Что такое ISO и как его настроить. Чем выше значение ISO тем больше шумов на фотографии

Вы когда то задавались вопросом: «что такое ISO в моей камере?»

А может еще не так давно лет 10-15 назад вы покупали фотопленку. На прилавке выбор был тогда ISO 100, ISO 200, ISO400. Мало понимая в этом, многие брали самую дорогую ISO400, в надежде, что их фотографии будут лучше. А когда то для черно-белой фотографии была пленка 32, 64, 130, 250 единиц светочувствительности.

В характеристиках современных фотоаппаратов указывают светочувствительность ISO от 100 и выше. На некоторых профессиональных камерах чувствительность ISO доходит до 102 400 единиц.

Что же такое ISO?

Сегодня обойдемся без вкусностей. Просто пирог вчера доели. Очень вкусный был

ISO или светочувствительность — это светочувствительность сенсора фотоаппарата к свету!

Чем выше значение ISO тем больше чувствительность сенсора фотоаппарата и наоборот, чем ниже значение ISO тем ниже чувствительность сенсора фотоаппарата.

Как это влияет на фотографию?

Все очень просто.

Я говорил в прошлой статье о . Надо использовать более короткую , чтобы не было смазов и шевелёнки на фотографии. Но порой мы снимаем вечером, или в комнате при слабом освещении. Автоматика камеры вынуждена использовать длинные , чтобы получить нормальную экспозицию. В итоге мы получаем на фотографии смазы, изображение получается нечетким.

Так вот тут на помощь придет светочувствительность ISO.

Мы можем поднять значение ISO и тогда появится возможность использовать более короткие выдержки и защититься от смазов на фотографии.

Но не стоит увлекаться и использовать максимальные значения, При высоких значениях ISO на фотографии появляются цветные шумы. Ниже приведены примеры фотографий при разных значениях ISO:




Если внимательно рассмотреть снимки, особенно при 100% увеличении

Напрашивается вывод:

  • Чем выше значение ISO тем больше шумов на фотографии.

  • Чем ниже значение ISO тем лучше качество фотографии.

Можно использовать длинную выдержку и минимальное значение ISO — получить смаз на фотографии без шумов.

Можно использовать короткую выдержку и максимальное значение ISO – получить резкие фотографии, но испорченные шумами.

Можно подобрать оптимальные значения выдержки и ISO и получить хорошо экспонированную фотографию без шумов.

Какие же значения ISO использовать, чтобы избежать шумов на фотографии?

Днем при хорошем освещении на улице старайтесь использовать самые минимальные значения ISO. 100-200 единиц будет вполне достаточно.

Если вы снимаете в помещении с искусственным освещением то вам придется использовать ISO 400, 800.

Для ночной съемки на улице что бы проработать задний план тоже желательно поднять ИСО до 800-1600 единиц, если камера позволит.

Ну и если вам приходится снимать репортаж какого ни будь концерта, а там освещение сцены редко когда хорошее, то вам придется использовать и еще более высокие ИСО, если ваша камера поддерживает такие значения.

Стоит ли использовать максимальное значение светочувствительности?

НЕТ не стоит . Чем выше значение ISOтем больше будет цветных шумов на фотографии. Это связанно с повышением напряжения на сенсор. Да и на пленках тоже, чем выше значение ISOтем больше была зернистость на фотографиях. Правда она заметна была только при печати больших отпечатков.

Допустимые пороги использования ISO

Современные цифромыльници позволяют снимать на значении 3200 – 12800. Однако на цифромыльницах маленькие матрицы и они не могут выдать реально высокую светочувствительность. На таких камерах в обработку включается процессор камеры. Он давит шумы, но при этом теряется детализация картинки. Поэтому при плохом освещении на цифромыльницах фотографии весьма посредсвенные.

Современные зеркалки начального уровня и беззеркалки имеют реально рабочее ИСО 800-1600 едениц. Фотоаппараты с полнокадровой матрицей выдают четкую картинку без шумов при 1600 – 3200 едениц, некоторые профессиональные модели даже на 6400 ISO выдают картинку такого же качества без шумов как на 200 ISO.

Домашнее задание

1. Найдите в вашей камере как регулировать значение ISO.

2. Найдите максимальное значение ISO которое может использовать ваша камера.

3. Определите при каком ISO получаются фотографии приемлемого для вас качества.

Напишите в комментариях какая у вас модель фотоаппарата, какое предельное значение ISO на вашей камере и какие приемлемые значения ISO.

Ваши ответы будут ценны для читателей блога, они помогут выбрать нужный по характеристикам фотоаппарат.

Желаю вам поменьше шумов на ваших фотографиях!

