Организация логистической деятельности в малом бизнесе. Опыт использования логистики в сфере малого бизнеса

Александр Шамаев, Эксперт по логистике

Зачастую логистика предприятий малого бизнеса осталась в конце 20 века: это и кладовщики, работающие с первичной документацией, по памяти зная, где у них, что лежит, и складская техника, ограниченная рохлями. Склады используются по принципу минимальной аренды, то есть категорией С — с советских времен. В транспортной логистике используется максимально дешевые транспортные средства, и идет бесконечная борьба между руководством и сотрудниками транспортного отдела. С одной стороны - это контроль за хищениями и серая зарплата, в ответ продолжаются хищения на новых витках «прогресса».

На мой взгляд, руководители и собственники малого бизнеса нуждаются в логистическом консалтинге, но на сегодня этот продукт дорог для них и решение требует серьезных инвестиций. Целью данной статьи является рассмотрение вариантов оптимизации логистики на предприятиях малого бизнеса с минимальными инвестициями, путем доступного консалтинга

Одно из определений логистики, говорит о том, что это взгляд на бизнес процессы через призму сокращения издержек. Это правильно, хотя во многих областях малого бизнеса логистика рассматривается исключительно как расходная статья. И возникает много вопросов, когда с ростом расходов на логистические статьи добавляется большое количество проблем. Очевидно, что количество предприятий малого бизнеса многократно превышает количество крупных предприятий и проектов. На конец 2014 года было зарегистрировано 5,56 млн малых предприятий, из них 40% осуществляют свою деятельность в сфере торговли. На предприятиях малого бизнеса занято 12 млн сотрудников.

В качестве примера рассмотрим существующую компанию, специализирующуюся на отделочных материалах, товарах для дома и дачи. Ценовой сегмент — низкий. Два канала сбыта — это мелкие оптовики, имеющие свои магазины в районных центрах и собственные розничные магазины. Оборот предприятия составляет около 150 млн руб. в год. Сезонный пик — май. К 2012 году логистика компании строилась следующим образом. Склады были в собственности и насчитывали 12 различных секций, разделенных по группам товара. Физически здания также были разными, на территории одной базы. Общая площадь складов составляла 7000 кв.м. категории С и С-. Ассортимент — 16 000 артикулов. На каждой секции склада работала своя бригада. Низкая текучка и зависимость от персонала приводила к естественной коррупции. Остатки фактически отличались от учета, и увеличивались вычерки. Возникла ситуация, когда логистика стала ограничивающей и лимитирующей стадией бизнеса. Увеличивать объемы обработки не позволяли склады. Клиенты были недовольны снижением уровня сервиса. Своевременность поставок и количество вычерков были предметом обсуждений на совещаниях, где критиковали очередного логиста. Несмотря на давление со стороны бизнеса, ситуация в логистике только ухудшалась. Важно добавить, что собственники компании созрели к переменам, но при этом им было важно исключить серьезные инвестиции.

Анализ ситуации проводился на основе вводных данных. Очевидно, что реформы должны быть приняты коллективом, как минимум частью. Менять команду на 100% на всех уровнях — это большие риски при условии непрерывного процесса. Также очевидно, что часть коллектива необходимо менять ввиду участия в хищениях тмц. Таким образом, процесс реформ должен быть ступенчатым. Для получения поддержки собственников реформы должны нести улучшения на первых этапах. То есть шаги, которые пусть и не несут серьезных изменений, должны убедить собственников и команду менеджмента в правильности выбранного курса.

Итак, сложился следующий план действий:

  1. Привести к единому стандарту расчет всех имеющихся ресурсов, а также производительности всех секций склада.
  2. Избежать зависимости от кладовщиков, которые всю информацию о товаре держат в памяти. Это достигается внедрением простого системы статического адресного хранения. Его легко реализовать в любой версии 1с или даже Excel. Каждому артикулу присваивается ячейка. При размещении и сборке товара в накладных кладовщика можно указывать адрес артикула.
  3. Процесс сборки предлагается разбить на 2 стадии, для его ускорения. Сначала во всех секциях собираем большой матричный заказ, который аккумулируется в одном месте, затем идет разбивка на мелкие заказы. Принцип волнореза. Значительно ускоряется время погрузки машины и количество мест до одного паллетоместа.

В части транспортной логистики напрашивались очевидные решения для сокращения затрат без потери качества. Это

  1. Отказ от экспедиторов и передача их функций водителям
  2. Введение контроля за работой транспорта с помощью GPS навигации и датчиков уровня топлива в баках.

Реализация

При переходе от слов к делу всегда хочется как можно быстрее реализовать предложенное и в то же время велика цена ошибки.

Первый шаг. Удивительно, но банальный анализ ресурсов в части наличия площадей, складской техники и складского оборудования зачастую не проводится. Вопроса о том, что на 2 соседних секциях склада со сходной нагрузкой количество персонала может отличаться в 2 раза не возникает. Когда же применяется корректный и взаимно принятый способ отслеживать производительность, то этот показатель начинает улучшаться просто по мере его измерения. В данном кейсе была использована формула производительности на основе строк с поправочными коэффициентами по весу, объему, количеству документов. В нашем примере предложено было сократить количество секций склада с 14 до 7 укрупнив часть из них. Сократить 20% линейного персонала, используя в пиковые месяцы аутсорсинг. Полученный эффект не изменил показатели операционной деятельности, но объективно снизил ФОТ .

Вторым и важным шагом стало внедрение статического адресного хранения. Этому предшествовал ABC и XYZ анализ позиций в каждой из секций. Изначально там товар хранился по группам. Теперь же с помощью ревизоров, каждая ячейка получила адрес, и приписанный ей артикул. Важность этого шага обусловлена главным образом тем, что исчезла зависимость от «авторитетных» кладовщиков, годами запоминавших свои 2-3 тыс. артикулов по местам хранения и кроме них никто не мог разобраться в секции. Это вызывает улыбку, но сейчас на многих складах мелкого бизнеса такая картина в порядке вещей. Итог такой - серьезно ускорились операции размещения и сборки (20% и 30% соответственно). Снизились вычерки при сборке (по вине склада) с 8,5% до 0,4%.

Третий шаг выявил простую ошибку в алгоритме, когда задания на отгрузку с бесплатной доставкой прибывали на склад вместе с водителем—экспедитором, и тот начинал перемещаться по секциям собирая груз. Явный выигрыш во времени лежал при условии передачи заказа на сборку складу на этапе создания заказа.

