Определение психологического возраста. Зависимость биологического возраста человека от «душевного

Психологический возраст личности? Это уровень психического и умственного развития, характерный для определенного возраста человека. В этой статье вы найдете информацию о том, как узнать психологический возраст, какие существуют его особенности и можно ли его изменить.

Тяжкий груз

Один человек может в 20 лет быть отягощен грузом проблем настолько, что его психическое развитие уходит далеко вперед. Он сам ощущает себя слишком взрослым для своих лет и ведет себя так, будто ему лет тридцать: заботится о младшем брате или зарабатывает деньги на лечение больной матери вместо того, чтобы веселиться в ночных клубах.

В данном случае психологический возраст человека явно опережает биологический. Другая персона в сорок лет играет в компьютерные игры, может "сорваться" и внезапно уехать в путешествие, не стремится обзавестись семьей и детьми, считает, что это ограничит его свободу. Его психологический возраст, наоборот, отстает (или запаздывает).

От чего это зависит?

Твой психологический возраст зависит от того, как ты относишься к жизни. Это приходит с опытом, с пережитыми проблемами или, наоборот, с их отсутствием. Но все можно изменить, поэтому отчаиваться раньше времени не стоит!

Стадии психологического возраста

Многие отечественные и зарубежные психологи пытались систематизировать стадии и выделить возраста, основываясь на каком-то одном критерии, поэтому существует множество различных периодизаций. Разбираться в научных терминах - удел ученых, мы возьмем одно из описаний, составленное Эриксоном.

Он выделил 8 ступеней, на основе которых может быть выделена возраста:

На примерах

Основываясь на вышесказанном, можно определить психологический возраст сорокалетнего мужчины, который никак не может расстаться с одной социальной группой (рок-музыка) и всячески пытается связать себя с ней (носит соответствующую одежду, посещает рок-концерты) - как «19 лет». Но не все так однозначно. Если этот же мужчина создал семью, заботится о жене, детях и родителях, его возраст уже «30 лет» (с учетом юношеского увлечения рок-музыкой).

Как узнать психологический возраст?

В журналах часто можно найти множество тестов на определение психологического возраста. В них встречаются вопросы вроде "Побежите ли вы к остановке, если увидели, что подходит нужный вам автобус?" или "На что вы обычно тратите свои деньги?". Результаты разных тестов у одного и того же человека могут отличаться. Можно пройти несколько тестов и высчитать среднее арифметическое из полученных результатов.

Если интерес к собственному психологическому возрасту исходит не из праздных побуждений, то поможет разобраться в себе психолог. Ведь это не просто тест, определяющий ваш возраст по галочкам, поставленным в ответах, а человек, оценивающий вашу личность целиком: ваш вид, позу, жесты, голос, фразы, ваше отношение к себе и к другим, ваши цели и стремления. Все это имеет значение.

Можно ли изменить свой психологический возраст?

Итак, тесты пройдены, возраст определен. Если психологический возраст не сильно отличается от биологического, повода для беспокойства нет. Но что делать, если разница существенна? Сильное отставание в психическом развитии - это инфантилизм, несамостоятельность, неумение взять на себя ответственность за содеянное, притупленное чувство вины, вечные поиски предназначения и страх близких, доверительных отношений. Сильное опережение тоже плохо. Это преждевременное "старение души". Человек чувствует себя морально уставшим, его мало интересуют творческое самовыражение, он перешагнул и через период создания семьи. Осталось только чувство досады от прожитой в психологическом, но не прожитой в реальном возрасте, жизни.

Как это сделать?

Как узнать психологический возраст, вы уже поняли, а вот как его изменить? Сделать это можно. Но это значит изменить себя. Для начала нужно осознать свои слабые места: где именно, в каком периоде жизни вы застряли, почему не можете оставить этот период в прошлом, что мешает двигаться дальше, или почему "перескочили" через значимые периоды своей жизни, не успев их прожить. Проанализировав все это, можно начать корректировать проблемы. Но подчас привычки оказываются сильнее желания что-то менять. В этом случае поможет психолог. Он направит ваши мысли и действия в нужное русло.

