вместе с новым витком развития института – Всесоюзного научно-исследовательского института Труда.

Можно с уверенностью сказать, что Гастев намного опередил свое время. Именно он ввел понятие «организационная культура», разработал теоретические и экспериментальные идеи новой науки - социальной инженерии. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

Взгляд поэта, революционера и социального инженера был устремлен в будущее и обращен к нам сегодняшним. Идеи А.К. Гастева снискали мировую известность, и в наши дни изучаются в Германии, США, Великобритании. В Японии его методы в соединении с особенностями национальной культуры легли в основу столь популярных ныне концепций «Точно в срок» и «Бережливое производство». Его подходы уникальны сочетаемостью с любыми видами трудовой деятельности и применимостью в кросскультурном пространстве.

На сегодняшний день идеи Алексея Капитоновича Гастева никому не кажутся чудными, в них верят, они многократно доказаны и крайне работоспособны. Никто не может сказать, каких еще технологических высот смогла бы добиться наша страна, если бы исследования в этой области не прекращались. Однако точно известно, что проекты и разработки этого вне всякого сомнения выдающегося человека сохранились в НИИ Труда. Остается лишь использовать их во благо, возвращая радость и ценность труда каждому человеку.

Выдержки из книг

«Труд любого работника может быть легко разложен на ряд операций или функций, которым можно обучить и которыми можно управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд и одинаковые, как для рабочего, так и для директора: расчет - установка - контроль - учет - расчет»

Семь правил Гастева для всякого труда:

1. Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте.
2. Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой.
3. Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить.
4. Не старайся сразу сделать переворот, начинай с пустяков.
5. Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь.
6. Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед происшествиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют их победить.
7. Знающий, но не умеющий - это механизм без двигателя.

Мудрые правила повышения производительности труда:

1. Сначала продумай свою работу досконально.
2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления.
3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь.
4. Инструмент располагай в строгом порядке.
5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за всей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора.
6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь.
7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй вполсилы, а потом уж берись вовсю.
8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи.
9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы.
10. Не надо отрываться в работе для другого дела - работай ровно.
11. Работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер.
12. Если работа не идет - не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться - и снова за работу.
13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его - и снова за работу.
14. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться, лучше потерпи.
15. В случае полной неудачи легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начни работу.
16. Кончил работу - прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти.

Современником А. А. Богданова был видный советский ученый, основатель и первый директор Центрального института труда (ЦИТ) А. К. Гастев. Управление производством А. К. Гастев разделял на два самостоятельных процесса управление вещами и управление людьми и раскрыл общность производственного и управленческого процессов.  


Зачинателем и вдохновителем советской системы научной организации труда был В. И. Ленин. В нашей стране были развернуты значительные по тем масштабам исследования, широко изучался отечественный и зарубежный опыт организации труда . В 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), сыгравший значительную роль в развитии научно-методических основ научной организации труда.  

Центральный институт труда (ЦИТ) - в СССР в 1920-1940 гг. ведущая научно-исследовательская организация , занимавшаяся разработкой важнейших проблем организации социалистического труда и практическим внедрением результатов исследований в производство. Организатором и руководителем ЦИТа был А. К. Гастев - один из создателей советской школы НОТ.  

По инициативе В. И. Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области НОТ.  

В СССР научная разработка вопросов организации труда началась в 1921 г., когда был организован Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области научной организации труда . Работники института разработали и внедрили на ряде предприятий рациональный режим труда и отдыха, разработали рекомендации по улучшению гигиенических условий труда , а также другие мероприятия, связанные с совершенствованием трудовых процессов , которые широко внедрялись на заводах и фабриках. В разработанном ЦИТом плакате-листовке Как надо работать популярно излагались конкретные правила рациональной организации труда , приводились рекомендации о том, как следует подготовить и оснастить рабочее место , как распределить свои усилия во времени, как правильно чередовать время работы и отдыха и т. п.  

Центральный институт труда (ЦИТ) создал систему подготовки квалифицированных рабочих, получившую известность как метод обучения ЦИТ. На своих учебных базах в 170 городах ЦИТ подготовил свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий.  

