Нпз самые крупные. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы россии

Расположения крупнейших нефтеперерабатывающих заводов мира в 2007 году показано на рис. 1. Самый большой мощностью (47 млн тонн/год) располагает НПЗ в Венесуэле (Paraguana Refining Center, Кардон/Джудибана, штат Фалькон), а близкие по мощности к нему находятся в АТР (Южная Корея, Япония), Ближнем Востоке (Индия, Саудовская Аравия) и Северной Америке.

Рисунок 1. Крупнейшие НПЗ мира в 2007 году.

В 2009 году картина принципиально не изменилась, о чем свидетельствует таблица 6. Произошли изменения мощностей некоторых НПЗ (например, увеличение мощности на НПЗ в Ульсане с 35 до 40,9 млн т/год, в Рас-Таннуре с 26 до 27,5 млн т/год), появился новый «гигант» в Индии. Компания Reliance Industries в г. Джамнагар ввела в эксплуатацию вторую очередь НПЗ мощностью 29 млн т/год, учитывая, что первая очередь завода уже имела мощность 33 млн т/год, то можно считать этот НПЗ (62 млн т/год) крупнейшим в мире.

Таблица 6

Крупнейшие НПЗ в мире (2009 г.)

Компания

Расположение

Производительность

по сырой нефти

млн т/год

тыс.барр/сут

Paraguana Refining Center

Ульсан, Южная Корея

Йосу, Южная Корея

Reliance Industries

Джамнагар, Индия

ExxonMobil Refining & Supply

ExxonMobil Refining & Supply

Бейтаун, Техас, США

Formosa Petrochemical

Майляо, Тайвань

Онсан, Южная Корея

ExxonMobil Refining & Supply

Батон-Руж, Луизиана, США

Санта-Крус, Виргинские о-ва

Данные, представленные в таблице 7, показывают расположение крупнейших НПЗ мира на 2012 год. По сравнению с 2009 годом видны следующие изменения:

1. Увеличение мощности НПЗ в Ульсане (Южная Корея) с 40,9 до 42 млн т/год, в Йосу (Южная Корея) с 34,0 до 38,8 млн т/год.

2. Ввод в эксплуатацию завода в Онсане (Южная Корея) с мощностью 33,4 млн т/год, что сдвинуло с 4 места первую очередь НПЗ в Джамнагаре.

3. Снижение мощностей на крупных заводах ExxonMobil Refining&Supply с 84 до 82,8 млн т/год.

Эти факты в очередной раз подчеркивают тенденцию территориального сдвига мощностей в нефтеперерабатывающей промышленности в сторону АТР и Ближнего Востока.

Таблица 7

Крупнейшие НПЗ мира в 2012.

Компания

Расположение

Производительность

по сырой нефти

млн т/год

тыс.барр/сут

Paraguana Refining Center

Кардон/Джудибана, штат Фалькон, Венесуэла

Ульсан, Южная Корея

Йосу, Южная Корея

Онсан, Южная Корея

Reliance Industries

Джамнагар, Индия

ExxonMobil Refining & Supply

Джуронг/Пулау Айер Чаван, Сингапур

Reliance Industries

Джамнагар, Индия

ExxonMobil Refining & Supply

Бейтаун, Техас, США

Saudi Arabian Oil Co (Saudi Aramco)

Рас-Таннура, Саудовская Аравия

Formosa Petrochemical

Майляо, Тайвань

Marathon Petroleum

Гаривилль, Луизианна, США

ExxonMobil Refining & Supply

Батон-Руж, Луизиана, США

Санта-Крус, Виргинские о-ва

Kuwait National Petroleum

Мена-Аль-Ахмади, Кувейт

Основные предприятия НПЗ в России, действующие сегодня, были построены в послевоенные годы, когда резко возросло потребление транспортом и промышленностью топлива всех марок.

При выборе заводских площадок руководствовались близостью как к местам добычи, чтобы уменьшить затраты на транспортировку нефти, так и к районам интенсивного потребления топлива.

