Правила жизни бездомных (3 фото). Михаил - прохожий

Что делать, если жизнь заставляет на собственном опыте убедиться в правильности поговорки «от сумы не зарекайся»? Куда обращаться, оставшись без дома и источников дохода? «Республика» подготовила инструкцию по выживанию в «каменных джунглях».
Анатолий, житель одного из сел Белогорского района, уже не помнит, когда именно жизнь повернулась к нему спиной. В девяностых годах «подсел на стакан», потом остался без работы, потом ушла жена, потом - пропил дом и оказался на улице. «Бомжевал» до тех пор, пока один из соседей не сжалился и не взял к себе на работу. Анатолий помогал по огороду, работал на строительстве, а взамен получал питание и койку для ночлега. Жизнь только начала налаживаться, как произошло несчастье - Анатолий попал в больницу. Ни своему «работодателю», ни кому бы то ни было, он, больной, оказался не нужен. Скоро Анатолия выписывают. Что делать дальше - он не знает: говорит, без жилья, денег и с клеймом «бомжа» идти ему некуда.

Сколько всего таких обиженных судьбой людей в Крыму, точно неизвестно: статистика по бродягам не ведется. Еще два года назад крымские правоохранители перед зимними холодами проводили операцию «Бомж»: людей, не имеющих жилья и занимающихся бродяжничеством, отправляли в приемник-распределитель, где им обеспечивали ночлег и питание, но сейчас такие рейды не проводятся. «Мы бы и рады помочь, да некуда этих бомжей поместить, - рассказывают в пресс-службе Центра общественных связей МВД Украины в Крыму. - В августе 2010 года симферопольский приемник-распределитель закрыли».

Психолог Ольга Витченко считает: в итоге на улице оказываются не те, кому некуда пойти, а те, кто не хочет жить по принятым в обществе правилам.
«Бомж - человек не без крыши над головой, а человек с определенными убеждениями. Обычно эти люди дорожат свободой не работать, свободой жить без документов, без контроля, свободой от семьи, свободой пить… Работа, где нужно подчиняться каким-то правилам, - для них каторга, выполнение социальных норм - посягательство на свободу. Если человек осознал безысходность жизни бомжа, он начнет возвращаться в социум, но нужно ведь осознать… Кто хочет, тому всегда протянут руку помощи».

Работа и деньги
На первый взгляд может показаться, что никому нет дела до человека, который остался наедине со своей бедой. На самом деле, это не так. Обманули родственники; пока сидел в местах лишения свободы, родные подсуетились и выписали неблагополучного сородича; подписал, невнимательно прочитав, документы и оказался на улице - в каждом случае государственные структуры, занимающиеся вопросами социальной политики, оказывают необходимую поддержку. Так, например, в Службе занятости можно не только узнать о вакансиях, но и получить бесплатную юридическую консультацию и, конечно, оформить пособие по безработице.

«Мы помогаем всем, кто к нам обращается. Подчеркиваю, всем», - говорит замначальника отдела Республиканского центра занятости Ирина Борис. - Можно ограничиться бесплатными консультациями юриста, но если у человека есть документы, его могут поставить на учет, и тогда он будет получать пособие».

Встав на учет в Центре занятости, можно получить и другие «привилегии», например, единоразовую материальную помощь. Ее выплачивают социально незащищенным гражданам в случае длительной болезни, смерти близких родственников, стихийного бедствия или других экстремальных жизненных обстоятельств. Кому помочь, решает специальная комиссия при крымском Министерстве социальной политики. «В этом году комиссия рассмотрела 103 обращения граждан, выплатили 121 тысячу гривен материальной помощи, - рассказывает министр соцполитики Крыма Елена Семичастная. - Кстати, похожая помощь осуществляется за счет районных бюджетов по программе „Забота“. Чтобы ее получить, нужно обратиться в местное Управление труда и социальной защиты».

Впрочем, у человека, волею судьбы оказавшегося на улице, вряд ли есть трудовая книжка, справка о зарплате и идентификационный код - в лучшем случае, только паспорт. Что делать и на что рассчитывать в такой ситуации?

Крыша над головой
В Минсоцполитики говорят: в Крыму работает несколько учреждений социальной защиты для бездомных, в том числе негосударственные организации. Так, в Симферополе с 2007 года открыт «Центр учета и социальной защиты бездомных граждан» (в прошлом - Дом ночного пребывания), который финансируется из городского бюджета. Как отмечает начальник отдела по вопросам социальной политики Галина Протасова, на сегодняшний день это единственное в Крыму место, в котором можно не только бесплатно пожить, но и получить регистрацию на полгода. Для каждого бездомного составляется индивидуальный план помощи.