ЦИТа" (1927), "Нормирование и организация труда " (1929), брошюр, статей. Основатель (1921) и первый руководитель Центрального института труда (ЦИТ). Коллектив ЦИТ, руководимый Г., в 20- 30-е гг. разработал концепцию НОТ, которая включала три взаимосвязанных направления (теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места методику рационального производственного обучения теорию управленческих процессов) и в комплексе охватывала сферы техники, технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики, а также элементы таких наук, как кибернетика, инженерная психология , эргономика, которые начали широко развиваться в последующие годы. Концепция НОТ трансформировала и интегрировала наиболее ценные находки западной управленческой мысли и в то же время представляла значительный шаг вперед по сравнению с носившими преимущественно технико-технологический и узко адм. характер разработками Ф. Тейлора и его последователей. В ней уделялось значительное внимание новой культуре труда, соц., психологическим, физиологическим аспектам трудовой деятельности, обосновывалась необходимость постоянной тренировки физ. и психических способностей работников (наблюдательность, воля, двигательная культура и пр.), предусматривался широкий диапазон проявления личной инициативы исполнителей. Г. предложил концепцию организации труда , максимально приближенную к потребностям крупного общественного производства. Реализованная еще при жизни Г., указанная концепция способствовала коренному пересмотру и обновлению методов профессиональной подготовки кадров, организации труда и производства в отечественной практике. Несмотря на то что основная работа ЦИТ была направлена на внедрение НОТ в производство, институт проводил исследования и в сфере управления. По мнению современных специалистов, Г. выдвинул ряд идей, характерных для современного научного управления (так, сформулированные Г. 16 правил "Как надо работать" предвосхитили ряд праксеологических идей и представляют методологический и практический интерес для организации любого вида труда).  

Первыми взялись за изучение труда и пересмотр норм выработки рабочие -металлисты, которые поставили этот вопрос на рассмотрение второй сессии Совета Всероссийского Союза рабочих-металлистов (1918 г.). 28 августа 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Труда и Обороны об организации Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и его задачах. ЦИТ возглавил в стране работу по рационализации трудовых процессов. Было утверждено положение о заработной плате , разработана инструкция по изучению труда и др. В стране начала создаваться сеть специальных по НОТ, а на предприятиях - тарифно-нормировочные бюро и секции организации труда (НОТ). В 1925 г. состоялась первая Всесоюзная конференция работников тарифно-нормировочных бюро заводов, которая определила содержание, цели и задачи нормирования труда на социалистических предприятиях.  

Отметим кратко и некоторые аспекты вклада в управленческую науку еще одного видного российского ученого, автора более 200 серьезных исследований по проблемам управления и научной организации труда , основателя и бессменного руководителя созданного в 1921 г. при ВЦСПС Центрального института труда (ЦИТ) - Алексея Капитоновича Гастева. Сосредоточившись на проблеме повы-  

Уже в первые десятилетия существования нашей страны научная организация труда получила широкий размах на предприятиях народного хозяйства. Этому вопросу посвящались публикации видных государственных деятелей и ученых, многие совещания и конференции, издавалось несколько журналов. Для руководства и ко- ординации работ в области НОТ был создан Совет (СОВНОТ) вол главе с В. В. Куйбышевъш в 1921 г. было принято постановление об образовании Центрального института труда (ЦИТ), которым ру ководил крупный ученый А. К. Гастев. Этот институт занимался рационализацией трудовых процессов, совершенствованием рабочих мест и другими вопросами научной организации труда.  

КПСС в условиях социалистического строительства последовательно претворяла в жизнь ленинские указания в области развития Н. о т. Уже в начале 20-х годов в стране был создан Центральный институт труда (ЦИТ), деятельность которого была направлена на выработку научно обоснованных предложений по совершенствованию трудовой деятельности и оказанию практической помощи предприятиям. Существенный вклад в развитие комплекса научных дисциплин о труде внесли советские ученые А. К. Гастев, С. Г. Струмилин. Б. Л. Маркус, Г. A. Ilpy-денский и др.  

