Авианосцы США. Авианосец "Мидуэй": основные характеристики, вооружение

Написав огромную статью про экскурсию по американскому авианосцу USS "Midway" CV-41 , я совсем не коснулся истории его создания и развития. А этому следует уделить особое внимание. Поскольку за все время несения боевой службы корабль изменился до неузнаваемости.

С 2004 года этот тяжелый авианосец, спущенный на воду еще в 1945 году, пришвартован у пирса в городе San Diego, штат California и превращен в крупнейший музей-авианосец. Имея длину более 300 метров, он кажется просто огромным. Интересным фактом является то, что первоначально авианосец выглядел совсем иначе. Нет, он и изначально был большим кораблем. Это был первый тяжелый американский авианосец. Но за свою историю он пережил две крупные модернизации, в процессе которых очень сильно изменился.
1.

Ниже показано как выглядела схема авианосца в 1945 году при спуске на воду, в 1957 после первой модернизации и в 1970 после второй.
2.

Планы по созданию новых авианосцев появились в США сразу после нападения Японцев на Перл Харбор 7 декабря 1941 года. Однако, мнения у руководства ВМС США расходилось относительно типов авианесущих кораблей. Президент Франклин Рузвельт и адмирал Эрнест Кинг выступали за строительство мелких авианосцев. В то же время адмирал Честер Нимиц отмечал, что авианосцы с водоизмещением всего 11000 тонн имеют слишком много ограничений для их эффективного использования. И настаивал на строительстве кораблей с водоизмещением более 45000 тонн. В конечном итоге было принято решение о строительстве двух авианосцев водоизмещением более 40000 тонн. Проект был окончательно утвержден президентом Франклином Рузвельтом 29 декабря 1942 года.

27 октября 1943 года в сухом доке американской верфи "Newport News Shipbuilding", расположенной в городе Newport News, штат Virginia, состоялась закладка авианосца "Midway" и следующие 17 месяцев шло его строительство. 20 марта 1945 года в торжественной обстановке корабль был спущен на воду.
3.

Изначально он имел длину 295,2 м, ширину 41,5 м и водоизмещение 55000 тонн. На корабле были установлены мощнейшие пушки, когда-либо использующиеся на авианосцах. Они включали в себя 18 отдельных орудий калибром 127 мм, 21 орудие калибром 40 мм и 28 пушек калибром 20 мм. Кроме этого "Midway" был первым авианосцем с сильнейшим бронированием полетной палубы. Причиной этому послужил опыт боев с японскими камикадзе во время второй мировой войны. Толщина брони составляла 76 мм. Плюс вдоль ватерлинии была установлена броня толщиной 203 мм. На фотографии ниже авианосец USS "Midway" в сентябре 1945 года.
4.

А это уже 1951 год. На палубе авианосца стоят первые реактивные истребители F9F "Panther". Начался переход на реактивную палубную авиацию. Но вместе с ними использовались и поршневые самолеты AD-1 "Skyraider".
5.

1952 год. Недалеко от берегов Шотландии.
6.

1954 год. Недалеко от берегов Гибралтара.
7.

1 сентября 1955 года "Midway" был выведен из строя и следующие 25 месяцев проходил модернизацию в военно-морской верфи ВМФ США "Puget Sound Naval Shipyard", расположенной в городке Puget Sound, штат Washington. Целью модернизации было увеличение срока службы и расширение возможностей авианосца согласно программе SCB-110. В конструкцию корабля было внесено много изменений. Но основными были следующие:
- Посадочная полоса была развернута на 8 градусов относительно продольной оси корабля. Это позволило производить одновременно и взлет и посадку самолетов.
- Вместо двух старых паровых катапульт были установлены три более мощные (две C-11-1 и одна C-11-2).
- Было уменьшено количества тормозных кабелей а так же проведено усиление этой системы.
- Изменилось расположение лифтов на палубе корабля и была увеличена их грузоподъемность.
- "Остров" подвергся большой модернизации, включая установку новых систем и оборудования.
- Авианосец получил новый закрытый "штормовой нос".
- Количества артиллерийских орудий было уменьшено до 8.
- Авиационный кран был заменен на более мощный.
- Объем емкостей для авиационного топлива на авианосце был увеличен.
- Был демонтирован броневой пояс в районе ватерлинии.

В результате всех этих изменений водоизмещение корабля увеличилось до 62000 тонн. 30 сентября 1957 года авианосец снова был введен в эксплуатацию. Он выглядел как новая иномарка. На фотографии "Midway" после первой модернизации. Фото сделано в 1958 году.
8.

1963 год. На палубе авианосца несут службу самолеты F-8U "Crusader" и F-4 "Phantom II".
9.

11 февраля 1966 года авианосец "Midway" прибыл в город San Francisco, штат California, где 15 февраля того же года в военно-морской верфи ВМФ США "San Francisco Naval Shipyard" началась вторая для авианосца и крупнейшая в истории кораблестроения комплексная модернизация корабля. Срок был поставлен 4 года. Согласно программе по модернизации SCB-101.66 на корабле были сделаны следующие изменения:
- Перенесены лифты, увеличена их площадь и грузоподъемность.
- Количество паровых катапульт уменьшилось до двух. Они были заменены на более мощные (две C-13).
- Установлена новая усиленная система тормозных кабелей.
- Площадь полетной палубы была увеличена в два раза (с 8000 кв.м до 16000 кв.м).
- Была проведена модернизация "острова". Она включала установку новой инерциальной навигационной системы а так же замену многого оборудования.