«За первое полугодие в „Центр“ обратились 236 человек. Из них 148 человек получили регистрацию, 32 - нашли работу, 16 - восстановили документы, 124 - просто получили ночлег и питание», - рассказывает Галина Протасова. Бродяга может оставаться в ночлежном доме 24 дня. За это время удается оформить документы (или начать процедуру оформления), подыскать работу, найти жилье, при необходимости устроиться в больницу или дом престарелых.

Для многих, кто стал жертвой жизненных обстоятельств, дни в «Центре» - это возможность передохнуть, собраться с мыслями, заново научиться отношениям с обществом и поменять жизненные установки. В этом им помогают психологи.
«Прежде всего, мы не отделяем наших постояльцев от обычных людей. Да, они неприятно пахнут, не знают каких-то элементарных вещей, но все можно изменить, - рассказывает одна из сотрудниц „Центра“. - Мы учим их самостоятельно принимать решения, постоянно напоминаем, что проблема сама собой не решится, нужны личное участие, личная ответственность. Образно говоря, чтобы тебе открыли дверь, нужно в нее постучать - не раз и даже не два».

«Центр учета и социальной защиты бездомных граждан» рассчитан на сорок мест, и попасть сюда может не каждый. Людям, находящимся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, с психическими отклонениями, с инфекционными заболеваниями и не прошедшим флюорографию, вход в «Центр» строго запрещен. Хотя в чашке горячего супа здесь не отказывают никому. К слову, деньги на флюорографию бездомные могут получить в общественных организациях, которые сотрудничают с «Центром», но об этом позже. Итак, переступая порог временного пристанища, бродяги попадают в руки врача, который их осматривает и дает разрешение на пребывание, а затем принимают душ и получают чистое белье. При необходимости фельдшер организует консультации врачей или дополнительные обследования («Центр» сотрудничает с 3 й поликлиникой и больницами № 2 и 7). Сотрудники «Центра» также плотно работают с районными отделами милиции, паспортным столом Центрального района, общественными организациями.

У Христа за пазухой
В церкви всегда готовы помочь сирому и убогому: накормить, одеть, вылечить, предоставить работу. В Крыму вот уже 10 лет работает Общество православных врачей. Его председатель Татьяна Шевченко рассказывает: «Наши функции гораздо шире, чем помощь бездомным. Но если человек оказался в таком затруднительном положении, мы помогаем с госпитализацией и ночлегом. Причем всем людям, вне зависимости от вероисповедания».

В здании Крымской епархии открыт врачебный кабинет, активисты Общества православных врачей бесплатно принимают всех желающих. Если не могут помочь - направляют к коллегам в симферопольских клиниках.

По словам волонтера Марии Смуток, во многих храмах есть трапезные. «Особенно в сельских и пригородных. Там любому человеку дадут поесть. Может быть, это не всегда афишируется, но это так». Бесплатная трапезная есть, например, при храме Святого Пророка Илии на евпаторийской набережной.

Обогреть, накормить, помочь с жильем и работой могут и общественные объединения. Например, Международная христианская организация «Армия спасения» тринадцать лет следит за тем, чтобы крымские бездомные не голодали и не мерзли зимой и могли снова найти себя в обществе.

«Бездомный человек, как правило, курит, пьет и принимает наркотики. У нас есть выходы на реабилитационные центры, если человек хочет - мы его направляем лечиться», - поясняет офицер «Армии спасения» в Крыму Ирина Денисюк.
Международная благотворительная организация помогает людям попасть в «Центр учета и соцзащиты бездомных», другие реабилитационные центры Крыма и Украины.

«Помогаем с оформлением документов, иногда даже берем за руку и ходим по различным инстанциям. Бывает, оплачиваем расходы - например, билет до дома в другой регион Крыма или Украины», - рассказывает Ирина.

В «Армии спасения» бездомные могут бесплатно подлечить зубы, помыться, получить чистое белье, теплые вещи. Желающим волонтеры подыщут дешевое жилье или комнату в общежитии.

«Могу точно сказать: помочь можно только тому человеку, который хочет помощи и готов ее принять», - говорит офицер «Армии спасения».

