Что живое общение. Чем общение через интернет отличается от общения вживую

Рог Полина

Задачи:

1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.

2. Определить, какой тип общения преобладает у обучающихся МБОУ «СОШ №1» пгт. Жешарт.

Гипотеза: В современном мире люди предпочитают живому общению виртуальное.

Предмет исследования : предпочтения людей в общении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Жешарт

Предметное направление – обществознание

Рог Полина

МБОУ «СОШ № 1» пгт. Жешарт

Научный руководитель

Бозова Светлана Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 1» пгт. Жешарт

Март 2016

Введение………………………………………...…………………………… 3-4

2. Общение как социальная потребность……………………………………6

3. Общение и его виды……………………………….………………………7-8

А) Вербальное общение.

Б) Виртуальное общение.

4. Причины обращения к виртуальному миру…………………………… 9-10

Заключение……...…………………………………………………………… 11-12

Список литературы………………………………………………………….. 13

Приложения…………..…………………………………………...………… 14-15

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, когда в мире так много средств связи (сотовая связь, интернет со всеми его возможностями общения), в любую минуту мы можем связаться с тем человеком, с которым хотим поговорить. Часто это намного удобней, чем лично встречаться с человеком, чтобы обсудить какой-то вопрос или же просто поговорить на какие-то общие темы. Поэтому мы, порой, забываем, что такое общаться по-настоящему, без всяких устройств, а тема важности живого общения становится все более и более актуальной.

Все знают, то такое общение. Общение - это передача информации от одного человека к другому. Этот процесс складывается из понимания, восприятия партнёра и обмена действиями. Общение бывает виртуальным и «живым».

Современные дети часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Мы попробуем разобраться в причинах проблемы, и выяснить пути ее решения.

Цель работы: выявить причины доминирования виртуального общения над живым.

Задачи:

1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.

2. Определить, какой тип общения преобладает у обучающихся МБОУ «СОШ №1» пгт. Жешарт.

Гипотеза: В современном мире люди предпочитают живому общению виртуальное.

Объект исследования: социальные «сети».

Предмет исследования : предпочтения людей в общении.

Научная новизна работы: разработка социологического опроса, выявляющего предпочтения в способах общения, степень зависимости от интернет - общения, анализ предпочтений в общении школьников.

Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращается. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет, значит необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

  1. Понятие социальные сети.

Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных «сетях», или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. А что такое социальные сети? «Социальные сети – это, в - первую очередь, это сайты, разработанные с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку и т.д.» Одним из плюсов социальных сетей является возможность найти давно потерянных друзей, родственников.

Первые социальные сети появились на западе. Самые популярные из них это Facebook, Twitter, MySpace, Badoo, Flickr, Last.fm, LinkedIn, XING, Bebo, Match.com, YouTube, MyAnimeList, Habbo Hotel, Google+, Tagged.com, Avaaz, Friendster.

Вскоре и в России стали появляться аналоги, такие как ВКонтакте, Одноклассники.ru,Мой Мир@mail.ru, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг и т.д.

2. Общение как социальная потребность.

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

  1. Общение и его виды.

Общение делится на две большие группы: вербальное и невербальное.

Невербальный язык - вид общения, когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения.

Вербальное общение.

Основой вербального общения является речь. «Речь - важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания.» При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи - сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь - общение человека с самим собой, что бы ставить и решать жизненные задачи.

Свойства речи:

2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Так же общение делится на группы: виртуальное и «живое»

«Живое словесное общение это наука и искусство. Живое общение- это и есть вербальное и невербальное общение. Живое общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Виртуальное общение - разновидность коммуникации, которая носит опосредствованный компьютером характер, осуществляется с помощью телекоммуникационных систем»

Общаясь в социальных сетях, «зависая» за телевизором и компьютерными играми, мы заменяем живое общение тем виртуальным миром, который удобен и красив для нас. Мы создаем его таким, каким хотим его видеть, в то же самое время, отдаляясь от реальности и все больше и больше погружаясь в него.

Создавая свой виртуальный мир и погружаясь в него с головой, мы значительно ограничиваем себя в живом общении и из этого вытекают множество последствий.

4. Причины обращения к виртуальному общению.

У каждого из тех, кто зарегистрировался в той или же иной социальной сети, имеются свои собственные причины и мотивы к подобному поступку. Одни люди через социальные сети пытаются найти своих одноклассников, сослуживцев или просто старых друзей. Для кого-то социальная сеть является способом поддержания контакта, а кто-то делает это для заведения новых знакомств. Спрос на социальные сети возрастает с каждым годом все больше и больше, затрагивая при этом людей самой разной возрастной категории.

