Личностный рост и правила заботы о себе: тренинг роста. Личностный рост в направлении межличностной гармонии

К тренингам личностного роста можно отнести такие групповые тренинги, как Лайфспринг или Источник жизни, Синтон и другие программы и курсы, призванные привести к личностному прорыву, раскрыть внутренний потенциал, сделать из вас лидера, и т.д. - но не выработать конкретные навыки.

У меня был давнишний опыт посещения курса НЛП. Это, конечно, не Спарта и не Лайфспринг, но тоже вполне бесполезное. Хотя тогда казалось, что это очень крутой тренинг. В первую очередь, из-за наивности: раз люди тут собрались и выглядят весьма довольными, значит, тут явно что-то полезное есть. Во-вторых, убеждала уверенная манера ведущих курсов и их общий позитивный настрой. А то, что данные практики научно никак не подкреплены - даже и в голову не приходило. Срабатывал также мыслительный шаблон: если улучшения происходят после применения некой методики, значит происходят они вследствие её применения. Но «после» не значит «вследствие». Сейчас мне все эти ошибки видны, но не 10 лет назад. И я признаю, что впустую потратил тогда время)

Зачастую, если не всегда, в основе программ таких тренингов лежат сомнительные с точки зрения научной психологии и педагогики идеи и практики. Как правило, эти программы ведут люди, чье образование состоит из "корочек" об окончании таких же тренинговых программ или их продвинутых ступеней. Звания таких тренеров могут быть выдуманными, формальными или присужденными через сомнительные организации. Такие звания, как: коуч успеха, тренер №1 по самодисциплине, психолог-практик, НЛП-мастер и другие.

Стоит отметить и то, что польза программ тренингов личностного роста для их участников не доказана, в то время, как есть свидетельства вреда некоторых из них.

Известны случаи, когда у людей после таких практик развивались психические расстройства, депрессии, что некоторых доводило до самоубийства, разводу или потере работы. Помимо явного психического вреда, существует еще и риск "подсесть" на тренинги, начав посещать их снова и снова. Для вас закончится один тренинг, но вам скажут, что нужно продолжать работать над собой и прийти на новый, продвинутый курс. Для заманивания в эти сети, используются методы, которые в этом плане могут быть вполне эффективными - похожие применяются в разного рода сектах и культах. Поэтому зачастую тренинги личностного роста называют психокультами.

Помимо всего остального, можно получить и вполне реальный физический вред. На некоторых занятиях вас могут заставить терпеть тяжелые физические нагрузки и выполнять задания, способные привести к травме. Должного медицинского контроля, как и чувства меры у ведущих, на этих тренингах нет.

Участник проекта The Secret Джеймс Артур Рэй довел троих людей до могилы, а около двух десятков людей до больничной койки, когда вел своих подопечных к тому, чтобы стать "духовными воинами". Из российских примеров стоит упомянуть проект Спарта. Здесь применяются непомерные нагрузки через физические упражнения, в ходе которых, как заявляется организаторами, вы должны понять, что способны на большее. Интересно, смогли это понять те, кто, благодаря таким опасным занятиям в ходе тренинга, стал инвалидом, как Александр Захаров, или погибли, как Илья Лунин и Роман Каплан? Об этих случаях сообщалось в СМИ, но Спарта и ей подобные тренинги продолжают существовать.

Ходил в своё время на два разных совсем тренинга:

1) ДЭИР ("дальнейшее энерго-информационное развитие"). По сути оказалось какой-то "практической магией". Пытались там чего-то видеть невидимое и воздействовать дистанционно на людей и ситуацию. Традиционно всё для таких тренингов было построено - базовый курс, терпимый по деньгам, на котором ты вроде как вкус этого всего должен почувствовать, но реально у тебя ничего толком не получается. А чтобы получалось - надо ещё тучу последующих курсов пройти и дополнительных ответвлений от них. Короче, высасывание бабла с тех, кто хочет научиться "суперспособностям".
Я ограничился базовым курсом. Во многом ещё и потому, что мне претит "механистический подход", когда человек не работает духовно-нравственно над собой, а просто учится каким-то механическим действиям, которые вроде как дают ему какой-то контроль над другими людьми. При том, что он то остался тем же человеком, с теми же страстями и моральными качествами. Как он всё это будет применять (если оно бы и правда действовало)? Тьфу, противно.
2) "Планета лидеров" (по сути же - "Лайфспринг"). По моим ощущениям проводят просто психологическую накачку разными методами (лекции, потом индивидуальные и групповые упражнения). Если примитивно объяснять, то что-то типа аутотренинга: "Ты можешь! У тебя получится! Нужно только сильно захотеть и стараться! Сломай психологические барьеры, которые мешают тебе больше хотеть и делать!" Методики хорошо продуманы, в результате после курса весь летаешь, хочешь всех обнимать, мечтать и реализовывать мечты. Но потом выясняется, что эта накачка быстро проходит, что всё реализуется не так просто, как виделось когда ты был накачан эмоциями. Тебе хочется вернуться в это состояние "полёта на крыльях", а как это сделать? Если ты всё это не воспринимаешь критически, то будешь и дальше ходить на следующие "ступени" за накачкой и ощущением причастности к чему-то продвинутому, будешь рекрутировать новых учеников (обязательное условие для ступени "бизнес" - привести, кажется, 3-х новых человек на эти курсы), убеждать себя и всех вокруг, что только тут всё настоящее и ты настоящий. Что это хорошие, нужные тренинги, а не выжимание бабла из людей, подсевших на эмоциональный "наркотик" и не MLM (многоуровневый маркетинг - фактически "пирамида" из вновь привлекаемых клиентов).
Тут я не жалею, что я сходил на базовый курс, мне было полезно. Но другим рекомендовал бы с большой осторожностью - есть большой шанс попасться как и на любую другую пирамиду, коих нынче бесчисленное множество. А кому-то может и психику сломать, случаи такие по Лайфспрингу зафиксированы.

Мне несказанно повезло - я учусь на психолога, и у нас есть целый курс, где мы учимся отличать тренинги личностного роста от психосект. Увы, не всем так повезло - ответы ясно дают понять, что именно психосекты продаются в нашей стране под видом тренингов, что очень печалит. И да, все эти лайфспринни и трансерфинги реальности - это именно они, психосекты.

Про себя же могу рассказать, что именно тренинги очень много мне дали.

Тренинг Кенги, спорный с научной точки зрения, для меня был эффективен, на нем я смогла научиться доводить дело до конца, достигать целей.

Тренинги общения научили меня слушать и слышать, "читать" людей, а главное - говорить на понятном им языке, они же научили меня видеть манипуляции, противостоять их воздействию.

Тренинги тем полезнее, чем они проще - заявлено в теме, что будут учить быть увереннее в себе - круто! Иди, учись. А вот если обещают полную прокачку своей личности - это уже признак нехороший! Менять личность = ломать личность, и этим чаще всего на всяких там Лайфсприннах и занимаются.

Вот список тех сект тренингов и практик, с которыми я экспериментировал на себе, о которых я знаю не понаслышке:

Синтон - Николай Козлов; StopSmoke - Тимур Мамедов; Школа своего дела - Юрий Мороз; Симорон - Бурлан&Бурлан; Трансерфинг реальности - Вадим Зеланд; Исцеляющий импульс - Володимир Вукста (Голтис); Радуга жизни - Андрей и Юлия Кучеренко; Сыроедение - много там авторов; Очистительные практики - Марва Оганян; КОБ (Концепция общественной безопасности) - Петров & Со; Бойцовский клуб - Виталий Лозовский; Тренинги личностного роста, успеха и отношений - Ильдус Кутуев (читай - Николай Латанский); Инвестирование в недвижимость "для чайников" - Наташа Закхайм.

Итого потрачено только денег больше 230 000 рублей. Времени - почти 10 лет жизни... За этот период и с такими денежными инвестициями можно было бы стать крутым профи в какой-нибудь области - да в той же логистике, например.

А в результате - куплен опыт, некоторые навыки (впрочем не особо важные), остались некоторые связи (в этом плане неплохо), ну и все, по большому счету.

С подобными практиками есть несколько засад.

Засада первая. Если тратить ресурсы на псевдонауку, то тем самым отвлекаются отнюдь неиллюзорные ресурсы от действительно работающих вещей: науки, медицины, инженерии, инноваций.

Засада вторая. Псевдонаучное мракобесие вручает в руки последователя неправильную "карту местности". Последователь псевдонауки оказывается дезориентированным. Местность - вот она, перед ним каждый день. А куда идти - непонятно, потому что карты врут.

Засада третья. Дело в том, что вся эта псевдонаука использует в своих умозаключениях и логических цепочках в том числе вполне доказанные и очевидные факты. В этой всей антинаучной чуши где-то в чем-то есть рациональное зерно, есть представительство истины! Неподготовленному уму сложно отличить зерна от плевел, и получается, что ложь проходит в сознание внутри троянского коня известных фактов.

Засада четвертая. Пока адепт исповедует свою религию - выманить его оттуда практически невозможно! Очень сложно посеять зерно сомнения в сознание человека, который во что-то уверовал. Вследствие разных наших когнитивных искажений.

