Урок по литературному чтению О.Дриз " Очень высокий человек".

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Лысково

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 2 «В»

УМК "Планета знаний"

Тема: О.О. Дриз « Очень Высокий Человек»

Учитель: Николаева В.В.

Фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме.

№ урока, дата

Тема урока, страницы учебника

Цели и задачи урока

Характеристика деятельности учащихся

83-84

12.02-13.02

Б. В. Заходер

«Про пана Трулялинского»

С. 45-47

Развитие внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству. Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению.

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

85-86

15.02-18.02

Дж. Родари

«Волшебный барабан»

С. 48-55

Развитие внимания к многозначности слова, выявлению его смысла в контексте. Формирование собственного отношения к прочитанному, умений определять позицию автора в произведении. Развитие умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет

19.02

С. А. Седов

«Два медведя»

С. 56-58

Формирование умений объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках. Формирование умения составлять и записывать план произведения

88-89

20.02-22.02

О. О. Дриз

«Очень Высокий Человек»

С. 59-63

Формирование умения объяснять поступки героя, его внутреннее состояние. Развитие внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте. Обучение сочинению сказок определённой эмоциональной окрашенности, запись их. Актуализация прошлого читательского опыта

ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (32 ч.)

Диагностика взаимоотношений в коллективе. 2 «В» класс.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования : изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал : вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания : наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Описание задания : проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Инструкция : «Дети,перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши.Рукавички надо украсить так,чтобы получилась пара-для этого они должны быть одинаковыми.Вы сами можете придумать узор,но сначала надо договориться между собой,какой узор рисовать,а потом приступать к рисованию».

Критерии оценивания :

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

Взаимопомощь по ходу рисования;

Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания :

Ниже базового : в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Базовый : сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Повышенный : рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Результаты диагностики.

Дети сумели договориться в парах,пришли к общему решению,сумели аргументировать позитивное отношение к совместной деятельности.

Таким образом,результаты свидетельствуют о том,что большинство учащихся продемонстрировали высокий и базовый уровень.То есть у большинства детей сформированы необходимые качества(предпосылки) для освоения УУД. Учителю следует обратить внимание на учащихся с низким уровнем,построить учебное сотрудничество,создавать ситуации успеха.

Описание исходного уровня знаний,умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

К данному уроку учащиеся знают и умеют:

Прогнозировать содержание текста по его заглавию;

Воспринимать на слух прочитанное,определять последовательность событий;

Высказывать своё отношение к поступку героя;

Пользоваться словарями,книгами-справочниками.

Тема урока : О.О.Дриз «Очень Высокий Человек»

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом

Цель : способствовать формированию умений объяснять поступки героя,его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.

Задачи урока :

Предметные : воспринимать на слух художественное произведение,определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод,привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей,обосновывать своё отношение к произведению.

Личностные : оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные :

Регулятивные : выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.

Познавательные : самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.

- коммуникативные : высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.

Оборудование урока:

Для учителя : интерактивная доска SMART,учебник

Для учащихся : учебник, сигнальные карточки «Светофор»,смайлики,карточки с заданиями.

План урока с хронометражем.

План урока,этапы

Время,отводимое на каждый этап урока (мин.)

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

1 мин.

Проверка домашнего задания по произведению С.А.Седова «Два медведя»

5 мин.

Актуализация знаний.Постановка учебной задачи.

а) знакомство с биографией О.О.Дриза

б) знакомство с названием произведения через прблемную ситуацию

5 мин.

Знакомство с произведением О.О.Дриза «Очень Высокий Человек»

а) словарная разминка к произведению О.О.Дриза «Очень Высокий Человек»

5 мин.

Физкультурная пауза «Карлики и великаны»

1 мин.

Работа с текстом «Очень Высокий Человек»

а) беседа по вопросам к тексту

9 мин.

Работа над текстом «Очень Высокий Человек»

б) выразительное чтение текста

в) работа в паре

г) игра «Молчанка»

д) разгадывание кроссворда

15 мин.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

3 мин.

Домашнее задание

1 мин.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Здравствуйте,ребята!

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой весна в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

ведь наш класс

Друг друга любит,чувствует и слышит!

Садитесь!

Проверьте готовность к уроку литературного чтения

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку: учебник,сигнальные карточки.

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

Личностные:

осознанность учения

2.Проверка домашнего задания по произведению С.А.Седова «Два медведя»

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Каким было домашнее задание?

Чьи работы вам показались самыми интересными?

Два медведя.

С.А.Седов

Нарисовать рисунок и сочинить к нему рассказ.

Дети поднимают свои работы и показывают друг другу.

Несколько учеников рассказывают о своей работе и вывешивают рисунки на доску

Коммуникативные:

умение слушать собеседника

3.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи .

а) знакомство с биографией О.О.Дриза.

б) знакомство с названием произведения через проблемную ситуацию (учебник стр.59)

4.Знакомство с произведением О.О.Дриза «Очень Высокий Человек»

а) словарная разминка к произведению О.О.Дриза «Очень Высокий Человек» (учебник стр.59,169-172)

5.Физкультурная пауза

«Карлики и великаны»

6.Работа с текстом «Очень высокий человек» (учебник стр.59-63

а) беседа по вопросам к тексту.