Вывод

Надеемся, из этой статьи вы почерпнули новую информацию о том, как узнать психологический возраст, какие основные его особенности и характеристики бывают, можно ли его изменить. Советуем проходить вам только проверенные тесты, а не созданные непрофессионалами. Именно поэтому обращение к психологу будет самой удачной идеей. Если же такой возможности нет, просмотрите хотя бы несколько доступных тестов и выберите тот, о котором известно больше всего информации. Удачи вам и гармонии в душе и теле!

Л. И. Августова
Вводные замечания. Одним из интересншших вопросов при изучении геронтолошческих аспектов психологии здоровья является определение истинного возраста человека. В современной науке принят многомерный подход к изучению данного аспекта как дифференцированного показателя периода человеческой жизни. Такой подход предполагает отдельное измерение биологического, психологического и социального возраста, юскольку календарный возраст (еще он обозначается в качестве хронологического или паспортного) не отражает в полной мере характеристики человеса как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности Понятия биологического и календарного возраста давно разделяются, поскольку последний не характеризует в достаточной степени истижное состояние организма. Это обстоятельство весьма существенно, е~о необходимо учитывать, Делая прогноз о предстоящих изменениях в состоянии организма, определяя перспективу физического здоровья человека.
Выявление психологического возраста и его соотношение с календарным позволяет, в свою очередь, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человзка и его жизненных планов, что и следует признать фактором психического здоровья.
Определяя психологический возраст как меру психологического прошлого человека, субъективной реализованноети психологического времени личности, можно выявить его особенности:

  1. Психологический возраст - это характгристика человека, которая измеряется согласно его внутренней гистеме отсчета времени.
  2. Психологический возраст принципиально обратим, т. е. человек может «молодеть», когда расширяется пlt; ихологпческое будущее, сокращается психологическое прошлое или увеличивается предполагаемая продолжительность жизни.
  3. Психологический возраст многомерен, т. е. он может отличаться в разных сферах жизнедеятельности.
Зная свой психологический возраст, человек способен сознательно изменять соотношение перспективных и ретроспективных элементов в субъективной картине жизненного пути. Это особенно важно, когда речь идет об искаженной жизненной перспективе, о неоправданном оптимизме или пессимизме, мера проявленности которых рассматривается как значимая личностная характеристика. Постановка новых, реально достижимых целей, формирование планов на будущее оказываются существенным моментом в обеспечении психического здоровья и долголетия человека.
Существуют различные способы оценки психологического возраста. Одним из них служит процедура оценивания интервалов жизни длительностью в 5 лет, предложенная Е. И. Головахой и А. А. Кро-ником.
Цель занятия. Овладение способом оценки психологического возраста с помощью процедуры оценивания пятилетних интервалов жизни и сопоставление его с календарным возрастом человека.
Оснащение. Для проведения занятия необходим бланк с таблицей «Оценивание насыщенности пятилетних интервалов» (табл. 19.1).
Порядок работы. Испытуемому предлагается оценить по десятибалльной шкале каждый пятилетний интервал своей жизни (как прожитой, так и будущей) по степени насыщенности значимыми событиями и занести результаты в таблицу. При этом каждый опрашиваемый самостоятельно определяет желаемую для себя продолжительность жизни, что также отражается в таблице.
Обработка и интерпретация результатов. По результатам заполн ния таблицы подсчитываются два показателя:
  • степень реализованноети психологического времени (Рвр);
  • психологический возраст (ПВ).
Показатель реализованности психологического времени определяется через соотношение суммарной степени насыщенности по про той жизни к степени насыщенности событиями жизни в целом:
Упрож
Рвр = ----------- ,
Увся жизнь
где У прож - сумма баллов по прожитой жизни; Увся жизнь - сумма баллов по всей жизни (по всей таблице).
Психологический возраст определяется как
ПВ = ПЖ? Рвр
где ПЖ - ожидаемая продолжительность жизни, Р - реализован-ность психологического времени.
Психологический возраст будет тем больше, чем меньше человек ожидает прожить и чем в большей степени реализовалось его психологическое время.
Таблица 19.1
Оценивание насыщенности пятилетних интервалов

