Женский журнал для советских тружениц. Советские глянцевые журналы для женщин

И в Советском Союзе были модные журналы!

Многие сегодня уверены, что женский «глянец» – это примета капиталистических времен и во времена СССР ничего подобного не было. На самом деле эта ниша в СМИ существовала, просто издания тоже были насквозь советскими. Представляем подборку самых любимых журналов того периода — 7 любимых женских журналов в СССР.

1. Работница

Старейший советский женский журнал появился еще до революции в 1914 году. Инициатором его создания выступил сам Владимир Ленин, а в первую редколлегию вошел весь цвет партии: Крупская, Арманд, Коллонтай.

За деньги партии и работниц фабрик они развернулись: подготовили 7 выпусков с тиражом в 12 тысяч экземпляров каждый. На беду издателей, читали его не только женщины, работающие на заводах Санкт-Петербурга, но и царские власти. В результате журнал закрыли, а последние три тиража арестовали.

Сразу после Февральской революции издание «Работницы» возобновили, но ненадолго. Гражданская война как-то отодвинула на второй план женские вопросы и вспомнили о них только в 1923 году.

Изначально журнал занялся ломкой патриархального быта и самой разнообразной полезной для властей пропагандой. Например, в 36 номере 1935 года пятую часть объема занимает речь Сталина на совещании комбайнеров.

Затем шли рассказы других участниц совещания, материал о рекордсменках хлопковых полей, новость о награждении женщин-стахановцев и только в самом конце – статья о том, как украсить жилище.

Постепенно журнал все больше уходил от откровенного официоза. Совсем отказаться от подобных материалов было нельзя, но они уже не занимали так много страниц. Больше было тем, которые действительно интересовали дам: публицистика, рассказы, домоводство и даже мода.


Очень много внимания привлекала рубрика «Дискуссионный клуб». Но пик популярности, когда тираж взлетел до 23 миллионов, пришелся на Перестройку, когда они одними из первых стали позволять себе брать интервью у звезд, печатать гороскопы и тому подобное. А еще журнал прославился фотографиями очень симпатичных работниц на обложке.

2. Здоровье


В сегодняшнюю подборку журнал вписывается не в полной мере. Изначально его создавали для популяризации в народе советской медицины и предполагалось, что аудитория будет представлена обеими полами. В шестидесятых «Здоровье» больше напоминало вал прессы, которая занимались популяризацией науки, только с медицинским уклоном. Например, в 3 номере за 1959 год присутствуют статьи о Крупской, вакцинации коклюша, директоре Института питания, долгожителе, ионитах, ревматизме и так далее.


В семидесятых содержание изменилось. Стали появляться материалы о женском здоровье, беременности, родах, психологии супружеской жизни, воспитании детей и диетах. Во втором номере 1977 года, кроме привычной информации о различных заболеваниях и их лечении, разместили статьи «Трудный подросток», «Ваш первый ребенок» с рассказом об искусственном вскармливании и раннем закаливании. В восьмидесятых именно «женских» материалов становится еще больше.

3. Крестьянка


Называть этот журнал простым клоном «Работницы» нельзя. Появился он в 1922 году, как раз в период, когда тот не издавался. Главной его задачей было донести политику партии даже малограмотным в самом далеком селе. Хотя первоначально тираж был небольшим – всего 5 тысяч экземпляров – и до провинции просто не доходил. Но материал подавался в более простой форме, было больше графики, не забывали и про полезные в быту советы.

В журнале изначально был небольшой вкладыш, посвященный рукоделию. Читателей «Крестьянки» учили шить, вязать, вышивать. Из-за него издание и выписывали. Регулярно на страницах появлялись рассказы, стихи и даже песни с нотами. Естественно, до хрущевской оттепели было очень много официальной пропаганды, затем все больше места отводилось под домоводство, а обязательные материалы подавались даже намного мягче, чем у конкурентов.

Еще одной его особенностью была огромная сеть корреспондентов по селам. Она позволяла первыми получать информацию о полезных инициативах снизу. Такая оперативность очень нравилась партийной верхушке вплоть до семидесятых, а потом общий энтузиазм всех участников этой обратной связи снизился и сеть тоже заметно уменьшилась. Пик популярности журнала тоже пришелся на Перестройку, по тиражу он уступал «Работнице», но выпуск превышал двадцать миллионов.