Какие нужны документы, чтобы встать на учет в центре занятости?
- Паспорт или документ, его заменяющий
- Трудовая книжка или ее дубликат
- Документы об образовании и профессиональной квалификации
- Идентификационный код
- Справка о средней заработной плате за последние три месяца на последнем месте работы.

Когда начнут начислять помощь?
С 8 го дня после регистрации в службе занятости. Лицам, которые уволены по собственному желанию без уважительных причин или за нарушение трудовой дисциплины, выплата помощи по безработице начинается с 91 го календарного дня.

Благотворительный фонд «Нужна помощь» и портал «Такие Дела» объявили 27 марта Днем бездомного человека. Time Out против равнодушия и черствости. Поэтому мы попросили специалистов, работающих с бездомными, объяснить, как любой желающий может помочь тем, кому повезло в жизни меньше.

Бездомные люди сталкиваются со множеством трудностей: у них нет питьевой воды и еды, в том числе горячей, которая помогает не замерзнуть. Нет одежды по погоде, медицинской помощи, негде постирать одежду и помыться. Кроме того, у бездомных людей никогда нет ощущения безопасности: они часто становятся жертвами насилия, всегда испытывают тревогу.

В России, если вы бездомный, вам будет очень трудно восставновить утерянные документы и получить пенсию. К тому же, если нет прописки или регистрации (то есть человек может даже жить где-то, но быть де-юре бездомным), очень сложно получить доступ к любым социальным услугам: легально трудоустроиться, получить медицинскую помощь и так далее.

Всех этих людей можно вернуть к полноценной социальной жизни, вытащить «с улицы». Но для этого нужна помощь не только профильных служб. Time Out попросил PR-директора фонда «Нужна помощь» Кристину Покрытан и координатора проектов благотворительной организации «Ночлежка» Викторию Рыжкову дать 7 советов, как каждый может помочь.

Я встретил бездомного человека. У меня совсем мало времени, но я неравнодушен и хочу помочь. Что я могу сделать?

Если вы видите, что человеку не нужна экстренная помощь, то бросаться ему на помощь не нужно. Просто постарайтесь не избегать человека взглядом, улыбнитесь ему. Самое лучшее — купить воды, еды и дать адрес места, где можно получить помощь. Если у вас есть время и готовность, отведите человека к этому месту или хотя бы купите билет в метро.

Какую одежду надо отдавать?

В первую очередь она должна быть функциональной, чистой, не порванной и по погоде. Если это куртка — то с рабочими пуговицами и молниями, если обувь — то с шнурками и застежками. Бездомным всегда нужны носки, шарфы, шапки, рукавицы, нижнее белье, одеяла и старые пальто. Зимой основная проблема — обморожение, летом — перегрев.

Какая нужна еда?

Которую не нужно готовить. Подойдут хлебобулочные изделия, консервы (если их не надо открывать ножом), сыр, колбаса, фрукты, но самое главное — питьевая вода.

Сколько бездомных в России

В России нет дома у 4,5 млн человек.

По статистике «Ночлежки»: 36% бездомных остались без дома из-за семейных обстоятельств и конфликтов с родными, 22% потеряли жилье после переезда в другой город, 17% стали жертвами мошенничества с недвижимостью, 10% вышли из мест заключения, но им некуда было идти.

Чего нельзя делать никогда?

Нельзя давать деньги — но не потому, что человек заведомый алкоголик или наркоман. Бездомные пребывают в очень уязвимом психоэмоциональном состоянии, не знают, что с ними случится и где они окажутся завтра, не понимают, что делать. Велик риск, что они совершат неправильный выбор и купят алкоголь на ваши деньги, а не, скажем, еду или теплую одежду. Помимо прочего, алкоголь чаще всего как раз и провоцирует обморожения, из-за которого люди умирают на улице. Он не согревает, а лишь притупляет чувство холода.

Лежит человек (спит, пьяный), надо ли его будить?

Прежде всего, необходимо понять, действительно пьян человек или нет. Вы можете принять за пьяного человека того, у кого в этот момент происходит инсульт или инфаркт. Нечеткая дикция и нарушенная координация могут быть признаками не только опьянения, но и проблем со здоровьем. Если вам кажется, что человеку нужна медпомощь, то пройти мимо нельзя.

Человек спит в метро (или в подъезде). Мне неприятен его запах и внешний вид. Что делать?

