Как открыть багетную мастерскую. Свой бизнес: мастерская по изготовлению ключей

Подробное руководство для тех, кто желает открыть свою столярную мастерскую и превратить хобби в высокоприбыльный бизнес. Что нужно для открытия, как зарегистрировать мастерскую, что производить, какие дополнительные услуги предлагать и сколько на всём этом можно заработать.

Столярная мастерская - это хороший вариант бизнеса. В ней можно изготавливать мебель на заказ, окна, межкомнатные или входные двери, а также другую продукцию, которая будет пользоваться хорошим спросом.

Дополнительным источником дохода может стать ремонт или реставрация деревянной мебели.

Как открыть столярную мастерскую, официально зарегистрировать её, найти покупателей, выбрать оптимальное помещение и какие инструменты и оборудование понадобятся подробно описано в этой статье.

Преимущества бизнеса

Собственная столярка - прибыльный бизнес, имеющий такие преимущества как:

  • востребованность производимой продукции;
  • ежегодно растущий спрос на продукцию;
  • минимальные вложения на старте;
  • стабильный и хороший доход независимо от сезона;
  • несколько вариантов сбыта продукции;
  • возможность расширения ассортимента и спектра услуг.

Спрос на деревянную мебель, двери или окна под заказ действительно растёт с каждым годом. Вместе с этим увеличиваются обороты и доходы столярных мастерских. Поэтому уже из преимуществ видно, что решение заняться таким бизнесом - правильное. Но что и сколько денег нужно для старта?

Что необходимо для открытия столярки

Чтобы запустить такой бизнес нужно самому быть хорошим столяром или найти такого специалиста. Мастерскую надо правильно организовать:

  • отдельное место для хранения материалов и продукции;
  • наличие нужного оборудования;
  • удобные рабочие места для мастеров;
  • качественное освещение;
  • и др.

Также нужно понять, что даже при высокой востребованности продукции немедленной прибыли ожидать не стоит. Все вложения окупятся не ранее чем через 8-10 месяцев.

Более того, надо знать, что столярная мастерская - это бизнес с минимальной рентабельностью от 25% до 35%. Чтобы разрушить такой бизнес нужно сильно постараться. Поэтому не стоит опасаться или работы в убыток.

Чтобы запустить этот бизнес, нужно пройти 6 шагов.

Шаг 1. Регистрация бизнеса в налоговой инспекции.

Шаг 2. Поиск и аренда помещения для мастерской.

Шаг 3. Покупка инструментов и оборудования.

Шаг 4. Покупка материалов.

Шаг 6. Поиск покупателей производимой продукции.

Все представленные шаги - краткий вариант основных моментов . Рассмотрим каждый детально.

Регистрация мастерской

Оптимальная форма правления для столярной мастерской - ООО. Она даёт возможность нанимать работников и без особых трудностей расширять производство.

Как индивидуальный предприниматель (ИП) можно зарегистрироваться лишь в случае, если в мастерской будет работать сам её владелец или 1-2 наёмных мастера.

Чтобы зарегистрировать мастерскую надо:

  • выбрать форму правления;
  • получить свидетельство о регистрации ИП или ООО;
  • стать на учёт в налоговой инспекции;
  • получить разрешение от Роспотребнадзора.

Также, когда будет выбрано и арендовано помещение, потребуется получить разрешение от пожарной инспекции. Это важный момент, так как столярное производство предусматривает работу с легковоспламеняющимися материалами.

Сколько нужно для старта

Чтобы открыть столярную мастерскую потребуется около 220 тыс. руб. Сюда входит:

  • до 14 000 руб. - аренда помещения (при отсутствии своего);
  • около 21 000 руб. - сырьё и материалы;
  • до 180 000 руб. - инструменты и оборудование;
  • до 1 500 руб. - оплата за электричество.
  • 50 000 руб. - другие расходы.
  • 20 000 - 40 000 руб. - зарплата наёмным работникам (2 человека).

Цифры приведены приблизительные. Например, не факт, что понадобится тратиться на зарплату, так как предприниматель один может вести бизнес и заниматься производством.

Оплата аренды тоже может не понадобиться, если есть собственное помещение (например, вместительный гараж, отдельное помещение в загородном доме или сооружение на приусадебном участке).

Крупная сумма потребуется только для закупки оборудования и инструментов. Остальное имеет вполне приемлемые цены.

Таким образом, вложив на начальном этапе 220 000 руб., уже через полгода, при рентабельности 23%, можно выйти на прибыль от 70 000 руб. в месяц.

Помещение для столярной мастерской

К помещениям столярных мастерских применимы следующие требования:

Площадь - минимум 50 кв. м.

Длина помещения - минимум 4 м.

Влажность - низкая.

Температура - не менее 16°С.

Освещение - 20% естественное, 80% искусственное.

Вентиляция - естественная, системы приточно-вытяжных фильтров.

Электричество - 220В и 380В.

Пожарная безопасность - в соответствии с главой 8 Правил противопожарного режима РФ.

Инструменты и оборудование

Перечень основных инструментов и оборудования включает в себя:

  • молотки и киянки;
  • стамески и электрорубанок;
  • рулетка и штангенциркуль;
  • дрель и шуруповёрт;
  • электролобзик и дисковые пилы;
  • фрезерный и фуговальный станки;
  • устройства для нанесения краски, лака и антисептиков;
  • вентилятор с мешками.

Также понадобятся следующие расходные материалы:

  • столярный клей;
  • краска;
  • масло;
  • гвозди;
  • саморезы.

Кроме того могут потребоваться упаковочные материалы для готовой продукции.

Наёмные работники

Для налаженного производства продукции необходимо минимум два столяра. Одним может быть сам предприниматель, вторым - наёмный рабочий.

Надо понимать, чтобы самому участвовать в процессе производства нужно иметь соответствующие навыки. Если их нет, оптимально нанять двух столяров.

Если планируется производство уникальной мебели или другой специфической продукции, то может понадобится специалист для художественной резки по дереву.