Распределение мощностей по стране

Самые большие мощности по нефтепереработке сосредоточены в Приволжском федеральном округе (Самарская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Саратовская области, республики Татарстан, Марий Эл, Башкортостан) — 122 млн тонн в год.

Большие мощности НПЗ России действуют в Центральном (Рязанская, Ярославская и Московская области) и в Сибирском (Омская, Кемеровская, Иркутская области и Красноярский край) федеральных округах. Заводы каждого из этих округов могут переработать в год более 40 млн тонн нефти.

НПЗ Южного ФО рассчитаны на переработку 28 млн тонн, Северо-Западного - 25 млн тонн, Дальневосточного - 12 млн тонн, Уральского — 7 млн тонн. Общие мощности НПЗ в России составляют 296 млн тонн нефти в год.

Самые большие НПЗ России — это Омский НПЗ (21 млн т), КиришиНОС (20 млн т, Ленинградская область), РНК (19 млн т, Рязанская область), Лукойл-НОРСИ (17 млн т, Нижегородская область), Волгоградский НПЗ (16 млн т), ЯрославНОС (15 млн т).

Практически на любые вопросы по переработке нефти сегодня можно получить ответы из средств массовых коммуникаций. В Интернете доступна любая информация об НПЗ, сколько в России перерабатывающих предприятий, где изготавливают бензин, дизельное топливо, что выпускают еще, на каких заводах производят особо качественные продукты. При желании ее нетрудно найти.

Глубина переработки нефти

Важным показателем нефтеперерабатывающей промышленности, наряду с объемом выпуска продукции, является глубина переработки нефти, которую достигли заводы НПЗ в России. Сегодня она составляет 74 %, в то время как в Европе этот показатель равен 85 %, а в США - 96 %.

Глубина переработки оценивается как частное от деления массы выпущенных продуктов за минусом топочного мазута и газа к массе нефти, поступившей на переработку.

Низкий выход основных нефтепродуктов обусловлен отсутствием на заводах высоких современных технологий. Часть их была заложена в довоенные и послевоенные годы, применяемые на них процессы переработки устарели, а перманентные кризисы с начала 90-х годов не дали шансов на модернизацию производств. Сегодня постепенно увеличиваются инвестиции, появляются новые цеха и комплексы переработки, качество и выход нефтепродуктов растет.

Из нефти получают при прямой переработке:


Более сложные процессы переработки позволяют получать из нефти вещества, материалы и продукты, список которых занимает много страниц. Чем выше степень переработки нефти, тем меньше ее требуется, и тем ниже себестоимость производимой продукции.

Нефтеперерабатывающий завод - промышленное предприятие, основной функцией которого является переработка нефти в бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, битумы, нефтяной кокс сырьё для нефтехимии. Производственный цикл НПЗ обычно состоит из подготовки сырья, первичной перегонки нефти и вторичной переработки нефтяных фракций: каталитического крекинга, каталитического риформинга, коксования, висбрекинга, гидрокрекинга, гидроочистки и смешения компонентов готовых нефтепродуктов. На территории России находится немало нефтеперерабатывающих заводов. Некоторые НПЗ работают достаточно давно - с военных лет, другие запущены в эксплуатацию относительно недавно. Самым молодым заводом из рассмотренных предприятий оказался Ачинский НПЗ, он работает с 2002 года.

сайт составил рейтинг НПЗ, снабжающих нефтепродуктами регионы России.
1. -нефтеперерабатывающее предприятие, расположенное в Большеулуйском районе Красноярского края. Предприятие основано 5 сентября 2002 года. Принадлежит компании «Роснефть».
2. Комсомольский нефтеперерабатывающий завод - российский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Хабаровском крае в городе Комсомольск-на-Амуре. Также принадлежит ОАО НК «Роснефть». Построен в 1942 году. Занимает значительное место в нефтепереработке на российском Дальнем Востоке.
3. - российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». Год основания - 1945.
4. - предприятие нефтепереработки, расположено в Москве, в районе Капотня. Завод введен в строй в 1938 году.
5. - российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». НПЗ основан в 1951 году.
6. Омский нефтеперерабатывающий завод - одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России. Принадлежит компании «Газпром нефть». 5 сентября 1955 года введён в эксплуатацию.
7. - российский нефтеперерабатывающий завод. Известен также как «Крекинг». Входит в группу ТНК-BP. Расположен в городе Саратов. Основан в 1934 году.
8. - российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». Работает с 1942 года.
9. - российское нефтеперерабатывающе предприятие в Краснодарском крае. Завод составляет единый производственный комплекс с морским терминалом предприятия нефтепродуктообеспечения «Роснефти» - ОАО "НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт». Основная часть продукции идёт на экспорт. Входит в состав нефтяной компании «Роснефть». Год основания - 1929.
10. - российский НПЗ, ведущий дальневосточный производитель моторного и котельного топлива. Входит в состав НК "Альянс". Мощность предприятия - 4,35 млн тонн нефти в год. Основан в 1935 году.