Опять же не совсем профильный журнал, но и в Советском Союзе полностью отсутствовали издания, посвященные шоу-бизнесу в современном понимании. Никаких тебе светских новостей и репортажей с красных дорожек фестивалей.

Единственная отдушина – «Советский экран», который издавался с 1925 года. Все это накладывалось на колоссальную любовь советских женщин к кинематографу. До середины восьмидесятых именно он оставался основным источником информации о происходящем в этой сфере.

Интересно, что во времена Перестройки, когда многие советские журналы начали стремительно желтеть, «Советский экран» практически не изменил свою политику, печатая в основном информацию о фильмах, а не сплетни вокруг жизни актеров.

Единственное что позволила себе редакция – это публикация на обложках не только киноактеров, но еще и звезд эстрады вроде Леонтьева, Долиной или даже Кинчева из рок-группы «Алиса». Как результат, тиражи даже немного снизились. В семидесятых тираж номера уверено переваливал за миллион, а в восьмидесятых – миллион уже был потолком.


Самый скучный из большой тройки женских журналов времен СССР. Даже в энциклопедиях про него пишут, что он распространялся, а не продавался. Слишком уж много официоза было на его страницах. Его печатали в одном из самых лучших издательств Страны Советов – ЦэКовской «Правде», да еще и как минимум на двенадцати языках мира. При этом прекращение выпуска в 1991 году почти никто и не заметил, а сегодня многие и не вспомнят о его существовании.

За всей пропагандисткой патокой как-то совершенно потерялась тесная связь журнала с международным женским движением. С левацкой его частью, разумеется. Тут появлялись статьи Индиры Ганди, Фатимы Ахмед Ибрагим, Эжени Коттон и других известных в основном в СССР деятелей. Регулярно печаталась информация о проблемах женщин за рубежом. В принципе, только во время Перестройки в «Советской женщине» начали обсуждать вопросы, которые касались основной аудитории журнала.

Например, долгую дискуссию на страницах журнала вызвала публикация письма Валентина Распутина о женщинах, нравственности и нравственной стойкости. Но хватало и откровенно «желтых» материалов, вроде рубрики астролога Тамары Глобы.

6. Rigas Modes


В СССР хватало журналов, альманахов и других изданий, которые были посвящены моде. Но каких-то цельных воспоминаний они о себе не оставили, за исключением Rigas Modes. Остальные отличались крайним непостоянством: интересные выпуски сменялись откровенной халтурой, модели зачастую были морально устаревшие, да и сами они выходили нерегулярно и бессистемно. Рижский журнал с момента основания в 1947 году занимался, по сути, продвижением мировой моды, перерисовывая модели из зарубежных журналов.


В первые годы своего существования, при Сталине, он не отличался какой-то особенной смелостью, но с началом Оттепели стал перепечатывать модели из чешских и венгерских журналов мод, которые, в свою очередь, активно тянули идеи из Европы. В результате, Rigas Modes превратился чуть ли не в главный источник информации о современной моде при мизерном по советским меркам тираже в 200-250 тысяч экземпляров. Надо ли говорить, что и сейчас найти подшивку этого журнала очень сложно.

7. Burda Moden


Официально журнал издавался в СССР только с 1987 года. Собственно, появление в киосках «Союзпечати» само по себе вошло в историю: Burda Moden стал первым печатным изданием Запада, который пробил Железный занавес. Интересно, что в 1994 году он стал первым подобным и в Китае. Однако, надо сразу сказать, что привозить журнал в Советский Союз стали еще в шестидесятых, а в семидесятых он превратился в настоящую манию всего женского населения страны.

Большинство женщин, конечно, привлекало приобщение к миру западной моды. Пусть это и не были модели от кутюр. Burda Moden, собственно, и сделал себе имя, предлагая модную одежду на каждый день. Но для СССР изучение этого журнала было практически обязательным ритуалом. Его привозили абсолютно все выезжающие в Европу. А лучшим показателем высокого статуса человека был журнальный столик с небрежно оставленным свежим номером. О популярности говорит хотя бы тот факт, что материалы из него активно перепечатывали советские издания, например, та же «Работница».

