Хочешь победить весь мир победи. «Клаассный час «Если хочешь победить весь мир, победи себя

(402 слова) Устами своего героя Ф.М. Достоевский говорил: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Я согласен с писателем, ведь наш успех целиком и полностью завит от наших усилий: если мы победим в себе лень, страх и невежество, то для нас не будет ничего невозможного, мы всего сможем достичь сами. Как правило, человеку мешают именно его слабости и пороки, а вовсе не злой рок или другие люди. Я думаю, каждый из нас рождается с выдающимися способностями, но не всем хватает внутренней силы, чтобы их развить.

Пример внутренней победы, которая привела к успеху, можно найти в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». В нем описан подвиг Данко, отважного предводителя племени. Он вывел свой народ из дремучего болотистого леса, где жить было невозможно. Все люди боялись идти и не хотели покидать своих насиженных мест ради сомнительной перспективы заблудиться где-нибудь в дремучей чаще. Они горько сетовали на поступок Данко, когда ему все же удалось уговорить их тронуться в путь. Юноша сам боялся и понимал, что его страх точно убедит племя закончить поиски лучшей доли, поэтому в знак бесстрашия и отваги он вырвал сердце из груди и озарил путь. Тогда все подивились его уверенности и тоже поверили в счастливый исход дела. В этом образе автор показал реальный подвиг – борьбу за свободу, ради которой множество революционеров сложили головы и вырвали сердца. Если бы они первые не победили в себе страх, то им не удалось бы добиться переворота и убедить весь мир в своей правоте.

Другой пример можно найти в рассказе Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов победил в себе страх, слабость и отчаяние, и только тогда смог освободиться из плена и жить дальше. Как бы не испытывала его судьба, он держался стойко и не унывал, хотя самая трудная война происходила в его сердце. Он потерял семью, воюя за родину, и даже не добился военных наград, оказавшись в плену. И все-таки герой не сломался: даже когда немецкий офицер предлагал ему выпить за победу нацистской Германии, Андрей отказал, даже словом не предав свою страну под угрозой смерти. Он победил в себе даже физические страдания, когда честно разделил свою добычу с товарищами. После всего пережитого он никого не винил и не ненавидел, ведь обиду он тоже преодолел. Результатом всех этих побед стало его возрождение к жизни – окончательная победа личности над войной.

Я понимаю слова героя Ф.М. Достоевского, как руководство к действию для тех, кто хочет преуспеть в жизни. Когда пороки и слабости, которые тормозят развитие людей, будут преодолены, человек сможет достичь всего, чего захочет.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Если хочешь победить весь мир, победи себя». Именно этими строками озаглавлена величайшая книга-бестселлер, Дейла Карнеги. После того, как лет семь назад мне попалась эта фраза, я написал и повесил ее себе на стену. За это время я несколько лет переезжал, но эта сильнейшая цитата всегда переезжала вместе со мной, так как она помогала мне побеждать, она меняла и меняет мою жизнь.

Наша жизнь – это сплошные победы над собой. И чем чаще мы это делаем – тем успешнее, ярче и насыщенней мы живем.

Просыпаясь утром, мы побеждаем себя, и встаем с тепленькой постели. Тот, кто поднял себя в 7 – молодец, в 6 – просто умница, но большинство проигрывают, вплоть до 9-10 часов утра. Тут важно победить в самом начале и тогда весь день будет состоять из побед, а в конце дня вам будет что записать в вашу книгу побед или книгу успеха. Важно побеждать себя постоянно. Каждый из нас сталкивался с таким внутренним разговором. Один голос говорит: я понимаю, что мне обязательно нужно это сделать. Другой говорит: ну да ладно, сделаю это позже, или буду делать что-то попроще. Здесь важно слушать первый голос и как утверждает компания NIKE , просто делать это. Но вот еще, когда вы победили, важно не загрузнуть в праздновании победы..

Как то мы ужинали в ресторане с одной молодой женщиной, которая уже была успешным и богатым человеком. Общаясь за столом, я спросил ее в чем же секрет ее успеха, на что она ответила – я всегда стараюсь побеждать себя. При этом я не ликую над победами, а говорю себе «Победила – иди и победи еще раз». Эту фразу я тоже занес в свой арсенал.

