Реализация функций общественного мнения институтами гражданского общества. «Общественное мнение как институт гражданского общества

Общественное мнение – это состояние массового сознания, показывающее скрытое или явное отношение социальных групп к проблемам и событиям настоящего; это одномоментный срез общественного сознания в динамике и его связей с действительностью.

Характеристики общественного мнения:

1) публичность. Носители: большие массы людей, социальные группы, которые обмениваются вопросами общественной жизни, своими суждениями;

2) суждения и те мнения, которые были услышаны, воспринимаются как свои;

3) общественное мнение рассматривает все стороны общественной жизни.

Именно благодаря общественному мнению общественность приобретает свой особый тип единства. Общественное мнение – это количественный продукт, но все же это не единодушное мнение и не обязательно мнение большинства. Общественное мнение можно принять за центральную тенденцию, которая устанавливается в ходе борьбы между различными мнениями, в ходе ведения дискуссий, которые ведутся в обществе.

Общественное мнение имеет функции:

1) контрольную;

2) консультативную;

3) директивную.

Общественное мнение занимает определенную позицию, дает советы, регулирует поведение людей, решает определенные общественные вопросы, поддерживает или отвергает некие представления, ценности и нормы, которые присутствуют в обществе.

Общественное мнение интересуют только те проблемы и события, которые вызывают общественный интерес, актуальны, допускают возможность дискутировать по данному вопросу.

В качестве субъектов (носителей общественного мнения) могут выступать социальные общности.

По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным.

Характеристики общественного мнения зависят от многих факторов: степени совпадения интересов групп, характера обсуждаемого вопроса и т. д.

Формирование и функционирование общественного мнения могут идти стихийно, но в наше время чаще идет воздействие от политических организаций, СМИ и пропаганды.

Значение общественного мнения в общественной жизни зависит и определяется культурой, состоянием общественного сознания, характером производственных отношений (т. е. социальными условиями), а также свободой выражения мнения, развитостью институтов (т. е. специфическими условиями).

В XX в. возрастает роль общественного мнения, оно является фактором социального управления, используется при принятии решений. При демократизации общества роль общественного мнения еще больше возрастает.

Активностью функционирования общественного мнения в обществе, анализом высказывания занимается социология общественного мнения.

Общественное мнение проявляется на разных уровнях:

1) как духовное отношение (через оценочные суждения);

2) духовно-практическое (через эмоционально-волевые побуждения);

3) практическое отношение (массовые действия и поступки).

Однако не в каждом обществе общественное мнение занимает главное место. Это возможно, когда в обществе реально присутствует свобода, высок уровень демократизации. Эти условия служат гарантией действенности общественного мнения.

Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный. В первом значении общественное мнение предполагает сумму приемов сбора и отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискуссий по широкому кругу тем (такого рода информация – своеобразный «барометр» самочувствия общества). Во втором значении общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему социально-организованных и социально-значимых суждений и оценок. Причем, организованных не только «извне» (гражданские свободы, система массовой информации, политический плюрализм), но и «изнутри» (символы, ценностные образцы, стереотипы, установки и т. д.).

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную.

Экспрессивная функция – самая широкая по своему содержанию; она связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Эта функция позволяет общественному мнению, а следовательно и гражданскому обществу, контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в моральном и нравственном аспектах.

Консультативная функция общественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения референдумов или плебисцитов).

Будет ли контроль общественного мнения над властью действенным или чисто декларативным, это во многом зависит от степени демократизации политического режима, развитости институтов гражданского общества, уровня политической культуры граждан, их способности принимать активное участие в жизни общества.

Важным представляется вопрос о соотношении общественного мнения и общественного сознания. Под последним понимается совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие. В качестве форм общественного сознания выделяют политические идеи, правосознание, мораль, науку, искусство, религию и т. д. Было бы неправомерно отождествлять общественное мнение с какой-либо одной формой общественного сознания, ибо оно выносит суждение по всем вопросам – политики, морали, права, искусства, религии и т. д. Поэтому общественное мнение может рассматриваться как самостоятельная форма общественного сознания, которая отличается от других своей всеохватностью и универсальностью.

Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания в тот или иной отрезок времени. В нем проявляются интересы, настроения и чувства индивидов, групп, общностей, их отношение к проблемам общественной жизни.

Социологи отмечают три необходимых условия функционирования и развития общественного мнения.

1. Общественная значимость, актуальность проблемы, темы, события. Общественное мнение формируется и получает развитие только в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей, затрагивают их экономические, политические и духовные интересы.

2. Дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рассмотрения общественности становятся, как правило, проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, заключающие в себе моменты дискуссионное™ (не спорят о том, стоит ли развивать экономику; вызывают споры такие вопросы, как ввоз в страну ядерных отходов).

3. Необходимый уровень компетентности. Обсуждение какого-либо важного вопроса может не состояться, если люди не обладают элементарной осведомленностью относительно содержания данной проблемы.

Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

Социологи выделяют два основных источника формирования и развития общественного мнения. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Это во многом стихийно складывающийся и практически неподдающийся регуляции источник общественного мнения.

Второй источник общественного мнения – это средства массовой информации, которые оказывают целенаправленное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Выполняя функцию социального контроля, средства массовой информации выступают как главный инструмент формирования общественного мнения, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, социальные установки и образцы поведения. Учитывая важную роль средств массовой информации в жизни общества, их иногда называют «четвертой властью».

Если средства массовой информации являются рычагами формирования и выражения общественного мнения, то в качестве его субъекта выступают социальные группы и общности, политические партии и общественные организации, общество в целом, международная общественность. В итоге общественное мнение представляет собой синтез суждений и оценок, образующих новое качество, несводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Следует также иметь в виду, что массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что общественное мнение формируется на основе как достоверной информации, так и непроверенных сведений или ложных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, догадками, домыслами и т. д.

Важное значение общественного мнения как института гражданского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Vox populi, Б.Грушина, Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др.

Как показывают результаты социологических исследований, по мере демократизации российского общества роль общественного мнения значительно возрастает. Оно становится одним из главных инструментов утверждения ценностей гражданского общества – общества суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, свободно выражающих свои мысли и активно участвующих в решении важнейших вопросов общественной жизни.

Вместе с тем социологи отмечают, что в ряде случаев российское общественное мнение становится объектом манипулирования со стороны средств массовой информации и стоящих за ними различных политических сил. Одним из механизмов манипулирования общественным мнением является привлечение внимания только к определенным темам. В результате информационная картина не отражает реального положения дел, а фиксирует лишь то, что отвечает социальному заказу тех или иных влиятельных политических группировок, партийных элит, финансовых и деловых кругов, контролирующих доступ к средствам массовой информации.

Решение проблем, порожденных манипулированием общественным мнением, непосредственно связано с развитием институтов гражданского общества, способных поставить под общественный контроль средства массовой информации, защитить их от негативного воздействия со стороны различных финансовых и политических сил, добиться использования информации на благо всего общества.


| |

В теме «Социальная организация» мы рассмотрели вопросы о государстве и гражданском обществе, о проблемах формирования последнего в нашей стране. Гражданское общество невозможно без функционирования института общественного мнения.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Приведем наиболее распространенное определение.

Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях.

Сфера проявления общественного мнения – это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм. Все эти проблемы оказываются в поле внимания гражданского общества.

Без всестороннего изучения общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти, гражданского общества. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления.

Признаки общественного мнения:

Выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, оценки, отношения;

Включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом, в отношении которого данная совокупность выступает как общность;

Касается конкретной ситуации, вопроса; не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения;

Должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много);

Складывается только при условии доступа общественности к информации, которая может отражать реальное положение вещей, так и искажать действительность;

Не является неизменным, сохраняется на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена;

Продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения, (дельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т. д.).


