Апл типа вирджиния. АПЛ типа "Virginia" (США)

Изменение геополитической ситуации после ликвидации СССР привело к необходимости создания подводной лодки с меньшей стоимостью, чем у АПЛ типа "Морской волк". Изначально ставилась задача сохранить основные тактико-технические характеристики, реализовать новые технические решения в оснастке ходовой и боевой части и получить многоцелевую подлодку для решения широкого спектра боевых задач. В 1998 году флот США заказал первый экземпляр ПЛ новой серии. Заложили ее в 1999, а спустили на воду в 2003 году. Первая "Вирджиния" из этого проекта была принята на вооружение в 2004 году.

Корпус

Корпус подводной лодки "Вирджиния" имеет длину 113 м, ширину 10,2 м. Он включает в себя интегрированные блоки, при конструировании которых предусмотрена возможность быстрой их замены для ремонта или модернизации. Наружное покрытие имеет "глушащий" эффект, что делает уровень шумности АПЛ "Вирджиния" ниже, чем у подлодок ВМФ РФ четвертого поколения.

Силовая установка

Главное новшество, реализованное в атомной подводной лодке "Вирджиния", заключается в применении "одноразового" атомного реактора. Его ресурс рассчитан на весь срок жизни лодки - 30-33 года. Реактор не требуется перезаряжать и подвергать персонал и оборудование риску радиоактивного заражения. Во время перезарядки реактора лодка не может нести боевое дежурство и выполнять поставленные задачи. АПЛ "Вирджиния" и другие из ее серии лишены этого недостатка.

Вооружение

Субмарины флота США класса "Лос-Анджелес" оснащаются хорошо себя зарекомендовавшими себя в театре военных действий во многих конфликтах. Эти ракеты надежные, относительно дешевые и хорошо освоены. Более поздние по постройке подводные лодки типа "Вирджиния" получили на вооружение усовершенствованные КР "Томагавк" четвертого поколения. Эти ракеты имеют более гибкую систему управления и наведения: они способны в полете менять цель и барражировать в ожидании получения цели.

Оснащается "Вирджиния" четырьмя торпедными аппаратами, стандартный боекомплект торпед - 26 шт. типа Gould Mark 48. Они способны поражать надводные цели и скоростные подводные лодки. Система наведения имеет пассивную и активную составляющие:

  • при захвате цели торпеда производит наведение на курс с расчетом наименьшей траектории;
  • при потере цели производится самостоятельный ее поиск, захват и последующая атака;
  • система многократной атаки позволяет несколько раз производить поиск и захват цели при ее потере.

Дальность хода торпед Gould Mark 48 составляет 38 км при скорости 55 узлов или 50 км при скорости 40 узлов. Максимальная глубина погружения поражаемой цели - 800 м.

Также предусмотрено использование малых с фугасно-осколочной боевой частью массой 225 кг. Дальность действия ракет "Гарпун" составляет от 90 до 220 км в зависимости от их модификаций.

Гидроакустическое оборудование

Первоначально планировалось оснастить подводную лодку "Вирджиния" гидроакустическим комплексом AN/BQQ-10, прошедшим апробацию на подлодке "Морской волк". Но диаметр носовой части "Вирджинии" значительно меньше, чем у "Морского волка", из-за этого размещение указанного комплекса привело бы к сильной стесненности носового пространства.

Позднее была разработана модернизированная версия акустического комплекса под маркировкой AN/BQG-5A. Его акустические антенны имеют меньший диаметр и лучше подходят для подлодок класса "Вирджиния". Необходимость надежного определения местоположения мин на малой глубине привела к разработке и установке новой антенны, из-за чего подлодка приобрела во внешнем виде характерный "подбородок" в носовой части.

Высокая разрешающая способность данной антенны позволяет уверенно маневрировать на малой глубине и находить заякоренные мины, расположенные над грунтом в толще воды.

Из буксируемых антенн гидроакустической системы выбор пал на ТВ-16 (размещается в специальном ангаре по правому борту) и ТВ-29А. Вторая является более современной версией буксируемой антенны ТВ-29, которая была отклонена на стадии проектирования из-за ее высокой стоимости.

Адаптация подлодок

В 2010 году командование сняло запрет на службу женщин на подводных лодках. В связи с этим компания Electric Boat начала доработку подводной лодки "Вирджиния" и некоторых других ее класса для адаптации их под женские потребности. Будут реализованы следующие идеи:

  • увеличение числа душевых кабин;
  • раздельные гальюны;
  • раздельные спальные каюты;
  • более легкое управление с точки зрения прилагаемых физических усилий механизмами и элементами оборудования;
  • расположение информативных табличек несколько ниже;
  • установка лесенок возле многоярусных коек.

