Особые режимы налогообложения для предприятий общественного питания. Патентная система налогообложения: услуги общественного питания Услуги общественного питания оказываемые через объекты организации

В нашем случае: площадь помещения 85 кв.м, но столики расположены в зале менее 50 кв.м, остальные 35 кв.м это входная группа, Кухня и бараны стойка где посетители тоже могут приобретать кофе с собой например!

Здравствуйте. Поддержу коллегу и дополню, что судя по разъяснениям Минфина, площадь обслуживания прямо выделяется от всех остальных площадей. Вот например одно из них:

Вопрос: Индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания и применяет УСН. ИП арендует помещение площадью 70 кв. м. Организация, у которой арендуется помещение, не является объектом общественного питания. Вправе ли ИП с 2013 г. перейти на патентную систему налогообложения?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
Согласно пп. 6, 13 и 14 п. 3 ст. 346.43 Кодекса под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 Кодекса.
Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.
При этом согласно п. 4 ст. 346.43 Кодекса в целях гл. 26.5 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Таким образом, если индивидуальный предприниматель оказывает вышеуказанные услуги общественного питания в помещении, имеющем специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, площадь которого не более 50 квадратных метров, то индивидуальный предприниматель в части оказания таких услуг общественного питания вправе применять патентную систему налогообложения.
В случае если арендуемое помещение, в котором оказываются услуги общественного питания, согласно договору аренды не имеет специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, то индивидуальный предприниматель не вправе применять патентную систему налогообложения в отношении таких услуг общественного питания.

У предприятий общественного питания немало проблем с расчетом ЕНВД: неясные критерии, по которым они подпадают под «вмененку»; сложности с определением площади зала обслуживания; проблемы, если залов несколько, и т.д.

Федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –Закон № 85-ФЗ) внесено много существенных изменений, которые касаются предприятий общественного питания, которые начнут действовать с 1 января 2008 г.

Во-первых, исключены из объектов общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, торговые автоматы, законодатели заменили их на магазины (секции, отделы) кулинарии.

Во-вторых, из списка услуг общественного питания исчезли производство и реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ. Напомним, что этим подпунктам соответствуют алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов) и пиво. Получается, что в новом году продажа алкоголя и пива через объекты общественного питания будет облагаться в соответствии с другими режимами налогообложения.

Кроме того, с 1 января 2008 г. оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения также не будет облагаться ЕНВД. Предполагается, что оказание таких услуг неразрывно связано с функционированием данных учреждений, то есть организация питания не является для них самостоятельным видом предпринимательской деятельности (подп.8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

15.1. Основные критерии, определяющие какие предприятия общепита, подпадают под ЕНВД

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ, по решению региональных властей на уплату ЕНВД может быть переведена такая деятельность, как «оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м».

То есть должны выполняться три условия:

1) деятельность является услугой общепита;

2) у фирмы есть зал обслуживания посетителей;

3) площадь зала не превышает 150 кв. м.

Кроме того, на «вмененку» должны перейти независимо от своего желания организации и предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.

Согласно приведенному в Законе определению «объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, – объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания».

При оказании услуг общественного питания через объекты общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, установлен физический показатель «количество работников, включая индивидуальных предпринимателей» с базовой доходностью 4500 руб.

К услугам общественного питания относятся:

1) питание в ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и предприятиях других типов, по ОКУН – коды группы 122100;

2) организация досуга (музыкальное сопровождение, концерты, программы варьете и демонстрация видео, предоставление прессы и настольных игр) – коды группы 122500.

Согласно приведенному в Законе определению услуги общественного питания – «услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга». Соответственно к услугам общественного питания применительно к оказанию их через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, можно отнести:

– изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий, в том числе по заказам потребителей;

– реализацию кулинарной продукции вне предприятия;

– комплектацию наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам для самостоятельного приготовления кулинарной продукции;

– доставку кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;

– доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта (в том числе в купе, каюте);

– доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание в номерах гостиниц;

При оказании данных услуг может быть задействовано значительное количество работников, в то же время это наиболее сложно контролируемый для налоговых органов доход. В данном случае внесенные изменения привели к установленной величине базовой доходности (п. 9 п. 2 ст. 346.26) и гарантированному поступлению в бюджет налога.

По мнению чиновников, существует закрытый перечень услуг общепита, которые подпадают под ЕНВД, и состоит он только из двух пунктов. Между тем по ОКУН в группу «Услуги общественного питания» входит гораздо больше видов деятельности. Например, изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий – код 122200.

Дело в том, что, для реализации кулинарной продукции (код 122400) не требуется зала обслуживания посетителей. Именно поэтому не подпадает под ЕНВД деятельность ресторанов, столовых, кафе, когда они реализуют свою продукцию через магазины. То же относится и к палаткам, продающим кур– гриль, пончики, пирожки и т.д. По таким видам бизнеса организации должны платить налоги в общем порядке либо по упрощенной системе.

Для предприятий общественного питания, применяющих ЕНВД не установлено ограничение по форме оплаты. Поэтому с ними могут, расплачиваются как наличными, так и по безналичному расчету.