Все эти меры позволили авианосцу оставаться в строю до 90-х годов. Однако, недостатком этой модернизации была ее высокая цена. Бюджет был превышен больше чем в два раза (с 88 млн $ до 202 млн $). Это наложило ограничения на модернизацию второго авианосца - USS "Franklin D. Roosevelt" CV-42, так же попадающего под программу модернизации SCB-101.66. Бюджет для него был уменьшен до 46 млн $. На корабле был переделан передний лифт, демонтирована третья катапульта, сняты два из 4-х артиллерийских орудия, а так же реконструированы помещения для персонала.

31 января 1970 года "Midway" вернулся в строй. Длинна авианосца выросла до 303,8 м, ширина до 75,5 м, а водоизмещение увеличилось до 64200 тонн. На фотографии ниже USS "Midway" в 1971 году.
10.

За всю историю применения этого корабля на его борту несли службу следующие самолеты:
С 1945 года - F4U "Corsair".
С 1947 года - SB2C "Helldiver" и F8F "Bearcat".
В начале 50-х годов на палубе появились первые реактивные самолеты - F9F "Panther". К ним в дополнение использовались поршневые AD-1 "Skyraider".
В 1956 году на борту начали службу F3H "Demon" и F-8U "Crusader". В то же время как тяжелый бомбардировщик использовался A3D "Skywarrior", а как легкий истребитель-бомбардировщик - A4D "Skyhawk", замененный в 1970 году на A-7 "Corsair II".
В 1965 году истребители были заменены на F-4 "Phantom II", который в 1986 году уступил место на палубе "Midway" самолету F/A-18 "Hornet".
В начале 70-х годов на борт поступил самолет A-6 "Intruder", который применялся как бомбардировщик и дозоправщик.
В 1962 году самолет AD-3W "Skyraider", использовавшийся на авианосце к качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения, был заменен на E-1 "Tracer", а он в свое время на E-2 "Hawkeye".
11.

Такие самолеты как F-14 "Tomcat" и S-3 "Viking" никогда не несли службу на этом авианосце. Палуба "Midway" слишком мала для них. Поэтому, даже после масштабной модернизации, отсутствие на борту мощной противолодочной защиты не дало авианосцу получить статус авианесущего крейсера (CVA - Attack carrier). Поэтому он остался принадлежать к базовому типу авианосцев (CV - Generic aircraft carrier).

После двух больших модернизаций и более 40-летней службы в рядах ВМФ США, 11 апреля 1992 года авианосец USS "Midway" CV-41 был выведен из эксплуатации.

10 января 2004 года авианосец был пришвартован у пирса в городе San Diego, штат California, где началась работа по превращению его в крупнейший музей-авианосец.
12.

7 июня 2004 года он был открыт для всех желающих. Я впервые посетил его в 2008 году. Это удивительное сооружение.
13.

Самые большие американские авианосцы, заложенные в годы Второй мировой войны. Спроектированы в 1940-1943 гг. как увеличенный вариант «Эссекса» с бронированной полетной палубой, более многочисленной авиагруппой, усиленным зенитным вооружением и улучшенной ПТЗ. Удовлетворение всех этих требований привело к резкому росту размеров корабля, что исключало возможность прохода Панамским каналом и тем самым снижало его тактическую мобильность.

Размеры полетной палубы «Мидуэя» - 281,6x34,4 м; конструктивно она по-прежнему выполнялась в виде надстройки и не участвовала в обеспечении продольной прочности корабля. Огромный одноярусный ангар размером 210,9x28,9 м и высотой 5,33 м мог вместить до 153 одномоторных истребителей. Два палубных лифта имели размеры 16,5x14 м и грузоподъемность 12 т, бортовой - соответственно 17,08x10,4 м и 8,2 т. На верхней палубе устанавливались две гидропневматические катапульты H-IV-1, отличавшиеся от использовавшихся на «эс-сексах» H-IV лишь увеличенной длиной стартовой дорожки.

Комплект аэрофинишеров Мк-5 был рассчитан на остановку 13,5-тонного самолета с посадочной скоростью 90 миль в час. Запас авиабензина - 1 254 960 л.

Надводная защита корабля включала в себя три броневых палубы и броневой пояс, а также локальное бронирование отдельных помещений. Полетная палуба защищалась нецементированной броней толщиной 87 мм; ангарная и нижняя палубы были покрыты 5 0-мм сталью марки STS. Парадоксально, но наряду с очень мощным горизонтальным бронированием «Мидуэй» нес столь же солидное (и абсолютно бесполезное!) бронирование вертикальное. Помня о гибели английского АВ «Глориес», создатели «Мидуэя» старались обеспечить надежную защиту от 203-мм снарядов, поскольку встреча с японскими тяжелыми крейсерами считалась вполне вероятной. Так на корабле появился 193-мм броневой пояс - самый толстый из когда-либо применявшихся на авианосцах. Правда, он был установлен лишь по левому борту, справа же в целях компенсации веса «острова» толщину плит уменьшили до 178 мм и к тому же плавно срезали их к нижней кромке до 76 мм. Броневой пояс крепился снаружи к 19-мм обшивке; его длина составляла 156 м.

Броневой пояс замыкался в цитадель траверзными переборками толщиной 160 мм; выше шли 25-мм траверзы. Рулевая машина имела коробчатую защиту: 193-мм броню с бортов, 160-мм - спереди и сзади, 127-мм - сверху и 63-мм - снизу. В отличие от «Эссекса», на «Мидуэе» восстановили боевую рубку. С боков ее прикрывала 165-мм броня, сверху - 8 7-мм. Кабели системы управления кораблем заключались в трубы со 102-мм стенками.

