Международная торговля. Международная торговля: структура и динамика

Появление крупной машинной индустрии определяет резкий рост мировых внешнеторговых связей. Все больше сырья, топлива, материалов, емких товарных рынков необходимо промышленности. В экономике из-за влияния технологической революции, в специализации и кооперации промышленного производства индустриальных стран происходят структурные сдвиги, которые усиливают взаимодействия национальных хозяйств. Значительную роль в мировом хозяйстве стали играть транснациональные корпорации.

Они захватывают все большую долю мирового рынка, на которую приходится увеличивающаяся часть товарообменных потоков.

Предприятия стран ориентируют производство своих товаров теперь не только на местные и национальные рынки, но и на мировые, осуществляют крупносерийное, массовое производство, уменьшая издержки и на неизменный капитал.

Чтобы международная торговля была выгодной для всех ее участников, должна выработаться наиболее действенная для каждой страны структура экспорта и импорта. Такая эффективность обусловливается прежде всего адекватной системой мировых цен и международных расчетов.

Можно отметить, что в международной торговле доминируют экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятой страны собирает сумму экспорта и импорта. Стоимость экспорта в мировом масштабе сопоставима с оборотом мировой торговли.

Экспорт - это вывоз за границу товаров, услуг, технологий для того, чтобы реализовать их на внешнем рынке. Предметами экспорта являются не только произведенные в стране товары, но и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Своеобразной формой экспорта выступает реэкспорт, т. е. вывоз уже ранее ввезенных товаров, которые не подверглись переработке в данной стране.

Импорт - это, наоборот, ввоз товаров, услуг, технологий для реализации их на внутреннем рынке и вдобавок для транзита в третьи страны.

Формой импорта является реимпорт - объем импорта, включающий обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров. Международную торговлю можно представить как форму взаимоотношения между товаропроизводителями различных хозяйств, завязывающихся на основе международного разделения труда.

Другими словами, международная торговля - это совокупный оплачиваемый товарооборот между всеми государствами мира.

Но термин «международная торговля» используется и в более ограниченном значении. Это, например, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот стран какого-либо региона и т. д.

Во внешнеэкономической деятельности каждая страна проводит свою внешнеторговую политику, являющуюся одной из составляющих экономической политики государства.

Внешнеторговая политика главным образом направлена на регулирование и развитие торговых связей с другими странами, группами стран для утверждения позиций страны на мировом рынке, она осуществляет решение ряда экономических проблем. В состав внешнеторговой политики входит стратегия и инструменты ее реализации.

Внешнеторговая политика государства должна учитывать тенденции формирования мировой торговли, обстановку на внутреннем рынке страны.

Вследствие этого она включает в себя две тенденции: протекционизм и либерализацию.

Протекционизм представляет собой политику, которая устремлена на охрану национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках от заграничной конкуренции, их поощрение.

Либерализация - это политика, суть которой заключается в том, что страны осуществляют принцип свободы торговли (государства отказываются от непосредственного влияния на внешнюю торговлю).

Такая политика реализовывается в соответствии с международным разделением труда и сравнительными преимуществами страны.

Разнообразная внешнеторговая деятельность делится по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю сырьем, торговлю машинами и оборудованием, торговлю услугами.

В международной практике определены следующие основные понятия.

Сырьевые товары - продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.

Полуфабрикаты - продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров прежде, чем они стали орудием производства или предметом потребления.

Готовые изделия - все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, - товары со сроком пользования 1 год и менее.

Готовые изделия длительного пользования - изделия со сроком потребления свыше 1 года, предназначенные для промышленности, государственных и частных учреждений, которые классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, классифицируемого как товары, не отнесенные к другим категориям.

Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования - товары со сроком потребления один год и менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.

Товары среднесрочного пользования - товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет и с относительно низкой стоимостью.

Товары длительного пользования - товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет, но с высокой стоимостью. Мировой товарооборот определяется как совместный экспорт всех стран мира. Сальдо торгового баланса представляет собой разность между стоимостью импорта и экспорта. В том случае, если соотношение формируется в пользу экспорта, торговый баланс активный, а сальдо - положительное. А если стоимость импорта превосходит стоимость экспорта, то торговый баланс пассивный, а его сальдо - отрицательное (со знаком «-»).

Мировой рынок сложился к началу XXI столетия. Это стало следствием длительного развертывания интернационализационных процессов экономической жизни на основе обострения международного разделения труда. Современный мировой рынок сложился в процессе продолжительного исторического развития на базе внутренних рынков некоторых (в основном) ведущих государств. Рыночные взаимоотношения этих стран понемногу выходили за национально-государственные рамки.

Мировой рынок - это поле деятельности стабильных товарно-денежных отношений в общем составе мирового хозяйства, которые основаны на углублении и развитии международного разделения труда и процесса взаимодействие факторов производства между странами. Мировой рынок объединяет все национальные рынки.

На мировом рынке существует определенная классификация товаров:

  • 1) по видам сырья, из которого изготовлен товар;
  • 2) по степени обработки товара;
  • 3) по назначению товара;
  • 4) по месту товара в международной торговле.

Международные организации стараются систематизировать и классифицировать товары, являющиеся предметом международной торговли.

Примером может служить третья редакция Стандартной международной торговой классификации ООН (СМТК), принятой в 1986 г.

Она обусловила следующие классификации десятизначной системы кодирования товаров: «первая цифра кода соответствует товарному разделу, две следующие - товарной группе, две последующие - товарной подгруппе по степени обработки товара, три предпоследние - товарной позиции по назначению товара, три последние - субпозиции по месту товара в международной торговле».

Рынки сырьевых товаров минерального происхождения, рынки готовой продукции, рынки сельскохозяйственных товаров и продовольствия, а также рынки международных услуг являются наиболее значимыми для мировой торговли.

В 2005 г. мировая торговля развивалась быстрыми темпами (табл. 1), хотя по сравнению с предыдущим годом они снизились. Например, можно сравнить: если в 2004 г. мировой обмен товарами в сопоставимых ценах увеличился на 10,3 %, то в 2005 г. его прирост составил 7,0 %.

Этот показатель выше среднегодового прироста мировой торговли, прогнозированного МВФ для десятилетия 1997-2006 г. Он составляет 6,6 %. Мировая торговля в 2005 г. вырастает более высокими темпами, чем показатель ВНП по миру в целом (по оценке МВФ - 4,3 %). Импорт и экспорт развивающихся стран в то же время увеличиваются наиболее высокими темпами, чем внешняя торговля развитых стран.

Мировая торговля в текущих ценах составила в 2005 г. по оценкам экспертов МВФ 12589 млрд. долларов США (в 2004 г. - 11 150 млрд. долларов), увеличившись по стоимости на 12,9 %.

Таблица 1. Мировая торговля товарами и услугами (темпы прироста в %)

При этом на международный товарообмен приходится 80,6 % (10153 млрд. долларов США), а торговля услугами составила 2436 млрд. долларов США.

Темпы роста мировых цен на сырье в 2005 г, как и в предыдущие годы значительно превышают темпы роста цен на промышленные изделия.

За период с января по август 2005 г. индекс цен на сырьевые и продовольственные товары в международной торговле, выраженных в американских долларах, составил 29 %. При этом цены на энергетические товары возросли на 41 %. Продолжающийся рост цен на нефть и нефтепродукты - средняя спотовая цена (APSP) на нефть увеличилась на 44 % и превысила отметку в 65 долларов США в начале сентября 2005 г. - связан в первую очередь с повышением спроса и ожиданием недостаточности предложения этого энергоресурса на мировом рынке. В такой ситуации мировые цены на нефть и нефтепродукты стали исключительно чувствительны к краткосрочным изменениям, что было, в частности, продемонстрировано влиянием урагана Катрина, последствия которого - ущерб, нанесенный нефтяной и газовой инфраструктуре в районе Мексиканского залива - вызвали резкий скачок цен.