В период 1921-39 вопросами Н. о. т. занимался Центральный институт труда (ЦИТ), руководителем к-рого был А. К. Гастев. ЦИТ был создан как исследовательский и практический центр Н. о. т. в произ-ве. Постановление Совета Труда и Обороны от 24 авг. 1921, подписанное Лениным, отмечало важность создания такого центра. Основное внимание в работе ЦИТ было сосредоточено на исследовании процессов производственного труда и его рационализации. ЦИТ провел большую исследовательскую, методич. и практич. разработку ряда вопросов в области подготовки рабочих кадров , организации труда в производственном процессе , общей культуры труда и организации произ-ва в целом.  

ЦИТ был образован в соответствии с указанием В. И. Ленина о необходимости поднятия производительных сил путем научной организации труда , привлечения к этому важному делу научных и технических сил страны, непосредственно самих трудящихся масс. 16 сентября 1920 г. Президиум ВЦСПС принял пост, об организации Института труда. В мае 1921 г. Институт труда был объединен с Институтом экспериментального изучения живого труда при Наркомтруде РСФСР и получил новое название - Центральный институт труда. Деятельность ЦИТа получила всестороннюю поддержку В. И. Ленина. В записке от 3 июня 1921 г. в Наркомфин РСФСР он писал Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом труда... Подумайте, узнайте точнее и постарайтесь исхлопотать ему известную сумму. Такое учреждение мы все ж таки, и при трудном положении, поддержать должны (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 52. С. 244-245).  

Лит. Ленин В. И., Научная система выжимания пота, Соч., 4 изд., т. 18 его же, Система Тяйлора - порабощение человека машиной, там же, т. 20 е г о ж е, Очередные задачи Советской власти, там же. т. 27 его же, Ложка дегтя в бочке меда, там же, т. 33 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 2-3. 7 изл., М., 1954 Постановления июльского Пленума ЦК КПСС 1955 года. О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства ..., М., 1955 Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза 24-29 июня 1959 года. Стенографический отчет, М., 1959 О ходе выполнения решений XXI съезда КПСС. О развитии промышленности, транспорта и внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Постановление Пленума ЦК КПСС (единогласно принятое 15 июля 196Э г.), М., 1960 Программа Коммунистической партии Основы организации и планирования машиностроительных предприятий СССР, М., 1957 Научное управление в американской промышленности. СО. статей, под ред. X. С. Персон, пер. с англ., М.-Л. 1933 Организация производства на промышленных предприятиях США, пер. с англ., т. 1-2, М., 1960-61.  

Лит. Гастев А. К.- основатель и руководитель Центрального института труда ВЦСПС, в кн. ЦИТ и его методы НОТ, М., 1970.  

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марксистской идеологии . При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская.  

Русским Тейлором по праву можно назвать Алексея Капитоно-вича Гастева (наиболее важные его работы собраны в книге Гастев А К. Как надо работать. М., 1966). По заданию В. И. Ленина в 1920-х годах А. К. Гастев с сотрудниками активно изучал наиболее эффективные зарубежные методы управления и организации производства (в частности, сам Гастев работал на французских предприятиях, управляемых по системе А. Файоля, а также переписывался с Г. Фордом и другими ведущими менеджерами того времени) в 1920 году основал и возглавил ЦИТ (Центральный институт труда) в России, в котором было разработано около 1900 методик обучения профессиям и подготовлено более полумиллиона рабочих.  

Смотреть страницы где упоминается термин Центральный институт труда ЦИТ

:    Труд и заработная плата в СССР Издание 2 (1989) -- [

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 11 ноября 2017; проверки требуют.

Центральный институт труда, (ЦИТ) - научно-методический центр в области научной организации труда Российской Советской Республики (1921-1924) и СССР (1924-1940) .

Будущий основатель института, революционер и поэт - А. К. Гастев был убеждён в необходимости систематической работы по исследованию трудовых процессов с целью их совершенствования. В ходе своей работы на ряде предприятий в России и за рубежом он занимался изучением отдельных операций и впервые выступил в печати с методикой классификации работ в зависимости от приёмов, которые употребляются рабочими на заводе. В - годах, будучи секретарем ЦК ВСРМ (Всероссийского союза рабочих-металлистов), он активно занимается профсоюзной и культурно-организаторской работой и активно участвовал в продвижении идей научной организации труда .