7.Работа над текстом «Очень Высокий Человек»

а) артикуляционная гимнастика

б) выразительное чтение текста(учебник стр.59,60)

в) работа в паре

г) игра «Молчанка»

д)разгадывание кроссворда

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

9.Домашнее задание

Сегодня мы познакомимся с новым писателем.

Посмотрите на экран.(слайд №1-портрет О.О.Дриза)

Знаком ли вам этот человек?

Где мы с ним раньше встречались?

Каким вы его видите?

А сейчас мы послушаем небольшую информацию из жизни писателя.

Вывод:

Какие интересные факты вы узнали о О.О.Дризе?

Постановка проблемы.

Знакомы ли вам произведения, где главными героями являются высокие люди?

Давайте прочитаем название произведения О.О.Дриза в учебнике на стр.59.

В этой сказке нам встретятся незнакомые слова.

Давайте попробуем объяснить их значение.

На экране появляются слайды(№ 2-9) с картинками,обозначающие словарные слова.

Учитель просит посмотреть значения слов в толковом словаре в конце учебника на стр.169-172.

Учитель организует динамическую паузу.

Учитель читает сказку до конца.

Как жилось высокому человеку?

Почему он не смог стать пекарем,извозчиком?

Почему Очень Высокий Человек долго считал себя несчастным?

Найдите строчки,в которых говорится о том,как Очень Высокий Человек стал счастливым.

Какова главная причина переживаний героя?

Какой вопрос был сложным? Почему?

Учитель направляет внимание детей на экран.(слайд №10)

ТА-ТА-ТА-горячая плита

ДА-ДА-ДА-на улице вода

ТУ-ТУ-ТУ-пол я подмету

Учитель организует работу в паре.

О чём Очень Высокий Человек просил булки?

О чём Очень Высокий Человек просил сердитые облака?

Вывод:

Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку?

Учитель читает отрывок из текста,в котором изменены слова.

Учитель делит детей на 3 группы.

Раздаёт карточки,которые отличаются цветами: красный,зелёный,жёлтый

Что мы сегодня узнали нового на уроке?

Где можно применить новые знания?

С каким настроением уходите с урока?

Да.Это О.О.Дриз.

На уроке чтения в 1 классе.

Дети описывают портрет писателя.

Выслушиваются ответы детей.

Дети обсуждают проблему в малых группах.

Гулливер, дядя Стёпа и др.

Очень Высокий Человек.

Дети читают про себя словарные слова на стр.59.

Учащиеся предполагают самостоятельно значения этих слов

Учащиеся сравнивают свои ответы с толковым словарём.

Встают на минутку,выполняют упражнения под музыку.

Учащиеся внимательно слушают.

Учащиеся работают в парах.

Зачитывают строчки на стр.62.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Встают на минуту и выполняют все артикуляционную гимнастику.

Читают текст по цепочке до стр.60.

1 вариант читает 2 варианту ответ на вопрос (учебник стр.59)

2 вариант читает 1 варианту ответ на вопрос(учебник стр.60)

Дети высказывают своё мнение.

Ребята хлопают в ладоши,услышав слова,которых нет в сказке.

Учащиеся выполняют задания по уровню трудности.

1 группа разгадывает 3 слова,

2 группа-4 слова,

3 группа-5 слов.

При ответе используют сигнальные карточки.

Дети выбирают смайлики с улыбкой или грустью.

Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: информационный поиск,узнавание материала

Коммуникативные:

умение высказывать предположение

Регулятивные:

работа в малых группах,

самооценка

Познавательные:

информационный поиск,

знакомство с новыми словами

Личностные:

установка на здоровый образ жизни,снятие мышечного напряжения,переключение внимания

Познавательные:

знакомство с произведением

Коммуникативные:

умение слушать собеседника

Регулятивные:

Самооценка

Личностные:

умение чётко выполнять задание учителя,повторять

Коммуникативные:

работа в паре

Познавательные : умение

обобщать знания

Коммуникативные :умение

высказывать своё отношение

Предмет

Литературное чтение

Э.Э. Кац, «Планета знаний»

Тема

О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»

Цель

Способствовать формированию умений объяснить поступки героя, его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.

Задачи

    Образовательные:

Осмысление многозначности слова в контексте,

Совершенствование техники чтения,

Совершенствование работаты с планом, сочинять сказки, работать в паре

    Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем

и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.

    Развивающие:

Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,

Расширение кругозора обучающихся,

Развитие творческих способностей, исследовательских умений.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формируемые УУД

Личностные : регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Регулятивные : организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные : анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.

Коммуникативные : слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

I

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и новой интересной сказкой, но сначала вспомним ту,что прочли на прошлом уроке.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Два медведя)

Чем занимались игрушки по ночам в «Детском мире?» прочитай

Как получилось что у медведей отвалились лапы? Чего они испугались? прочитай

Кто пришёл мишкам на помощь? (кукла Марина)

Почему медведи перестали сердиться друг на друга ? Прочитай (дружить лучше,чем ссориться)

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Сегодня мы начинаем знакомится с новой сказкой……..

Посмотрите на экран. (слайд №1. Название произведения)

Как вы думаете,о чём будет произведение?

