Стандартные вопросы психолога. Что спрашивает психолог на приеме? Самые запретные темы в общении родителей и детей

3 месяца назад

К ак подготовить ребенка к детскому саду, нужно ли помогать ему с уроками и как быть с детской ревностью? BeautyHack задал пятерым психологам вопросы, которые волнуют каждого родителя.


Лариса Суркова Психолог, кандидат наук, автор 15 книг, мама пятерых детей

Нужны ли детям школы раннего развития?

К программам раннего развития я отношусь с восторгом, если это нужно маме. Если она к шести или двенадцати месяцам жизни ребенка «одурела» от сидения дома и от соцсетей, где постоянно сравнивает себя с гламурными картинками, и ей нужны люди - пусть хоть в три месяца ведет ребенка на занятия, где счастливые мамы топают и танцуют вокруг своих малышей.

Ребенка не нужно в 2-3 года усаживать за парту на полчаса и просить выполнять задания по шаблону: солнце должно быть желтым с пятью лучами. Ты не нарисовал солнце? Значит не получишь наклейку! Оценивание неприемлемо в таком возрасте. Шаблонное мышление тормозит развитие творческого потенциала. У детей же образное мышление, они мыслят картинками, много фантазируют и так развиваются - они должны играть и бегать. А после таких занятий ребенок к семи годам будет ненавидеть все, что связано с учебой, а вы получите большие проблемы в школе.

Как научиться не срываться на ребенка?

Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему - нужна внутренняя рефлексия.

Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны).

Можно ли демонстрировать свои чувства при детях?

Можно и нужно! Особенно это важно в воспитании девочек. Здорово, если папа ухаживает за мамой, обнимает ее, дарит цветы. Так дочь поймет разные функции обоих родителей. Если хотите, чтобы она выросла женственной, не ругайте ее за то, что она взяла помаду и накрасила губы в три года. Это как в старом анекдоте: «Если французская девочка накрасит губы, мама ей скажет: молодец, актрисой будешь! А если советская девочка сделает то же самое, мама скажет: гулящей вырастешь».

Как не испытывать чувство вины, если вы мало времени проводите с ребенком?

Вы можете провести с ребенком час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться.

Нет ничего хуже, если, придя домой с работы, мама продолжает «впахивать» дома: убираться, готовить.

Таким женщинам действительно очень тяжело. Бог с ней, с этой посудой, лучше проведите время с ребенком. А посуду именно сегодня возьмите одноразовую!

В большой семье каждый ребенок должен иметь возможность хотя бы полчаса в день общаться с одним из родителей наедине. Со старшей Машей мы ездим за покупками. Ей это нравится, и мы успеваем пообщаться по рабочим моментам: она помогает мне вести второй аккаунт в Instagram . С Глашей мы общаемся на тему животных. Она сейчас разводит ящериц, поэтому я постоянно навещаю питомцев, слушаю ее истории. Ну а самой маленькой Матреше везет больше всех - ей достаются даже совместные ночи.

Как выбирать школу?

Я не считаю современную российскую систему образования идеальной. Скорее наоборот: с детского сада все делается для того, чтобы пригасить потенциал ребенка. Цель 90% наших школ - получить хороший бланк ЕГЭ. Конечно, есть исключения в виде учителей, которые зажигают, ведут за собой.

Школа не должна подавлять потенциал детей, а, наоборот, давать возможность развивать предметы, которые детям интересны. Еще важно, чтобы в ней не было культа экзаменов, когда детей натаскивают на правильные ответы в тестах еще с 8 класса. Когда моя старшая дочь училась в школе, в 8 классе я перестала ходить на родительские собрания, потому что на них начали «проходиться» по детям, говоря, что они глупые и ничего не сдадут. Я слово сдержала, а Маша при этом закончила школу с двумя «четверками», написала ЕГЭ и сейчас учится на промышленного дизайнера.

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Школа - не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей.

Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа - это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.

Как готовиться к путешествиям с детьми?

Родителям я советую пить валерьянку накануне переезда и делать хорошую медицинскую страховку. Ребенок - зеркало родителя! Если вы спокойны, уверены, что все делаете правильно, дети тоже будут спокойны. Если мама боится самолетов, вирусов и вообще всего, не надо ехать, потому что вы, скорее всего не готовы. Когда вы действительно подцепите вирус, будете радостно кричать: «Ну вот я же говорила, что не надо было ехать».

В целом, детям путешествия полезны. Есть такое понятие «психология положительных стрессов» - их дети старше года переживают во время поездок. Это стресс, который подталкивает к развитию. Часто родители замечают, что в поездках дети быстрее схватывают информацию, начинают разговаривать, ходить.


Оксана Бланк Детский психолог «Центра успешных отношений»

Как не вырастить ребенка-эгоиста?

Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.

Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.

Как привить ребенку самостоятельность?

Многие мамы, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. В результате к 14 годам дети не могут заправить кровать или приготовить себе завтрак. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.

Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника?

Меня удивляет, когда ребенок ходит на новогодние праздники в пять мест, потому что у него четыре кружка и детский садик. В результате 3-летний малыш видит Деда Мороза пять дней подряд, до конца не понимая, кто это. Мама стремится записать ребенка в несколько секций, объясняя это его бешеной активностью. Наоборот, из-за большого количества секций дети устают и от этого перевозбуждаются, не могут уснуть, успокоиться.

В дошкольный период главный вид деятельности - это сюжетно-ролевая игра. В результате игр со сверстниками и родителями ребенок приобретает все необходимые знания и навыки. Ко мне на прием приходил дошкольник. В его расписании была хореография, музыка, рисование, итальянский язык - около 6 занятий. Как думаете, было ли у него время на отдых или игры во дворе?

Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.

Нужно ли навязывать детям гендерные роли?

Когда девочки не хотят надевать платья или юбки, мамы усугубляют ситуацию, говоря: «Она как мальчишка!». Если вы расслабитесь, не исключено, что в будущем у вашей дочери появится подруга, которая научит ее носить юбки и платья. Если ваша дочь хочет заниматься мужским видом спорта - в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы это не отразилось на здоровье.

То же самое и с мальчиками. Если ваш сын готовит, поддержите его. Но при этом развивайте в нем мужские черты.

Когда я наблюдаю за играми дошкольников, вижу, что они уже очень четко на интуитивном уровне распределяют социальные роли «пап» и «мам». Избегайте фраз «В будущем ты будешь должен/на…». Никто не знает, как сложится их жизнь. Если мама и папа одинаково участвуют в воспитании детей, они не сталкиваются с гендерными сложностями.

Как быть с детской ревностью?

Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие!

На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей.

Покажите его значимость, вместе с младшим ребенком радостно встречайте его с садика, обеспечьте ему максимум позитивных переживаний в это время.

Как рассказать ребенку о разводе?

Приемлема только констатация фактов. Обычно ребенок не хочет знать, кто прав, а кто виноват. Дайте ему исчерпывающую информацию, чтобы он не тревожился. Но при этом нужно донести, что после развода вы не перестаете быть родителями своему ребенку.

Как вести себя с ребенком после развода?

Легче всего дети переносят разводы до трех лет и после совершеннолетия. Агрессия - один из способов проявления переживаний. Просто у мальчиков она выражается не вербально, как у девочек (из-за этого она более заметна), а физически и обычно не в кругу семьи. Дети относятся к разводу через призму женских переживаний. Окружите их вниманием, помогите в критический момент.

Нужно понимать, что у детей никогда не будет другого настоящего папы. А мамы часто досаждают бывшим мужьям, используя детей. Обычно в ход идет негативная информация о папе, которую мама доносит до ребенка, объясняя этим невозможность с ним встретиться.