У них есть такое право, ведь ограничение в форме оплаты установлено только для розничной торговли. Вот там оплата наличными или посредством пластиковой карты является обязательным условием. А для предприятий общепита способ получения денег не важен. Это подтверждает и ФАС Волго– Вятского округа в Постановлении от 9 августа 2004 г. по делу N А28-11959/2003-601/21.

Если фирма открыла столовую только для своих работников и бесплатно выдает им талоны на обед, то такая деятельность под «вмененный» налог не подпадает. В подобной ситуации питание сотрудников организация оплачивает за счет собственной прибыли, следовательно, эта деятельность не направлена на получение дохода.

А если фирма, имеющая столовую, кормит не только своих работников, но и сотрудников других организаций, то деятельность столовой подпадает под ЕНВД.

Также надо платить ЕНВД, если в столовой питаются только работники фирмы, но за деньги. Ведь столовая берет за обеды плату, то есть получает доход, а значит, занимается предпринимательством.

15.2. Определение площади зала обслуживания

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ, «Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) – это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно– бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей».

То есть в кодексе ясно прописано, что во внимание не принимается метраж подсобок и офисов, а также кухонь, складов и прочих подсобных помещений.

Если на каждое помещение, используемое для обслуживания посетителей, заключен отдельный договор (например, договор аренды), то каждую такую площадь надо рассматривать как отдельный объект и не нужно складывать их для того, чтобы определить, не превышает ли их общая площадь 150 м2 и надо ли платить ЕНВД.

В своем Письме от 20 октября 2004 г. № 03– 06-05-05/12 финансовое ведомство рассмотрело ситуацию, когда предприятие общепита арендовало несколько помещений в одном торговом центре. В каждом из них стоит ККТ, на каждое заключен свой договор аренды, где указана площадь конкретного помещения – меньше 150 кв. м. Однако если сложить все площади, то выйдет более 150 кв. м.

По мнению минфиновцев, в такой ситуации складывать площади помещений не надо. Они являются самостоятельными кафе и барами, а потому все подпадают под ЕНВД.

В случае если на несколько помещений заключен один договор аренды, то организациям лучше обезопасить себя от возможных претензий инспектора и все– таки заключить на каждое помещение свой договор аренды.

У организаций остается также право платить ЕНВД по тем объектам, площадь которых не превышает 150 кв. м, если у одного из объектов общепита площадь данную планку.

Минфин России в Письме от 21 декабря 2004 г. № 03-06-05-02/22 поддержал налогоплательщиков. Налоговики согласились с тем, что организации, у которых площадь одного из магазинов превышает 150 кв. м, все-таки могут перейти на ЕНВД по другим точкам.

При расчете ЕНВД можно не учитывать площадь, занимаемую игровыми автоматами. Но только если они стоят не в общем зале, а, например, отделены от него перегородкой. И, конечно же, это разделение должно быть отражено в документах на помещение. Необходимо, чтобы в них было видно, каков общий метраж зала и сколько именно занимают игровые автоматы.

А вот площадь сцены предприятиям общепита в любом случае придется учитывать при расчете «вмененного» налога. Ведь она предназначена для того, чтобы артисты выступали перед посетителями. Согласно ОКУН, такие услуги, как организация программ варьете, проведение концертов, относятся к услугам общественного питания (код 122500). Учитывая это, площадь сцены обязательно надо облагать ЕНВД.

При установлении на теплое время года дополнительных столиков на открытом воздухе предприятиям общественного питания придется сложить площади обслуживания посетителей.

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на уплату налога на вмененный доход переводятся только те предприятия общественного питания, в которых площадь зала обслуживания посетителей не превышает 150 кв. м. Причем Кодекс не дает права региональным властям изменять этот показатель.

Если общая площадь зала обслуживания, с учетом летнего кафе, превышает 150 кв. м, то предприятие должно будет перейти с уплаты налога на вмененный доход на обычную систему налогообложения. Правда, только на те несколько месяцев, в которых действует летнее кафе. Причем перейти на упрощенную систему налогообложения в такой ситуации не получится. Ведь начинать работать по «упрощенке» можно только с 1 января.

Есть два способа не переходить с уплаты налога на вмененный доход на обычную систему налогообложения в этой ситуации.

Первый способ подходит для предприятий, в которых площадь залов обслуживания превысила установленный Налоговым кодексом предел (150 кв. м) незначительно.

Согласно ст. 346.27 НК РФ, площадь зала обслуживания посетителей определяется на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Подавая заявление на открытие летнего кафе (или летней торговли), нужно проследить, чтобы площадь залов обслуживания посетителей не превышала 150 кв. м.

Площадь зала ресторана – 100 кв. м. Летом ресторан получил разрешение использовать прилегающую к зданию площадку – 70 кв. м. Но в сопроводительной документации директор ресторана указал, что непосредственно для обслуживания посетителей будет задействовано только 40 кв. м. Остальная часть площади будет использоваться для открытой кухни.

Таким образом, общая площадь зала обслуживания посетителей составила:

100 кв. м + 40 кв. м = 140 кв. м.

Следовательно, ресторан может продолжать уплачивать налог на вмененный доход.

Второй способ: подходит для предприятий общественного питания, если совокупная площадь залов обслуживания значительно превышает 150 кв. м.