Засада пятая. Если человек допустил в сознание одно мракобесие и уверовал в него, то все - пиши пропало - это мракобесие легко притягивает к себе другие. "Сон разума рождает чудовищ" - все новых и новых. Мракобесие тоже эволюционирует, оставляя в живых самые устойчивые к распространению инфовирусы.

  • Какая польза от тренингов
  • Как выбрать тренинг

Первые тренинги личностного роста появились в России во времена лихих девяностых и со временем успешно укоренились в нашей стране, как и прочие атрибуты «развитого капитализма». Сегодня в России насчитываются сотни, а то и тысячи компаний разной величины, предлагающие нам всевозможные тренинги личностного роста.

Родоначальником же тренингов личностного роста принято считать Александра Эверетта, американца который в 1968 году открыл в Техасе тренинг «Динамика Разума». Эта чудодейственная методика, в короткие сроки обещала сделать лидером любого неудачника. Тренинг стремительно приобрел популярность, в первую очередь среди владельцев торговых сетей, занимающихся прямыми продажами и сетевым маркетингом. Он стал основой для обучения и подготовки успешных коммивояжеров и сейлз-менеджеров.

Суть тренингов личностного роста

Что такое тренинг личностного роста и какова его суть можно понять из рекламных объявлений компаний предлагающих эти услуги. Тренинги личностного роста - это занятия, которые направлены на увеличение потенциала человека, на раскрытие и совершенствование тех качеств, которые помогают нам добиться успеха в различных областях. Целью тренинга является изменение жизненной позиции на привычные вещи, изменение привычных стереотипов мышления и поведения, которые мешают человеку стать счастливее и успешнее.

На тренингах личностного роста акцент делается на качественные и позитивные изменения личности человека. С помощью специально разработанных методик человек программируется на успех и чувствует себя после этого более уверенно, спокойнее и свободней в любой жизненной ситуации.

Виды тренингов личностного роста

По большому счету личностные тренинги можно разделить на два основных формата:

ТРЕНИНГИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕСТЕСТВЕННОМУ ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ – оказывают оздоравливающий эффект, снимают препятствующие развитию и личностному росту блоки, укрепляют потенциал и создают наилучшие условия для дальнейших успехов.

К данному виду можно отнести психотерапевтические тренинги, которые позволяют жить легче, лучше, ярче, более гармонично и наполнено. Их целью является ориентированность на глубокие внутренние переживания, они направлены на исцеление и как бы перепрашивают все прошлые негативные ситуации. Однако программы тренингов личностного роста данного типа работают не только с прошлым человека, но и с его настоящим, помогая найти выход и научиться проще и легче справляться с трудными ситуациями как в личной и социальной сфере жизни, так и в творческой.

Лучшими тренингами естественного личностного роста многие считают - трансформационные тренинги. Они направлены на работу с такими глубинными и определяющими механизмами как осознанность, убеждения и ценности, механизмы психологической защиты и компенсации… С человеком прошедшим эти тренинги происходят значительные изменения – расширяется мировоззрение, человек испытывает чувство озарения, освобождается от ограничивающих убеждений и негативного влияние окружения . В итоги человек, превозмогая собственные границы, с легкостью покидает зону комфорта и открывает для себя новые возможности.

ТРЕНИНГИ АКТИВНОГО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Данный вид тренингов дает знание и направлен на развитие у человека определенных навыков. К тренингам активного личностного роста относятся тренинги по развитию лидерских качеств , повышению профессиональной квалификации и эффективности, тренинги по риторике и ораторскому мастерству, тренинги уверенности, тренинги обучающие тому, как правильно ставить цели и добиваться их и т.д.

Кроме своей направленности тренинги делятся на проводимые в живую, собирающие большие аудитории и онлайн тренинги личностного роста, которые проводятся через интернет.

Какая польза от тренингов

Говоря о сути тренингов, пользу которую они несут, мы уже частично раскрыли. Это развитие навыков, приобретение знаний, обретение уверенности в себе и т.д. Помимо этого следует сказать - тренинги полезны еще и тем, что позволяют окунуться в обстановку способствующую размышлению над своими жизненными целями и вообще над смыслом собственной жизни. Также данное мероприятие помогает завязать полезные знакомства, найти единомышленников и друзей.

Еще одним плюсом является тот факт, что за тренинги приходится платить. Объясняю – человек так устроен, что редко ценит доставшееся ему легко и даром. А когда за занятие приходиться выложить определенную сумму, то ценность полученных знаний возрастает в разы. Ведь глупо не воспользоваться тем, что купил. Поэтому в большинстве случаев улучшается усвояемость и повышается мотивация изменить жизнь к лучшему.