В связи с сохранением высокого спроса на нефть на мировом рынке и ограниченностью предложения многие аналитики, в том числе и эксперты МВФ, существенно изменили свои оценки и прогнозы роста цен на жидкое топливо в сторону увеличения.

Оценка МВФ APSP на 2005 г. составляет 54,23 долларов США за баррель (в апрельском прогнозе она составляла 46,50 долларов), а прогнозируемая средняя цена на 2006 г. - 61,75 доллара США за баррель (43,75 долларов соответственно).

Напротив, цены на другие виды сырьевых товаров (исключая энергетические) возросли за 9 месяцев 2005 г. всего на 5 %. В этой группе наиболее значительно выросли цены на металлы - на 9 %, что было вызвано связанным с расширением глобальной экономической активности увеличением мирового спроса на них.

Внешнеэкономические связи России

В первом полугодии 2006 г. замечалось улучшение благоприятной конъюнктуры мировых рынков основных экспортных товаров России.

Этот фактор является главным для сопровождения высоких темпов увеличения поступлений в государственный бюджет, а также реальных доходов населения, инвестиций и многих других показателей.

Оценивая в стоимостном выражении масштабы внешнеэкономической деятельности России, можно отметить, что они достигли в пореформенный период максимального своего уровня.

Рассматривая методологию платежного баланса, можно понять, что внешнеторговый оборот в первом полугодии 2006 г. превысил 166,2 млрд. долларов, что на 35 % выше по сравнению с январем-июнем 2004 г.

Вырос вывоз товаров на 39 % (до 112,0 млрд. долларов по сравнению с 80,5 млрд. долларов, а ввоз товаров увеличился на 28 % до 54,3 млрд. долларов с 42,4 млрд. долларов соответственно.

Следовательно, в первом полугодии 2006 г. продолжался прирост положительного сальдо торгового баланса - 51 %, а объем чистого экспорта товаров и услуг (51980 млн. долларов) превысил на 60 % соответствующий показатель аналогичного периода 2005 г.

Стабилизации внутреннего валютного рынка и увеличению устойчивости национальной валюты способствовал дальнейший рост высоких цен на основные товары российского экспорта.

Золотовалютные резервы страны увеличились на 21,7 % - с 124,5 млрд. долларов на 1 января 2006 г. до 151,6 млрд. долларов к 1 июля 2006 г. в условиях финансовой стабильности.

Скопленного объема золотовалютных резервов достаточно было бы для финансирования импорта товаров и не факторных услуг в течение 12,8 месяца по сравнению с 11,5 месяца на 1 января 2006 г.

К расширению инвестиционной активности привело повышение доходности основополагающих экспортоориентированных отраслей.

Прирост инвестиций в основной капитал составил 9,4 % в первом полугодии 2006 г. по сравнению с 12,6 % в аналогичном периоде 2005 г. и был выше прироста производства товаров и услуг за этот период.

Рост капиталовложений не сопровождался внушительными сдвигами в движении структурной перестройки истинного сектора отечественной экономики (55,2 % всех промышленных инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в первом полугодии 2005 г. направлялось на формирование трех первостепенных экспортных отраслей - топливной, черной и цветной металлургии по сравнению с 59,2 % годом ранее) Капиталовложения на приобретение импортного оборудования российскими компаниями в январе-июне 2005 г. составили 22,4 % от общего объема инвестиций в машины, оборудование, инструмент и транспортные средства (23,5 % за первое полугодие 2004 г.).

Увеличение инвестиционного спроса экспортоориентированных отраслей содействовало росту производства машиностроительной продукции и строительных материалов, а также росту объемов строительных работ.

Воздействие внешнеэкономических факторов на состояние государственного бюджета оказало в основном благоприятный исход.

Так, на снижение таможенных тарифов общая сумма сбора таможенных платежей достигла 859,6 млрд. рублей в первом полугодии 2005 г. против 524 млрд. рублей за январь июнь 2004 г., составив 38,7 % всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Взносы по внешнему государственному долгу увеличились в январе-марте 2005 г. более чем на 38 % (до 7,97 млрд. долларов по сравнению с 5,76 млрд. долл. в аналогичном периоде 2004 г.)

Коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение объема долговых платежей к экспорту товаров и услуг) практически не изменился и составил 14,1 % в январе-марте 2005 г. против 14,0 % в первом квартале 2004 г., а баланс между фактическими платежами по государственному внешнему долгу и доходовами консолидированного бюджета урезалось с 15,8 % до 12,9 %.

Повышение ВВП РФ (5,7 % в первом полугодии 2006 г.) произошло на фоне роста физического объема экспорта товаров на 3,6 %, в то время как в январе-июне 2004 г. ВВП вырос на 7,6 % при увеличении вывоза товаров в натуральном исчислении на 5,5 %.

Урезание прироста физического объема экспорта инициирует уменьшение темпов экономического развития России, несмотря на высокий уровень мировых цен на основные экспортные товары.

Бесспорно, что для дальнейшего роста экспорта топливных и других сырьевых ресурсов необходимо внушительное увеличение капиталовложений в их производство и транспортировку. Прирост производства в реальном секторе в первом полугодии 2006 г. в основном произошел за счет машиностроения - 11,5 %, производства кокса и нефтепродуктов - 5,0 %, а также строительства - 5,8 %.

Однако в то же время во многих крупных экспортно-ориентированных отраслях он отставал от общепромышленного (4,0 %), - в основном в топливной промышленности - 2,1 %, химической промышленности - 2,3 %, в металлургии - 1,9 %, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 3,4 %.

В итоге экспорт товаров по методологии платежного баланса поднялся до 112,0 млрд. долларов с 80,5 млрд. долларов. При этом увеличивается тенденция односторонней зависимости страны от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа. Их доля в общем экспорте товаров достигла 59,6 % против 55,2 % в первом полугодии 2005 г.

По состоянию на 01.07.06 г внешняя задолженность органов государственного управления, охватывая органы денежно-кредитного регулирования, оценивалась в 100,2 млрд. долларов (против 105,6 млрд. долларов на 01.01.05 г.) или 43,5 % всего внешнего долга РФ. Задолженность федерального правительства составляла 89,7 млрд. долларов против 95,7 млрд. долларов на 1.01.05 г. 6,9 % иностранных обязательств правительства РФ приходится на задолженность бывшего СССР, включая 42,8 % - на его долги Парижскому клубу.

В заключение рассмотрения данного вопроса можно отметить, что для России вместе с торговлей одной из главных форм мировых экономических отношений служит международное движение капитала. С 1990-х гг. Россия активно проводит политику обширного сотрудничества в международной финансовой сфере, привлекая и используя внешние ресурсы.

Применение иностранных инвестиций является беспристрастной надобностью, обусловленной системой участия экономики страны в МРТ и переливе капитала в свободные отрасли предпринимательства.

Как подтверждает практика, мировое хозяйство не может результативно развиваться в мировом масштабе без перелива капитала, без его устойчивой миграции. Это объективная надобность и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства.

Россия поставила перед собой цель - интегрирование в мировой рынок. Однако существует «непредвзятость» процессов ввоза импорта в Россию и экспорта капитала из России.

Россия, как и другие страны, рассматривает заграничные инвестиции как факторы:

  • 1) форсирования экономического и технического прогресса;
  • 2) «освежения» и модернизации аппарата производства;
  • 3) усвоение передовых методов организации производства;
  • 4) подготовки кадров, соответствующих требованиям экономического рынка.

По оценке американской компании «Эрнст и Янг» в первые 5-7 лет российской экономике для нормализации нужно привлечь 200-300 млрд. долларов. России понадобится около 100-140 млрд. долларов.