Четвертый шаг серьезно меняющий принцип работы складов был в использовании консолидированного подхода. Многочисленные заказы (до 100) объединялись в один и каждая секция с большой скоростью его подбирала и перемещала на общую консолидированную площадку, на которой стояло несколько станций, оборудованных компьютером, видеокамерой и проводным сканером. На этих станциях и проходила сборка конечных заказов со 100% контролем. Результат этой операции поразил всех участников. Высвободилось до 25% линейного персонала, уменьшилось в 20 раз количество актов от получателей товара. (Этому во многом способствовали видеозаписи, подтверждающие качество сборки). Возможности склада по сборке и отгрузке товара выросли в 2 раза! Отдел продаж снял шляпу осознав какое конкурентное преимущество получила компания благодаря простым реформам без инвестиций. Приобретение дополнительных единиц ИТ оборудования с лихвой окупилось экономией на ФОТ .

Пятым шагом, который позволит выделить стахановцев будет введение сдельной оплаты труда.

После организации контроля маршрутов и использования ГСМ начались бои с «авторитетными» водителями. Результат, тот же, что и на складе — те, кто воровал — уходят, с разной силой хлопая дверью. В обновленном коллективе увеличивается доход за счет новой и честной мотивации, основанной на учете перевезенных грузовых мест, пройденных километров и точек. Это позволяет сократить штат экспедиторов, которые на мой взгляд изжили себя практически в любом бизнесе.

Важным момент является правильное маршрутизирование, что оптимизируется внедрением одной из программ. В данном случае, была написана самостоятельная программа по автоматическому составлению маршрутов.

При большом автопарке становится целесообразным использование собственной азс. Покупка оптом дизтоплива дает скидку в 15% и позволяет усилить контроль над его потреблением. Это имеет смысл при работе всего автопарка в радиусе 500 км.

Результатом данных преобразований стало серьезное улучшение показателей компании: она за год увеличила долю на рынке на 45%, сократила логистические издержки на 12%, получила резервы по увеличению оборотов, так как возможности складской логистики использовались на 75%. При этом не было использовано ни одно серьезное современное решение. Не было внедрено WMS , не закуплено сложное и дорогое складское оборудование. Но эффект очевиден. Возможно, описание данного кейса вызовет улыбку профессионалов, решающих более глобальные вопросы. Вероятно, при оперировании в разы большими квадратами, кубами, миллионами рублей мероприятия данного примера не приемлемы. Но возвращаясь к началу статьи хочу напомнить, что в условиях нашего кейса находится серьезная часть реального сектора экономики. При чем, чем дальше от Москвы, тем более актуальной выглядит нарисованная автором картина.

В период существующих экономических угроз, еще более актуальным становится использование логистики, как средство сокращения издержек.

Целью данной статьи я вижу повторить о важности простых логистических решений для предприятий малого бизнеса, так как констатирует крайне слабое состояние логистики в них. Без серьезных инвестиций можно значительно улучшить эффективность процессов. Так же, проблемой остается продвижение данных решений до конкретных исполнителей и их руководителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение роли и функций логистических центров и Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий на железнодорожном транспорте в развитии инновационной логистики. Особенности взаимодействия инновационной логистики со стратегическим маркетингом.

    статья , добавлен 20.05.2015

    Цели, задачи и элементы транспортной логистики. Экономическая эффективность логистики при оценке функционирования производственно-транспортных систем. Контейнеризация грузов как направление развития перевозочного процесса на принципах логистики.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Обзор понятия транспортной логистики, перемещения требуемого количества товара в нужную точку оптимальным маршрутом и с наименьшими издержками. Расчет показателей использования транспортных средств, коэффициента технической готовности подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Характеристика рынка логистических услуг. Виды провайдеров логистики и их краткая характеристика. Анализ организации деятельности 3PL-провайдеров Беларуси на основе зарубежных аналогов, ее проблемы, направления развития и предложения по совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2015

    Задачи транспортной логистики. Экономическая эффективность транспортной логистики. Выбор вида транспорта. Критерии и алгоритм выбора перевозчика. Транспортно-экспедиционное обеспечение логистики. Документы, регламентирующие правила перевозок.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2003

    Анализ экономической сущности, задач и функций транспортной логистики - управления транспортировкой грузов, изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Процесс управления транспортными потоками на РУПП "Ольса".

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Цели транспортной логистики. Значение транспорта, экономическая особенность, дальнейшее развитие в России. Автотранспортное предприятие в условиях рынка. Логистические подходы к качеству услуг по перевозке грузов. Логистика маршрутизации автоперевозок.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2015

    Сущность и задачи транспортной логистики. Определение вида и типа транспортного средства, транспортного тарифа и оптимального маршрута. Краткая характеристика сети магазинов японской кухни "Сайори" и описание проблем, связанных с транспортной логистикой.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Щеглов Павел Евгеньевич. Логистика закупок в малом бизнесе: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.06: СПб., 2000 174 c. РГБ ОД, 61:01-8/1970-9

Введение

Глава 1. Логистика малого предприятия в транзитивной экономике 8

1.1. Ресурсы в логистическом контексте 8

1.2. Малые предприятия в системе рыночных отношений 26

1.3. Прогнозирование потребности в ресурсах 42

Глава 2. Анализ организации закупок малыми предприятиями 56

2.1. Субъекты малого бизнеса: организация и логистика 56

2.2. Сегментирование рынка закупок ресурсов 82

2.3. Анализ типов организационных построений субъектов малого бизнеса при осуществлении закупок 101

Глава 3. Регулирование процесса закупок ресурсов 114

3.1. Разработка механизма преодоления транзитивности при осуществлении закупок 114

3.2. Критерии экономической эффективности закупок в транзитивной экономике 139

Заключение 154

Библиография 163

Введение к работе

Едва ли не одновременно с трансформацией экономики России начался процесс разработки концепции логистики. В условиях транзитивной экономики переосмыслению подвергаются практически все постулаты организации процессов распределения и обмена продуктами и ресурсами и есть основания считать, что новая для России экономическая наука - «Логистика» успешно разрабатывается. Несколько направлений (школ), разрабатывают концептуальные основы новой теории и разрабатывают ее научно-методологические рекомендации, и среди них ведущее место занимает Петербургская школа, которая постоянно обогащалась трудами Г.А.Багиева, В.К.Козлова, А.Б.Крутика, О.А.Новикова, Б.К.Плоткина, А.И.Семененко, В.И.Сергеева, С.А.Уварова, В.В.Щербакова и других ученых.

