Корвет проекта 23800 бриз. Маленький «Дерзкий» монстр: новый корвет-невидимка способен испугать любой вражеский корабль

В Санкт-Петербурге закончил работу очередной Международный военно-морской салон (МВМС-2017). Эпоха большого гособоронзаказа подходит к концу, и желание судостроителей взять свой кусок работы и денег только растет. Флот же, в свою очередь, нащупывает новые проектные решения.

На Васильевском острове становится тесно. Перед нами - последний МВМС, проходивший на территории комплекса «Ленэкспо» в Гавани. Начиная с 2019 года салон перенесут в Кронштадт, на площадку создаваемого там филиала парка «Патриот». Это, безусловно, усложнит логистику и работу участников - все-таки для многодневного делового мероприятия Васильевский куда доступнее, чем Котлин.

Отмечая неумолимое стремление нынешнего руководства собрать все крупные военно-промышленные выставки на территориях своего нового детища (другие примеры: Russia Arms Expo и авиасалон МАКС), хочется лишь аккуратно пожелать, чтобы при следующих главах военного ведомства не случилось обратного процесса. У «новых метел» часто и увлечения новые, что не лучшим образом может сказаться на объемах затрат и эффективности проведения устоявшихся, традиционных мероприятий, чей жизненный цикл рассчитан на несколько поколений федеральных сановников.

Пожалуй, главной премьерой салона стал долгожданный показ зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М» (в экспортной версии «МЕ»). Долгая дорога к новому «рогатому», как этот тип вооружения непочтительно прозвали на флоте, наконец, завершается. Линия советского «Кортика» получила, наконец, весьма перспективного наследника, уже вырастающего из привычных рамок «комплекса самообороны»: дальняя граница зоны поражения отодвинута с 8-10 километров у «Кортика» («Кортика-М») до 20 километров, а верхняя - с 4-6 до 15 километров. «Панцирь-М» многоканальный: боевой модуль может одновременно обстреливать до четырех целей с наведением на них четырех ракет (модули «Кортиков» могли работать только одной ракетой по одной цели).

ЗРАК планируется размещать на новых кораблях ВМФ, где предусмотрено такое вооружение (например, на МРК проекта 22800 «Каракурт»), и на модернизированных (вместо установленных там «Кортиков»).

Дрейф классов

В реалиях отечественного кораблестроения начал зарождаться новый подкласс кораблей. Северное ПКБ (проектно-конструкторское бюро) начало разработку «тяжелого» (водоизмещением более 2000 тонн, насколько больше - не уточняется) корвета проекта 23800. Об интересе к проектированию и постройке крупных корветов в этой размерности (до 4000 тонн) в разговоре с корреспондентом сообщили и представители Зеленодольского судостроительного завода.

«Тяжелый корвет» в нашей новейшей истории кораблестроения уже был - «Новик», многоцелевой сторожевой корабль проекта 12441 «Гром», заложенный в 1997 году с большой помпой. Постройку не осилили по финансовым соображениям (головной корабль в ценах 2001 года тянул на 8 миллиардов рублей), а также из-за неготовности систем вооружения. Часть проектных решений (в частности, пропульсивную систему и существовавший лишь на бумаге многоканальный ЗРК «Редут») перетащили на задумывавшийся как раз тогда новый фрегат проекта 22350.

Технически в этом есть логика. Классы корвета и фрегата, заданные флотом почти 20 лет назад, заметно распухли, в них становится тесновато. Фрегат модернизированного проекта 22350М (на жаргоне - «Супергоршков»), как писали еще полгода назад, потяжелеет минимум на тысячу тонн. На нынешнем салоне замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что рост водоизмещения будет еще более существенным - до 8000 тонн. Корвет «Дерзкий», заложенный в Петербурге по проекту 20386, имеет водоизмещение 3400 тонн против 2200 у базового проекта 20380.