Самое опасное – утонуть в инерции. Когда мы раз проиграли, два, три и просто привыкаем к этому. Нам уже кажется это нормальным, но это прямой путь к нищете и посредственности. Поэтому именно в этот момент нас выручит, как это происходит у меня, фраза «если хочешь победить весь мир, победи себя». Победили?! – идите и победите еще раз. В конечном счете, если побед у вас больше чем поражений – Вы успешный человек.

Прошли новогодние праздники, с чем я всех и поздравляю. Надеюсь, каждый из вас отдохнул, расслабился, хорошо покушал, причем много и много раз.)) И это тоже нужно, но именно в такие периоды начинается та самая инерция - проигрыши себе.. Важно именно сейчас, сегодня победить себя!

Начните с совсем мелкой победы – помолитесь Богу, достаньте лист бумаги, заточите карандаш, настройте свой мозг на правильную частоту, потом спланируйте свой день, неделю, месяц, еще раз год и побеждайте, побеждайте, побеждайте! Пройдет день и вы почувствуете силу, что можете больше, пройдет неделя и вы будете довольны собой, пройдет месяц, год и Вы победили – вы успешны. Ваши доходы удвоились, у вас крепкое здоровье, у вас замечательная семья и светлое окружение, вы готовы творить и созидать. И вам говорят, какой вы молодец, но «победил – иди и победи еще раз». Успеха Вам друзья и побед! С ув. Алексей Сукачев

Сценарий классного часа «Победив себя - победишь мир».

Москва. 2015г.