Следует отметить, что на данный момент во флоте США на подводных лодках проходят службу около 80 женщин офицеров и примерно 50 женщин матросов. И с каждым годом их количество увеличивается. Адаптация подлодок под женские потребности и особенности женского организма является вынужденной и необходимой мерой, хоть она и поддается критике со стороны мужчин подводников.

После холодной войны подводный флот США стал неоспоримым хозяином морских глубин. Элитные, полностью атомные подводные силы Америки наблюдали за тем, как субмарины их некогда грозного советского противника тихо ржавеют у причалов, так как новая страна Российская Федерация была не в состоянии их обслуживать и поддерживать.

Прошло более 20 лет подводного господства Америки, и вот из глубин поднялся новый соперник. Он немного знаком нам, процесс его создания длился почти два десятилетия, и это весьма необычный вызов американскому военно-морскому превосходству, хотя данный соперник обладает длинной и смертельно опасной родословной. Так как же этот новый-старый выскочка, российская подводная лодка проекта «Ясень», выглядит на фоне главной опоры подводных сил Америки субмарины типа «Вирджиния»?

Концепция лодки проекта «Ясень» была разработана в начале 1980-х годов центральным конструкторским бюро «Малахит», входившим в тройку главных КБ по проектированию подводных лодок. Строительство первой субмарины под названием «Северодвинск» началось в 1993 году на предприятии «Севмаш», но из-за нехватки финансирования оно задержалось почти на 10 лет. «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году, а в состав флота лодка вошла в 2013 году.

Лодка проекта «Ясень» имеет в длину 120 метров, а ее водоизмещение составляет 13 800 тонн. Экипаж субмарины составляет всего 90 человек, гораздо меньше, чем у американских аналогов, что говорит о высокой степени автоматизации. Внешне она напоминает субмарины более раннего проекта «Акула» , но боевая рубка у нее гораздо ближе к носу. А еще у этой лодки есть горб, где размещаются установки вертикального пуска. Как пишет авторитетное издание Combat Fleets of the World, «Северодвинск» оснащен ядерным реактором ОК-650КПМ на 200 мегаватт. Он обеспечивает лодке скорость до 16 узлов в надводном положении и 31 узел в подводном, и имеет длительный срок службы. , скорость у субмарины немного больше, составляя 35 узлов, и она может бесшумно идти под водой на скорости 20 узлов.

«Северодвинск» имеет гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной, гидроакустические антенные решетки по бокам и буксируемую антенную решетку для поиска в задней полусфере. На лодке установлена радиолокационная станция МРК-50 «Альбатрос» для навигации и надводного поиска. А еще у нее есть комплекс радиоэлектронного обеспечения / противодействия.

Контекст

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

Французские подлодки дали утечку

Русская служба RFI 24.08.2016
Вооружение подводной лодки состоит из четырех стандартных 10533-мм торпедных аппаратов и четырех торпедных аппаратов диаметром 650 миллиметров. В них могут размещаться самонаводящиеся торпеды и ракеты 3M54 «Калибр» в противокорабельной, наземной и противолодочной версии. Для еще большего усиления огневой мощи «Ясени» оснащены системами вертикального пуска ракет, которые размещаются позади рубки. В них используются сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Подводная лодка типа «Вирджиния» разрабатывалась как недорогой вариант на замену недолговечной субмарине «Сивулф». Эта лодка обладала великолепными характеристиками, но была невероятно дорогостоящей. В этом смысле «Вирджиния» оказалась весьма успешной и превратилась в главный корабль подводных сил ВМС США.

Имея в длину 115 метров, «Вирджиния» всего на пять метров короче «Ясеня». Однако водоизмещение у нее в два раза меньше. Экипаж лодки 113 человек, а в качестве силовой установки на ней используется ядерный реактор типа GE S9G, который приводит в действие не обычный винт, а две турбины и
гребной винт в кольцевом обтекателе. Скорость лодки в надводном положении 25 узлов, а под водой 35. На скорости 25 узлов «Вирджиния» такая же бесшумная, как и лодка типа «Лос-Анджелес», но стоящая у стенки.

Как и на российской субмарине, главная гидроакустическая станция на «Вирджинии» сферическая, и размещается она в носовой части. Но начиная с серии «Блок III», гидроакустическая станция BQQ-10 заменена на широко-апертурную, которая также размещается в носу. Их дополняют антенные решетки по правому и левому борту, относимые к типу легковесных широко-апертурных. Они состоят из двух комплектов оптоволоконных акустических датчиков по три в каждом. Такие антенные решетки очень хорошо обнаруживают дизель-электрические подводные лодки. С кормы поиск и обнаружение обеспечиваются буксируемой пассивной антенной решеткой TB-29(A). И наконец, высокочастотная гидроакустическая антенная решетка позволяет «Вирджинии» обнаруживать мины и уклоняться от них.

