Оружие. Мировое оружие

Они - стопроцентные союзники, повязанные кровью. Ближний Восток, Персидский залив, Северная Африка и Югославия - бомбы и ракеты этих самолетов утюжили противника на всех континентах и во всех конфликтах НАТО и США, начиная с середины 1980-х. Удивляет и успех воздушных дуэлей: минимальные потери даже с русскими МиГами и «Сушками». Где бы ни появились F-16 и Mirage 2000 - в небе над Белградом, афганским кишлаком или над шатрами бедуинов в Сахаре, - противник почти всегда предпочитает убраться подальше. Исключение - российские машины.

Однако реальность способна внезапно менять все расклады. Сегодня ты союзник «дяди Сэма», а завтра - непримиримый враг. Так было с Югославией, Ливией, Ираком… Мир власти и безумного чистогана рождает самые невероятные войны и союзы. Чем тогда «Мираж» ответит хваленому американскому «Соколу», если вдруг они окажутся по разные стороны небесных баррикад?

Рождены, чтоб жалить и кусать

F-16 Fighting Falcon - самолет четвертого поколения. В момент разработки в 1974 году имел неплохую аналогово-цифровую авионику и электродистанционную систему управления. Ближе к нулевым «янки» еще поднаберет плюсы к «четверке» за счет модернизаций.

Имя Fighting Falcon, или «Атакующий сокол», получил в честь символа военно-воздушной академии США. А солдаты сразу окрестили F-16 «Гадюкой»: и вид, как у ядовитой рептилии, и жалит быстро, точно и очень больно.

Способности быстро и смертельно жалить мгновенно нашлось применение. Весной 1981-го США закрутили очередную военную карусель на Ближнем Востоке, и «Сокола» бросили в небо Ливана. Дебют успешен - сирийскому МиГ-21 он подрезает крылья.

Если задаться вопросом, кого из «американцев» часто можно встретить в небе, знай - это F-16 Fighting Falcon. Универсальность и относительная дешевизна сделала его самым распространенным самолетом поколения «номер 4» на планете. На июнь 2016-го по миру расползлось 4.570 «Гадюк».

Собрат по Североатлантическому альянсу французский Mirage 2000 фирмы Dassault тоже родом из 1970-х. Он пришел на смену сразу четырем самолетам галлов. Новый «Мираж» еще на стапеле выдавил стареющий ястребок «Мираж» III.

Следующими в отставку покатились перехватчики «Мираж» F-1 и ударный «Ягуар». Ему даже удалось задвинуть стратегический бомбардировщик Mirage IV - ядерная ракета ASMP внезапно перекочевала под фюзеляж нового «Миража». Так «француз» «две-тысячи» стал на рубеже веков основной ударной авиацией Франции. Впрочем, пилоты Индии, Бразилии, Перу, Катара, Арабских Эмиратов и Египта тоже охотно прыгают за штурвалы «Миражей».

Скорость против маневра

F-16 Fighting Falcon - классика самолетостроения: моноплан со среднерасположенным крылом, одним двигателем и одним килем. Крыло правильной геометрии, плавно переходит в фюзеляж. Точно такую же схему можно увидеть на советско-российских «ястребах» Су-27 и МиГ-29. Такая компоновка дает сразу два плюса: рост подъемной силы при больших углах атаки и увеличение внутреннего объема самолета.

Фюзеляж «Сокола» - металлический полумонокок, воздухозаборник вынесен вперед. Это рождает сходство с немецким штурмовиком-«лаптежником» Ju-87 - похожим образом они крепили в носу сирены, чей ужасающий вой стал одним из символов Второй мировой.

Французский Mirage 2000 зовут «бесхвосткой» - сзади возвышается лишь один киль. Крыло - огромный треугольник в 58 градусов. На взгляд, монолит, а внутри - настоящий слоеный пирог: за углепластиком внешней обшивки спрятан наполнитель в виде сот из алюминиевого сплава.

Механизация крыла мощнее союзника-конкурента F-16. По всей передней кромке идут автоматические предкрылки, двухсекционные элероны и рули высоты сзади по всему размаху. На каждом крыле сверху и низу - воздушные тормоза. Весь этот комплекс дает отличные летные характеристики на малых скоростях. При «штурмовке» это вообще «сказка» - самолет не сваливается, быстро идет на разворот с набором скорости.

Истребитель-перехватчик Mirage 2000 на сверхскорость «тащит» турбовентиляторный реактивный SNECMA М53-5. На высоте в 12 километров он может ускориться до 2.500 километров в час.

Американский «Сокол» соперничество в быстроте внезапно проигрывает. Причина - вес самолета: 21 тонна у «американца» против 17-тонного «Миража». Хотя сам двигатель американского истребителя ТРДДФ Pratt & Whitney F100 может «вжарить» на форсаже больше 2 махов - около 2.400 км в час. В СССР когда-то горько шутили: «Если бы мы имели такой же движок, то МиГ-29 спроектировали бы однодвигательным». Но за «Миражом» ему все равно не угнаться.