Это сказка, которую написал замечательный советский еврейский поэт Овсей Овсеевич Дриз,который родился 16 марта 1908 (в некоторых источниках указан май), местечко Красное, ныне Винницкой области, Украина (слайд 2 , писавший на языке идиш. . Рос сиротой. Его отец,почти сразу после свадьбы отправился за океан в поисках заработка и в пути скоропостижно скончался. Молодая вдова со временем вторично вышла замуж. И детство Овсея- прошло в доме деда - простого рабочего. К деду часто заглядывали “на огонек” его соседи - такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Любили шутки, веселую песню.
Закончив начальную еврейскую школу, Дриз поехал в Киев и поступил на работу на завод “Арсенал”. Одновременно учился в художественном училище, в Киевском институте искусства. Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии.

В 1930 году вышел первый сборник стихов Овсея Дриза. А в 1934 году - следующий сборник “Стальная мощь”. В том же году начинается его служба в пограничных войсках. Затем - война, которую он прошел “от начала до конца”. .
Признание, широкая известность пришли к Овсею Дризу на шестом десятке жизни. С начала 60-х годов его книги на идише и в переводе на русский выходят миллионными тиражами. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни.
14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало. Его произведения написаны много лет назад поэтому там встречаются слова,нам не знакомые,несвойственные нашему времени.

А зачем в книгах бывают иллюстрации? (слайд 3)

III. «Открытие» обучающимися новых знаний.

- В этой сказке нам встретятся незнакомые слова. Давайте попробуем объяснить их значение. (в толковом словаре на с. 169-171)

Замарашка (слайд 4)

Калач,бублик,сайка (слайд 5)

Козлы (слайд 7)

Каланча (слайд 8)

Неоперившиеся (слайд 9)

(Предположения учащихся)

Посмотрите пожалуйста значение этих слов в толковом словаре на стр. 169-172.

(учащиеся сравнивают свои ответы)

Верны ли были наши предположения?

ФИЗМИНУТКА

IV. Первичное ознакомление с текстом(с.59)

Читают сказку по абзацам, находят неизвестные слова. работают с текстом, со словарем.(учитель и ученики) можно отметить непонятные слова

Какие ещё слова вам не понятны? (……)

А как вы сами думаете, что это такое? (….)

V.Закрепление полученных знаний.

Как жилось высокому человеку? (Плохо, т. к. он не мог найти себя)

Почему он не смог стать пекарем, извозчиком? (Из-за роста)

Почему никто не покупал бублики и сайки?

О чем Очень Высокий Человек просил булки? (с.59) прочитай

О чем Очень Высокий Человек просил сердитые облака? (с. 60)

Когда в голову лезут глупые мысли?(с.60)

Почему его называли каланча? Хорошо ли дразнить человека? А вы так не делаете?

Почему Очень Высокий Человек долго считал себя несчастным? (с.61……)

Жалко вам Высокого человека? Хотели б ему помочь?

Найдите строчки, в которых говорится о том, как он стал счастливым (стр. 62)

Какова главная причина переживаний героя? (не мог найти дело)

Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку? ()

(слайд 10) дома можно будет нарисовать иллюстрацию к сказке

А какие ещё произведения о высоких людях вы знаете? (слайд 11)

Дядя Стёпа (С.В.Михалков) –замечательное произведение, Гилливер (Джонотан Свифт, англо ирландский писатель который писал о приключениях Гулливера) (о маленьких- Дюймовочка)

VI. Домашнее задание .

Сегодня на уроке мы с вами познакомились со сказкой. А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).

А еще? (народные и авторские)

Вашим домашним заданием будет сочинить авторскую сказку, на любую тему. (с. 17 в рабочей тетради) иллюстрацию к своей сказке,прочитать сказку дома и ответить на вопросы.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что мы сегодня нового узнали на уроке? Завтра мы продолжим работу над этой сказкой (можете найти и посмотреть мультфильм об Очень высоком человеке)

Выскажите ваше мнение начиная предложение с этих фраз:

Сегодня на уроке я узнал……

Было трудно….

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.

СОДЕРЖАНИЕ

Кто приехал в книжку. Перевод Р. Сефа
Скакалочка. Перевод Р. Сефа.
Игра. Перевод Р. Сефа.
Ветер-почтальон. Перевод Р. Сефа
Правая и левая. Перевод Р. Сефа.
Грустный день Эныка. Перевод Р. Сефа
В уголке. Перевод Г. Сапгира.
Письмо. Перевод Р. Сефа.
Шапка. Перевод Р. Сефа.
Открытие. Перевод Р. Сефа.
Город шуток. Перевод Р. Сефа
До свиданья. Перевод Р. Сефа.
Про дождик. Перевод Г. Сапгира.
Путаница. Перевод Г. Сапгира.
Три капитана. Перевод Ю. Вронского.
Арбузы. Перевод Ю. Вронского.
Иа-иа. Перевод Р. Сефа.
Близнецы. Перевод Р. Сефа.
Разноцветный мальчик. Перевод Р. Сефа.
Мы играем. Перевод Р. Сефа.
Пекарь. Перевод Р. Сефа.
Глоток воды. Перевод Р. Сефа
Будущий учёный. Перевод П. Грушко.
Как все радовались, когда меня впервые послали за хлебом. Перевод Т. Спендиаровой.
Новость в узелке. Перевод Т. Спендиаровой.
Сказка об Очень Высоком Человеке. Перевод Г. Сапгира
Мороз и мудрецы. Перевод Г. Сапгира.
Дорога. Перевод Г. Сапгира.