Количество работников напрямую будет зависеть от объёмов работы. На начальном этапе можно обойтись двумя мастерами. По мере расширения предприятия необходимо привлекать новых специалистов. Возможно, в будущем, потребуется менеджер, который будет заниматься поиском покупателей. Хотя такую работу можно выполнять самому.

Что можно изготавливать в столярной мастерской?

Чтобы понять, какую продукцию выпускать, надо изучить рынок. Следует обратить внимание на товары, которые в избытке и те, за которыми наблюдается дефицит.

Обязательно стоит изучить ценовую политику конкурентов и их ассортимент.

Работать можно в сфере производства:

  • мебели и декоративных элементов интерьера;
  • лестниц и дверей;
  • беседок и заборов;
  • отделочных изделий.

Если есть конкретные идеи, то всё стоит тщательно взвесить и убедиться, что на продукцию будет спрос. Иначе можно прогадать.

Начинать бизнес лучше всего с мебели, дверей или окон. Эти товары всегда пользуются спросом на рынке. Для старта такая продукция самая оптимальная. В дальнейшем можно расширить ассортимент и добавить дополнительные услуги.

Варианты реализации продукции

Готовые изделия можно продавать на ярмарках, рынках или через интернет. То есть это вариант поставки продукции покупателям из мастерской.

Заинтересоваться сотрудничеством могут строительные или мебельные магазины. Для этого достаточно обзвонить эти торговые точки и сделать им уникальное торговое предложение по поставке собственной продукции.

Если нет желания искать покупателей и магазины для сотрудничества, тогда оптимально открыть свою торговую точку. Продавать продукцию будет намного проще и выгоднее.

Но надо отметить, что если работать сразу в трёх перечисленных направлениях, то можно получить большие объёмы работы и стабильный доход свыше 100 000 руб. в месяц.

Дополнительные услуги

Столярная мастерская открывает массу возможностей. Кроме производства, клиентам можно предлагать дополнительные услуги, такие как:

  • доставка продукции к клиенту;
  • сборка мебели на дому или в офисе клиента;
  • ремонт мебели или её реставрация;
  • монтаж окон и дверей;
  • другие услуги, сопутствующие сфере деятельности.

Перечисленные услуги способны стать дополнительным инструментом увеличения прибыли мастерской.

Как привлечь покупателей

Для привлечения клиентов можно использовать разные методы рекламы. Самые эффективные из них это:

  • Буклеты и листовки. Они могут быть выполнены в виде мини-каталога продукции с указанием цен, контактов и адреса, куда можно обратиться. Такой способ рекламы один из самых эффективных, так как потенциальные покупатели могут сразу ознакомиться с ассортиментом (или самыми популярными изделиями мастерской) и принять решение.
  • Реклама в СМИ. Здесь надо позаботиться о рекламной кампании на местном телевидении, радио, в газетах и журналах. Какое из средств массовой информации привлекать зависит от бюджета выделенного на продвижение бизнеса.
  • Реклама в интернете. Это ещё один эффективный способ быстрого выхода на потенциальных клиентов. Для этого надо открыть собственный сайт, разместить на его страницах каталог продукции и сделать возможность оформления онлайн-заказа. Наибольшую отдачу от сайта можно получить, запустив в Яндекс.Директ. Также не стоит игнорировать социальные сети, где можно создать официальную группу мастерской, разрекламировать её и получать ещё больше клиентов.

Выводы

Чтобы открыть собственную мастерскую надо вложить около 200 000 руб. Понадобится регистрация ООО, аренда помещения, закупка инструментов и оборудования, а также поиск покупателей.

Окупаемость бизнеса - 8-10 месяцев. Ежемесячная прибыль - более 70 000 руб. Минимальная рентабельность - 25-30%.

Муж и жена, Таисия Богатырёва и Денис Гутов, создали первую в России открытую мастерскую «Класс труда» - коворкинг для хендмейдеров, в котором есть всё необходимое: и рабочие места, и инструменты, и полезные контакты. Предприниматели не прогадали, поставив на бизнес-модель, успешно работающую в США.

Оказалось, что и в Санкт-Петербурге достаточно как мастеров в поисках рабочего пространства, так и людей, которые хотят научиться работать руками. «Класс труда» славится душевной атмосферой и отсутствием всякой предвзятости: девочки здесь учатся строгать, мальчики - делать украшения, офисные сотрудники - лепить из глины. Тая и Денис следят за порядком, разрешают конфликты и заботятся о том, чтобы у их резидентов было не только рабочее место, но и возможность заработать благодаря своему труду.

Как всё начиналось

Однажды Тая увлеклась хендмейдом и за неимением другого подходящего места в доме устроила свою творческую мастерскую на кухне. Работала она в основном по ночам, так что, когда Денис рано утром приходил завтракать, кухонный стол часто был в полном беспорядке, а по полу были разбросаны булавки.

Когда у тебя нет отдельной комнаты для мастерской, твоё увлечение становится проблемой для близких, так как твои вещи постоянно кому-то мешают, их приходится перекладывать, в процессе обязательно что-нибудь теряется. Мы подумали, что наверняка с такой проблемой сталкиваемся не только мы. Многие творческие люди мучаются в неподходящих условиях, а возможностей арендовать собственную студию у них нет, так как это дорого. Мы решили проверить, есть ли в городе коворкинги, куда можно было бы прийти работать хендмейдеру, и удивились, когда поняли, что никто пока ничего подобного не придумал.

Самый продвинутый из всех существовавших вариантов заключался в том, что несколько мастеров в складчину арендовали одно помещение, где вместе работали. Но у этого варианта было слишком много рисков - могли испортиться личные отношения, возникнуть конфликты на почве денег.

Один наш товарищ подсказал нам, что в Штатах есть компания, работающая по интересующей нас модели, - TechShop. Мы зашли на их сайт и поняли, что это именно то, что мы хотим сделать. TechShop - это, по сути, огромный цех, в котором сосредоточено множество инструментов и технологическое оборудование, всё необходимое - от лобзика до лазерной машины. Клиенты покупают абонемент и получают доступ к станкам и рабочим столам. Увидев работающую бизнес-модель, мы решили не изобретать велосипед и просто попробовать её у нас. Технически мы пока сильно отстаём от американского аналога, но мы не переживаем - сейчас у них 11 филиалов по стране, но они когда-то начинали с небольшой мастерской. Мы перестали волноваться насчёт успешности модели уже через три-четыре месяца после открытия.