С научно-методической и практической точек зрения организация взаимодействия между продавцом и покупателем ресурсов является теоретически обоснованным и подтвержденным фактом, исходя из выводов, приведенных в работах зарубежных и отечественных авторов, однако проведенный нами ретроспективный библиографический поиск показал, что чаще всего внимание авторов акцентируется на логистических системах закупок в крупном бизнесе. Отсутствие комплексного исследования по организации закупок и оценки ее экономической эффективности субъектами малого предпринимательства означают актуальность выбранной нами темы диссертационной работы.

Целью данного исследования является обоснование организационно-методических рекомендаций по созданию условий применения логистического подхода при осуществлении закупок ресурсов субъектами малого бизнеса в условиях транзитивной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Определить теоретические и методологические основы организации и функционирования субъектов малого бизнеса;

Произвести классификацию ресурсов, существующих в транзитивной экономике в логистическом контексте;

Уточнить место малых предприятий в системе рыночных отношений;

Исследовать методы прогнозирования потребности в ресурсах и разработать методологические основы их применения;

Произвести анализ организации субъектов малого бизнеса в Российской Федерации и за рубежом и определить их перспективы;

Установить методы сегментирования рынка ресурсов;

Показать основные формы влияния логистики на регулирование процесса закупок;

Разработать механизм преодоления транзитивности при осуществлении закупок;

Дать оценку экономической эффективности закупок в транзитивной экономике.

Поставленные задачи по нашему мнению отвечают цели исследования, что позволяет сосредоточить свое внимание на наименее изученных вопросах.

Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса, функционирующие в транзитивной экономике, в том числе и на рынке полиграфической продукции.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе планирования, организации и логистизации закупок ресурсов субъектами малого бизнеса.

Результаты фундаментальных и прикладных исследований в области логистики послужили теоретической и методологической основой работы. В решении прикладных задач использованы данные официальной статистики. Кроме того, в диссертации использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, отечественный и зарубежный опыт организации и функционирования логистических систем, результаты международных и региональных научно-практических конференций, отчеты о научно-исследовательских работах Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптового рынка и других высших учебных заведений России, научно-исследовательских учреждений.

Исследование строилось с применением принципов системного подхода, отдельных элементов микроэкономического анализа и прогнозных оценок.

Научная новизна исследования и выносимые на защиту результаты заключаются в следующем:

Показана трансформация потребительских предпочтений на рынке ресурсов в транзитивной экономике и построена дополненная EUT-анализом модель классификации ресурсов в транзитивной экономике;

На основе изучения теоретических основ организации и функционирования фирмы разработан методический подход к выбору размеров фирмы и уточнено место малого бизнеса в системе рыночных отношений;

На основе анализа методов статистической теории игр предложен способ нахождения оптимального результата в условиях неопределенности внешней среды;

Выявлены препятствия и разработаны предложения по более широкому применению опционных и фьючерсных контрактов для страхования от ценовых рисков и доказана необходимость использования биржевого механизма;

Определена сущность и проведена содержательная характеристика организационных построений при осуществлении закупок субъектами малого бизнеса и предложена схема с использованием складских свидетельств;

Обоснована возможность применения логистических методов управления для повышения упорядоченности производственно-коммерческих систем и разработан логистический механизм преодоления транзитивности.

Прикладная сторона выражается в использовании материалов федеральной и региональной статистики при проведении анализа современного состояния малого бизнеса в целом, полиграфической промышленности Российской Федерации и исследовании конъюнктуры рынка закупок для полиграфических фирм Санкт-Петербурга. По совокупности научных результатов работа носит общеметодологический и одновременно прикладной характер.

Практическая значимость выводов и рекомендаций, полученных в результате анализа системы управления закупками заключается в том, что применение разработанных в диссертации методов регулирования стохастических процессов, присущих малому бизнесу, позволит повысить степень управляемости ими. Кроме того, в диссертации обоснована возможность применения логистического подхода к формированию ор ганизационных структур малых производственных предприятий, что в

конечном итоге приводит к повышению эффективности их деятельности. Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на постоянно действующей Научной сессии профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГУЭФ. Отдельные результаты исследования используются в учебном процессе при чтении курсов «Коммерческая логистика» и «Биржевое дело» факультета Коммерции по специальности 061400 -"Коммерция" в СПбГУЭФ.

Малые предприятия в системе рыночных отношений

В предыдущем параграфе мы обозначили важность ресурсного фактора в повышении конкурентоспособности фирмы. Далее определим место малого предприятия в экономике, предварив это сравнением различных точек зрения на природу фирмы и выбрав концепцию, ставящую в центр исследования ресурсы. Сошлемся на американского исследователя природы фирмы Махлупа, указавшего, что «в экономическом анализе деловая фирма возникает как постулат на перекрестке логических связей» . Согласившись с этим утверждением, проанализируем генезис развития понятия «фирма».

Первым представлением, соответствующим современной теории фирмы была книга английского экономиста-математика Ларднера «Экономика железнодорожного транспорта», вышедшая в 1850 году, в которой он изобразил функцию совокупных издержек и дохода и показал, что прибыль максимизируется при том уровне производства, когда касательные к этим двум функциям становятся параллельными, т.е. когда предельные издержки равны доходу. Джевонс в «Теории политической экономии», 1870 г. сосредоточился на анализе желания владельца фирмы распродать определенный объем запасов; он же разработал методику построения кривой предложения фирмы и принципы предельного исчисления, положив начало маржиналистской теории. Практически в то же время Маршалл в классическом исследовании «Принципы экономической науки», 1890 г. разработал концепцию «репрезентативной фирмы» и определил, что «предприятие толкуется как широкое понятие, включающее всякое обеспечение деятельности других, которое осуществляется в расчете на непосредственную или косвенную оплату его теми, кому предстоит извлечь из этого пользу.» . Репрезентативная фирма дает нам «миниатюрную иллюстрацию кривой предложения отрасли; ее единичные издержки представляют средние единичные издержки фирм в отрасли, а ее кривая издержек изображает реакцию предложения всех фирм и размеров в процессе долгосрочной корректировки.» . В главе 11-й Маршалл обращается к внутренней экономии как источнику преимуществ крупномасштабного производства; мелкие же фирмы фактически же существуют благодаря кратким периодам динамичного предпринимательства, а также вследствие трудностей с «маркетингом», с которыми сталкиваются растущие фирмы. Дебаты в 1920-х годах по поводу теории Маршалла между Сраффа, Харродом, Чемберлин и Робинсон повлекли за собой отрицание концепции репрезентативной фирмы. Впрочем, в 1960-е годы делались попытки (Ньюман и др.) «воскресить» эту доктрину. В 40-е годы XX века господствующие позиции заняли маржинализм, бихевиоризм и теория управления.