Получив разрешение на использование прилегающей к зданию площади, сдайте ее в аренду доверенному лицу. Как вариант: владелец ресторана может получить свидетельство индивидуального предпринимателя и взять площадь в аренду у предприятия. В этом случае площадь залов обслуживания для целей уплаты налога на вмененный доход нужно будет считать раздельно. И если площадь летнего зала меньше 150 кв. м, то оснований для перехода на общую систему налогообложения нет.

Если бар никак не отделен от игорного зала, то налоговики требуют включить в расчет единого налога всю площадь помещения (конечно, при условии, что она не больше 150 кв. м). При этом данные берут из справки бюро технической инвентаризации.

Можно выйти и из этой ситуации. Предложим два способа решить проблему.

Первый способ. Можно отделить помещение бара какой– либо перегородкой. Если перегородка декоративная, то отразить ее установку можно в плане помещения, утвердив изменение планировки внутренним распорядительным документом.

Но, конечно, лучше, чтобы наличие перегородки подтвердили органы технической инвентаризации (БТИ) и указали это в техпаспорте помещения, плане, схеме... Кроме того, не лишним будет указать в бумагах назначение объекта недвижимости. В этом случае у налоговиков уже не будет повода придраться. И единый налог по деятельности, связанной с торговлей, нужно платить только с площади, которая занята под баром.

Второй способ. Часть помещения, отведенного под бар или кафе, нужно сдать в аренду дочерней организации или индивидуальному предпринимателю. Тогда получится, что «вмененным» видом деятельности занимается отдельное юридическое (или физическое) лицо. А сама фирма лишь сдает свои площади в аренду.

ЕНВД в этом случае будет платиться с той площади, которая прописана в договоре аренды. И никаких сомнений у проверяющих не возникнет.

Дополнительно хотим посоветовать заключить договор аренды на срок меньше года, а потом продлить его (или заключить новый). В этом случае вам не придется регистрировать этот договор.

15.3. Особенности расчета ЕНВД по общепиту

Услугами общепита, подпадающими под ЕНВД, является продажа не только продукции собственного изготовления, но и покупных продуктов питания и напитков.

Определение розничной торговли дано в ст. 346.27 НК РФ. Здесь же говорится, что к розничной торговле не относится реализация продуктов питания и напитков (в том числе алкогольных) в барах, ресторанах, кафе и других точках общепита. И подчеркивается: не важно, продаются эти товары в упаковке и расфасовке изготовителя или нет.

Более того, в государственном стандарте четко сказано, что в услуги ресторанов и прочих заведений включается реализация покупных товаров (п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50764-95).

Продажа сигарет в зале обслуживания посетителей также считается оказанием услуг общественного питания.

В тех регионах, где коэффициент К2 не имеет фиксированного значения, а зависит от типа заведения, фирме необходимо определиться – к какому типу относится именно ее предприятие общепита. Ведь для ресторанов и баров этот коэффициент выше, чем для кафе, закусочных и уж тем более, столовых. Такая шкала значений К2 введена, например, в Вологодской области, Краснодарском, Красноярском краях.

Стандарт, по которому можно определить тип предприятия, – ГОСТ Р 50762-95. Именно им зачастую пользуются суды. Приведем одно из арбитражных дел.

Налоговые инспекторы пытались доказать, что точка общественного питания является не столовой, а кафе. А все потому, что заведение работает до вечера, продает спиртные напитки и в его штате числится официант.

Судьи не поддержали инспекцию. Их решение основывалось на требованиях ГОСТ Р 50762– 95, согласно которым в кафе должны быть система вентиляции, столовые приборы из нержавеющей стали, сортовая стеклянная посуда. В данной точке питания всего этого нет, поэтому она является не кафе, а столовой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 сентября 2003 г. № А33-3497/03-С3С-Ф02-2717/03-С1). Соответственно предприятию надо брать в расчет небольшой корректирующий коэффициент, установленный для столовых.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 3 июля 2006 г. N 03-11-02/150 деятельность по доставке изготовленной предприятием общественного питания кулинарной продукции и кондитерских изделий для общеобразовательных учебных учреждений и изоляторов временного содержания не может быть отнесена к услугам общественного питания, так как не соответствует определению понятия «услуги общественного питания».

Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

В этом случае предприятие общественного питания оказывает только услуги по доставке изготовленной им кулинарной продукции и кондитерских изделий и не участвует в создании условий для потребления и (или) реализации изготовленной им продукции.

Кроме того, общеобразовательные учебные заведения и изоляторы временного содержания, в которые предприятие общественного питания поставляет изготовленную им продукцию, не имеют специально оборудованных помещений для потребления изготовленной кулинарной продукции и кондитерских изделий (столовых), а также обособленных объектов для их реализации (киосков, палаток и т.п.).

При этом, в соответствии со статьей 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Таким образом, осуществляемая предприятием общественного питания деятельность по доставке изготовленной им кулинарной продукции и кондитерских изделий для общеобразовательных учебных учреждений и изоляторов временного содержания не может быть отнесена к услугам общественного питания, так как не соответствует определению понятия «услуги общественного питания».

Учитывая изложенное, такая деятельность должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Своим письмом от 11.09.2007 г. № 03-11-04/3/359 «Об изготовлении кулинарной продукции и реализации покупных товаров» Минфин России отвечает на следующий вопрос:

Будет ли деятельность организации по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий, с 2008 г. подпадать под действие системы налогообложения в виде ЕНВД?