Только лишь для одного топливно-энергетического комплекса для того, чтобы преодолеть кризисные явления. Чтобы заменить активную часть производственных фондов модернизированными, необходимо ежегодно привлекать 15-18 млрд. долларов. По мнению некоторых российских экспертов, в настоящее время России доведется рассчитывать на более скромный объем иностранного капитала примерно 10 млрд. долларов.

Необходимо отметить, в каких же формах принимает участие капитал в России.

Иностранный капитал в России преобладает:

  • 1) в государственной форме;
  • 2) в частной форме;
  • 3) в смешанном виде;
  • 4) как капитал международных организаций.

В российскую экономику иностранные инвестиции поступают как прямые частные инвестиции и в виде кредитов (как ссудный капитал).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Кафедра "Экономическая теория и мировая экономика"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Мировой рынок и международная торговля

Выполнил (ла): Хинев А.А.

Проверил (ла):

Чимитова А.Б.

Улан-Удэ 2012

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Для начала следует определиться с некоторыми вопросами. Во-первых необходимо показать актуальность выбранной темы, во-вторых вкратце обозначить суть проблемы и то какие вопросы будут рассмотрены в реферате.

Общепринято, что традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля и это как нельзя точно сказано. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% процентов всего объема международных экономических отношений.

Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Так, для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Например по определению Дж. Сакса,". экономический успех любой страны мира движется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы".

Основной задачей данной темы, разобрать понятие международной торговли и мирового рынка, рассмотреть такие важные аспекты как например этапы развития оной, ее образование, а также рассмотреть структуру регулирования международной торговли и мирового рынка. В заключении к данной теме будут подведены некоторые итоги, по изучаемому вопросу.

Глава i. Мировой рынок и международная торговля

1.1 Понятие мировой рынок и международная торговля

рынок как важнейший элемент цивилизации является одной из форм общественного разделения труда, в рамках которой на основе конкурентных отношений осуществляется обмен и взаимодействие различных видов деятельности. Это не только экономическая категория, но социальное, политическое, культурное явление, представляющее собой систему отношений между потребителем и производителем, базирующихся на частной собственности, обеспечивающих свободный обмен ресурсами и результатами труда на основе различных форм конкуренции.

Мировая экономика, мировой рынок, всемирное хозяйство понятия, которые широко используются в экономической науке. Однако как некоего “особого места”, на котором происходит мировое производство и мировая торговля национальными товарами и факторами, производства нет. Эти процессы протекают на территориях суверенных государств, в системе национально-правовых и экономических режимов.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999.С. 30. . Однако понятие "международная торговля" употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т.п.

Мировой рынок представляет собой определенную целостную систему, обеспечивающую единство национальных рынков в глобальном масштабе, их жизнеспособность и саморазвитие.

мировой рынок международная торговля

Необходимость различия национальных рынков отдельных стран и мирового рынка обусловлена следующими обстоятельствами:

мировой рынок всегда конкурентный (нет законодательных норм и органов, которые могли бы ограничить международную конкуренцию), в то время как национальные рынки могут быть закрытыми для иностранных производителей;

на национальных рынках, функционирование которых базируется на частной собственности, на орудия труда и средства производства, характер и объемы движения товаров и факторов производства, как правило, обусловлены лишь экономической выгодой и производственными связями между предприятиями и районами страны. В условиях свободной рыночной экономики на внутреннем рынке, как правило, все субъекты хозяйствования (в том числе и иностранные) пользуются одинаковыми правами по перемещению товаров и факторов производства. На мировом рынке на торговые и финансовые потоки существенное влияние оказывает политическая деятельность отдельных государств и международных организаций, принимающих решения без учета экономической выгоды (оказание помощи, “списание" задолженности и т.д.);

движение товаров между национальными хозяйствами ограничено, и некоторые товары, производимые в отдельных странах, вообще не поступают в мировой товарооборот;

на мировом рынке действует система мировых цен и мировых валют, механизма формирования которых отличается от систем, действующих на национальных рынках.

1.2 Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений

Регулирование на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран-участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.

Основными направлениями многостороннего регулирования мировой торговли в современных условиях являются следующие:

создание заинтересованными государствами договорно-правовой основы торгово-экономических отношений, включая важнейшие принципы и нормы;

выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне комплекса торгово-политических средств воздействия на мирохозяйственные связи, определение рамок и возможностей использования отдельных инструментов торговой политики;

формирование и дальнейшее развитие международных институтов, содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем, возникающих между странами-участницами, их объединениями и группировками;

обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей.

Многостороннее регулирование является органической составной частью механизма мировой торговли. Оно выступает как средство, содействующее обмену материальными ценностями и услугами, производственно-техническими знаниями и опытом между национальными производителями - экспортерами товаров и услуг. Организационными формами многостороннего регулирования межгосударственных торгово-экономических отношений являются международные экономические организации (МЭО).

Современный процесс усиления многостороннего регулирования имеет объективную основу. Происходящие под воздействием научно-технического прогресса сдвиги в развитии производительных сил усиливают необходимость в дальнейшем расширении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни. Реализация результатов научно-технического прогресса приобретает все более глобальный характер, выходит за рамки не только отдельных производств и отраслей, но и государств. Многостороннее регулирование мировой торговли на межгосударственном уровне оказывает все более заметное влияние на условия осуществления торгово-экономических и производственно-технических связей между странами, на их объем и структуру.

В развитии многостороннего регулирования можно выделить несколько этапов. На первом этапе, который продолжался с начала века до второй мировой войны, многочисленные попытки, создания определенного, механизма решения проблем развития международной торговли в основном оканчивались неудачей, что объяснялось отсутствием общей базы для достижения компромисса между интересами ведущих промышленно развитых стран.

Только с 1920г. по 1933 г. было проведено пять всемирных экономических конференций. В 1920 г. - в Брюсселе (по финансовым вопросам и внешней торговле). В 1922 г. - в Генуе (по восстановлению экономики Европы и ослаблению протекционизма). В 1927 г. - в Женеве (по таможенному разоружению); в 1930 г. - в Женеве (по ограничению протекционизма);

в 1933 г. - в Лондоне (по стабилизации валют и отмене торгово-политических ограничений). Попытки многостороннего регулирования осуществлялись Лигой наций и ее экономическим комитетом. Невозможность достижения договоренностей по экономическим проблемам на этом этапе компенсировалась в определенной мере картельными и другими соглашениями на межфирменном уровне.

На втором этапе, охватывающем послевоенные годы, начала складываться и получила развитие система многостороннего регулирования экономических отношений на межгосударственной основе, был разработан механизм ее реализации. Основными принципами, на которых строилось регулирование международной торговли, были либерализация торговли, предполагающая постепенную отмену торговых ограничений на взаимной основе, и широкое применение принципа наибольшего благоприятствования. Эти принципы давали более сильным в экономическом отношении партнерам возможность завоевывать рынки, не опасаясь применения односторонних дискриминационных мер против их экспорта. На роль основного инструмента торговой политики выдвигался таможенный тариф, тогда как количественные ограничения импорта, получившие широкое распространение в западноевропейских странах, подлежали постепенному устранению. При выработке норм и правил, регулировавших товарообмен между странами, были учтены интересы ряда стран-партнеров, в частности, сохранялись зоны преференциальной торговли, и возможность для создания торгово-политических объединений в виде зон свободной торговли и таможенных союзов. Одновременно создавались международные институты регулирования экономических отношений, нацеленные на поиск оптимальных путей решения возникающих на межгосударственном уровне проблем. Основные усилия в тот период были направлены на образование таких механизмов регулирования, которые предусматривали бы ограничение протекционизма, создание условий для либерализации торговли, а также для доступа на рынки молодых развивающихся государств и к имеющимся в этих государствах материальным ресурсам.