В феврале 1921 на I конференции по научной организации труда А. К. Гастевым были впервые оглашены правила «Как надо работать», эти правила были напечатаны в газетах Известия , Труд , перепечатаны во всех рабочих газетах и журналах по научной организации труда. К правилам были обширные комментарии, пояснения и дополнения. Сами правила были широко опубликованы в виде плакатов, листовок. Также в начале 1921 г. Гастевым была выпущена брошюра «Наши задачи» в которой была дана краткая характеристика состояния организации труда в Советской России и за рубежом, изложен план работ, структура Института труда при ВЦСПС и методология его работы.

3 июня 1921 г. состоялась встреча А. К. Гастева с В. И. Лениным , с которым Гастев был знаком ещё по швейцарской эмиграции. Гастев получает поддержку всех своих идей, направленных на научную организацию труда (НОТ).

Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук. Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени свертывается работа ЦИТа и местных институтов труда (в 1920-х годах их было свыше 10). В 1939 основателя и бессменного руководителя ЦИТ Гастева расстреляли за антисоветскую деятельность.

Научно-исследовательский институт по организации авиационной промышленности «Оргавиапром» Научно-исследовательский институт технологии и организации производства

В настоящее время правопреемником ЦИТ является (НИАТ) .

Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.

В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка» , занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. По характеру деятельности его сравнивают с крупной современной консалтинговой фирмой. Услуги «Установки» быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить. У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования.

Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930-1934-е годы, масштаб его деятельности характеризуют следующие данные:

Инструкторы ЦИТ действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства - в машиностроении, металлургии, строительстве, лёгкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте. ЦИТ также проводил «трудовые чемпионаты» - прообраз профессиональных конкурсов.

Основными направлениями деятельности ЦИТа, после того как он окончательно сформировался, были:

Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ, было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях - так называемое исследование на узкой базе. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и «трудовая клиника» ЦИТа, опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО «Установка», имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования.

Также впервые в мировой практике ЦИТ начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий. Обобщая этот опыт, А. К. Гастев писал: «Было очень симптоматично, что производственники-инженеры, имевшие солидный производственный стаж, пробывшие в длительных командировках в Германии и Америке, вначале не только изумлялись какому-то такому проектированию рабочего состава, но и подкрепляли своё изумление компетентной ссылкой на то, что ничего подобного нет ни в Германии, ни в Америке»". Там же он писал: «Постановка самой проблемы - проектирования - инициатива самого ЦИТа».

ЦИТ шел от разработки организационных стандартов к проектированию на их основе организации труда на рабочих местах, затем к проектированию так называемого рабочего фронта, а затем к построению всей сложной системы организации труда и производства в цехе и на предприятии в целом.

Особое значение придавалось проработке вопросов «развертывания» предприятий, то есть проектированию таких процессов организации, как ввод производства в эксплуатацию и доведение его до проектной мощности, обеспечение предприятия работниками, их подготовка, производственное обучение.

На основе всех указанных видов проектирования ЦИТ добивался получения новых, более высоких форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали десятки крупнейших предприятий страны, в том числе Ростовский завод сельскохозяйственных машин . Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уралмашстрой - гиганты машиностроения.

Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А. Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления. Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе.

А. Гастев с 1932 по 1936 гг. был главным редактором журнала «Вестник стандартизации» (ныне - «Стандарты и качество»).