Для того, чтобы выяснить почему люди обращаются к виртуальному общению был проведён опрос среди людей разного возраста и разного социального положения.

Социологический опрос:

1. Зарегистрированы ли Вы на каких-нибудь форумах, в социальных сетях? (Приложение 1)

Варианты ответа: да или нет

2. Как часто Вы посещаете эти форумы? (Приложение 2)

Варианты ответа: каждый день по несколько раз

раз в день

раз в несколько дней

раз в неделю

реже, чем раз в неделю

3. Для чего Вам нужно общение на форумах или в социальных сетях? (Приложение №3)

4.Что Вы предпочитаете живое общение или виртуальное? (Приложение № 4)

Варианты ответа: свободный ответ.

5. «Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?»

Варианты ответа: свободный ответ

При анализе анкетирования были сделаны следующие выводы:

11-12 лет –посещают социальные сети раз в день или в несколько дней и чаще всего зарегистрированы там для общения с другими людьми, так же для участия в виртуальных коллективных играх. Эти люди предпочитают общение как виртуальное так и живое.

13 – 14 лет – данного возраста люди зарегистрированы на нескольких форумах и социальных сетях Интернет. Несколько раз в день посещают сайты для виртуального общения и игр и поиска информации. Предпочтение отдают живому общению, но и не отказываются от виртуального общения.

15 лет – люди этого возраста зарегистрированы на форумах и социальных сетях. Предпочитают виртуальное и живое общение.

16 – 20 лет – данного возраста люди зарегистрированы на форумах и социальных сетях Интернет. Предпочтение отдают живому общению.

39-45 лет – люди этого возраста зарегистрированы на форумах и социальных сетях. Предпочитают живое общение.

47 – 60 лет – данного возраста люди не зарегистрированы на форумах сети Интернет. Предпочтение отдают живому общению.

40% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, в связи с развитием новых технологий. Но пока, по-мнению других респондентов, живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека. На вопрос: «Почему?», чаще всего высказывалось мнение, о том, что живое общение приятнее, эмоциональнее.

В основном респонденты зарегистрированы на форумах и социальных сетях Интернет. Все группы респондентов предпочитают живое общение. Данный результат очень порадовал.

Заключение

Наш мир быстро и прогрессирующе развивается. Внедряются новые технологии, о которых некоторое время назад даже и не подозревали. Большим достижением для мира стало открытие интернета. Это непросто связующая между любой частью планета, а для многих это целая жизнь. Сейчас в интернете о человеке можно узнать намного больше, чем в реальной жизни.

Подобный процесс нельзя однозначно назвать ни позитивным, ни негативным. С одной стороны действительно, социальные сети помогают восстановить давно утраченные связи и дружеские отношения и т.д. При этом, основная проблема состоит в том, что большинство из людей, пользующихся социальными сетями, становятся от них зависимыми. Подобная зависимость, очень схожа с алкогольной или же наркотической зависимостью и выражается в острой необходимости использования сетевых ресурсов. Со временем, эта тяга превращается в своеобразную психологическую зависимость возникающая из-за нереализованных желаний или же скрытых комплексов. Это происходит потому, что в виртуальном мире человек может стать кем угодно, тем, кем он не является в действительности, играя тысячу ролей. Именно из-за этого, люди стремятся вернуться в виртуальный мир снова и снова за тем, что бы снова стать тем, кем они на самом деле не являются.

Работая над темой, мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

2. Интернет используют для общения в социальных сетях.

3. Распространенным сайтом является «Вконтакте».

4.Подростки в день тратят примерно 3- 4 часа в соц. сетях.

5. Многие общаются при помощи интернета из-за анонимности.

6. Большинство считают, что виртуальное общение не заменило реальное.

Таким образом, гипотеза «В современном мире люди предпочитают живому общению виртуальное» не подтвердилась.

Со временем виртуальное общение так затягивает, что даже с самыми близкими и дорогими людьми, которые находятся совсем рядом, мы общаемся только в интернете. Нам лишний раз тяжело оторваться от монитора и выйти на улицу. Но разве, может, общение в сети заменить улыбку друга, его радостные глаза и пожатие руки. Всего этого нет в виртуальном общении. Там вы не услышите смех или слезы, радость или грусть, счастье или отчаяние. Все эти эмоции можно прочувствовать, общаясь только лицом к лицу.

