Понятие социальная мобильность. Социальная мобильность в разных типах обществ

Благодаря социальной мобильности члены общества могут менять свой статус внутри социума. У этого явления есть множество особенностей и характеристик. Характер социальной мобильности колеблется в зависимости от особенностей конкретной страны.

Понятие социальной мобильности

Что такое социальная мобильность? Это изменение человеком его места в структуре общества. Индивид может переместиться из одной социальной группы в другую. Такая мобильность называется вертикальной. В то же время человек может изменить свое положение в пределах одного и того же общественного слоя. Это уже другая мобильность – горизонтальная. Перемещение принимает самые разные формы – рост или падение престижа, изменение дохода, продвижение по карьерной лестнице. Такие события оказывают серьезное влияние на поведение человека, а также его отношения с окружающими людьми, установки и интересы.

Вышеописанные виды мобильности приняли современные формы после возникновения индустриального общества. Возможность сменить свое положение в социуме – важный признак прогресса. Обратный случай представляют собой консервативные и сословные общества, где существуют касты. К такой группе человек, как правило, приписан с самого своего рождения до смерти. Больше всего известна индийская кастовая система. С оговорками подобные порядки существовали в средневековой феодальной Европе, где была велика социальная пропасть между бедными и богатыми.

История явления

Появление вертикальной мобильности стало возможным после начала индустриализации. Около трехсот лет назад промышленное развитие европейских стран значительно ускорилось, что привело к разрастанию пролетарского класса. Одновременно с тем государства всего мира (с разной степенью успеха) стали вводить систему доступного образования. Именно оно стало и до сих пор является основным каналом вертикальной социальной мобильности.

В начале XX столетия большую часть населения любой страны составляли рабочие без квалификации (или с зачатками общего образования). В то же время происходила механизация и автоматизация производства. Экономика нового типа требовала все больше и больше высококвалифицированных кадров. Именно этой потребностью объясняется увеличение количества образовательных учреждений, а значит, и возможностей для социального роста.

Мобильность и экономика

Одна из особенностей индустриального общества такова, что мобильность в нем определяется структурой экономики. Другими словами, возможности для подъема по социальной лестнице зависят не только от личностных качеств человека (его профессионализма, энергичности и т. д.), но и от того, как взаимосвязаны между собой разные отрасли хозяйства страны.

Мобильность возможна далеко не везде. Она является атрибутом общества, давшего своим гражданам равные возможности. И хотя абсолютно равных условий нет ни в одной стране, многие современные государства продолжают двигаться к этому идеалу.

Индивидуальная и групповая мобильность

В каждой стране виды и типы мобильности представлены по-разному. Общество может избирательно поднимать по социальной лестнице одних индивидов и опускать других. Это естественный процесс. Например, талантливые и профессиональные люди обязательно должны заменить более посредственных и получить их высокий статус. Подъем может быть индивидуальным и групповым. Эти виды мобильности отличаются количеством индивидов, меняющих свой статус.

В индивидуальном случае человек может повысить свой престиж в обществе благодаря своим талантам и трудолюбию (например, стать известным музыкантом или получить престижное образование). Групповая мобильность связана с гораздо более сложными процессами, охватывающими значительную часть социума. Ярким примером такого явления могут быть изменения престижности профессии инженеров или падение популярности партии, которое обязательно повлияет на положение членов этой организации.

Инфильтрация

Для того чтобы добиться изменения своего положения в обществе, индивиду необходимо приложить определенные усилия. Вертикальная мобильность становится возможной только в том случае, если человек способен преодолеть все барьеры, лежащие между разными социальными слоями. Как правило, восхождение по общественной лестнице происходит благодаря амбициям и потребности индивида в собственном успехе. Любые виды мобильности обязательно связаны с энергичностью человека и его желанием изменить свой статус.

Инфильтрация, которая есть в каждом обществе, отсеивает людей, приложивших недостаточно усилий для смены социального слоя. Немецкий ученый Курт Левин даже вывел собственную формулу, с помощью которой можно определить вероятность восхождения конкретного человека в общественной иерархии. В теории этого психолога и социолога важнейшей переменной является энергия индивида. Вертикальная мобильность также зависит от общественных условий, в которых живет человек. Если он соответствует всем требованиям социума, то он сможет пройти инфильтрацию.