ЦИТ издавал собственные труды, методические материалы, журналы «Установка рабочей силы» (1926-31) и «Организация труда» (1921-33). Специалисты ЦИТ публиковали статьи, освещающие зарубежные события в области НОТ с анализом передовых методик и новинок. В 1924 году доклад Гастева на Международном конгрессе по НОТ в Праге был выслушан с особым интересом, поскольку русские предложили практическую методику обучения и тренировки инструкторов на базе нового понимания организации труда, которой не было даже на Западе. Один из «отцов современного трудоведения» в США и сподвижник Тейлора Фрэнк Гилбрет (англ. Frank Bunker Gilbreth ) признался, что «русские глубже нас входят в НОТ». Появились статьи и очерки в профессиональных журналах, в том числе в немецком журнале «Организация труда в промышленном хозяйстве», в «Бюллетене Тейлоровского общества», в промышленном журнале США «Менеджмент инженеринг».

Е. А. Петров, Н. М. Бахрах, А. К. Гастев - на заседании Президиума ЦИТа, 1928



ИСТОРИЯ РУССКОЙ БУХГАЛТЕРИИ

1920 год

Центральный институт труда (ЦИТ)

Особое влияние на последующую учетную методологию оказал даже не Чрезучет, а такое не вполне бухгалтерское учреждение как Центральный институт труда.

Центральный институт труда (ЦИТ) был организован осенью 1920 г. постановлением Президиума ВЦСПС, по инициативе человека, ставшего его бессменным директором: Алексея Капитоновича Гастева.

Гастев был настоящим, ярким и бескомпромиссным фанатиком своего дела. Такие люди вызывают преклонение или священный ужас, и какое именно их этих чувств вызывал директор ЦИТа у своих подчиненных, бог весть.

«Работа в ЦИТ имеет свою фатальность… - писал Алексей Капитонович к предисловии к одной из своих книг. - Две идеи страшно занимают меня, которым, по мере сил, я хочу сообщить цельность. Первую идею назову

биоэнергетикой .

Вторую идею назову

оргаэнергетикой .

Заразить современного человека особой методикой к постоянному биологическому совершенствованию, биологическим починкам и переделкам – такова первая задача. Дать высшую организационную конденсацию, дать способы организационных прививок для всей жизни, выраженной в ее сложном, огромном комплексе – задача вторая.

Мне пришлось быть в своей жизни очень долго революционером, слесарем-конструктором и художником. И я пришел к убеждению, что самым высшим выражением в работе, которое, я убежден, было во всем том, что я делал, является

инженерия .

Творческая инженерия, приложенная как к организационной конструкторской работе, так и к работе по переделке человека – является самой высшей научной и художественной мудростью».

А вот как вдохновенно Гастев намечал, по его выражению, «контуры грядущей культуры, которой должна венчаться наша революция».

«I . Острая наблюдательность.

Надо воспитать мелкую настороженность к жизни, к самому обыденному ее проявлению, утопить эти разлагающие философские обобщения. Вы идете по тротуару, а крестьянин идет болотной тропой; посмотрите, не два ли разных типа ваших походок - прямая поступь горожанина, рессорный шаг крестьянина; объясните - почему это и скажите, какая походка приемлема для дальних походов. Подходите к станку. Фиксируйте ваше внимание только на резце и стружке и сделайте то же самое при тихом ходе. И так изо дня в день. Отчеканивайте ваши впечатления. На завтра их фиксируйте, окрасьте их пов­торным, проверочным наблюдением. Можно быть уверенным, что вы из наблюдений хотя бы над криком торговок на базаре создадите особую науку или, во всяком случае, самый базар построите с учетом всего, что на нем происходит.

Наблюдению надо учить всех школьников, всех спортсменов, всех солдат, всю рабочую молодежь, всех рабочих и крестьян, всех граждан. И особенно наблюдению работы с попыткой ее быстро передать, запомнить хотя бы в десятой части.

II . Любовь к трудовым орудиям.

Что угодно: заводской резец, сверло, топор, молоток, лопата, карандаш, цеп, удило, все это надо признать нашим человеческим сокровищем. Культура орудия шла веками и тысячелетиями, ее создавала стихийная инерция всего человечества. В наше время необходимо изучать какой-нибудь плотницкий топор так же, как биологи изучают кровь, как физики - закон магнетизма. В школах надо наблюдать за детьми, на каком орудии останавливается их внимание, закрепить этот интерес и толкать к изобретениям в этой области. Каждое маленькое изменение дает переворот в обработочной технике. Очень распространена банальная мысль, что скоро не нужны будут орудия, все станет делать машина. Но здесь обывательское недоразумение. Ведь все орудия, все обработочные машины, это - интуиция человеческого тела, человеческого организма. Если даже машина будет триумфально торжествовать, то изучение примитивной инструментовки и механики человеческого тела, может быть, станет еще более внимательным.