Неоклассическая (маржиналистская) теория фирмы появилась в 70-е годы XIX века и ведет свое начало от принципов Вальраса и Мен-гера о снижающейся предельной полезности как фундаментального элемента при построении микроэкономических моделей. Эта теория преобладает в изучении микроэкономики с оговорками на изменения, имеющими целью достичь большего соответствия действительности. Однако эта теория уязвима в «прибылемаксимизирующем» аспекте.

Бихевиористский (behavior, англ. - поведение) подход заключается в наблюдении за внешним поведением (фирмы в нашем случае). Эта теория основывается на «четырех основных подтеориях», рассматривающих «цели, ожидания, выбор, контроль организации». Предполагается, что пять организационных целей - производство, создание запа сов, сбыт, доля на рынке, прибыль - являются предметами переговоров между различными членами «коалиции», которые и составляют деловую организацию, но эти цели постоянно изменяются и подвергаются воздействию меняющихся сил. Один из адептов этой школы Саймон полагает, что «целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного уровня продаж. Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации» . В целом мы согласны с тем, что принцип максимизации прибыли уязвим в долгосрочной стратегии. Однако предлагаемые методы и объекты исследований (наблюдение за бизнесменом и т.п.) относятся скорее к предмету психологии, чем экономики.

Управленческий подход заключается в проблеме выбора нескольких важнейших и квантицируемых (исчисляемых) управленческих целей и вычисление единственной, включающей первые и поддающуюся управлению.

Наряду с прямым анализом фирмы как основного субъекта микроэкономического анализа существует подход, присущий «первой волне» австрийской школы и ставящий в центр экономики фигуру предпринимателя. Шумпетер в «Теории экономического развития» определил прибыль как доход от инноваций. Проводя различие между «изобретением» и «инновацией» - открытием нового технического знания и его практическим применением в промышленности - и широко определяя «инновацию» как внедрение новых технологий, новых продуктов, новых источников снабжения и новых форм индустриальной организации, Шумпетер свел все возмущающие экономические изменения к инновациям и отождествил инноватора с предпринимателем. Предприниматель - источник всех динамических изменений в экономике, и рыночная система для Шемпетера не может быть понята в отрыве от условий, создающих условия для предпринимательства. Современный нам ученый, представитель «третьей волны» австрийской школы Кирцнер сместил акценты: по Шумпетеру предприниматель нарушает сложившееся состояние равновесия, у Кирцнера он лишь пользуется неравновесной ситуацией, реагирует на потенциальные источники выгоды и способствует восстановлению равновесия.

Прогнозирование потребности в ресурсах

Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию бизнеса: «она вооружает нас методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества» . Первым шагом в разработке прогноза, а затем и осуществления планирования, является определение предназначения предприятия или его миссии. Процесс, ведущий к формированию концепции бизнеса, имеет большое значение, поскольку заставляет фирму пересмотреть факторы, лежащие в основе ее деятельности. Подчеркнем, что «в силу объективного запаздывания производства относительно спроса разработка концепции бизнеса носит принципиально прогнозный характер» . Прогноз, являясь основой для принятия решений, основывается на способности определять действующие на рынке силы, а также предсказывать будущие тенденции развития этих сил.

Фирма принимает решения на трех уровнях: долго-, средне- и краткосрочном: 1. Долгосрочные решения определяют основную стратегию и те рамки, в которых функционирует среднесрочное планирование, и включают определение местоположения, проектирование производственной системы, разработка продукции, размещение оборудования и т.п. 2. Среднесрочные касаются общего уровня занятости, объема выпуска продукции и запасов, - и, в свою очередь, определяют границы для краткосрочного планирования. 3. Краткосрочные определяют оптимальный уровень достижения желаемых результатов, действуя в пределах, обозначенных долго срочными и среднесрочными планами. К ним относятся рабочие графики, определение уровня загрузки оборудования, последовательности рабочего процесса и т.п.

Методы прогнозирования можно классифицировать на качественные (полагаются на суждение, опыт и экспертизу) и количественные (используют статистические данные за определенный период времени или на связь между переменными). Все методы предполагают, что та же основная причинная система, что работала в прошлом, продолжит существовать и в будущем. Все прогнозы обычно бывают неточными, следовательно, важно установить меру их неточности. Контроль над прогнозом определяет адекватность исполнения прогноза. Выбор метода прогнозирования означает выбор методики, которая будет отвечать поставленной задаче на приемлемом уровне затрат и точности.

Прогнозирование является неотъемлемой частью управления закупками и непосредственно влияет на качество и доставку товара. Прогнозирование издержек, условий рынка, технологии, цены и т.д. всегда необходимо для принятия правильных решений. В большинстве иностранных компаний потребность в ресурсах обычно калькулируется исходя из прогноза объема продаж, что является прерогативой отдела маркетинга и цен на закупаемые ресурсы. Концепция логистики предполагает определенную централизацию принимаемых решений, и руководству фирмы необходимо увязывать информацию, поступающую из различных служб. Важнейшее значение имеет точность прогноза. Увеличение горизонта планирования, исследованное нами в параграфе 1.1 приводит к увеличению возможной ошибки и ситуации, известной как «неопределенный прогноз» (рис. 1.4).

Прогнозирование спроса не может производиться без учета развития внешней среды, всей национальной и даже мировой экономики; без учета факторов, определяющих изменения; без учета степени агре-гированности (дифференцированности) товара. Более длительный прогнозный период требует комплексного представления о товаре и факторах, определяющих спрос на этот товар и динамику цен на ресурсы.