Где выпускается каждый восьмой литр бензина в России, и что представляет собой современная отечественная нефтепереработка - в совместном проекте “Ъ” и компании «Газпром нефть»

Потребность планеты в нефти увеличивается ежегодно. Одного только автомобильного топлива мы каждый день потребляем более 50 млн баррелей - через 15 лет этот показатель будет выше еще на треть. Чтобы своими глазами увидеть, как нефть становится топливом, корреспонденты “Ъ” посетили Омский нефтеперерабатывающий завод, самый большой в России и один из крупнейших НПЗ в мире.

Пассажирский среднемагистральный самолет сжигает порядка 3 тонн авиационного керосина в час. Наш авиалайнер, Boeing 757, следующий маршрутом Москва-Омск, должен был израсходовать уже более 9 тонн, когда я почувствовал, что мы идем на посадку.

Первое, что видит пассажир, подлетая к городу с запада,- впивающиеся в небо трубы омской электростанции. Они становятся различимы задолго до того, как на горизонте проступают очертания самого города, по современным меркам невысокого, раскинувшегося на слиянии двух рек - Оми и Иртыша.

Эти места - южная часть Западной Сибири - давно отвоеваны у природы, поэтому лесов тут немного и болота темнеют не так часто, как, скажем, на территории Тюменской области. Когда-то, когда пушнина была стратегическим ресурсом, тут вели меховой промысел. Сегодня у России другой стратегический ресурс, и теперь здесь занимаются нефтью.

Постепенно снижаясь, мы подлетаем к Омскому нефтеперерабатывающему заводу. Белые «шайбы» нефтехранилищ поначалу кажутся крошечными, однако позднее нам расскажут, что в некоторых из 43 хранилищ резервуарного парка завода может содержаться до 50 тыс. кубометров (это сравнимо с емкостью олимпийского бассейна) сырой нефти.









2800

сотрудников работает на ОНПЗ

За то время, что мы летим над заводом, в деталях становятся видны отдельные его постройки и даже люди. Подо мной - сотни километров трубопроводов, проложенных на эстакадах над землей. Почти 3 тыс. сотрудников - инженеров, операторов, технологов, лаборантов, слесарей, водителей, наладчиков. Редкие автомобили, кажется, еле плетутся, не превышая даже максимальной разрешенной на заводе скорости в 40 км/ч. Блестят на солнце колонны установок нефтепереработки.

Подо мной - одна тринадцатая часть всей перерабатываемой в России нефти. Самый крупный налогоплательщик Омской области и мощнейший из 36 НПЗ страны, перерабатывающий 21 млн тонн нефти в год. Если эта цифра сама по себе ни о чем вам не говорит, представьте железнодорожный состав из цистерн, каждая из которых вмещает до 60 тонн нефти. Если разлить всю поступающую на ОНПЗ нефть по ним, у вас получится состав из 367 тыс. цистерн. Он растянется на расстояние от Омска до Москвы. И даже дальше.


Легкая сладкая нефть

Нефть уже тысячи лет не дает человеку покоя. В древности бывали места (впрочем, и до сих пор они встречаются), где нефть сама выходила на поверхность, сочась из-под земли. Давно были открыты ее целебные свойства, как и ее способность гореть. Вечные огни газовых и нефтяных месторождений становились алтарями древних религий. Нефть использовали и в качестве оружия. Но то было до того, как началась нефтяная эра и была раскрыта главная ее сила - созидания.