В настоящее время обработочные орудия мало любят. А в заводах их ненавидят. И так безнадежно застыли в своей эволюции все эти молотки, рубанки, топоры.

Надо создать в наше время целый культ орудий, создать серьезную новую науку о законах работы орудиями.

III . Школа трудовых движений.

При современной культуре, особенно в России, человеческий организм находится в жалком положении. Им интересуются главным образом врачи, или, вернее, лекаря, и интересуются по должности. Так, много говорят о растрачивающихся силах, об экономии труда. Но ведь первая наша задача состоит в том, чтобы заняться той великолепной машиной, которая нам так близка – человеческим организмом. Эта машина обладает роскошью механики - автоматизмом и быстротой включения. Ее ли не изучать? В человеческом организме есть мотор, есть „передача", есть амортизаторы, есть усовершенство­ванные тормоза, есть тончайшие регуляторы, даже есть манометры. Все это требует изучения и использования. Должна быть особая наука - биомеханика, которая может культивироваться в изысканно-лабораторной обстановке, а может быть поставлена и в любой домашней комнате, на вольном воздухе, на площадке, в любой мастерской. Эта наука может и не быть узко-„трудовой", она должна граничить со спортом, но спортом, где движения сильны, ловки и к то же время воздушно-легки, механически-артистичны.

IV . Искусство работать с наименьшей затратой силы.

Количество пота, выделяемого при работе, часто говорит не о том, что работа трудна, а о том, что именно нет культуры труда. Мы часто работаем как дикари. Мы не совладели с простой вещью: как установить удобное дыхание при работе; такая установка делается спортсменами и борцами; она применена к чрезвычайно ограниченной части балующегося человечества и не применена к работающим классам. Наше дыхание очень часто не питает и не облегчает работу, оно препятствует работе.

Мы страшные варвары в распределении наших усилий. Мы „наваливаемся" на работу или уже просто «волыним». Надо приучиться к легкому распределению наших усилий.

И как это ни странно, мы не умеем отдыхать. Можем ли мы так лечь на кровать после работы, чтобы сразу отпустить все мышцы и почувствовать, что весь корпус беспомощно проваливается вниз?

Необходимо провозгласить не только академическую, но бытовую, социальную науку об энергетике работника.

Почему, почему горы книг написаны о тепловой энергии, о топках, котлах, паровых машинах, электричестве, антраците, белом угле, электрификации и ничего не написано об энергетике работника?

Почему все заборы заклеены афишами о фарсах, а на заводах. Нет ни на одной стене, ни на одном верстаке ни одной строчки, как добывать и как расходовать живую человеческую энергию? И это в стране, которая зовется рабоче-крестьянской!

V . Подбор характеров и настроений.

Сортировка характеров, определение психологии работающего человека и хотя бы приблизительный совет (правда, не гадальческий), куда и как поставить человека, должны стать обязанностью школ, военных частей и заводов. При такой постановке и кретин найдет свое место, и сумасброд найдет подходящий бассейн.

Мы должны биться за создание особых графиков рабочих настроений, создание особых кривых работы, создание особых психологических приемов, как „входить" в работу.

Наконец, каждая профессия, каждая рабочая операция, каждый трудовой прием должен иметь свое подходящее настроение, требовать свой характер.

VI . Тренировка.

Но вот где настоящая целина, где не ступала нога ученого и практика. Хоть родить, да надо сделать эту науку о трудовых учебных тренировках. Есть тренировка скрипача, танцора, акробата, фехтовальщика, но нет самой главной тренировки - настоящего труда. Надо распространить на все наши рабочие и крестьянские миллионы особые тренировочные рецепты, - как тренировать, воспитывать, обучаться правильному удару, как обучаться быстро нажиму, как научиться распределять давление. Во всем народе надо распространить дешевые тренировочные модели трудовых упражнений. Если прежде „гимнастика Мюллера" была в комнате барчука или любителя, тренировочные модели должны быть не только в заводах, а в каждой крестьянской избе. И пусть эта новая настоящая трудовая педагогика двинет народную культуру так же, как двигала ее какая-нибудь прививка против эпидемических болезней.