С уважением Роман.

Приветствую вас, дорогой читатель моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Возникают много споров среди фотографов, как правильно настраивать фотоаппарат, для получения идеальных фотографий и какие параметры на него влияют в первую очередь. Вы, наверное, думайте, вот купил(а) дорогой фотоаппарат, а на нем надо правильно настроить ИСО, и вообще, что это такое?

Настройка обязательна при каждой съемки, а что это такое и зачем она нужна, вы узнаете в статье. Да вы так сильно не заморачивайтесь, всему научитесь, все поймете, прочитав статью до конца. Я очень надеюсь, что вы уже ознакомились с моими статьями про и , если нет, то лучше ознакомиться, так как здесь одно зависит от другого, и в сумме эту троицу называют экспозицией.

Наша сегодняшняя статья будет интересна и полезна не только тем, кто только купил зеркальный фотоаппарат или собирается его покупать, да и тем, у кого он уже давно, и не понимают, что такое ИСО в фотоаппарате и насколько оно влияет на качество фотографий при разном освещении.

Итак, в перед и с песнями!

С начала начнем с расшифровки. ISO в фотоаппарате — это параметр, определяющий уровень чувствительности пикселей матрицы к освещению. Другими словами, ISO – это светочувствительность.

Чем показатель ISO выше, тем выше чувствительность матрицы или фотопленки к искусственному или естественному освещению, фотография становится светлее. Но это приводит к появлению шумов или говоря профессиональным языком, появлению, так называемого зерна на фотографии. Вы уже, наверное, встречались с этом? При увеличении фотографии, сделанной при плохом освещении, на снимке появляются точки разных цветов, это и есть шум. Поэтому правильное понимание и настройка ИСО очень важна.

Теперь о главном, как настроить светочувствительность?

Настройка ISO на фотокамере

Хочу сразу отметить, что ISO или светочувствительность один из важнейших параметров находящийся на ряду с выдержкой и диафрагмой. Но сейчас не об этом!

Камере может потребоваться нужное количество света для качественной фотосъемки при различном значении перечисленных функций. Увеличение ИСО можно компенсироваться путем открытия диафрагмы и/или уменьшением выдержки.

Чтобы качество снимка оставалось максимально высоким, рекомендуется устанавливать самые низкие ISO, по возможности. Ну конечно, при необходимости, значение можно и увеличивать, но главное помнить о шуме.

Иногда, лучше получить фотографию с небольшим шумом, чем размытую.

Хочу отметить, что результатом увеличение параметра ISO удается повысить светочувствительность, то есть матрице требуется меньше времени для сканирования изображения улавливаемого объективом камеры.

Приведу некоторые примеры, которые помогут правильно выполнить настройки, учитывая время суток.

Вечером, при непостоянном освещении, следует выставлять высокое значение, от 400 до 3200 ИСО, это позволит сократить выдержку снимка, повысить качество, при условии, что вы снимаете с рук. Увеличение светочувствительности, часто применимо для съемки спортивных мероприятий в помещении или в вечернее время суток.

Днем, особенно при солнечной погоде, параметр нужно сократить до 100-200. Так как нет необходимости в дополнительной светочувствительности!

Если фотосъемка осуществляется с использованием фотовспышки, увеличивать ISO не рекомендуется. Съемку при слабом освещении с заниженными показателями светочувствительности, лучше производить фиксированным способом, например, использовать штатив или использовать какой-нибудь объект, например, подоконник или забор для фиксации камеры.

Установка ISO на фотоаппарате

Теперь, давайте рассмотрим, как устанавливать ИСО на фотоаппарате, и о чем не стоит забывать. Скажу вам сразу, что ее нельзя установить вручную, если вы фотографируете на автоматическом режиме (режим Auto). На этом режиме, камера использует автоматический режим ISO. Ручную установку светочувствительности, можно установить только в режимах:

  • Приоритета диафрагмы (A или Av);
  • Приоритета выдержки (S или Tv);
  • В программном режиме (P);
  • В ручном режиме (M).

Устанавливается она очень легко. Существуют 2 способа.

  1. Настройка на самом корпусе фотоаппарата. Например, в камерах Nikon, есть кнопка Fn. При нажатии на эту кнопки и не отпуская ее, покрутите диск управления. Тем самым, значение ISO будет меняться.
  2. Настройки в меню фотоаппарата. Там можно выставить соответствующий параметр.

Автоматическое ИСО.