Как выбрать тренинг

Выбрать тренинг личностного роста и понять, насколько он качественный и полезный можно по ряду признаков:

ПО ОТЗЫВАМ И РЕКОМЕНДАЦИЯМ ЛЮДЕЙ . Понятно, что чем больше людей нашли конкретный тренинг для себя полезным, вероятность того что его прохождение принесет и вам пользу значительно выше, чем если бы вы стали посетителем никому не известного тренинга, проводимого неизвестным коучем . Еще лучше если среди тех, кто может порекомендовать данный тренинг, есть более или менее известные личности, которые дорожат своей репутацией.

Отзывы на тренинги личностного роста в интернете - это первое на что вам следует обратить внимание при выборе лучшего из них. Но следует быть разборчивым и отличать хвалебные отзывы, написанные самими тренинг компаниями от отзывов реальных людей!

При выборе тренинга нередко люди полагаются на мнения знакомых, прошедших нужный им тренинг личностного роста. Безусловно, к таким рекомендациям стоит прислушаться - они помогут осознанно принять решение. Только следует обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, на то насколько близок вам человек по уровню развития, в плане мировосприятия, эмоциональности и рациональности, по уровню внутренней силы и самооценки. Во-вторых, следует с настороженностью отнестись к суждениям с крайними значениями – с избыточной восхищенностью и критичностью. Восхищение может быть следствием скрытых манипуляций тренера, а критичность может появиться в результате, если ваш знакомый случайно очутился на тренинге, не подходящем ему по убеждениям или например по степени жесткости. Объективной будет выглядеть такая рекомендация, который опишет вам все положительные и отрицательные стороны тренинга, без раскрытия его содержания.

ПО ОПИСАНИЮ . Программа тренинга личностного роста должна содержаться в описании хотя бы в краткой форме. Зачастую в объявлениях говорится лишь только о том, каких успехов вы сможете добиться после прохождения тренинга и ни слова о методике, на которой основано данное обучение.

Если описания нет вообще, то стоит задуматься! Данная ситуация может говорить о безалаберности и необязательности тренера. Чему у такого тренера вы сможете научиться?

Также хочу обратить ваше внимание на хитрости и приемы, используемые при рекламировании тренингов саморазвития. Бывает, что манера составления рекламного текста для тренинга и сам текст агрессивны и содержат в себе глупые уловки, отпугивающие умных людей. Ну вот например: «Выбор за вами – пройти тренинг или оставаться всю жизнь неудачником! Что вы выбираете?» или «Вы можете потратить эту сумму с пользой и пройти наш тренинг личностного роста, а можете купить на эти деньги … бутылок водки…» ну и т.д., примеров можно привести массу. Так вот, такая агрессивная реклама с одной стороны может говорить о то, что тренерам и компаниям нужны только ваши деньги, с другой стороны эти тексты могут составляться копирайтерами и рекламными агентствами, которым лишь бы что-нибудь да продать. Не стоит пугаться такой вызывающей рекламы (законы жанра), но с другой стороны, если вы читаете оригинальное и прочувствованное описание - это большой плюс и веское основание уделить мероприятию свое внимание.

ПО ИНФОРМАЦИИ О ТРЕНИНГОВЫХ ЦЕНТРАХ . Тренинги личного роста могут проводиться независимыми коучами, а могу проходить на базе тренингового центра. Если вы выбрали тренинг, предлагаемый тренинговым центром, то подробно изучите его сайт и учтите следующие моменты:

  • С какого периода работает компания. Молодые центры могут предлагать самые свежие и интересные программы, там, как правило, высок энтузиазм тренеров, но слабая материальная база, и вероятнее всего, в ходе тренинга вас ожидают некоторые неприятные моменты – низкий уровень проведения, не очень хорошая организация процесса, некомфортные условия и так далее.
  • Какие именно характера тренинги проводит эта тренинговая компания. Занятия могут быть рациональными и более прикладными либо же наоборот логически необъяснимыми и эзотерическими. Это просто отследить по задачам этого центра, названиям тренингов и темам, обсуждаемым на форуме сайта компании.
  • С какими тренинговыми центрами или тренерами данный центр сотрудничает. Имеет ли своих коучей либо работает только с приглашенными тренерами. Если в штат тренинговой компании входят свои учителя, то это большой плюс демонстрирующий ее целенаправленность и постоянность.

Сегодня в России существует не малое количество авторских центров по личностному росту и в них в основном развиваются мысли и идеи руководителя центра. Поэтому следует хотя бы поверхностно ознакомиться с основными идеями этих руководителей и оценить, согласны ли вы с их мнением и близко ли оно вам по духу. Если да, смело записывайтесь на тренинг этого центра – качество предоставляемых в них услуг очень высокое.