Резиденты

Изначально мы, конечно, не были уверены, что что-то получится. Мы арендовали часть заводского помещения, сами сделали в нём ремонт, но, не сойдясь с владельцем в вопросе цены, переехали в новое помещение, где сейчас и находимся. Больше всего мы боялись того, что мастера просто не захотят выходить из своих квартир, покидать пусть и неудобное, но привычное рабочее место, где их никто не видит, не тревожит. Мы ожидали, что им будет неприятно, что кто-то наблюдает за их работой и, возможно, захочет скопировать какие-то их приёмы и идеи, что они не захотят общаться с другими мастерами. До нашей мастерской все жили по принципу «это моё, это я не дам, не подходите, не трогайте меня». Оказалось, что наши страхи были беспочвенны. Уже через несколько месяцев всё пространство коворкинга заполнилось резидентами.

В реальности оказалось, что мастера вовсе не против общаться с единомышленниками. Раньше они если и встречались, то на каких-нибудь ярмарках, где воспринимали друг друга как конкурентов. А у нас они начали сотрудничать и помогать друг другу, спрашивать совета, делать совместные проекты. Когда ты работаешь в одиночку, то варишься в своём соку и не видишь, что происходит вокруг, барахтаешься в море информации в интернете. Чтобы, например, сделать деревянную пуговицу для своей сумки, тебе обычно нужно пролистать километры страниц, а у нас можно просто пойти в соседнюю комнату и за чаем поговорить с мастерами по дереву, узнать всё из первых уст.

Мы не хотели делать бизнес ради одних денег, у каждого из нас за спиной работа в офисе, и мы хотели заниматься чем-то совершенно другим. В результате мы придумали бизнес, которым приятно заниматься каждый день, и прежде всего благодаря нашему окружению. Люди, умеющие делать что-то своими руками, сильно отличаются от людей, существующих в офисных реалиях. Мы уже не можем представить себе, что сможем когда-нибудь вернуться обратно. Офисная жизнь полна стрессов, связанных с ненормальным человеческим общением, там постоянно конкурируют за лучшее место, боятся начальников, скучают, занимаются интригами. В «Класс труда» многие приходят по вечерам, после работы, чтобы отдохнуть здесь душой, пообщаться с людьми из другого мира, окунуться в другую атмосферу и тем самым перезарядить батарейки.

Как это работает

Месячный абонемент для резидентов у нас стоит 6 тысяч рублей. Сейчас у нас около 25 постоянных резидентов, и пространства хватит ещё человек на десять. Другие наши клиенты покупают разовые посещения или абонементы на 10, 20, 30 часов работы. В стоимость абонемента резидента входит рабочий стол, место для хранения своих материалов, а также возможность пользоваться всеми инструментами мастерской. Если у нас чего-то пока нет, можно попросить соседа по коворкингу одолжить инструмент. Несмотря на количество мастеров, очередей у станков и толкучки за столами у нас практически никогда не бывает, так как все приходят работать в разное время, кто-то в 7 утра, кто-то поздно вечером.

Мы также помогаем нашим резидентам объединиться для выполнения какого-либо крупного заказа. К нам то и дело обращаются заказчики из различных баров, кафе и хостелов с просьбой как-то оформить им интерьер, например сделать барную стойку или необычный шкаф. Чаще всего для этого требуются мастера разного профиля, и «Класс труда» в данном случае выступает как генеральный исполнитель, который согласовывает работу с клиентом.

Мастер-классы

«Класс труда» у многих ассоциируется больше не с самой мастерской, а с нашими мастер-классами. Видимо, это следствие того, что в нашей группе в VK мы чаще пишем о них, а не о наших резидентах. Мастер-классы мы либо организуем сами, либо предоставляем площадку для их проведения (в данном случае люди просто платят нам за часы работы в коворкинге). Мы сами попробовали разные форматы занятий и пришли к выводу, что разовые занятия - это не то, что нам нужно. В городе проводится очень много мастер-классов, где тебе предлагается за два часа сделать какую-нибудь штучку. За такое время невозможно по-настоящему чему-то научиться.

Мы подумали, что людям будет интересно глубже погрузиться в ремесло, поэтому решили сосредоточиться на проведении полноценных курсов. Те, кто посещает такие курсы, затем покупают у нас абонементы, приходят после работы, чтобы что-то самостоятельно пилить и шить, а рядом с ними работает тот же мастер, у которого они могут в любое время что-нибудь спросить. Благодаря курсам мастера могут заработать на аренду мастерской и найти учеников, которые захотят заниматься индивидуально. Так что для нас проведение мастер-классов - это одновременно и пиар, и заработок, и новые клиенты, и новые возможности для наших резидентов. Так как мы заинтересованы в том, чтобы курсы были качественными, мы очень ответственно относимся к выбору преподавателей. Сперва всегда делаем разовое тестовое занятие, чтобы понять, как сам мастер чувствует себя в роли преподавателя и насколько он нравится ученикам. Самой большой популярностью у нас пользуются курсы по ювелирным изделиям и по работе с деревом.

Трудности

Когда начинаешь свой бизнес, проблем у тебя, возможно, и больше, чем в обычном офисе, но при этом ты чётко понимаешь, что всё, что ты делаешь, ты делаешь для самого себя. Работая в офисе, ты можешь в 6 часов вечера просто отключить голову и заняться другими делами. Здесь так не получится. Поэтому так важно создать место, где тебе комфортно и интересно работать, чтобы не перегореть.