Классный час
Победив себя – победишь весь мир.
Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.
Достоевский Ф.М.
Цели: расширить представление обучающихся о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать студентов к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию. Традиционно возраст 16-18 лет считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации.
Форма проведения: игровой классный час с элементами дискуссии.
1) дать учащимся представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.2) побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам; 3) учить противостоять давлению сверстников; 4) развивать критическое мышление; 5) воспитывать активную жизненную позицию
Подготовительная работа с группой.
Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа помочь 2-3 студентам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа. Студенты готовят презентацию по работам Д.Карнеги. Другим дается задание представить притчи в ярком оформлении.
Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики. Подготовить листочки с записью пороков.
Оформление: написать тему, эпиграфы;
План классного часа:
1. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»
2. Интерактивная беседа «Цели, принципы, идеалы».
3.Игра « Маска, я тебя знаю»
4.Работа с понятиями: пороки и достоинства.
5.Проблемная ситуация. Откуда берутся пороки?
6.Информация к размышлению. Характер и воля.
7.Ролевая игра «Человек привычки и человек воли»
8. Воспитывающая ситуация. Пример для подражания. Д. Карнеги презентация.
9. Заключительное слово. Подведение итогов (рефлексия).
Вступительное слово.
Я знаю немало людей, которые мечтают стать богатыми и известными. Думаю, среди ваших знакомых таковые тоже имеются. Уверяю вас, что в разных уголках нашей планеты живет немало мечтателей, которые вынашивают еще более дерзкие планы.
Человеческие желания беспредельны, мечты необозримы, планы грандиозны, а достижения ничтожно малы. У среднестатистического гражданина не менее амбициозные желания, чем у Александра Македонского, но почему-то не все становятся цезарями и президентами. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях (тогда еще юного и здоровьем слабого) Александра Суворова. Действительно, кому же, как не ему, непобедимому гениальному полководцу, было знать ответ на этот вопрос? Вот послушайте:
"Я же знаю, как стать сильным. Почему же я им не стал? Мне просто расхотелось заниматься гимнастическими упражнениями. Сильным стать хотелось, а делать что-то для этого не хотелось. Значит во мне два противника. И ленивый опять победил. А уж если я сам с собой справиться не могу, то куда мне еще с кем-то тягаться? Значит нужно побеждать самого себя. Пусть моя воля, а не лень будет законом. Если лень меня победит, то меня будут побеждать все. А если я ее буду побеждать, то мне уже никто страшен не будет".
Эта первая и самая тяжелая победа разбудила в Суворове то, что стало основой всех его побед.
Наша первая победа - победа над самим собой. Прежде чем побеждать других, надо победить себя.
2. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы
Цели
Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)
Примерные ответы:
- Богатство, слава, власть.
- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
- Быть просто хорошим человеком, любить людей. Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать. Принести пользу людям, жить для людей.
- Найти свою любовь.
- Жить для удовольствия, наслаждения.
- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Учащиеся отвечают.)
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Принципы
Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. [Студенты поднимают руки, отвечают.)Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания.)
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [ответы.)В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)
Идеалы
Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?
Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, деликатность, понимание.
Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.
Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
3. Игра «Маска, я тебя знаю»
Человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
(Учитель читает 3-4 характеристики, все угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Обучающиеся высказываются.)
4. Работа по понятиям "пороки и достоинства".
Классный руководитель. Давайте попытаемся выяснить, что такое пороки. (Согласно словарю русского языка С.Ожегова, "порок- тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство").
Человек - если он Человек с большой буквы - должен уметь противостоять дурным качествам, мыслям, поступкам и делам. Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. (Капитаны команд получают листки, на которых перечислены пороки, а слова- антонимы(антиподы) для них участники игры придумывают и вписывают в соседнюю колонку.)
1. Лень- 2. Лживость 3. Трусость- 4. Грубость- 5. Высокомерие- 6. Жадность-
7. Распущенность- 8. Курение- 9. Пьянство 10.Наркомания-
Итоги подводит классный руководитель. Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в обжорство, а удовольствие от бокала шампанского - в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека - вовремя остановиться, сказать себе и другим "Нет!".
5. Проблемная ситуация. Откуда берутся пороки?
Представители команд рассказывают притчи и комментируют их при помощи рисунков.
Притча №1
Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками:
- Как же его оттуда вытащить?
Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не чувствовать запаха разложения”.
Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!
…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.
Вывод. Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.
Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
1. Освободи свое сердце от ненависти - прости.
2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4. Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.
Притча№2
Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картофелинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале. стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
Это уже невозможно носить с собой. Во-первых. пакет слишком тяжёлый, а во-вторых.картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил: «То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. Наши пороки порождаем мы сами. Перед тем, как что-нибудь осуществить, стоит просто задуматься: "А нужно ли мне это?"
6.. Информация к размышлению «Характер и воля»
Классный руководитель. Характер в переводе с греческого означает «чеканка», «отпечаток». Это индивидуальное сочетание психических, духовных свойств человека, которое проявляется в его поведении - в отношении к труду, к людям, к самому себе. Очень важным качеством характера является воля. Воля - способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремленность, Решительность, настойчивость, мужество. Волевые люди обладают сильным характером. Они умеют ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Они активны, мужественны и смелы. Безвольные, слабовольные люди, наоборот, пассивны, нерешительны, несамостоятельны. Их называют слабохарактерными, бесхарактерными. Волевые качества можно воспитывать у человека. Об этом говорил знаменитый русский ученый И.П. Павлов. Он подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. самосовершенствоваться.
7. Ролевая игра «"Человек привычки" и "человек воли"»
Классный руководитель. Как же научиться преодолевать препятствия? Как воспитать свою волю? Одному студенту совершенно случайно попалась в библиотеке книжка «Самопознание и самовоспитание» М.Ю. Орлова. Эта книжка помогла ему правильно оценить себя. Он увидел свои недостатки и захотел их исправить. Он решил стать человеком, который «сам себя сделал». Таких людей, оказывается, миллионы. Среди них президенты, ученые, известные артисты, полководцы, политики и просто классные специалисты в своем деле. Многие из них признавались, что в детстве были самыми обыкновенными или даже хуже других, но потом вдруг начали целенаправленно работать над собой, развивать свои способности, закалять волю, укреплять характер и добились выдающихся результатов. Студент узнал, что, оказывается, в каждом из нас есть «человек привычки» и «человек воли». «Человек привычки» делает все, что ему хочется, а «человек воли», наоборот, принуждает, ограничивает, себя, заставляет себя делать то, что не хочется, и не делать того, что хочется. Как эти два человека борются между собой, мальчик узнал, когда попытался выполнить самый обыкновенный распорядок дня. Сейчас мы обсудим эту ситуацию с трех сторон. (Класс делится на группы - по рядам.)
В роли студента у нас выступит первая группа - приглашаю ее представителя к доске.
(Участник из первой группы выходит к доске и садится на стул.) В роли «человека привычки» выступит вторая группа. Приглашаю ее представителя к доске.
(Участник из второй группы выходит доске и становится рядом со студентом.)
Роль «человека воли» исполнит третья группа. Прошу прислать вашего представителя к доске.
(Участник из третьей группы выходит к доске и становится с другой стороны от студента.)
Итак, все на местах. Проверяем, как борются в каждом из нас эти 2 начала - «человек воли» и «человек привычки». В 7.00 звонит будильник. Что делает человек привычки?
«Человек привычки». Посплю еще минут 15, в комнате такая холодина, так не хочется вылезать из-под одеяла...
Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще будут варианты? (Закрыть будильник подушкой и продолжать спать, найти у себя какую-то болезнь и вообще не идти в школу, пойти на второй урок и т. п.) А как себя ведет «человек воли»?
«Человек воли». Нужно вставать. Ведь ты дал себе слово начинать новую жизнь, воспитывать характер.
Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще варианты может предложить «человек воли»? (Сосчитать до трех и подняться, поругать себя, вспомнить о своем идеале, пристыдить себя и т. п.)
Вот такие противоречия буквально раздирают нас каждое утро. Как же детям удается принимать решения? Слушаем студента.
Студент. В основном побеждает «человек воли». И чаще всего - под воздействием родителей.
Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще бывают варианты? (Все зависит от настроения, погоды, от предков, но всегда можно найти повод и не пойти на первый урок и вообще прогулять весь день.)
8.Презентация. Дейл Карнеги. Как победить себя и стать интересным для людей
Заранее подготовленную презентацию представляет студент.
Классный руководитель. Д.Карнеги- известный психолог, человек, изменивший свою судьбу и судьбы многих людей. Поэтому, я думаю, вам будет интересно познакомиться с его книгами,которые помогут вам разобраться в себе.
Заключительное слово учителя
Как победить плохие качества характера
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание - это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило - общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа? Захотелось ли вам воспитывать свой характер? (Ответы детей.)