У этой лодки всего четыре 533-мм торпедных аппарата, обеспечивающих пуск тяжелых самонаводящихся торпед Mk.48 (ADCAP) , которые применяются против надводных кораблей и подводных лодок. У нее на вооружении также имеются противокорабельные ракеты UGM-84 Sub-Harpoon. В ранних версиях субмарины в вертикальных пусковых установках использовались 12 ракет «Томагавк, но в серии «Блок III» им на смену пришли 2 пусковых установки револьверного типа с тем же количеством «Томагавков». На лодке «Вирджиния» серии «Блок V» количество пусковых установок будет увеличено, и тогда каждая субмарина сможет нести на борту до 40 «Томагавков».


© РИА Новости, Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш"

Кто же победит в случае прямого столкновения между «Вирджинией» «Блок III» и «Северодвинском»? Обе подводные лодки стали вершиной технической мысли и развития технологий в своих странах, и силы у них примерно равны. «Северодвинск» немного медленнее, но он глубже погружается. «Вирджиния» быстрее, но как сообщается в Combat Ships of the World, ее корпус прошел испытания на максимальной глубине 488 метров. У нее наверняка есть ряд преимуществ в гидролокации, что объясняется установкой широко-апертурных ГАС.

Что касается вооружения, то две лодки примерно равны, хотя у «Северодвинска» есть противокорабельная версия ракеты 3M54 «Калибр», что позволяет ей быстро наносить удар легкой торпедой, доставляемой к цели этой ракетой. Этим она чем-то напоминает снятую с вооружения американскую ракету подводного пуска.

«Вирджиния» тише российской подлодки, и у нее лучше гидролокационная станция. В ходе подводной войны это непобедимое сочетание. Лодка может перемещаться и следить за целями таким образом, что это выдаст «Северодвинск». Но в пользу «Северодвинска» говорит то, что он со своими противолодочными ракетами быстрее реагирует на внезапно появляющиеся цели. Но в ближайшем будущем эффективность ГАС «Вирджинии» повысится за счет регулярного обновления программного обеспечения. На «Северодвинске» такое обновление может оказаться невозможным, да и меры по снижению шумности этой лодки осуществить будет непросто. В целом, преимущество следует отдать «Вирджинии».

В долгосрочной перспективе соперничество между двумя субмаринами может привести к включению в их состав подводных необитаемых аппаратов и прочих образцов новой техники. После окончания холодной войны и даже после 11 сентября Соединенные Штаты не уделяли особого внимания войне подводных лодок. Но поскольку США сейчас вновь придают повышенное значение войне между крупными державами, и в частности войне подводных лодок, американские субмарины наверняка снова обгонят своих российских конкурентов.

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. Он также является одним из учредителей блога Japan Security Watch, посвященного вопросам обороны и безопасности.

ПЛА типа «Вирджиния» - это новейшие, технологически - самые передовые подводные лодки ВМС Соединенных Штатов.


Первая «Вирджиния» вышла в море всего восемь лет назад, за это время было построено только девять кораблей данного типа.

На строительство одной подлодки уходит пять лет и 2,4 млрд. долларов.

Здесь мы пройдем по ПЛА типа «Вирджиния» от кормы до носа и узнаем, что делает эти корабли уникальными.

Мы начнем наше путешествие в машинном отделении, затем побываем в реакторном отсеке, в кубрике, в командном центре и спустимся вниз, в торпедный отсек.

ПЛА типа «Вирджиния» - это новое поколение высокотехнологичных подводных лодок, появившееся после окончания холодной войны

Christina Shaw / US Navy

Длина лодки – около 400 футов, ПЛА типа «Вирджиния» состоят на вооружении с 2003 года.


US Navy

Лодка спроектирована таким образом, чтобы она могла успешно действовать как на больших океанских глубинах, так и на прибрежном мелководье.


David Nagle / US Navy

На настоящий момент в строй введено 9 подлодок этого типа. На снимке Шерил Макгинесс, вдова одного из пилотов погибших 11 сентября, на церемонии присвоения названия кораблю при спуске его на воду (USS New Hampshire)


John Narewski / US Navy

Двигатели USS Virginia вращают не обычный винт, а гидрореактивный движитель насосного типа.


US Navy / Wikimedia Commons

Такая конструкция значительно уменьшает коррозию и делает корабль малошумным.


Tosaka / wikimedia

В машинном отделении субмарины, здесь энергия, полученная от ядерного реактора SG9, приводит подлодку в движение (почти 32 миль в час, в подводном положении).


James Pinsky / US Navy

Этот переход – идущий от машинного отделения, над реактором, через кубрик в центральную часть корабля, погружен в темноту, чтобы моряки могли спать.