Последние 150 лет человеку с каждым годом нужно все больше нефти, а она в свою очередь уходит все глубже, прячется, ставя преграды на пути ее извлечения из недр. И пока геологи и бурильщики пытаются вытолкнуть нефть из-под земли, люди другой профессии, нефтепереработчики, ищут все новые способы раскрытия тайн этой субстанции.

Современный НПЗ - это множество процессов, в которых задействованы десятки установок и тысячи людей. Не говоря уже о миллионах тонн сырья. На заре истории переработки для перегонки нефти в какой-либо продукт - керосин, мазут, допотопный бензин - использовались лишь огонь да медный куб. Сегодня некоторые процессы, происходящие на молекулярном уровне, настолько быстротечны, что впору задаться вопросом - а происходят ли они вообще? И если раньше куб, огонь и часы ожидания давали готовый продукт, то теперь с ростом потребностей человечества процесс, который занимает одну-две секунды и проходит в исполинском реакторе, дает лишь один из десяти, а то и пятнадцати компонентов бензина. Для того чтобы превратить нефть, например, в бензин «Евро-5», на омском заводе круглосуточно работают более десяти установок.







Когда-то человечество сжигало большую часть переработанной нефти, не находя ей применения. Теперь это роскошь. Сейчас нефтепереработчики ведут борьбу за каждую десятую, а то и сотую долю процента. Все меньше продукта попадает в графу «невосполнимые потери». Топливо становится все более чистым - миллиарды рублей, которые «Газпром нефть» уже вложила в развитие своих заводов, в том числе и омского, позволили полностью перейти на выпуск бензина и дизеля стандарта «Евро-5». Это означает, что в воздух Омска, Москвы, Ярославля - да всех городов, где продается топливо компании, из выхлопных труб автомобилей попадает в десятки раз меньше вредных веществ, чем раньше.

После завершения очередного этапа модернизации, цель которого - повысить эффективность производства, глубина переработки нефти к 2020 году достигнет 97%. Соответственно, переработка одной тонны сырой нефти позволит получать до 970 кг нефтепродуктов товарного качества - это будет рекордный для России показатель.


Товарно-сырьевая база Омского НПЗ расположена на самом краю заводской территории, где ее насосную станцию окружают гигантские резервуары, те самые белые «шайбы», которые можно было рассмотреть с самолета. Это стальные бочки, окрашенные в белый цвет, высотой до 15 м. Пожалуй, из всех построек НПЗ именно эти резервуары - самые, казалось бы, незамысловатые и привычные для глаза сооружения. Мы иногда видим их на бензоколонках или в аэропортах. У железных дорог. И никогда не задумываемся, как они, собственно, появились. Сооружение настолько элементарное в представлении обывателя, что, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Но его создатель - человек, скорее известный широкой публике как проектировщик Шаболовской башни в Москве,- повлиял на нефтяную индустрию России и мира как мало кто другой.

Российский инженер Владимир Григорьевич Шухов разработал первые резервуары, которые до сих пор называют шуховскими, в 1878 году - для «Товарищества братьев Нобель», осваивавшего бакинские нефтяные промыслы. Тогда, на рассвете нефтяной эры, инженер доказал, что подобный способ хранения является одновременно наиболее безопасным для окружающей среды и самым экономичным в производстве. До этого нефть в России хранили в наливных прудах, в США - в прямоугольных металлических резервуарах. В то же время Шухов спроектировал и первый в России нефтепровод - Баку-Батуми. Первые речные танкеры - это также его детища. Он же первым предложил способ извлечения нефти из недр путем закачки в скважину сжатого воздуха.