Удобно использовать, если вам необходимо, что бы камера автоматически устанавливала параметр, в оговоренных вами интервалах. Это очень удобно, когда вы снимаете в плохо освещенном помещении, не используя вспышки, например, спортивные мероприятия. Этот параметр легко устанавливается в меню настройки фотоаппарата, где можно указывать минимальное и максимальное ограничение, например, 100-1600 и до внесения других настроек камера будет работать только в пределах указанных рамок.

Важно. Если используется при съемке вспышка, то авто ISO лучше отключить.

Автоматическое ИСО удобно для съемки спортивных мероприятий. Выдержка должна начинаться от 1/1000 секунды и короче, чтобы фотографии не получились смазанными. А без увеличения значений ИСО, такого значения выдержки добиться невозможно. Поэтому, можно установить автоматическое значения светочувствительности, например, до 1600. В пределах интервала 100-1600, фотокамера сама будет устанавливать нужное значение ISO.

В заключение хочу добавить только одно. Как только появляется возможность уменьшить показатель ИСО – делайте это! Повышать стоит, только тогда, когда выдержка при низком значении светочувствительности становится длиной и диафрагма открыта до максимального предела. Также не стоит использовать завышенный показатель, при съемке с использованием вспышки.

На этом, статью буду заканчивать. Все, что я хотел рассказать по этой теме я рассказал. При возникновении вопросов, пожеланий, пишите в комментариях. Если понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на мой блог, и вы сможете узнать еще много полезной информации, которая позволит полноценно использовать фотоаппарат и получать высококачественные снимки.

Хотите разобраться лучше в этом параметре, и узнать больше про основы фотографии, тогда видео курс «» или Моя первая ЗЕРКАЛКА , именно для вас. Данные курсы завоевали большую популярность среди начинающих фотографов. Ознакомившись с курсом я был поражен его качеством информации. Рекомендую их.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей фотокамеры зеркальной CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей фотокамеры зеркальной NIKON.

И напоследок, у меня к вам вопрос. На каких ИСО фотографируете вы и при каких условиях?

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

ISO (Светочувствительность) - это чувствительность матрицы (или пленки) к свету. На пленочных фотоаппаратах, для изменения светочувствительности приходилось менять всю пленку, т.к. она была светочувствительным элементом. В цифровом фотоаппарате этот параметр можно изменить нажатием пары кнопок - конструкция матрицы позволяет делать это "на лету", без замены чего-либо.

Светочувствительность - это один из трех ключевых параметров фотосъемки (вместе с и ). Измеряется она в единицах ISO и обычно принимает значения 100, 200, 400, 800 и т.д. до 6400, причем каждое последующее значение ISO увеличивает светочувствительность на определенное значение (обычно, но не всегда, в 2 раза). Когда мало света (в помещении, в тени, вечером или ночью) мы используем более высокие значение ISO, т.е. увеличиваем чувствительность.

Это фото сделано при одном и том-же освещении, и с одними условиями (выдержка - 1/100 секунды, диафрагма - f/5,6). Видно, что для данных параметров, оптимальным было значение светочувствительности - ISO 400. Для ISO 100 необходим более яркий свет (изображение темное), а для ISO 1600 и особенно ISO 3200 - света слишком много (изображение слишком пересвечено).

Значения ISO, при которых на фотографиях появляется шум, очень сильно зависит от размера матрицы (но не только). Начиная с ISO 400 некоторые камеры достаточно сильно «шумят», например на компактных фотоаппаратах - "мыльницах", у которых физические размеры матрицы маленькие. А при съемке камерой с полноформатной матрицей шум начинает появляться при значениях ISO в 1600 или 3200. Снизить шумы позволяют системы шумоподавления, встроенные в фотоаппарат, а так-же специальные компьютерные программы для редактирования фото.

Для того, чтобы выбрать оптимальное значение светочувствительности при фотографировании задайте себе следующие вопросы:

  • достаточно ли света, чтобы фотографировать на минимальном значении ISO?
  • хочу ли я получить фотографию с шумом или нет? Иногда, шум смотрится достаточно эффектно (особенно на черно-белых фотографиях). В таком случае можно смело увеличивать значение ISO.
  • есть ли у меня штатив или возможность закрепить фотоаппарат, чтобы компенсировать светочувствительность более длинной выдержкой? Снимая со штатива можно оставить низкое значение ISO и увеличить выдержку, если же штатива нет, то во избежание шевеленки придется увеличить ISO.
  • подвижны или неподвижны объекты, которые вы собираетесь фотографировать? Если движутся, то поднимаем ISO, иначе фотографии получатся смазанными.