На третьем этапе, охватывающем 50-60-ые годы, объектом многостороннего регулирования, был импорт товаров в материально-вещественной форме. В основном промышленной продукции и сырья, между тем как регулирование торговли сельскохозяйственными товарами и проблемы государственного содействия развитию экспорта не входили в сферу многостороннего регулирования, т.к. ведущие его участники были заинтересованы в проведении свободной национальной политики в этих областях, не сдерживаемой международными договорно-правовыми рамками. Все мероприятия государств-участниц системы многостороннего регулирования в тот период были направлены на расширение свободы конкуренции на мировом рынке, формирование международного товарообмена рыночных сил. Вместе с тем применение государствами национальных инструментов торговой политики и обеспечение ослабления протекционистской защиты находились под наблюдением и контролем со стороны соответствующих институтов многостороннего регулирования.

На четвертом этапе, охватывающем 70-ые годы, система многостороннего регулирования претерпела заметные изменения. Это было обусловлено существенными сдвигами в структуре мирохозяйственных связей, которые приобретали все более производственно-технический характер на основе происходившей интернационализации производства в рамках транснациональных корпораций.

В связи с изменившимися условиями в 70-ые годы в системе многостороннего регулирования экономических отношений основным принципом стал принцип организованности, основанный на концепции "организованной свободной торговли". Эта система регулирования предусматривала в качестве важнейших объектов: регулирование структуры производства на национальном уровне, координированные действия на межгосударственной основе по расширению произведенной продукции посредством заключения международных товарных соглашений и соглашений об ограничении экспорта. Важнейшими инструментами такой системы стали нетарифные барьеры, являющиеся во многом результатом активного вмешательства национальных государств, в воспроизводственный процесс в интересах крупных промышленных компаний. И хотя в рамках многостороннего регулирования продолжилась деятельность, направленная на снижение уровня таможенно-тарифной защиты и на отмену количественных ограничений, основные усилия сосредоточивались на упорядочении конкуренции на мировом рынке, на более четкой регламентации деятельности национальных правительств в торгово-политической области, в частности, путем унификации правил и процедур применения нетарифных барьеров.

Важную роль в системе многостороннего регулирования в 70-ые годы играли вопросы экономического сотрудничества между Востоком и Западом: определение наиболее перспективных областей сотрудничества; изучение проблем промышленного сотрудничества и путей содействия его развитию; обсуждение основных принципов и норм торгового обмена; ограничение действия торговых препятствий; выработка организационно-правовых документов, направленных на облегчение деловых связей. В рамках Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН широко использовалась практика проведения специальных совещаний экспертов, коллоквиумов, семинаров, которые создавали основу для обмена мнениями между делегациями по вопросам расширения областей сотрудничества, что оказывало влияние на принимаемые правительствами стран Востока и Запада решения. В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки, а также на последующих встречах стран-участниц в Белграде, Мадриде, Вене, в числе прочих были сформулированы основные задачи и направления работы в области развития общеевропейского торгово-экономического сотрудничества. В рамках международных специализированных торгово-экономических организаций ЕЭК (Европейская Экономическая Комиссия ООН) и ЮНКТАД (единая национальная конференция по торговле и развитию) проводились обсуждения и решались некоторые конкретные проблемы, касающиеся отношений государств Востока и Запада.

На современном этапе, охватывающем 80-90-ые годы и начало нового века многостороннее регулирование приобрело особо важное значение и распространилось на многие области экономического межгосударственного сотрудничества. Это обусловлено дальнейшим усилением процесса интернационализации производства, основанного на специализации и кооперировании производства как на внутрифирменном, так и на межфирменном уровне; резким обострением конкурентной борьбы на мировых товарных рынках; усилением взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик; ускорением научно-технического прогресса, распространяющегося на все более широкий круг стран. Основными объектами многостороннего регулирования в настоящее время являются вопросы развития специализации и производственного кооперирования, согласования объемов производства по сырьевым и продовольственным товарам, вопросы торговли услугами, содействие развитию межфирменных связей со стороны национальных государственных органов и неправительственных организаций, ограничительная деловая практика. Это находит выражение в разработке и принятии специализированными международными организациями руководств, правил и норм в области промышленного сотрудничества. И предоставления материально-технических услуг по обслуживанию производства, в области торговли научно-техническими знаниями, и инжиниринговыми услугами, а также в разработке и подписании международных товарных соглашений по торговле отдельными видами сырьевых товаров и готовых изделий, а также соглашений по развитию производства и экспорта по конкретным видам товаров.

Значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организации международного торгового обмена, ведется работа по унификации торговых документов, улучшению практики арбитража, процедур, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых сделок.

Характерной чертой многостороннего регулирования на современном этапе является участие в нем не только крупных, но и малых промышленно развитых стран, а также большинства развивающихся стран. Это привело к тому, что формы и методы многостороннего регулирования стали более гибкими, отражающими интересы все большего числа участников мирохозяйственных связей.

Произошли изменения и в механизме многостороннего регулирования. Основными его принципами стали ослабление таможенно-тарифной защиты стран-участниц и сдерживание нетарифного протекционизма в согласованных рамках. Проводимые в рамках многостороннего регулирования. Мероприятия направлены на расширение внутрикорпорационного обмена, развитие внутрифирменной специализации и кооперирования производства, более тесное увязывание экономик промышленно развитых стран, дальнейшее углубление мирохозяйственных связей на межфирменном уровне. Возросло значение организационных структур, регламентирующих торгово-политическую деятельность национальных государств, а также роль региональных торгово-экономических интеграционных группировок и организаций.

1.3 ГАТТ как регулятор международной торговли. Образование всемирной торговой организации

С 70-х годов начался интенсивный процесс формирования общего правового пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), направленная на совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, устранение многих барьеров в международном товарообмене и формирование современной международной торговой системы.

ГАТТ - это система, имеющая механизм сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата в международных торговых отношениях. С 1 января 1995 г. ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая составляет основу, на которой базируются все другие многосторонние соглашения, заключенные в рамках ГАТТ и в ходе "Уругвайского раунда".

Соглашение об образовании ВТО предполагает создание новой договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между странами-участницами. ВТО значительно расширяет сферу действия ГАТТ в редакции 1994 г., распространяя ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, и включает соответствующие два соглашения по этим вопросам: Соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), имеющим отношение к торговле.

Органы ВТО призваны обеспечить единый подход к исполнению странами обязательств и договоренностей "Уругвайского раунда". Членство в ВТО автоматически означает для стран принятие на себя в полном объеме и без всяких исключений всего пакета соглашений и договоренностей "Уругвайского раунда", кроме четырех соглашений с добровольным участием: соглашение о торговле гражданской авиатехникой; соглашение по правительственным закупкам; международное соглашение по молочной продукции; соглашение по говядине. Согласно договоренности, между участниками "Уругвайского раунда" создается многосторонний механизм разрешения споров, устанавливающий строгую дисциплину для членов ВТО в случае возникновения конфликтных ситуаций по тем или иным вопросам торговых отношений (тем самым заменяются отдельные системы, действовавшие в ГАТТ и различных добровольных кодексах).

Для России, вовлеченной в процесс вхождения в мировую систему хозяйства, Соглашение о создании ВТО имеет существенное значение, поскольку новая организация включает в свои рамки ГАТТ, о намерении присоединения к которой РФ сделала официальное заявление в июне 1993 г. Присоединение России к Соглашению о создании ВТО отвечает ее интересам и будет способствовать росту авторитета и роли РФ в международных экономических организациях.

Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO)

Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название "Уругвайского раунда".

Особенность "Уругвайского раунда" многосторонних торговых переговоров состоит в том, что впервые в истории ГАТТ в повестку дня были включены вопросы, не имеющие прямого отношения к деятельности данной организации. Это относится в первую очередь к торговле услугами (включая банковские, страховые, транспортные, строительные, компьютерные), а также к вопросам защиты интеллектуальной собственности, инвестиций, связанных с торговлей. Кроме того, в повестку дня раунда были включены вопросы совершенствования и адаптации механизма ГАТТ к современному этапу развития мировой торговли. Расширяя сферу деятельности, ГАТТ по существу превратилась во всемирную экономическую организацию по гармонизации существующей международной торговой системы.