А вот в маневре F-16 Fighting Falcon «француза» превосходит. «Сокол» просто создан для завоевания воздушного превосходства и может «крутить» противника на перегрузках чуть выше 9g. «Мираж» на таких пределах просто развалится.

«Американец» имеет тяговооруженность больше единицы, то есть тяга двигателя превышает вес самолета. Что это дает? Самолет можно смело «ставить на хвост». Такое частенько проделывают наши МиГи-«Стрижи» или тяжелые «Сушки». С «Миражом» такая история не пройдет - он тяговооружен вдвое хуже. Плюс практический потолок у «американца» выше. На высоте в 16 километров «гадюка» подстрелит французскую «треуголку», как сонную муху.

Mirage 2000 может перехватить врага быстрее, зато F-16 может вусмерть «закрутить» его на горизонтальном маневре.

Электронная дуэль - кто хитрее?

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь фонарь американского «Сокола», - обилие электроники. Перед тобой куча мониторов, в реальном времени идет анализ - полета, состояний самолета и огнем. Здесь летчик уже не совсем пилот, скорее, - оператор.

F-16 несет импульсный радиолокатор, который позволяет видеть воздушные цели на расстоянии до 46 километров. В помощь бойцу - тактическая и навигационная система TACAN. Этот комплекс подскажет лучший маршрут или какой вираж заложить, чтобы уйти от ракеты врага.

«Француз» немного уступает в электронно-вычислительном противостоянии. У него бортовой компьютер скромнее американского коллеги. Зато сверхнадежный. Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным дублированием.

Впрочем, Mirage 2000 тоже не без «фишки». На поздних модификациях стоит уникальная РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5. Она позволяет машине идти в режиме картографирования, то есть самолет при необходимости прижимается к земле и сам огибает рельеф со скоростью до 1.112 км/ч.

Вывод:

F-16 Fighting Falcon «умнее» союзника-соперника, зато «Мираж 2000» - надежнее и хитрее: может внезапно и незаметно уйти лесами и горами от злобной «Гадюки».

Тротилом и порохом набиты под завязку

«Вишенка на торте» нашей пары - вооружение. Оба - универсалы: они и ракету метнуть могут, и из пушек пострелять не прочь. Другое задание? Тогда ловите россыпь бомб - в ущерб маневренности оба легко превращаются в бомберы-штурмовики.

F-16 несет одну шестиствольную пушку М61А1 калибра 20 миллиметров. Скорострельно умопомрачительная. Она не пробивает, а буквально режет противника на куски - за минуту в цель летит 6.000 зарядов из крупнокалиберного свинца.

Для борьбы с оппонентами у F-16 целый микро-зверинец: «питоны» и «воробьи» разных модификаций. Есть боеголовки чуть мощнее - Magic 2, Sky Flash, «Sidewinder». Этого хватит, чтобы противники в страхе шарахались за облака.

Для работы по «наземке» отлично подойдут высокоточные ракеты AGM: от тяжелых 154 JSOW и 88 HARM до «легковесов» 65 Maverick. Для надводных кораблей есть «Гарпун и «Пингвин». Авианосец не потопит, но корвето-фрегаты пощиплет основательно.

Нужно сыграть в бомбермена-штурмовика? Тогда грузи на борт обычные, корректируемые или кассетные бомбы. В ущерб маневренности и скорости можно впихнуть до девяти тонн разного рвущегося на земле «добра».

Mirage 2000, как и американский истребитель, легко «тянет лямку» бомбардировщика. Ковровой бомбежки он не обещает, но три с половиной тонны «за шиворот» забросает легко.

Для штурмовки у «француза» есть блоки с ракетами MBDA LR F4. Их может быть до 68 штук. Этого хватит, чтоб «под ноль» «разутюжить» местность в десяток футбольных полей. Главное, целиться получше - ракеты неуправлямые.

Там, где нужна и точность, и мощь, в работу идут боеприпасы с лазерным наведением: ASMP, APACHE, SCALP, либо пара AS.30L, АМ.39 или Armat. Для особо прочных целей предусмотрен Stormshadow - бетонобойная боеголовка, способная превратить в труху бункер или капонир с толщиной стен в несколько метров.

Если стоит задача «перехватить и поразить» летающего супостата, то в распоряжении «Миража» есть эффективные и надежные ракеты Super 530, R550 Magic или MICA.

А вот в ближнем бою «француз» на голову превосходит американский «Сокол». «Мираж» несет две 30-миллиметровки Dassault CC 630 с лентой в 600 патронов. Они достались ему по наследству от предыдущего самолета. В войне 1967 года на Ближнем Востоке предшественник «Миража 2000» именно этими пушками «резал» арабские истребители десятками. Так что F-16 сваливаться в ближний бой к «французу» не стоит - «в дог-файте» американский «Сокол» рискует не устоять.