Проблем у нас немало: начиная со сломанных инструментов в момент сдачи срочного заказа и заканчивая сезонностью бизнеса. Всегда можно недобрать людей на курс, неверно рассчитать стоимость затрат на материалы для заказа и так далее. В управлении коворкинга есть специфический риск - неправильно выстроить атмосферу. В этом вопросе нет рецептов, приходится действовать интуитивно. Мы беседуем с каждым потенциальным резидентом, чтобы понять, что он за человек, сможем ли мы комфортно сосуществовать на одной территории. Потому что, по сути, это место - наш дом. Резидент должен уметь, прежде всего, уважать чужие границы. У нас было несколько прецедентов, когда резиденты начинали своим присутствием «напрягать» окружающих и мы твёрдо сообщали им, что их дальнейшее присутствие в коворкинге нежелательно. Удивительно, но через несколько дней после их ухода атмосфера снова приходила в норму. Обычно мы выступаем арбитрами в возникающих спорах, стараемся сохранять нейтралитет. Для нас каждый творческий человек, работающий у нас, равен всем остальным. Не важно, кто из них более известен, опытен или у кого больше наглости.

Большая часть наших резидентов зарабатывают своим ремеслом на жизнь. Когда их называют хендмейдерами, их это чаще всего оскорбляет. Они предпочитают слово «мастер». Мир хендмейда сейчас разделился на две группы: одни занимаются этим профессионально и ответственно, другие - делают что-то любительски и не очень качественно. «Профессионалы» чаще всего не участвуют в многочисленных ярмарках и базарах и выполняют частные заказы. Некоторые мастера развивались у нас на глазах. Мы, конечно, не считаем, что это наша заслуга, но видим, что в мастерской, где мастера могут находиться в среде себе подобных, они работают более продуктивно, чем когда работали в одиночку. Чтобы растение росло, для него нужно создать благоприятную среду. Наша мастерская - это нечто вроде теплицы для хендмейдеров, им в разы проще здесь заниматься своим делом и расти.

В ближайшее время мы планируем расширить парк инструментов и сделать мастерскую более комфортной для жизни в зимний период. Запустим новые курсы, в том числе и для детей. Сейчас у нас есть небольшой перекос в сторону работы с деревом, а основная концепция мастерской - это универсальность, поэтому мы будем расширять направление деятельности в сторону металла, кожи и керамики. Среди далекоидущих планов - органический рост мастерской. Как только поймём, что нам становится тесно, увеличим площади мастерской. Мы также открыты предложениям открытия филиалов «Класса труда» в других городах.

Как открыть свою мастерскую

Муж и жена, Таисия Богатырёва и Денис Гутов, создали первую в России открытую мастерскую «Класс труда» - коворкинг для хендмейдеров, в котором есть всё необходимое: и рабочие места, и инструменты, и полезные контакты. Предприниматели не прогадали, поставив на бизнес-модель, успешно работающую в США. Оказалось, что и в Санкт-Петербурге достаточно как мастеров в поисках рабочего пространства, так и людей, которые хотят научиться работать руками. «Класс труда» славится душевной атмосферой и отсутствием всякой предвзятости: девочки здесь учатся строгать, мальчики - делать украшения, офисные сотрудники - лепить из глины. Тая и Денис следят за порядком, разрешают конфликты и заботятся о том, чтобы у их резидентов было не только рабочее место, но и возможность заработать благодаря своему труду.

Как всё начиналось

Однажды Тая увлеклась хендмейдом и за неимением другого подходящего места в доме устроила свою творческую мастерскую на кухне. Работала она в основном по ночам, так что, когда Денис рано утром приходил завтракать, кухонный стол часто был в полном беспорядке, а по полу были разбросаны булавки.

Когда у тебя нет отдельной комнаты для мастерской, твоё увлечение становится проблемой для близких, так как твои вещи постоянно кому-то мешают, их приходится перекладывать, в процессе обязательно что-нибудь теряется. Мы подумали, что наверняка с такой проблемой сталкиваемся не только мы. Многие творческие люди мучаются в неподходящих условиях, а возможностей арендовать собственную студию у них нет, так как это дорого. Мы решили проверить, есть ли в городе коворкинги, куда можно было бы прийти работать хендмейдеру, и удивились, когда поняли, что никто пока ничего подобного не придумал.

Самый продвинутый из всех существовавших вариантов заключался в том, что несколько мастеров в складчину арендовали одно помещение, где вместе работали. Но у этого варианта было слишком много рисков - могли испортиться личные отношения, возникнуть конфликты на почве денег.

Один наш товарищ подсказал нам, что в Штатах есть компания, работающая по интересующей нас модели, - TechShop. Мы зашли на их сайт и поняли, что это именно то, что мы хотим сделать. TechShop - это, по сути, огромный цех, в котором сосредоточено множество инструментов и технологическое оборудование, всё необходимое - от лобзика до лазерной машины. Клиенты покупают абонемент и получают доступ к станкам и рабочим столам. Увидев работающую бизнес-модель, мы решили не изобретать велосипед и просто попробовать её у нас. Технически мы пока сильно отстаём от американского аналога, но мы не переживаем - сейчас у них 11 филиалов по стране, но они когда-то начинали с небольшой мастерской. Мы перестали волноваться насчёт успешности модели уже через три-четыре месяца после открытия.

Резиденты

Изначально мы, конечно, не были уверены, что что-то получится. Мы арендовали часть заводского помещения, сами сделали в нём ремонт, но, не сойдясь с владельцем в вопросе цены, переехали в новое помещение, где сейчас и находимся. Больше всего мы боялись того, что мастера просто не захотят выходить из своих квартир, покидать пусть и неудобное, но привычное рабочее место, где их никто не видит, не тревожит. Мы ожидали, что им будет неприятно, что кто-то наблюдает за их работой и, возможно, захочет скопировать какие-то их приёмы и идеи, что они не захотят общаться с другими мастерами. До нашей мастерской все жили по принципу «это моё, это я не дам, не подходите, не трогайте меня». Оказалось, что наши страхи были беспочвенны. Уже через несколько месяцев всё пространство коворкинга заполнилось резидентами.

В реальности оказалось, что мастера вовсе не против общаться с единомышленниками. Раньше они если и встречались, то на каких-нибудь ярмарках, где воспринимали друг друга как конкурентов. А у нас они начали сотрудничать и помогать друг другу, спрашивать совета, делать совместные проекты. Когда ты работаешь в одиночку, то варишься в своём соку и не видишь, что происходит вокруг, барахтаешься в море информации в интернете. Чтобы, например, сделать деревянную пуговицу для своей сумки, тебе обычно нужно пролистать километры страниц, а у нас можно просто пойти в соседнюю комнату и за чаем поговорить с мастерами по дереву, узнать всё из первых уст.