Для проведения многосторонних переговоров в рамках "Уругвайского раунда" была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа - Комитета по надзору, призванного наблюдать за выполнением взятых участниками обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп - по таможенным тарифам; по нетарифным мерам; по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по торговым аспектам инвестиционной политики; по изменению статей ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.

Характерной чертой "Уругвайского раунда" является то, что многосторонние торговые переговоры впервые приобрели комплексный характер и имели конкретные практические результаты. По итогам переговоров 15 декабря 1993 г. был принят Заключительный акт переговоров и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Новые соглашения и договоренности, достигнутые в ходе "Уругвайского раунда", призваны гарантировать стабильность договорно-правовой основы международной торговли. Они создают новый механизм международной торговой системы.

Одобрение заключительного акта странами-участницами означает, что проходившие на протяжении 7 лет переговоры (1986 - 1993 гг.) в рамках ГАТТ были успешно завершены. Подписание и ратификация Заключительного акта состоялись 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Его подписали представители 120 стран - участников многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ.

Заключительный акт по результатам "Уругвайского раунда" многосторонних торговых переговоров (Final Act Embodying the Results of the Uruguay Round of Maltilateral Trade Negotiations, Marrakesh 15 April 1994) содержит следующие положения.

Соглашение о создании Всемирной торговой организации - Министерские декларации, решения, договоренности по финансовым услугам (прилагаемые к нему), содержащие результаты переговоров и составляющие неотъемлемую часть Заключительного акта.

Подписанием Заключительного акта участники согласились:

а) поддерживать Соглашение о ВТО перед своими компетентными органами с целью его одобрения в соответствии с установленной процедурой;

б) одобрить Министерские декларации и решения.

Представители стран-участниц обязались принять меры, чтобы Соглашение о создании ВТО и приложенные к нему многосторонние торговые соглашения были ратифицированы всеми участниками "Уругвайского раунда" и вступили в силу с 1 января 1995 г. Они остаются открытыми для принятия в течение двух лет после этой даты.

Соглашение о создании ВТО открыто для подписания всеми участниками, согласными с его XIV статьей. Одобрение и вступление в силу торговых соглашений с добровольным участием регулируются положениями этих соглашений.

До принятия Соглашения о создании ВТО его участники, которые ранее не были договаривающимися сторонами по ГАТТ, должны провести переговоры о присоединении к ГАТТ и стать Договаривающимися сторонами последнего. Для стран, не являющихся членами ГАТТ на дату принятия Заключительного акта, порядок не был определен и должен быть установлен для целей их присоединения к ГАТТ и принятия Соглашения о ВТО.

Заключительный акт и тексты, приложенные к нему, депонированы у Генерального директора ГАТТ. Соглашение о создании ВТО является одним из самых важных результатов многосторонних переговоров. Оно образует основу, на которой базируются другие многосторонние соглашения, разработанные в ходе "Уругвайского раунда". Эти соглашения входят в список приложений к Соглашению о создании ВТО.

ВТО создает основу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения. Правовой основой ВТО являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Всемирная торговая организация - постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.

ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО - 32 развитых страны и 100 развивающихся стран.

1.4 Международные организации по регулированию мировых товарных рынков

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами. (см. рисунок 1)

Рисунок 1 : Международные организации по регулированию мировых товарных рынков

1.5 Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков

Межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков, именуемые Международными товарными организациями (МТО), включают:

Международные консультативные комитеты;

Международные исследовательские группы.

МТО имеют целью наблюдения за реализацией международных товарных соглашений, а также изучение состояния мировых товарных рынков и обсуждение проблем, связанных с соотношением спроса и предложения на конкретных рынках, и выработки рекомендаций правительствам стран-участниц (Международные консультативные организации и Международные исследовательские группы). Деятельность МТО в определенной степени ограничивает возможности для односторонних действий некоторых стран-производителей сырья, препятствует образованию международных объединений экспортеров картельного типа.

Международные организации МО (International Organizations) были созданы на основе международных товарных соглашений с целью наблюдения за их реализацией. Они обладают правосубъективностью, имеют конкретные цели и организационную структуру. Направления деятельности МО предполагают использование специально создаваемых механизмов в зависимости от вида соответствующего международного товарного соглашения.

В настоящее время в системе ООН действуют Международные организации по какао, по кофе, по натуральному каучуку, по сахару, по зерну, по тропической древесине, по джуту. Организационная структура МО, наделенных международной правосубъектностью, в принципе, однотипна. Она включает Международный совет, Исполнительный комитет и Исполнительного директора. Международный совет является высшим органом, состоящим из представителей всех участников Соглашения. Он проводит регулярные очередные и внеочередные сессии, где принимаются решения, связанные с реализацией Соглашения. Система распределения голосов при принятии решений основана на формальном равенстве сторон - стран-экспортеров и импортеров. Исполнительный комитет - это высший исполнительный орган, работающий под руководством Совета и отчитывающийся перед ним. Он осуществляет текущее наблюдение за состоянием конъюнктуры мирового рынка и вырабатывает рекомендации по механизму его регулирования. (см. рисунок 2)

Рисунок 2: Международные организации по регулированию мировых товарных рынков

Глава II. Торговая политика России

2.1 Экономическая оценка внешнеторгового баланса России

Россия принимает участие в мировой торговле уже более 1000 лет - еще начиная с образования Древней Руси. Всем хорошо известны из истории торговые пути "из варяг в греки" и "из варяг в персы". Русские купцы из древних городов Киева, Новгорода и других активно торговали с Византией, Грецией.

В настоящее время наша страна имеет экономические отношения со многими странами мирового сообщества. Безусловно, обладание большим количеством торговых связей оказывает положительное влияние на состояние национальной экономики. Но у России существует немало экономических проблем в мировой экономике, основная из них - это падение доли страны в ВМП. А она вызвана проблемами падения производства и снижения производственного потенциала страны.

У России есть множество предпосылок для исправления и стабилизации экономического положения страны на мировой арене. Поэтому рассмотрим общую экономическую характеристику нашей страны.

Российская Федерация (РФ) является крупнейшим по территории государством мира - 12,7% мировой суши, на которой проживает 2,4% населения мира. Она производит 1,1-2,5% ВМП (1999). РФ образовалась в 1991 г. в результате развала Советского Союза. Современная хозяйственная система страны является следствием слома государственного строя, разрушения единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

В составе СССР Российская Федерация обладала крупнейшим научным и промышленным потенциалом. В наследство ей достались высокоразвитые авиакосмическая промышленность, энергомашиностроение, судостроение, металлургия, базовая химия, атомная энергетика, морской флот, одна из крупнейших в мире научно-техническая и разработанная ресурсная базы. По оценкам, на долю РФ приходится 1/5 часть мировых минеральных ресурсов. На ее территории расположено 33% мировых запасов природного газа, крупнейшие запасы каменного угля, железа и никеля, олова и свинца, золота и алмазов, нефти.

Однако экономический потенциал России не востребован в полной мере. Страна имеет огромные резервы для интенсификации своего экономического роста. По объему валового внутреннего продукта Россия замыкает первую восьмерку развитых стран мира. Подсчеты на основе различных методик (по паритету покупательной способности (ППС) и по обменному курсу) на сегодняшний день показывают, что ВНП России едва достигает 10% ВНП США. Российский показатель ВНП на душу населения меньше американского более чем в 5 раз.