Еще одна любопытная деталька: у F-16 створки фонаря позолочены. «Понты» тут ни при чем: это уловка для снижения заметности - радары могут самолет и вовсе не заметить. А вот «Миражу» от РЛС врага защититься нечем. Вся надежда на скорость и опыт пилота.

Опыт решает все

За 40 лет компания-производитель выпустила 13 модификаций F-16. Есть даже попытка приблизить «Гадюку» к рубежу пятого поколения - это F-16IN Super Viper («Супер Гадюка»). «Француз» имеет вариаций поменьше. Они тоже приписывают плюсы к поколению. И все-таки обе машины уже постепенно становятся историей - американский F-22 «Раптор» и F-35 «Молния 2» неизбежно сменят «Атакующего сокола», а Mirage 2000 постепенно «рассеется», уступив небо суперновому «Rafale».

Скорость, маневренность, электроника и вооружение и у F-16, и у Mirage 2000 паритетны. Да и самолеты - более тонкий и человекозависимый механизм, чем грузовик, танк или ракета. Ясно одно - все будет решать место, время, число и умение. И как знать, может, скромняга «Мираж» внезапно сможет отыграть противостояние у хваленого «американца». Как случилось в 1996-м в небе над Эгейским морем, когда турецкий F-16 Fighting Falcon сложил крылья под напором ракет греческого «Миража-2000».

В нашем гипотетическом противостоянии нет однозначного победителя.

Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты Морозов В. П.

Dassault-Breguet Mirage 2000 Дассо-Бреге «Мираж» 2000

Dassault-Breguet Mirage 2000

Дассо-Бреге «Мираж» 2000

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК

Предназначен для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе; используется также для осуществления ударных операций и ведения разведки.

Истребитель-перехватчик «Мираж» компания «Дассо» создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете «Мираж» 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов «Мираж» III, а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire), которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).

Самолет «Мираж» 2000 имеет крыло большей площади для уменьшения удельной нагрузки на крыло и обеспечения лучших летных характеристик на малых скоростях, а также для увеличения скорости разворота на больших высотах Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элевонов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше повысило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. В остальном общая конфигурация самолета «Мираж» 2000 сходна с конфигурацией предшественника «Мираж» III.

Было построено 5 опытных экземпляров Первый опытный самолет совершил полет по полной программе 10 марта 1978 г, а пятый - вариант 2-местного тренировочного (боевого) самолета «Мираж» 2000В - 11 октября 1980 г. Первый серийный «Мираж» 200 °C поднялся в воздух 20 ноября 1982 г. Первые поставки самолета ВВС Франции начались в 1983 г., а в 1984 г. было объявлено, что самолет приступил к несению службы К 1990 г. поступили заказы от семи потребителей более чем на 440 самолетов «Мираж».

Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и одним двигателем с форсированной тягой. Крыло многолонжеронное с зализами, обеспечивающими плавное сопряжение с фюзеляжем, профиль несимметричный с переменной по размаху относительной толщиной. Фюзеляж типа полумонокок, выполненный по правилу площадей, изготовлен в основном из металлических сплавов.

Система управления полетом активная электродистанционная, с четырехканальной схемой резервирования в контурах продольного и поперечного управления и трехканальной схемой резервирования в контуре путевого управления Автопилот SFENA 605 обеспечивает искусственную устойчивость самолета на некоторых режимах Продольное и поперечное управление осуществляется с помощью элеронов, путевое управление - руля направления.

Созданы или разрабатываются следующие основные варианты.

«Мираж» 2000В - двухместный учебно-тренировочный (боевой) вариант, сохранивший практически все функциональные возможности. Вместо фиксированной пушки устанавливались внешние пушечные гондолы. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 октября 1983 г.

«Мираж» 2000D - это обозначение предназначалось для двухместного варианта самолета «Мираж» 2000Е, а сейчас используется для прежнего 2000N приспособленного для обычных атакующих действий и не оснащенного ракетой класса «воздух-поверхность» ASMP. Повышенная боевая эффективность обусловливается лазерной системой наведения. Поставки тридцати девяти самолетов 2000D для ВВС Франции планируется завершить в 2000 г.

«Мираж» 2000Е - экспортная версия самолета «Мираж» 200 °C Поставки начались в сентябре 1984 г, к 1990 г. экспортировано 126 самолетов.