Пока неясно, нужно ли флоту еще что-то в диапазоне 1500-2000 тонн - между «тяжелым корветом» и малыми ракетными кораблями. Напомним, что именно из этого размерного класса с конца 1990-х вырос многоцелевой корабль ближней морской зоны, впоследствии ставший корветом многострадального проекта 20380. Первоначально им собирались менять советских специализированных «малышей», в том числе малые ракетные корабли проекта 1234 и малые противолодочные корабли проекта 1124. Но время проектирования и перепроектирования шло, полное водоизмещение перевалило за 2200 тонн, а на борт втащили дорогой (и все еще неготовый) «Редут».

На данный момент повторить корабль по исходным данным для проектирования вполне возможно: «Ураны» в качестве ударного вооружения, «Панцирь-М» в контуре ПВО и «Пакет» в качестве противолодочного (или новая управляемая ракета, используемая с пусковых «Уранов», по аналогии с американскими контейнерными вариантами предыдущего поколения, где унифицировали ПУ ASROC и Harpoon). Вопрос лишь в том, требуется ли такой корабль флоту.

А модельки стоят...

Вот Крыловский центр считает, что все еще требуется. Прессе презентовали новый корвет «Бриз» нормальным водоизмещением 1980 тонн. Правда, восходящий к одному из четырех весьма уже неновых вариантов так называемого «корвета XXI» - это большой привет еще из начала 2000-х , когда шла проработка облика корабля по будущему проекту 20380.

Корвет должен давать 30 узлов и нести при этом чудовищный состав бортового вооружения: 24 пусковых УКСК для «Оникса» и «Калибра» и 16 пусковых для некоего «ЗРК большой дальности». Последнее вроде бы указывает на «Редут», но дело в том, что в исходном проекте «XXI-2» (элементы которого полностью повторяет «Бриз») это был ЗРК С-300ФМ «Форт-М» с ЗУР семейства 48Н6. С заявленными возможностями по противоракетной обороне соединений (и, вероятно, полагающимся такому случаю составом радиоэлектронного вооружения).

Вопрос о том, как все это можно разместить в 1980 тоннах, оставим профессионалам от кораблестроения, а вопрос о стоимости готового изделия - .

Впрочем, военные и раньше довольно скептически воспринимали «судомоделизм», с завидным постоянством демонстрируемый в стенах Петербургского салона. «Модели это модели», - вежливо ответил замглавкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук на вопрос о том, будет ли флот строить пресловутый универсальный десантный корабль «Прибой», и в этот раз представленный на стенде.

После чего заметил, что флот закажет два корабля подобного класса (не уточнив проект), имея цель получить их к 2025 году. Из отчета за 2015 год (более поздние недоступны) известно, что из типоряда десантных кораблей два года назад остановились на двух вариантах. Это десантно-вертолетный корабль-док водоизмещением 15 тысяч тонн и универсальный десантный корабль водоизмещением 35 тысяч тонн. Ни один из этих проектов, насколько можно судить, на публику еще пока не просочился.

Консолидация за сценой

Тем временем в отрасли, уже наевшейся больших денег, рассмотревшей пределы этого фонтана изобилия в виде завершения «Госпрограммы вооружения - 2020» и осознавшей свои организационные и технологические пределы, нарастают подспудные процессы консолидации.

Уже как минимум два года развивается сюжет вокруг попыток холдинга «Ак-Барс», контролирующего Зеленодольский судостроительный завод, заполучить-таки одноименное Зеленодольское ПКБ, организационно входящее в государственную .

Более того, планы в Зеленодольске большие: в беседе с «Лентой.ру» гендиректор завода Ренат Мистахов отметил, что в перспективе речь должна идти, по сути, о создании широкопрофильного машиностроительного холдинга, объединяющего целый ряд компетенций и производств, востребованных в судостроении. В частности, речь идет о выпуске валов, винторулевой группы, редукторов и двигательных установок, а также систем управления. Если классический судозавод, подчеркнул Мистахов, концентрирует у себя выпуск 10-15 процентов себестоимости готового корабля (а остальное отходит комплектаторам), то в их планах после укрупнения выпускать у себя до 40 процентов стоимости конечного изделия.