Другой важный фактор спроса – наличие качественных выкроек, которыми можно было сразу пользоваться. Burda Moden просто идеально вписалась в реалии СССР. В стране, где существовал дефицит, чтобы получить что-то модное, миллионы женщин или шили самостоятельно, или обращались к профессиональным швеям. Поэтому выкройки из этого журнала собирали и бережно хранили.

«Советское фото» - советский, затем российский ежемесячный

иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году

советским журналистом Михаилом Кольцовым, при помощи бывших журнальных работников, редакторов журнала Фотографические Новости издаваемого в период с 1906 по 1916 годы в Петербурге, учёных и профессоров Ермилова Николая Евграфовича и Срезневского Вячеслава Измайловича.

Издание журнала началось в Москве под эгидой организованного им

акционерного издательства «Огонёк», преобразованного в 1931 году в

«Журнально-газетное объединение». Перерыв в издании - 1942-1956 годы.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и

киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и

иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории

фотографии. В 1976 году тираж журнала достигал 240 тысяч экземпляров. В

том же году был награждён орденом «Знак Почёта».

С 1992 года стал называться «Фотография». В последние годы своего

существования был существенно сокращён тираж и штат редакции. Прекратил

печататься в середине 1997 года.

Sovetskoe foto (Soviet photography) was a Moscow-based journal dedicated to photography and photographic techniques. It was inaugurated by the writer and editor Mikhail Kol’tsov in April 1926 and acquired in 1931 by the Ogonek publishing company. In the interwar period, the journal experienced two pauses in publication-one between 1931 and 1933, when it was renamed Proletarskoe foto (Proletariat photography), and another between 1942 and 1956, due to World War II and the war’s aftereffects. Although its publication schedule was at times irregular, Sovetskoe foto was an illustrated monthly featuring editorials, letters, articles, and photographic essays alongside advertisements for photography, photographic processes, and photographic chemicals and equipment. It primarily addressed a domestic audience of Soviet amateur photographers and photo clubs, yet it also featured the works of international and professional photographers, such as Semyon Fridlyand. It was in the pages of Sovetskoe foto that the works of avant-garde photographers, including Aleksandr Rodchenko, were denounced as formalist (implying that they reflected a foreign and elitist style), even before Socialist Realism was decreed to be the official style of the Soviet Union, in 1934. In a letter published in April 1928, an anonymous author accused Rodchenko of plagiarizing the subject matter and compositions of Western European photographers László Moholy-Nagy and Albert Renger-Patzsch. This resulted in the journal’s boycotting Rodchenko’s work and prompted the artist to respond directly, in June 1928, in Novyi lef, a journal for alternative art and culture. The tensions between so-called leftist avant-garde photographers and photographers of and for the people culminated in 1931 with the formation of the Russian Association of Proletarian Photo Reporters (ROPF), which promoted its mission to use photography as “a weapon for the socialist reconstruction of reality” in Sovetskoe foto. Throughout the 1930s this state-sanctioned journal became increasingly conservative in its promotion of a photographic practice that valued content over form, a shift dramatically represented in the 1927 and 1935 covers (reproduced here). -Ksenia Nouril

Jorge Ribalta, introduction to The Worker Photography Movement (1926–1939): Essays and Documents (Madrid: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, 2011), p. 16.


Вы покупаете глянцевые журналы для женщин? Например, Vogue, Cosmopolitan, Harper"s Bazaar или какие другие? Я давно не покупаю. Все, что желаю узнать о моде, стиле и красоте – узнаю в интернете, с помощью книг и людей профессионалов своего дела. Я не навязываю свой взгляд на журналы, у меня особенная жизнь, а для большинства девушек, бумажные журналы по-прежнему актуальны, ведь так удобно полистать журнал в тех обстоятельствах, когда рядом нет компьютера или планшета. Кроме того, многим людям важно соприкосновение с бумагой.


Хотя, в любом случае, печатные глянцевые журнала для женщин будут постепенно вытесняться электронными версиями разных форматов и платформ. А в СССР не было интернета и планшетных компьютеров, поэтому для девушки, полистать глянцевый журнал, было одной из немногих возможностей прикоснуться к миру моды и красоты.