James Pinsky / US Navy

Корабль имеет шлюзовую камеру с помещением для 9 «морских котиков» (диверсантов-аквалангистов)


James Pinsky / US Navy

Через эту шлюзовую камеру «морские котики» могут покидать подлодку, находящуюся в подводном положении.


Andrew McKaskle / US Navy

Шлюзовая камера расположена в центральной части подлодки.


Andrew McKaskle / US Navy

Подводники питаются хорошо, меню составлено таким образом, чтобы снять стресс и облегчить тяготы многомесячной жизни под водой.


Roadell Hickman / US Navy

Как сказал один из моряков: «Это всё равно как если иметь вкусную еду 24 часа в день».


Jennifer A Villalovos / US Navy


Kevin S O"Brien / US Navy

Командный центр ПЛА типа «Вирджиния» гораздо более просторный, чем у старых подлодок


Kevin O"Brien / US Navy

Командный центр расположен не непосредственно под рубкой, потому что у «Вирджинии» нет перископа.


Peter Lawlor / US Navy

Монитор, на который смотрит командир – это «перископ» ПЛА, современная фотоэлектронная система, которая в режиме реального времени позволяет видеть больше, чем мог бы охватить человеческий глаз.


Jeremy Lambert / US Navy

На «Вирджинии» отсутствуют традиционные - рулевой, плазовщик, вахтенный командир и офицер, следящий за балластом. Их обязанности выполняют два офицера, работающие на двух станциях.


James Pinsky / US Navy

Подлодка оборудована сферическим сонаром который сканирует все 360 градусов.


Jennifer Villalovos / US Navy

Полнокомплектная команда «Вирджинии» состоит из 134 моряков


Kevin O"Brien / US Navy

Несмотря на наличие компьютерной навигационной системы, маршрут подлодки прокладывается также и вручную.


Roadell Hickman / US Navy

Под командным центром расположено торпедное отделение, где временно могут располагаться члены подразделения специальных операций


James Pinsky / US Navy

Вооружение подлодки – 12 ракет вертикального взлёта «Томагавк» и 38 торпед


Kevin O"Brien / US Navy

На снимке: офицер USS Texas выполняет тестирование торпедных аппаратов


Roadell Hickman / US Navy

ПЛА типа «Вирджиния» были спроектированы таким образом, чтобы нести Advanced SEAL Delivery system, сверхмалые подлодки для доставки «морских котиков» на задание.


Jennifer Villalovos / US Navy

Единственная вещь, которая находится перед торпедным отделением, это носовой отсек, в нём смонтирован сонар, а сам он спроектирован таким образом, чтобы сделать подлодку как можно менее шумной.


James Pinsky / US Navy

Даже после окончания строительства в конструкцию подлодок вносятся усовершенствования и обновления.


US Navy

Вот это то, что Соединённые Штаты имеют в морских глубинах

Тактико-технические характеристики

Тип Виржиния»
Водоизмещение: подводное 7800 т.
Размереиия: длина 114,9 м (377 футов); ширина 10,4 м (34 фута); осадка 9.3 м (30 футов 6 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Дженерал электрик» S9G, питающий две паровые турбины мощностью 29 825 киловатт (4000 л.с.), передающие вращательный момент на один вал и водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 34 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: четыре: 1 дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 управляемых по проводам торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6 и/или противокорабельных ракет «Гарпун», или мин Мк 67 Мобайл и/или Мк 60 Кэптор а также 12 крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля».
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, БИУС CCSM, комплект аппаратуры РЭР WLQ 4(V) система акустического противодействия WLY-1,14 размещенных вне и одна внутри прочного корпуса пусковых установок ложны целей, усовершенствованный ГАК с активно-пассивными носовыми акустическими антеннами, двумя обширными встроенными бортовыми гидрофонами, активными килевой и рубочной акустическими антеннами, буксируемыми акустическими гидрофонами ТВ-16 и ТВ-29А.
Летательный аппарат: нет.
Экипаж: 134 человека.

Атомные ударные подводные лодки ВМС США типа «Виржиния», которые также называют «новые ударные подводные лодки», задумывались как усовершенствованный «бесшумный» многоцелевой тип лодок как для действий в открытом океане в противолодочном варианте, так и в мелководных районах для решения всего спектра задач применения оружия против берега. Разработка этого типа сразу же вслед за предназначавшимися для замены лодок типа «Лос-Анджелес» лодками типа «Сивулф», ввод в строй головной лодки которого состоялся в июле 1997 г., может показаться немного странным. Однако тип «Сивулф» оказался слишком дорогим и недостаточно гибким в период после дезинтеграции СССР и создания СНГ, ликвидации стратегической угрозы от советских сил и формирования нового мирового порядка, потребовавших менее затратных решений для отражения всего спектра угроз более низкого, оперативного уровня.