Мысли о житейской мудрости

Анзор Киргуев.

«Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». Ф. Достоевский

«Стыдно быть счастливым одному». Альбер Камю

«Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество». Сократ

Очень надеюсь, что мои советы, хотя бы частично, застрахуют их от ошибок, помогут найти правильную линию поведения, уберегут от многих соблазнов, помогут «победить себя». Хотя из личного опыта знаю, что только «с шишками на лбу» можно обойти подстерегающую тебя опасность, ошибку. «Умен тот, кто учится на чужих ошибках», – говорят то ли в шутку, то ли всерьез. Не спорю. Но, по моему мнению, тот мудрец, который свои ошибки не «вешает» на других, не обвиняет в своих неудачах вымышленных завистников и недоброжелателей, а подробно анализирует их, советуется с мудрыми людьми (живыми и ушедшими) и делает выводы «стоя на коленях перед истиной». Мудрый, на мой взгляд, обязательно следует словам Сократа, сказанным великим философом античности своим ученикам: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Может показаться, что философ «кокетничает». Нет. Дело в том, что чем больше познает человек, тем больше он узнает о границах своего «незнания». Вот почему люди с ограниченным багажом знаний такие «упертые», самодовольные. Им кажется, что они все знают, потому что они не знают границы своего незнания. Мудрый же четко видит границы своего незнания и общается с каждым человеком как с равным.

Для меня тот мудрец, кто, упав девять раз, встает десять раз. Или, как писал Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Мудрец быстрее жизнь отдаст, чем предаст истину и свободу. «Для меня тот мудрец и мужчина, кто не падает раньше выстрела». (Эту мысль я позаимствовал у своего покойного друга генерала А. Лебедя).

В качестве эпиграфов взял мысли Достоевского, Камю. Уверен, редко кто может с ними сравниться в изучении и осмыслении нравственных начал личности и психологии потаенных уголков человеческой души.