Скрытая от людских глаз, добытая на глубине 2,5 км по «шуховскому» методу нефть приходит на товарно-сырьевую базу Омского НПЗ сразу с нескольких месторождений Западной Сибири. Проделав путь по трубопроводам, длина которых колеблется в промежутке 2–3 тыс. км, она сливается в единый поток в трубе, которая подходит к самому заводу. Это то, что называют товарной нефтью Siberian Light, относящейся к сорту Light Sweet Oil («легкая сладкая нефть»). В отличие от многих других сортов, эта нефть не отпугивает резким серным запахом. На то она и «легкая» - содержание серы в ней намного ниже, чем, скажем, в экспортном варианте российской нефти Urals. И хотите верьте, хотите нет, но аромат ее скорее приятен. Я не нефтехимик и не умею определять элементы по запаху. Но у меня этот запах вызвал ассоциации с медом полевого разнотравья. В какой-то степени так оно и есть, только «поля» эти со всем живым на них цвели десятки, а то и сотни миллионов лет назад.

Нефть, добытая в разное время, пусть даже на одном месторождении, не имеет постоянного химического состава. Он меняется в зависимости от глубины залегания. И это именно сырая нефть - не просто не переработанная, но также содержащая грунтовые воды, попутные газы и соли. Хотя Siberian Light отлично подходит для получения из нее светлых нефтепродуктов - бензина, дизеля, керосина - в таком виде она не может поступить напрямую в перегонку. Ей предстоит пройти большой путь, чтобы в итоге распасться на части, изменить структуру и стать тем, что мы зальем в бак.


Вторая колонна

Олег Гнедин, молодой человек лет тридцати с загаром по линии ворота его форменной куртки, до сих пор не может привыкнуть к белой каске, которую носит уже два с половиной года. На заводе в таких ходят только начальники. «Мои все и так знают, кто я»,- говорит он о своих подчиненных, которых предпочитает называть коллегами. Но порядок есть порядок.

60 000

тонн нефтяного сырья в сутки перерабатывает ОНПЗ

Вотчина Олега Гнедина - атмосферно-вакуумная трубчатка, или АВТ, комплекс первичной переработки нефти, состоящий из нескольких колонн. Если вбить в поиске Google запрос «НПЗ», то именно их - блестящие, полные, как баобабы, или изящные, как березы, сорокаметровые колонны - вы и увидите. Таких установок на Омском НПЗ пять, но АВТ-10 Гнедина даст фору всем остальным: на нее одну приходится 8,5 млн тонн переработанной нефти в год. Или 23,5 тыс. тонн в день. 19 железнодорожных цистерн в час, или 458 в сутки. Когда завод был пущен в 1955 году, всех его мощностей хватало только на то, чтобы переработать 750 тыс. тонн в год.









На АВТ нефть, отстоявшись в резервуарах, поступает с товарно-сырьевой базы по пятикилометровому трубопроводу. Как и на насосной станции в 5 км от установки, здесь оператор три раза в день забирает пробу прибывшего сырья и отправляет ее в лабораторию завода. Этот оператор и лаборант - последние, кто видят нефть перед тем, как та поступит в колонны установки. С этого момента она уже перестает быть просто нефтью.

В последний раз «живую» нефть, не пробу, Олег Гнедин видел пять лет назад. После планового ремонта на своей первой АВТ. Тогда пуск установки был под Новый год, ударили морозы, и нефть попросту замерзла в трубопроводе, не дойдя до колонн. «Мы трое суток отпаривали ее,- вспоминает он уже с улыбкой.- Подводили в колодец трубы пар. День и ночь. Как раз под Новый год нефть пошла - ударил фонтан, мы все под ним оказались. Ощущения были, наверно, как у буровика».

Олег Гнедин проводит для меня экскурсию по АВТ. Мы шагаем мимо гудящих насосов, проходим между раскаленных труб, от которых идет жар, уловимый на расстоянии в несколько метров от них. Температура некоторых из них - более 300 градусов по Цельсию. Именно до такого уровня нефть нагревается в печи прежде, чем поступить в переработку. При этом температура в нижней части главной атмосферной ректификационной колонны К-2 достигает уже 350 градусов.