Годы жизни

Степень насыщенности значимыми событиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
до 5 лет
6-10
11-15
16-20
21-25
26-30
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61-65

Полученный психологический возраст человека сопоставляется с его календарным возрастом, что позволяет сделать следующие заключения:
  1. Если психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов.
  2. Если психологический возраст «меньше» реального, это показа тель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что вс еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек р полагает в действительности.
  3. Если психологический возраст «больше» реального, можно ворить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию пла-j] нов на будущее.
Поскольку психологический возраст принципиально обратим! целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что являет-, ся предпосылкой рационального использования личностью времен! своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья.
Контрольные вопросы
  1. В чем заключается многомерный подход к определению возраста?
  2. Как определяется понятие «психологический возраст личности»;
  3. Каковы специфические особенности психологического возраста?
Рекомендуемая литература
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев,] 1984.

Известно, что очень часто психологический возраст человека не совпадает с его хронологическим возрастом. Наверняка Вы слышали такие выражения как «молод душой» или «юный старик». Как же определить свой психологический возраст? Предлагаемый нами тест поможет Вам самостоятельно оценить различные периоды Вашей жизни, включая прошлое и перспективы, а также определить собственный психологический возраст. Для этого необходимо внимательно прочитать инструкцию, выполнить задание, получить результат и ознакомиться с его интерпретацией.

Инструкция

1. Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, потенциальное будущее. Как Вы думаете, до какого возраста Вы доживете? Дайте более или менее реальную оценку, постарайтесь правильно оценить все обстоятельства.

2. Выделите в таблице диапазон, соответствующий предполагаемой Вами продолжительности жизни (с точностью до 5 лет).

3. Попытайтесь оценить каждое пятилетие Вашей жизни по степени насыщенности важными для Вас событиями: какими-либо изменениями в Вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), состоянии Вашего здоровья, в семье, на работе, в учебе, в отношениях с друзьями, в природе и обществе…

6. Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям (прошедшим и будущим).

7. Подсчитайте количество баллов, которое приходится на прошедшие пятилетия (см. пример прохождения теста).

8. Разделите сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий.

9. Умножьте полученный показатель на предполагаемую Вами продолжительность жизни (пункт 1.).

10. Сколько получилось? Это и есть Ваш психологический возраст.


Таблица «Определение психологического возраста»

Возрастной интервал, лет

Степень насыщенности важными событиями, баллы

6 – 10

11 – 15

16 – 20

Интерпретация теста

Сравните полученное значение психологического возраста с Вашим реальным хронологическим возрастом. Если психологически Вы намного старше своего возраста, значит, необходимо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых планах, целях. Если намного моложе, это свидетельствует о чрезмерном оптимизме, поскольку спланированная Вами перспектива рассчитана на больший диапазон времени, чем тот, которым Вы располагаете в действительности.
На вопрос, что же лучше: чувствовать себя моложе или старше своих лет,– правильным будет следующий ответ: значения психологического и хронологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать трех-четырех лет). И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте – моложе, то в зрелости важна гармония перспективы и опыта.

Для лучшего восприятия предлагаем пример прохождения теста.

Пример прохождения теста

1. Пусть хронологический возраст человека, проходящего тест равен 22 годам. Он предполагает, что будет жить до 78 лет. Приступим к выполнению теста:

2. Выделим в таблице диапазон: 76 — 80

3. Тестируемый оценил степень насыщенности пятилетий важными событиями следующим образом:

4. Подсчитаем общую сумму баллов по всем пятилетиям (прошедшим и будущим):

$$6 + 7 + 6 + 8 + 8 + 6 + 7 + 8 + 6 + 6 + 4 + 5 + 4 + 4 + 3 + 2 = 90$$

5. Подсчитаем количество баллов, которое приходится на прошедшие пятилетия:

$$6 + 7 + 6 + 8 + \frac{2}{5}\cdot 8=27+\frac{16}{5}=\frac{135}{5}+\frac{16}{5}=\frac{151}{5}$$