КТО ПРИЕХАЛ В КНИЖКУ

Катит поезд:
Чу-чу-чу!
И кричит:
„Лечу-чу-чу!"
Что творится
На вокзале?!
Зайца чуть не растоптали,
Слон и тот бежит вприпрыжку...
Это кто там едет в книжку?
Звери мчатся со всех ног,
Но звучит вблизи гудок...
Здравствуйте!
Приехал в книжку
Энык-Бенык,
Мой внучок.

СКАКАЛОЧКА

Вот скакалочка,
Прыг-скок!
Вот считалочка,
Прыг-скок!
Кто скакалочку придумал?
Энык-Бенык Колобок.
Кто там скачет - РАЗ-ДВА?
И бормочет - ква-ква?
Гравствуй, Энык,
Здравствуй, Бенык,
Энык-Бенык Колобок.
Будь мне другом,
Энык-Бенык,
Дай скакалочки кусок.
- На, лягушка,
Мне не жалко.
Прыгай!
Вот тебе скакалка.
И ягнятам,
РАЗ-ДВА-ТРИ,
И козлятам:
Вот. Бери!
И цыплятам,
ТРИ-ЧЕТЫРЕ,
И коту
У нас в квартире.
И зайчатам,
ПЯТЬ И ШЕСТЬ,
И ещё
Кусочек есть!
Только кто там
У дверей?
А-а-а,
Бродяга воробей!
Выхватил
Кусок скакалки
И запрыгал,
Сорванец...
Хоп!
Взлетел на дом соседний..
И считалочке
Конец.

Вот я вижу: куст растёт в саду,
Воробьи играют в чехарду,
Вижу крышу дома своего...
А теперь не вижу ничего.
Вот я вижу: пыль стоит столбом,
Грузовик промчался за углом,
Вижу, как шофёр ведёт его...
И опять не вижу ничего.
Вот я вижу: жёлтый мотылёк
Раскачал зелёный стебелёк;
Вижу я, как шмель влетел в окно...
И опять вокруг меня темно.
Снова вижу: выбивают кресло;
Вижу, как порхает стрекоза...
До чего же это интересно:
Открывать и закрывать глаза.

ВЕТЕР-ПОЧТАЛЬОН

Клонит ветви
Старый клён:
- Здравствуй,
Ветер-почтальон!
Что принёс ты?
- Бандероль.
- Что в ней?
- Выслушать изволь:
Капитан живёт
В отставке,
Целый день
Сидит на лавке,
Курит пенковую трубку,
Эныку строгает шлюпку.
Свежий запах океана
Я принёс для капитана.

ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ

Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут звонко хлопать.
За окошком ходит
Руки так устали -
Правая и левая, -
Спят на одеяле.
ночь...

ГРУСТНЫЙ ДЕНЬ ЭНЫКА

Этот день был очень грустным.
Начался он с огорченья:
Утонула ложка в банке
Земляничного варенья.
В полдень новые ботинки.
Те, которые скрипели,
Вымокли в глубокой луже
И бормочут еле-еле.
Захотел купать котенка,
Уронил кастрюлю на пол,-
Ничего не получилось,
Только руки исцарапал.
Вечером, в постели лёжа,
Вылез из-под одеяла,
В небе звёздочку увидел,
А она тотчас упала.

В УГОЛКЕ

Кто тут плачет
В уголке,
Копит слёзы
В кулачке?
Для чего они ему,
Не известно никому:
Ни берёзе,
Ни осине,
Ни лозе,
Ни хворостине.
Никому,
Никому,
Разве только одному,
Кто тут плачет
В уголке,
Копит слёзы
В кулачке.

Энык-Бенык Колобок,
Что ты пишешь,
Мой дружок?
- Письмо.
- Кому?
- Себе самому.
- Энык,
Что в письме твоём?
- Вот получим
И прочтём.
ШАПКА
- Энык-Бенык,
Почему ты
Сунул шапку
Под кровать?
- Чтобы завтра
Вся квартира
Знала,
Где её искать.

ОТКРЫТИЕ

Час назад
Произошло
Важное событие:
Энык-Бенык Колобок
Совершил открытие.
Он открыл, что кружится
Всё в огромном мире:
Поросёнок в лужиЦе,
Коридор в квартире,
Старенькая бабушка,
Маленькая внучка,
Сахарная косточка
И собака Жучка,
Печка
В воздухе летит,
Кружатся дрова...
Но при этом кружится
Немножко
Голова.
Потому что
Эти утки
Плохо
Понимали шутки.
Энык-Бенык
В город шуток
Пригласил
Шесть глупых уток.
Ровно
На шестые сутки
Прилетели
В город утки.
Но растаял
Город шуток
На глазах
У глупых уток.

ДО СВИДАНЬЯ

Мне сказала
Тётя Соня,
Что слыхала
Тётя Алла,
Что во вторник
Тётю Цилю
Тётя Хана уверяла,
Что как будто
Дядя Нухим
Сам слыхал,
Как на прощанье
Энык-Бенык, уезжая,
Всем промолвил:
- До свиданья.

ПРО ДОЖДИК

Где ночует дождик?
В тёплых облаках.
Кто его будит?
Трах-тарарах.
Что говорит он?
- Бах-тарабах!
Восемь пробило
На наших часах.
Хочет умыться
Поле и луг,
Рожь и пшеница,
Капуста и лук,
Стрекозы, букашки,
Козявки и сам
Наш генерал
Трах-тарабам!