«Что важно понять, так это то, что нет ни одной установки, где бы мы могли получить, например, 95-й бензин,- объясняет Олег Гнедин.- Тут мы получаем лишь несколько его компонентов. Дальше - изомеризация, риформинг, крекинг, висбрекинг, гидроочистка… Не понимаешь, что это? Не парься! Меня когда привезли на первую практику сюда и прокатили по 20 установкам - потом такая каша в голове была, что я несколько дней отойти не мог. Но ничего, отучился еще четыре года - и все понял».

130 °C

самая низкая температура в колоннах АВТ

Если попробовать упростить, первичный процесс переработки нефти выглядит так. По трубе, после прохождения через печь, нефть подается в среднюю часть ректификационной (то есть разделительной) колонны на тарелку питания и стекает в нижнюю ее часть. Тарелки, а их в колонне порядка сорока, предназначены для разделения нефти на ее составные части - фракции. Навстречу потоку жидкости, снизу поднимаются пары уже кипящей нефти. Именно они разогревают стекающее вниз сырье. Таким образом, на тарелках ректификационных колонн выделяются отдельные компоненты из общей массы: происходит тепло- и массообмен. Сверху при самой низкой в колонне температуре (порядка 130 градусов) собираются пары бензина и газы, далее, на десятой тарелке сам бензин, прямогонный - такой для заправки автомобилей не используют уже более 80 лет. Ниже, между двадцатой и двадцать второй тарелками, выкипает при температуре в 180 градусов керосин. Еще десятью тарелками ниже и ста градусами выше - дизельное топливо. В самом низу остаются продукты с самой высокой температурой кипения - мазут, вакуумный дистиллят и гудрон.






И если это было просто, то дальше все куда сложнее. Помимо К-2 на установке Гнедина есть также К-1, К-8А, К-3, К-10. У каждой колонны есть свое предназначение. Одна - стабилизирует прямогонный бензин, отделяет его от газов. Из нее он переходит в другую колонну, где разделяется на фракции - также под действием температур и давления. В вакуумной колонне отойдут погоны масел, чтобы поступить на масляное производство. Раньше оно было частью ОНПЗ, но масштаб бизнеса потребовал создания отдельного предприятия, и вот уже несколько лет выпуском масел и смазок занимается отдельное предприятие - Омский завод смазочных материалов.

Характеристику «самый», столь привычную для ОНПЗ, с прошлого года с полным на то основанием можно использовать и в рассказе об омском масляном производстве. Здесь заработал самый мощный в России комплекс по производству, смешению, затариванию и фасовке моторных масел, где погоны (то есть составные части) масел очищают, смешивают, добавляют к ним присадки - и заливают в канистры (их выдувают здесь же - на специальном производстве), бочки или цистерны. Из Омска самые разные масла - индустриальные, моторные и трансмиссионные для коммерческого транспорта, легковых автомобилей, судов и тепловозов - отправляются в российские регионы, страны СНГ и Центральной Азии, в дальнее зарубежье.


История освоения

Считается, что первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в 1745 году на реке Ухте. Его чертежи, правда, не дошли до наших дней. Известно лишь, что там нефть перегоняли для улучшения ароматических свойств - для дальнейшего использования в медицине - и незначительного по объему получения керосина.

Больше информации - о заводе братьев Дубининых, который был построен в Моздоке в 1823 году. Дубинины, трое крепостных из Владимирской губернии, были первыми, кто поставил нефтепереработку на промышленные рельсы. Их предприятие представляло собой нефтеперегонный куб емкостью 500 л. Нижняя часть была вмазана в печь, зарытую в землю. Из медной крышки куба выходила труба, проходившая сквозь бочку с водой и погруженная в отдельный резервуар. Печь поджигали, нефть разогревалась и начинала испаряться. Эти пары, охлаждаясь в той части трубы, которая была проведена через бочку, конденсировались и в виде жидкости скапливались во втором резервуаре. Как только жидкость начинала темнеть, печь гасили. Таким образом, из 40 ведер нефти Дубинины получали 16 ведер фотогена - вещества, схожего по своим качествам с керосином,- тупиковой ветви в эволюции нефтепереработки. Остальное, а остальным был мазут, выбрасывали.