Неизбежность мобильности

Есть как минимум две причины существования явления социальной мобильности. Во-первых, любое общество неизменно меняется в процессе своего исторического развития. Новые черты могут появляться постепенно, а могут и моментально, как это бывает в случае революций. Так или иначе, но в любом социуме новые статусы подрывают и заменяют старые. Этот процесс сопровождается изменениями в распределении труда, благ и ответственности.

Во-вторых, даже в самых инертных и застойных обществах никакая сила не может контролировать природное по своему характеру распределение способностей и талантов. Этот принцип продолжает действовать и в случае, если элита или власть монополизировала и ограничила доступность образования. Поэтому всегда есть возможность, что верхний слой будет хотя бы периодически пополняться достойными людьми «снизу».

Мобильность по поколениям

Исследователи выделяют еще один признак, по которому определяется социальная мобильность. В качестве этой мерки может выступать поколение. Чем объясняется эта закономерность? История развития самых разных обществ показывает, что положение людей разных поколений (например, детей и родителей) не только может отличаться, но и, как правило, является разным. Данные из России подтверждают эту теорию. В среднем с каждым новым поколением жители бывшего СССР и РФ понемногу поднимались и поднимаются вверх по социальной лестнице. Эта закономерность имеет место и во многих других современных странах.

Таким образом, перечисляя виды мобильности, нельзя забывать о межпоколенной мобильности, пример которой описан выше. Для того чтобы определить прогресс по данной шкале, достаточно сравнить положение двух людей в определенный момент развития карьеры в приблизительно одном и том же возрасте. Мерилом в данном случае является ранг в профессии. Если, например, отец в свои 40 лет был начальником цеха, а сын в этом возрасте стал директором завода, то это и есть межпоколенный рост.

Факторы

У вялотекущей и постепенной мобильности может быть множество факторов. Важным примером в этом ряду является переселение людей из аграрных районов в города. Серьезную роль в истории всего человечества сыграла международная миграция, особенно начиная с XIX века, когда она охватила весь мир.

Именно в этом столетии огромные массы крестьянского населения Европы переселялись в США. Также можно привести пример колониальной экспансии некоторых империй Старого Света. Захват новых территорий и подчинение целых народов были благодатной почвой для подъема одних людей и сползания вниз по социальной лестнице других.

Последствия

Если горизонтальная мобильность по большей части влияет только на конкретного индивида или группу людей, то вертикальная мобильность влечет за собой гораздо большие последствия, которые с трудом поддаются каким-либо измерениям. На этот счет существуют две противоположных точки зрения.

Первая гласит, что любые примеры мобильности в вертикальном направлении разрушают классовую структуру общества и делают его однороднее. У этой теории есть как сторонники, так и противники. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой, высокий уровень социальной мобильности только укрепляет систему общественных слоев. Происходит это по той простой причине, что люди, оказавшиеся на более высокой ступеньке положения, становятся заинтересованными в сохранении классовых различий и противоречий.

Скорость

Согласно социологической науке, основные виды социальной мобильности имеют показатель собственной скорости. С его помощью специалисты дают количественную оценку данного явления в каждом определенном случае. Скорость – это дистанция, которую индивид проходит за некий промежуток времени. Она измеряется в профессиональных, политических или экономических стратах.

Например, один выпускник университета за четыре года карьеры успел стать заведующим отделом на своем предприятии. В то же время его однокурсник, окончивший вуз вместе с ним, к концу того же срока стал инженером. В данном случае скорость социальной мобильности первого выпускника выше, чем у его товарища. На этот показатель могут влиять самые разные факторы – личное устремление, качества человека, а также его окружение и обстоятельства, связанные с работой в компании. Высокая скорость социальной мобильности может быть присуща и процессам, противоположным вышеописанному, если речь идет о человеке, лишившемся рабочего места.

Интенсивность

Рассматривая 2 вида мобильности (горизонтальную и вертикальную), можно определить количество индивидов, меняющих свое положение в обществе. В разных странах этот показатель дает отличные друг от друга цифры. Чем больше число этих людей, тем выше интенсивность социальной мобильности. Как и скорость, данный показатель демонстрирует характер внутренних преобразований в обществе.

Если речь идет о собственно числе индивидов, то тогда определяется абсолютная интенсивность. Кроме того, она может быть еще и относительной. Так называется интенсивность, определяемая долей индивидов, поменявших свое положение, от общего числа членов социума. Современная наука дает разные оценки важности этого показателя. Совокупность интенсивности и скорости социальной мобильности определяет общий индекс мобильности. С помощью него ученые легко сравнивают состояние разных обществ.