И хотя в нашем мире большинство людей выбрали виртуальное общение и сутками сидят в сети, мне больше нравится реальность. Свежий воздух, лучи солнышка, смех окружающих и лицо родных людей.

1.Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите временные рамки.

2.Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора. Выберите для себя хотя бы один день недели, который вы непременно сможете посвящать живому общению.

3.Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие. 4.Замените чтение новостей в социальной сети чтением интересных книг, пополняйте свои знания.

Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.

И помните одно, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь, ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости.

I. Список литературы:

1. Аксак, В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два /В.А. Аксак. – М., 2006 год.

2. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

3. Климкович, Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков / Е.А. Климкович. – М., 2011.

4. Кондратьев, Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. –М., 2005.

5. Копыл, В.И. Общение в Интернете 2005.

6. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. - СПб., 1998.

II. Электронные ресурсы.

7. Аудитория Рунета: точки роста // ФОМ. - 2012. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 (Дата обращения: 25.12.2013).

9. Изотова, Е.И.Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора // Мир психологии: Научно-методический журн. - 2010. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/335566 (Дата обращения: 27.12.2013).

10. Интернет в России. Выпуск 36.Зима 2011-2012 // ФОМ. 2012. Режим доступа. http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10420 (Дата обращения: 27.04.2013).

11. Интернет сегодня (февраль-апрель 2012) // ВЦИОМ. - 2012. - Режим доступа: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2012/Duzhnikova_internet-2012_wciom.pdf (Дата обращения: 26.04.2013).

12. Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения / О.А. Леонтович // Полемика. - 2000. - № 7.Режиим доступа. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo (Дата обращения: 26.04.2013).

14. http://ledsoft.info/articles-ru/internet-ru/93-dialogue-ru/socialnetworks/87-socialnetwo

Приложение № 1

Зарегистрированы ли Вы на каких-нибудь форумах, в социальных сетях?

Приложение № 2

Как часто Вы посещаете форумы?

Приложение №3

Для чего Вам нужно общение на форумах или в социальных сетях?

Приложение № 4

Что Вы предпочитаете живое общение или виртуальное?

В современном мире все больше молодёжи увлекается интернетом настолько, что практически перестает чувствовать разницу между «живым» и он-лайн общением . Согласитесь, что только живое общение позволяет создать полное впечатление о человеке, сделать вывод о том, какой он на самом деле, без придуманных аватаров, скопированных откуда-то статусов и фотографий, обработанных фотошопом. Общение в интернете, несомненно, позволяет сформировать какое-то общее представление о том или ином человеке, но, встретившись с этим человеком лицом к лицу, можно разочароваться. Может, именно поэтому в интернете нам проще рассказывать о себе, например, прекрасному незнакомцу… Может быть, людям проще строить иллюзии, чем сталкиваться с реальностью?

Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, мы вышли на улицы г.Малмыжа с такими вопросами: «Сколько примерно времени в день проводите в интернете; как вы думаете, может ли общение в социальных сетях заменить живое общение?» Представители нашей молодежи отвечали следующим образом:

Таня, ученица 11 класса:

Живой разговор лучше, т.к. при этом видишь собеседника, его эмоции, чувства все выражены на лице. Этого нет в он-лайн общении, что делает его для меня не интересным. А на интернет трачу примерно час-полтора, и то только для того, чтобы решить какой-либо важный вопрос или спросить домашнее задание.

Рустам, экономист:

Часа три-четыре трачу на интернет, все зависит от того, сколько свободного времени. Живого общения мне вполне хватает и на работе, а вместо того, чтобы сидеть в социальных сетях, лучше читать книги. Чтение литературы развивает речь, обогащает словарный запас, чего многим сейчас не хватает.

Анастасия, продавец-консультант:

Примерно час в день провожу в интернете, но считаю, что это не совсем искреннее общение. Все-таки визуальный контакт, несомненно, лучше.

Александр, специалист:

Он-лайн общение отчасти может заменить живое, например, когда люди живут в разных городах, странах, и нет возможности лично увидеться. Но визуальный контакт, конечно, лучше. Сам около двух часов в день провожу в интернете.

Маша, ученица 6 класса:

Он-лайн общение не привлекает меня, трачу на него минут сорок в день. Вживую лучше – видишь эмоции собеседника, можно посмеяться с подругой над какой-нибудь шуткой, а не с помощью бесконечного числа смайликов.

Михаил:

Я редко пользуюсь интернетом, потому что больше предпочитаю живое общение. При личной встрече можно больше узнать о собеседнике. По выражению глаз, мимике, другим мелочам понять его истинную реакцию на твои чувства, слова, размышления.