Высокое значение ISO можно, например, использовать в следующих ситуациях::

  • спортивные мероприятия, танцы, детские праздники в помещении, когда необходимо фотографировать на короткой выдержке, чтобы не получить смазывание;
  • на концертах, в церкви, галерее, музее, где слабое освещение, а использование вспышки может быть запрещено;
  • день рождения, когда именинник готовиться задуть свечи на тортике. Вспышка не желательна, да и может испортить все настроение и загадочность момента, поэтому лучше просто увеличить ISO.

Здравствуйте Друзья, сегодня я расскажу, что такое ИСО фотоаппарата, на что оно влияет, как обозначается и как его настроить…

ЧТО ТАКОЕ ИСО (ISO)?

ИСО, или как его чаще обозначают – ISO это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Этот параметр является одним из главных в съемке, и вместе со значениями выдержки и влияет на общую освещённость и качество фотографии. Простыми словами ISO – это параметр, который определяет способность матрицы фотоаппарата воспринимать свет.

НА ЧТО ВЛИЯЕТ ИСО (ISO)?

Соответственно, чем выше значение чувствительности матрицы (значение iso), тем большее количество света способна воспринять матрица фотоаппарата и соответственно тем более мы можем выставить, чтобы в условиях недостаточной освещенности получить резкие, светлые снимки. Чем меньше значение ИСО – тем более качественный снимок. Увеличение чувствительности не происходит бесследно, и на больших значениях ИСО на фотографиях появляется цифровой шум – однотонные или цветные точки, ухудшается резкость и цветопередача, падает качество снимка. Поэтому, выбор значения ISO, при плохом освещении — это всегда поиск компромисса между резкими, не смазанными кадрами при недостаточном освещении и качеством фотографии.

КАК ОБОЗНАЧАЕТСЯ ИСО (ISO)?

Светочувствительность обозначается цифрами, в диапазоне 100-6400 (в камерах разных классов могут быть как бОльшие, так и меньшие крайние значения), на фотоаппарате ИСО обозначается аббревиатурой ISO 200 (где 200 – значение светочувствительности). Так же могут быть расширенные значения iso.

Расширенные значения iso.

В настройках iso вы можете обнаружить такие значения, как Lo 1 и Hi 1 (и похожие на них). Это не что иное, как аббревиатуры:

Lo – Low (низкий) – значение ниже минимального, например Iso 100 и iso 50 на моей камере с минимальным iso 200.

Hi высокий – значение выше максимального, например iso 12800

Они нужны для условий, когда стандартных значений не хватает, Lo нужно при очень хорошем освещении, для того, чтобы была возможность уменьшить выдержку. Hi нужно в очень тёмных условий, чтобы была возможность увеличить выдержку и снять кадр без смаза . Но и в том и в том случае ухудшается качество фотографий, по-этому я не рекомендую пользоваться этими значениями без особой необходимости.

Рабочее ISO

Есть такое понятие, как рабочее ISO , это относительный параметр, который обозначает максимально возможное значение светочувствительности для конкретной модели фотоаппарата, при котором получаются фотографии приемлемого качества. Относительным я этот параметр назвал потому, что каждый сам для себя определяет «приемлемое качество», и что для одного рабочее ИСО, для другого нет. По – этому при выборе фотоаппарата это очень важный параметр, но вы должны определить его сами, посмотрев примеры полноразмерных фотографий и обратив внимание на значение ИСО в подписи к ним. Сделать это можно например тут: ru.pixelpeeper.com/cameras . Да, рабочее ИСО зависит так же от вашего фотоаппарата, и если у вас цифромыльника, не стоит ждать хороших результатов на значениях выше iso 800, в то время как на профессиональных камерах можно получать снимки на iso 6400 без существенного проявления шумов.

КАК НАСТРОИТЬ ISO?

В настройке Исо нет ничего сложного, для каждой модели камеры оно может настраиваться по-разному либо в меню камеры, либо нажатием соответственной кнопки на камере и одновременным вращением колеса управления. Важнее запомнить следующее:

  • При включении камеры и начале съемки проверяйте, какое ИСО выставлено, и настройте его исходя из условий съемки. Часто начинающие фотографы забывают про этот параметр, и значение остается настроенным либо автоматически, либо с прошлой съёмки, и они не понимают почему фотографии не получаются. Очень хорошо взять себе за правило начинать съемку с оценки освещенности, и настройки ISO. Со временем у вас выработается навык, и при входе в новое помещение вы самостоятельно довольно точно сможете определить параметры съемки.
  • Маленькое ИСО = высокое качество. Старайтесь снимать на минимально возможном значении ИСО, которое позволяет вам выставить выдержку, которая обеспечит резкие светлые фотографии.
  • Высокое ИСО = низкое качество

Итак, в данной статье мы узнали — что такое светочувствительность (ИСО) фотоаппарата .