ПТЗ состояла из 4-х продольных переборок, деливших пространство у каждого борта на 4 отсека; 2 из них (наружных) заполнялись мазутом, 2 других (внутренних) оставались пустыми и служили камерой расширения при подводном взрыве. Но если на «Эссексе» толщина переборок не превышала 16 мм, то на «Мидуэе» одна из них - третья - была 32-мм. Ширина ПТЗ - 5,19 м с каждого борта. По расчетам, такая защита выдерживала подводный взрыв 363 кг тротила.

Повышала устойчивость корабля по отношению к подводным взрывам и нетрадиционная компоновка машинно-котельных отделений, напоминавшая примененную на АВ CV-2 «Лексингтон»: машинные отделения располагались по оси корабля, а котельные - слева и справа от них. Фактически каждое из 12 КО служило дополнительной защитой от подводного взрыва - в том случае, если система ПТЗ будет разрушена.

На ходовых испытаниях АВ «Ко-рал Си» развил мощность 215 520 л.с. и ход 33,03 уз. Полный запас топлива в 10 000 т обеспечивал расчетную дальность плавания 20 000 миль 15-узловым ходом; фактически из-за перегрузки она не превышала 15 000 миль. Суммарная мощность электростанции - 12 850 кВт.

Основу зенитного вооружения составляли новые 127-мм орудия Мк-16/0 в одиночных башенных установках Mk-39/O. На момент вступления в строй «Мидуэй» и «Франклин Д.Рузвельт» имели по 18 таких установок и по 21 четырехствольному 40-мм «бо-форсу», «Корал Си» - соответственно 14 и 19. А вот вместо предусмотренных проектом 82 стволов 20-мм «эрликонов» на «Мидуэе» установили лишь 28, да и те вскоре сняли. На «Корал Си» их не было вообще.

Управление огнем 127-мм орудий осуществляли 4 КДП Мк-37; стрельбой 40-мм автоматов - директоры Мк-51. В ходе службы кораблей системы управления огнем неоднократно менялись и модернизировались. Из радиолокационного оборудования «Мидуэй» на момент вступления в строй имел радары SK-2 и SR-2, трех-координатный SX и два SG. «Франклин Д. Рузвельт» и «Корал Си» отличались от головного АВ наличием нового радара SR-3, установленного вместо SK-2.

В 1950-е гг. АВ «Мидуэй» и «Ф. Д. Рузвельт» капитально модернизировали по проекту SCB-110. Их оснастили угловой палубой, бортовым лифтом в кормовой части и тремя паровыми катапультами С-11. Размеры и грузоподъемность всех трех лифтов стали одинаковыми - 17,08xL3,4 м и 33,6 т. Запас авиационного топлива довели до 2,271 млн. л керосина и 1,27 млн. л бензина. Последнее было сделано частично за счет запаса корабельного топлива, что привело к уменьшению дальности плавания 20-узловым ходом до 11 200 миль. Правда, в случае необходимости в котлах можно было сжигать авиационный керосин - тогда дальность плавания увеличивалась на 1300 миль.

Броневой пояс демонтировался - вместо него применялась легкая 37-мм броня поверх булей, как на «Орис-кани». Сами були имели ширину 1,25 м с каждого борта и выполняли сразу две задачи: повышали остойчивость и усиливали ПТЗ. В качестве компенсации за потерю бортовой брони вокруг погребов боезапаса и бензиновых танков применялось коробчатое противоосколочное бронирование.

Модернизация «Корал Си» начались позже по усовершенствованному проекту SCB-110А. Его главное отличие от предшественников заключалось в том, что носовой самолетоподъемник тоже стал бортовым. Кроме того, с корабля сняли все 76-мм пушки, а число 127-мм орудий уменьшили до шести.

Следующая кардинальная модернизация «Мидуэя» (проект SCB-101.66) включала в себя замену 3-х катапульт С-11 на 2 более мощные С-13, дополнительное усиление и расширение полетной палубы, полную замену аэрофинишеров и самолетоподъемников. Последние становились исключительно бортовыми (как на «Корал Си»); грузоподъемность каждого из них увеличивалась до 50 т, а размеры - до 19,2x15,85 м. Запас авиационного топлива (керосина) достигал огромной величины - почти 4,5 млн. л. Практически полностью заменялась электроника, устанавливалась новейшая система отображения тактической обстановки и управления NTDS. Любопытно, что на корабле не осталось никакого артиллерийского вооружения: теперь ПВО обеспечивали исключительно авиация и корабли охранения. Состав РЛС - SPS-10, SPS-30, SPS-43, SPS-58, SPN-6hSPN-10.

Огромная стоимость переоборудования «Мидуэя» (202 млн. долл.) заставила отказаться от аналогичной модернизации двух других АВ и ограничиться более скромным перечнем усовершенствований. Так, на «Франклине Д. Рузвельте» носовой самолетоподъемник заменили на более мощный бортовой, установили новую радиоэлектронику, демонтировали катапульту на угловой части палубы, но носовые катапульты сохранили прежними. Не столь существенно увеличился и запас авиационного топлива. Все это позволило уложиться в сумму 46 млн. долларов. Еще меньше стоили работы на «Корал Си», поскольку его носовой лифт стал бортовым еще в ходе первой модернизации в 1950-е гг.

В 1986 г. «Мидуэй» подвергся еще одной крупной перестройке. Для улучшения остойчивости к корпусу приварили новые були длиной 183 м; ширина АВ по ВЛ увеличилась до 44,2 м.