В метро, если человек вас не слишком смущае, лучше оставить его в покое; там хотя бы тепло. Так же как и в подъезде. Бездомные ночуют в подвалах, на лестничных клетках и на чердаках не от большого желания, а от безысходности — это один из немногих способов не замерзнуть и провести время там, где хотя бы есть крыша над головой.

В какие фонды или организации мне обращаться, если я хочу помочь?

Вполне можно довериться рекомендациям Google на поисковый запрос «как помочь бездомному человеку в моем городе». В Москве с бездомными работают фонд «Милосердие» и их проект , волонтерское движение , благотворительная организация , а также Центр социальной адаптации «Люблино», который работает круглосуточно и имеет свою мобильно-патрульную службу.

В Санкт-Петербурге это фонд . Кроме того есть определенные государственные программы и учреждения социальной помощи, куда можно обратиться. Их тоже легко найти в интернете. Если необходима медицинская помощь, то резонно вызвать скорую помощь. В полицию обращаться стоит только в крайнем случае.

Проходя на улице мимо бездомных, какие чувства мы испытываем? Обычно жалость или отвращение, реже возникает желание помочь. А как часто мы задумываемся о том, какая история стоит за этим мужчиной, в грязной одежде или той худой женщиной, пошатывающейся толи от алкоголя, толи от голода?
Гена один из них. Когда ему было 10, его мама пошла за хлебом и не вернулась. Квартиру отец пропил, и Гена остался на улице.

Я был отличником

Я родился еще в Ленинграде, вырос в Петербурге. Жили мы в центре города. Бабушка - заслуженный работник метрополитена, мама шеф-поваром работала, папа был инженером. Все как у всех: детский сад, школа, первый звонок, первый класс. Я был отличником, и мне все нравилось.

Однажды вечером моя мама ушла в магазин за хлебом. Когда она уходила, я закрывал за ней дверь. Больше ее никто не видел. Мне было 10 лет. И до сих пор про нее никто ничего не знает. Попытки разыскать, заявления в полицию и все такое никаких результатов не дали. Вот так все и началось.

Отец на этой почве начал съезжать потихонечку с катушек. До этого я ни разу не видел его пьяным, они с мамой любили друг друга. А тут он начал серьезно пить.

Это был 2000 год. Наш дом на Восстания, 1 расселяли (сейчас в нашей бывшей квартире копицентр). И с очень хорошей доплатой нам с бабушкой дали две разных квартиры в Купчине. Я жил с отцом. Он эту доплату стал пропивать, работать ему не надо было.

Я пытался спасать отца, выбрасывал бутылки с водкой в окно, угрожал ему, даже дрался. Пытался его остановить, но безуспешно. К тому времени я уже и сам выпивал. Я это делал, может быть, от отчаяния. Я беспризорничал, попрошайничал, нюхал клей по подъездам. Это была такая форма протеста: я все время хотел, чтобы меня спасли. Я все время надеялся, что отец за мной приедет. Что он будет любящий, счастливый и трезвый и спасет меня из этого ада.

Предприимчивая тетя Оля

Годам к пятнадцати все стало совсем плохо. Отца к тому моменту уже обманули с жильем. Он хотел разменять нашу квартиру на другую. Подписал бумаги по пьяни, и все. Мы переехали к бабушке в однокомнатную квартиру. Там они уже запили вдвоем. Я промышлял криминалом всяческим, воровал, года четыре отсидел за это.

Бабушка 40 лет проработала в метро, заслуженный работник метрополитена. В 76 лет ушла на пенсию, а через два года, в 2007-м, умерла. Потому что столько пить в таком возрасте невозможно.

Отец тогда еще пуще запил. Появилась ни с того ни с сего его сестра, предприимчивая тетя Оля. Она предложила папе переехать в Ленинградскую область, переписав предварительно бабушкино наследство на нее. Он так и сделал. Ему сняли комнату и вывезли его туда, я с ним не поехал.

В 2011 году я приехал в этот поселок, Новолисино, где жил отец. Я там бывал до этого пару раз. И сосед вышел и просто сказал: «Слушай, знаешь, что? Если ты сейчас тут останешься, то вам обоим не жить. А если ты сейчас отсюда уедешь и больше никогда не приедешь, то, возможно, он выживет». Я не знаю почему, но мне тогда стало очень страшно. Я сбежал оттуда и все пять лет об этом не думал. Я только недавно вспомнил это затертое, затоптанное воспоминание, что он там остался. Я все это время считал, что его просто нет.