Закрепите материал практическим упражнением – в ручном режиме съемки «М» Выставите значение выдержки – 1/800 (пример), диафрагмы — f5.6, и снимите один и тот же объект на всех значениях ISO, и сравните разницу. При некоторых значениях фотографии получатся слишком тёмные, или даже чёрный экран, при некоторых слишком светлые, это упражнение показывает, как освещенность зависит от ИСО.

Если фотоаппарата нет под рукой, или лень его доставать, поможет !

Пробуйте, экспериментируйте, если что-то осталось непонятно - задавайте вопросы в комментариях и подписывайтесь на новые статьи, дальше - больше!

А пока, простая зарядка для ума — Логическая игра «Поймай кота»

Задача игры — окружить кота точками так, чтобы он не смог убежать с поля.

Постигла неудача — не сдавайся!

С вами был Андрей Шереметьев.

Светочувствительность фотоматериала - характеристика фотографического материала , отражающая его способность изменять свою оптическую плотность под воздействием света и последующего проявления . Светочувствительность обратно пропорциональна экспозиции , которая требуется для получения заданной оптической плотности . Раздел метрологии , изучающий светочувствительность фотоматериалов, называется сенситометрией . Единицы ISO , использующиеся для обозначения светочувствительности в настоящее время, являются международными, и стандартизированы одноимённой организацией.

Понятие светочувствительности, применяемое в цифровой фотографии не имеет ничего общего с чувствительностью фотоматериалов, поскольку к электронным способам регистрации изображения принципы сенситометрии неприменимы. Кроме того, в цифровой фотографии используется величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы , сколько степень усиления её электрических сигналов и их последующую цифровую обработку .

Однако, в экспонометрических системах цифровых фотоаппаратов используется эквивалент светочувствительности ISO, позволяющий применять классические принципы управления экспозицией, заимствованные из аналоговой фотографии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Светочувствительность (ISO). Основы фотографии. Урок 26.

    Видео #10. Что такое светочувствительность

    Авто исо iso и режим приоритета диафрагмы Av

    Урок 5. Чувствительность ISO

    Экспозиция в фотографии (Выдержка, диафрагма, ISO) | Урок 1

    Субтитры

Критерии светочувствительности

Поиск наиболее точной системы измерения светочувствительности начался сразу же после изобретения фотографии для количественной оценки экспозиции, необходимой для получения качественного изображения. Однако, главная сложность заключалась в том, что оптическая плотность получаемого негативного или позитивного изображения зависит не только от интенсивности экспонирования, но и от режима проявления. Увеличение времени проявления приводит к повышению оптической плотности, однако на светочувствительность влияет в гораздо меньшей степени. Поэтому, главный вопрос любой сенситометрической системы - критерий светочувствительности , позволяющий наиболее точно определять способность фотоэмульсии реагировать на свет, и не зависящий от других факторов.

Самым первым критерием, использовавшимся начиная с 1870-х годов, стал порог почернения, то есть минимальная экспозиция, дающая регистрируемую плотность . Такой критерий использовался в большинстве систем отсчёта, например, Шайнера (нем. Julius Scheiner ), Эдера (нем. Josef Maria Eder ) и Винна. В 1890 году английскими учёными Хёртером (англ. Ferdinand Hurter ) и Дриффилдом (англ. Vero Charles Driffield ) было сформулировано понятие характеристической кривой . В качестве критерия светочувствительности была выбрана точка инерции (критерий Хёртера-Дриффилда) - точка пересечения касательной к прямолинейному участку характеристической кривой с осью логарифма экспозиций. В СССР шкала светочувствительности Хёртера и Дриффилда, сокращённо «Х и Д» (англ. H&D ), официально использовалась с 1928 года вплоть до перехода на единицы ГОСТ в соответствии со стандартом ГОСТ 2817-50 . При этом, шкала H&D, использовавшаяся в Великобритании, не совпадала с советской . Стандарт «Х и Д» был заменён в СССР шкалой ГОСТ в октябре 1951 года .

В современной сенситометрической системе ISO в качестве критерия используется нормированная оптическая плотность , то есть плотность, превышающая суммарную плотность вуали и подложки на определённую пороговую величину. Экспозиция, необходимая для получения такой плотности, и служит точкой отсчёта для определения светочувствительности. Для разных сортов светочувствительных материалов: негативных, позитивных, обращаемых и т. д., в одних и тех же системах измерения принимаются разные значения этого критерия. Например, для чёрно-белых негативных фотокиноматериалов пороговой плотностью считается 0,1 над вуалью . Дальнейшее развитие технологий фотопроцесса потребовало совершенствования сенситометрии, от которой потребовалось измерение светочувствительности цветных многослойных плёнок и бумаг. Каждый из светочувствительных слоёв таких материалов обладает своей светочувствительностью, зачастую отличающейся от соседних. Кроме того, оптическая плотность в цветных материалах создаётся не металлическим серебром , как в чёрно-белых, а красителями , из которых состоит цветное изображение.