Вся совокупность методов прогнозирования, различных по степени объективности и степени аналитичности, подразделяется на четыре типа: субъективные методы, предполагающие неявность и неотделимость от лица, делающего прогноз, процессов прогнозирования; объективные, предполагающие явную, четкую формулировку и независимость процессов прогнозирования от лица их производящего; наивные, предполагающие построение прогноза на базе наблюдений за прошлой эволюцией исследуемого параметра (уровня спроса, динамики цен на закупаемые ресурсы) без учета в явной форме определяющих его факторов; - причинно-следственные, предполагающие идентификацию факторов, определяющих прогнозируемый параметр, и вероятностный прогноз их будущих значений, а тем самым и самого параметра (уровня спроса на производимую продукцию, цен на закупаемые ресурсы).

Нельзя не согласиться с проф. Б.К.Плоткиным, в том, что «эффективность логистической деятельности в значительной мере зависит от полноты и качества проводимых плановых работ, т.е. от функции планирования, в которой основное место занимают задачи определения потребности в материальных ресурсах». Американские ученые Д.Боверсокс и Д.Клосс основное внимание уделяют потоку: «Всеобъемлющей целью создания информационного планового потока является интеграция отдельных мероприятий (действий) внутри фирмы и содействие общему интегрированному исполнению» . Несмотря на разную форму дефиниций оба исследования природы планирования схожи в оценке полноты плана

Обобщенная характеристика методов прогнозирования спроса и их классификация приведены в таблице 1.11.

Выбор метода прогнозирования, в наибольшей степени приемлемого для решения различных задач, служит дополнительным фактором повышения конкурентоспособности предприятия, основой его стабильной работы в долгосрочной перспективе.

Анализ типов организационных построений субъектов малого бизнеса при осуществлении закупок

В традиционной системе снабжения покупатели при организации закупок имеют многочисленные источники поставок, и в процессе переговоров о заключении контракта ставится целью получение самой низкой цены. При этом главный вопрос принятия контракта - возможность его расторжения из-за роста цен. Совершенно другие принципы закладываются при организации оперативных закупок, учитывающих требования логистики. Принимаются во внимание два фактора: малое предприятие, не имея возможности осуществлять закупки в относительно больших объемах, не может претендовать на скидки и рассрочки, используя эффект масштаба; несколько малых полиграфических предприятий, объединенных в пул (союз), могут использовать эффект масштаба в своих интересах, однако акцент делается не на цену, а на сокращение источников поставок и долгосрочные отношения, технические новшества и рационализацию -основные факторы повышения качества закупаемых ресурсов.

Покажем далее наличие значительных особенностей при осуществлении закупок малым предприятием, опираясь на выводы проф. Дж. Стиглера, получившего Нобелевскую премию по экономике за исследование поведения рыночных структур. Неодинаковые размеры фирм -объект изучения достаточно редкий в экономической литературе. Дискриминация «по размеру» (по аналогии с ценовой), очевидная с повседневной точки зрения, теоретически подтверждена следующим положением: только покупатели выше «определенного размера относительно продавца могут представлять собой объект для снижения цен и получе ния скидки». Вместе с тем «малая фирма может найти привлекательным для себя снизить цены покупателям не настолько крупным, чтобы быть потенциальными потребителями продукции крупного продавца, если он снизит цены». Приведенные высказывания относятся в первую очередь к рынку олигополии, но вполне применимы и к любому виду несовершенной конкуренции. Дж. Стиглер в статье «Теория олигополии» показал, что «олигополистический сговор часто будет эффективен против мелких покупателей даже тогда, когда он неэффективен против крупных покупателей. Когда олигополисты продают продукцию, например, многочисленным мелким торговцам, они будут придерживаться договорной цены, даже если они снижают цены для сети более крупных розничных магазинов и промышленных покупате-лей». Найдя в данном положении теоретическое подтверждение эмпирических данных, мы можем перейти к предположениям о снижении дискриминирующих факторов, затрудняющих функционирование мелких производителей, а иногда и прямо приводящих к закрытию фирмы.

В параграфе 1.1 мы подробно остановились на трансакционных затратах, объясняющих необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм в рыночной экономике. Различные виды трансакций выстраиваются в следующую иерархию: безличные сделки по закупкам ресурсов, не требующие юридического оформления в форме контракта; разовые, краткосрочные контракты; долговременные, регулярно повторяющиеся контракты; контракты с «вертикальными» ограничениями; отношения подчиненности.

Логистический подход к эффективным отношениям подразумевает развитие отношения покупателя с поставщиком от традиционных, антагонистических рыночных отношений через долгосрочные контракты к полностью интегрированным отношениям (рис. 2.19).

Проследим развитие отношений от традиционных рыночных антагонистических к интегрированным связям. Самой низкой ступенью являются «неприемлемые» поставщики, которые не отвечают потребностям покупателя, наиболее рациональным при этом является прекращение закупок. «Приемлемые» поставщики удовлетворяют такому уровню запросов, которому соответствуют и другие продавцы, таким образом, у них есть резерв совершенствования. «Хорошими» поставщиками можно признать такого поставщика, чья деятельность приводит к дополнительным доходам у фирмы-потребителя за счет уникальных услуг. Для перехода поставщика из разряда «хороших» в разряд «предпочтительных» необходимо ориентироваться на долговременные процессы взаимного улучшения, что ускоряет процесс закупок и ликвидирует дублирование функций, за счет чего снижаются издержки.

Предпочтительные поставщики отвечают всем оперативным и тактическим (кратко- и среднесрочным) потребностям покупателя. Для «исключительных» поставщиков характерными чертами становятся отношения партнерства. При этом под традиционными понимаются отношения с поставщиком уровня не ниже «хорошего». Также отметим, что термин «партнерство» не слишком удобен с практической точки зрения в силу схожести с синонимом из юридической практики. Интерес к партнерским отношениям возник в 80-е годы , когда корпорации США столкнулись с конкуренцией со стороны японских компаний, использовавших подобные отношения со своими поставщиками. Тесные связи с поставщиками ресурсов справедливо рассматривались как один из важнейших элементов достижения качества, быстрой доставки ресурсов и постоянного улучшения своей деятельности (таблица 2.12).