«Мираж» 2000N (N означает «ядерное вооружение»), впервые поднявшийся в воздух 3 февраля 1983 г, является двухместной всепогодной версией с большим радиусом действия для доставки на малых высотах и больших скоростях обычного или ядерного тактического оружия и нанесения упреждающего удара. Хотя самолет в целом схож с моделью «Мираж» 2000В, конструкция его планера усилена. Новая система вооружения включает в себя радар ESD ANTILOPE V для навигации и отслеживания поверхности земли; спаренную инерционную систему навигации SAGEM; радарный альтиметр TRT; автопилот; вертикальную камеру OMERA; аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы «Томсон» и электронную шифровальную машину ЕСМ фирмы «Дассо». Оснащенный двигателем SNECMA М53-Р2, первый самолет «Мираж» 2000N был поставлен ВВС Франции в январе 1987 г Три эскадрильи этих самолетов оснащены ракетами Air-Sol Моуеппе Portee (ASMP) класса «воздух-поверхность» с ядерной боеголовкой.

«Мираж» 2000S (S означает «ударный») - является двухместным экспортным вариантом самолета 2000D, оснащенным системой дозаправки в воздухе.

«Мираж» 2000-5 - спроектированный в 1986 г. по технологии «стелс» на базе варианта самолета-невидимки «Мираж» 2000-3 с кабиной самолета «Рафаль» (прототип совершил полет в мае 1988 г.); оснащен доплеровской РЛС, аппаратурой засекречивания связи CSF фирмы «Томсон», многоцелевой РЛС RDY класса «смотрю вниз - стреляю вниз», управляющей современными ракетами класса «воздух-воздух» «Мика», и двигателем М53-Р2.

На самолетах «Мираж» 200 °C, 2000Е и 2000-5 в нижней части фюзеляжа под воздухозаборниками установлены 2 пушки DEFA 554 (30 мм, 1800 выстр./мин, по 125 снарядов), а на 2000В, D, N и S пушек нет. Имеются девять узлов подвески вооружения, включающего бомбы, ракеты, подвесные гондолы с разведывательным оборудованием, ракетные или пушечные подвесные контейнеры, топливные баки суммарной массой до 6300 кг.

Типовая нагрузка истребителя 200 °C при перехвате включает две УР Матра «Супер» 530D или 530F (при РЛС RDM) на внутренних подкрыльных узлах и две УР Матра 550 «Мажик» или «Мажик» 2 на внешних подкрыльевых узлах. В ударной конфигурации самолет может нести до 18 бомб массой 250 кг или бетонобойных бомб «Томсон-Брандт» ВАР 100; до 16 бетонобойных бомб «Дюрандаль», 1–2 бомбы с ЛСН Матра BGL массой 1000 кг, 5–6 кассетных бомб Матра «Белуга», 2 УР Аэроспасьяль AS30L с лазерным наведением, противорадиолокационные УР Матра АРМАТ или противокорабельные УР Аэроспасьяль АМ39 «Экзосет»; 4 контейнера Матра LR F4 НАР (18x68 мм); контейнер Дассо-Бреге СС630 с двумя пушками калибра 30 мм. «Мираж» 2000N вооружен ракетой ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 кг.

Самолеты «Мираж» 2000 при достаточно высокой стоимости уступают по характеристикам лучшим американским или российским боевым самолетам.

В 1991 г. во время войны в зоне Персидского залива были развернуты 10 самолетов «Мираж» 2000 ВВС Франции Они выполняли задачи ПВО и осуществляли патрулирование над территорией Саудовской Аравии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел. 1

Скорость, км/ч:

максимальная на высоте около 10 км 2330

максимальная на высоте до 3 км 1110

Практический потолок, м 17 060

Дальность, км:

перегоночная 3335

действия 1480

Масса, кг:

максимальная взлетная 17 000

пустого самолета 7500

Габариты самолета, м:

размах крыла 9,13

длина 14,36

высота 5,2

Двигатель: ТРДДФ SNECMA М53-Р2, кгс 6560/9700.

Из книги Вселенная трансформеров (без иллюстраций) автора Будянски Боб

МИРАЖ MIRAGE ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: АВТОБОТ.ФУНКЦИЯ: КОНТРРАЗВЕДКА.ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ: «ТРАНСФОРМЕРЫ», выпуск

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 15 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги ХХ век Энциклопедия изобретений автора Рылёв Юрий Иосифович

2000 АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «СУХОГО МАЗКА» КРОВИ, прибор АСПЕК, разработан в Радиотехническом институте им. акад. A.Л. Минца, Россия. Не более 10 мин требуется для проведения общего анализа крови при помощи этого прибора. За рубежом используются проточные анализаторы, т. е.