ПУТАНИЦА

Сто весёлых лягушат
На кораблике спешат,
На кораблике спешат
В край весёлых индюшат.
Сто весёлых индюшат
На кораблике спешат,
На кораблике спешат
В край весёлых лягушат.
Вот приплыли лягушата
В край весёлых индюшат.
- Где же ваши индюшата?
- Все гостят у лягушат.
Вот приплыли индюшата
В край весёлых лягушат.
- Где же ваши лягушата?
- Все гостят у индюшат.
Так уже сто лет подряд
Ожидают, говорят,
Лягушата индюшат,
Индюшата лягушат.

ТРИ КАПИТАНА

Три отважных карапуза
На кораблике везли
Три невиданных арбуза
Из неведомой земли.
Сами руль они крутили,
Сами с мостика глядели,
Сами на мели сидели,
Сами борщ себе варили,
Сами ели и хвалили
И творили чудеса -
Сами дули в паруса.

Труден был путь
Мореходов лихих:
Пираты не раз
Нападали на них,
Страшные бури
Над ними гудели,
Злые акулы
Сожрать их хотели.
Но вот наконец
Карапузы в порту,
Три важных арбуза
У них на борту.
Едва перебросили
Трап на причал,
Сейчас же оркестр
В порту заиграл.
Арбузы с командою
Сами простились,
По трапу на берег
Сами скатились
И, как только смолкла
Оркестра игра,
Сами себе
Закричали:
„УРА!"
И А-ИАХозяин мой, портной,
Вчера пришил к уздечке
Две шёлковые кисти
И медные колечки,
И я подумал с гордостью,
Что в случае таком
Я попросту обязан стать
Известным рысаком.
Но вдруг пришёл хозяин
И среди бела дня
Сказал мне, что уздечку
Он сшил не для меня.
От горя и обиды
Я уронил слезу:
Нет, рысаку уздечку
Я сам не повезу.
Не буду больше я таскать
Тележки и возы,
А стану я на скачках брать
Все лучшие призы.
И вот стоим мы оба -
Хозяин мой и я.
Вы слышите -я плачу:
„Иа-иа-иа!"

БЛИЗНЕЦЫ

Я и хозяин мой
В жару не унываем -
Соломенные шляпы
Мы оба надеваем.
Показывают пальцами
Мальчишки-сорванцы:
- Их просто различить нельзя,
Вот это близнецы!
Да, мы похожи очень,
Но только не во всём.
Есть крупный недостаток
В хозяине моём:
Он маленькие уши
Под шляпой спрятать рад,
Зато мои, ослиные,
Из прорезей торчат.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МАЛЬЧИК