Критерии экономической эффективности закупок в транзитивной экономике

Предложенные меры по снижению уровня неопределенности не возможны без действенной системы оценки эффективности закупок. Эффективность традиционно рассматривается как относительное поня тие, характеризующее результат от сравнения некоторых состояний (как минимум двух) друг с другом. Состояние А будет считаться более эффек тивнее состояния G, если оно дает большую сумму индивидуальных «по лезностей». Однако такой подход не может отвечать требованиям логистики, так как он не считается с ухудшением других субъектов экономики. Б контексте нашего исследования примером может служить закупка импортных ресурсов (параграф 2.2), улучшающая полезность отдельной фирмы, но приводящая к лишним затратам общества, выражающаяся в излишних затратах природных ресурсов, поставляемых на экспорт. Обойти эту сложность впервые удалось итальянскому ЭКОНОМИКА сту Вильфредо Парето, который предложил считать, что «состояние А предпочтительнее состояния G, если хотя бы для одного индивида состояние А приносит больший уровень полезности, чем состояние G, не снижая уровень полезности ни у одного из остальных индивидов».

Исследователь истории экономической науки М.Блауг справедливо заметил, что «вера в то, что «эффективность» и «справедливость» могут быть каким-то образом разделены, представляет собой одну из наиболее давних иллюзий экономической науки...Заслугой Парето явилось такое определение общественного благосостояния, при котором разграничение между эффективностью и справедливостью стало кристально ясным» . За сто лет до Парето Дж.С.Милль пытался дока і зать, что «вопрос о размере пирога может быть отделен от вопросов о его кусках» . Эффективность экономики по Парето предполагает «...выполнение трех условий: а) эффективность в обмене; б) эффективность в производстве; в) эффективность в структуре выпуска». Предметом нашего изучения становится «эффективность в производстве (productive efficiency), которое определяется как «производство товара с наименьшими издержками; использование минимального количества ресурсов для производства данного объема продукции; производство данного объема продукции при минимальных средних общих издержках» . Экономическая система СССР была по-своему эффективна: «государственная собственность, централизованное плановое распределение ресурсов, авторитарное принятие политических решений, монополизация власти...составлял и вместе внутренне последовательное, согласованное решение общей экономической проблемы организации.

Это была система. В последние годы стало ясно, что эта система...включала в себя огромные издержки с точки зрения человеческой свободы, человеческого достоинства и человеческой жизни. Тем не менее по некоторым направлениям она действовала хорошо. Централизованные механизмы решения, распределения и контроля позволили СССР с замечательным эффектом сфокусировать свои материальные и трудовые ресурсы на решение узких задач: быстрое развитие тяжелой промышленности в годы второй мировой войны и производство космических ракет и вооружений в последующие десятилетия» . Рассмотрим плановую экономическую систему с точки зрения парето-эффективности (рис. 3.4) с применением известной зависимости «пушки -Пи масло -М». Предполагается, что экономика СССР была эффективной; точка А, находящаяся на кривой производственных возможностей показывает па-рето-эффективное состояние до реформ 80-х годов. При этом известно, что граница производственных возможностей вогнута в начало координат. Это означает, что при увеличении выпуска М (и соответствующем уменьшении выпуска блага П) предельная норма трансформации MRTRM возрастает: для увеличения выпуска М на единицу приходится жертвовать все большим количеством П.: Планировалось, что переход из точки А в точку G (перестройка, ускорение и т.п.) изменит соотношение производства в сторону увеличения доли производства «товаров народного потребления», при этом новое соотношение также будет парето-эффективным. В результате квазиреформ начала 90-х ситуация изменилась: точка С не отвечает требова ниям парето-эффективности, занимая положение внутри области производственных возможностей. При этом производство и «пушек», и «масла» заметно снизилось.

Становится очивидным, что изменения должны затрагивать не только изменение соотношения выпуска двух благ, но и наклон границы производственной возможностей, определяемым изменением структуры выпуска вследствие перемещения ограниченных ресурсов между производством одного и другого продукта так, чтобы общее количество используемых ресурсов осталось постоянным и применялось эффективно. Поскольку мы имеем дело с функцией полезности лишь одной структуры (экономики), то оптимальная структура продукции будет иметь место там, где «индивидуальная кривая безразличия (U2) касается границы производственных возможностей» (рис.3.5) Для достижения полной парето-эффективности экономики должны выполняться условия не только в производстве, но и в обмене. Условие эффективности в обмене равно: где MRS - предельная норма замены блага П благом М, MU - предельная полезность от Un, Ut (индивидуальных функций полезности).

В таком случае парето-зффективность в производстве и обмене предполагает такой выпуск структуры продукции, когда предельные нормы замены для двух благ (эффективность в обмене) равна предель ной норме трансформации двух благ (эффективность в производстве): Любое распределение этих благ между населением, при котором не выполняется это равенство (резкое уменьшение расходов на оборону), является парето-неэффективным и благосостояние может быть улучшено. В том случае, при котором обмен не только возможен, но и желателен, возможно парето-улучшение (заштрихованная область). В точке Е достигается максимальное потребление (эффективность в обмене тождественна эффективности в потреблении), тогда как нахождение на границе производственных возможностей означает эффективность в производстве. Этим показывается возможность перехода от плановой экономики к рыночной с нахождением новой точки эффективности. Проведенный анализ не имеет практического значения из-за невозможности расчета полезностей каждого ресурса для всех фирм России, но важен для установления «общего вектора» при трансформации экономики и может быть признан концептуальным. В параграфе 2.2 мы проанализировали соотношение товары/ресурсы с точки зрения выгоды экономики в целом от экспорта товаров/импорте ресурсов и расточительности при экспорте ресурсов/импорте товаров.

1

Основные понятия логистики
Предназначение
логистики
Взаимодействие
логистики
с другими
организационным
и процессами
Функциональные
области логистики
Логистические
системы
Учет
логистических
издержек
Организация
логистики
на предприятии
Материальные
потоки
2

Предназначение логистики
Логистика - управление материальными потоками в сферах производства
и обращения.
Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике
обусловлен возможностями повышения эффективности функционирования
материалопроводящих систем.
Практика показывает, что компании, использующие логистику добились
преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за
счет снижения затрат связанные с сокращением производственных
издержек в области ресурсного потенциала.
Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику
достигается в основном за счет:
- резкого снижения себестоимости товара;
- повышения надежности и качества поставок.
Особенность логистики заключается в системном рассмотрении всех
звеньев производственного процесса.
3

Схематическое изображение материального потока можно представить в следующем виде

Заготовка, производство, распределительный центр,потребитель
Применение логистики на одном предприятии предполагает тесное взаимодействие с
партнером/покупателем, которое направлено на принятие обязательств по сокращению
издержек и точном выполнении своих обязательств перед партнером.
Основу успешной деятельности при использовании логистического подхода
составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников
товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем.
При организации логистики на предприятии должны выполняться шесть правил:
груз - нужный товар;
качество - необходимого качества;
количество - в необходимом количестве;
время - должен быть доставлен в нужное время;
место - в нужное место;
затраты - с минимальными затратами.
Если эти шесть правил выполняются, то цель логистической деятельности
считается достигнутой.
4

Учет логистических издержек.