Появилось современное зенитное вооружение: два ЗРК «Си Спэрроу» и две шестиствольные 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс». Попутно увеличили площадь скуловых килей и заменили почти 5000 т стальных конструкций, обновили радиолокационное оборудование (новые РЛС: SPS-48, SPS-49, SPS-65, SPN-42; из старых сохранились SPS-10 и SPS-43).

Стандартное водоизмещение корабля достигло 56 900 т, полное - 70 500 т, а осадка - 11,9 м. Численность экипажа вместе с авиационным персоналом составила 5290 чел.

«Корал Си» прошел два крупных переоборудования в 1979 г. и 1983- 1984 гг. В ходе последнего (стоимостью в 189,5 млн. долл.) на нем почти полностью заменили полетную палубу. Зенитного ракетного оружия авианосец не получил, зато три 20-мм артустановки «Вулкан-Фаланкс» появились на нем еще в 1980 г.

ТТХ АВ «Мидуэй» на момент вступления в строй

47219/59901 т, 295,05 (274,3 вл) х 41,45 (34,44 вл) х 10,5 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=33 уз. 10000 т нефти. Броня: пояс 193/178 мм (левый борт/правый борт), траверзы 160 мм, полетная палуба 87 мм, ангарная палуба 51 мм, нижняя палуба 51 мм, рубка 165 мм, ПТП 32 мм. Экипаж 2112 чел. (+1331 чел.
авиаперсонал). 18 - 127 мм/54 зен., 84 (21 х4) - 40 мм авт., 28 (28x1) - 20-мм авт.

ТТХ АВ «Мидуэй» по состоянию на 1957

50075/62614 т, 297,85 (274,3 вл) х 64 (36,9 вл) х 10,52 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=29,5 уз. Броня: пояс 37 мм, траверзы 160 мм, полетная палуба 87 мм, ангарная палуба 51 мм, нижняя палуба 51 мм, ПТП 32 мм.
Экипаж 4060 чел. (в т.ч. авиаперсонал). 10 - 127 мм/54 зен., 22 (11 х2) - 76 мм/50 авт.

ТТХ АВ «Корал Си» по состоянию на 1985 г.

52500/65241 т, 298,4 (274,3 вл) х 70,4 (36,9 вл) х 10,8 м. ПТ-4 Westinghouse,
12 ПК Babcock & Wilcox, 212 000 л.с.=29,5 уз. Броня: как на «Мидуэе» (в 1957 г.).
Экипаж 2710 чел. (+2264 чел. авиаперсонал). 3x6 - 20 мм «Вулкан-Фаланкс».

Состав авиагруппы

1945 г. (проект): 64 истр. F4U-4, 4 истр. F6F-5N, 4 истр. F6F-5P, 64 бомб. SB2C-5.
1952 г. («Мидуэй»): 42 истр. F9F, 42 штурм. AD-3.
1973 г. («Мидуэй») : 24 истр. F-4B, 24 штурм. А-7В, 10 штурм. А-6А, 4 сам.-запр. KA-6D, 4 разв. RF-8G, 4 сам. ДРЛО Е-2В, 4 сам. РЭБ ЕКА-ЗВ, 4 верт. SH-3G, 4 верт. НН-ЗА.
1986 г. («Корал Си»): 48 истр./штурм. F/A-18,12 штурм, и сам.-запр. А-6Е и KA-6D, 4 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. РЭБ ЕА-ЗВ, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 4 верт. SH-3H.
1991 г. («Мидуэй»): 36 истр./штурм. F/A-18,12 штурм, и сам.-запр. А-6Е и KA-6D, 8 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 3 трансп. сам. С-2А, 4 верт. SH-3H.

«Мидуэй»



Вошел в состав Атлантического флота. Проходил испытания в Арктике (у Лабрадора), где проверялись возможности применения в плохую погоду сам. F8F, FR-1 и верт. HNS-1 (3.1946). 6.9.1947 с палубы «Мидуэя» запущена трофейная немецкая ракета V-2: это был первый пуск баллистической ракеты с корабля. Переклассифицирован в CVA-41 (1.10.1952) и в CV-41 (30.6.1975). Совершил несколько плаваний на Средизем. море (1952- 1955). Переведен на Тихий океан (вокруг м. Горн), 6.2.1955 вошел в состав оперативного соединения TF-77. Модернизирован по пр. SCB-110 (1955- 1957), вновь введен в строй в 11.1957. В 12.1959 пострадал от пожара, возникшего во время стоянки в базе Субик-Бэй на Филиппинах. Принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме, совершил 4 похода на ТВД (6.3.65-23.11.65, 16.4.71-6.11.71, 10.4.72-3.3.73, 11.9.73-31.1.75). Прошел капитальную модернизацию по пр. SCB-101.66 (1966-1970); вступил в строй 31.1.1970. С 1973 г. по договору с Японией постоянно базировался на порт Йокосука. В 10.1972 пострадал от аварии самолета и вспыхнувшего затем пожара (5 чел. погибли, 23 ранены). В 4.1975 участвовал в эвакуации из Юж. Вьетнама американских граждан. 21.8.1976 возглавил соединение у берегов Кореи после обострения отношений между Севером и Югом.