В итоге ему приходится жить с тем, что его отец (его «половина») - негодяй.

Как воспитывать мальчика, если вы в разводе?

Если до развода ваш бывший муж катался по выходным с ребенком на велосипеде, пусть продолжает это делать (если он не против). Не нарушайте ритм жизни сына. Для него это стабильность, эмоциональный комфорт, символ благополучия. Задача родителей - минимизировать последствия развода для ребенка и, конечно, вырастить уравновешенного, мужественного сына.

Важно, чтобы у ребенка был пример мужского поведения. Это может быть дядя, тренер или даже муж вашей подруги. Сложно осваивать социальные роли, когда нет примера. Можно проводить время с родителями друзей вашего сына.

Как рассказать ребенку о новых отношениях?

И мальчики, и девочки борются за внимание мамы. Поэтому, если у вас новые отношения, будьте готовы к конфликтам. Знакомить детей с новым человеком нужно постепенно, а не «сегодня представила, а завтра сообщила, что вы съезжаетесь». Мужчине нужно найти точки соприкосновения: совместные поездки, баскетбол - важно, чтобы дети почувствовали себя в безопасности.

Другая ситуация: мама не хочет, чтобы дети виделись с папой на его территории, оставались ночевать - у него уже новые отношения. Такую позицию нельзя осуждать. Для ребенка первое время видеть папу с другой женщиной - психологически тяжело. Потому что эта женщина останется для него чужим человеком. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда достаточно взрослые дети (13-14 лет) говорят, что лучшим событием в их жизни могло бы стать воссоединение родителей. Они понимают, что в реальности это невозможно, но это доказательство того, что для ребенка нет более важных людей, чем мама и папа.

Как развивать мелкую моторику у ребенка?

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Мои самые любимые и эффективные занятия: пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко бутылки.

Как подбирать развивающую методику в раннем возрасте?

Лучшая развивающая методика - та, которую придумала мама. Мама, как никто другой, чувствует и понимает своего малыша. Никакие Монтессори, Доманы, Вальдорфы не заменят маму и ее интуицию. Все методики хороши по-своему, но ни одна из них не подходит малышам на 100%: один ребенок усидчивый, другой - нет, один - холерик, другой - флегматик, одному по душе творчество, а другому - спорт.

Выбирайте не методику, а сочетание подходов и занятий. Мы играем по системам Монтессори и Тепляковой, используем карточки Домана, перенимаем кое-что из принципов Вальдорфской школы. Почти все я делаю сама: нахожу в интернете тематические комплекты, игры, заготовки, карточки, которые потом печатаю. С ними мы изучаем цвета, времена года, животных. Я провожу тематические недели. Сейчас у нас на кухне море, в спальне - осенняя неделя, а в зале - лесные и домашние животные.

Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?

Раннее развитие эффективно, если игры, занятия, чтение регулярны. Не принуждайте ребенка, занимайтесь с ним, когда он готов воспринимать новую информацию. Если ребенок настроен на свободную игру, не навязывайте ему занятия. Ваша цель - не зубрить учебники, а вырастить всесторонне развитого человека.

Создайте для него обучающую среду. Это личное пространство ребенка: уголок или комната с его собственными игрушками, книгами, кубиками, развивашками для получения новых тактильных, зрительных, слуховых и вкусовых ощущений. Здорово, если есть возможность установить шведскую стенку или спортивный комплекс.

Как привить ребенку любовь к книгам?

Пример, который подает родитель, - основа основ! Хотите, чтобы дети читали и любили книги? Делайте это сами! А еще лучше на виду у малышей. Заинтересовывайте ребенка книгой: полистайте ее, посмотрите картинки, обсудите увиденное. Непоседам нужно расслабиться, чтобы сесть за чтение. «Окутайте» ребенка спокойствием. Уберите все отвлекающие предметы. Если ребенок все равно не проявляет интерес, возможно, он просто голоден или устал.