Итак, «если хочешь победить весь мир, победи самого себя»… Что значит «победить самого себя»? На мой взгляд, «победить себя» – это привести свои чувства и разум в ГАРМОНИЮ.

Конечно, достичь абсолютной гармонии ни одному смертному не дано. Это под силу только Спасителю. Для человека же обычного существует НОРМА и ИДЕАЛ. Норма, ниже которой нельзя быть нормальным членом общества, нравственно «адекватной личностью». Идеал – это нравственно высшее, к чему мы должны стремиться. И чем активнее мы совершенствуемся, приближаемся, казалось бы, к идеалу, тем больше он от нас удаляется. Но вместе с тем мы поднимаемся над «нормой» все выше и выше.

Конечно, на формирование нравственного идеала личности, крепкого нравственного фундамента влияют много факторов: наследственность, воспитание в семье, школа, улица, СМИ, особенно электронные. Но уже с 17–18 лет сам юноша становится хозяином своей судьбы и «оружие победы» над собой уже находится в его собственных руках. Теперь в ответе за себя он сам. В таком возрасте уже нельзя отвлекать старших, близких, в первую очередь родителей, которым приходиться ценой собственного здоровья «разруливать» их неблаговидные поступки, связанные с чрезмерным самомнением, иждивенческим отношением к жизни или банальной ленью. Уже с этого возраста каждый свой шаг юноша должен осмысливать через призму родительской реакции- одобрения или осуждения. Все время помнить их уроки, советы. Родители до конца своей жизни будут жить для детей, будут «жить в них».

Как бы хотелось, чтобы юноши и девушки понимали «материнское сердце, скроенное из особого материала по особым лекалам». Есть такая осетинская притча: «Юноша влюбился в красивую горянку, но она поставила условие: выйду замуж за тебя, если в знак любви принесешь мне сердце матери. Юноша, опьяненный любовью, вырвал сердце матери и побежал по горным тропинкам к возлюбленной, держа в ладонях сердце матери. Неожиданно он споткнулся и упал, выронив сердце матери. Лежит юноша без движения, переживает: как же он в разорванном платье явится к возлюбленной. И вдруг он слышит, как сердце матери человеческим голосом обращается к нему: Сынок, ты не ушибся? Тебе не больно?» Достаточно мудрая и поучительная притча. В ней спрессована фантастически жертвенная, космическая любовь матери к детям.

Пишу об этом потому, что мы, к сожалению, начинаем это осознавать слишком поздно, в зрелом возрасте, когда родители уже ушли из жизни. Скольких бы ошибок мы избежали, если бы умели «носить сердце матери в своем сердце».

На одном юбилейном мероприятии познакомился с очень интересным человеком из Москвы. Я заочно был знаком с ее творчеством и мы нашли много тем, интересных нам обоим. Знакомство продолжилось в «философских письмах». И вот как-то она мне написала: «Мои родители – достойные люди, но я против их воли рано вышла замуж и ушла из дома. Я сделала себя сама, а к ним не привязана совсем».

После этого письма впервые перед моими глазами прокрутилось военное и послевоенное детство. Отец был на фронте, а мать наша – благороднейшая женщина – круглые сутки крутилась, чтобы нас, пятерых детей, прокормить в тяжелейшие голодные годы, отправить в школу…

Она была неграмотной, но я никогда и нигде не встречал людей с таким тонким, интеллигентным, философским складом ума. Для нее мы и в 50, и в 60, и в 70 лет оставались детьми. Своей знакомой я ответил: «Мне непонятно как можно быть не привязанным к родителям. А я, клянусь честью, все оставшиеся дни отдал бы за несколько часов встречи с живыми родителями». Признаюсь, с возрастом мне их все больше и больше не хватает. Но, к сожалению, время необратимо. Нельзя вернуть прошлое и сделать то, что не успел сделать вчера. В молодом возрасте эмоции хлещут через край. Это нормально. Это жизнь. Но все же главное в жизни – цель, чему ты решил, по воле Бога, посвятить свою жизнь. Любая цель, выбранная осмысленно, достижима, если человек постоянно концентрирует в себе собранность, силу воли, полное отсутствие лени и работу до «седьмого пота»… Плюс постоянное формирование у себя высочайшей нравственной культуры, интеллигентности и благородства вкупе с беспрекословным соблюдением свода моральных законов наших предков.