Мы не хотели делать бизнес ради одних денег, у каждого из нас за спиной работа в офисе, и мы хотели заниматься чем-то совершенно другим. В результате мы придумали бизнес, которым приятно заниматься каждый день, и прежде всего благодаря нашему окружению. Люди, умеющие делать что-то своими руками, сильно отличаются от людей, существующих в офисных реалиях. Мы уже не можем представить себе, что сможем когда-нибудь вернуться обратно. Офисная жизнь полна стрессов, связанных с ненормальным человеческим общением, там постоянно конкурируют за лучшее место, боятся начальников, скучают, занимаются интригами. В «Класс труда» многие приходят по вечерам, после работы, чтобы отдохнуть здесь душой, пообщаться с людьми из другого мира, окунуться в другую атмосферу и тем самым перезарядить батарейки.

Как это работает

Месячный абонемент для резидентов у нас стоит 6 тысяч рублей. Сейчас у нас около 25 постоянных резидентов, и пространства хватит ещё человек на десять. Другие наши клиенты покупают разовые посещения или абонементы на 10, 20, 30 часов работы. В стоимость абонемента резидента входит рабочий стол, место для хранения своих материалов, а также возможность пользоваться всеми инструментами мастерской. Если у нас чего-то пока нет, можно попросить соседа по коворкингу одолжить инструмент. Несмотря на количество мастеров, очередей у станков и толкучки за столами у нас практически никогда не бывает, так как все приходят работать в разное время, кто-то в 7 утра, кто-то поздно вечером.

Мы также помогаем нашим резидентам объединиться для выполнения какого-либо крупного заказа. К нам то и дело обращаются заказчики из различных баров, кафе и хостелов с просьбой как-то оформить им интерьер, например сделать барную стойку или необычный шкаф. Чаще всего для этого требуются мастера разного профиля, и «Класс труда» в данном случае выступает как генеральный исполнитель, который согласовывает работу с клиентом.

Мастер-классы

«Класс труда» у многих ассоциируется больше не с самой мастерской, а с нашими мастер-классами. Видимо, это следствие того, что в нашей группе в VK мы чаще пишем о них, а не о наших резидентах. Мастер-классы мы либо организуем сами, либо предоставляем площадку для их проведения (в данном случае люди просто платят нам за часы работы в коворкинге). Мы сами попробовали разные форматы занятий и пришли к выводу, что разовые занятия - это не то, что нам нужно. В городе проводится очень много мастер-классов, где тебе предлагается за два часа сделать какую-нибудь штучку. За такое время невозможно по-настоящему чему-то научиться.

Мы подумали, что людям будет интересно глубже погрузиться в ремесло, поэтому решили сосредоточиться на проведении полноценных курсов. Те, кто посещает такие курсы, затем покупают у нас абонементы, приходят после работы, чтобы что-то самостоятельно пилить и шить, а рядом с ними работает тот же мастер, у которого они могут в любое время что-нибудь спросить. Благодаря курсам мастера могут заработать на аренду мастерской и найти учеников, которые захотят заниматься индивидуально. Так что для нас проведение мастер-классов - это одновременно и пиар, и заработок, и новые клиенты, и новые возможности для наших резидентов. Так как мы заинтересованы в том, чтобы курсы были качественными, мы очень ответственно относимся к выбору преподавателей. Сперва всегда делаем разовое тестовое занятие, чтобы понять, как сам мастер чувствует себя в роли преподавателя и насколько он нравится ученикам. Самой большой популярностью у нас пользуются курсы по ювелирным изделиям и по работе с деревом.

Трудности

Когда начинаешь свой бизнес, проблем у тебя, возможно, и больше, чем в обычном офисе, но при этом ты чётко понимаешь, что всё, что ты делаешь, ты делаешь для самого себя. Работая в офисе, ты можешь в 6 часов вечера просто отключить голову и заняться другими делами. Здесь так не получится. Поэтому так важно создать место, где тебе комфортно и интересно работать, чтобы не перегореть.

Проблем у нас немало: начиная со сломанных инструментов в момент сдачи срочного заказа и заканчивая сезонностью бизнеса. Всегда можно недобрать людей на курс, неверно рассчитать стоимость затрат на материалы для заказа и так далее. В управлении коворкинга есть специфический риск - неправильно выстроить атмосферу. В этом вопросе нет рецептов, приходится действовать интуитивно. Мы беседуем с каждым потенциальным резидентом, чтобы понять, что он за человек, сможем ли мы комфортно сосуществовать на одной территории. Потому что, по сути, это место - наш дом. Резидент должен уметь, прежде всего, уважать чужие границы. У нас было несколько прецедентов, когда резиденты начинали своим присутствием «напрягать» окружающих и мы твёрдо сообщали им, что их дальнейшее присутствие в коворкинге нежелательно. Удивительно, но через несколько дней после их ухода атмосфера снова приходила в норму. Обычно мы выступаем арбитрами в возникающих спорах, стараемся сохранять нейтралитет. Для нас каждый творческий человек, работающий у нас, равен всем остальным. Не важно, кто из них более известен, опытен или у кого больше наглости.

Большая часть наших резидентов зарабатывают своим ремеслом на жизнь. Когда их называют хендмейдерами, их это чаще всего оскорбляет. Они предпочитают слово «мастер». Мир хендмейда сейчас разделился на две группы: одни занимаются этим профессионально и ответственно, другие - делают что-то любительски и не очень качественно. «Профессионалы» чаще всего не участвуют в многочисленных ярмарках и базарах и выполняют частные заказы. Некоторые мастера развивались у нас на глазах. Мы, конечно, не считаем, что это наша заслуга, но видим, что в мастерской, где мастера могут находиться в среде себе подобных, они работают более продуктивно, чем когда работали в одиночку. Чтобы растение росло, для него нужно создать благоприятную среду. Наша мастерская - это нечто вроде теплицы для хендмейдеров, им в разы проще здесь заниматься своим делом и расти.