Пока вы читаете, малыш должен что-то разглядывать. Берите короткие по содержанию, понятные и хорошо иллюстрированные издания. Истории на 200 страниц отложите до лучших времен!


Анита Антипова Детский психолог международного образовательного клуба Global Child

Как воспитать в ребенке лидерские качества и не вырастить тирана?

Такая проблема часто возникает у родителей-боссов. В психологических тестах есть такой вопрос: «Когда ты вырастешь, будешь как мама или папа?» Дети, склонные к лидерству и манипулированию и имеющие родителей-боссов, часто отвечают, что будут как папа всеми командовать или как мама отдавать приказы, дословно «говорить, что делать». Это то, что они слышат от родителей. Понаблюдайте за детьми. Обычно такая манера поведения переносится на игрушки. Тут нужно корректировать свое поведение дома и не переносить рабочие вопросы в семью. А ваши лучшие лидерские качества ребенок и так усвоит!

Нужно ли развивать в ребенке перфекционизм?

Детям перфекционистов очень сложно. Ребенку задается высокая планка, всегда нужно соответствовать ожиданиям родителей. Если у него не выходит, появляются страхи и растет внутриличностный конфликт. Например, если тревожно-боязливый ребенок не может дать сдачи, не нужно на него давить и кричать. Интроверт может не хотеть иметь много друзей, в то время как мама стремится перезнакомить его со всем двором.

Советую мамам-перфекционисткам совершенствовать себя и мотивировать детей не на успех, а на совершение небольших, но значимых шагов. Развивайте не свои амбиции, а способности ребенка. Отправляя его на футбол не говорите, что он станет великим футболистом, расскажите, что он научится бегать и станет сильным.


Нина Ливенцова Детский психолог

Как пережить кризис трех лет?

Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним - малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость.

Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, малыш перестает чувствовать границы.

Своими «хочу» ребенок проверяет, как далеко сможет зайти. Найдите «золотую середину!

В семье должны быть «красные» правила, которых малыш придерживается и соблюдает вне зависимости от обстоятельств - чаще всего они связаны с безопасностью. «Условные» правила: их нужно соблюдать, но иногда можно нарушать (конфета перед завтраком, например). «Зеленые» правила - то, что он делает сам всегда и везде: решает, что ему взять на улицу, одевается (выбор зависит от родителей).

Родители должны понять: то, что происходит с ребенком - нормально! Не ждите от него «младенческой» формы поведения - не надо делать все так, как сказала мама. Пересмотрите свое отношение к ребенку и осознайте, что у него есть свои желания, не соответствующие вашим. Дайте ему возможность самому проверить этот мир «на прочность» (разумеется, в рамках безопасности).

Как регировать на детский плач?

Ребенок плачет не из-за того, что вредничает - он расстроен. Дайте ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.

Найдите в себе силы не ограничиваться «не плачь» - позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.

Как научиться отказывать ребенку?

Любой отказ должен сопровождаться аргументацией. Общаться с ребенком нужно через «потому что» и «я тебя понимаю». «Я понимаю твои чувства, но не могу тебе купить шоколадку, потому что от нее портятся зубы».

Перед тем, как отказать, подумайте, действительно ли просьба малыша совсем неприемлема, или сегодня это правило можно отнести к «условным». Придерживайтесь выбранной модели поведения.

Ситуация, когда вы говорите «нет», а потом меняете его на «да» гораздо хуже.

Как отучить ребенка есть с гаджетами?

По-хорошему, к этому не нужно приучать. Нет ничего полезного в том, что вы пытаетесь накормить малыша, включая ему мультики. Так развиваются проблемы с пищевым поведением. Ребенок должен чувствовать голод, понимать, когда он насытился, ощущать вкус еды. Сначала вам может показаться: «Как здорово! Ребенок хотя бы поел!». На самом деле, лучше бы он остался голодным и позже сам попросил еду.