Поэтому ВМС США потребовалась АПЛ нового поколения меньших размеров, чем «Сивулф». Министерством обороны США головным разработчиком определена компания «Электрик боутдивижн» корпорации «Дженерал дайнемикс», которая должна построить первую и третью лодки, получившие названия «Виржиния» и «Гавайи», заложенные в 1999 и 2001 гг. со сроками сдачи в 2006 и 200В гг. соответственно. Компания «Нор-троп Грумман Ньюпорт-Ньюс» строит вторую и четвертую лодки - «Техас» и «Северная Калифорния». Они должны быть заложены в 2000 и 2002 гг. со сроками сдачи в 2007 и 2009 гг. соответственно. Реализация программы строительства осуществляется в тесном сотрудничестве: «Электрик боут» производит цилиндрическую центральную часть корпуса.
«Ньюпорт-Ньюс» - носовую и кормовую секции, а также три отсека, встраиваемые в центральную часть корпуса; каждая компания полностью собирает реакторный отсек.
Корпус содержит структурно объединенные секции с оборудованием двух стандартных размеров по ширине для облегчения установки, обслуживания, ремонта и замены основных систем более совершенными устройствами. Конструкция включает также функционально интегрированные отдельные палубы: командный центр, например, оборудован всем необходимым для работы и отдыха. Управление основывается на применении вычислительной техники с сенсорными датчиками, управление вертикальными и горизонтальными рулями производится посредством двухосевого «джостика» с четырьмя кнопками.
Технические требования включали акустические характеристики не хуже, чем у известных своей малошумностью лодок типа «Си-вулф», поэтому на лодках типа «Виржиния» было использовано новое шумопоглощающее покрытие, изолированные палубные структуры и новая конструкция водометного движителя.

Командование и управление.
За системы «три С» (Command. Control, Commun cation and Intelligence - командование, управление, связь и разведка) отвечает занимающая лидирующее положение компания «Локхид Мартин нейвл электронике» и «Севейленз системз - андеси си-стемз», которые, основываясь на комплексах открытого типа, полностью объединяют их в единые системы управления и применения подводной лодки (средства обнаружения, радиопротиводействия, навигации и управления оружием). Управление оружием производится с помощью варианта боевого комплекса «Рейсе-он» CCS Мк 2. Пуск средств поражения осуществляется из 12 вертикальных пусковых шахт для КРМБ «Томагавк» и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов. Последние предназначены для применения 26 управляемых по проводам тяжелых торпед Мк 48 ADCAP Mod 6 и противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» с подводным стартом. Через торпедные аппараты может осуществляться также постановка мин Мк 60 «Кэп-тор».

Каждая лодка оснащается системой акустического противодействия «Нортроп Грумман» WLY-1. которая обеспечивает выдачу данных о дальности и пеленге цели на систему управления огнем, а также установленной на выдвижном устройстве аппаратурой РЭР «Локхид Мартин» BLQ-10.
Для действий сил специальных операций в прибрежных районах лодки обеспечены шлюзовой камерой для выброски и приема боевых пловцов. Эта камера может также использоваться в целях обеспечения деятельности сверхмалых подводных лодок, таких, как «Нортон Грумман» ASDS (Advanced SEAL Delivery System - усовершенствованная система доставки групп ССО ВМС), для переправки с борта на борт групп сил специальных операций


Многофункциональная ГАС.
Главным средством обнаружения при ведении подводной войны является гидроакустический комплекс, который включает акустическую систему выработки данных BQQ-10 и активно-пассивные носовые акустические антенны, два обширных встроенных бортовых гидрофона, активные высокочастотные килевую и рубочную акустические антенны, буксируемые акустические гидрофоны ТВ-16 и тонкую линейную антенну ТВ-29А. Для обеспечения навигации в надводном положении предполагается использовать РЛС BPS-16. Каждая лодка обеспечена двумя универсальными модульными выдвижными «фотоновыми» устройствами, которые не пронизывают лодку, как обычные оптические перископы. Средства обнаружения на выдвижных «фотоновых» устройствах включают камеры телевизионной системы ночного видения и теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, а также лазерный дальномер. Универсальные модульные выдвижные устройства созданы компанией «Коллморген энд Калзони», субсидируемой Италией.
Разработанный компанией «Боинг» комплекс LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System) долгосрочная система минной разведки) состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов длиной 6 м (19 футов В дюймов), автоматизированной подъе

мной стрелы длиной 1В м (59 футов) и необходимой электронной аппаратуры.
Основу энергетической установки составляет ядерный реактор «Дженерал электрик» S9G с водяным охлаждением под давлением с активной зоной, расчетный срок службы которого совпадает со сроком службы подводной лодки, и поэтому не нуждается в перезагрузке. Производимый реактором пар поступает на два турбозубчатых агрегата, вращающих один вал и водометный движитель.