Неоднократно совершал походы из Тихого океана в Индийский (16.4.79- 30.5.79, 18.11.79-5.2.80, 17.8.80- 6.11.80). В 1.1980 участвовал в неудавшейся операции по освобождению американских заложников в Тегеране, на обратном пути получил повреждения из-за столкновения у Филиппин с панамским торг. судном «Кактус». 16.3.1981 штурмовик А-6 с «Мидуэя» по ошибке сбил в Южно-Китайском море гражданский вертолет. В 8.1989 вновь совершил поход в Аравийское море. Участвовал в боевых действиях против Ирака (2.10.90-17.4.91), в том числе в операции «Буря в пустыне» (16.1.91- 27.2.91). Затем ушел в Йокосуку. 12- 27.6.1991 оказывал помощь населению Филиппин и персоналу военно-морской базы Субик-Бэй после извержения вулкана Пинатубо. В 1992 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на прикол в г. Бремертон (штат Вашингтон).

«Франклин Д. Рузвельт»


Вошел в состав Атлантического флота. Стал первым АВ, на который была осуществлена посадка реактивного самолета (21.7.1946). Совершил поход на Средизем. море (1946 г.). Переклассифицирован в CVA-42 (1.10.1952) и в CV-42 (30.6.1975). В 1953 - 1956 гг. модернизирован по пр. SCB-110, вновь вошел в строй 6.4.1956. Переведен на Тихий океан, принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме (21.6.66- 21.2.67). 4.11.1966 в Южно-Китайском море пострадал от пожара, возникшего в момент приема топлива с танкера-заправщика (8 чел. погибли, 4 ранены). 26.5.1969 на корабле установлена новая противопожарная система, способная тушить огонь забортной водой, пеной и химическим составом (вскоре принята на других АВ). В 10.1973, во время арабо-израильской войны находился на Средиземном море и служил промежуточным пунктом в обеспечении перелета из США 50 переданных Израилю штурмовиков А-4 «Скайхок» (самолеты достигли конечной цели с двумя посадками - на Азорских о-вах и палубе находившегося у берегов Сицилии «Рузвельта»). 4.10.1976 на авианосце была сформирована первая эскадрилья СВВП AV-8A «Харриер». Списан 1.10.1977 и сдан на слом.

«Корал Си»


Вошел в состав Атлантического флота. Участвовал в испытаниях новых самолетов различных типов. 21.4.1950 с палубы осуществлен первый старт бомбардировщика - носителя ядерного оружия AJ-1 «Сэвидж». Переклассифицирован в CVA-43 (1.10.1952) и в CV-43 (30.6.1975). В 1949-1957 гг. совершил 8 походов на Средизем. море, в т.ч. осуществлял «демонстрацию силы» у берегов Египта во время «Суэцкого кризиса» (10-11.1956). Модернизирован по пр. SCB-110A (1958- 1960), вошел в строй в 1.1960. Переведен на Тихий океан, в 1960-1963 гг. сделал 3 дальних похода. Активно участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, совершил 8 походов на ТВД (7.12.64-1.11.65, 29.7.66-23.2.67, 26.7.67-6.4.68, 7.9.68-18.4.69, 23.9.69- 1.7.70, 12.11.71-17.7.72, 9.3.73-8.11.73, 5.12.74-2.7.75). В 4.1975 обеспечивал эвакуацию из Индокитая амер. граждан. 12-14.5.1975 осуществлял поиск и спасение экипажа американского теплохода «Майягуэс», захваченного в нейтральных водах «красными кхмерами». Модернизирован в 1979 г. и 1983-1984 гг. Возглавлял оперативное соединение в Аравийском море (5.2.1980 - 30.4.1980). Совместно с АВ «Карл Винсон» совершил кругосветное плавание (21.3-12.9.1983), в ходе которого выполнял патрулирование у берегов Гондураса во время обострения отношений между этой страной и Никарагуа (8.1983). В 1985-1989 гг. - 3 похода на Средизем. море. Участвовал в боевых действиях против Ливии (24.3.86-15.4.86); в ходе операции «Эльдорадо Каньон» наносил удары по Триполи и Бенгази (14-15.4.1986). В 4.1988 находился в Карибском море и 19.4.1988 оказывал помощь линкору «Айова», пострадавшему от взрыва башни в ходе учебных стрельб. 1.8.1989 прибыл к берегам Ливана с целью демонстрации силы в связи с внутренним кризисом в этой стране, принимал участие в эвакуации амер. граждан. По возвращении в США исключен из боевого состава флота (30.4.1990) и продан на слом (30.3.1993). Разборка корабля завершена 9.8.2000.

Балакин С.А. Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.8-11

Ударные авианосцы «Мидуэй» – история создания

В череде тяжелых авианосцев ВМС США типа «Мидуэй», USS Midway (CV-41) был первым.

После атаки Японии в Перл Харборе, с учетом необходимости оборудования плавучих авиационных баз, правительство Америки решило создать авианосец невиданным на то время водоизмещением: свыше 40 тысяч тонн. До этого, корабли подобного размера не производились. Главный автор идеи адмирал Ч.Нимиц добился одобрения, и в конце 1942 года президент США Ф.Рузвельт дал согласие на реализацию разработки.

Строительство и спуск на воду

Постройку осуществляла верфь Newport News Shipbuilding из штата Виргиния (США). Строительство продолжалось около двух лет. 15.03.1945 года корабль начал свою службу. По истечению двух месяцев подготовки, в конце сентября этого же года, стал полноправной боевой единицей . Это было началом его боевого пути. После чего, он почти 50 лет находился в строю.