Если проблема все-таки есть, хладнокровно забирайте гаджеты и разграничивайте понятия: мультики, игры и еда. Ребенку можно предложить поиграть после, но за столом он должен быть сфокусирован на еде.

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

Все зависит от возраста. Первые вопросы обычно появляются в 4-5 лет. В это время говорите на языке ребенка. Здесь ваша фантазия безгранична. Но предлагаю такую схему: у мамы и папы есть клетки, которые соединяются, и ребенок начинает расти у мамы в животике. Это ровно столько, сколько ребенок готов понять.

В энциклопедиях часто эта информация доносится очень деликатно и красиво. Только выбирайте пособия по возрасту. В 6-7 лет ребенку нужны другие книги. Вообще с этим вопросом сын или дочь должны ознакомиться до школы.

Как приучать ребенка к горшку и нужно ли спешить?

В этом вопросе очень много спорных моментов: кто-то говорит, что малыша нужно «высаживать» чуть ли не с рождения, кто-то считает, что время все расставит на свои места.

Мое мнение: до 1,5 лет ребенку сложно осознать, что такое горшок, и тем более себя контролировать. Если кто-то говорит вам, что в таком возрасте малыш ходит на горшок - это выдумка и заслуга мамы. Она может 10 раз напомнить, следить за ребенком, часто усаживать его на горшок. Но ребенок все равно не чувствует связи между этим предметом и позывами своего организма.

Советую начинать знакомство с 1,5 лет. Но не насильно, когда малыша садят на горшок и держат, пока он не сделает свои дела. Расскажите ему, зачем этот предмет, посадите туда игрушку, поставьте горшок на видное место. С 1,5 до 3 лет он обязательно все поймет.

Если ребенок врет, что делать?

Задача родителей - понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?

Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.

Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.

Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договариваться?

Договориться с малышом очень трудно, но родители должны понимать: это их решение - отправить ребенка в детский сад, значит и ответственность нужно брать на себя.

Если вы знаете, что малыш через полгода пойдет в детский сад, готовьте его заранее. Расскажите о садике, устройте его дома, привлекая к игре знакомые малышу игрушки. Гуляйте рядом с детским садом.

Малышу не нужно рассказывать «сказки», что в детском саду будет весело и здорово! Самый большой стресс у ребенка возникает тогда, когда он попадает в среду, о которой ничего не знает. Возможно, дети не захотят с ним сразу играть, а ему раньше говорили, что в детском саду все дружные и очень веселые.

Многие родители думают, что если не рассказывать ребенку заранее, что в саду он будет без мамы, он легче смирится, когда его поставят перед фактом. Нет! Родители должны объяснить заранее, что в саду малыш будет без мамы и папы. Стресс он испытает все равно, но если подойти к подготовке мудро, процесс привыкания будет менее болезненным. А еще никогда не уходите без прощания и приходите за ребенком в то время, в которое пообещали.

Похожие материалы из рубрики

как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты... иногда - мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу... так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы - Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду - а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу... значит Вы не объективны к себе... это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета - тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии

желтый — потребность в устремлении к цели, надежда

зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии . К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ : ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ : необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.


Психологический тест № 4. Клякса
- тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ : если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест

Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ : будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу - будьте спокойны во время собеседования... но не будьте пофигистом - Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать....

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными...
Кто теперь помнит этих учителей... и кто в итоге оказался прав?

Вопросы, которые задает психолог на приеме, ровно как и те вопросы, которые задаете Вы, всегда зависят от конкретных целей и задач данной консультации.

Какие вопросы задает психолог?

Те, которые помогут ему решить его задачу: помочь Вам.