Условия возникновения общественного мнения:

1. Наличие социальных интересов людей. В поле интересов - проблемы, имеющие важное практическое значение, затрагивающие значимые интересы людей (экономические, политические, духовные).

2. Наличие момента спорности, дискуссионности.

3. Уровень компетентности – информированности общественности по проблемам.

Необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения.

Субъект – это народное большинство. Это классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями.

Объект общественного мнения - то, по поводу чего складывается общественное мнение. Это актуальные проблемы общественной жизни (экология, война и мир, политика и пр.). Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

В зависимости от сложности объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно.

ВОСПРОС 31. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛИЗАЦИИ

Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.

Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей, включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Общественные условия социализации

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Идентификация, как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами – действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

ВОПРОС 32. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).

Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:

многоукладная рыночная экономика

множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.

Основа гражданского общества – средний класс.

Структура гражданского общества делится на сл. сферы:

Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, АО, СП, фирмы и т.д.).

Социально -политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления

Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации

При построении гражданского общества государство непременно должно принимать активное участие, но не в роли поводыря или надсмотрщика, а обязательно мягко руководить и направлять, оставляя свободу выбора гражданам. И тогда гражданское общество будет партнером и помощником государству, в противном случае государство получит непримиримого оппонента и оппозиционера в лице гражданского общества.

Основными направлениями при формировании гражданского общества в современной России нужно принять направления:

Правовое;

Информационное;

Социальное;

Культурно-воспитательное.

Основу правового направления составляют, с одной стороны, законодательные акты, определяющие необходимую степень свободы граждан их объединений и ассоциаций, и в то же время, ограничивающие произвол органов государственный власти. С другой стороны, необходима реальная, повседневная практика реализации законодательных актов. Правовое направление в сегодняшней России очень актуально, объемы коррупции не имеют границ.

Так как при формировании гражданского общества не последнюю роль играет само государство, то в первую очередь необходимо пересмотреть формирование самих властных структур. Невозможно пытаться, что-то построить и сформировать, если сам не будешь соответствовать тем стандартам и результатам, которые желательно получить в конечном итоге.

В первую очередь необходимо утвердить нерушимое равенство всех перед законом, не на бумаге, а в действии. И если чиновник в действительности преступил закон, он должен нести наказание в соответствии с законом, а не ограничиваться отстранением от должности. Все экономические преступления должны сурово наказываться и итог, то есть наказание, любого преступления должен быть доведен до общественности, а не освящаться только начальные следственные действия, как зачастую и бывает.

Необходимо законодательно обязать отчитываться депутатов всех уровней о проделанной работе перед своими избирателями и в случае неудовлетворительной деятельности досрочно складывать с них полномочия.

Необходим эффективный контроль за деятельностью государственных чиновников со стороны гражданского общества. Созданная общественная палата не справляется с функциями, которые должна выполнять, сейчас это вроде «карманной» игрушки государства. Необходим эффективный контроль на местах, на уровне местной власти.

Вопрос 33. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный . В первом значении общественное мнение предполагает сумму приемов сбора и отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискуссий по широкому кругу тем (такого рода информация – своеобразный «барометр» самочувствия общества). Во втором значении общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему социально-организованных и социально-значимых суждений и оценок. Причем, организованных не только «извне» (гражданские свободы, система массовой информации, политический плюрализм), но и «изнутри» (символы, ценностные образцы, стереотипы, установки и т. д.).

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную.

Экспрессивная функция – самая широкая по своему содержанию; она связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Эта функция позволяет общественному мнению, а следовательно и гражданскому обществу, контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в моральном и нравственном аспектах.

Консультативная функция общественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения референдумов или плебисцитов).

Будет ли контроль общественного мнения над властью действенным или чисто декларативным, это во многом зависит от степени демократизации политического режима, развитости институтов гражданского общества, уровня политической культуры граждан, их способности принимать активное участие в жизни общества.