В ближайшее время мы планируем расширить парк инструментов и сделать мастерскую более комфортной для жизни в зимний период. Запустим новые курсы, в том числе и для детей. Сейчас у нас есть небольшой перекос в сторону работы с деревом, а основная концепция мастерской - это универсальность, поэтому мы будем расширять направление деятельности в сторону металла, кожи и керамики. Среди далекоидущих планов - органический рост мастерской. Как только поймём, что нам становится тесно, увеличим площади мастерской. Мы также открыты предложениям открытия филиалов «Класса труда» в других городах.

04.10.17 29 538 3

Как открыть студию живописи

И заработать на творчестве

Моя подруга Настя подрабатывала преподавателем живописи в арт-студии.

Виктор Сикирин

дружит с хозяйкой студии

Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила студию за личные сбережения и назвала ее «Лампа». Для Тинькофф-журнала я расспросил Настю, сколько стоит содержать студию живописи и сколько на ней зарабатывают.


Формат студии живописи

Студии живописи бывают любительскими и профессиональными.

Любительские студии рассчитаны на творческий отдых. В них не учат академическому рисунку и живописи, но можно интересно провести время: нарисовать незатейливую картину, выпить чаю и пофотографироваться.

Такие студии зарабатывают за счет мастер-классов для людей, которые хотят рисовать, но не умеют. Клиент платит пару тысяч рублей и в течение пары часов рисует что-то простое вместе с преподавателем. Если гостю понравилось, он придет еще на несколько мастер-классов, постепенно ему надоест. Такая студия вынуждена постоянно искать новых клиентов и придумывать новые форматы развлечений, чтобы не скучали старые.

На другом полюсе - мастерские профессиональных художников. Здесь мастера учат начинающих. Мастер-классы здесь длятся месяцами - пока не напишется картина. Занятия строго по абонементу или по знакомству, случайных людей нет. Если и есть платное обучение, то оно стоит десятки тысяч рублей. Эти мастерские дополняют или конкурируют с художественными училищами, на выходе у них художники тяжелой судьбы.

У Насти развлекательная студия. Она зарабатывает на тех, кто художниками быть не хочет, но хочет развернуться творческими сторонами души.

Выкуп студии

В студии работали три человека: Настя, администратор и руководитель. Руководитель решил сосредоточиться на основном бизнесе и закрыть студию. А Настя решила уйти с постоянной работы, чтобы заниматься студией полноценно.

Настя изменила формат студии. Прежний руководитель не набирал учебные группы, и формат мастер-классов был разовым и более развлекательным. Настя решила проводить больше длинных курсов по живописи. Поэтому не всё из того, что уже было в студии, пригодилось. Пришлось покупать много нового.

Можно просто арендовать

Если денег на собственную студию нет, можно арендовать помещение у уже существующей студии. Это не всегда удобно: занятия не должны пересекаться с учебными курсами арендодателей. Если вы не раскрутили себя как художника, собирать публику на разовые мастер-классы будет сложно.

Такой вариант подойдет художникам и организаторам: если всё, что вам нужно, - это помещение, то можно смело арендовать чужую студию.

Регистрация

Если вы не выдаете дипломы, зарегистрировать ИП и открыть студию живописи легко. «Лампа» дипломы не выдает. После мастер-класса гости просто забирают написанные ими картины. Поэтому и лицензия студии Насти не нужна.

Чтобы принимать наличные в студии, нужна онлайновая касса с подключением к ОФД. Чтобы принимать платежи картой, нужен торговый эквайринг - терминал, который принимает карты и выдает слип об операциях.

Помещение

Помещение для студии очень важно: оно должно быть удобным и в приличном месте. На мастер-классы редко приходят случайно, поэтому проходимость и первая линия некритичны. Но будет плохо, если по дороге на мастер-класс студенты будут пересекать свалку или плутать по подвалам полуразрушенного завода.

С точки зрения ежедневной работы в студии, главное - это свет. Почти все картины пишутся при дневном свете, поэтому в студии должны быть большие окна на солнечной стороне. Электрический свет разрушает форму предмета и искажает цвета.

Для живописи маслом используют разбавитель - он растворяет краску и имеет химический запах. Мастер-класс длится 3-5 часов - за это время гости захотят в туалет, в помещении может стать душно, от разбавителя может разболеться голова. Поэтому студия должна быть просторной, хорошо проветриваемой, желательно с кладовкой и своим санузлом.

Насте повезло: студия изначально арендовала подходящее помещение с большими окнами, санузлом и кладовкой и переезжать не пришлось.


«Лампа» расположена в здании дома культуры. В самом здании ДК помещение находится за сценой: нужно пройти через актовый зал, заглянуть за кулисы, проскользнуть мимо рояля.

Минусы очевидны: когда в актовом зале идет концерт, студию тяжелее найти и преподавателю приходится лично встречать клиентов.

Поэтому Настя ищет новое помещение. Аренда чего-то подходящего в центре Воронежа стоит 18-25 тысяч рублей в месяц. После открытия надо иметь сумму для оплаты аренды на несколько месяцев вперед.

25 000 Р

стоит аренда помещения для студии в месяц

Ремонт, мебель и оборудование

Насте не пришлось делать ремонт после выкупа студии. На ремонте она сэкономила 50 000 Р . А вот оборудование и мебель пришлось закупать.

Чтобы писать картины, нужны мольберты. Это подставки, на которые ставят холсты во время работы. Настя купила у бывшего собственника десять самых простых мольбертов по 1000 Р за штуку.


В помещении уже был рабочий стол для преподавателя, мягкие пуфики, стулья, вешалка и небольшой столик. За них Настя заплатила бывшему собственнику 10 000 Р . Это меньше, чем если покупать всё заново. Для занятий по прикладному творчеству Настя купила два больших стола за 3000 Р и шесть деревянных табуретов из Икеи по 300 Р за штуку.

Небольшая обеденная зона - обязательный элемент творческих студий. Ученикам должно быть удобно попить чай, поговорить, расслабиться. Жесткие занятия по 10 часов у мольберта - другой жанр. Посуда и чайник обошлись Насте в 1000 Р .