Из книги Содержание журнала "Радиоаматор" с 1993 по 2009 гг автора Терещенко Дмитрий

2000 № 1 Стереофоническое радиовещаниеА. В. Выходец, Н. П. Дудкос. 3Рация из радиомикрофона и маяка для грибникаВ. Белецкийс. 3Усовершенствование цветных телевизоров 3-го - 5-го поколенийЛ.П. Пашкевич, В.А. Рубаник, Д.А. Кравченкос. 6Несложный УКВ конвертерС. А. Елкинс. 8Индикатор

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

КП Z 2000 КП Z 2000 – танк, разработанный и применяемый в ФРГ.Масса данного танка составляла 58 т. На нем был установлен двигатель MB883, мощность которого составляла 2000 л. с., что позволяло развить скорость до 75 км/ч. В нем располагалось три члена экипажа. Калибр основной пушки

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet Дассо-Бреге/Дорнье «Альфа Джет» УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ Предназначен для основной подготовки и переподготовки летчиков, а также для ведения воздушного боя и выполнения противокорабельных операций.О международной программе по созданию самолета «Альфа

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Eurofighter 2000 (EFA) «Еврофайтер» 2000 (EFA) ИСТРЕБИТЕЛЬ ПВО Предназначен для обеспечения превосходства в воздухе на большой дальности и на сверхзвуковой крейсерской скорости полета. Находится в завершающей стадии разработки. Самолет EFA создается фирмами ВАе, МВВ, «Аэриталия» и CASA

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Dassault-Breguet ATL 2 Atlantic Дассо-Бреге ATL 2 «Атлантик» МОРСКОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ Предназначен для поиска и уничтожения кораблей и подводных лодок на значительных удалениях от береговой черты. Кроме того, может привлекаться для решения задач в поисково-спасательных

Из книги автора

Dassault-Breguet Etendard Дассо-Бреге «Этандар» ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК Предназначен для защиты флота от кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям и ведения фоторазведки. Кроме того, он может использоваться для борьбы с воздушными целями и в качестве

Из книги автора

Dassault-Breguet Mirage F.1 Дассо-Бреге «Мираж» F.1 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Предназначен для перехвата воздушных целей, ударных операций и ведения разведки.Самолет «Мираж» F.1 является последователем самолетов серии «Мираж» III/5. В 1964 г. компания «Дассо-Бреге» добилась

Из книги автора

Dassault-Breguet Mirage III/5/50 Дассо-Бреге «Мираж» III/5/50 МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ Предназначен для перехвата воздушных целей выполнения ударных операции и ведения разведки.В конце 1955 г. компания «Дассо» решила построить прототип истребителя новой конструкции с треугольным крылом и

Из книги автора

Dassault-Breguet Mirage IV Дассо-Бреге «Мираж» IV СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК Предназначен для нанесения ударов по наземным целям противника.В 1954 г. перед Францией встала задача создания собственного ядерного оружия и средств его доставки. Работы по проектированию таких

Из книги автора

Dassault-Breguet Rafale Дассо-Бреге «Рафаль» МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Предназначен для всепогодных атак наземных целей с преодолением ПВО противника на малой высоте, выполнения задач ПВО и завоевания превосходства в воздухе. Способен действовать как на малых, так и на больших

В этом году с 17 по 21 ноября вновь пройдет международный авиасалон в Дубаи. В 2013 году он пройдет в новом месте,хорошо это или плохо я пока не знаю,но вот я все еще продолжаю обрабатывать сделанное в 2011 году.
Дассо «Мираж» 2000 (Dassault Mirage 2000) - французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце XX - начале XXI века. Состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.Сборочная линия Mirage 2000 была остановлена в 2007 году после поставки последнего самолета. Последний Mirage 2000 был поставлен ВВС Греции 23 ноября 2007 года. ВВС Франции производят замену самолета Mirage 2000 многоцелевым , принятом на вооружение ВВС 27 июня 2006 года.


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Mirage 2000-9 это экспортный вариант Mirage 2000-5 Mk.2. UAE в свое время заказал 32 новых самолета,заказ состоял из 20 одноместных Mirage 2000-9 и 12 Mirage 2000-9D двухместных. Поставки UAE Mirages начались весной 2003 года. Еще 30 старых бортов будут модернизированы до стандарта Mirage 2000-9.
Mirage 2000-9 ОАЭ оборудованы для ударных миссий,с лазерным целеуказателем Shehab (вариант Damocles) и навигацией Nahar,с радаром воздух земля RDY-2. Они также оборудованы классической системой противодействия "IMEWS", сравнимой с ICMS 3. ОАЭ также получили ракеты "Black Shaheen", которые являются вариантом MBDA Apache подобных Storm Shadow..

Mirage 2000-5 Mark 2 дальнейшее развитие Mirage 2000-5,это самая последняя версия Mirage 2000. У самолета расширенные наступательные системы включая шину данных для управления и наведения ракет MICA ER,добавлена FLIR система целеуказания,и новейший всепогодный радар Thales RDY-2 , все это также повышает способность самолета работать по наземным целям. Авионика была модифицирована установкой нового цветного дисплея высокого разрешения,опционально возможен нашлемный дисплей,также добавлен Modular Data Processing Unit (MDPU) разработанный для Rafale. Новая инерциальная навигационная система Thales Totem 3000 с кольцевым лазерным гироскопом и поддержкой GPS была добавлена, эта система гораздо лучше по сравнению с предыдущей навигационной системой ULISS 52. Появился генератор кислорода на борту (OBOGS) для пилота.