Устала
Наша бабушка,
Присела
На порог:
„Куда пропал,
Куда пропал,
Куда пропал- внучок?"
Пошла спросила
Столяров,
Бетонщиков
И маляров,
Спросила
У монтёров,
Вахтёров
И шофёров.
Подумала,
Поохала,
Потом тихонько
Встала,
Пошла
Вокруг да около
Искать внучка
Сначала.
И ей шофёры
Говорят:
- Минуты три
Тому назад
Ваш внук
В машине,
За рулём,
Сидел с водителем
Вдвоём,
А где сейчас -
Никто из нас
Сказать
Не может вам.
Наверное,
Он побежал
В столярку
К столярам.
Пошла бабуся
К столярам:
- Ах, будьте
Так добры -
Куда мой внук
Мог деться вдруг -
Скажите,
Столяры?
А плотники
И столяры,
Поставив в угол
Топоры
И сбросив стружку
Под верстак,
Старушке
Отвечают так:
- Минуты три
Тому назад
Вы здесь
Нашли бы внучка.
У вас растёт
Чудесный внук,
Совсем
Не белоручка.
Малыш
Рубанки подавал
И даже
Гвозди забивал.
Силёнок
Не жалея,
Принёс две банки
Клея.
А где сейчас -
Никто из нас
Сказать
Не может вам,
Попробуйте ещё
Зайти
Напротив -
К малярам.
Пошла бабуся
К малярам,
А маляры
В ответ:
- У вас растёт
Прекрасный внук,
Не белоручка,
Нет.
Он подносил
Олифу нам
Не покладая рук..
Минуточку,
Да вот он сам.
Не это ли
Ваш внук? -
А бабушка
Растеряна:
- Я видела
Немало,
.Но разноцветных
Мальчиков
Нигде я
Не встречала.
Замазку,
Клей,
Белила
Отмыть
Не хватит
Мыла.
На курточке
Засохла
Пятном яичным
Охра,
И прямо
На макушке
Торчат
Смешные
Стружки.
Мы играем,
Мы играем -
Чистим,
Моем,
Вытираем.
Мы сегодня
Вчетвером
Выстроили
Новый дом.
Боря
Красил потолок,
Коля
Привинтил замок,
Я принёс
Ведёрко мела,
Нина
Воду подогрела,
И, покуда
Не стемнело,
Каждый делал
Всё, что мог.
В понедельник
Ровно
В час
Мы зажжём
На кухне газ.
А во вторник
Утром
Рано
Побежит
Вода
Из крана.
В среду
Будем печь
Пирог,
Купим сахар
И творог.
Вымоем
В четверг
Окошки,
Блюдца,
Чашки,
Вилки,
Ложки.
Скатерть
В пятницу
Погладим
И за стол
В субботу
Сядем.
Приходите
На веселье:
В воскресенье -
Новоселье!
Вход в квартиру
Со двора...
Вот и кончена
Игра.
ПЕКАРЬ- Пекарь,
Пекарь,
Для чего ты
Из баранок
Сделал
Счёты?
- Подсчитать
Хочу
Точней,
Хватит ли
В Москве
Дрожжей,
И прикинуть,
Сколько надо
Мелкой соли
Взять
Со склада,
Сколько масла
И муки
Привезут
Грузовики.
Торт я нынче
Испеку,
Всем рабочим -
По куску,
Всем,
Кто строил
Новый дом,
Дом, в котором
Мы живём.
Солнце на небе,
Знойные дни.
Можно растаять
Даже в тени.
Ну и жарища!
Ну и денёк!..
- Выручи, внучек,
Сбегай, сынок,
Сбегай на рынок!
Можешь купить
Кислого, сладкого,
Терпкого, мятного,
Лишь бы прохладного,
Лишь бы приятного, -
Бабушке очень
Хочется пить.-
Шумом и гамом
Полон базар -
Громко торговцы
Хвалят товар:
- Эй, подходите!
Дыни берите!
Дыни берите!
Эту купите
Или вон ту.
Спелые дыни!
Сладкие дыни!
Дыни, как сахар,
Тают во рту.
„Дыни, как сахар?
Как же тут быть?
Может быть, лучше
Сахар купить?"
Внучек собрался
Сахару взять,
В ту же минуту
Слышит опять:
- Эй, подходите!
Сахар берите!
Не прогадает
Тот, кто возьмёт
Крепкий мой сахар,
Белый мой сахар,
Сладкий мой сахар,
Сахар, как мёд!-
Внучек подумал:
„Сахар, как мёд?
Может быть, бабушка
Мёду попьёт?"
Вот и прилавок.
Пчёлы кружат,
Громко над сладким
Мёдом жужжат.
А продавец
Прохожих зовёт -
Громче и громче
Хвалит свой мёд:
- Люди, смотрите!
Сами смотрите!
Мёд мой, как масло,
Льётся струёй.
Эй, подходите!
Мёду берите!
Льётся, как масло,
Мёд золотой! -
Внучек подумал:
„Вот и прекрасно!
Значит, куплю я
Бабушке масла".
Только решил
Пойти покупать,
В ту же минуту
Слышит опять:
- Эй, подходите!
Масло берите!
Будете рады
Наверняка!
Свежее масло,
Чистое масло,
Словно водица
Из родника! -
Внучек подумал:
„Значит, тогда
Лучше всего
Простая вода..."
Крынку скорей
Наполнив водой,
Мальчик помчался
Прямо домой.
Сделала бабушка
Первый глоток -
Только сказала:
- Ну и денёк!.. -
После второго
Вздохнула: - Да-а..
Слаще, чем сахар,
Эта вода! -
Бабушка хвалит,
Хвалит и пьёт: -
Что за водица!
Слаще, чем мёд!

БУДУЩИЙ УЧЁНЫЙ

Если кто утёнком может
Громко крякать: кря-кря-кря,
Значит, он язык утиный
На пруду учил не зря.
Если кто легко и просто
Повторяет: ко-ко-ко,
Значит, он язык куриный
Знает очень глубоко.
Если кто умеет громко
Кукарекать петушком,
Значит, древнепетушиным
Он владеет языком.
Ну, а раз он знает столько
Очень редких языков -
Значит, быть ему учёным,
Знатоком из знатоков!
Радуйся, телёнок,
Радуйся, козлёнок,
Радуйся, собачка,
Прыгай, поросёнок,
Радуйтесь, щенята,
Кошка и котята,
Квочка и цыплята, -
Нет счастливей дня:
В первый раз за хлебом
Мама шлёт меня!
- Купи к бульону халу,
Чёрного к селёдке,
К чаю заварного,-
Так она сказа-ла, -
Марципан - сестрёнке,
Братику - калачик
Или бублик с маком,
Да проси горячий,-
И ещё велела
Принести ей сдачу:
Сорок пять копеек,
Ровно сорок пять.
- Сосчитай по пальцам,
Так сказала мать.
Радуйся, собачка,-
На тебе горбушку,-
Радуйся, козлёнок, -
На тебе краюшку.
Чёрный - поросёнку.
Заварной - телёнку
И котятам с кошкой
Хватит понемножку;
Марципан - щенятам,
А калач - утятам,
А цыплятам с квочкой
Халы по кусочку,
Крошки - канарейке,
Маме ж не иначе
Всё что дали сдачи,
До одной копейки!