Основные понятия

Общая светочувствительность - количественная мера светочувствительности, определяемая экспериментально при стандартизированных условиях экспонирования фотоматериала белым светом и последующей лабораторной обработки. Измеряется на основе характеристик получаемой сенситограммы. Также называется интегральной или фотографической чувствительностью. Для краткости именно общая светочувствительность обычно называется светочувствительностью или чувствительностью фотоматериала.

Цветочувствительность - для чёрно-белых фотоматериалов относительная светочувствительность к различным цветам видимого спектра и прилегающих областей. Цветочувствительность определяется через эффективную чувствительность и часто выражается кратностью нормированного цветного светофильтра .

Эффективная чувствительность - светочувствительность к излучению определённого спектрального состава .

Спектральная чувствительность - светочувствительность, измеренная при экспонировании монохроматическим светом определённой длины волны.

Число светочувствительности (экспозиционный индекс ) - количественное выражение общей светочувствительности, которым маркируется фотоматериал. Это число и измеренное значение яркости или освещённости снимаемых объектов служат для нахождения правильной экспозиции .

Шкала светочувствительности - принятая в конкретной сенситометрической системе последовательность значений чисел светочувствительности. Наносится на калькуляторы экспонометрических устройств. Существуют шкалы двух разновидностей: арифметические и логарифмические.

Стандарты светочувствительности

Сравнение светочувствительности в различных стандартах

В таблице приведены сравнительные значения основных систем измерения светочувствительности ГОСТ, «Х и Д», Weston, ASA, ISO, APEX и DIN

Сравнение разных систем измерения светочувствительности
APEX S v (1960–) ISO (1974–)
арифм./логар.°
«Х и Д» (1928-1951)
арифм.
Weston
арифм.
(1960–1987)
арифм.
DIN (1961–2002)
логар.
ГОСТ (1951–1986)
арифм.
Примеры фотоматериалов, обладающих
такой светочувствительностью
−2 0,8/0° 15 0,8 0 «Свема » ЦП-8Р, ЦП-11
1/1° 17,5 1 1 1
1,2/2° 25 1,2 2 1,2
−1 1.6/3° 30 1,6 3 1,4
2/4° 38 2 4 2
2,5/5° 50 2,5 5 2,4 «Свема » Микрат-300
0 3/6° 63 3 6 2,8 «Тасма » ОЧТ-Н
4/7° 75 4 7 4
5/8° 100 5 8 5 Фотобумага «Славич » Фотоцвет-4
1 6/9° 125 6 9 5,5 оригинальный Kodachrome
8/10° 150 8 10 8 Polaroid PolaBlue
10/11° 200 10 11 9 Kodachrome 8-мм
2 12/12° 250 12 12 11 Gevacolor 8-мм обращаемая, позднее Agfa Dia-Direct , «Свема » КН-1
16/13° 350 6 16 13 16 Agfacolor 8-мм обращаемая
20/14° 400 8 20 14 18 Adox CMS 20
3 25/15° 500 10 25 15 22 старый Agfacolor , Kodachrome II и Kodachrome 25 , Efke 25 , «Тасма » ЦО-22Д
32/16° 700 12 32 16 32 Kodak Panatomic-X , «Свема » ДС-5М, Фото-32
40/17° 800 16 40 17 38 Kodachrome 40 (киноплёнка), «Тасма » Панхром СЧС-1
4 50/18° 900 20 50 18 45 Ilford Pan F Plus , Kodak Vision2 50D 5201 (киноплёнка), AGFA CT18 , «Свема » ДС-4
64/19° 1400 24 64 19 65 Kodachrome 64 , ORWOCOLOR NC-19 , «Тасма » Панхром СЧС-4, «Свема » Фото-65
80/20° 1500 32 80 20 75 Ilford Commercial Ortho
5 100 /21° 2000 40 100 21 90 Kodacolor Gold , Kodak T-Max , Provia , Efke 100 , «Свема » КН-3
125/22° 2500 50 125 22 125 Ilford FP4+ , Kodak Plus-X Pan
160/23° 3000 64 160 23 130 Fujicolor Pro 160C/S , Kodak High-Speed Ektachrome , «Свема » Фото-130
6 200 /24° 4000 80 200 24 180 Fujicolor Superia 200 , «Свема » ОЧТ-180, «Тасма » ОЧ-180, ЦО-Т-180Л
250/25° 5000 100 250 25 240 «Тасма » Фото-250
320/26° 6000 125 320 26 250 Kodak Tri-X Pan Professional
7 400 /27° 8000 400 27 350 Tri-X 400 , Ilford HP5+ , Fujifilm Superia X-tra 400 , «Свема » ОЧТ-В, «Тасма » А-2Ш
500/28° 10000 500 28 500 Kodak Vision3 500T 5219 (киноплёнка), «Тасма » Панхром тип-17
640/29° 12500 640 29 560 Polaroid 600
8 800 /30° 16250 800 30 700 Fuji Pro 800Z , «Тасма » Панхром тип-15
1000/31° 20000 1000 31 1000 Kodak P3200 TMAX , Ilford Delta 3200
1250/32° 1250 32 1200 Kodak Royal-X Panchromatic
9 1600 /33° 1600 33 1440 Fujicolor 1600 , «Тасма » Изопанхром тип-42
2000/34° 2000 34 2000
2500/35° 2500 35 2400
10 3200 /36° 3200 36 2880 Konica 3200 , Fujifilm FP-3000b , «Тасма » Панхром тип-13
4000/37° 37 4000
5000/38° 38 4500 «Тасма » Изопанхром тип-24
11 6400 /39° 6400 39 5600
8000 /40°
10000 /41° 10000 Фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-410
12 12500/42°
16000/43°
20000/44° 20000 Фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-612
13 25000/45°