Будущее мобильности

Сегодня в западных и экономически развитых обществах значительные масштабы приобретает горизонтальная мобильность. Связано это с тем, что в таких странах (например, в Западной Европе и США) социум становится все более бесклассовым. Различия между слоями размываются. Этому способствует развитая система доступного образования. В богатых странах выучиться может любой человек, вне зависимости от своего происхождения. Единственным важным критерием становится его заинтересованность, талантливость и способность приобретать новые знания.

Есть и другая причина, почему в современном постиндустриальном обществе больше не актуальна прежняя социальная мобильность. Перемещение наверх становится все более условным, если в качестве определяющего фактора взять размер дохода и финансовое благополучие. Сегодня стабильное и обеспеченное общество может ввести социальные пособия (как это делается в скандинавских странах). Они сглаживают противоречия между людьми на разных ступеньках общественной лестницы. Так стираются границы между привычными классами.

Социальная мобильность - это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса.

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно.

Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре обществаи происходит помимо воли отдельных индивидов.

Виды (типы, формы) мобильности могут быть главные и неглавные.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Вертикальная социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей: дистанция мобильности и объем мобильности.

Дистанция мобильности - количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция - неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемами мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Объем, исчисляемый количеством переместившихся индивидов, называется абсолютным, а отношением этого количества по всему населению - относительным объемом и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный - по отдельным стратам, слоям, классам.

Групповая мобильность наблюдается там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

Причинами групповой мобильности чаще всего выступают следующие факторы:

Социальные революции,

Иностранные интервенции, нашествия,

Гражданские войны,

Военные перевороты,

Смена политических режимов,

Замена старой конституции новой,

Крестьянские восстания,

Междоусобная борьба аристократических родов,

Создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

На социальную мобильность наибольшее влияние оказывают не профессия и образование родителей, а собственные достижения в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед.

Средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Факторы восходящей индивидуальной мобильности, т. е. причины, позволяющие одному человеку достичь больших успехов, чем другому:

Социальный статус семьи,

Уровень полученного образования,

Национальность,

Физические и умственные способности, внешние данные,

Полученное воспитание,

Место жительства,

Выгодный брак.

Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине. Часто женщины повышают свой социальный статус благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину».

В индустриальном обществе мобильность определяется структурой народного хозяйства. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.

Молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Молодым свойственна профессиональная, взрослым - экономическая, пожилым - политическая мобильность.

Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Каналы вертикальной мобильности.

Между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

В качестве каналов социальной мобильности используются социальные институты.

Армия функционирует в качестве канала особенно эффективно в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из нижних чинов. Солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Помимо восходящей мобильности церковь была каналом и нисходящей. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены.

Институт образования, какую бы конкретную форму он ни приобретал, во все века служил мощным каналом социальной мобильности.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных слоев. В античности по римским законам свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (групповой замкнутостью).

В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Выходцы из низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости быстро продвигаются наверх, где для них уготовано множество вакансий. Места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей отгораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.

В процессе социальной мобильности в обществе неизбежно формируются особые страты людей, которые утрачивают важные социальные статусы и ролии какое-то время не приобретают адекватные им статусы и роли.

Такие социальные страты ученые называют маргиналами.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур, в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.

Среди маргиналов могут быть

этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;

социомаргиналы, например, группы находящихся в процессе незавершенного социального перемещения;

возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;

политичеcкие маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;

экономические маргиналы традиционного (безработные) и нового типа - так называемые «новые безработные»;

религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними;

криминальные маргиналы, а также те, чей статус в социальной структуре не определен.

«Люмпенами» называются все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие).

Люмпен - это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом .

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне – состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности – число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности – количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. То есть перемещение некоего индивида из одной религиозной группы в другую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - всё это примеры горизонтальной социальной мобильности. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное. Повышение в должности это пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности это пример нисходящей. Вертикальная мобильность это изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса рабочего на должность главы предприятия, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция. Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель.

Выделяется и такой вид социальной мобильности, как межпоколенная мобильность. Примером служит сын плотника, который становится президентом компании. Важность этого вида мобильности заключается в том, что масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность не велика, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. Другими словами важна степень мобильности общества, которая определяется:

  • · диапазоном мобильности в обществе;
  • · условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности, который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой. Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности. Существует понятие дистанция мобильности это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

  • · межпоколенная мобильность,
  • · внутрипоколенная мобильность,
  • · межклассовая мобильность,
  • · внутриклассовая мобильность.