НОВОСТЬ В УЗЕЛКЕ

Черепаха
Как-то раз
На пригорок
Взобралась,
Чтобы ноги
Поразмять,
На пригорке
Подремать.
Слышит, что-то
Хлоп да хлоп,
Трёт она
В морщинах лоб:
Не припомнить
Ей никак,
Что могло бы
Хлопать так.
Может,
Листьями лопух,
Может,
Крыльями петух
Или уточка
Кря-кря,
Что поймала
Пескаря?
Нет, на это
Не похоже...
Что же там
Творится всё же?
Чтоб получше разглядеть,
Ей пришлось
Очки надеть.
Видит что-то
Непонятное,
Небывалое,
Занятное.
Словом, это
На дорожке
Звонко хлопают
Ладошки.
„Дай на зорьке
В холодке
Я на луг схожу,
К реке.
Отнесу
Сестрице Утке
Эту новость
В узелке!"
Чуть заря на небе -
Глядь,
На плечо
Взвалила кладь
И пошла
Коротконожка
По дорожке
Ковылять.
Переступит толстой лапкой -
Вот и солнышко зашло,
А пока другую сдвинет -
На дворе опять светло.
Наконец -
Залив знакомый,
Оказалась
Утка дома:
- Здравствуй,
С чем, сестра,
Пришла?
- Видишь, новость
Принесла!
Утка рада.
Утка крякать
Принялась,
В пору по лугу
Пуститься
Утке в пляс.
В тростниках
Найдя укромный
Уголок,
Развязала Черепаха
Узелок.
Смотрит -
Там одни пылинки,
Паутинки
Да былинки,
А новости как не бывало!
Черепахе
Очень стыдно,
Очень стыдно
И обидно -
Где-то новость
Потеряла
Путешественница,
Видно!
Поползла
Она домой
По дорожке
По прямой.
А наутро
Видит с кочки -
Кто-то роется
В песочке.
Не хорёк ли
Роет ход? .
Погребок копает
Крот?
Ёжик
Ямку разрывает?
Или всё
Наоборот?
Чтоб получше
Разглядеть,
Вновь пришлось
Очки надеть.
Небывалое,
Занятное.
Это ручки
Там стараются,
Из песка
Не выбираются.
Только солнце вышло -
Глядь,
На плечо
Взвалила кладь
И пустилась
Черепаха
По дорожке
Ковылять.
„Завтра
К дядюшке Ежу
С этой новостью
Схожу,
В узелке её
Потуже
Я в дорогу
Завяжу!"
Переступит толстой лапкой -
Вот и солнышко зашло,
А пока другую сдвинет -
На дворе опять светло.
Наконец -
Овраг знакомый,Оказался ёжик
Дома:
- Здравствуй,
С чем, кума, пришла?
- Новость куму
Принесла!
Ёж от радости
Заохал,
Запыхтел:
Он узнать скорее
Новость
захотел.
Заползли они
Под корень,
в уголок,
Развязала
Черепаха
узелок...
Смотрят - те же
В нём пылинки,
Паутинки
Да былинки,
А новости как не бывало!
Черепахе
Очень стыдно,
Очень стыдно
И обидно.
Новость
В долгую дорогу
Брать с собой
Нельзя, как видно!
Поутру
Спросонья
Вдруг
Слышит
Очень
Громкий
Стук.
Кто стучит
В такую рань?
Может, бьёт
Копытцем лань?
Заяц - пяткой по пеньку?
Дятел -носом по суку?
Нет, совсем другое что-то
Отогнало прочь дремоту.
Всё сильней
И звонче стук:
Это пара ловких рук,
Дело знающих
Своё,
Строит прочное
Жильё!
Черепаха
Впопыхах
С самой зорьки
На ногах
Тащит новость
Дяде Дятлу,
Чья квартира
В двух шагах.
Дятел с ветки
К гостье - скок.
Развязали узелок,
И тотчас
Большая новость
Покатилась
Вдоль дорог.
По лесам,
Полям,
Оврагам,
Через кочки,
По корягам,
Мимо луж,
Болот
И рек:
„Вы слыхали,
Вы слыхали -
Дом построил
Человек!"

СКАЗКА ОБ ОЧЕНЬ ВЫСОКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

В одной стране, кажется в Дании, жил-был Очень
Высокий Человек. Он мог, не вставая на цыпочки, загля-
дывать в окна любого этажа.
Стал он пекарем. Но все печи Дании были ему по
колено и, чтобы заглянуть в печь, ему приходилось са-
диться на корточки. Это было, конечно, неудобно. Нет,
он не мог уследить, что делается там - в печи - с бул-
ками и бубликами. И сколько он ни просил:
- Булки, сайки, калачи,
Не шалите вы в печи.
Сильным жаром пышет печь.
Надо корочку беречь.
Ну, румяньтесь, не шалите!
А не то вы подгорите.
Будете, бедняжки,
Просто замарашки.
Напугаете народ,
И никто вас не возьмёт.
Но булки и сайки не слушались - подгорали. И никто
их, таких замарашек, не покупал.
Пришлось Очень Высокому Человеку стать извозчиком.
Цок, цок, цок. Новая коляска, добрая лошадка. Но,
сидя на козлах, он задевал головой облака и очень сердил
их этим. И сердитые облака поливали его и всех
пассажиров холодным дождём. И сколько он ни просил:
- Облака, облака,
Лейте, лейте на газоны,
Поливайте, облака,
И тюльпаны и пионы.
Вы полейте, облака,
Все деревья сада,
А меня и седока
Поливать не надо.
Пожалейте вы меня,
И коляску, и коня.
Облака не слушались его. Люди перестали ездить
в его коляске. И остался он без дела. А кто не знает,
что когда человек без дела, ему в голову лезут самые
глупые мысли.
Так вот. Чтобы глупые мысли не лезли в голову,
надел Очень Высокий Человек большую шляпу. Такую
большую, что на её широких полях пожарники могли
спокойно прогуливаться и наблюдать, не случился ли
в городе, кажется Копенгагене, пожар.
Но озорные мальчишки не давали Очень Большому
Человеку покоя. По вечерам они кричали под окном:
- Каланча, каланча,
Не ложись на кровать!
Что ты спишь, каланча?
Можешь небо проспать.
Погляди-ка на закат,
Небеса в огне горят.
Глянут звёзды ранние:
- Где же небо Дании?
- Небо Дании сгорело.
- Что? Сгорело?
- Да, сгорело:
Подожгла его свеча.
Поднимайся, каланча!
И Очень Высокому Человеку стало очень грустно.
Целыми днями он одиноко бродил по грустным окрестностям
города, считая себя самым несчастным человеком
на свете.
Как-то раз, когда он отдыхал на грустной опушке
леса, поднялась буря. Сильный ветер так раскачивал деревья,
что из гнёзд выпали неоперившиеся птенчики.
А когда ветер утих, человек увидел, что птицы-мамы
тревожно кружатся над своими детьми и ничего не могут
поделать. Ведь птенцы ещё не умели летать. И тогда
человек осторожно подобрал в траве птенцов и всех,
всех уложил обратно в гнёзда. В пуховые постельки. Он
же был Очень Высокий.
А чтобы испуганные птенцы спокойно уснули, он стал
рассказывать им сказки.
Так Очень Высокий Человек стал счастливым. Всю
жизнь он рассказывал неоперившимся птенцам:
Многие из этих сказок рассказала мне мама. Все мамы
знают сказки Очень Высокого Человека. И если ты очень
и очень попросишь свою маму, она тебе их расскажет.
Сказки задушевные,
Пёстрые, волшебные,
Сказки стародавние,
Добрые, забавные,
Тихие, домашние,
Странные и страшные,
И совсем серьёзные,
Лунные и звёздные...