Определение чувствительности ISO для фотоматериалов

Светочувствительность чёрно-белых негативных фотоматериалов определяется по характеристической кривой, которая строится на специальных бланках или миллиметровке по результатам измерения сенситограммы при помощи денситометра . Точка кривой, по которой определяется светочувствительность (критериальная точка), обозначена на рисунке буквой «m», и для чёрно-белых негативных плёнок её плотность должна составлять 0,1 над вуалью. При этом негатив должен быть проявлен так, чтобы точка «n», экспонированная на 1,3 единицы больше «m», обладала оптической плотностью, превосходящей её на 0,8. Это является важным условием соблюдения заданного коэффициента контрастности . В этом случае, критерием светочувствительности может считаться экспозиция H m в люксах в секунду , соответствующая точке m, а арифметическое значение светочувствительности ISO определяется равенством:

S = 0.8 H m {\displaystyle S={\frac {0.8}{H_{\mathrm {m} }}}}

Способы изменения светочувствительности

Сенсибилизация

Естественная светочувствительность галогеносеребряных фотоэмульсий лежит в сине-фиолетовой области видимого спектра. Равномерная чувствительность ко всем видимым лучам достигается путём оптической сенсибилизации фотоматериалов добавлением в эмульсию сенсибилизаторов . В роли таковых обычно выступают некоторые разновидности органических красителей, осаждаемых на поверхности микрокристаллов галогенида серебра.

Таким образом получают чёрно-белые фотокиноплёнки, различающиеся по цветочувствительности, и эмульсии для разных слоёв цветных многослойных фотоматериалов. При помощи химической сенсибилизации повышают общую светочувствительность. Для этого используются соли благородных металлов: золота и платины , а также другие вещества, позволяющие повышать светочувствительность в несколько раз .

Гиперсенсибилизация

Обработка светочувствительного материала до экспонирования, изменяющая свойства фотографического слоя в сторону улучшения условия образования скрытого изображения при съёмке . Наиболее широкое распространение получили способы гиперсенсибилизации, заключающиеся в купании фотослоя в растворе азотнокислого серебра и выдерживание в атмосфере водорода . Особенности гиперсенсибилизации:

  • В наибольшей степени при гиперсенсибилизации меняется добавочная светочувствительность, нежели собственная.
  • Достигнутый гиперсенсибилизацией эффект, как правило, сохраняется в течение нескольких часов, поэтому обработку совершают непосредственно перед съёмкой или хранят гиперсенсибилизированный материал в прохладном месте между процедурой гиперсенсибилизации и экспонированием.
  • Поскольку, в отличие от производства фотографической эмульсии, гиперсенсибилизация может происходить в различных, хуже нормированных условиях, она часто даёт нестабильные, плохо воспроизводимые результаты.

Эти основные свойства ограничивают применение гиперсенсибилизации. Долгое время гиперсенсибилизацию массово применяли для повышения чувствительности инфракрасных плёнок. Однако, по мере развития электронных светочувствительных элементов, были достигнуты лучшие результаты в этой области спектра.