В основном занятия проходят при дневном свете, поэтому покупать специальные светильники Настя не стала.

Затраты на мебель, оборудование и посуду:

  • мольберты - 10 000 Р ;
    разная мебель - 15 000 Р ;
    посуда - 1000 Р .

Материалы для живописи

В «Лампу» ученики приходят с пустыми руками: все принадлежности дает студия. Чтобы клиенты остались довольны, Настя должна предоставить им качественные краски и инструменты.

Профессиональные краски, кисти, холсты и инструменты для живописи стоят дорого. Настя старается покупать их оптом, чтобы сэкономить. Обычная закупка стоит для Насти 30 000 Р - этих материалов хватит на 3-4 месяца. Но всё равно каждый месяц приходится покупать что-нибудь по мелочи: краски, карандаши, бумагу.


Для занятий по классической живописи надо собрать натюрмортный фонд. Это предметы, которые интересно рисовать: вазы, керамика, хозяйская утварь, муляжи овощей и фруктов, ткани, драпировки и так далее.


Для натюрмортного фонда подходят не все предметы: нельзя просто набрать первые попавшиеся с антресолей. Предметы должно быть легко рисовать. Чтобы из них составить композицию, они должны сочетаться друг с другом по цветам и форме. Сначала Настя потратила на натюрмортный фонд 5000 Р .

Натюрмортный фонд надо постоянно пополнять. Чем он богаче, тем больше возможностей для живописи и тем интереснее ученикам. Поэтому Настя постоянно ищет на «Авито» кувшины, вазы, утварь, которые было бы здорово нарисовать. Некоторые ученики и коллеги делятся с Настей находками.

Ткани для драпировки, гипсовые фигуры, искусственные цветы и фрукты стоят дороже. Всё это Настя закупает постепенно, по возможностям. В среднем она тратит на это 1000-2000 Р в месяц.

Каждый месяц Настя тратит еще 5-10 тысяч рублей на материалы, продукты, хозяйственные мелочи, одноразовые фартуки, мелочи для приятной атмосферы, мелкие предметы интерьера. Если в этом месяце лимит исчерпан, покупка переносится на следующий. Исключения - только для самого необходимого для занятий.

Затраты на материалы для живописи:

  • материалы для живописи - 30 000 Р ;
    натюрмортный фонд - 5000 Р ;
    ежемесячные траты - 10 000 Р .

Реклама

После ухода руководителя у студии осталось два десятка учеников и небольшая группа во Вконтакте. Настя сменила название и добавила новые услуги. Всю раскрутку пришлось делать с нуля.

Дизайн Настя придумала сама. Она заплатила только за небольшое количество рекламной полиграфии: буклеты, листовки, визитки. На всё ушло 2000 Р - это ежемесячная трата.


Настя не тратит денег на раскрутку студии. Клиенты приходят через соцсети и по рекомендациям и отзывам. Много клиентов приходит после мастер-классов на стороне: в хобби-маркете, чайном клубе, в школах и торговых центрах.


Розыгрыши через группы во Вконтакте оказались неэффективными. Они не привели реальных клиентов: многие отписываются, как только узнают, что не выиграли. Из тех, кто не отписался, большинство не доходит до студии.

Настя считает, что группа с живыми подписчиками и качественным регулярным контентом привлекает внимание людей, которые помогают в раскрутке. Это журналисты, администраторы творческих и культурных пабликов, организаторы фестивалей. Поэтому Настя постит во Вконтакте заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах.

Весной студию пригласили на местное телевидение. Настя записала два мастер-класса, одна из преподавателей снялась в утренней программе. Это дало новый опыт и привело в студию новых людей.


Преподаватели

Помимо Насти в студии работают еще двое преподавателей. Они не состоят в штате, а арендуют студию под собственные занятия. Настя получает от них процент за аренду и помогает привлечь клиентов.

Сама Настя ведет мастер-классы по живописи маслом, занимается рисованием с детьми, выполняет работу администратора, помогает как ассистент на мастер-классах коллег.

Клиенты и заработок

Большинство клиентов - женщины от 25 до 45 лет и дети. Значительная часть женщин - преподаватели. Мужчины приходят гораздо реже.

Есть отдельные группы для детей и множество мастер-классов в разных техниках: рисование на воде, восточная живопись, правополушарное рисование и другие. Они не делают основной выручки, но помогают заинтересовать новых клиентов.


Часто гости студии возвращаются и становятся постоянными клиентами. Многие после мастер-класса записываются на какой-нибудь курс.

Самый популярный мастер-класс и основной источник выручки - живопись маслом. Он стоит от 900 до 2000 Р в зависимости от размеров холста. Мастер-класс по пастели стоит 450 Р , по восточной живописи - 650 Р , по правополушарному рисованию - 1500 Р .

1500 Р

стоит мастер-класс по правополушарному рисованию

Курс по акварельной живописи из 12 занятий стоит 5760 Р с материалами студии и 5000 Р с материалами ученика. Урок рисования для детей стоит 300 Р .

В месяц у «Лампы» 60-80 учеников. На больших выездных мастер-классах, а также в праздничные дни и каникулы количество учеников вырастает в 2-3 раза: на один мастер-класс приходит 15-20 человек.

Мастер-классы открывают людям живопись, зажигают интерес к классическому искусству. Например, первый раз я рисовал маслом на занятии у Насти. После мы с женой купили холст, кисти и палитру. Теперь в свободное время мы рисуем.

Траты на старте

Минимальная сумма для открытия студии живописи - 150 000 Р без ремонта. Этой суммы хватит для работы студии в течение трех месяцев. Если всё делать правильно, за это время студия должна выйти в плюс.

Когда студия только открывалась, онлайновая касса не требовалась. Сейчас по закону она нужна. Поэтому к затратам Насти надо добавить 30 000 Р - стоимость кассы.

Несмотря на то что спрос на багеты в крупных городах каждый год растет на 10-15%, считается, что рынок еще далек от насыщения, а, значит, есть еще время открыть собственный бизнес на багетах. Правда, надо четко определиться с местом открытия мастерской, чтобы рядом было как можно больше потенциальных клиентов.