Основной задачей стоящей перед
логистикой является снижение затрат
связанных с доведением материального потока
от первичного источника сырья до конечного
потребителя.
Эффективность функционирования
логистики на малом предприятии определяется
оптимальным соотношением баланса между
затратами, повышением прибыли и уровнем
качества обслуживания потребителей.
Все затраты возникающие в процессе
производства можно разделить на две группы:
затраты на преобразование и затраты
на взаимодействие. Считается, что основным
фактором стратегического успеха является
исключительно рыночная ориентация -
ориентация на потребителя.
Учет расходов, связанный с процессом
продвижения ресурсов, складывается
из множества специфических издержек,
которые возникают на следующих
этапах:
прием заказа
обработка заказа
оформление документов
комплектация заказа
хранение
Для обеспечения стабильной
рентабельности предприятия должны
правильно выбираться и рационально
использоваться ресурсы. Такая политика
обеспечивает предприятию наиболее
серьезные конкурентные преимущества.
доставка
транспортно-экспедиторские
услуги
выставление счета.
5

Организация логистики на предприятии.
Использование на малом
предприятии логистической
системы предусматривает
управление всеми операциями как
единой деятельностью. Для этого
на предприятии необходимо
организовать специальную
логистическую службу, которая
будет управлять материальным
потоком, начиная
от формирования договорных
отношений с поставками
и заканчивая доставкой готовой
продукции потребителю.
Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов
до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд
звеньев. Управление материальными и информационными потоками
на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется
производственной логистикой.
6

Созданная на предприятии логистическая служба
в лице отдела или одного человека должна выполнять
следующие функции:
оперативно-календарное
планирование с детальным
расписанием выпуска
готовой продукции;
оперативное управление
технологическими процессами
производства;
всеобщий контроль качества,
поддержание стандартов
качества продукции
и соответствующего сервиса;
стратегическое
и оперативное планирование
поставок материальных
ресурсов (МР);
организация
внутрипроизводственного
складского хозяйства;
организация работы
внутрипроизводственного
технологического транспорта;
контроль и управление запасами МР,
НП и ГП на всех уровнях
внутрипроизводственной складской
системы и в технологическом
процессе производства;
внутрипроизводственное физическое
распределение МР и ГП;
информационное и технологическое
обеспечение процессов управления
внутрипроизводственными
материальными потоками;
автоматизация и компьютеризация
управления материальными
(информационными, финансовыми)
потоками в производстве
7

2.
3.
4.
Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической
стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками
с точки зрения:
оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственнотехнологического цикла и складской системы;
сокращения времени производственно-технологического цикла;
уменьшение всех логистических издержек в производстве ГП;
оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.
1.
2.
3.
4.
Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию
управления материальными потоками. Сложность внедрения логистической концепции
зависит от сложившейся технологической специализации, и в первую очередь в области
транспортно-перемещающих работ. Учет издержек в производственном процессе
предполагает:
выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений;
определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса;
определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет
изготовлен и доведен до клиента.
1.
Для повышения эффективности современного производства на предприятии
решаются следующие задачи:
1.
задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохода
оборотных средств через предприятие;
2.
задача содержания запасов материальных ресурсов заменяется задачей обеспечение
информацией об их приобретении и управлении свободными логистическими
мощностями для их переработки;
3.
задача снижения себестоимости дополняется задачей более быстрого удовлетворения
спроса.
8

Материальные потоки.
Материальные потоки образуются в результате
транспортировки, складирования и выполнения других
материальных операций с сырьем, полуфабрикатами
и готовыми изделиями - начиная от первичного
источника сырья вплоть до конечного потребителя
в определенный промежуток времени.
Материальные потоки могут протекать между
различными предприятиями или внутри одного
предприятия.
9

10.

По отношению к предприятию груз различают:
Внешний - протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение.
Внутренний - образуется в результате операции внутри предприятия.
Вход - суммой величины материальных потоков при разгрузке груза. ной - поступает из внешней среды
и может определяться
Выходной - поступает из предприятия во внешнюю среду. «Для предприятия оптовой торговли его
можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке
различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне
входной материальный поток будет равен выходному.
По натурально-вещественному составу:
Одноассортиментные и многоассортиментные - от этих параметров зависит построение
логистического процесса с грузом.
По количественному признаку:
Массовые
Крупные
Средние
Мелкие
По удельному весу:
Тяжеловесные
Легковесные
По степени совместимости:
Совместимые и несовместимые
По консистенции грузов:
Насыпные
Навалочные
Тарно-штучные
Наливные
10

11.

Логистические системы
11

12.

Свойства логистических систем
Первое свойство (целостность
и членимость) - система есть целостная
совокупность элементов, взаимодействующих
друг с другом. Декомпозицию логистических
систем на элементы можно осуществлять поразному. На макроуровне при прохождении
материального потока от одного предприятия
к другому в качестве элементов могут
рассматриваться сами эти предприятия,
а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может
быть представлена в виде следующих основных
подсистем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает
поступление материального потока
в логистическую систему.
Управление производством - эта
подсистема принимают материальный поток
от подсистемы закупок и управляет
им в процессе выполнения различных
технологических операций, превращающих
предмет труда в продукт труда.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает
выбытие материального потока
из логистической системы.
Элементы логистических систем
разнокачественные, но одновременно
совместимые. Совместимость обеспечивается
единством цели, которой подчинено
функционированию логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами
логистической системы имеются существенные
связи, которые с закономерной необходимостью
определяют интерактивные качества.
В макрологистических системах основу связи
между элементами составляет договор.
В микрологистических системах элементы
связаны внутрипроизводственными отношениями.