Латенсификация

Изменение чувствительности обработкой после экспонирования

  • Пуш-процесс (англ. Push ) - увеличение светочувствительности негативных фотоматериалов при помощи более интенсивного проявления за счёт увеличения его времени, повышения температуры проявителя и подбора его рецептуры. Удвоение времени проявления по сравнению со стандартным для данного материала приводит к увеличению эффективной чувствительности в 1,4-1,7 раза, в зависимости от кинетики конкретных веществ, и к увеличению коэффициента контрастности в 1,1-1,3 раза. Одновременно с этим растёт плотность вуали. Подбор состава проявителя - наиболее безопасный способ повышения чувствительности. Самые удачные рецептуры дают выигрыш в одну-две-три ступени (до 8 раз) по сравнению со стандартным проявителем.
К позитивным фотоматериалам пуш-процесс не применим вследствие других принципов позитивного фотопроцесса , в котором проявление происходит не до промежуточных значений контрастности, а «до конца», то есть до получения максимальных оптических плотностей и контраста. Кроме того, область применения позитивных эмульсий не предполагает необходимости высокой чувствительности. Цветные негативные и обращаемые фотоматериалы пригодны для пуш-процесса в меньшей степени, чем чёрно-белые, поскольку изменение режима проявления приводит к нарушению цветового баланса и к необратимому разбалансу светочувствительных слоёв по контрасту. Некоторые производители допускают обработку цветных материалов с интенсивным проявлением, но его параметры строго регламентируются. Снижение светочувствительности пониженной интенсивностью проявления называется пулл-процесс (англ. Pull ). Результат достигается сокращением времени проявления. Такую технологию применяют, главным образом, для снижения контраста изображения или при обработке заведомо переэкспонированных фотоматериалов.

Термины Push и Pull ведут своё происхождение от первых десятилетий кинематографа, когда исправление ошибок экспонирования происходило при проявлении ортохроматической негативной киноплёнки при неактиничном освещении. Кинооператор , присутствующий при лабораторной обработке, мог попросить лаборанта вынуть раму с намотанной киноплёнкой из бака с проявителем (Pull) или продолжить проявку, опустив её обратно (Push).

Экспозиционный индекс

Экспозиционный индекс EI применяется в случаях, когда прямое использование значения светочувствительности затруднительно. EI применим для компенсации неточностей экспонирования фотоаппарата или при нестандартной обработке. Экспозиционный индекс можно назвать «установленной светочувствительностью» в противовес номинальной светочувствительности. Например, фотоплёнку со светочувствительностью ISO 400 можно экспонировать при слабом освещении при EI 800, а затем увеличить время проявления, чтобы получить пригодные для печати негативы. Другим примером может служить съёмка камерой с затвором , дающим постоянную ошибку в ту или иную сторону. В этом случае можно использовать соответствующий EI, отличающийся от значения ISO в сторону постоянной ошибки, или экспокоррекцию , чтобы скомпенсировать ошибку.

Завышение чувствительности плёнки производителями

У некоторых плёнок высокой чувствительности «штатным» режимом проявления считается проявка, приводящая к увеличению чувствительности («пуш-процесс»). Стандартное проявление таких фотоматериалов позволяет получать более низкую чувствительность при пониженном контрасте. Например, в стандартном проявителе получается чувствительность 1000, в рекомендуемом - 3200. Маркировка светочувствительности некоторых цветных обращаемых плёнок может содержать индекс «P», обозначающий чувствительность, достигаемую в случае обработки по «пуш-процессу».

Светочувствительность и зерно

Светочувствительность фотографической эмульсии зависит от размера зёрен галогенида серебра, поскольку зёрна большего размера дают более высокую чувствительность. Мелкозернистые плёнки обладают низкой чувствительностью и пригодны для контратипирования или печати позитива. Негативные фотоматериалы, предназначенные для съёмки в сложных световых условиях или с короткими выдержками, обладают крупным зерном и низкой разрешающей способностью . Поэтому, одной из главных трудностей, решавшихся в процессе совершенствования негативных материалов, было получение высоких значений чувствительности при мелком зерне.

Закон взаимозаместимости

В большинстве случаев экспозиция, представляющая собой произведение освещённости на выдержку , не зависит от конкретных значений каждого из множителей.

Однако, при очень длинных экспозициях наблюдается отклонение от этого закона, приводящее к уменьшению светочувствительности, определяемой для наиболее часто употребляющихся значений выдержек, лежащих в пределах 1/1000-2 секунд. Изменение светочувствительности при длительных экспозициях имеет значение в областях фотографии, требующих длительных выдержек (например, в астрофотографии), и выражается специальными коэффициентами, используемыми в таких случаях.