С изменением геополитической обстановки находящиеся в по­стройке АПЛ типа "Seawolf" превратились в своеобразных "ре­ликтов Холодной войны": с распадом СССР и стремительным падением боевого потенциала главная задача многоцелевых АПЛ ВМС США - поиск, слежение и уничтожение АПЛ ВМФ РФ - утрати­ла, в значительной степени, приоритетный характер. Резкое изменение геополитической обстановки породило кризис в подводных силах США. Преодолеть этот кризис можно было только определив новые задачи АПЛ, которые могли стать доминирующими, по крайней мере, в первом десятилетии XXI века.

Уже в январе 1991 года начальник морских операций адмирал Фрэнк Келсо приказал начать разработку проекта подводной лодки умеренной стоимости, которая стала известной как "Centurion" (подводная лодка сле­дующего столетия). В феврале 1991 года министр ВМС официально санк­ционировал выполнение проектных работ. До некоторой степени новый проект опирался на исследования по определению облика подводной лодки, следующей за типом "Seawolf", которые начались, по крайней мере, уже в 1988 году. В октябре 1991 года адмирал Келсо одобрил ее модель боевого использования, а в январе следующего года дал ход документу, содержа­щему диапазоны требований по уровням тактико-технических характе­ристик. Заявленная планируемая стоимость лодки "Centurion" составляла половину таковой для лодки типа "Seawolf" (стоимость, приближающаяся к величине стоимости последних лодок типа "Los Angeles" или приблизи­тельно 600 млн. долл. для серийных кораблей конца 80-х годов).

Для обеспечения снижения стоимости новой многоцелевой АПЛ в ее проект по сравнению с предыдущей АПЛ (тип "Seawolf") вносились суще­ственные изменения. Во-первых, было решено ограничить водоизмеще­ние новой лодки, что привело к сближению этого проекта с АПЛ типа "Los Angeles". Во-вторых, специальным актом конгресса в проекте было разрешено использовать имеющееся коммерческое оборудование. В первую очередь, это относилось к самой дорогой составной части проекта - РЭВ. В комплексах РЭВ должны были использоваться коммерческие процессо­ры и программное обеспечение.

Кроме снижения стоимости постройки единичного корабля большое внимание при разработке проекта уделялось снижению стоимости его эксплуатации. Во-первых, при разработке нового ядерного реактора для новой серии многоцелевых АПЛ, головная из которых получила название "Virginia", ставилась задача не только упростить его конструкцию и повы­сить надежность (за счет снижения количества арматуры и других меха­нических элементов), но и обеспечить работу без перезарядки активной зоны в течение всего жизненного цикла АПЛ. Срок службы активной зоны нового ядерного реактора, получившего обозначение S9G, составляет 30 лет (по некоторым данным - 33 года). Вторым мероприятием, обеспе­чивающим снижение стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia", стало уменьшение численности личного состава АПЛ.

Внутреннее устройство АПЛ "Virginia"

Большое значение для снижения стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia" имеет также конструктивно обеспеченная ремонтопригодность корабля и приспособленность его к модернизации. С этой целью на АПЛ принята открытая архитектура системы боевого управления, а также использование погрузочных люков большого диаметра, через которые может осуществляться погрузка-выгрузка достаточно крупного обору­дования и электронных блоков. Впервые это техническое решение было реализовано на стратегических ракетоносцах типа "Ohio", что позволяло существенно снизить продолжительность их нахождения в базе и, за счет этого, повысить их боевую устойчивость в случае первого ракетного уда­ра противника по пункту их базирования.

Вторым важным направлением в разработке проекта АПЛ типа "Virgi­nia" стало обеспечение возможности решения АПЛ этой серии более ши­рокого перечня задач. При этом задача борьбы с малошумными лодками противника не снималась, а становилась одной из прочих задач этих АПЛ. Как следствие этого, требования по скрытности, предъявлявшиеся ранее к АПЛ типа "Seawolf", остались неизменными.

Многозадачность АПЛ типа "Virginia" стала основным ее отличитель­ным признаком по отношению ко всем ранее спроектированным АПЛ ВМС США. В число главных задач, которые должны решать лодки этого типа, включены:

  • противолодочные и противокорабельные действия;
  • нанесение ударов по береговым объектам;
  • выполнение минных постановок;
  • радиоэлектронная разведка и мониторинг тактической обстановки в районе боевых действий (или районе потенциальных боевых действий);
  • прямая поддержка действий надводных кораблей (в том числе, );
  • скрытная высадка на побережье противника ударно-диверсионных групп.