Эдуард, ученик 8 класса:

Все зависит от полученных в школе оценок. А так провожу в интернете четыре-пять часов в день. Считаю, что общаться он-лайн лучше, чем в живую. Сейчас многие так делают, и это нормально.

Интернет сейчас – неотъемлемая часть нашей жизни. И однозначно ответить на вопрос, что лучше - общение в интернете или живое общение – не возможно.

Вообще, сидеть или не сидеть в интернете, общаться или нет на тех или иных форумах, обмениваться комментариями, добавлять новых друзей, или позвонить старому другу и вместе с ним отправиться на поиск новых знакомств - решать только вам. Всё же, как показывает большинство ответов нашей молодежи,несмотря на прогрессирующий век интернет-технологий, на сегодняшний день живое общение ценится гораздо выше, как и ценилось всегда и, надеюсь, будет цениться в дальнейшем.

Екатерина Асмадьярова.

Наверняка вы чувствуете, как современные технологии захватывают нашу жизнь: всего каких-то пару лет - и вот мы с трудом можем представить свой день без гаджетов и интернета. Живое общение становится редкостью, и мы все глубже погружаемся в виртуальный мир.

Студенты недавно поделились со мной: одновременно смотреть в глаза собеседнику и при этом незаметно набирать сообщение в телефоне они умеют как минимум со школьной скамьи. А теперь это чуть ли не в порядке вещей: проводить время вместе с друзьями и при этом виртуально присутствовать где-то еще.
Исследования этого года показали, что 89% респондентов использовали свои мобильные телефоны во время последней встречи с друзьями, а 82% из них считают, что именно из-за телефонов разговор не ладился.
Что же происходит с общением лицом к лицу? Почему люди теперь предпочитают переписываться в интернете, а не болтать вживую?

Студенты рассказали мне о так называемом правиле трех: не притрагиваться к телефону во время беседы компании из 5-6 человек, пока как минимум 3 человека включены в диалог. Таким образом, к беседе подключаются то одни, то другие по очереди, и у каждого появляется возможность вежливо «нырнуть» в свой телефон. Можно присутствовать там, где пожелаете, не придется скучать, и если разговор стал скучным, то вы тут же найдете, с кем пообщаться онлайн.

Но есть и противоположные примеры, когда молодежь сама беспокоится по поводу нехватки живого общения. Один 15-летний подросток поделился со мной своей историей: как-то раз они с отцом что-то обсуждали во время ужина, и мужчина решил подкрепить свои аргументы фактами, достав при этом телефон. «Хватит гуглить, папа, я просто хочу поговорить с тобой!» - возразил сын отцу.

Мы привыкли всегда быть на связи и научились при необходимости уходить от разговора - в частности, от непредсказуемых бесед, которые делают нас уязвимыми, требуют от нас того, чтобы мы задумывались и генерировали идеи. Именно во время таких бесед, когда мы чувствуем тон и эмоции собеседника, находим зрительный контакт с ним, мы по-настоящему общаемся. Конечно же, мы можем постараться больше общаться вживую, но тренд ясен: сейчас мы ставим телефоны на первое место.

Проблемы с общением начинаются с юности. Вы заметили, как общается нынешнее подрастающее поколение? Каждый утыкается в свой телефон, и стоит полнейшая тишина. Ко мне не раз обращались с вопросом приятели, которые работают преподавателями в школах, и они очень обеспокоены этой проблемой: а что же можно сделать? как научить детей общаться? Это становится пугающей тенденцией.
Психолог Ялда Юлс в 2014 году провела в детском лагере исследование, касающееся детской зависимости от девайсов. Результаты показали, что уже после 5 дней без телефонов и планшетов ребята смогли лучше распознавать эмоции актеров в видеороликах, чем дети из контрольной группы. Без постоянного отвлечения на гаджеты, благодаря общению и дискуссиям детям стало куда проще представить себя на чьем-либо месте и описать эти чувства.

Проблема также в том, что мы не умеем оставаться наедине с собой и боимся одиночества. Исследование психологов Университета Вирджинии продемонстрировало способность современного поколения к одиночеству следующим образом: людей попросили посидеть в кресле, остаться наедине со своими мыслями в течение 15 минут без книг и девайсов и при этом не уснуть. Большинство участников эксперимента предпочли подвергнуть себя мягкому электрошоку, только бы не оставаться наедине со своими мыслями.
Конечно, нет ничего такого в том, чтобы от скуки залезть в телефон. Но именно в одиночестве мы учимся концентрироваться, прислушиваться к себе, строить планы. Это необходимо, мы не должны бояться оставаться наедине с собой.