Преимущества серии Midway

Будучи первым в своем классе, значительно превосходил своих предшественников по многим характеристикам. В первую очередь габаритами, позволяющими одновременно принимать не слыханное на то время число самолетов. Водоизмещение в стандартном положении составляло 47387, а в загруженном состоянии – 59900 тонн. Обладал длиной 295,4 шириной 41,45 метра. Скорость достигала 33 узлов, или 60 км/ч, а экипаж судна насчитывал 4104 человека. Запаса топлива хватало на 15 000 миль до очередной заправки.

Качественная броня надежно защищала , отдельные ключевые помещения, отсеки. Для успешного противостояния крейсерам Японии, по периметру установили бронированный пояс толщиной 193 мм, уникальным на то время.

Вооружение

Впервые на корабле установили самые мощные пушки того времени:

  • 18 одноствольных пушек по 127 мм. марки МК16;
  • 21 четырех ствольное орудие с калибром 40;
  • 28 одноствольных пушек, калибра 20 миллиметров.

Транспортируемые самолеты

Авианосец служил размещению истребителей типа F-4U, SB2C, Grumman F8 и F9, которые по мере развития отрасли авиастроения заменялись на более современные модели: F3H Demon, Vought F8, A7 Corsair II, AD4 Skyraider и E2 Hawkeye. Учитывая огромные габариты авианосца, приводящую к невозможности зайти в большинство портов, доставку провизии осуществляли при помощи вертолетов.

Участие в военных комфликтах

Свою службу корабль начал с участия в занятиях флота Атлантики. После успеха в тренировочных маневрах, было принято решение о применении авианосца в суровых северных широтах. Для этого, в рамках подготовки, на его базе активно тестировалось новое оборудование. После чего, корабль справился с поставленными задачами во время проведения операции «Frostbite» на крайнем севере.

После проведенной в 1952 году совместной операции Mainbrace с силами НАТО, корабль переименовали в «CVA-41». Далее последовали ежегодные развертывания, многочисленные учения и модернизации.

С мая 1971 до конца 1972 года участвовал в военных операция во Вьетнаме. После была операция Прерывистый ветер, а в 1989 году – Буря в пустыни.

Модернизации авианосца продолжались вплоть до осени 1991 года. После чего, ввиду нерентабельности их дальнейшего проведения, корабль был законсервирован. Его даже хотели утилизировать в 1998 году. Однако, в 2004 году корабль получил новую жизнь, став музеем.

USS Franklin D. Roosevelt (CV-42) – «Франклин Д. Рузвельт»

Вторым авианосцем серии Мидуйэ стал USS Franklin D. Roosevelt (CV-42). Построен в 1945 году в Нью-йорке. После успешного тестирования, в октябре этого же года заступил на боевую службу.

Будучи значительнее модернизированным, в сравнении с предшественниками, мог принимать на борт реактивные самолеты McDonnell XFD – 1.

Начиная с 1946 года, боевое дежурство нес службу в Средиземном море у берегов Греции. После замены зенитных орудий типа «Бофорс» на 40 единиц орудий МК22 калибром 76 мм в 1950 году заступил на службу с ядерным оружием на борту.

В 1958 году обеспечивал проведение эвакуации американских граждан во время Кубинской революции. С 1966 по 1967 год принимал участие во Вьетнамской войне, за что удостоен звезды.

Ввиду невозможности проведения дальнейших модернизаций, 30.09.1977 года корабль вывели из состава флотилии, а в мае 1978 года разрезали на металл.

USS Coral Sea (CV-43) – «Корал Си»

Последним авианосцем серии Мидуэй стал USS Coral Sea (CV-43), который был сконструирован в штате Виргиния в 1943 году. Боевой путь начал 02.04.1946 года.

Стал флагманом проведения морских испытаний и транспортировке бомбардировщиков с ядерными боеголовками. Принимал участие во многих операциях, проводимых в Средиземном море, боевых действиях Вьетнамской войны. Был в составе оперативного соединения Аравийского и Средиземного морей. Возглавлял боевые операции против Ливии, нес службу в Карибском море.

Модернизация корабля проходила в течение всей службы, однако в 1982 году было принято решение об их прекращении по причине невыгодности. 30.03.1993 года был списан и утилизирован.

Всё то, что раньше можно было увидеть по телевизору или на фотографиях, теперь можно потрогать руками...

Американский авианосец USS "Midway" CV-41 . Это самый первый тяжелый американский авианосец. Он был спущен на воду 20 марта 1945 года. Более 40-а лет он входил в состав морского флота США. Активно участвовал в бомбардировках Северного Вьетнама, а также принимал участие в операции "Буря в пустыне" в 1991 году. 11 апреля 1992 года корабль был выведен из состава американского флота. А 10 января 2004 года его пришвартовали у пирса в Сан Диего (Калифорния), превратив в крупнейший музей-авианосец.

Я впервые попал в Сан Диего в феврале 2008 года. Еще на этапе планирования командировки в этот солнечный город, я знал про этот необычный музей. И в моем списке интересных мест он стоял в первом ряду. Его было просто найти на спутниковых снимках в Google. Да и в любом путеводителе был указан адрес пирса.
2.

Сразу нужно оговориться, что это была не только моя первая командировка, но и вообще первый выезд за границу. До этого я никогда не покидал пределы нашей страны. Ни Египта, ни Турции не было в списке посещенных мною стран. И это только усиливало желание увидеть иностранный авианосец с иностранными самолетами на борту.

После прилета в город, заселения в отель и обследования местных магазинов на предмет продуктов, мы с другом, который так же как я впервые прилетел в командировку, решили поехать в этот музей. Точка в GPS навигаторе стояла уже давно. Двумя нажатиями был проложен маршрут, и мы отправились в путь. Уже подъезжая к точке назначения, я крутил головой в ожидании появления корабля. И вот, повернув на набережную, мы увидели огромный авианосец, стоявший у причала кормой к нам. Найдя место для парковки, мы обошли его, сделав фотографии каждого метра этого удивительного сооружения.
3.