В соответствии с решаемыми задачами изменилось оружие АПЛ типа "Virginia". От использования 8 торпедных аппаратов как на АПЛ типа "Seawolf отказались и вернулись к 4 ТА и 12 вертикальным пусковым установкам крылатых ракет "Tomahawk". Также было решено вернуться к торпедным аппаратам старого калибра (533 мм). При этом для стрельбы по малошумным целям, действующим на мелководье (дизель-электриче­ские ПЛ), предполагалось использовать "легкие" торпеды малого калибра (324 мм, типа Мк. 50 или Мк. 54 LHT). Стрельба этими торпедами, разраба­тывавшимися для использования с авиационных и надводных носителей, должна была осуществляться по методу "самовыхода".

Для решения задачи радиоэлектронной разведки и мониторинга обстановки в районе боевых действий АПЛ типа "Virginia" оснащаются новыми средствами РЭБ, выдвижные устройства которых выполнены в модульном исполнении без прохода внутрь прочного корпуса корабля.

Для обеспечения скрытной высадки ударно-диверсионных групп на занятое противником побережье в конструкцию АПЛ типа "Virginia" включена девятиместная шлюзовая камера, обеспечивающая выход и прием водолазов и бойцов сил спецподразделений при нахождении АПЛ в подводном положении (на глубинах, обеспечивающих проведение та­ких операций). Шлюзовая камера размещена в верхней части кофферда­ма, образованного двумя плоскими переборками, отделяющими первый отсек АПЛ (ГКП, выгородка ТРВ, РЭВ, вероятно, АБ) от второго (жилого отсека). Вероятно, шлюзовая камера может использоваться не только для выхода и приема водолазов, но и в качестве средства аварийного поки­дания ПЛ, лежащей на грунте. Также как на АПЛ предыдущих типов ("Los Angeles" и "Seawolf") люк шлюзовой камеры АПЛ типа "Virginia" обору­дован комингс-площадкой для посадки спасательного аппарата и может использоваться для выхода подводников из затонувшей лодки методом свободного всплытия.

Кроме шлюзовой камеры в конструкции АПЛ типа "Virginia" предусмо­трены также специальные хранилища для оборудования и снаряжения сил спецопераций, размещенные в ограждении выдвижных устройств. Размещение команд спецопераций на борту АПЛ предусмотрено в вы­городке ТРВ, которая в отличие от лодок предыдущих типов обладает большими возможностями по изменению конфигурации (в выгородке могут размещаться до 41 чел.). Также, как АПЛ типа "Los Angeles", лодки типа "Virginia" могут транспортировать сухие палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подраз­делений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового ава­рийно-спасательного люка).

С целью эффективного решения противолодочной задачи АПЛ типа "Virginia" оснащены мощным гидроакустическим комплексом. В состав гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia" входит гидроакусти­ческий комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10, прошедший проверку на АПЛ типа "Seawolf". Использование этого комплекса гидроакустики на лодках типа "Virginia", вероятно, определяется не только желанием сократить затраты на создание нового РЭВ, но и необходимостью уменьшить риск срыва программы постройки новых лодок. Однако это решение, веро­ятно, привело к определенным трудностям. Диаметр корпуса АПЛ тип "Virginia" заметно меньше диаметра лодок типа "Seawolf (10,4 вместо 12,9 метра, т.е. на 2,5 метра меньше), что неизбежно должно было привести к необходимости большей полноты носовой оконечности.

Проблемы, с которыми, в частности, столкнулись ВМС США на ис­пытаниях головной АПЛ "Seawolf", привели к дальнейшим изменениям в составе гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia": от при­мененных на АПЛ "Seawolf" бортовых широкоапертурных гидроакусти­ческих антенн (AN/BQG-5D) отказались в пользу облегченного образца AN/BQG-5A.

Требование по использованию АПЛ типа "Virginia" в районах с малы­ми глубинами, где минная опасность существенно выше, потребовало дальнейшего совершенствования активных средств гидроакустического наблюдения. В архитектурном облике АПЛ типа "Virginia" это выразилось в появлении заметного "подбородка" в носовой оконечности, в котором размещена новая антенна активной ГАС. Имея высокую разрешающую способность, эта антенна позволяет АПЛ не только уверенно маневри­ровать вблизи неровного грунта, но и осуществлять поиск заякоренных мин, установленных над грунтом. Возможности антенны, размещенной в "подбородке", дополняются антенной, размещенной в носовой части ограждения (поиск мин в толще воды).

Состав протяженных гидроакустических буксируемых антенн АПЛ типа "Virginia", вероятно, также несколько изменится. Их будет также две: "толстая" антенна ТВ-16, размещенная в ангаре по правому борту вдоль прочного корпуса, аналогично АПЛ типа "Los Angeles" и "Seawolf" и "тонкая" антенна, которая должна прийти на замену антенне ТВ-29 (вероятно, антенна ТВ-29А). Планировавшаяся ранее антенна TB-29 была отклонена из-за неприемлемо высокой цены.