6. Разделим сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий://uploads..png Александра 2012-07-27 17:11:54 2013-08-23 11:02:13 Психологический возраст человека

Многие из нас задаются вопросом, как сохранить молодость и красоту , но мало кому это действительно удается. Прибегая к различным дорогостоящим процедурам и даже операциям по омоложению, некоторым так и не удается скрыть свой возраст, а другие попросту не нуждаются в помощи косметолога, так как, не смотря на возраст, могут дать фору любой молодой девушке или парню. Про таких «нестареющих» людей говорят, что им повезло с наследственностью или жизненными условиями. Но так ли это?

Сохранить молодость и красоту можно только изнутри, речь идет о психологическом возрасте. Не зря говорят: нам столько лет, на сколько мы сами себя ощущаем. Наш биологический возраст напрямую связан с психологическим возрастом. Психологическое состояние выдает фактический возраст человека. Можно ли этому противостоять?

Прежде всего, нужно точно определить, каков на сегодняшний день Ваш психологический возраст . Для этого разработано множество различных методик и тестов. Затем, нужно разобраться в понятии молодость, какой смысл мы вкладываем в него. Посмотрим на молодежь. Молодые люди, прежде всего, жизнерадостные и активные, любознательные и оптимистично настроенные. Молодой человек просто живет и радуется каждому дню.


К сожалению, с возрастом это состояние проходит. Люди набираются опыта, знаний, мудрости, и как бы они ни старались, выглядеть моложе, чем они есть, не получается. Жизненная усталость накапливается и влияет на психологический возраст , который в свою очередь отражается на внешности. Чтобы подкорректировать психологический возраст в сторону убывания, нужно для начала поменять ход своих мыслей и привычный ритм жизни. Найдите повод для радости, вспомните, о чем мечтали в юности, согласитесь на какую-нибудь авантюру.

Пригнуть с парашютом
- покататься на горных лыжах
- посетить необычную выставку
- прочитать книгу, на которую постоянно не хватало времени
- перекрасить стены в желтый цвет и т.д.

Список может содержать как обыкновенные дела, так и самые настоящие безумства, которые способны пробудить к активной жизни любого «пенсионера» в психологическом плане.

Если психологический возраст человека больше биологического

Психологи утверждают, что если человек ощущает себя младше, чем есть – это первый признак неготовности к самостоятельности, недалекости и незрелости. Такие люди не способны принимать обдуманные решения и зачастую ведут себя как подростки. Если же наоборот, фактический возраст человека меньше психологического – это признак депрессии.

Разница между психологическим и биологическим возрастом – это нормально. Допустимыми отклонениями считаются 3-4 года.

На возраст человека также влияют состояние здоровья, местность проживания, социальный статус, род деятельности. Согласитесь, что шахтеру, проработавшему 30 лет в шахтах сложно выглядеть моложе своего возраста, даже если внутри он ощущает себя 25-ти летним парнем.

В любом случае, возраст человека никуда не денется, но хорошее настроение, доброжелательность и радость от жизни и окружающих нас людей делают нашу жизнь лучше. Только будучи радостным, человек всегда будет молодым. Попробуйте радоваться каждый день и, сами того не замечая, Вы начнете молодеть изнутри. Это не останется незаметным для окружающих. Главное помнить, психологический возраст человека зависит от него самого.

Вы разговариваете с дамой лет сорока и ждете от нее адекватных взрослых поступков, а в она выдает реакцию...

«Время идет для разных лиц различно» - не так давно эта фраза Шекспира подтвердилась в наблюдениях одного психолога, в которых она говорит, что возраст можно измерять как давление, где фиксируется и верхнее, и нижнее. Так же и возраст у человека – есть реальный, а есть психологический .

Например, вы разговариваете с дамой лет сорока, и ждете от нее адекватных взрослых поступков на эти ее сорок лет, а в моменте она выдает реакцию пятнадцатилетнего подростка. Вот тогда и можно будет записать в графе возраст: 40 на 15.