4.


5.

На палубе стояло много самолетов. Каждый из них я прекрасно знал, но вживую видел их впервые. Восторгу не было границ.
6.

День подходил к концу. И было решено перенести экскурсию на другой день. Впереди была рабочая неделя.

За неделю мы посмотрели несколько фильмом, связанных с авианосцами: "Последний отсчет" , "Топ Ган" и конечно "Горячие головы" . Я видел их уже много раз, но перед походом в музей хотелось освежить память.

Наконец настали выходные. Я ждал их с нетерпением. После завтрака мы поехали на набережную. Хоть Сан Диего и славится своей солнечной погодой, именно в этот день она была пасмурной. Дул ветер и было довольно прохладно. Конечно не так, как в Москве в это же время года (февраль месяц), но мы уже успели привыкнуть к теплу. И почему-то именно в этот день я забыл свою куртку в отеле. Но я совсем не замечал холода, поскольку с нетерпением ждал экскурсию.

Приехав на пирс и припарковав машину, мы отправились за билетами. Цена составляла 15$ + 8% налог (1,2$). То есть 16,2$. В переводе на рубли по курсу 2008 года (24,5 руб.) сумма вышла почти 400 рублей. Плюс примерно столько же мы отдали за парковку машины. Рядом с кораблем есть специальная платная стоянка для посетителей. Вместе с билетами нам дали схему авианосца с указанными маршрутами, номерами дверей и отсеков.
7.

Мы поднялись на борт. Вход происходит по лестнице прямо на ангарную палубу. При входе нас сфотографировали с самолетом TBF "Avenger". Оказалось что эту фотографию потом можно будет купить при выходе. Затем нам дали аудио гид. Два языка на выбор: Английский и Японский.

Попав на борт пропадает ощущение что ты на корабле. Ангарная палуба похожа на обычный ангар с множеством труб на потолке. А многочисленные коридоры напоминают подземный лабиринт. Город на плаву с множеством разных служб, систем, отсеков и населением около 4100 человек.

К сожалению не везде на авианосце можно ходить. Есть определенные отсеки и каюты, открытые для посещения. Остальные двери заперты. Но пусть эта информация не путает вас. Даже проведя на борту 6 часов, мы не успели все осмотреть. Поэтому приезжали сюда еще чтобы закончить осмотр. И даже попав на борт через год, я нашел еще несколько мест, которые не видел до этого.

На ангарной палубе стояло несколько самолетов. Плюс здесь располагались аттракционы для развлечения, магазин сувениров и ресторан.

Ангарная палуба. При входе на борт стоит самолет торпедоносец TBF "Avenger" . Справа желтые стойки с аудио гидами.
8.

Ангарная палуба.
9.

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик SBD "Dauntless" .
10.

Палубный многоцелевой штурмовик A-1H "Skyraider" .
11.

В ангаре также представлены кабины различных самолетов, катапультные кресла и авиационные двигатели.

Нос палубного самолета ДРЛО E-2C "Hawkeye" .
12.

Кабина палубного самолета ДРЛО E-2C "Hawkeye" .
13.

Кабина многоцелевого истребителя F-4 "Phantom II" .
14.

Кабина палубного многоцелевого штурмовика A-7 "Corsair II" .
15.

Авиационный поршневой двигатель R-2800 "Double Wasp" фирмы Pratt & Whitney. Двухрядный 18-и цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и объемом 46 литров. Устанавливался на таких самолетах как F4U "Corsair" и F6F "Hellcat" .
16.

Авиационный реактивный двигатель J79 фирмы General Electric. Устанавливался на таких самолетах как F-4 "Phantom II" и RA-5 "Vigilante" .
17.

Спасательные жилеты на ангарной палубе.
18.

Люк, через который на ангарную палубу доставляли запасные части самолетов, включая авиационные двигатели. Через стекло видно как готовят к подъему авиационный двигатель. Экспозиция с восковыми фигурами. Хранилище расположено на 4 палубы ниже. Поэтому стоять на стекле немного страшно.
19.

Осмотрев самолеты и посидев в кабинах, мы отправились осматривать внутренние отсеки авианосца. Все маршруты обозначались табличками. В отсеках были написаны номера, которые соответствуют номерам файлов в аудио гиде. Набрал номер и слушаешь что это за место и чем тут занимались. Нужно сказать, что экспозиции были оформлены очень наглядно. Использовалось много восковых фигур, показывающих работу экипажа. Это все заставляло забыть о том, что корабль списан.

Один из внутренних отсеков.
20.

Комната приема пищи.
21.

Надпись на стене: "Начальник всегда прав. Он может быть дезинформирован, неточен, своеволен, переменчив, невежествен, даже аномально глуп, но никогда не ошибается ".
22.

Операционная палата на авианосце.
23.

Госпиталь.
24.

Рентгеновский аппарат.
25.

Лифт, ведущий в отсек с вооружением.
26.

Мастерская. Здесь могли производить любые детали.
27.

Токарный станок.
28.

Листопрокатный станок.
29.

Один из многочисленных коридоров авианосца.
30.

Лабиринт внутренних отсеков.
31.

Карцер.
32.

Почтовый ящик. Здесь можно было отправить письмо на сушу.
33.

Церковь.
34.

Комната приема пищи для высшего офицерского состава.
35.