Важным представляется вопрос о соотношении общественного мнения и общественного сознания. Под последним понимается совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие. В качестве форм общественного сознания выделяют политические идеи, правосознание, мораль, науку, искусство, религию и т. д. Было бы неправомерно отождествлять общественное мнение с какой-либо одной формой общественного сознания, ибо оно выносит суждение по всем вопросам – политики, морали, права, искусства, религии и т. д. Поэтому общественное мнение может рассматриваться как самостоятельная форма общественного сознания, которая отличается от других своей всеохватностью и универсальностью.

Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания в тот или иной отрезок времени. В нем проявляются интересы, настроения и чувства индивидов, групп, общностей, их отношение к проблемам общественной жизни.

Социологи выделяют два основных источника формирования и развития общественного мнения. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Это во многом стихийно складывающийся и практически неподдающийся регуляции источник общественного мнения.

Второй источник общественного мнения – это средства массовой информации, которые оказывают целенаправленное воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Выполняя функцию социального контроля, средства массовой информации выступают как главный инструмент формирования общественного мнения, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, социальные установки и образцы поведения. Учитывая важную роль средств массовой информации в жизни общества, их иногда называют «четвертой властью».

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Общественное мнение

(public opinion). Общие взгляды членов общества на текущие вопросы.

Политика (POLITICS)

Средства, с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других групп индивидов. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику.

Политическая партия

(political party). Организация, созданная с целью достижения государственной власти и использования этой власти для реализации определенной программы.

Тема 12. Личность как социальный тип

Личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства.

Пути становления личностью: освоение социальных ролей, соответствующей ценностно-нормативной системы, обретение социальной идентичности , прохождение социализации .



Личность есть продукт и субъект социальных систем, их изменения и развития. Помимо общесоциальных черт личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям – классовым, этническим, профессиональным и т.п.

Общая историческая направленность изменения положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса и ограниченными возможностями социальной мобильности – к личному индивидуализированному существованию индивида, освобожденного от всех форм личной зависимости в обществе модерна. Черты личности современного общества - преимущественно достижительский социальный статус, социальная мобильность, "триумф индивидуальности".

Социологические концепции личности

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. К этим теориям относятся:
- теория зеркального "Я";

- ролевая теория;

- отдельные ветви необихевиоризма в социологии;

- теории референтной группы, установки и некоторые другие.

Социальная роль (SOCIAL ROLE)

Поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные с различными сферами своей деятельности.

Статус (STATUS)

Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни - способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными. Так, к статусной группе “париев” большинство населения относится с презрением и обращается с ними как с изгоями.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Социальный набор - введено американским социологом Робертом Мертоном. В социальный набор входят социальный статус и статусный набор.

Типы статусов: прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия; приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост); предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость . Причины возникновения: индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий; когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Идентификация и идентичность социальная - процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.
Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции З.Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию "сверх-я" (Суперэго) как внутреннего механизма самоконтроля. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности происходит по-разному. Для традиционных обществ характерна локальная, малогрупповая идентификация (в семье, общине, касте и т.п.). В модерном обществе уровень идентичности повышается - до классового, национального и гражданского. Современная ситуация отличается кризисом характерных для индустриального модерного общества механизмов и оснований идентичности, ко гда люди не могут соотнести себя с такими социальными общностями, как государство, нация, класс, профессиональная группа и даже пол. В российском обществе кризис идентичности конца 80-х-начала 90-х гг., связанный с распадом Советского Союза и привычной гражданской идентичностью, а также с распадом советской ценностно-нормативной системы, постепенно преодолевается. Однако пока доминирующими остаются локальные идентичности (моя семья, друзья, близкие и т.п.), далеко оттесняя российскую гражданскую идентичность.

Маргинальность (от лат. мargo – край) – "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. "Новая предпринимательская волна" в России также может быть объяснена подобными причинами.