Организация оказывает услуги по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий, и создает условия для ее потребления и реализации, а также условия для потребления и реализации покупных товаров, включая алкогольную продукцию и пиво, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки. Кроме того, организация, одновременно, создает условия для проведения досуга через объекты организации общественного питания, с площадью зала обслуживания не более 150 кв. м по каждому объекту общественного питания.

Ответ: Согласно статье 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

При этом с 1 января 2008 г. вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 261, 262 и 263 части второй НК РФ».

Данным Законом внесены поправки в статью 346.27 Кодекса, которыми, в частности, уточнено понятие «услуги общественного питания».

К услугам общественного питания не будут относиться услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 Кодекса.

Таким образом, к услугам общественного питания не будет относиться производство и последующая реализация спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, коньяка, вина и иной пищевой продукции с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента (за исключением виноматериалов), а также пива.

Поэтому, если организация изготавливает перечисленные в п. 3-4 ст. 181 Кодекса подакцизные товары и реализует в дальнейшем данные товары через объект общественного питания, то такая деятельность не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и должна облагаться в рамках общего режима налогообложения.

Если же организация реализует через объект общественного питания приобретенные для последующей реализации перечисленные в п. 3-4 ст. 181 Кодекса подакцизные товары, то такая деятельность может быть отнесена к услугам общественного питания и, соответственно, переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Кроме того, согласно новой редакции главы 26.3 НК РФ (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) с 1 января 2008 г. не переводится на уплату ЕНВД оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, то есть на уплату единого налога на вмененный доход не переводится оказание услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и данные услуги оказываются непосредственно самими учреждениями.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность организации, связанная с оказанием услуг по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, а также по созданию условий для потребления и реализации данной продукции и покупных товаров, в том числе, алкогольной продукции и пива в упаковке и расфасовке изготовителя и без такой упаковки и расфасовки; по проведению досуга через объекты организации общественного питания, с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. по каждому объекту, в 2008 г. может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД при условии соблюдения норм, установленных статьей 346.26 и статьей 346.27 Кодекса в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания с учетом новой редакции главы 26.3 Кодекса.

15.4. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств своих клиентов

В соответствии с действующей редакцией статьи 346.27 НК РФ платные стоянки – это площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Причем в главе 26.3 НК РФ не было указано, на основании каких документов следует определять площадь автостоянки и что в нее включать.

Теперь законодатели ввели понятие «площадь стоянки». Это общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Многие торговые организации и организации общественного питания содержат платные автостоянки, предназначенные для хранения автотранспортных средств клиентов.

В соответствии с п. 4.1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ деятельность, связанная с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ физическим показателем базовой доходности для данного вида деятельности является площадь стоянки (в квадратных метрах).

Статьей 346.27 НК РФ определено, что платные стоянки – это площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Минфин России в Письме от 25 мая 2005 г. № 03-06-05-04/143 разъяснил, что площадь стоянки следует определять исходя из технической документации на данный объект.

В новой редакции статьи 346.27 «площадь стоянки» изменено. Теперь это общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

То есть, с одной стороны, при расчете физического показателя нас обязали учитывать всю площадь земельного участка, а с другой – наконец определили, что считать эту площадь следует на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

47. Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания:

Вид предпринимательской деятельности

Размер потенциально возможного к получению годового дохода (руб.)