Только позавчера я там был. Я проснулся утром с мыслью, что я должен туда поехать. Людей, которых я там знал, уже нет, у них просто заколочены окна. В той квартире, в которой отец жил, уже новая дверь, сделан ремонт, под окном стоит очень хорошая машина. Из соседей двери никто не открывает. Отдел полиции переехал в неизвестном направлении. В администрации развели руками и сказали: «Слушай, ну знаешь, как у нас тут люди умирают? Они умирают, и мы последними об этом узнаем».

Никогда не было прописки и паспорта

В 2011 году я пришел в «Ночлежку». Социальный работник Валентина Марьяновна, когда мою фамилию услышала, так странно на меня посмотрела. Я ей рассказываю что-то, а она мне говорит: «Слушай, твоя мама тебя в «Ночлежку» на учет поставила еще в 1992-м». Оказалось, что, когда я родился, у мамы с бабушкой были какие-то контры, бабушка с отцом были прописаны на Восстания, а меня и маму там прописывать бабушка отказалась. Но прописать ребенка где-то нужно. И мама тогда принесла меня в «Ночлежку» - на Синопскую еще. И сама там встала на учет.

У меня никогда в жизни не было прописки. Я никогда не получал паспорта. Я уже второй год не могу его получить. Я восстановил личность, подтвердил, подал документы на гражданство. Прождал полгода. Мне сказали, что гражданство мое подтверждено, отправлено на подпись. И оно пришло с отказом и пояснением, что нужны еще какие-то справки.

Я три года был в реабилитационных центрах. И сам там стал руководителем. Я денег вообще не зарабатывал. Я помогать как-то старался людям, и мне это самому помогало жить. Ощущение полезности.

Я больной человек. Но я уже второй год не пью, не употребляю и курить даже бросил.

В 25 не было желания жить

К 25 годам я подошел совсем убитый. У меня не было желания ни жить, ни делать ничего. Я пил, я употреблял наркотики. Я перепробовал все, что есть вообще. Поймал себя на том, что не хочу жить. Три раза пытался покончить с собой, и все три раза у меня не получалось. По непонятным каким-то причинам. Я даже не понимаю до сих пор до конца, как так произошло, что я еще жив.

На Ваське есть городская наркологическая больница. Сначала я, честно, просто хотел отдохнуть. От этого ада на улице. Меня уже ни алкоголь, ни наркотики не спасали. И я пошел туда. За год прошел 12-шаговую программу. Что изменилось? Я больше не боюсь самого себя, не боюсь быть таким, какой есть, больше не боюсь мира этого. Я повзрослел. Я чувствую себя на свои 26. Желание жить вернулось.

Я иду сейчас и вспоминаю, как я грабил этот рынок. Вот мы там проходили магазинчик один - я украл там футболку. За мной выбежал охранник и поймал меня. Я как будто вижу себя больше десяти лет назад. Это было выживание: дикое, суровое, в каменных джунглях. Когда я хотел есть - я шел и грабил рынок. Потому что я не знал, что можно было поехать домой и поесть там. Меня там ничего не ждало. Пока я был ребенком, мне все сходило с рук. К сожалению, я поверил, что так всегда будет.

В тюрьме делать нечего. Скучно, страшно, могут побить, могут унизить, что угодно могут сделать. Я освобождался, а через месяц опять уезжал.

Глубочайшее состояние отчаяния

Сейчас я живу в «Ночлежке», в «Доме на полдороге». Годичная реабилитация моя подошла к концу.

Все упирается теперь в этот паспорт. У меня есть истории, которые не лечатся 12-шаговой программой. Мне нужна психотерапия, но, чтобы на нее ходить, нужны деньги. Чтобы получать деньги, нужно на работу устроиться. Сейчас я подрабатываю неофициально: помощником инженерного сантехника, монтажником оборудования на крыше. На «Ночлежке», кстати, ограждение я ставил.

У меня есть диагноз такой - «глубочайшее состояние отчаяния». Я тут недавно ехал с напарником на работу на машине, и он разговаривал со своим дедом по телефону. И тут я понял, что я ему завидую, тому, что у него есть дед. Я ему говорю: «Слушай, Андрюха, тебе так повезло, у тебя есть дед». А у меня нету. И все. И я впадаю в отчаяние.