Вернемся еще раз к мысли Достоевского: «Чтобы победить весь мир, победи самого себя», и попробуем на нее ответить более подробно. Итак, я уже отметил выше, чтобы победить себя, надо привести чувства и разум в гармонию. Это очень сложная диалектика, поэтому объясню на самом простом уровне. Гармония разума и чувств – это когда «мудрый разум» вовремя тормозит дурные желания, вредные чувства, глупые высказывания и дает добро конструктивным намерениям и добрым поступкам. Или, словами Сократа: «Все в меру, ничего сверх меры».

«Гармония разума и чувств» дает возможность человеку «изгнать» из себя до минимума дурные качества, деструктивные черты характера, превращающие его в «морального урода». В процессе личного жизненного опыта, с возрастом пришел к выводу, что наиболее неприемлемыми для меня являются:

– Ненависть.

Ненависть – удел слабых. Мне всегда было жаль людей, которые «умеют» ненавидеть других. Только умеющий прощать может быть благородным. Первым подать руку – показатель силы. А слабый всю жизнь будет пакостить из-за угла. Такие не заслуживают даже презрения. Причем ненависть это такая зараза, что порой даже очень порядочные люди, выходя «на тропу войны», теряют человеческий облик и превращаются в своего рода изгоев, становятся морально и духовно опустошенными. Более того, ненависть разрушает «энергетический каркас» человека, и он становится легкой добычей всяких болезней. И более того, ненависть - прямая дорога к мстительности, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности.

– Мстительность.

Тоже отвратительное качество. Мстительные люди рано или поздно морально разлагаются, становятся мелочными, лживыми. Самое страшное - люди начинают их бояться, избегают всяких контактов с ними. Они даже для себя становятся непредсказуемыми.

– Зависть.

Скольких никчемных людей я знал, которые, «лежа на печи» и занимаясь «ловлей мух», «плесневели» от зависти, видя успехи других. Исходили желчью, когда другие «потом и кровью» добивались успеха. Порядочный человек радуется успеху другого. Ему хорошо, когда другому хорошо. Ему плохо, когда другому плохо. Как писал великий философ и писатель Альбер Камю: «Стыдно быть счастливым одному».

– Жадность.

Думаю, нет необходимости подробно разъяснять суть и последствия этого мерзкого качества. Вообще, жадных никто не любит. Лично у меня они вызывают отвращение. Никто еще «к гробу не пристегнул мешок с деньгами». И еще: ничто так не опустошает человека, как жадность. Жадные люди и «на солнце через копейку начинают смотреть».

– Ревность.

Это болезнь нравственно-психологического происхождения. Ревность делает человека идиотом. Разрушает самые крепкие, красивые чувства, «тяжелым катком» проходит по семейным узам, не щадя никого и ничего.

– Лень.

Я часто повторяю, что лень и успех в любом деле – понятия несовместимые. В той или иной мере лень присутствует в каждом человеке. Но за счет воли лень может быть полностью нейтрализована. В противном случае никакие гениальности, таланты не расцветут, а сгниют на корню.

– Национальные предрассудки.

По известным причинам на этой проблеме я остановлюсь более подробно, ибо сегодня национализм – самое страшное зло, которое способно уничтожить не только наше единство, но и погубить Россию как самостоятельное многонациональное государство.

Как известно, на Руси подлинно интеллигентные люди руки не подавали людям с национальными предрассудками. Россия многонациональная держава, а многонациональность, как известно, во все времена была слабостью государства и его армии. И только в условиях Российской империи (царской, советской) многонациональность стала силой государства и его армии. В чем причина этого феномена?

Дело в том, что Россия никогда никого не завоевывала. Хотя были редкие исключения, когда к этому ее вынуждали. Русский человек по своему характеру незлобив, всегда готов прийти на помощь. Русский народ всегда помогал малым народам в экономическом, политическом, культурном становлении. Поэтому русский народ стал поистине старшим братом для других народов империи, союза.