Это могут быть:

  • Общие вопросы: «Как у Вас дела?», «Что произошло со времени последней нашей встречи?» и тд
  • Уточняющие вопросы : «Правильно ли я понял Вас», «Верно ли, что…» и тд
  • Просьбы раскрыть Вашу мысль: «Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом»
  • Вопросы о ваших чувствах и мыслях: «Что Вы чувствовали в тот момент?», «О чем Вы подумали в тот момент?»
  • Наводящие вопросы: «И что же было дальше?»
  • Вопросы об эффективности используемых методик, о прогрессе: «Помогает ли Вам та методика, которую мы в прошлый раз использовали?», «Чувствуете ли Вы прогресс в данной области?»

Какие вопросы можно задать психологу?

  1. Организационные вопросы (касающиеся времени, оплаты консультации и т.д.). Конечно, лучше решить эти вопросы заранее с администратором или с психологом по телефону, чтобы ничего Вас не отвлекало от цели консультации. Однако если у Вас все-таки остались вопросы, лучше озвучить их сразу
  2. Вопросы об образовании специалиста. Опять же, удобнее всего ознакомиться с образованием выбранного психолога на сайте или задать вопрос администратору, но если для Вас важно задать эти вопросы лично – задавайте смело.
  3. Вопросы о методах, которые использует психолог. Это могут быть вопросы о безопасности используемых методов (например, многие люди боятся трансовых техник, гипноза, НЛП, и совершенно напрасно). Хороший психолог подробно объяснит механизмы действия техник, которые применяет, и развеет Ваши страхи и сомнения.
  4. «Как избавиться от?...» Страха, чувства вины, неуверенности, ревности и т.д. Зачастую именно такой вопрос приводит к формированию запроса – цели консультации.
  5. Любые, которые помогут Вам решить Вашу задачу на этой консультации: решить Вашу проблему

Два очень важных вопроса, которые часто задают психологу:

«Правильно ли я поступил?»

Этот вопрос часто задают на консультациях люди с проблемами с самооценкой, которым нужно одобрение, внимание.

Но психолог на то и психолог, что работает по принципу безоценочности . То есть от хорошего психолога Вы не получите ни осуждения, ни одобрения Ваших действий, мыслей или поступков. Ведь это очень субъективные понятия, и то, что для одного человека хорошо, для другого может оказаться неприемлемым, и наоборот.

«Что мне делать?» .

Конечно, хочется, чтобы психолог сказал: «делай вот так», и проблема сама собой решилась.

Однако помните, что профессиональный психолог никогда не ответит на подобный вопрос советом, что делать. Он, с помощью наводящих вопросов или предложив Вам выполнить нужную методику, поможет Вам самому найти ответ на Ваш вопрос. И только в этом случае Ваша проблема действительно будет решена Вами и Вашими силами, а решение не будет навязано кем-то посторонним.

Какие вопросы задать детскому психологу?

Часто первая встреча с детским психологом проходит без ребенка – специалист узнает подробности беременности, родов, раннего развития Вашего ребенка. И у Вас есть возможность задать интересующие вопросы.

Какие же вопросы задать детскому психологу, пока он не начал работу с Вашим ребенком?

  • «Что делать, если…»

Если ребенок перестал говорить, если стал вести себя агрессивно и т.д. – любые проблемные ситуации, в которых Вы не знаете, как себя вести, являются поводом поговорить с детским психологом, который обязательно подскажет выход с учетом возраста ребенка и сложившейся ситуации.

  • «Правильно ли я поступаю, когда…»

Когда ставлю его в угол, когда стараюсь прятать от него свои чувства и т.д. Если есть сомнения в правильности Ваших действий – задайте вопрос психологу. Однако помните, что психолог не дает оценок, поэтому скорее всего, ответом на Ваш вопрос станет просто прогноз ситуации: «Если Вы поступаете так-то, то, скорее всего, дальше произойдет следующее…».

Если психолог говорит Вам «Вы поступили плохо» или «Вы отлично сделали, что так сказали» - задумайтесь о квалификации выбранного специалиста.