Правда моды и красоты в журналах тех лет не много. Всюду на обложках и внутренних страницах, мы видим совсем иных женщин – передовиц производства, доярок, ткачих и других тружениц города и села. Любопытно было бы понаблюдать за девушками , если бы им попался в руки современный Cosmopolitan, где в каждом номере масса советов, о том, как быть красивой, как и сколько надо заниматься фитнесом, какие соблюдать диеты, и самое главное – как соблазнить мужчину.


Большинство фотографий увеличивается по клику!


Смешно проводить параллели между женскими журналами прошлого и настоящего. Создается впечатление, будто женщина в СССР только и думала о работе, и победе в соцсоревнованиях, а нынешняя красавица, будто не имеет никаких целей, кроме как сделать идеальное тело и соблазнить лучшего мужчину. При этом ни те журналы, ни нынешние не дают рецептов, как стать счастливой всерьез и надолго!

















В сети можно найти немало списков и каталогов сайтов с оцифрованной периодикой, но они либо неполны, либо напротив, огромны и трудны для ориентирования.

В нижеследующем каталоге хотелось бы собрать:

Только обычные газеты/журналы, никакой научной и специальной литературы
- изданные между 1900-1990 г.г.
- бесплатные, не требующие регистрации ресурсы
- предпочтение распространенным европейским языкам (английский, немецкий, русский, украинский)
- крупные коллекции на др.европейских языках

Периодика на русском языке.
Коллекции

Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Электронный фонд РНБ. Газеты советского и дореволюционного времени 1839-1965 Граф. -
Коллекция Андре Савина. Редкие белоэмигрантские издания, около 100 наименований, в т.ч. "Доброволец" (Мюнхен) 1910-1970 pdf -
Периодические издания эмиграции Около 20 наименований, в т.ч.“ Часовой“ (Брюссель) 1920-1986 pdf -
Периодические издания казачьей эмиграции Около 40 наименований, в т.ч. "На казачьем посту" (Берлин), "Казачий вестник" (Прага), "Обозрение" (Мюнхен) 1920-1980 pdf -
Эмигрантика.ру Литературные журналы русского Парижа, около 15 наименований, в т.ч. "Современные записки" 1920-1940 pdf -
Сайт-архив эмигрантской прессы Пока только «Иллюстрированная Россия» 1920-1940 Граф. -
Периодические издания Западной Сибири. Более 50 наименований, в.т.ч. «Советская Сибирь» 1905-1969 Pdf -
Хроники Приангарья. Официальная периодическая печать Иркутской области дореволюционного и советского периодов 1857-1997 Pdf -
Дореволюционные журналы Более 50 наименований. 1815-1912 pdf -
Старые журналы Советские журналы (около 100 наименований) 1929-1991 Pdf
Журналы СССР Около 100 наименований 1900-1990 Djvu
Старые газеты Советские газеты (около 50 наименований) 1912-1987 Текст, DjVu По текст.части
Периодика русской эмиграции Разрозненные эмигрантские издания 1921-1984 Pdf -
Дореволюционная периодическая печать Иркутской губернии Дорев. газеты (20 наименований) 1857-191 Граф. -
Урал на изломе 4 наименования 1919 Граф. -
Юмористические журналы прошлого Около 20 наименований 1900-1929 Граф. -

Отдельные издания
Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Вестник Канадская газета 1942-1993 Граф. -
Вести дня Таллинская газета, приложение к рижской "Сегодня" 1926-1940 Граф. -
Вологодские губернские ведомости 1838-1917 Pdf -
Время Берлинская эмигрантская газета 1921-1924 Граф. -
Газават Берлинская газета северокавказских коллаборационистов (ред. А.Авторханов) 1943-1944 Граф. -
Известия Архив военных лет 1941-1945 Pdf -
Коммуна Воронежская газета 1929-1930 Pdf -
Красная звезда Архив военных лет 1941-1945 Pdf -
Красный север Вологодская газета 1917-1945 Pdf -
Комсомольская Правда Архив военных лет 1941-1945 Граф. -
Олонецкие губернские ведомости 1837-1919 Граф. -
Сегодня Рижская эмигрантская газета 1919-1925 Граф. Полнотекст.
Смена - 1924-1989 Pdf, текст за 1985-1989 По текст. части