Настоящим испытанием братского союза народов России стала Великая Отечественная война. Общеизвестно, что единство и братство народов явились одними из главных факторов победы в войне с фашизмом. Малоизвестный пример: по количеству Героев Советского Союза «на душу населения» на первом месте с большим отрывом – осетины, на втором – русские, на третьем – адыгейцы.

Не могу не привести некоторые записи из дневника великого писателя, философа и психолога русской души Федора Достоевского о русском человеке:

«Во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо». Разве не Христов дух в этих простодушных и великодушных, шутливо сказанных словах. И во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. солдат кормит измученного в бою и захваченного в плен турка: «Человек тоже, хоть и не христианин». Интересен вывод Достоевского: «Особенно ценно то, что у русских нет злопамятности. Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют».

Думаю, эти и другие добродетели русского народа служили нравственным скрепом многонационального союза. И в минуты тяжких испытаний для русского народа младшие братья не разбегались по «национальным квартирам», не прятались за «национальным частоколом», а становились монолитной стеной рядом со старшим братом и одолевали врага.

И сегодня, когда доморощенные националисты разных мастей по указке международных «кукловодов» фальсифицируют, оскверняют кровью предков завоеванное единство, мы не имеем права сидеть сложа руки. Северокавказцы, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, – один народ. Северный Кавказ – огромный «котел», где столетиями «вываривались» народы, культуры, языки, традиции, обычаи и получилось нечто неповторимое, уникальное, прекрасное – Северо-Кавказская цивилизация. Абсолютному большинству северокавказцев чужды национальные предрассудки, для них неприемлемы чувства национального превосходства, национального эгоизма.

В этом плане мы следуем заветам великих наших предков Я. Неверова, А. Пушкина и М. Лермонтова, воспевших Кавказ, К. Хетагурова, который писал: «Весь мир – мой храм. Любовь – моя святыня. Вселенная – отечество мое», Расула Гамзатова, К. Кулиева, А Кешокова, Д. Кугультинова.

И как бы я хотел, чтобы молодежь Северного Кавказа считала первейшим жизненным принципом завещание Коста о долге каждого из нас перед своим народом, перед общей нашей матерью – Россией:

Аз дзыллайа къаддар куы дарин,

Куы бафидин искуы ма хас,

Уад афта анкъардай на зарин,

На хъуысид ма кауын хъалас.

Дословный перевод звучит примерно так: «Если бы мне удалось хоть в ничтожной доле вернуть долг моему народу, то песня моя не звучала так грустно; не звучала бы как плач». Кстати, Коста Хетагуров – основоположник осетинского литературного языка – считается первым русскоязычным поэтом Юга России. И еще. Ставрополье он с гордостью называл своей духовной родиной.

Мудрые мысли

(30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя - 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя)

Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Цитата: 52 - 68 из 260

Друг мой, любить людей так, как они есть, невозможно. И, однако же, должно. И потому делай им добро, скрепя свои чувства, зажимая нос и закрывая глаза.


Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца. («Идиот»)


Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.


Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку.


Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей.


Ежегодно в нужное время обсуживаются важнейшие государственные вопросы, и парижанин сладко волнуется. Он знает, что будет красноречие, и рад. Разумеется, он очень хорошо знает, что будет только одно красноречие и больше ничего, что будут слова, слова и слова и что из слов этих решительно ничего не выйдет. Но он и этим очень, очень доволен. И сам, первый, находит все это чрезвычайно благоразумным. (*Зимние заметки о летних впечатлениях*, 1863)


Если Бога нет, то какой же я после этого капитан?


Если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию.


Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы.


Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.


Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит, хороший человек.


Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив.


Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.


Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.


Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть людей, этих слабосильных бунтовщиков, для их счастья, - эти силы: чудо, тайна и авторитет. Ты отверг и то, и другое, и третье и сам подал пример тому. Или Ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Но овладевает свободой людей лишь тот, кто обольстит их совесть. Ты возжелал свободной любви человека - свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея лишь в руководстве Твой образ перед собою, - но неужели Ты не подумал, что он отвергнет и оспорит даже Твой образ и Твою правду, если его угнетут таким страшным бременем, как свобода выбора?


Женщины - наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту.


Жизнь полюбить больше, чем смысл ее.