Кроме перечисленных гидроакустических средств АПЛ типа "Virginia" оснащаются приемниками системы Acoustic Threat Detection System (аку­стическая система обнаружения угрозы).

Стремление проектантов АПЛ типа "Virginia" создать корабль, способ­ный полностью контролировать окружающую подводную обстановку по всем направлениям, не увенчалось успехом, но в этом направлении им удалось добиться определенного прогресса.

Преемственность проектных подходов, реализованных на АПЛ типа "Virginia", АПЛ типа "Los Angeles" и типа "Seawolf" отчетливо проявляется в наружном облике последней серии АПЛ. Также как на АПЛ типа "Seawolf ограждение лодки "Virginia" сильно смещено в направлении носа, а по­грузка торпедного боезапаса осуществляется через торпедо-погрузочный люк, расположенный в корму от ограждения.

С лодками типа "Los Angeles" АПЛ "Virginia" сближает размещение в носовой оконечности контейнеров крылатых ракет "Tomahawk", однако их установка внутри ЦГБ выполнена по несколько иной схеме. Если на АПЛ типа "Los Angeles" контейнеры были установлены в четыре ряда па­раллельно диаметральной плоскости корабля (по два ряда на борт), то на лодках типа "Virginia" четыре носовых контейнера (по два на борт) разне­сены более широко, чем ближние к ДП кормовые контейнеры. Это может указывать на размещение в этой части носовой оконечности каких-либо прочных конструкций (например, продолжения шахты носовой сфери­ческой капсулы ГАК).

Конструктивно близко к АПЛ типа "Seawolf" и последним АПЛ типа "Los Angeles" реализована кормовая оконечность АПЛ типа "Virginia", в которой сохранена схема кормового оперения и водометный движитель-ный комплекс, аналогичный примененному на АПЛ "Seawolf". Также как на лодках типа "Seawolf" выполнено и ограждение выдвижных устройств, имеющее в носовой части обтекатель для уменьшения подпорного вихря. Использованы в проекте АПЛ типа "Virginia" и технические решения по убирающимся носовым горизонтальным рулям.

Удовлетворить требования по стоимости АПЛ типа "Virginia" (обе­спечить стоимость АПЛ, близкую к стоимости АПЛ типа "Los Angeles") не удалось. В декабре 1996 года были установлены следующие стоимости АПЛ этого типа: головная - 3,272 млрд. долл., вторая - 2,543 млрд. долл., третья - 2,093 млрд. долл., четвертая - 2,112 млрд. долл.

Программа постройки лодок типа "Virginia" подвергается критике не только из-за существенного роста стоимости лодок, но и из-за их недоста­точно высоких боевых качеств. При водоизмещении АПЛ типа "Virginia", составляющем ок. 85% от водоизмещения АПЛ "Seawolf, их стоимость приблизительно такая же, суммарный боезапас составляет приблизитель­но 2/3 от боезапаса лодок типа "Seawolf, мощность торпедного залпа - 50% от залпа "Seawolf. Кроме того, лодки типа "Virginia" хуже приспосо­блены к действиям в Арктике и имеют меньшую глубину погружения.

Работы над совершенствованием АПЛ типа "Virginia" продолжаются. Планами предусмотрен переход на схему полного электродвижения на серийных АПЛ (пока не известно, с какого корпуса), рассматриваются ва­рианты с применением конформных гидроакустических антенн, ведутся работы по созданию новых датчиков и оборудования. Предполагается, что лодки типа "Virginia", также как лодки предшествующих проектов, будут строиться подсериями, в которых будут внедряться более совер­шенные системы и комплексы. Этому должно способствовать модульное построение корабля и его подсистем (в первую очередь, РЭВ).

Головная лодка типа «Вирджиния» SSN-774 вошла в строй в 2004 году. В настоящее время в ВМС США имеется 8 АПЛ типа «Вирджиния», всего планируется построить 30 подлодок этого типа.

Тактико-технические характеристики АПЛ типа «Вирджиния»:

  • тип корабля – по российской классификации: многоцелевая атомная подводная лодка, торпедная с крылатыми ракетами (МПЛАТАРК), по классификации НАТО: SSN (Ship Submarine Nuclear);
  • скорость подводная – 25 узлов;
  • предельная глубина погружения – 250 м;
  • автономность плавания – неограниченная;
  • экипаж – 134 человека;
  • подводное водоизмещение – 7925 т.;
  • длина – 114,8 м;
  • вооружение – 12 ракетных шахт, 4 торпедных аппарата калибра 533 мм.