Иногда трудно посочувствовать алкоголикам. Кажется, что «сами виноваты», «надо было бросать пить». Но люди вроде Гены и хотели бы, но действительно не могут это сделать без посторонней помощи. А еще им негде жить и нечего есть. В Петербурге 60 тысяч бездомных. Петербургская организация «Ночлежка» помогает им восстановить документы, получить медицинскую помощь, временную крышу над головой, социальные работники «ведут» бездомных и помогают им написать запросы на помощь, найти одежду, работу и дом.

Поддержать работу «Ночлежки» можно в источнике.

Каждую зиму люди замерзают на улицах. Чтобы забрать в морозы под крышу всех бездомных, руководитель Дома трудолюбия Емельян Сосинский еще летом арендовал в Сергиево-Посадском районе заброшенный пионерский лагерь, который сможет вместить несколько сотен стариков, инвалидов и женщин с детьми. Он откроется уже в ближайшее время, но лагерю и живущим в нем бездомным надо помочь уже сейчас.

«А зачем вообще помогать бездомным?» Емельян Сосинский отвечает:

– Для человека верующего это – один из путей спасти свою душу. Потому что ты должен быть либо молитвенником, либо постником, либо благотворителем. Благотворительность – это спасение своей души через помощь окружающим. И, на мой взгляд, помощь бездомным людям – это очень хорошее направление, по которому можно себя спасать. Тут мы видим множество заповедей, которые можно исполнить. «Был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня…», «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Все это точно относится к категории людей, которая называется бездомные.

Вторая точка зрения, с которой тоже надо помогать бездомным – это наша с вами безопасность. Все же понимают, что будет гораздо лучше, если вместо того, чтобы пьяными лежать на улице, они будут жить где-то под крышей, трезвые, трудиться и сами на себя зарабатывать.

Это – ответ для человека не верующего, а просто прагматичного.

– Изменились как-то причины бездомности за последние сто лет?

– Нет, всё одно и то же. Всегда были люди, которые в поисках заработка уезжают куда-нибудь и начинают бедствовать, и это основной состав тех, кто становится бездомными. И те, кто попрошайничают по городам и селам, они тоже всегда были и есть.

– То есть, основной состав бездомных – это люди, которые из бедных регионов приехали в Москву и не удержались?

– Да. И в первую очередь они не удержались у себя на родине. Потому что в регионах работы намного меньше. И те, кто привык, допустим, выпивать после работы, у кого с образованием не очень, они едут туда, где шанс заработать и выжить больше. У многих из них, кроме того, что нет никакого производства на родине, потеряны родственные связи. Деревни-то вымерли…

Подавляющее большинство, 80% бездомных – это те, кто уехал из дома в поиске лучшей жизни. Причем, жизни рабочей. Но потом часть из них осваивается на улице и работать уже не хочет. И вот их число, к сожалению, растет.

– То есть, люди становятся «профессиональными бездомными»?

– Да, это те, кто живет по принципу: «Я вам не лошадь, чтобы работать, есть право на труд, а не обязанность». И среди верующих людей есть такие, которые считают, что это – нормально. Потому что мы знаем заповедь: «Просящему у тебя дай». И неважно, как он собирается эти деньги тратить – хоть пить, хоть тунеядствовать. Раз есть заповедь, значит – дай. И вот эта категория людей, к сожалению, среди бездомных умножается.

– Сколько можно прожить на улице, не работая? Есть ночлежки, есть места, где покормят.

– Могу сказать на примере, который я неоднократно наблюдал возле храмов, где я работал. Если человеку без ограничений дают и пожертвования собирать, и пить сколько хочет, а живет он при этом на улице, то такая жизнь длится три года. Потом он умирает.

– А ты сочувствуешь бездомным?

– Когда человек лежит на улице пьяный, я считаю, что это состояние неправильное, и ему надо об этом говорить. И надо его всячески хоть словом, хоть делом (апостол Павел писал, что «других страхом спасайте») вытаскивать из этого состояния. Я считаю правильным дать человеку возможность изменить свою жизнь. А сочувствовать, что он бедненький пьяный лежит, к сожалению, я пока не на такой стадии духовности. Я ему просто жестко скажу: «Что, тебе не надоело в этом всем валяться?»

– Тебе приходилось наблюдать духовный рост у людей, которые попали с улицы в приют?