Камбуз.
36.

Прачечная.
37.

Гладильная комната.
38.

Пройдя по различным отсекам с множеством различных служб, мы спустились ниже ватер линии, где находится пункт управления двигателем авианосца, паровые турбины и многое другое.

Пост управления двигателем. Авианосец имеет 12 паровых котлов и 4 турбины.
39.

Пункт управления паровыми турбинами. Напоминает витрину магазина часов.
40.

Общий принцип работы парового двигателя. Эту картинку показывают посетителям.
41.

Схема движения валов силовой установки. Две турбины (высокого и низкого давления) через редуктор вращают вал гребного винта.
42.

Схема работы паровой системы авианосца.
43.

Паровая турбина высокого давления. Через окошко можно увидеть лопатки турбины.
44.

Лопатки турбины высокого давления.
45.

Главный редуктор. Он соединяется с валом гребного винта.
46.

Часто в отсеках мы встречали людей, когда-то служивших на этом корабле, а сейчас работающих в этом музее экскурсоводами. У них можно было узнать много интересного.

Поднявшись обратно наверх, мы отправились в самый нос корабля, где находились жилые помещения экипажа.

При входе в жилые помещения находится магазин. Здесь можно было приобрести туалетные принадлежности, канцтовары, сигареты, закуски и даже взять в прокат видеокассету с фильмом.
47.

Жилое помещение для младших офицеров. Здесь кровати расположены по две друг над другом. Есть отдельная тумбочка.
48.

Из жилых помещений есть выход в якорный отсек. Здесь расположен привод для опускания и поднятия якорей. А также швортовочные канаты.
49.

Якорный отсек. При опускании или поднятии якорей, находиться в этом помещении можно было только в наушниках. Приподнять эту цепочку нам так и не удалось)))
50.

Здесь цепь выходит наружу и соединяется с якорем.
51.

Самый передний отсек. Эти иллюминаторы смотрят вперед по курсу корабля.
52.

Закончив осмотр внутренних отсеков, мы наконец-то отправились посмотреть то, чем авианосец отличается от обычных кораблей - полетную палубу.

Продолжение читайте в

Обладая небольшими размерами, корабли типа "Мидуэй" могли нести меньше самолетов, чем другие авианосцы ВМС США.
В составе их авиагрупп не было ни самолетов ПЛО, ни вертолетов, а в качестве основного истребителя-перехватчика они использовали F-4 «Фантом-2» вместо более крупного и значительно более тяжелого F-14 «Томкэт».
Первоначально планировался выпуск шести авианосцев типа «Мидуэй», но впоследствии их количество было сокращено до трех единиц. В первые послевоенные годы это были единственные американские авианосцы, способные без дополнительной модификации нести тяжелые ударные самолеты нового поколения, в том числе оснащенные ядерным оружием. Это были крупнейшие авианосцы ВМС США, построенные во время Второй мировой войны. С появлением новых технологий в создании авианосцев во второй половине 50-х годов возникла необходимость их переоборудования.

Модификации
Корабли ВМС США «Мидуэй» и «Франклин Д. Рузвельт» (вошедшие в состав флота в сентябре и октябре 1945 года соответственно) были модернизированы в рамках программы SCB-110 и получили по две паровые катапульты, закрытую носовую часть и аналогичную кораблям программы SCB-27C угловую полетную палубу. А вошедший в состав флота в октябре 1947 года авианосец ВМС США «Корал Си» прошел модернизацию по программе SCB-110A, которая была несколько более масштабной и включала установку третьей паровой катапульты в средней части корабля. К середине 60-х годов возникла необходимость в дальнейшем переоборудовании этих кораблей. Реализация программы SCB-101.66, которая должна была подготовить корабль к размещению палубных самолетов нового поколения, началась с авианосца «Мидуэй». Однако стоимость работ оказалась настолько высокой, что «Франклин Д. Рузвельт» был переоборудован в 1968 году уже по сокращенной программе SCB-101.66, а корабль «Корал Си» было решено оставить без изменений.

Первая отставка
Находившийся в худшем состоянии «Франклин Д. Рузвельт» был списан в 1977 году и утилизирован. Его имя впоследствии было передано новому авианосцу типа «Нимитц». Все корабли типа «Мидуэй» принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме. Реализация программ SCB-110 и SCB-110A позволяла им нести 1376 тонн боеприпасов, 134 760 литров авиационного бензина и 2 271240 литров авиационного топлива JP5.
В 80-е годы продолжали службу только два корабля этого типа - «Мидуэй» и «Корал Си», первый из которых входил в состав Тихоокеанского флота и был приписан к военно-морской базе Йокосука, а второй использовался в качестве ударного авианосца Атлантического флота, авиагруппу которого составляли самолеты находившихся в ремонте авианосцев.

Сокращенное авиакрыло
В авиагруппу кораблей типа «Мидуэй» не входили самолеты S-3A «Викинг» (ввиду их больших размеров), а вместо самолетов F-14A «Томкэт» использовались F 4N/S «Фантом-2». Оба авианосца были оснащены тремя бортовыми самолетоподъемниками. «Мидуэй» имел две, а «Корал Си» - три паровые катапульты. В последние годы эксплуатации на каждом корабле размещалось 1210 тонн авиационных средств поражения и 4,49 млн литров авиационного топлива JPS.
«Мидуэй» прошел переоборудование в 1966 году и поэтому был более мощным, но к концу 80-х годов оба авианосца были постепенно выведены из строя «Корал Си» был списан в 1990 году, а «Мидуэй» - в
1992 году.