VII . Экономные движения вещей и людей в пространстве.

Нашу страну, глубоко деревенскую, захолустную, где порой, кажется, пропадают целые уезды, где вдруг „открывают" стоверстные незарегистрированные лесные участки, нашу страну надо о-город-ить, надо урбанизировать.

Кратчайшая линия, выигрыш пространства, законы движений многих тел с разными скоростями и встречами по ограниченному количеству линий, распланировка и расстановка на крохотном участке сложного предприятия - вот кодекс новой инженерной науки о постройке движений. Эту науку надо знать солдату, городскому голове, милиционеру, швейцару, командиру, сельскому старосте, а не только строителю железных дорог и телеграфному мастеру.

Вот комплекс той культуры, за которую надо биться нашей стране. Если она не усвоит этот новый инженерный тон эпохи, если снизу доверху не будет поставлено воспитание всего народа, если не будет методически прививаться эта народная выправка, нас объедет горожанин Европы и Америки, горожанин далеко уже не так развитой и знающий, но ловко портативный, и тренированный.

И как бы мы ни спорили о том строе, в котором теперь живем, ясно одно: его социальное содержание требует новой культуры, пропитанной работой, энергией, выдержкой».

Биологически совершенствовать человека двадцатых годов прошлого века – это, знаете, что-то… Возможно, в другое время Алексей Капитонович остался бы безвестным мечтателем-чудаком, с небольшими возможностями донести свои прекрасные идеи до консервативной публики, но революция – пора чудес. Фанатизм слесаря-конструктора упал на благодатную революционную почву и возрос на ней. В распоряжении Алексея Капитоновича оказался целый научно-исследовательский институт, со своим зданием и штатом, любой слесарь-конструктор обзавидовался бы!

Не стоит, конечно, думать, что био-и оргаэнергетика Гастева представляли совсем уж оригинальный интеллектуальный продукт: на Западе еще в начале ХХ в. и ранее велись подобные разработки и издавались книги, переводившиеся на русский язык – назовем, к примеру, работу французского философа де Ламетри «Человек-машина», вышедшую в С.-Петербурге в 1911 г., а сочиненную еще в 1747 г., - да и работы отечественных авторов имели место: например, в 1914 г. труд В.П. Горячкина «Работа живых двигателей». То есть идея рационализации труда посредством экономии движений, чем занялся институт Гастева в 1920 г., витала в воздухе.

До Октябрьской революции бухгалтерское сообщество не обращало на эту идею ровным счетом никакого внимания, решая методологические вопросы в традиционном, налаженном ключе. Чтобы развернуть научные поиски в другую сторону, потребовалась мировая встряска, социальное землетрясение, эпохальная чистка человеческих рядов, какой стала Октябрьская революция.

Новые кадры ухватились за идею рационализации, ясную и доступную даже для малообразованного рабфаковца, парня от станка или девушки от граблей, и в течение двух десятилетий не выпускали из рук. Если гастевский Центральный институт труда занимался в основном производственными, а не управленческими вопросами, рационализируя движения токарей, литейщиков и каменщиков, то очень скоро последователи Алексея Капитоновича, такие же простые парни и девушки, добрались в своем рационализаторском порыве и до бухгалтерии, отчего бедная на продолжительное время сделалась по-рабоче-крестьянски проще и по-революционному прямолинейней.
Михайлов А. Система ЦИТ – М., 1932.

· ЦИТ и его методы НОТ – М., «Экономика», 1970.