РАСЧЕТНО стоимость патента, руб.*

1 месяц

1 квартал

47.1. Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (кроме услуг питания столовой):
47.1.1. количество площадей до 5 кв. м включительно
47.1.2. количество площадей от 5 до 10 кв. м включительно
47.1.3.
47.1.4.
47.1.5.
47.1.6.
47.1.7.
47.1.8.
47.1.9.
47.1.10.
47.1.11.
47.1.12.
47.1.13.
47.1.14.
47.1.15.
47.1.16.
47.1.17.
47.1.18.
47.1.19.
47.1.20.
47.1.21.
47.1.22.
47.1.23.
47.1.24.
47.1.25.
47.1.26.
47.1.27.
47.1.28.
47.1.29.
47.1.30.
47.1.31.
47.1.32.
47.1.33.
47.1.34.
47.1.35.
47.1.36.
47.1.37.
47.1.38.
47.1.39.
47.1.40.
47.1.41.
47.1.42.
47.1.43.
47.1.44.
47.1.45.
47.1.46.
47.1.47.
47.1.48.
47.1.49.
47.1.50.
47.1.51.
47.1.52.
47.1.53.
47.1.54.
47.1.55.
47.1.56.
47.1.57.
47.1.58.
47.1.59.
47.1.60.
47.1.61.
47.1.62.
47.1.63.
47.1.64.
47.1.65.
47.1.66.
47.1.67.
47.1.68.
47.1.69.
47.1.70.
47.1.71.
47.1.72.
47.1.73.
47.1.74.
47.1.75.
47.1.76.
47.1.77.
47.1.78.
47.1.79.
47.1.80.
47.1.81.
47.1.82.
47.1.83.
47.1.84.
47.1.85.
47.1.86.
47.1.87.
47.1.88.
47.1.89.
47.1.90.
47.1.91.
47.1.92.
47.1.93.
47.1.94.
47.1.95.
47.1.96.
47.1.97.
47.1.98.
47.1.99.
47.1.100.
47.2. Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (услуги питания столовой):
47.2.1. количество площадей до 10 кв. м включительно
47.2.2. количество площадей от 10 до 15 кв. м включительно
47.2.3. количество площадей от 15 до 20 кв. м включительно
47.2.4. количество площадей от 20 до 25 кв. м включительно
47.2.5. количество площадей от 25 до 30 кв. м включительно
47.2.6. количество площадей от 30 до 35 кв. м включительно
47.2.7. количество площадей от 35 до 40 кв. м включительно
47.2.8. количество площадей от 40 до 45 кв. м включительно
47.2.9. количество площадей от 45 до 50 кв. м включительно
47.2.10. количество площадей от 50 до 55 кв. м включительно
47.2.11. количество площадей от 55 до 60 кв. м включительно
47.2.12. количество площадей от 60 до 65 кв. м включительно
47.2.13. количество площадей от 65 до 70 кв. м включительно
47.2.14. количество площадей от 70 до 75 кв. м включительно
47.2.15. количество площадей от 75 до 80 кв. м включительно
47.2.16. количество площадей от 80 до 85 кв. м включительно
47.2.17. количество площадей от 85 до 90 кв. м включительно
47.2.18. количество площадей от 90 до 95 кв. м включительно
47.2.19. количество площадей от 95 до 100 кв. м включительно
47.2.20. количество площадей от 100 до 105 кв. м включительно
47.2.21. количество площадей от 105 до 110 кв. м включительно
47.2.22. количество площадей от 110 до 115 кв. м включительно
47.2.23. количество площадей от 115 до 120 кв. м включительно
47.2.24. количество площадей от 120 до 125 кв. м включительно
47.2.25. количество площадей от 125 до 130 кв. м включительно
47.2.26. количество площадей от 130 до 135 кв. м включительно
47.2.27. количество площадей от 135 до 140 кв. м включительно
47.2.28. количество площадей от 140 до 145 кв. м включительно
47.2.29. количество площадей от 145 до 150 кв. м включительно
47.2.30. количество площадей от 150 до 155 кв. м включительно
47.2.31. количество площадей от 155 до 160 кв. м включительно
47.2.32. количество площадей от 160 до 165 кв. м включительно
47.2.33. количество площадей от 165 до 170 кв. м включительно
47.2.34. количество площадей от 170 до 175 кв. м включительно
47.2.35. количество площадей от 175 до 180 кв. м включительно
47.2.36. количество площадей от 180 до 185 кв. м включительно
47.2.37. количество площадей от 185 до 190 кв. м включительно
47.2.38. количество площадей от 190 до 195 кв. м включительно
47.2.39. количество площадей от 195 до 200 кв. м включительно
47.2.40. количество площадей от 200 до 205 кв. м включительно
47.2.41. количество площадей от 205 до 210 кв. м включительно
47.2.42. количество площадей от 210 до 215 кв. м включительно
47.2.43. количество площадей от 215 до 220 кв. м включительно
47.2.44. количество площадей от 220 до 225 кв. м включительно
47.2.45. количество площадей от 225 до 230 кв. м включительно
47.2.46. количество площадей от 230 до 235 кв. м включительно
47.2.47. количество площадей от 235 до 240 кв. м включительно
47.2.48. количество площадей от 240 до 245 кв. м включительно
47.2.49. количество площадей от 245 до 250 кв. м включительно
47.2.50. количество площадей от 250 до 255 кв. м включительно
47.2.51. количество площадей от 255 до 260 кв. м включительно
47.2.52. количество площадей от 260 до 265 кв. м включительно
47.2.53. количество площадей от 265 до 270 кв. м включительно
47.2.54. количество площадей от 270 до 275 кв. м включительно
47.2.55. количество площадей от 275 до 280 кв. м включительно
47.2.56. количество площадей от 280 до 285 кв. м включительно
47.2.57. количество площадей от 285 до 290 кв. м включительно
47.2.58. количество площадей от 290 до 295 кв. м включительно
47.2.59. количество площадей от 295 до 300 кв. м включительно
47.2.60. количество площадей от 300 до 305 кв. м включительно
47.2.61. количество площадей от 305 до 310 кв. м включительно
47.2.62. количество площадей от 310 до 315 кв. м включительно
47.2.63. количество площадей от 315 до 320 кв. м включительно
47.2.64. количество площадей от 320 до 325 кв. м включительно
47.2.65. количество площадей от 325 до 330 кв. м включительно
47.2.66. количество площадей от 330 до 335 кв. м включительно
47.2.67. количество площадей от 335 до 340 кв. м включительно
47.2.68. количество площадей от 340 до 345 кв. м включительно
47.2.69. количество площадей от 345 до 350 кв. м включительно
47.2.70. количество площадей от 350 до 355 кв. м включительно
47.2.71. количество площадей от 355 до 360 кв. м включительно
47.2.72. количество площадей от 360 до 365 кв. м включительно
47.2.73. количество площадей от 365 до 370 кв. м включительно
47.2.74. количество площадей от 370 до 375 кв. м включительно
47.2.75. количество площадей от 375 до 380 кв. м включительно
47.2.76. количество площадей от 380 до 385 кв. м включительно
47.2.77. количество площадей от 385 до 390 кв. м включительно
47.2.78. количество площадей от 390 до 395 кв. м включительно
47.2.79. количество площадей от 395 до 400 кв. м включительно
47.2.80. количество площадей от 400 до 405 кв. м включительно
47.2.81. количество площадей от 405 до 410 кв. м включительно
47.2.82. количество площадей от 410 до 415 кв. м включительно
47.2.83. количество площадей от 415 до 420 кв. м включительно
47.2.84. количество площадей от 420 до 425 кв. м включительно
47.2.85. количество площадей от 425 до 430 кв. м включительно
47.2.86. количество площадей от 430 до 435 кв. м включительно
47.2.87. количество площадей от 435 до 440 кв. м включительно
47.2.88. количество площадей от 440 до 445 кв. м включительно
47.2.89. количество площадей от 445 до 450 кв. м включительно
47.2.90. количество площадей от 450 до 455 кв. м включительно
47.2.91. количество площадей от 455 до 460 кв. м включительно
47.2.92. количество площадей от 460 до 465 кв. м включительно
47.2.93. количество площадей от 465 до 470 кв. м включительно
47.2.94. количество площадей от 470 до 475 кв. м включительно
47.2.95. количество площадей от 475 до 480 кв. м включительно
47.2.96. количество площадей от 480 до 485 кв. м включительно
47.2.97. количество площадей от 485 до 490 кв. м включительно
47.2.98. количество площадей от 490 до 495 кв. м включительно
47.2.99. количество площадей от 495 до 500 кв. м включительно