До сих пор Россия может соперничать на равных с США только как космическая держава. Благодаря мировому признанию российских технологий в ракетостроении и освоении Космоса вообще, Россия сотрудничает в этой области со многими развитыми странами. В целом высокие технологии в различных отраслях российской экономики опираются на сложившиеся в последние десятилетия научные традиции и школы, которые при наличии адекватного экономического механизма вполне могут помочь стране реализовать все ее возможности.

Отрицательные тенденции экономического развития изменили положение РФ в мировом хозяйстве. Ее доля в мировом производстве сократилась с 6% в 1990 г. до 2,4% в 1999 г. (по ППС). По душевой ВВП составил 33-35% от аналогичного показателя, что отбросило страну на 98-е место в мире при подсчете ВВП по текущему валютному курсу и на 80-е по ППС.

В мировом хозяйстве страна известна как крупный производитель минерального сырья. В конце 90-х годов Российская федерация обеспечивала 28% мировой добычи природного газа, 14% - каменного угля, 11% - нефти. Она является крупным производителем; алмазов, алюминия, платины, электроэнергии, черных металлов, деловой древесины, хлопчатобумажных тканей, зерна, минеральных удобрений, но незначительным производителем машин и оборудования. Все машиностроение РФ по объему продаж уступает одной американской корпорации "Дженерал Моторс". На долю Российской Федерации приходится всего 0,3% мирового объема наукоемкой продукции.

Экономическое ослабление РФ крайне затрудняет для нее реализацию своих потенциальных преимуществ. Минеральные и сырьевые ресурсы (до 40% доступных полезных ископаемых) сосредоточены в сибирском и дальневосточном районах. Освоение природных ресурсов, также как и воплощение прежних и новых научно-технических наработок в конкурентоспособные изделия, требуют для своей реализации крупных капитальных расходов, которые могут оказаться непосильными для страны в ближайшем будущем при существующем воспроизводственном режиме.

Защите национального производства не уделяется должного внимания, потому что в 90-е годы преобладал подход, что запад нам поможет. Это привело к гипертрофированной зависимости российского хозяйства от международных рынков.

Выше уже отмечалось, что в Российском экспорте значительную роль играет продажа минерального сырья, полезных ископаемых. Экспорту нашей страны свойственна сырьевая направленность. И доходы от продаж природных ресурсов составляют основную статью доходов страны. Экономисты подчеркивают, что именно огромный природный потенциал России является объективным конкурентным экономическим преимуществом внешней торговли. Природный потенциал выражается в том, что наша страна обладает 15-17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды и огромными рекреационными ресурсами. К сожалению, в обрабатывающих и машиностроительных отраслях промышленности не были сформированы аналогичные конкурентные преимущества.

По данным Банка России, положительное сальдо внешнеторгового баланса Российской Федерации, продолжает сокращаться. Согласно опубликованной информации, очередное и весьма значительное увеличение экспортной выручки в апреле 2007 года (+ 15,1%), достигшее порядка 44.1 млрд. долларов, было практически полностью перекрыто ростом импорта (+ 45.1%). Таким образом, апрель стал седьмым по счету месяцем, продемонстрировавшим падение положительного внешнеторгового сальдо. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение составило 12%.

В последний раз подобное затяжное сокращение было отмечено в начале 2002 года. Тем не менее, текущее положительное сальдо остается по-прежнему внушительным - 11 млрд. долларов, что сохраняет вероятность существенного притока капитала в виде выручки от экспорта в дальнейшем. "Мы считаем, что текущий приток экспортной выручки является достаточным для поддержки тенденций роста ликвидности и объема торгов на фондовом рынке, а также для сохранения давления на обменный курс рубля, - считают аналитики Атона АТОН - старейшая в стране независимая финансовая группа, представляющая широкий спектр продуктов и услуг в области инвестирования в российскую экономику частным, корпоративным, институциональным и международным инвесторам . - Мы ожидаем, что данная тенденция будет продолжаться и в будущем году, учитывая стабилизацию цен на нефть, рост курса рубля и высокие темпы экономического роста. Мы также ожидаем, что положительное сальдо внешней торговли может сойти на нет ранее 2010 года, как прогнозирует правительство".

"Даже если цены на нефть останутся на нынешнем уровне в ближайшие несколько лет, то к 2010 году все равно произойдет исчерпание положительного сальдо торгового баланса, связанное с ростом импорта", - уверена Наталья Орлова, ведущий экономист Альфа-Банка . В этом случае, отмечает она, приток капитала в Россию уменьшится, что повлечет за собой ослабление курса рубля.

Быстрые темпы роста импорта во многом вызваны укреплением национальной валюты и увеличением доходов населения. На данный момент отсутствие конкурентоспособных российских товаров дополнительно подстегивает импорт. Ослабление позиций рубля, введение ограничений на импортные поставки и параллельное развитие собственного производства могли бы несколько изменить ситуацию. "Темпы сокращения положительного сальдо зависят, прежде всего, от увеличения объема импорта как потребительских, так и инвестиционных товаров. Причем последний факт наиболее важен. Россияне не хотят ездить на отечественных автомобилях, потреблять в пищу отечественные продукты и отдыхать на отечественных курортах, - рассказывает Максим Орловский, заместитель гендиректора по аналитике ГК " Регион " . - В будущем мы имеем все шансы прийти к нулевому сальдо внешнеторгового баланса, а при определенном снижении цен на нефть и вообще "вылететь" в отрицательное. Что, впрочем, было заложено правительством в проекте бюджета".

С другой стороны, сокращение положительного сальдо и наращивание инвестиционного потенциала одновременно приводит к укреплению капитального баланса. Благодаря этому наша денежно-кредитная система имеет шансы приблизиться к той, что существует сегодня в развитых странах. В таком аспекте, полагают эксперты, это событие окажется скорее позитивным, нежели отрицательным.

"Сальдо внешнеторгового баланса формируется как от импорта, так и от экспорта. Последний составляют в первую очередь нефть и газ. Экспортные газовые цены следуют за нефтяными cлогом в три-шесть месяцев. Пока причин для снижения цен на сырье нет. Думаю, что благоприятная конъюнктура сырьевых рынков сохранится в ближайшие годы, - прогнозирует начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев . - Что же касается импорта, то он, естественно, стимулируется укреплением рубля в реальном выражении, то есть с учетом инфляции: рублевые цены растут, а валютные в пересчете на рубли не изменяются. Сокращение положительного сальдо внешнеторгового баланса не имеет серьезных негативных моментов. Наоборот, интервенции со стороны ЦБ РФ на валютном рынке для поддержания курса доллара будут меньше, соответственно денежное предложение будет также сокращаться, что послужит позитивным моментом для снижения инфляции.

На данный момент сальдо внешнеторгового баланса России в апреле 2010 года выросло почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2009 года - до 14,6 миллиарда долларов с 7,5 миллиарда долларов.

"Экспорт товаров, по оценке, в апреле 2010 года составил 33,7 миллиарда долларов, что на 0,1% превышает уровень марта текущего года. По сравнению с апрелем прошлого года прирост составил 60,1%. Импорт товаров в апреле 2010 года, по оценке, составил 19,1 миллиарда долларов (на 2% выше уровня марта 2010 года, на 29,5% - уровня апреля 2009 года)", - говорится в документе Документ опубликованный от 26. 05.2010г. в " Российской газете" раздел Экономика. .

Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья составил за первые 2 месяца 2010 года $70,4 млрд (рост на 43,4%). Экспорт в страны дальнего зарубежья вырос на 63,1% - до $50,5 млрд, импорт из стран дальнего зарубежья увеличился на 9,9% и составил $19,9 млрд. Сальдо торгового баланса в торговле со странами дальнего зарубежья составило $30,5 млрд (рост на $17,7 млрд).

Внешнеторговый оборот со странами СНГ составил в январе-феврале вырос на 44,2% - до $1,2 млрд Экспорт в страны СНГ - до $7,5 млрд (+44,2%), импорт из стран СНГ достиг $3,7 млрд (+44,1%). Сальдо торгового баланса в торговле со странами СНГ - $3,8 млрд (рост на $1,2 млрд, или в 1,5 раза).