А бывает и совершенно противоположная ситуация, когда человек мудр и опытен не по годам, и тогда его реальный, паспортный возраст будет значительно меньше возраста его души и сознания, возраста его поступков и отношения к жизни. Но это уже другая история.

Как же получается так, что вырастая, мы ухитряемся не взрослеть?

Причин для такого итога, как всегда множество. Например, если вам довелось родиться и воспитываться в семье, где слишком тревожная мама, бабушка, то у вас большой шанс вырасти несамостоятельным, т.е. не вырасти . В таких семьях обычно можно услышать «Давай я пойду с тобой, а то ты у меня еще маленький, вдруг сам не справишься! Вдруг ты заблудишься, что-то напутаешь, неправильными словами попросишь. Вдруг обидит кто, напугает». И как тут не научиться не доверять себе, всего и всех бояться, обижаться на многое.

Или другой пример, в вашей семье завелся контролирующий родитель или не умеющий уважительно ждать родитель-перфекционист, который требует идеального исполнения чего-либо с первого раза, а если не получается с первого, то звучит сакраментальное: «Отойди, сам(а) сделаю, так быстрее получится», а потом вдогонку «Ничего сам сделать не можешь!». И ребенок отходит раз, другой, третий, так вот и не научается ничему. Или «Ты это (поделку, рисунок, уроки, проект) не забыл сделать? Собирайся, тебе пора, а то в школу (институт, на работу) опоздаешь!», так ребенок учится не брать на себя ответственность.

Правда, и в этих семьях время от времени устают, вспоминают и говорят: «Ты уже большой, пора бы тебе самому!» Но при этом имеют в виду только то, что роста в тебе под метр семьдесят (плюс-минус), у тебя большие руки, ноги, тело, голова, может быть и бреешься давно по утрам, но это относится лишь к физическим размерам, а не психологической взрослости.

Поведение взрослых детей

Часто этот детский страх не справиться с возложенными обязанностями уже во взрослой жизни заставляет человека увиливать от решения поставленных перед ним задач, вследствие чего по различным жизненным сценариям закрепляется клеймо «неудачник» или «ленивец».

При попытке окружающих оказать помощь рождается новый страх - страх быть непонятым, а неспособность к продуктивному общению заставляет их бежать прочь, прекращать общение, терять социальные связи. Но чувство неудовлетворённости собственной жизнью, ее неисполненность даёт о себе знать.

Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить перед собой свои цели, находить выход из лабиринта собственных опасений и заблуждений приводит этих людей к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Часто у них ошибка следует за ошибкой, как в личной жизни, так и на работе, и в результате они становятся изгоями.

Неудовлетворённость рождает и страх перед жизнью, и озлобленность, и зависть, которые наружу могут проявляться в различных формах - от лести до грубого хамства. Они любят позу обвинителя. Их память, как хороший банкир, открывает счета на ошибки окружающих. И приходится тащить этим людям огромный чемодан без ручки со своими обидами, с этим досье на всех, дабы иметь возможность сказать каждому «Ты не лучше меня…, ты сам…». С годами содержимое чемодана растет, он тяжелеет, однако редко кто из них осмеливается его выбросить и пойти в свое будущее налегке, без прошлых обид.

Окружающим трудно понять, что все эти действия и поступки взрослых детей – это своеобразный крик о помощи и протест на их одиночество в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего – искренняя заинтересованность их жизнью. Ведь многие «неудачники» и «ленивцы» талантливы. Только кто согласится стать мудрым и терпящим родителем вот такому взрослому ребенку?

Научиться изымать и работать с собственными страхами самостоятельно трудно. Избавиться от них можно лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.

Но всегда любому страху можно противопоставить любовь, чистоту помыслов, искренний интерес и истинность знаний.

В любой ситуации есть выбор, находится и выход, только его необходимо увидеть и правильно понять.

Каждый человек имеет право на свой путь, свое мнение и свою ошибку. опубликовано