Особенности дела

Технология изготовления багетов несложная, освоить ее может каждый. Но кроме технических навыков бизнес требует от мастера художественного вкуса. Именно поэтому багетные мастерские часто открывают люди с художественным образованием или творческими задатками. Ведь человек, желающий вставить картину или фотографию в рамку, обязательно придет советоваться с мастером и редко когда сразу определиться с заказом.

Мастер должен учитывать, с чем он имеет дело, какие материалы лучше использовать, какие техники применять при изготовлении багета. Ведь рамка способна как подчеркнуть и выделить особенности картины, так и полностью нивелировать ее красоту. Кроме этого, различный материал, используемый для багета, по-разному впишется в интерьер, где будет висеть картина. Все эти нюансы мастер должен учитывать, принимая заказ.

Поэтому, чтобы бизнес оказался прибыльным и перспективным, важно не просто изучить технику выполнения багетов, но и изучить все наименьшие тонкости моделирования рамок.

Оформление мастерской

Чтобы открыть мастерскую достаточно зарегистрировать индивидуального предпринимателя. Для этого надо подать в орган регистрации заполненное заявление, паспорт и оплатить госпошлину в размере 800 руб. при регистрации надо указать ОКВЭД 20.51.4. - производство рам и других изделий из дерева. Хотя можно ограничиться указанием художественно-реставрационных работ.

Также надо определиться с режимом налогообложения. Желательно сразу подать заявление на переход на упрощенную систему, это сбережет вам время и упростит подачу отчетов в налоговую. Обращаем внимание, что багетный бизнес не лицензируется.

Подбор помещения

Преимущество бизнеса в том, что багетная мастерская не требует особых условий труда, поэтому ее можно без опасений открывать в пристройке, гараже или подвальном помещении. Также можно особо не тратиться на его ремонт. Единственное, что надо учесть, во время работы вы будете издавать много шума. Поэтому надо искать помещение вне жилых зданий, или же организовать внутри помещения хорошую звукоизоляцию.

Можно прямо в мастерской организовать пункт приема заказов. А можно открыть несколько пунктов по городу, где принимать и выдавать заказы, а выполнять их по одному адресу.

Оборудование для мастерской

Конечно же, как открыть багетную мастерскую без специального оборудования? Бизнес-план должен предусмотреть не меньше 6 тыс. долл. на закупку техники.

Из основного оборудования вам понадобятся:

  • станок для паспарту (2 тыс. евро);
  • станок сшивочный (2 тыс. евро);
  • гильотина (1,5 тыс. евро);
  • стеклорез.

Нарезка профиля под необходимым углом проводится на гильотине, которая сама по себе работает тихо. Станок для паспарту вырезает картонные рамки под картины. На сшивочном станке рамка, картина и паспарту скрепляются в единое целое.

Чтобы иметь возможность изготавливать фигурные рамки мастера включают в бизнес-план закупку специальных пил. Именно они обычно и создают большой шум. Стоят пилы от трех до 12 тыс. долл.

Такая высокая стоимость оборудования обусловлена тем, что закупать придется технику европейских производителей. В России такая техника не производится. Ведущими производителями багетного оборудования считаются США, Франция, Италия.

Персонал мастерской

Еще одна существенная проблема в вопросе, как открыть багетную мастерскую – где найти подходящий персонал. Багетным мастером может работать человек, имеющий специальность реставратора, столяра-краснодеревщика, плотника. Но при этом у него должен быть художественный вкус и соответствующие знания. Мало того, чтобы бизнес был успешным, важно найти мастера с опытом работы с багетами не менее двух лет.

Для открытия дела бизнес-план должен предусмотреть работу двух мастеров с помощниками, приемщика заказов и сырья, а также бухгалтера. На начальном этапе некоторые из должностей можно совмещать. Например, мастер может принимать заказы, также владелец бизнеса может работать в качестве мастера. Расширив производство, можно взять в штат оформителя-консультанта, который будет общаться с клиентами, помогая им определиться с заказом. Работа мастера оплачивается в среднем в 15-30 тыс. руб. за месяц.

Закупка сырья

В качестве сырья используется багетный профиль, стандартная длина которого триметра. Но надо учитывать, что она никогда не используется полностью. После выполненной работы обязательно будут остатки и обрезки что надо учитывать при метраже закупок.

Сырье тоже практически все завозится из Европы, как правило, Испании и Италии. Большой популярностью в последнее время пользуется сырье из Чехии. Эти производители делают сырье для живописи. Для более дешевых рамок под фотографии можно закупать продукцию из Южной Кореи, Турции, Израиля. Самое дешевое сырье завозят из Китая под видом строительных материалов. Такой профиль удешевит ваш бизнес, если нет строгих требований к высокому качеству.

Отечественные производители изготавливают такой профиль, но в небольшом количестве и очень сомнительного качества. Вся проблема в устаревших технологиях и старом оборудовании. Поэтому лучше найти надежного поставщика, желательно недалеко от мастерской.

Доходы и расходы

Обязательный раздел, который должен содержать ваш бизнес-план – статья расходов и доходов.

План расходов состоит из таких позиций:

  • закупка оборудования - от 100 тыс. руб.;
  • реклама - тысяча руб.;
  • зарплата персоналу - ставка и премия за клиента;
  • налог - 6% дохода;
  • арендая помещения под мастерскую - 7 тыс. руб./мес.;
  • закупка сырья - цены зависят от поставщиков;
  • коммунальные услуги - 1 тыс. руб./мес.

Итого, в план расходов для старта надо заложить не меньше 4 млн евро. Основная часть их уйдет на закупку дорогого оборудования и сырья. Кроме этого, план затратной части должен включать заработную плату персоналу. Величина этих расходов зависит от того, каким количеством сотрудников вы решили обойтись.

План доходов состоит из изготовления и продажи рамок. Для производства одного простого заказа потребуется около 40 минут. При этом наценка на готовую работу составляет 50-400% в зависимости от характера работы. Соответственно, рентабельность предприятия варьируется на уровне 30-40%. Если найти корпоративные заказы, то план доходов на год можно планировать на уровне не менее 50 тыс. долл.