Здесь применимо понятие групповая мобильность, которая характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция в России. Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

  • · социальные революции;
  • · иностранные интервенции, нашествия;
  • · межгосударственные войны;
  • · гражданские войны;
  • · военные перевороты;
  • · смена политических режимов;
  • · замена старой конституции новой;
  • · крестьянские восстания;
  • · междоусобная борьба аристократических родов;
  • · создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества. В современный период в российском обществе особо ярко проявляется такой вид горизонтальной мобильности, как миграция. Миграция это процесс смены постоянного места проживания индивидуумов или социальных групп, выражающейся в перемещении в другой регион или другую страну. Миграция бывает внешней и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней - движение из села в город, межрайонные переселения и др. Участие России в мировых миграционных потоках приобрело в конце 80-х - 90-е годы массовый характер. С появлением ближнего зарубежья возникла уникальная ситуация, когда в рамках бывшего СССР внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю. Существуют четыре вида подхода к явлению миграции. Первое понятие трактуется наиболее широко, и понимаются все виды движения населения (социальные передвижения, текучесть кадров, профессиональное перемещение). Второй подход предусматривает все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей (ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на учебу, на работу). Третий подход схож со вторым, но при этом исключаются возвратные эпизодические поездки из одного пункта в другой. Четвертый подразумевает основной процесс пространственного передвижения населения, ведущий к территориальному перераспределению. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы и носит противоречивый характер, в ходе которого часто возникают социальные проблемы и конфликты.

Социальная мобильность.

Понятие ʼʼсоциальная мобильностьʼʼ ввел в научный социологический оборот П. Сорокин. Он считал, что общество - ϶ᴛᴏ огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие ʼʼсоциальное пространствоʼʼ и вложил в него иной смысл, чем был до этого, – совокупность всœех членов общества как целое. В этом обществе, где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих.

Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Социальное пространство, по Сорокину, представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях.

Социальная мобильность - ϶ᴛᴏ изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность .

Вертикальная мобильность означает такое социальное перемещение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сопровождается повышением или понижением социального статуса.

При этом переход на более высокую социальную позицию принято называть восходящей мобильностью, а на более низкую – нисходящей мобильностью.

Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, к примеру, переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства.

В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную, характерную для стабильно развивающегося общества, и групповую мобильность, связанную с кардинальным перемещением в обществе, когда происходит изменение статуса целых социальных групп и классов.

В социологии выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Первая предполагает сравнительное изменение социального статуса у различных поколений, к примеру, сын рабочего становится президентом страны, вторая – изменение статуса в рамках одного поколения.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Скорость мобильности можно представить как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит за определœенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности принято понимать число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определœенный промежуток времени.

Социальная мобильность – важный показатель и характеристика для любого общества, которая раскрывает степень его открытости.

В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписываемому статусу и всячески затрудняет переход из одного слоя в другой.

Современное общество предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями социальной мобильности.

Это связано прежде всœего с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с крайне важно стью постоянного притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов и профессионалов, способных генерировать идеи и решать сложные задачи управления общественными процессами.

Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личных качеств. Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности.

Основные из них – получение образования, повышение квалификации, политическая карьера, воинская служба, изменение социального окружения, брак с представителœем более высокой статусной группы и др.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить факторы социальной мобильности, которые классифицируются по двум уровням: микроуровень и макроуровень. На микроуровне существуют такие факторы социальной мобильности, как непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.

К факторам макроуровня относится состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т. д.

24. Сорокин П. А.Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Разработал теорию соц. стратификации и соц. мобильности в своей теории он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой.