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

В каких случаях предприятие общепита осуществляет свою деятельность через объект, не имеющий зала обслуживания посетителей? Необходимо ли создавать условия для потребления продукции объекта общепита в данном случае? Об этом в настоящей статье.

Услуги без потребления продукции

В соответствии с пп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в отношении оказания услуг общественного питания ЕНВД может применяться при их осуществлении через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту, а также через объекты общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. Не имеющим зала обслуживания посетителей является объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

В свою очередь, услуги общественного питания <1> - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ).

<1> К данным услугам не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Иначе говоря, допускаются:

  • создание условий только для потребления;
  • только реализация;
  • создание условий для потребления и реализация.

В определении объекта общепита без зала обслуживания также указывается на то, что условия для потребления в таком объекте не создаются. Для целей применения ЕНВД определение услуг общественного питания, содержащееся в ст. 346.27 НК РФ, имеет преимущество перед положением ГОСТ Р 50647-94 <2> "Общественное питание. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 50647-94). Так, согласно ст. 3 ГОСТ Р 50647-94 под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Как видим, союз "или" в данном определении отсутствует.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35.

Хотя, например, в ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" <3>, введенном в действие с 01.01.2009, к предприятию общественного питания относится предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия. Кроме того, одним из видов предприятий общественного питания в зависимости от характера их деятельности являются предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети) (п. 4.1 ГОСТ Р 50762-2007). Ни о каком потреблении не говорится и в определении магазина кулинарии, содержащемся в ГОСТ Р 50762-2007 (п. 4.15) и ГОСТ Р 50647-94 (п. 14 Приложения А).

<3> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.

Примечание. Магазин кулинарии - предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары (п. 4.15 ГОСТ Р 50762-2007).

Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ установлено, что с 01.01.2009 к категории объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания (ст. 346.27 НК РФ). В предыдущей редакции это положение было следующим: к данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.

Заметим, что крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты являются объектами стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (ст. 346.27 НК РФ). К другим аналогичным объектам Минфин относит обособленные объекты, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение какого-либо периода времени (например, в период действия договора аренды), в частности палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д. (Письмо от 22.05.2006 N 03-11-04/3/267). Как мы видим, два объекта (киоски и палатки) могут использоваться в качестве объектов общепита и объектов торговли. Согласно ст. 346.27 НК РФ киоском признается строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца, а палаткой - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала. Аналогичные определения содержатся и в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" <4>. А вот в ГОСТ Р 50647-94 понятия "киоск" и "палатка" отсутствуют совсем. Да и магазины кулинарии могут быть как на предприятиях общепита, так и торговли. Представленные положения показывают, что создание условий для потребления кулинарной продукции не является обязательным требованием для признания деятельности через объект общепита без зала обслуживания услугой объекта общественного питания, переводимого на уплату ЕНВД. Как в таком случае киоски, палатки, отделы кулинарии общественного питания отличить от аналогичных объектов, относящихся к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов?

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Полагаем, что предлог "при" в определении объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, играет ключевую роль: только те киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии, которые находятся при заведении общепита, осуществляют деятельность, относящуюся к услугам общественного питания. Хотя, заметим, Минфин считает, что понятие "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания" с 01.01.2009 по сути не изменилось (Письмо от 24.12.2008 N 03-11-05/309). Он указывает, что деятельность организации по реализации кулинарной продукции собственного производства (мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий) через магазины кулинарии, а также отделы кулинарии при кулинарных цехах как в 2008 г., так и с 1 января 2009 г. относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, и, соответственно, подлежит переводу на уплату ЕНВД.