К таким центрам относятся - Центр позитивной психологии «Разумный путь» (Александр Григорьевич Свияш), Центр «Синтон» (Николай Иванович Козлов), Институт развития человека (Мирзакарим Санакулович Норбеков), тренинг-центр Марика Хазина и другие. Лучшие тренинги личностного роста проводятся именно в них.

Существуют компании, не имеющие своих тренеров (особенно те, которые специализируются на бизнес-тренингах) и работающие только с фрилансерами (приглашенными тренерами). Оценивать такие центры не стоит, тут надо заострить внимание на персоне конкретного коуч-тренера.

ПО ИНФОРМАЦИИ О ТРЕНЕРЕ . Достоверная и подробная информация о людях проводящих психологические тренинги личностного роста - важный аспект, который должен быть вами обязательно проанализирован и учтен при выборе тренинга. Хорошо когда тренер личностного роста имеет успехи не только в сфере обучения, но и прошел некоторый путь развития и имеет реальные достижения в той или иной области. Человек, обладающий большим масштабом личности, богатым жизненным опытом , четкой жизненной позицией даст больше чем самоучка, который постигал все премудрости данной профессии по книгам и бесплатным онлайн семинарам. Не маловажным (однако, и не столь значимым) является наличие у тренера высшего образования (желательно педагогического или психологического). Впрочем, в данной области можно встретить отличных специалистов без образования и практических достижений, но это скорее исключение из правил.

Обратите внимание на личность автора понравившейся вам книги о саморазвитии. Узнайте, не ведет ли он тренинги. Если да, то имеет смысл записаться на них – в итоге вас не разочарует хотя бы их содержание, что часто бывает при прохождении тренингов незнакомых коучей.

На что еще следует обратить внимание при выборе тренинга:

ЖЕСТКОСТЬ . Если у вас возникла необходимость в трансформационном или психотерапевтическом тренинге, знайте, что они сильно отличаться по мере воздействия на человеческую психику. Если у вас ранимая и чувствительная душа, то вам необходимы тренинги помягче. Если вы не сильно ранимы, но и не считаете себя слишком сильной личностью, то вам подойдут тренинги незначительной или средней жесткости. Если же вы уверенный человек с сильным несгибаемым стержнем, то вам прямая дорога на жесткие тренинги.

К сожалению, мало кто указывает подобную информацию, но тренинговые центры и индивидуальные коуч-тренеры, являющиеся участниками Международной Ассоциации профессионалов развития личности, обязаны на своих сайтах и в рекламных буклетах делать пометки о степени жесткости того или иного тренинга.

ЦЕНА . Надо понимать, чем громче имя тренера и выше качество тренингов, тем больше цена. Конечно, данная зависимость соблюдается не всегда, но в целом это тенденция. Однако важно не то, какая стоимость у тренинга, а то, какое соотношение его цена имеет с ценой решения ваших проблем и приобретенных знаний. Чем больше вы приобретаете, тем выигрышнее является это соотношение. Эффект может выражаться в чем угодно. В улучшении здоровья или отношений с окружающими, в приобретенных профессиональных навыках или в улучшении самооценки, в доходе, наконец. Ведь это все выражается в цифрах.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ . Если на стадии формирования группы вы сталкиваетесь с плохой организацией, часто это является результатом непрофессионализма Выбирая тренинг, обратите внимание на то, насколько профессионально вам ответили. Если вы звоните в тренинговый центр и вам с домашнего телефона отвечает случайный посредник, то вряд ли вас ждет высокое качество услуг. При отправлении заявки через интернет возьмите на заметку то, как быстро вам ответили, перезвонили ли вам для подтверждения и уточнения заявки, напомнили ли о предстоящем мероприятии накануне его проведения – все эти простые правила для нормальной организации в порядке вещей, а вот любители-энтузиасты, которым хочется «спасать человеческие судьбы» часто их не выполняют.

МЕСТО и ВРЕМЯ . Естественно стоит учесть место и время проведения тренинга. Кому то чтобы побывать на семинаре тренера с мировым именем придется ехать в другой город или даже другую страну. Сможете ли вы на время тренинга оставить свою семью и работу?