По мере того как открывались все новые свойства нефти, совершенствовались и процессы ее переработки. Центром ее, как и центром добычи, в Российской Империи с середины XIX века стали бакинские месторождения. Именно там была пущена первая в мире буровая, там был построен Владимиром Шуховым первый нефтепровод. Благодаря Баку Российская Империя в конце века вышла на первое место по добыче нефти в мире. Однако долгое время, до ввода в 1880-е годы в производство ректификационных колонн, основными продуктами были сырая нефть (львиная доля шла на экспорт) и керосин. До того как мазуту было найдено применение - им начали топить котлы теплоходов,- до 80% продуктов перегонки сгорало в выгребных ямах. Бензиновый карбюратор Даймлера и Майбаха положил этому конец. Правда, поначалу использовался прямогонный продукт, тот бензин, который сегодня выходит со второго верхнего уровня установки АВТ Олега Гнедина. Его характеризуют низкое октановое число и высокое содержание серы. Такое топливо быстро изнашивало двигатель и было малопроизводительным.


Преемник

Омский завод - потомок и первого завода на Ухте, и перегонного куба братьев Дубининых. Но прямая связь у него - именно с бакинскими заводами. И связь эта прослеживается не только в процессах и сооружениях, которые, трансформировавшись и пройдя усовершенствования, напоминают о том, как все начиналось.

Именно в Баку в 1908 году родился Александр Малунцев, первый директор Омского НПЗ. В заводском музее стоит массивный директорский стол, за которым он когда-то проводил дни и ночи. «Они еще при Малунцеве работали»,- говорят здесь о ветеранах предприятия. Значит, видели его, разговаривали с ним, получали от него нагоняй или, наоборот, похвалу. Значит, видели, как тот, бывало, и ночью ездил по строящемуся или уже запущенному заводу, проверял, все ли работает. Сам залезал в колонны и реакторы на ремонтах.












Инна Иосифовна Медведовская, подвижная дама за восемьдесят, как раз из первого, малунцевского поколения омских нефтепереработчиков. Заводу она отдала 20 лет жизни, работая в центральной научно-исследовательской лаборатории комбината. «Мы с мужем приехали в 1956 году, когда завод только пускали,- вспоминает Инна Иосифовна.- После окончания Львовского политеха у нас был выбор - Одесса, Херсон или Омск. И мы решили ехать в Омск, осваивать Сибирь. Родители говорили, что мы отправляемся в добровольную ссылку. Но вы ведь понимаете, какое дело - мы ведь ехали строить лучшую жизнь!»

Лучшая жизнь при Малунцеве воплощалась не только в строительстве и пуске завода. При нем был построен целый район - со своим стадионом, больницами, школами, детскими садами. Городок нефтяников, в одном из домов которого нас принимала Медведовская.

«На заводе сложился совершенно особенный микроклимат. И мне кажется, что это заслуга Малунцева,- продолжает Медведовская.- Нефть тогда, кстати, была сложная. Представьте, полагается 0,05% воды в нефти, не более - чтобы переработка прошла нормально. А к нам приходила нефть, в которой содержалось 7% воды! Конечно, бывало непросто…»



Малунцев умер в Омске в марте 1962 года, не дожив пяти лет до того, как к заводу был подведен первый трубопровод. А в 1964 году уже другой уроженец Азербайджана, Фарман Салманов, открыл тюменскую нефть, и именно на ней с тех пор работает омский завод.

Еще один бакинец Олег Белявский спустя ровно 40 лет после приезда в Омск Малунцева впервые ступил за проходную НПЗ. Первый рабочий день тогда, в 1993 году, пришелся на 9 мая. Никто и не думал брать выходной. Точно не пусконаладчики, одним из которых был Белявский, строившие на ОНПЗ новую КТ-1/1 в самом сердце завода, колоссальный комплекс глубокой переработки мазута, аналогов которому в России нет до сих пор. «Помню, как в первый день приехал на КТ,- вспоминает теперь Белявский.- Все шумело, работала сварка, краны поднимали реактор. Я посмотрел на это и подумал - работа предстоит нешуточная».