МОРОЗ И МУДРЕЦЫ

Проезжал Мороз дорогой, затерявшейся в лесах.
Наплела ему сорока об известных мудрецах;
Будто нету их умнее, обыщи хоть целый свет.
И старик решил проверить, правда это или нет.
Он решил поехать сам
В Хелом - в гости к мудрецам.
Белогривой снежной тучей мчится Ветер напрямик.
Позади на санках кучер - прошлогодний Снеговик.
- Прочь с дороги, сосны, ели! Расступись, толпа берёз!
Едет, едет, едет, едет сам великий Дед-Мороз!
Дед-Мороз на санках сам
Едет в гости к мудрецам!
А в местечке Хелом стужа - уж забыли сколько дней.
Чем Мороз к местечку ближе, тем в местечке холодней
И когда Мороз приехал, он увидел, говорят,
Что дома в платках и шалях, даже в валенках стоят,
На снегу пасутся козы в тёплых вязаных чулках,
И, спасаясь от Мороза, даже куры спят в чепцах.
Ведь Мороз приехал сам
В гости к местным мудрецам!
Выехал Мороз на площадь и увидел мудрый дом,
Сотней древних книг и свитков он обложен был кругом
Заглянул Мороз в окошко, видит: шесть косматых шуб
И седьмой - большой бараний, трижды латанный тулуп.
Из овчин торчат наружу только кончики носов.
Да ведь это семь старейших и мудрейших мудрецов!
Самый старший из старейших из тулупа держит речь:
- Чтоб спастись от стужи, надо нам сложить большую
печь! -
Мудрецы запели: - Печь!
Сложим печь - забота с плеч.
Но один, что всех моложе, ста пятидесяти лет,
Молвил: - Печь кладут из глины. А в местечке глины нет. -
Мудрецы запели: -Нет,
Нет, - и это не секрет.
Самый старший из старейших мудрецам сказал тогда:
- Если нет в местечке глины, печь мы сложим изо льда. -
Мудрецы запели: -Да,
Печь мы сложим изо льда.

- Если мы её затопим, то растаять может лёд.-
Мудрецы запели: -Вот,
Ведь растаять может лёд.
И тогда сказал старейший уважаемый мудрец:
- Печь из сливочного масла можно сделать, наконец!
Мудрецы запели: -Да,
Печка будет хоть куда!
Но один, что всех моложе, снова голос подаёт:
- Да ведь сливочное масло так же тает, как и лёд.
Мудрецы запели: - Вот,
Так же тает, как и лёд.
Самый старший из старейших рассердился: - Что за вздор?!
- Вздор, -ему тихонько вторил мудрецов озябший хор.
А мудрейший из мудрейших продолжал: - Мой добрый
друг,
Лучше пусть растает масло, чем замёрзнут все вокруг.-
Мудрецы решили:-Ясно, масло не к чему беречь.
Пусть из сливочного масла поскорее сложат печь!
Сложат печь -
Забота с плеч!
И Мороз тогда подумал: „Я объездил целый свет.
Но мудрее, чем в местечке, мудрецов на свете нет"
Нет, -
И это не секрет!

Уходят дороги длинные,
Дороги длинные-длинные,
Уводят в страны гусиные,
Орлиные и журавлиные.
Ты только от стула
Дошёл до стола -
Уже пред тобою
Дорога легла.
Пойдёшь ты дорогою длинною,
Дорогой длинною-длинною,
Минуя страну журавлиную,
Минуя страну лебединую.
Зимою и летом
Ты будешь в пути,
Пока не найдёшь
То, что надо найти.
Запомни, что в страны гусиные,
Орлиные и журавлиные
Уводят дороги длинные,
Дороги длинные-длинные.