Как получить от тренинга максимальную пользу

Максимум пользы от тренингов личностного роста вы получите, в случае если правильно подберете по-настоящему подходящий . Тренинг должен соответствовать вашим потребностям, которые вы испытываете на данный момент - решать актуальные проблемы и помогать развить именно необходимые вам сегодня навыки. Поэтому прежде чем искать подходящий тренинг не поленитесь выяснить, что именно вам нужно в себе изменить или улучшить. Предварительная подготовка - Залог успеха ! Проведите основательный и честный самоанализ. Вспомните все свои последние неудачи , разберитесь в причинах, им сопутствовавших, и определите каких конкретно навыков либо качеств вам не хватило, чтобы их избежать, ну или превратить их в победы (к слову сказать, самоанализ неудач штука намного действенная, чем всякие там визуализации желаний или аффирмации ).

Таким образом, вы получаете довольно полную картину собственных недостатков, одновременно являющихся замечательными возможностями для саморазвития и достижения успеха. Следовательно, тренинги, которые вы станете посещать, и должны быть направлены именно на устранение этих недостатков и использование этих возможностей. Быть может вам необходимо научиться контролировать свои эмоции или устранить низкую самооценку , приобрести навыки соблазнения, справиться с высокомерием , обидчивостью и завистью или может вы нуждаетесь в изучение английского язык а… Для того чтобы деньги не пропали даром и вы получили от тренинга пользу - определитесь с тем что вам действительно важно!

Ну и конечно самым важным условием эффективности обучения, является наличие потребности к самосовершенствованию и стремление человека к самостоятельному построению новой жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг.

Согласно "Психологическому словарю" тренинг - это "систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков у участников тренинга".

В 50-х годах двадцатого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: "тренинговые или Т-группы". В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко - к попыткам самоубийства.

Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе и специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций .

В настоящее время понятие "тренинг" используется достаточно широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и практическую отработку навыков. Само собой, "психологический тренинг" касается психологических навыков, таких как саморегуляция, развитие собственной личности, общения с другими людьми, и т.д., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

Теоретические обоснования и техники проведения тренингов очень интенсивно развиваются во всем мире. В настоящее время определились следующие основные направления: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги общения.

Схема взаимосвязей между этими видами тренингов следующая:

Тренинги личностного роста более близки к психотерапевтическим группам. Во время этих тренингов при помощи разных техник участники стараются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, препятствующие решению жизненных и профессиональных задач.

Каждый участник такого тренинга при помощи остальных участников и тренера может понять свои страхи, избавиться от своих внутренних барьеров, понять, как его воспринимают окружающие.

Это позволяет выявить и в будущем эффективнее применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку своих способностей, изучить свои ошибки и недостатки .

Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях. Основной задачей, которую решают такие тренинги, является преодоление трудностей, возникающих в реальной жизни, с помощью навыков, полученных во время тренинга. Считается, что полученный опыт учебно-тренинговой группы станет своеобразной "прививкой", которая, впоследствии позволит выработать "иммунитет", если так можно выразиться. Разумеется, даже самый лучший тренинг не сможет подготовить человека ко всем возможным негативным ситуациям, но поможет избежать самых грубых ошибок и снимет остроту возможного стресса, который неизбежно возникнет при трудностях в общении.

Эти виды тренингов тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Метода, применяемые при социально-психологическом тренинге, очень разнообразны, но в их основе лежат групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при погружении в особую тренинговую среду участники смогли осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Основным результатом успешно проведенного тренинга должны стать: возросшая адекватная самооценка, снятие барьеров в общении, изменение основной стратегии поведения. Все эти факторы создают основу для внутреннего личностного роста. Успешно проведенный тренинг характеризуется рядом побед, как внешних, так и внутренних.

Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов.

Бизнес-тренинги являются разновидностью первых двух категорий, но сами они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирование команды, эффективного управления, и т.п.

В учебном процессе тренинг является делом обязательным, а не добровольным. Обучение при помощи тренингов значительно отличается по основным принципам от общепринятых способов, таких как лекции и семинары. При этих видах обучения требуют дачу только правильных ответов, неправильные же строго наказываются. При проведении тренингов к ошибкам относятся снисходительно. В этом контексте ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.

Существуют основные принципы проведения тренинга:

Правило максимальной активности. Сущность этого правила такова: в процессе тренинга молодые люди вовлекаются специальным образом в организованные действия. Например, разыгрывание какой-либо определенной ситуации, или выполнение неких упражнений и т.д. Принцип или правило активности опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человеком усваивается 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает лично. Активное поведение на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому необходимо быть терпимым к ошибкам, позволяя учащимся чувствовать себя максимально свободно и комфортно.

Тренинг должен быть не рядовым скучным занятием, а событием. Для этого очень важно заполнить его различными видами активности. Все происходящее на тренинге не должно быть сконцентрировано именно на нем, а должно выглядеть как увлекательная игра, но наполненная ссылками на окружающую реальность, так, чтобы полученные навыки можно было впоследствии применять на практике в реальной жизни .