Ц И Т), создан в Москве в 1920 по инициативе ВЦСПС, в 1921 декретом СТО признан центр учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов науч. организации труда и подготовки рабочей силы В 1931 передан в ведение ВСНХ СССР. Организатор и директор ЦИТа -А К Гастев ВЦИТе работали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты (H M Бахрах, H А Бернштейн, M P Журавлев, К X Кекчеев, H Д Левитов и др.). ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифициров рабочих на эксперим. основе Исследования велись в лабораториях и «трудовой клинике» ЦИТа, на «оргастанции», в уч. -установочных цехах на предприятиях, практич. подготовку кадров вело АО «Установка» (с 1928), имевшее з-ды уч и эксперим. оборудования На основе доктрины «трудовых установок» Гастева ЦИТом разработаны ориг. технология проф. обучения, «система (метод). ЦИТа», ориентированная на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифициров рабочих Готовились также инструкторы, администраторы и др. Элементы методики ЦИТа использовались при создании программ для школ ФЗУ и проф. школ В 1923-32 ЦИТом создано 1700 уч пунктов (баз, цехов), обучено ев 20 тыс. инструкторов и организаторов произ-ва, подготовлено ев 500 тыс. рабочих по 200 специальностям ЦИТ вел работу на 400 предприятиях и стройках Одной из форм демонстрации методов обучения и труда стали «трудовые чемпионаты» - прообраз проф. рабочих конкурсов Концепция ЦИТа не вписывалась в официальную сов пед. теорию кон 20-х - нач 30-х гг и подвергалась не всегда оправданной критике (С E Гайсинович, H К Крупская, А В Луначарский, В H Шульгин и др.). Оригинальность системы ЦИТа была признана за рубежом

С 1931 в условиях форсирования индустриализации на ЦИТ была возложена задача инж и пед. проектирования рабочего персонала и организации труда на предприятиях - новостройках, реконструируемых з-дах

ЦИТ впервые разработал методологию подготовки квалифициров рабочих на основе единства инж и психол -пед. подходов В то же время в его системе были заметны влияние своеобразной тех-нократич культурологии 20-х гг, недооценка теоретич и внепроизводств форм проф. -тех подготовки Ин-т издавал труды, метод материалы, журн «Установка рабочей силы» (1926-31). и «Организация труда» (1921-33). В кон 1940 ЦИТ передан в систему авиационной пром-сти

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА (ЦИТ)

научно-исследовательское учреждение по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочих. Осн. в 1920 (организатор и директор ЦИТа А.К. Гастев), с 1931 в ведении ВСНХ СССР. В институте сотрудничали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и "трудовая клиника" ЦИТа, опытные станции ("оргастанции"), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО (трест) "Установка", имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования. ЦИТ разработал на основе доктрины "трудовых установок" Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - "систему (метод) ЦИТа", ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол. В 1923-32 ЦИТом создано 1700 учебных пунктов (баз, цехов), обучено св. 20 тыс. инструкторов, организаторов производства, св. 500 тыс. рабочих по 200 специальностям. ЦИТ вел практическую работу на 400 предприятиях и стройках, проводил "трудовые чемпионаты" - прообраз профессиональных конкурсов. Однако концепция ЦИТа не вписывалась в официальную педагогическую систему 20-х гг. и подвергалась критике (С.Е. Гайсинович, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.Н. Шульгин и др.). К недостаткам технологии профессионального обучения ЦИТа можно отнести технократические идеи "машинизации воспитания", недооценку школьных форм обучения. Система ЦИТа признана за рубежом. С 1931 на ЦИТ была возложена задача проектирования рабочего состава и организации труда на вновь построенных и реконструируемых предприятиях. Была разработана технология "фабрикации" рабочих типов в соответствии с их "профилями" (квалификационными характеристиками), а также методика производственного инструктажа рабочих непосредственно на рабочем месте. Впервые методология подготовки квалифицированных рабочих основывалась на единстве инженерного и психолого-педагогического подходов. В то же время система ЦИТа была продуктом технократической культурологии начала 20-х гг. ЦИТ издавал труды, методические материалы, журналы "Установка рабочей силы (методом ЦИТ)" (1926-31) и "Организация труда" (1921-33). В конце 1940 ЦИТ передан авиационной промышленности.