Термин стратификация происходит от слова страты - означающего слой.Под термином стратификация принято понимать следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, ᴛ.ᴇ. неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Проще говоря в обществе одни люди занимают более высокое положение, чем другие и это безошибочно определяется и ощущается всœеми . Оснований для такого неравенства несколько. Один из первых к этой проблеме обратился П.А. Сорокин. Он считал, что таким основанием неравенства бывают богатства, размеры богатства, образование, род занятий, партийная принадлежность и др.
Размещено на реф.рф
В сорокинской социологии более типичным (до последнего десятилетия) характерным была традиционная, уходившая в 19в принцип стратификации. В его базе лежит теория классов, больших групп людей, главным основанием в различиях соц. положения которых являются доходы и род занятий и еще 2-3, имеющих дополняющий характер.
Размещено на реф.рф
Выделяли страты: владельцев капиталов, рабочие, чиновники, крестьяне, люди свободных профессий (актеры, художники). Западная концепция социальной стратификации 20в основывается на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих: естественную (биологическую, физическую и психическую) особенность людей; социальную (разделœение труда, доход, власть, собственность, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу. А социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность: они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность); они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями; они являются субъектами функционирования всœех социальных институтов данного общества и прежде всœего экономических. В советской социология вместо термина стратификация использовался термин классовая структура общества, где применительно к советскому обществу выделялись класс рабочих, крестьян и слой интеллигенции. Считалось, что интеллигенция не имеет своего особенного отличного от других отношения к собственности. Она работает либо на госпредприятиях как рабочие, либо в колхозах как крестьяне. Третьего класса не было. Соц. мобильность - это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение - главным образом за счёт образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой: вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные - перемещение без изменения статуса, вертикальные - с изменением статуса); индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всœей группы, ᴛ.ᴇ. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гᴦ. вырос авторитет физиков; восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая - снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая - для рабочих и крестьян). Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится всœе общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам. 25.Социальная структура современного российского общества

В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная структура российского общества претерпела значительную трансформацию. Сегодня существует несколько моделœей социальной структуры российского общества. Рассмотрим некоторые из них.

Отечественный социолог Н. М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:

1) ʼʼобщероссийские элитные группыʼʼ, соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) ʼʼрегиональные и корпоративные элитыʼʼ, обладающие значительным по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) российский ʼʼверхний средний классʼʼ, имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;

4) российский ʼʼдинамический средний классʼʼ, обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) ʼʼаутсайдерыʼʼ, характеризующие низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их приобретения;

6) ʼʼмаргиналыʼʼ, характеризующиеся низкой адаптацией и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) ʼʼкриминалитетʼʼ, обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Ученый А. В. Дмитров , взяв за основу структурирования три признака (размер доходов, уровень образования и престиж), выделил пять базовых социальных групп, входящих в социальную структуру современного российского общества:

1) административная элита (правящая элита), состоящая из старой партохозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита;

2) рабочий класс, который делится, в свою очередь, по отраслевым и квалификационным признакам;

3) интеллигенция;

4) ʼʼновая буржуазияʼʼ, которую составляют предприниматели и банкиры;

5) крестьянство.

Академик РАН Т. Н. Заславская на базе данных конкретных социологических исследований попыталась выделить основные социальные группы, составляющие структуру российского общества, и определить их процентное соотношение. Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7 %) является ʼʼверхний слойʼʼ. Он, по мнению Т. Н. Заславской, выступает реальным субъектом реформ, так как к нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важное место в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах.

При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5 %, а остальная часть (6,5 %) приходится на крупных и средних предпринимателœей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Следом за верхним идет ʼʼсредний слойʼʼ . Он более многочисленный (20 %) и включает в себя мелких предпринимателœей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является ʼʼбазовый слойʼʼ . Основную часть его составляют такие группы, как интеллигенция (специалисты), полуителлигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие.

Этот слой объединяет около 60 % населœения нашей страны. Причем, по мнению Заславской, невозможность реализовать свои жизненно важные цели толкает представителœей данного слоя на выражение массового протеста.

За базовым следует ʼʼнижний слойʼʼ . Он представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др.

Стоит сказать, что для них характерен низкий деятельностный потенциал, неспособность адаптироваться к социальным условиям, их удельный вес в структуре населœения – 8 %.

Последний слой в классификации Заславской получил название ʼʼсоциальное дноʼʼ и составил 5 %.

В него входят преступные и полупреступные элементы, а также личности с асоциальным типом поведения (наркоманы, алкоголики, бродяги и др.).

Надо отметить, что эта структурная модель предложена на базе исследования только занятого населœения, в связи с этим наполняемость вышеперечисленных слоев может уточняться и изменяться с учетом семейного статуса, значительной доли пенсионеров и инвалидов, неработающей молодежи.

Социальная мобильность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная мобильность." 2017, 2018.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

  • характеру — трудовая и по политическим мотивам:
  • продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;
  • территории — внутренняя и международная:
  • статусу — легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает (Приложение, схема 20).

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем.Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности. П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт — экономических. профессиональных, политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Он также позволяет определять и сравнивать процессы мобильности, происходящие в разных обществах. Таким образом, процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.