  • - Общение по принципу "здесь и теперь". На тренинге участники должны общаться только "здесь и теперь", т.е. обсуждать не прошлое или будущее, а настоящее, то, что делается во время самих занятий. Это позволяет уменьшить влияние психологической защиты и поддержать психологическую безопасность.
  • - Правило персонификации высказываний, суть которого состоит в полном отказе обезличенных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию говорящего, или избегать прямых высказываний в определенных случаях. Таким образом, вместо высказываний типа: "имеется ввиду…", "говорится…" и т.д., во время тренинга необходимо говорить: "я имею ввиду…", "я говорю…", и т.д.
  • - Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. Имеется ввиду, что в тренинговой группе необходимо стремиться к созданию максимально свободной творческой атмосферы. С этой целью специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, которые провоцируют участников на нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные возможности. В этих целях критика, как таковая, должна быть сведена к минимуму и должна относиться только к конкретному высказыванию или поступку, но никак не к конкретной личности. Наиболее важны такие навыки, которые вырабатываются во время тренинга, как принятие себя и окружающих такими как есть, умение выслушать других людей, безоценочность суждений.
  • - Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Общение во время тренинга должно учитывать особенности каждого участника, его чувства и переживания. Соблюдение этого правила позволяет создать в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволит участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь совершения ошибок. Постоянный диалог, полноценное общение внутри группы вырабатывает уважение к чужой мысли, доверие, избавляет от взаимных подозрений, неискренности в разговорах и поступках, страха.
  • - Принцип объективации или осознания поведения. Правило обратной связи. Означает осознание его участниками мотивов своего поведения, изменение импульсивного поведения на сознательную саморегуляцию. Именно это свойство в дальнейшем позволит управлять своим поведением и внутренним миром.

Основным средством объективации такого осознания считается обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Большую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в определенных ситуациях, с последующим просмотром и обсуждением. Необходимо учитывать, что видеозапись является мощным средством воздействия, которое может оказать и негативное влияние, а значит, нужно пользоваться им с осторожностью.

Нужно отметить, что в тренинговых группах, которые составляют незнакомые между собой люди, существует строгое правило конфиденциальности и доверительности общения. Однако, в учебной группе это правило не действует, так как учащиеся постоянно общаются друг с другом, вне тренинга. Все, что стало известным во время тренинга, может стать известным посторонним, не смотря ни на какие правила. Поэтому любые темы и обсуждения должны быть максимально корректными.

Существует ряд особенностей организации тренингов личностного роста в учебном процессе .

Тренинг, включенный в учебный процесс, проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (2 академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Все участники знакомы между собой, и, как правило, большинство из них общается вне тренинга и учебы. Это затрудняет использование обычных методик и требует более сложного подхода.

Стандартная расстановка мебели в аудитории не годится для проведения тренинга. Необходимо так расставить столы и стулья, чтобы все участники могли общаться и беспрепятственно видеть друг друга и тренера. Кроме этого, необходимы места, где можно будет работать парами и группой по 3-4 человека. В круге должно быть не больше 20 человек. Если участников больше, то их делят на подгруппы и работают по очереди. Для проведения тренинга желательно иметь аудио- и видео аппаратуру, это может существенно облегчить процесс.

Сам тренинг может протекать следующим образом. Курс должен включать в себя две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в виде лекции или семинара и должна занимать 20-25% от всего времени курса. Оптимальным будет разбить эти часы на несколько частей и проводить в разные периоды курса. Основное время курса должен занимать тренинг, в ходе которого проводятся тестирование, разминки, ролевые игры, обсуждения и т.д. В начале обучения тренеру необходимо ознакомить учащихся с правилами и принципами тренингов, описанными ранее. Сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание, зависит от конкретной группы.

Личностный рост - это постоянное, неуклонное развитие личностного потенциала.

Личностный потенциал -- это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал -- это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

Анализируя литературу, мы изучили психологические особенности студенческого возраста и особенности эмоциональной сферы, рассмотрели студента как личность; определили понятие "личностного роста", а так же рассмотрели теоретические основы тренинга личностного роста.

Данная теоретическая база является прочной основой для проведения исследования и разработки программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост студентов.

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

Ковалев В.Н., Киселева Т.

РАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ

Севастополь

Рецензенты:

Демьянчук Анатолий Степанович – доктор педагогических наук, профессор, ректор Ровенского экономико-гуманитарного института.

Лопатина Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ЧФ МГУ.

Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета.

Ковалев В.Н. Развивающие и коррекционные тренинги. - 2- е издание, исправленное и дополненное. – Севастополь, 2009.