происходить по следующим схемам:
С прямыми связями
Материальный поток проходит непосредственно
от производителя продукции к ее потребителю,
минуя посредников
Эшелонированные
На пути материального потока встречается
хотя бы один посредник.
Гибкие
Движение материального потока может
осуществляться как напрямую, так и через
посредников.
12

13. Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные

Свойства логистических систем
Третье свойство
(организация): связи между
элементами логистической
системы определенным
образом упорядочены,
то есть логистическая
система, имеет
организацию. Для появления
системы необходимо
сформировать
упорядоченные связи, т.е.
определенную структуру,
организацию системы.
Четвертое свойство
(интегративные качества):
логистическая система обладает
интегративными качествами,
не свойственными ни одному
из элементов в отдельности.
Это способность поставить
нужный товар, в нужное время,
в нужное место, необходимого
качества, с минимальными
затратами, а также
способность адаптироваться
к изменяющимся условиям
внешней среды (изменение спроса
на товар или услуги,
непредвиденный выход из строя
технических средств и т. п.)
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать
материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать
во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
13

14.

Функциональные области логистики.
14

15.

Закупочная логистика - решает вопросы связанные с обеспечением предприятия
сырьем и материалами. Область взаимодействия, составляющей основное содержание
закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом
функций службы снабжения внутри предприятия.
Производственная логистика - решает задачи создания материальных благ или
оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории
одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между
собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых
системой управления предприятием.
Распределительная логистика - решает задачи реализации готовой продукции.
Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции:
реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.
Транспортная логистика - решает вопросы управления материального потока
на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения
материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие
группы, выполняемых:
Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования)
Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции
(нетранспортных предприятий)
Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяется при
любых перевозках.
Информационная логистика - рационализирует организацию движения
информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление
материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные
технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного
управления информационными потоками.
Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями
логистики.
15

16.

Взаимодействие логистики с другими
организационными процессами.
Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных
потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для
решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней
среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортноэкспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.
Особое внимание со стороны промышленного и торгового менеджмента к концепции
логистики обусловлено тем, что больше уделяется внимание к балансу и эффективности
комплекса функций: снабжения, производства, распределения и реализации. Нарушение
в одном из вышеперечисленных комплексных функций может расстроить работу всей
производственно-хозяйственной системы.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими
видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция
«растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение
производственного предприятия занимается закупками материалов, другое -
содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели этих
подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации
совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
16

17.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит именно с маркетингом.
По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой
части единого процесса - удовлетворения потребностей потребителей.
логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых
изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую
информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать
в формировании графиков выпуска готовой продукции.
Существенной функцией службы логистики является доставка сырья
и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой
продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при
реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию
дополнительной нагрузки на производство.
Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих
на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой
продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его
соблюдением - также совместная задача службы логистики предприятия и службы
планирования производства.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как
правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы
логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя
оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только
из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия.
Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках
оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются
контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

    Номер работы:

    Год подготовки:

    Объем работы:

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ 5
    1.1. Значение и сущность логистической деятельности 5
    1.2. Особенности организации логистической деятельности в малом бизнесе 23
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ОРТОНИК» 28
    2.1. Краткая характеристика организации 28
    2.2. Оценка эффективности деятельности организации 30
    2.3. Организация логистических процессов и оценка их эффективности 40
    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ОРТОНИК» 57
    3.1. Обоснование направлений совершенствования логистической деятельности 57
    3.2. Прогнозирование эффективности предложенных направлений 62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
    ПРИЛОЖЕНИЯ 74

    Выдержка из работы:

    ВВЕДЕНИЕ

    Развитие малого бизнеса было и остается одной из приоритетных задач в нашей стране. Малый бизнес призван обеспечить удовлетворение потребительского спроса на рынке товаров и услуг, организуя работу коллектива, численность которого не может превышать 100 человек. Доведение товара или услуги до конечного потребителя осуществляется посредством реализации совокупности логистических процессов, при этом логистические издержки, в соответствии с рыночными принципами, включены в розничную стоимость товара или услуги.
    Поэтому ключевое значение приобретают вопросы планирования, анализа логистической деятельности малого предприятия, совершенствования и постоянного целеустремленного ее развития с целью обеспечения его максимальной эффективности и конкурентоспособности.
    Анализ научных трудов по логистике зарубежных и отечественных авторов, среди которых: Аникин Б.А., Бауэрсокс Д.Дж., Гаджинский А.М., Кальченко А.Г., Крикавский Е.В., Клос Д.Дж., Ларина Р.Р., Окландер М.А., Пономарева Ю.В., Сергеев В.И. показал, что достаточно полно разработаны теоретические аспекты управления логистическими процессами на предприятиях. Однако в научных работах по логистике недостаточно уделяется внимание практическим аспектам развития логистической деятельности на малых предприятиях.
    В качестве предмета исследования выступает совокупность теоретических, методических и прикладных аспектов формирования и особенностей совершенствования логистической деятельности на малых предприятии.
    ................
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
    1.1. Значение и сущность логистической деятельности

    Развитие и обострение конкуренции в России происходит в условиях развития предпринимательства и частной собственности и в значительной степени находится под воздействием интеграции отечественной экономики в мировую систему торговли. В такой ситуации использование российскими предприятиями старых традиционных методов управления функциями снабжения, производства и распределения не могут обеспечить значительных конкурентных преимуществ. Именно поэтому все больше отечественные предприятия внедряют в собственную систему управления элементы логистики.
    В зарубежной и отечественной экономической литературе под логистикой понимается:
    - новое направление в организации движения грузов;
    - новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;
    - теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
    - оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;
    - совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
    - процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
    .............

Предложенный учебный материал (Дипломная работа) разработан нашим экспертом - 10.06.2016, по индивидуальному заданию. Для подробного ознакомления дипломной необходимо перейти по ссылке "получить демо... ", заполнить бланк и немного подождать сокращенной версии, которая будет отправлена Вам на e-mail.
Если Вас "поджимают по времени" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой рассмотреть Вашу заявку в приоритетном порядке.
Вам не подходит эта информация? - Закажите то, что необходимо и по Вашим требованиям. Для индивидуальной работы перейдите на страницу эксклюзивного заказа