Further planned upgrades will include Thales AIDA visual identification pod, a GPS receiver, MIDS datalink, new long-range sensors, and the Topsight E helmet-mounted display. Other technology developed for the Rafale will also be integrated into the Mirage 2000, including infrared and optical sensors for IFF and targeting.

Просто среди этих дождей захотелось солнца и вот оно,пожалуйста!!!.

Тут же я испытывал широкоугольный объектив.

Любопытно,почему окрас такой,а не песчаного цвета например?

Самолет спроектирован по схеме «беcхвостка» с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов, с одним килем.

Фото 8.

Вид из-под самолета. Шасси трехстоечное, с носовой опорой.

А вот теперь нормальным объективом общий вид.Конструктивными особенностями самолета являются мощная и развитая механизация крыла (автоматически управляемые предкрылки по всей передней кромке и двухсекционные элевоны по всему размаху), а также широкое применение композиционных материалов.Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза.

Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 имеют традиционную для «Миражей» конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей.

Носовая стойка с бортовым номером 729.

Кабина. Панели отсека радиоэлектронного оборудования также слоистой конструкции с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем.

Хвостовое оперение. Практически вся обшивка киля и вся обшивка руля направления выполнена из эпоксидных боро- и углепластиков. Заполнитель руля направления сотовый из алюминиевого сплава.

Что это? Отстрел каких то ловушек?.

Сопло двигателя.

Общий вид задней части самолета

Общий вид передней части.

И снова носовая стойка.

Основная стойка.

Фото 21.

Катапультное кресло.

Фото 23.

Общий вид самолета.

Самолет производился с 1978 по 2007
Всего было построено 601 бортов
Цена на момент постройки составляла 23 млн долларов сша

Тактико-технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 14,36 м
Размах крыла: 9,13 м
Высота: 5,14 м
Площадь крыла: 41,0 м²
Удлинение крыла: 2,0
Стреловидность по передней кромке: 58°
База шасси: 5,0 м
Колея шасси: 3,5 м
Масса пустого: 7500 кг
Нормальная взлётная масса: 14 000 кг
Максимальная взлётная масса: 17 000 кг
Максимальная посадочная масса: 16 700 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3160 кг (+ 4140 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 4000 л
Силовая установка: 1 × ТРДДФ SNECMA M53-P2
Бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН
Форсажная тяга: 1 × 95,1 кН
Максимальная скорость:
у земли: 1,2 Маха
на высоте: 2,2 Маха
Крейсерская скорость: 885 км/ч
Посадочная скорость: 144 км/ч
Скорость сваливания: 185 км/ч
Практическая дальность: 1852 км
Перегоночная дальность: 3333 км (с ПТБ)
Практический потолок: 16 460 м
Скороподъёмность: 284 м/с
Нагрузка на крыло: 414,6 кг/м²
Тяговооружённость: 0,57 (при максимальной взлётной массе)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 патронов на пушку
Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом)
Боевая нагрузка: 6200 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»:
1 × ASMP (у Мираж 2000N)
2 × AS.30L или АМ.39 или Armat
APACHE или SCALP (у Мираж 2000D)
ракеты «воздух-воздух»:
2 × Super 530 и/или
2-4 × R550 Magic или MICA (у Мираж 2000-5)
Неуправляемые ракеты: 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами
Бомбы: различные, среди них:
корректируемые:
1-2 × 990 кг MBDA BGL
GBU-24 или GBU-12
свободнопадающие:
16 × 219 кг MBDA Durandal
5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400
Mk20 и/или Mk82
Подвесные артиллерийские установки: Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр.
Подвесные топливные баки: 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

В середине 1980-х годов фирма Дассо приступила к работам по глубокой модернизации самолета «Мираж» 2000С. Направления модернизации, в целом были аналогичны тем, которые избрали советские и американские конструкторы при совершенствовании самолетов МиГ-29 и F-16: придание истребителю многофункциональности посредством установки нового бортового оборудования и оснащение истребителя ракетами нового поколения, способными применяться по принципу «запустил-забыл».

В 1986 г. в инициативном порядке на фирме начались работы по программе «Мираж»2000-3. Программа преследовала две цели: отработка информационно-управляющего поля кабины истребителя нового поколения «Рафаль» и создание кабины для модернизированного самолета «Мираж»2000. Комплекс кабинных индикаторов, отрабатывавшийся па «Мираже» 2000-3, получил обозначение APSI (Advanced Pilot System Interface) и включал пять жидкокристаллических индикаторов и пультов.