В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики, валеологического практикума по стрессменеджменту, акмеологического тренинга.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. Тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга…………………………..

      Подготовка к тренингу………………………………

      Правила работы Т-группы……………………………

Раздел II . Тренинг личностного роста

2.1. Кому и зачем нужен личностный рост?......................

2.2. Программа тренинга личностного роста……………..

Раздел III . Семинар - тренинг “стрессменеджмент”- эффективная антистрессовая программа для всех: (валеологический практикум)

3.1. Сущность стрессменеджмента………………………..

3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”

Раздел IV . Тренинг коммуникативной этики

4.1. Общие положения……………………………………..

Раздел V . Тренинг профилактики и коррекции тревожности женщины в перинатальный период ………

Раздел 1 тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, психологических центрах, на предприятиях, в учреждениях и фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения (игровой, аналитический и т.д.).

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогичес-ких студий и дидактических игр.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. В частности, тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Феномен т ренинга заключается в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие социально-психологического тренинга впервые 2ввел М. Форверг. В отечественной практике СПТ получил широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века. Этот, качественно новый этап развития практической психологии был ознаменован выходом фундаментальной работой Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам СПТ.

Специфическими чертами тренинга являются:

    наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

    обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

    ориентация на психологическую поддержку участников;

    объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

    атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих:

    повышение социально-психологической компетентности участников;

    развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

    формирование активной социальной позиции участников;

    развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

    овладение определенными социально-психологи-ческими знаниями;

    развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

    диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

    изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

    приобретение коммуникативных умений и навыков;

    овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

    коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

    мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

    формирование профессионально значимых качеств и умений;

10) формирование эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности;

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Достоинством СПТ, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.). выступают как современные технологии учебно-воспитательного процесса подготовки психологов.

Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия , как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

2. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

3. Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обговаривания событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности.

Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

6. Принцип партнерских отншений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при кот ором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы.

Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

7. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятиекаждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

8. Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний , суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в т ренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных психологических эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

Принцип добровольности;

Принцип информационной прозрачности. Согласно данного принципа, каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, а также о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

Принцип однородности. Он предполагает включение в группу людей одной профессии, равных по статусу и рангу, примерно одного возраста;

Принцип пригодности. Не рекомендуется включать в Т-группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу.

Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 40 - 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант - участие в т ренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

      Подготовка к тренингу

Подготовка к тренингу начинается с разработки программы и тренинга и содержания его занятий и упражнений. Упражнения можно самостоятельно не разрабатывать, а составить занятия из имеющихся в учебно-методической литературе упражнений. Важно, чтобы каждое занятие имело целостный завершенный вид и было направленно на решение конкретных задач.

Большинство СПТ имеет в своем составе: упражнения на знакомство; коммуникативные упражнения; аналитические упражнения; подвижки и релаксы; упражнения на разогрев и сплочение группы; упражнения, мотивирующие к личностной динамике, специализированные упражнения, направленные на формирование или развитие необходимых умений, навыков или качеств; телесно ориентированные упражнения, модарационные упражнения; упражнения на развитие эмпатии и рефлексии; коррекционные и развивающие упражнения. Рекомендуется на занятиях комбинировать различные виды деятельности участников (интеллектуальную, физическую, художественную, театральную и другие).

После разработки тренинга необходимо набрать группу, провести с будущими участниками тренинга индивидуальные собеседования.

Обязательно заранее необходимо подготовить материальную и дидактическую базу тренинга. Надо определить время и место, где будет проводиться тренинг, подготовить помещение. Важно подготовить флипчарт, бумагу, письменные принадлежности, бейджики, раздаточный материал и другое.

Тренеру будет удобно работать, если все упражнения для каждого занятия будут отпечатаны на картонных карточках. Карточки должны быть пронумерованы. Хорошо, если карточки с упражнениями разных типов отличаются по цвету или имеют другие отличительные признаки.

За одно занятие обычно проводится 5-7 упражнений. Но желательно, чтобы число упражнений подбиралось с некоторым запасом. Правильным будет иметь вариативный набор упражнений для оперативной их замены на занятии при изменившихся обстоятельствах.

      Правила работы Т-группы

Правила работы Т-группы вытекают из принципов организации и проведения тренинга. Поэтому, нередко, их названия созвучны.

Перечислим эти правила:

1. Правило добровольности.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. Правило равенства.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

3. Правило «здесь и теперь»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. Правило персонификации и лаконичности высказываний.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку.

6. Правило активности.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

7. Правило «стоп».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «Купе»).

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даче члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, - когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.