На долю Европейского Союза в январе-феврале 2010 года приходилось 53,2% российского товарооборота (в январе-феврале 2009 года - 50%). На страны СНГ - 13,7% (в январе-феврале 2009 года - 13,6%), на страны ЕврАзЭС - 7,5% (8,6%), на страны АТЭС - 19,2% (21,9%).

Объем внешнеторгового оборота, по оценке министерства, в январе-апреле 2010 года составил 190,9 миллиарда долларов.

Экспорт за этот период составил 126,3 миллиарда долларов, импорт - 64,6 миллиарда долларов. "Увеличение товарооборота на 45,1% по сравнению с январем-апрелем 2009 года объясняется низким уровнем (базы) объемов экспорта и импорта в январе-апреле 2009 года". В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 66,1%, импорта - 33,9%. Увеличение стоимости экспорта товаров в 1,6 раза по сравнению с январем-апрелем 2009 года вызвано повышением контрактных цен на основные товары российского экспорта, прежде всего, на нефть.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является базовой, системообразующей отраслью российской экономики, главной движущей силой, способной обеспечить прорыв к устойчивому развитию, а также коренному преобразованию. Это касается энергетического сырья - нефти и газа, в меньшей степени - угля. Существенную роль по-прежнему играют металлы - алюминий, медь, цинк, никель, железорудные концентраты и листовой прокат; драгоценные металлы - золото, платина, палладий; урановое сыре и редкие металлы, также необработанные алмазы и бриллианты.

Чрезвычайно благоприятным фактором для нашей страны будет то, что в перспективе можно ожидать опережающий рост мировых цен на энергетическое сырье по сравнению с общим их ростом в международной торговле. Действительно, как известно, современное общество все в большей степени зависит от природных ресурсов, хотя и вводятся различные энергосберегающие технологии. Соответственно, со временем, примерно к середине XXI в. минеральные ресурсы истощатся во многих странах при современных темпах потребления. А запасов России, в частности, по природному газу, хватит еще на несколько столетий, по оценкам экспертов. Следовательно, цены на природные ресурсы будут возрастать, и они станут "на вес золота". От этого Россия будет в выигрыше. Еще 4 года назад Российский бюджет закладывался, исходя из цены 18 долл. за баррель нефти, что считалось очень выгодным для нашего экспорта. Как вскоре увидел весь мир, цены на минеральное топливо "скакнули" за 70 долл. за баррель, поставив рекорд. При таких ценах на топливо отечественный экспорт процветает, образуя профицит бюджета.

Ясно, что ТЭК составляет основу внешней торговли России. Необходимо рассмотреть и другие ее аспекты.

Следует особо отметить такой аспект внешней торговли России, как контракты на поставку оружия и боевой техники. Дело в том, что хотя отрасли машиностроения в стране находятся в упадке, одна из них, работающая на Министерство Обороны, и называемая военно-промышленным комплексом (ВПК), пожалуй является единственной, производящей конкурентоспособную продукцию.

Россия занимает 2-е место в мире по экспорту боевой техники после США. Продажа оружия преобладает в экспорте всей продукции машиностроения страны. Многие страны мира заключают контракты на поставку отечественного оружия. От этого Россия имеет немало прибыли.

По итогам 2004 года экспорт оружия из России вполне может преодолеть даже шестимиллиардный рубеж. Только за первые шесть месяцев 2004 года госпосредник "Рособоронэкспорт" продал за границу военной техники на 3 млрд долларов.

Заключение

В заключении стоит отметить, что мировой рынок и международная торговля проходило по этапный процесс регулирования торгово-экономических отношений всех стран. С одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Так же стоит заметить, что при создании ВТО, значительно увеличивается и расширяется сфера действия договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между странами-участницами.

Таким образом, можно сделать вывод, что из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999г.

2. Рузавин Г. Основы рыночной экономики. Москва.: 1996г.

3. Макроэкономика. Глобальный подход Джефри Сакс, Фелипе Ларрен 1996г.

4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Сумцовой, доц. Л.Г. Орловой. М.: ЮНИТИ, 2000г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Инструменты международной торговой политики. Формирование комплекса межгосударственных договоров и соглашений, его основные элементы. Характеристика международных организаций в мировой торговле. Особенности Генерального соглашения по тарифам и торговле.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Исследование деятельности Всемирной торговой организации. Основные задачи глобальной организации по тарифам и торговле. Анализ особенностей регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли. Обзор статистики мировой торговли товарами и услугами.

    доклад , добавлен 25.04.2016

    Регулирование международной торговли. Общие положения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Цели и функциональные характеристики ГАТТ. Раунды и достижения. Соглашение с Всемирной Торговой Организацией. Упрощение процедур лицензирования.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2016

    Суть и понятие международной торговли. Классическая теория международной торговли. Отраслевая структура мировой торговли. Юридическое обеспечение мировой торговли. Аспекты международной торговли.

    реферат , добавлен 05.05.2005

    Теоретические основы мирового рынка и международной торговли. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле. Мировой рынок промышленных товаров и сырьевых товаров. Товарная и географическая структура международной торговли.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2010

    Особенности международного регулирования торговли с помощью единых норм и правил. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), его основные принципы и практическая деятельность. Система внешнеторгового регулирования России, ее отношения с ГАТТ.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Основные тенденции развития мировой торговли. Система регулирования международной торговли. Рамочные стандарты как одно из условий безопасности и облегчения мировой торговли. Основные особенности современного этапа функционирования мировой экономики.

    реферат , добавлен 06.11.2013

    Понятие мирового рынка и внешней торговли. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях. Мировое регулирование внешней торговли. Показатели мировой торговли товарами. Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Международная торговля - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Преимущества участия в мировой торговле, динамика ее развития. Классические теории международной торговли, их сущность.

    презентация , добавлен 16.12.2012

    Многосторонние межгосударственные организации по вопросам торговой и экономической политики. Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений. Всемирная торговая организация - ВТО. Многосторонние межправительственные орг

Необходимость возникновения и развития в разделе «Международное разделение труда» посвящена специфике международного рынка технологий. Системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, и следовательно — современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товара за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок — внешнеторговый оборот.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно, на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные цены и разные условия равновесия.

На горизонтальной оси располагаем объемы производства товара, а по вертикальной — цены. Для страны Х спрос будет показан кривой D1-D1, а предложение — кривой S1-S1. Соответственно для страны У спрос отразится кривой D2-D2, а предложение — кривой S2-S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесие будут отражать соответственно точки Ех и Еу, а равновесные цены — Рx и Ру. Поскольку Ру больше Р, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спрос на него, и по более высоким ценам продавать в страну У. Стране У выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже Ру, и страны договариваются о торговле данными товарами.

Равновесная цена, существующая на рынке страны X, говорит о том, что спрос равен предложению, и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена Рx служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране У равновесная цена Ру также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена Ру служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну У.

В этих границах устанавливается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны Х равно избыточному спросу в стране У.

Мировой спрос и мировое предложение — соответственно показаны на графике кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.

Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товаро-оборота под воздействием различных факторов.

Долговременные структурные сдвиги возникают, как правило, под воздействием изменений в условиях производства, и прежде всего под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевыми и энергетическими ресурсами.

Страница 27 из 34

Мировой рынок и международная торговля

Мировой рынок характеризуется отношениями купли-продажи, складывающимися между национальными хозяйствами. При этом продаваться и покупаться могут не только товары, но и рабочая сила, капиталы, валюта. Специфические мировые рынки взаимосвязаны, воздействуют друг на друга и в своей совокупности образуют сложный мировой рынок.