– Наблюдал. Тут, конечно, не знаешь, где правда, а где наигранность, которая особенно свойственна людям, привыкшим жить, что-то про себя сочиняя. Но вот одна женщина говорила: «Раньше я встречалась с трудностями и тут же уходила в запой. А сейчас, удивляюсь сама себе: говорю, значит так Богу угодно. И не пью».

Я надеюсь, что изменения происходят, потому что человеку достаточно просто о чем-то слышать, о чем он раньше не слышал. И хочет он – не хочет, а мысленный процесс идет.

– Ты говорил как-то, что в новом лагере в Сергиево-Посадском районе будет возможно устроить бездомным жизнь на порядок лучше – интереснее и духовнее. Как это будет выглядеть, и насколько лагерь уже близок к Дому трудолюбия Иоанна Кронштадтского?

– Пока основные отличия от того Дома трудолюбия в том, что у нас очень узкий спектр работ, которыми мы можем занять людей. У Иоанна Кронштадтского, напомню, было 12 различных производств. И они были очень разные – там могли трудиться и сильные, и слабые, и умные, и глупые. И нам тоже нужны мастерские, где смогут работать безногие, безрукие, слепые. Очень бы хотелось, чтобы у нас все люди, которые готовы жить, честно трудясь, могли это делать независимо от физического состояния.

И вот сейчас, когда уже есть территория лагеря, у нас намного шире возможности воплотить это в жизнь. Там можно создавать разные производства, в корпусах хорошие подвалы, в которых тоже можно мастерские размещать, почти 5 га земли.

Потом, у отца Иоанна Кронштадтского все по воскресеньям ходили в храм. Мы тоже сможем поставить на территории переносную часовню, где будут проходить службы.

– В каком состоянии ты принял лагерь, и что там сделано сейчас?

– Внешне лагерь таким же и остался. Корпуса и водонапорные башни как стояли, так и стоят. Все, что мы сделали, все внутри. А самая значимая часть работы проведена под землей. Заменены практически все коммуникации, починены скважины, восстановлена котельная. В корпусах, которые мы готовим к заезду, заменены трубы, установлена сантехника, убран грибок, обвисшая штукатурка, обои. Внутри все поменялось довольно сильно.

– Работу по восстановлению лагеря сопровождает вялотекущий конфликт с ближайшим СНТ. В чем его суть?

– Несколько местных активистов не хотят жить рядом с «маргиналами». Они говорят, что согласятся на такое соседство только тогда, когда приют откроет государство. И еще лучше не тут, а где-то в Сибири, подальше. Наверно, их можно понять. Но согласиться я не могу. И есть два евангельских сюжета, которые описывают то, что было в то время, то, что есть сейчас и то, что будет всегда.

Посудите сами: происходит значительное событие, которое стоит на грани с чем-то чудесным. В данном случае люди бездомные, которые спят на улице, не пойми как одеты и не пойми как живут, становятся нормальными людьми. Фактически, происходит чудо. Но это затрагивает интересы местных жителей – они не хотят жить рядом с ними. Но в Евангелии подобное описано в истории про человека из Гадаринской страны, из которого Иисус изгнал бесов. Эти бесы затем вошли в свиней, после чего все стадо бросилось в море и утонуло. Но что сделали гадаринские жители: они сказали «Отойди от нас». То есть, нам такие чудеса не нужны, потому что из-за этого страдает наше благосостояние.

Второй сюжет тоже евангельский. Господь неоднократно показывал, что различные политические или религиозные законы могут противоречить закону духовному. А духовный закон говорит о том, то человеку надо помочь, когда он к тебе обращается, а не тогда, когда «пройдет суббота». А по тогдашнему государственному закону в субботу был запрещен всякий труд. И в наши дни местные жители так и говорят: вот когда государство здесь откроет государственный приют, вот тогда бездомные пусть сюда и приходят. А то, что людям помочь надо сейчас, что уже сейчас они находятся на грани смерти или рабства, их это не волнует.

– При этом, государству содержать бездомных обходится дороже.

– Да, могу сказать в цифрах, что содержание одного бездомного в ЦСА «Люблино» обходится москвичам в 44.000 рублей в месяц, а если он инвалид и живет в ЦСА «Филимонки» – в 65.000. А у нас проживание в социальном доме обходится в 7,5 тысяч, которые бездомные почти все зарабатывают сами. И мы, кстати, не просим от государства финансирования. Как говорил Иоанн Кроштадтский: надо дать возможность бездомным где-то жить и трудиться. А государство пусть дает им заказ. То есть, бездомных людей не надо содержать! Надо просто дать им возможность честно зарабатывать.