Наши телефоны - уже не просто аксессуары, а психологически сильные устройства, которые меняют нашу жизнь и нас самих. И мы вполне способны оставить свой телефон в другой комнате на час или два, уделив время близким и друзьям. Да и на работе порой бывает вполне приятно и полезно поболтать с коллегами, к тому же командный дух повышает производительность труда.

Одна сотрудница подсказала мне еще одну интересную вещь под названием «правило 7 минут». Дайте себе 7 минут, чтобы выслушать собеседника и просто проследить, как разворачивается диалог, прежде чем отвлечься на телефон или что-то подобное. Однако, как она призналась, очень часто ей не хватает терпения и рука так и тянется проверить мобильный и обновить какое-нибудь приложение.
По мнению психологов Говарда Гарднера и Кэти Дэвис, такое поведение характерно для «поколения приложений», которое выросло с телефонами в руках. Они нетерпеливы и хотят от мира мгновенного ответа, как это делают их смартфоны. Но живое человеческое общение - не набор алгоритмов, а уникальное явление, которое невозможно ничем заменить.

Еще один шаг, который стоит совершить, - вернуть живые, настоящие разговоры с вашими друзьями и окружением, прекратить смотреть на мир как на гигантское приложение.
Настало время признать: использование технологий, от которых мы стали очень уязвимы, может привести к очень серьезным последствиям. Давайте помнить, что мы уникальные создания природы, которые обладают невероятно сложной психологией и достойны настоящих, искренних, раскованных разговоров и дискуссий лицом к лицу.

Статья профессора Шери Теркл.


Целью данной работы является Целью данной работы является исследование влияния социальных сетей на общение подростков. Для начала составим список наиболее популярных социальных сетей в России. 1. «Вконтакте». 2. «Одноклассники». 3. «Мой мир». 4. «Twitter».


Какова же аудитория каждой социальной сети и причины, по которым они в них обитают? «Вконтакте» – самая популярная отечественная социальная сеть. В ней зарегистрированы люди почти всех возрастов, но большая часть школьники и студенты. Почему люди в ней сидят? Удобный интерфейс, много людей, огромный выбор мультимедиа, «там сидят все» - да, да, да! Это тоже причина, стадный инстинкт. Сидит сосед Вова, сидит одноклассница Катя, даже двоюродный брат сидит, а я чем хуже? И тут начинается... Почему люди сидят «Вконтакте», переписываются там, вместо живого общения? У многих школьников в наше время есть с собой коммуникаторы, мобильники, а у некоторых и ноутбуки. И, следовательно, ничего не мешает им зайти «Вконтакт» на перемене или даже на уроке. Зачем? Чтобы узнать, с кем встречается Светка из параллельного класса, чтобы кому-то что-то написать (и это не увидели учителя). Может просто с кем-то познакомиться, ведь «Вконтакте» всё просто – написан возраст, есть фото, даже семейное положение текущее можно посмотреть. Рай для знакомств.


«Одноклассники» – социальная сеть для поиска одноклассников. Основная аудитория люди за 25 – 30 лет. Старые друзья, которых давно не видел... Утеряны контакты... ведь люди часто меняют сотовые, переезжают, а уведомить всех друзей, родственников, знакомых – практически нереально. А в «Одноклассниках» можно найти того, кого давно не видел. Да и переписываться порой дешевле, чем общаться по телефону по межгороду. В «Одноклассниках» можно бесплатно пообщаться, без проблем посмотреть новые фото товарищей. Социальная сеть «Мой Мир» чем-то напоминает социальную сеть «Одноклассники».


У каждого свои причины для регистрации в социальных сетях, но спрос на социальные сети растёт с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Постоянная тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, во время которой происходит полная замена реальных отношений на виртуальные. Вот ответы наших учащихся, почему они общаются в социальных сетях.


Поэтому на сегодняшний день остаётся актуальной проблема возвращения подростков к живому общению. Я поставила перед собой следующие задачи: Выявить положительные и отрицательные моменты общения в социальных сетях. Определить признаки зависимости от социальных сетей и способы её преодоления.


Социальные сети: польза или вред? Спрос на социальные сети растёт с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Нельзя в полной мере оценить сетевые ресурсы как позитивные или негативные. С одной стороны – это очень упрощает жизнь современного человека, но далеко не каждый понимает ту степень опасности, которую несёт в себе онлайн-общение.