В последние десятилетия экономическая взаимозависимость стран становится все более многосторонней. Нынешняя совокупность мирохозяйственных связей включает следующие их формы:

· внешнюю торговлю;

· кооперацию производства;

· обмен научно-технической информацией и технологическими разработками;

· перемещение рабочей силы из одной страны в другую;

· международный кредит и иностранные инвестиции;

· валютные взаимоотношения государств.

Рассмотрение мирового рынка начнем с мирового рынка товаров и услуг. Он представляет собой совокупность национальных рынков. Однако объемы товарооборота на мировом рынке меньше, чем сумма товарооборотов всех национальных рынков. Каждый национальный рынок является составной частью мирового рынка только в той мере, в какой товарные потоки связаны с международным разделением труда, валютными отношениями.

Международное разделение труда – это специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг в целях их продвижения на мировом рынке.

В основе МРТ лежат разнообразные факторы:

· природные – географическое положение и размер территории страны, почвенно-климатические условия, наличие природных ресурсов, площадь сельскохозяйственных угодий и т.п.;

· технико-экономические – степень освоения достижений НТР, возможности замены природного сырья, внедрения новых технологий, снижения трудоемкости продукции;

· социально-экономические – типы хозяйственной системы в той или иной стране, исторически сложившиеся отношения между странами, идеология, религия, внешняя и внутренняя политика, проводимая страной.

Совокупность этих факторов определяет различные виды специализации стран: естественную – на основе различий в природно-климатических условиях; межотраслевую (предметную), порождаемую индустриализацией производства; внутриотраслевую (подетальную), вызванную современной НТР и состоящую в специализации на производстве отдельных деталей, узлов, комплектующих изделий.

Специализация страны на производстве той или иной продукции ведет к повышению эффективности использования ее ресурсов, позволяет полнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности.

Одновременно с международной специализацией идет кооперирование (от лат. cooperatio – сотрудничество) производства – объединение предприятий разных стран в едином производственном процессе.

Принято различать два вида преимуществ международной торговли: абсолютные и относительные.

Абсолютные преимущества в производстве продуктов складываются, когда одна страна может выпускать их более эффективно, чем другая. Например, благодаря климатическим условиям и географическому положению выращивать мандарины в Марокко дешевле, чем в США. Зато США, которые обладают достаточно высокой технологией, имеют оборудование и обученных рабочих для производства компьютеров. США имеют абсолютное преимущество в производстве компьютеров, а Марокко в выращивании мандаринов. Специализируясь на производстве тех продуктов, для которых они имеют абсолютное преимущество, и обмениваясь избыточной продукцией друг с другом, Марокко и США получают больше и мандаринов, и компьютеров, чем они имели бы, если бы пытались производить то и другое самостоятельно.

Относительные преимущества в международной торговле. У большинства государств нет абсолютных преимуществ в производстве каких-то товаров, однако все государства участвуют в международном товарообмене, поскольку имеют место так называемые относительные преимущества. Сформулированный английским экономистом Д. Рикардо (17721823) закон сравнительных преимуществ объясняет, почему страны специализируются на производстве тех товаров и услуг, в области создания которых они обладают наибольшими сравнительными преимуществами.

Итак, сравнительные преимущества – это способность производить некоторые товары (услуги) с относительно меньшими (сравнительными или альтернативными) издержками, чем другие товары. Специализируясь в соответствии со сравнительными преимуществами и обменивая свои товары на другие, страны могут получать большие реальные доходы при ограниченных объемах ресурсов. Внешняя торговля позволяет расширить производственные возможностиобщества (при тех же ресурсах страны в результате обмена получают больше продукта). При этом выигрывают не только торгующие между собой страны, но и мировая экономика в целом.

Существуют два основных вида внешнеторговой политики: политика свободной торговли и протекционизм.

Свободная торговля (фритредерство) – это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений.

Несмотря на доводы в пользу свободной международной торговли, до сих пор существует политика протекционизма ,т.е. защиты национальных производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей. Политика протекционизма осуществляется тарифным и нетарифным методами.

1. Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина – налог, взимаемый таможенными органами при ввозе товара в страну (импорт) или вывозе товара за границу (экспорт). Последствия введения таможенных пошлин двояки. С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественного производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности, наполнению бюджета дополнительными налоговыми поступлениями. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен, снижению импорта.

2. Нетарифный метод – это административное регулирование внешней торговли путем:

· квотирования экспорта-импорта установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема на ввоз или вывоз товаров;

· введения государственной монополии на торговлю определенными видами товаров;

· лицензирования – требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный период времени;

· добровольного ограничения экспорта – принятие экспортером обязательств ограничить или не расширять объем экспорта;

· налогообложения импортной продукции;

· выдачи субсидий денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта.

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) повлечет за собой необходимость соблюдения всех правовых обязательств, предусмотренных международнымисоглашениями.

В основу деятельности Всемирной торговой организации положены четыре принципа:

1) ВТО – это прежде всего “клуб” стран, стремящихся к расширению торговых связей друг с другом. Членство в этой организации добровольное;

2) страны, входящие в ВТО, предоставляют всем другим государствам статус наибольшего благоприятствования в торговле;

3) снижение торговых барьеров между странами-членами осуществляется путем переговоров, а не самоуправно;

4) соблюдение правил “cправедливой торговли”, заключающихся в том, что невозможно снизить импортный тариф для одних стран и оставить повышенный для других.

Открытость национальной экономики наиболее полно отражается в торговом и платежном балансах.

Торговый баланс – эторазница между стоимостью национального экспорта и импорта.Торговый баланс положителен, если нация вывозит больше товаров и услуг, чем ввозит из-за рубежа. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен. В первом случае торговый баланс имеет активное сальдо, во втором случае он имеет дефицит.

По данным Минэкономразвития РФ, экспорт товаров из России в 2000 г. составил 105,5 млрд. дол. США, а импорт – 44,9 млрд. дол., в 2001 г. ожидается экспорт – 107,1 млрд. дол., а импорт – 50,0 млрд. дол.*

Торговый баланс является составной частью платежного баланса. Платежный баланс – соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые государство осуществляет за определенный промежуток времени.

В доходной части платежного баланса отражаются поступления от внешней торговли, фрахтования судов, капиталовложения за границей, доходы от иностранного туризма, иностранные займы, проценты по ним, доходы от облигаций, трансфертные платежи и обмен финансовыми активами. Такие же статьи имеет расходная часть платежного баланса.

Сделки между партнерами из разных стран приводят к оттоку денег из страны или притоку их туда. Импорт товаров, инвестиции иностранных корпораций или безвозмездные переводы средств в адрес родственников – вот примеры международных сделок, приводящих к оттоку денежных средств из страны. Экспорт товаров, иностранные инвестиции в отечественные корпорации или денежные подарки от родственников за границей означают приток денежных средств в страну.

В конце каждого года определяют: что больше – приток или отток. Если отток больше, чем приток, образуется дефицит платежного баланса . Дефицит означает, что наши импортные (расходные) операции создали спрос на большой объем иностранной валюты, чем смогли обеспечить экспортные (доходные) операции. Дефицит финансируется либо за счет займов за рубежом, либо за счет продажи части активов. Нехватка поступлений иностранной валюты восполняется из официальных резервов центрального банка. Официальные резервы любой страны ограничены. Поэтому устойчивые или длительные дефициты платежных балансов, которые должны финансироваться за счет их резервов, неизбежно приведут к их истощению. В этом случае стране придется принять меры для обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Официальные данные платежного баланса России не дают представления о реальных процессах движения, в первую очередь о размерах оттока капитала из страны. Утечка капиталов может носить замаскированный характер, например, оседание части экспортной выручки, возрастание заграничных активов российских банков, контрабанда.

Эффективность международной торговли связана с состоянием и развитием международных валютных отношений, в частности с изменением валютных курсов.