И, конечно, хорошо бы помочь нам с помещением. У нас сейчас много денег будет уходить на одну только аренду. А чтобы выкупить лагерь, надо 60 миллионов.

– Емельян, чем можно помочь приюту?

– Сейчас, когда на улице зима, и у нас переполнены не только дома, но даже подсобные помещения, нам особенно нужна помощь в запуске лагеря. Потому что еще чуть-чуть, и мы не сможем принимать людей. Пора заселяться в лагерь. Но – как только мы его откроем, тут же пойдут серьезные траты: аренда, отопление.

Сейчас наши социальные дома, в которых живут инвалиды и старики, живут за счет тех средств, которые зарабатывают бездомные в рабочих домах. То есть, 75% необходимой суммы у нас есть. Но даже Дом Трудолюбия Иоанна Кронштадтского с его мастерскими нуждался в пожертвованиях. И мы очень просим помочь нам посильной суммой.

250 рублей – это один день проживания безногого инвалида или старика. Без малого 2.000 рублей – неделя. Многие оставляют 2000 за один поход в магазин. А у нас в эту сумму входит и питание, и уход сиделки, и чистое постельное белье.

Кроме того, есть вещи, на которые очень трудно собрать по рублю – вроде новой канализации. Но есть люди, которые понимают важность новых труб и котлов и понимают – сколько они стоят. И вот сейчас мы были бы очень благодарны жертвователю, который помог бы, к примеру, решить проблему с ассенизационной машиной.

Так получилось, что мы не смогли восстановить в лагере старую канализацию. А так как время уже поджимает, и въезжать в лагерь надо не позже января, мы решили сделать временную и купили под нее ассенизационную машину, чтобы не платить постоянно коммунальщикам. То есть, проблему-то мы решили, но – за счет большой дыры в бюджете… А впереди – мастерские, строительство храма, какие-то непредвиденные крупные починки. Нам, конечно, очень нужны крупные жертвователи, к которым мы могли бы иногда обращаться с такими просьбами.

Но если люди и не могут никак материально участвовать, нам всегда нужен волонтерский труд, начиная от того, что бабушку или дедушку надо отвезти к врачу, а потом обратно посадить на транспорт. Нам нужна юридическая помощь, социальная, медицинская. А чтобы жизнь в общине была не хуже, чем в миру, надо организовывать не только работу, но и досуг. То есть, работы очень много. И что касается волонтерской помощи, тут ее непочатый край.

Я призываю всех поучаствовать в благом деле спасения бездомных. Я занимаюсь этим уже пять лет, и хочу сказать спасибо всем, кто помогал мне все эти годы и будет помогать впредь.

Наши реквизиты:

Карта Сбербанка: 6762 8038 8051 845 631

Короткий номер: На номер 3443 Слово Бездомный- пробел -сумма. Комиссия 0%. Операторы: Мегафон, Билайн, МТС.
Яндекс вместе:

Сегодня мы будем говорить о том, какого рода помощь бездомным людям (лицам бомж) оказывается в Москве и городах Московской области, представим организации и волонтерские команды, которые этим занимаются.

Начнем со статистики. По оценкам Московского Департамента труда и соцзащиты в российской столице на 2015 год было около 11 тысяч бездомных. Официально. Прибавим тех, кого не посчитали, и получится численность небольшого провинциального городка. Много. Но говорят, что численность лиц бомж снижается. Будем верить статистике из Департамента.

Как организована бесплатная помощь бездомным, бомжам в Москве:

Городская программы "Социальный патруль".

Программа «Социальный патруль», которая была запущена несколько лет назад, нашла отклик в сердцах очень многих людей, не равнодушных к нуждающимся. Сотрудники соцзащиты на 30 машинах и 5 автобусах развозят по местам скопления бездомных еду, теплую одежду, оказывают медицинскую помощь. Уже открыто 2 центра социальной помощи и адаптации бездомных. Хорошее начинание.

Для тех, кто нуждается в помощи соцзащиты, оставляем ссылку на страницу сайта Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы , где можно найти информацию о порядке признания бездомных граждан нуждающимися в получении социального обслуживания.

Служба помощи бездомным людям «Милосердие».

Больше десяти лет работой с лиц БОМЖ ведет православная служба помощи «Милосердие». У этой команды 3 основные направления, в которых они двигаются:

- профилактическая работа на вокзалах города.