Мнение чиновников: услуги для потребления нужны в любом случае

Финансовый орган в своих ранних письмах указывал, что деятельность объекта организации общественного питания, как имеющего зал обслуживания посетителей, так и не имеющего его, независимо от месторасположения и вида (киоск, палатка и другие аналогичные точки общественного питания), предусматривает также организацию потребления приобретенной продукции на месте (Письмо от 01.02.2006 N 03-11-04/3/55). Обосновывается данный вывод тем, что в противном случае возникает несоответствие понятию "общественное питание", содержащемуся в ст. 3 ГОСТ Р 50647-94. Аналогичные выводы были озвучены и в Письме от 25.07.2007 N 03-11-04/3/295. Заметим, что в Приложении А "Описание группировок" ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) <5> сказано, что в группировку "Гостиницы и рестораны" (код 55) не включается производство кулинарной продукции, полуфабрикатов или готовых продуктов, не предназначенных для потребления на месте.

<5> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Позже Минфин в Письме от 18.02.2008 N 03-11-05/34 указал, что деятельность по изготовлению и реализации кулинарной продукции (кур гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, кофе) через киоск относится к услугам общественного питания, оказываемым через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, и, соответственно, может быть переведена на уплату ЕНВД. Причем о создании условий для потребления в данном Письме не говорится ни слова.

Однако в этом году на аналогичный вопрос в отношении кур гриль, реализуемых через киоск, в котором не созданы условия для их потребления, Минфин указал, что поскольку приготовляемые куры гриль реализуются без потребления на месте, то данная деятельность не относится к сфере общественного питания, облагаемой ЕНВД (Письмо от 01.07.2009 N 03-11-09/233). Не является данный вид деятельности и розничной торговлей, облагаемой ЕНВД, поскольку происходит реализация продукции собственного производства <6> (ст. 346.27 НК РФ). Исходя из этого, отмечается, что такой вид деятельности подлежит налогообложению в рамках ОСНО или УСНО.

<6> С 01.01.2009 в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ к розничной торговле относится реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах.

В отношении реализации кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице Минфин в Письме от 06.03.2007 N 03-11-04/3/63 указал, что этот вид деятельности относится к разносной торговле и на него распространяются положения, предъявляемые к розничной торговле. Поскольку реализация продукции собственного производства (изготовления) не относится к розничной торговле, реализация организацией кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице не является розничной торговлей и должна находиться на общем режиме налогообложения.

Как видим, несмотря на наличие в определении объекта общепита без зала обслуживания посетителей (ст. 346.27 НК РФ) указания на то, что отсутствует специально оборудованное помещение (открытая площадка) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, чиновники настаивают на необходимости создания условий потребления и в этом случае.

Как можно создать условия для потребления при отсутствии зала обслуживания? Ответа на данный вопрос Минфин не дает. При этом, если рядом с отделом кулинарии устанавливаются столики, налоговый орган считает, что в этом случае отдел кулинарии в торговом зале магазина нельзя отнести к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей (Письмо УФНС по Московской обл. от 07.02.2007 N 24-16/0106@). В другом Письме (от 06.03.2007 N 03-11-04/3/63) Минфин также говорит, что если в инвентаризационных документах площадь, оборудованная для потребления кулинарной продукции и кондитерских изделий (для размещения столиков), в отделе кулинарии выделена, то ее следует отнести к объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей.

Примечание. В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под залом обслуживания понимается специально оборудованное помещение или открытая площадка для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые и закусочные. А открытая площадка - специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке.

Какие условия для потребления можно создать в киосках, палатках, магазинах (отделах) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и в других аналогичных точках общественного питания, чтобы при этом не возник зал обслуживания посетителей? Для налогоплательщиков, не желающих вступать в спор с чиновниками, можно порекомендовать разве что снабжение посетителей салфетками, одноразовой посудой, пакетами.

Считаем численность

Физическим показателем оказания услуг общественного питания через объект общепита, не имеющий зала обслуживания посетителей, на основании п. 3 ст. 346.29 НК РФ является количество работников, включая предпринимателя. Базовая доходность составляет 4500 руб. в месяц.

Если предприятие общественного питания осуществляет два вида деятельности (с площадью зала обслуживания посетителей и без нее), возникает вопрос: как определить физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", необходимый для расчета величины единого налога?

Примечание. Количество работников - среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ).

Порядок распределения данного показателя Налоговым кодексом не определен. В свою очередь, административно-управленческий персонал - АУП (руководство, бухгалтеры и др.) и вспомогательный персонал (дворники, уборщицы и др.) задействованы во всех видах деятельности. Чиновники до мая этого года считали, что в численность работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, надо включать тех, кто непосредственно связан с этой деятельностью, и тех, кто напрямую с ней не связан (Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-11-09/88, от 28.08.2008 N 03-11-04/3/404, от 06.09.2007 N 03-11-05/216). Причем, как указал ФАС ЗСО в Постановлении от 09.12.2008 N Ф04-7728/2008(17505-А03-19), без сотрудников управленческого персонала невозможно получение потенциально возможного дохода. В связи с этим включение данных работников в физический показатель "количество работников" при исчислении налоговой базы является правомерным.

В недавних разъяснениях (Письма от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@, от 08.05.2009 N 3-2-16/49@) налоговики кардинально поменяли свою позицию, указав, что считают целесообразным при определении физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" среднесписочную (среднюю) численность работников, участвующих одновременно во всех видах деятельности, распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной (средней) численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.