Периодика на немецком языке
Коллекции

Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Austrian Newspapers Online Австрийские газеты (более 100 наименований) 1716-1939 Граф. -
Historische Zeitungen online (Staatsbibliothek zu Berlin) Раритетные немецкие газеты (более 70 наименований) 1852-1946 Граф. -
Zeitschriften und Zeitungen (Universitätsbibliothek Heidelberg) Раритетные немецкие газеты, в т.ч. полевые газеты времен Первой Мировой 1837-1945 Граф. -
Exilpresse digital Немецкая эмигрантская пресса(около 30 наименований) 1933-1950 Граф. По автору, назв., ключ.словам
Jüdische Periodika Еврейские газеты Германии и Австрии(более 100 наименований) 1806-1938 Граф. -
digiPress Редкие немецкие газеты (коллекция баварской госуд. библиотеки) 1848-1956 (кроме 1933-1945) Граф. -
Landesbibliothek Dr. Friedrich Teßmann Южнотирольские газеты 1813-1949 Граф. -

Отдельные издания

Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Der Spiegel - 1947- Текст, pdf Полнотекст.

Сейчас нас не удивляет обилие журналов, сайтов, посвященных прекрасной половине человечества. Можно выбрать издание по своему вкусу: при желании читать о моде, уходе за собой, путешествиях или же изучать рубрики о воспитании детей, по психологии, кулинарии. Но так было не всегда.

Журналы во времена СССР

В советское время официальная пресса стала рупором КПСС. Кроме нее выходили и либеральные издания, а также выпускались диссидентские газеты. Однако и в это время существовали женские журналы, названия которых еще помнят те, кто чуть старше 40: это и «Работница», и «Крестьянка», и «Советская женщина». Но и они соблюдали негласные правила той эпохи, то есть представительницы прекрасной половины человечества в них были изображены, прежде всего, как неутомимые труженицы или же общественные деятели.

Но время диктовало новые правила: необходимо было повышать рождаемость, поэтому все эти издания теперь старались создать новый образ женщины – образцовой матери. Поэтому в журналах появились рубрики, из которых девушки могли получить практические советы, узнать много нового и интересного. Стали уделять место и материалам о духовной и личной жизни. «Крестьянка» в 70-ые годы привлекал внимание своим оформлением, модной свободой: на фото можно было увидеть женщин в романтичных блузках, оригинальных аксессуарах, ярких костюмах. Но на обложках журналов все же появлялись только известные личности: спортсмены, космонавты, ударницы труда и т.д.

Журналы при перестройке и позже

Времена менялись. В период перестройки начали поднимать глобальные вопросы о положении женщины. Больше не получалось замалчивать реальное положение дел. У женщин были права, но их жизнь была очень тяжелой, так как приходилось совмещать роль матери, а также общественницы и труженицы. В «Работнице» даже появился раздел, в котором описывался нелегкий труд женщин, например, работающих грузчиками или шахтерами.

Поменялись и материалы, и стиль изложения. Даже если делали статью об известной женщине, рассказывали не только о ее достижениях, ударном труде, но и о ее семье, жизни. Все статьи стали эмоциональными и интересными. Да и оформление журналов изменилось: теперь на обложках можно было увидеть и простых людей, а не только знаменитостей, например, зоотехника из села Коровницы или же молодоженов, иногда просто девушку. Также с середины 80-ых появились рубрики с практичными советами о том, как воспитать ребенка, рекомендациями по хозяйству и т.д., журналы становились по-настоящему женскими. Это не могло не понравиться читателям, поэтому в 1989 году было выпущено больше 20 миллионов экземпляров этих изданий.

Названия популярных журналов

К тому же за эти несколько десятилетий увеличилось количество журналов. Кроме «Крестьянки» и «Работницы» можно было почитать и другие издания:

«Мода сезона»;

«Кузнецкий мост,14», начал издаваться в 80-ых, выходил каждый квартал, журнал о моде;

«Рижские моды», который выпускали в Риге в 50-80 –ые годы, журнал пользовался популярностью и у москвичей;

«Женщина и Россия» (позже – «Мария»). Этот журнал создали в 1979 году, он был неподцензурным. Цензура бы его не пощадила, так как журналисты показывали жизнь женщин нашей страны, как сплошное унижение. Однако этот журнал могли прочитать немногие, а группу феминисток, создавших его, вскоре выселили из страны;