Самолет «Мнраж»2000-3 (переоборудованный из одного из опытных истребителей) совершил первый полет 10 марта L988 г. В дальнейшем на этой машине проходил летные испытания и прототип многофункционального радара RDY, разработанного фирмой «Томсон-CSF» для оснащения модернизированного истребителя «Мираж»2000. Импульсно-доплеровская БРЛС, со щелевой антенной решеткой, имеющей электронное сканирование по углу места, и механическое - по азимуту, должна была обеспечивать обнаружение и сопровождение наземных целей, а также возможность применения новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности «Матра» «Мика».

Позже для испытаний РЛС RDY было переоборудовано еще два «Миража». Первая летающая лаборатория - BY1 - поднялась в воздух в мае 1988 года. Вскоре к ней присоединилась и BY2.

Для отработки ракеты "Мика" фирмой "Дассо" (вновь на собственные средства) в конце 1980 х гг. был создан опытный самолет «Мираж»2000-4. Первый пуск новой УР по реальной воздушной цели (радиоуправляемой мишени) был выполнен 9 января 1992 г.

Работы по программам «Мираж»2000-3 и «Мираж»2000-4 заложили фундамент для создания полноценного боевого самолета поколения «4+» - многоцелевого истребителя «Мираж»2000-5. Разработка этой машины шла практически одновременно с реализацией программы истребителя «Рафаль». Вероятно, ВВС Франции рассматривали модернизированный «Мираж» в качестве своеобразного «запасного варианта» в случае, если программа «Рафаля» затянется (что, собственно, и случилось) или вообще будет «завалена» по техническим или финансовым причинам. Кроме того, огромную роль играли и соображения экспорта французской авиационной техники: «Рафаль» был слишком дорогой и сложной машиной, недоступной большинству прежних «клиентов» Франции, в то время как значительно более дешевый Мираж 2000-5 мог бы без особых сложностей дополнить парк самолетов типа «Мираж»2000Е и прийти на смену таким машинам, как «Мираж»III, «Мираж»5/50», «Мираж»F1, F-5 или МиГ-21.

«Мираж»2000-5 оснастили многофункциональной РЛС RDY. новым центральным процессором, комплексом РЭБ ICMS Мк.2, новым комплексом ка-бинного приборного оборудования (отработанным на «Мираже»2000-3), а также расширенным составом вооружения, включающим, в частности, ракеты «Мика», APACHE и корректируемые авиабомбы с лазерным самонаведением.

Прототип самолета «Мираж»2000-5. переоборудованный из двухместного учебно-боевого самолета «Мираж»2000В, совершил первый полет 24 октября 1990 г., а 27 апреля на летные испытания вышел и одноместный «Мираж»2000-5, полностью соответствующий «штатной» конфи гурации. Испытания самолета по применению ракстногр оружия класса «воздух-воздух» завершились в июле 1996 г., а в мае следующего года «Мираж» 2000-5 был отработан и в ударном варианте.

ВВС Франции отказались от закупок новых самолетов «Мираж»2000-5. Вмесго этого в 1992 г. было решено доработать в этот вариант 37 истребителей «Мираж»2000С (в основном раннего выпуска, с БРЛС RDM). Работы велись на авиаремонтном предприятии в Оранже. Общая стоимость программы модернизации составила 830 млн долл.

Бюджетные ограничения сильно повлияли на сроки поведения модернизации: в 1994 г. удалось изыскать средства для того, чтобы поставить на доработку лишь одну машину. Однако в дальнейшем темп был восстановлен. Первый модернизированный истребитель «Мираж»2000-5Е был передан заказчику в 1997-м, а последний - в 2000 г. Доработка каждого самолета занимала в среднем 10 месяцев. В 1995 г. ВВС Франции получили уже 10 модернизированных истребителей (им было присвоено обозначение <Мираж»2000-5F).

Как и самолеты «Мираж»2000С, модернизированные истребители, несмотря на их «многофункциональность», в ВВС Франции предназначены для решения задач ПВО. Их типовое вооружение состоит из двух ракет «Мика» и двух «Мажик» 2 (хотя допускается и подвеска четырех «Мик»),

В дальнейшем предполагается доработать самолеты «М и раж»2000-5F (стандарт SF1) до стандарта SF2. Истребители получат приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR, нашлемный при-

цел-индикатор, а также оптико-электронную станцию визуального опознавания целен па большой дальности. Предполагается, что «Миражи»2000-5F coxpaняться в строю французских ВВС до 2020-х гг. Первым зарубежным покупателем нового истребителя стали ВВС Тайваня, остро нуждавшиеся в обновлении своего авиационного парка после того, как США, под нажимом КНР, сильно урезан военно-техническую помощь этому «государственном)7 образованию». Заказ на 60 машин был сделан еще 17 ноября 1992 г, однако первый полет головного самолета «тайваньской» серин был выполнен лишь в конце

1965 г. 9 мая 1996 г. эта машина была передана ВВС Тайваня, однако по-прежнему оставалась на "территории Франции, используясь для переучивания тайваньских летчиков на новую технику. Первые пять истребителей по морю прибыли на Тайвань 5 мая 1997 г., а поставки всей партии завершились в октябре того же года.