Причем в данных Письмах налоговый орган со ссылкой на утратившие силу Методические рекомендации по применению главы 26.3 НК РФ и Письмо Минфина России от 18.03.2003 N 04-05-12/21 утверждает, что и раньше придерживался данной точки зрения, "забыв" о представленных выше официальных разъяснениях.

При этом федеральная налоговая служба отмечает, что, если распределить численность по видам предпринимательской деятельности невозможно (отсутствует закрепление работников по конкретным видам деятельности), величина данного показателя должна определяться исходя из общей списочной численности работников, включающей в себя и административно-управленческий, и вспомогательный персонал, а также численности внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. Это означает, что все работники предпринимателя, например, в отделе кулинарии работают посменно, значит, ЕНВД нужно будет уплачивать с общей численности работников, включая АУП, вспомогательный персонал, а также численность внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.

Предприятия, не согласные с данной точкой зрения, могут воспользоваться выводами Президиума ВАС. Так, в качестве базы для распределения можно использовать и выручку. Касается Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 17123/08 площади торгового зала и свидетельствует о праве налогоплательщика уплачивать ЕНВД не с общей площади магазина, а соответствующей части (через магазин реализовывались покупные товары и собственная продукция). В частности, Президиум ВАС пришел к выводу, что анализ положений ст. 346.26 НК РФ и общие начала законодательства о налогах и сборах позволяют сделать вывод, что физический показатель "площадь торгового зала" нужно определять в рассматриваемом случае пропорционально выручке. Полагаем, что данные выводы можно перенести и на наш физический показатель - "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Единственное, нужно помнить, что возможен спор с контролирующим органом, поэтому выбранная база для распределения показателя должна иметь экономическое обоснование.

Н.В.Лебедева

Редактор журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Вопрос от читателя Клерк.Ру Марины (г. Ростов-на-Дону)

Открываю ИП розничная торговля кондитерскими изделиями и хочу поставить несколько столиков в арендованном помещении для того, чтобы покупатели могли эти же изделия и покушать. Готовить ничего не буду, только соки. Помимо розничной торговли еще добавила ОКВЭД деятельность кафе (ЕНВД). Не будет ли никаких осложнений в налоговой?

Вам следует основательно подойти к выбору режима налогообложения, т.к. в последнее время произошли серьезные изменения в системе налогообложения (патентной системе). Принят ФЗ от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Произошедшие из-за него изменения весьма заметны и коснулись в основном индивидуальных предпринимателей.

В списке видов деятельности переводимых на патент появились розничная торговля и услуги общественного питания. Как и при ЕНВД, розничная торговля переводится на патент. При этом существуют ограничение по площади торгового зала по каждому отдельному объекту, но оно в 3 раза меньше, чем для ЕНВД, и равно 50 кв. м.

Вы можете выбирать, какой из режимов Вам выгоднее.

Для ИП занимающихся оказанием услуг общественного питания, - площадь зала обслуживания посетителей так же не должна превышать 50 кв. м. Отмечу сразу важную для Вас деталь: в случае отсутствия зала обслуживания посетителей на объекте общественного питания патент выдаваться не будет. К таким относятся в том числе бары и кафе при условии, что они не имеют специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

Новая патентная система также разрешает предпринимателю использовать до 15 наемных работников. При уплате ЕНВД, там численность работников может доходить до 100 человек (п.п.1 п.2.2. ст.326 НК РФ). Данное ограничение по численности применяется ко всем видам деятельности, которые предприниматель ведет одновременно, и определяется по общему количеству.

Размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, устанавливаются законами субъектов РФ. Они должны находиться в пределах от 100 000 до 1 000 000 руб. с учетом коэффициента-дефлятора.

Вы должны получить патент в том субъекте РФ, где предполагает осуществлять соответствующий вид деятельности. Можно обратиться в налоговый орган по месту жительства. Полученный в нем патент действует только на территории соответствующего субъекта РФ. Заявление на получение патента направляется в любой возможной форме не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы.

Патент выдается на период от 1 до 12 месяцев, но уточняется, что это в пределах календарного года.

Если ИП совмещает патентную систему и обычную УСНО, предусмотренную гл.26.2 НК РФ, с данным предельным уровнем надо сравнивать всю сумму доходов от реализации, полученную в рамках обоих режимов. В случае превышения следует пересчитать налоги по общему режиму налогообложения с начала налогового периода по обоим спецрежимам.

Так же надо поступить при превышении в течение налогового периода предельной численности наемных работников, предусмотренной п.5 ст. 346.43 НК РФ, и, кроме того, при неуплате в срок налога от патентной деятельности.

Для учета доходов налогоплательщик должен вести книгу учета доходов. Минфину поручено разработать форму и порядок ее заполнения. Для действующей патентной системы используется та же книги учета, которую применяют налогоплательщики, находящиеся на УСНО (п.12 ст. 346.25.1 НК РФ). Однако отдельная книга учета доходов будет вестись в отношении каждого вида деятельности, на который выдан патент. Доходы признаются фактически по тем же правилам, что установлены для УСНО.

Необходимо знать, что предприниматели, перешедшие на патентную систему, так же как и применяющие ЕНВД, получат право не использовать ККТ по соответствующему виду деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств (ст.5 ФЗ N 94-ФЗ).

Получить персональную консультацию Ирины Сальниковой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.