В условиях, когда распалась страна, рухнули связи предприятий и самые элементарные материалы вроде арматуры приходилось выторговывать на условиях бартера, КТ-1/1 была пущена в срок в 1994 году. Позже Олег Белявский, оставшись на заводе после завершения строительства, стал ее начальником. А еще через 11 лет после этого он, пройдя все управленческие ступени, был назначен генеральным директором ОНПЗ. Но к КТ у Белявского остались особые чувства.



«Каждый ремонт, когда установки останавливали, я сам залезал внутрь. Нет такой колонны, в которой я бы не побывал,- вспоминает Белявский, наблюдая за рабочими. Он хоть и директор, но на объект выехал, облачившись по всем правилам - форменные синие куртка и брюки, тяжелые ботинки с металлическими мысами. И, конечно, белая каска.- Вначале, в первый раз было страшно. Потому что ты залезаешь в реактор, там - темнота, под тобой 60 метров пустоты. Но потом привык. Как еще? Это моя специальность. Моя жизнь».


Основа основ

Краеугольный камень всей современной нефтепереработки - процесс каталитического крекинга. Именно на основе полученного при его помощи компонента бензина создается то, что потом мы заливаем в бак. Крекинг, что означает деление, разрыв, был изобретен все тем же Владимиром Шуховым еще в 1891 году. Но то был термический крекинг. С предшественников современных АВТ в реакторы поступал мазут, и путем еще большего нагрева из него снова выпаривались светлые продукты - бензин, керосин, дизель. Когда этот процесс был освоен и внедрен на НПЗ по всему миру, глубина переработки составила порядка 50%. Остальное по-прежнему сжигалось.

91,7 %

показатель глубины переработки нефти на ОНПЗ (при среднем значении для российских НПЗ 75%)

Сегодня на Омском НПЗ показатель глубины переработки нефти - 91,7% (средний показатель - 75%). При этом лишь 0,4% приходится на безвозвратные потери. Все остальное идет в дело. Битум, кокс, асфальт, мазут, гудрон, дизели, масла, бензины, керосин и еще более 40 наименований, которые производит завод. В 2015 году на Омский НПЗ пришло 21 млн тонн сырой нефти. Чуть менее 21 млн тонн готовых продуктов переработки вышло с него цистернами и танкерами потребителю. И самый сложный продукт - именно бензин.














Олег Дмитриченко - начальник производства глубокой переработки нефти и алкилирования бензинов завода. То есть он в ответе за процессы, через которые нефтепродукты проходят после выхода с АВТ. Во время обхода КТ-1/1 вместе с Дмитриченко я все чаще использую слово «превращение» применительно к нефти. Ему это слово совсем не нравится. Кажется, я знаю, почему. Просто оно не подразумевает работы. Будто все берется само по себе.

Но зачем тогда почти 3 тыс. сотрудников, зачем 50 установок и эта огромная территория? Зачем 1,2 млн анализов, которые ежегодно проводит с нефтью и ее продуктами местная лаборатория? Зачем, в конце концов, машинист в тепловозе, который тянет километровый состав из Омска в, скажем, Новосибирск? Именно переработка, потому что это тяжелый труд. Людей и установок. Тот же каталитический крекинг, который в свое время позволил сделать рывок в глубине переработки,- это работа. Работа печей, катализаторов, которые чистят сырье, чтобы из того, что раньше сжигалось, получалось до 55% компонента бензина. Лишь одного компонента из десяти, а то и пятнадцати, из которых потом будет смешан «Евро-5». В одних колоннах, как на АВТ, нефть делится, в других прямогонный бензин перерабатывается еще раз, а потом еще. Разрываются одни молекулярные связи и перестраиваются другие. И все в итоге для того, чтобы двигатели работали лучше и дольше, а окружающая среда страдала меньше.



Текст Максим Мартемьянов
Фото Дмитрий Коротаев
РИА Новости
ИТАР-ТАСС
Фонд «Шуховская башня»
АО «Газпромнефть-ОНПЗ»
ПАО «Газпром нефть»
Видео Валерий Куракин
Дизайн, программирование и верстка Антон Жуков
Владислав Созонов
Бильдредактор Дмитрий Кучев
Менеджер проекта Ксения Леонова