Следуют отмстить, что появление на вооружении тайваньских ВВС новых «Миражей» не произвело особо сильного впечатления на Китай. К этому времени ВВС НОАК уже начали получать истребители V-27C, по своим боевым возможностям (в качестве самолетов завоевания превосходства в воздухе) превосходящие французские машины.

48 самолетов, поставленных ВВС Тайваня, выполнены в одноместном варианте («Мнраж»2000-5Е1) и 12 - в двухместном («Мифаж»2000-5Di). В 1997 г. было объявлено о намерении Тайваня приобрести еще одну партию из 60 «Мпражей»2000-5.

31 июля Катар заключил контракт на закупку 12 самолетов «Мирлж»2000-5 (девять одноместных Мираж»2000-5ЕОА и три двухместных «Мираж» 2000-5DDA). Катарские самолеты отличались от своих тайваньских «собратьев» более полной комплектацией бортовым радиоэлектронным оборудованием. В частности, они были оснащены приемником спутниковой навигации и станцией РЭБ MS Mk.2. В перспективе планируется и установка системы «Спираль», предназначенной для автоматического выброса ИК-ловушек.

Первый самолет, построенный для ВВС Катара, поднялся в воздух в конце 1995 г., а поставка всей партии осуществлена в 1997-98 гг. Параллельно с самолетами была закуплена большая партия ракет «Мика» и «Мажик» 2, а также тактические крылатые ракеты «Блек Пиэрл» (экспортный вариант КР APACHE).

Специально под требования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, нуждающихся в многоцелевом самолете с расширенными ударными возможностями и увеличенной дальностью, была создана новая модификация - «Мираж»2000-9, отличающаяся усиленным ударным вооружением. В частности, самолет мог нести ракеты «Блек Шахин» и «Хаким». Самолет получил и усовершенствованную радиолокационную станцию RDY-7 с режимами синтезирования апертура и доплеровского обострение луча.

13 декабря 1997 г. был подписан контракт на поставку ОАЭ 30 новых самолетов «Мираж»2000-9, а также на доработку в этот вариант 33 ранее закупленных истребителей типа «Мираж»2000Е. Общая стоимость контракта составляла 5,5 млрд долл., однако собственно па самолеты приходилось лишь 3,4 млрд долл. На остальную сумму приобреталось авиационное вооружение и оборудование, в частности - ракеты «Блек Шахин» (экспортный вариант УР SCALP), УР класса «воздух-воздух» «Мика» (как с радиолокационным, так и с ИК-самонаведением), комплексы РЭБ ICMS Мк.З (включающие системы «Спираль» и «Эклайр»), системы оповещения о подлете ракет противника DDM, а также контейнеры с системой лазерной подсветки целей «Шехаб» (экспортный вариант системы «Дамокл»/PDLCT-S).

На базе самолета «Мираж»2000-9 в начале 1999 г. был создан вариант «Мираж»2000-5 Мк.2, имеющий:

Усовершенствованную модульную авионику;
- ИНС па лазерных гироскопах;
- новый автопилот, обеспечивающий возможность автоматического маловысотного полета в режиме следования рельефу местности по данным цифровой карты местности;
- усовершенствованный комплекс РЭБ ICMS Мк.З;
- систему радиокоррекции УР «Мика» на маршевом участке траектории, обладающую увеличенной дальностью;
- новую бортовую систему регистрации;
- нашлемный прицел индикатор;
- усовершенствованное ннформационно-управляющее поле кабины с использованием цветных многофункциональных дисплеев на жидких кристаллах.

Самолет может нести контейнер с системой лазерной подсветки «Томсон-CSF» «Дамокл», обеспечивающий применение корректируемых авиабомб. Альтернативным вариантом подвески является контейнер с навигационной тепловизионной системой «Нахар», обеспечивающей возмож1 ость маловысотного полета Bi ie зависимости от времен! i суток и погод! 1ых условий.

Усовершенствованный вариант БРЛС RDY способен одновременно сопровождать несколько малоразмерных целен, летящих на предельно малых высотах, осуществлять картографирование земной поверхности с высокой степенью разрешения, а также сопровождать мобильные наземные малоразмерные цели.

Конструкция планера самолета «Мираж»2000- 5 Мк.2 несколько усилена. Максимальная взлетная масса возросла до 17 500 кг. 30 апреля 1999 г. был подписан контракт на закупку Грецией 15 истребителей «Мираж»2000 Мк.2. Кроме того, соглашением предусматривается доработка в этот вариант еще 10 ранее полученных «Миражей»2000. Поставки самолетов начались в 2001 г.