  • «Нормально ли, что…»

Что ребенок в 3 года не говорит, что ребенок в 2 года не ходит на горшок и тд. Все вопросы, касающиеся развития – особенно психического – Вашего ребенка, можно и нужно задать психологу. Как минимум для Вашего спокойствия, как максимум – чтобы начать решать возможную проблему сразу же, не дожидаясь ее развития.

Правда ли ты психолог?

С одной стороны, это произошло случайно, а с другой стороны – ничего случайного нет. Знаете, одно время я даже стал скрывать свое психологическое образование и получил дополнительное образование в сфере менеджмента. Это было связано с тем, что я не занимался психологической практикой и работал в качестве директора по персоналу. Начав свое обучение в гештальт институте в достаточно юном возрасте (к моменту окончания, мне было 23-24 года), я многое для себя получил в плане клиентского опыта (потому что ), но в качестве терапевта я себя не видел. Мне нравилось вести группы в качестве тренера, но индивидуальной практикой я предпочел не заниматься. Поэтому, когда ко мне кто-то обращался за консультацией, я с чистой совестью перенаправлял человека к коллеге. Свои психологические и психотерапевтические знания предпочитал реализовывать в сфере менеджмента и консалтинга, проводя различные бизнес-тренинги.

А как становятся психологом?

Однажды на глаза попалось исследование, проводившееся среди выпускников психологических факультетов на Западе. Оказалось, что порядка 70-80% выпускников потом не работают по специальности. Мне кажется, что наша статистика может выглядеть куда печальнее. Почему? Ну потому что ВУЗы не ставят себе целью готовить психотерапевтов и практических психологов. У нас неплохая академическая подготовка, но даже среди преподавателей были единицы специалистов с частной практикой. на несколько порядков опережает нашу, об этом я уже писал ранее. Я же попал в психологию достаточно случайно, из-за тяги к гуманитарным наукам, потому что с точными и естественными науками у меня не так сложилось. Благо, я достаточно рано понял, что по окончании ВУЗа мне не стать специалистом, поэтому предпочел получить дополнительное образование в рамках подготовки гештальт терапевтов. Нужно отметить, что это решение серьезным образом повлияло на всю мою дальнейшую жизнь. Я доволен, отвечая на следующий вопрос.

Обращаются ли к психологам люди?

Еще в 00-03 годах участниками были люди так или иначе связанные с психологией, или обучающиеся в различных программах. На сегодняшний день картина отличается, и в группах можно встретить людей совершенно разных профессий и возрастов (от бухгалтера и начальника отдела продаж, до военного и студента лингвистического факультета, от 18 до 55 лет). Такая же картина и в индивидуальной психотерапии. Это не может не радовать.

Почему люди обращаются к психологам?

Есть несколько причин. Во-первых, сама профессия появилась на наших широтах не так давно (кстати, в 95 году на факультет психологии был всего 2й набор). Поэтому, вокруг профессии начинает формироваться информационное поле, и люди начинают больше узнавать о том, как это работает и помогает. Во-вторых, уровень жизни людей заметно подрос (не берем во внимание различные экономические неурядицы в стране). История развития психологических услуг на Западе говорит о том, что психотерапия – это услуга из разряда «люксовых». Т.е. без психотерапии можно прожить, и она не является жизненно необходимой. Обычно, на нее решаются люди в случаях острой необходимости (в кризисных ситуациях, когда «допекло»), или люди, которые занимаются саморазвитием, и готовы вкладывать свои финансовые и временные ресурсы в самосовершенствование. В-третьих, людей волную вопросы психологии, отношений, поэтому они ищут информацию, и, иногда, их приводит любопытство, желание получить новый опыт.

Кто обращается к психологам?