Ребёнок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны. Польза социальных сетей для ребёнка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещёнными» темами?


Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. Конечно, выучить и узнать значения нехороших слов дети могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.


Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребёнка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. Проблемы социализации, неумение общаться со взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребёнка. При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.


Тем не менее, если ребёнок проводит большую часть досуга в сети, если у него ухудшается зрение или осанка, если у него нет невиртуальных друзей, если он тратит существенные суммы денег на виртуальные развлечения, если у него появляются подозрительные личности в списке друзей, то любой их этих симптомов должен насторожить родителей. Но, кроме возрастающей интернет-зависимости, есть и другие немаловажные отрицательные стороны социальных сетей. 1. Деградация личности. 1. Деградация личности. 2. Компромат, досье. 2. Компромат, досье. 3. Знакомства через социальные сети. 3. Знакомства через социальные сети. 4. Вред от мошенников в социальных сетях. 4. Вред от мошенников в социальных сетях.


Но всё равно некоторые люди до сих пор понимают и ценят реальное общение. Собраться дружной компанией и съездить в лес, на природу, на речку, озеро. И пока есть такие компании, для которых виртуальное общение не стало дороже реального – ещё не всё потеряно.

Один журналист меня спросил:
«Есть ли вероятность, что благодаря социальным сетям и Интернету живое общение вообще пропадёт из жизни людей, что люди разучатся общаться?

Есть ли вероятность, что настанет пора полного дистанционного обучения, и людям вообще не будет нужды общаться в живую?».

На мой взгляд, это маловероятно. Потому что именно живое общение дает нам живые эмоции. Человек существо социальное, и вряд ли кто-то захочет общаться с ботом.

Еще каких-то 25 лет назад в мире был дефицит информации, мы получали ее из книг, журналов, радио и телевидения. А потом Интернет стал общедоступным, люди погрузились в пучины многообразия и доступности информации и долгие годы «наедались» ею до отвала.

Сейчас у нас переизбыток информации, а время, как известно, ресурс ограниченный - и вот уже мы берем что-то выборочно, не все подряд, а только то, что цепляет нас. То, что написано интересно и живо.

Люди хотят эмоций. Сейчас в какие новости ни зайди, везде увидишь что-то про Бузову. Интернет-сообщество разделилось на тех, кто ее терпеть не может, и тех, кто ее обожает, а равнодушных единицы.

Мне как психологу стало интересно, в чем секрет такой популярности, ведь есть и красивее, и моложе, и талантливее, и с более богатыми спонсорами, а ее популярность растет как на дрожжах. Я заглянул в ее Инстаграм и понял: она дает живое общение своим подписчикам, она с ними говорит, ведет дискуссии, советуется, как с подружками. В общем, это не просто фотографии, как у большинства пользователей, а настоящее общение через видеоистории, где она смеется, плачет и что-то эмоционально и искренне рассказывает.

В чем отличие общения в реале от виртуальной переписки?

Как известно, мы почти 90% информации получаем невербально, это:

  • мимика,
  • жесты,
  • интонации,
  • высота и громкость голоса,
  • поза, расстояние от собеседника,
  • взгляд,
  • прикосновение.

Всего этого нет при виртуальном общении, там только написанные слова и смайлики, которые иной раз не знаешь, как трактовать: то ли человек мило улыбнулся, то ли саркастически смеется над тобой.

В таком общении остается много недосказанности. Теряется полный смысл сообщения. И совсем другое дело, когда вы можете вложить в сообщение свою улыбку, взгляд, мимику.

Хорошо, что сейчас есть для этого возможность видеообщения. Но опять же нельзя виртуально прикоснуться к человеку, почувствовать его запах и вкус поцелуя. А это уже привилегия реального живого общения.

Япония славится своей любовью к роботам. И сейчас проводятся множественные испытания, чтобы заменить кассиров, администраторов гостиниц и другой обслуживающий персонал роботами. Но, к сожалению, приходят к выводу - хоть это и экономически выгодно, но в дорогих гостиницах люди все же предпочитают, чтобы их встречали живые люди.

Также недавно много обсуждался онлайн психолог, созданный на основе искусственного интеллекта. Это любопытно, интересно, но все же живой психолог предпочтительней.

А потому мы приходим к выводу, что живое общение будет цениться всегда. Возможно, с развитием IT технологий его будет становиться все меньше и меньше, но тем выше оно и будет цениться.