Существует миф, согласно которому, к психологам ходят неуверенные в себе люди, внушаемые женщины, или того хуже – психически нездоровые люди. Конечно, процентов 70-80% – это женщины, но только потому, что они более эмоционально открыты и в отношениях делают первыми шаги, чтобы их сохранить, в отличии от мужчин, которые являются сторонниками радикальных мер. Мне приходилось встречать разных людей, с разным социальным статусом, материальным благополучием и возрастом. Среди них были как состоявшиеся женщины 40-50 лет, так и юные студентки, приходят отчаявшиеся жены, у которых спиваются мужья и рушится семья, так и успешные дамы, которые просто живут в свое удовольствие. Я встречал крупных бизнесменов, чьи имена достаточно известны в определенных кругах, и за которыми приходили их друзья, наблюдая поразительные перемены в их жизни. В последнее время много мужчин появилось из IT-сферы, что мне кажется определенной тенденцией, и просто менеджеров различного звена.

Помогает ли психотерапия?

Ну а как вы сами думаете? С какой радости все эти люди тратят свое время и деньги? Я лично был свидетелем множество раз, и имел удовольствие наблюдать, как на протяжении нескольких лет у людей менялась их жизнь в лучшую для них сторону. Поверьте мне на слово – это прекрасно!

Почему есть негативные отзывы о психологах?

Психотерапия – это услуга. И как в любой сфере, мы не застрахованы от некачественной услуги. Оставим этот на совести тех специалистов, к которым обращались за помощью люди. Однако здесь я хочу защитить свои коллег и объяснить несколько нюансов, которые связаны чисто с психологическими услугами.

Во-первых , по поводу я уже писал ранее. Поэтому не стоит ждать качественной услуги от выпускника психологического факультета, который не получил дополнительной серьезной подготовки в рамках какой либо психотерапевтической школы (будь то гешталь, психоанализ, НЛП и пр). Максимум на что в таком случае можно рассчитывать – это хорошая и грамотная консультация по какому-то конкретному вопросу. О глобальных изменениях в жизни здесь речи не идет. Здесь схема простая: вы готовите конкретный вопрос психологу и получаете обстоятельный ответ. На этом все заканчивается!

Во-вторых , ожидания и представления самих клиентов в отношении психотерапии и психолога. Почему-то многие считают, что за одну-две консультации можно помочь разобраться во всех тех бедах, которые наворотил человек за свою жизнь. Для того, чтобы действительно поменять жизнь или улучшить качество своей жизни, необходимо время. Сколько? Отвечаю честно – не знаю! Своих клиентов я предупреждаю, что если мы начинаем работать, они минимум должны настроиться на 10 встреч, по окончании которых, мы сможем определить тот временной интервал, который необходим для решения его проблемы.

В-третьих , практика показывает, что запрос, с которым обращается человек, и та реальная проблема, которая существует у него, сильно разнятся. Реальные проблемы, как правило, имеют более глубокие корни, нежели симптом, с которым обращается человек.

В-четвертых , для того, чтобы отследить устойчивые изменения в жизни человека также требуется время, чтобы в конечном счете не случился рецидив, который лишит всякой веры на изменения.

Ну и в-пятых , , ни на что не похожий, это отношения клиента с терапевтом. Это не похоже ни на дружбу, ни на близкие отношения, это нечто большее и ценнее, как мне кажется. А любые отношения требуют времени для своего развития. Потому что, если не будет искренних и доверительных отношений, то можно забыть о психотерапии. Опять же, как любые отношения имеют свои кризисы, так и в терапии может появиться очередной кризис, когда у клиента возникнет желание прервать психотерапию под любым, даже благовидным, предлогом. Но может так случится, что именно это место в терапии будет самым продуктивным и важным в жизни клиента, потому что оно один в один повторяет историю его жизни, и именно в этом месте находится корень основных проблем. Это очень непросто. В таких случаях помогает договоренность, что если все же появляется желание клиента покинуть терапию, то он волен это сделать в любой момент, единственное, что он должен сообщить об этом заранее своему терапевту и посвятить еще 2-3 встречи для проработки этого вопроса и завершению терапевтических отношений.