Сама ОСК резко против этого проекта, но это как раз объяснимо: появление конкурента в отрасли вряд ли кто-то будет приветствовать, кроме заказчика. Однако правительственные чиновники проекту явно благоволят. Вице-премьер заявлял, что, по его мнению, Зеленодольское бюро «должно работать в Татарстане».

Вопрос уже дважды выходил на уровень проекта распоряжения президента, но оба раза останавливался для доработки. Последний раз это произошло в мае этого года после того, как в потенциальной обвязке сделки замаячила передача части акций правительству Татарстана.

Процессы внутриотраслевой консолидации за пределами госмонополий в условиях неизбежного падения гособоронзаказа абсолютно естественны: идет драка за издержки и сокращающуюся кормовую базу. Было бы интересно посмотреть на то, что в итоге получится у «Ак-Барса» и как конкуренция отразится на росте возможностей отечественного судостроения. Цена вопроса на полномасштабную реализацию проекта все-таки очень высока: по словам Рената Мистахова, требуемые инвестиции составляют не менее 10-15 миллиардов рублей.

Закладка нового корабля – всегда праздник, как для судостроителей, так и моряков. Вот вроде и нет пока осязаемых стальных бортов, надстроек, нет 3400 тонн водоизмещения, нет грозных «Калибров», «Редутов», «Пакетов», даже экипаж еще не собран, но корабль уже есть. Новейший корвет проекта 20386 получил имя «Дерзкий» и успел заявленным потенциалом вызвать уважение у «своих» и тревожное предчувствие у «чужих».

Корвет «Дерзкий» – продолжение линейки многоцелевых надводных боевых кораблей второго ранга ближней морской зоны проекта 20380, первые из которых были заложены еще в начале 2000-х. Сейчас в составе ВМФ находятся четыре корвета этого класса, все – в ДКБФ (Дважды Краснознаменный Балтийский флот) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Еще четыре находятся в стадии строительства на судостроительном заводе Северная верфь»: «Ретивый» и «Строгий» (модернизированный пр. 20380), а также «Гремящий» и «Проворный» (пр. 20385).
«Совершенный» строится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего в рамках ГВП-2020 (Государственная программа вооружений) российские ВМФ должны получить 20 корветов этого типа (по 3-8) на каждый флот.


Из озвученных и самых пока массовых проектов этой серии корветов (20380 и 20385) существуют также проект 20382 с шифром «Тигр» – экспортный вариант, отличающийся упрощенным вооружением. 20383 – проект пограничного сторожевого корабля. Ну а проект 20386, каковым будет «Дерзкий», – лучшее развитие этой серии корветов, которого будут отличать от своих «собратьев» не только улучшенные мореходные качества и мощные двигатели, но и усиленное вооружение, малозаметность и малошумность.

И если предназначение большинства корветов – вести боевые действия против морского противника в ближней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности, то «Дерзкий» будет способен действовать и в дальней морской зоне. По сути, по своим ходовым и боевым возможностям этот корвет близок к эсминцам.


Корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса, вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом, оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.Этакий маленький (по габаритам) монстр, способный выполнять широкий круг боевых задач даже вдали от родных берегов, – автономность в течение 30 суток и возможность пройти без дозаправки почти 5000 морских миль это позволяют. Скорость тоже имеет значение – 32 мили в час против 27 у предшественников.


В «Дерзком» предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два отечественных газотурбинных двигателя мощностью по 27 500 лошадиных сил и два главных электродвигателя мощностью по 2200 лошадиных сил. Благодаря инновационным технологиям этот корвет станет принципиально новым кораблем отечественного флота. Надстройка будет выполнена из легких и прочных композиционных материалов.

Новым станет и применение крупногабаритных закрывающихся лацпортов (грузовые люки) в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию Stealth. Не случайно корабль уже прозвали «корвет-невидимка».

Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.


Еще одна из «дерзких» особенностей – улучшенная мореходность за счет новых обводов корпуса. Корабль водоизмещением в почти три с половиной тысячи тонны не «взбирается» на волну, а рассекает ее. Подобная устойчивость позволит применять вооружения корабля при волнении моря силой до пяти баллов.

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал, заметно превышающий «калибр» кораблей аналогичного класса US NAVY (например, у новейшего USS Montgomery, который 29 октября этого года врезался в шлюз Панамского канала и уже получил прозвище a leaky trough – «дырявое корыто»).«Дерзкий» будет оснащен универсальной автоматической 100-мм артустановкой А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне. На его борту расположатся две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности от 130 до 260 километров (либо, что наиболее вероятно, противокорабельными ракетами «Калибр» с большей дальностью поражения целей). Для нулевой заметности в походном положении эти комплексы спрячутся за щитами в центральной части надстройки.В носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях. Побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установят пусковые установки противолодочного (противоторпедного) комплекса «Пакет-НК». В кормовой части надстройки – также побортно – разместятся два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

Точный состав вооружения проекта 20386 неизвестен, однако заявлялось о планируемой реализации модульного принципа комплектования (в кормовой части корабля находится отсек, который можно использовать для размещения сменных контейнеров, укомплектованных различным оборудованием, штабной аппаратуры, пусковых установок ракетных комплексов и т.д.) и возможности базирования на борту, помимо корабельного вертолета Ка-27 (Ка-31), беспилотников, вероятно, «Горизонт».

Возможно, что радиотехническое вооружение нового корабля будет идентичным тому, которое размещено на корветах проекта 20385. А оно, кроме БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Сигма», включает также и радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты, две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 (комплекса выстреливаемых помех «Смелый»). Весь этот комплекс радиотехнического вооружения снижает вероятность поражения корабля почти в три раза.

Проект 20385 тожественно анонсировался к закладке в феврале 2012 года. Под этим мероприятием подразумевается разработка корабля под звучным названием «Гремящий» и его модификации. Событие состоялось на судостроительной верфи в Санкт-Петербурге. Уникальным это действие можно назвать в связи с одновременной закладкой двух боевых надводных судов.

Общая информация

В торжественной церемонии принимали участие высокопоставленные лица страны и генералы Вооруженных сил. Сам проект 20385 ориентирован на возведение фрегатов и корабельных корветов, оснащенных современным вооружением и адекватной защитой.

Данная разработка представляет собой не просто усовершенствованную вариацию проекта 20380, но и внедрение абсолютно новых решений. Стоит отметить, что петербургская имеет контракты на поставку четырех кораблей предыдущего формата, два из которых уже построены. Аналогичный корабль этой серии достраивается на Амурском судостроительном комбинате. Обновленный проект прогнозированно должен стать сильнее в ударном плане, включая системы ПВО.

Предназначение

Корабли проекта 20385 - это многоцелевые корветы, предназначенные для обнаружения и ликвидации подводных и надводных судов противника. Кроме того, они способны решать различные боевые задачи в прибрежной зоне, а также служат для высадки десанта. На борту имеется артиллерийское, ракетное, противолодочное вооружение и усовершенствованные радиолокационные станции. Предусмотрена установка гидроакустических систем.

Новаторским решением стала возможность размещения на судне небольшой величины специального ангара, в котором может поместиться вертолет Ка-27. Это еще больше увеличивает вероятность обнаружения вражеских подводных лодок и расширяет боевые возможности судна. Особенность проекта российских корветов 20385 заключается в том, что они построены с использованием новейших технологий, снижающих их радиолокационное выявление.

Дополнительную прочность и защиту обеспечивает использование композитных материалов, которые разработаны мировым лидером в этой сфере - питерским ФГУП «Прометей». Свою практичность и надежность компоненты доказали еще при строительстве проекта 20380.

Особенности разработки и строительства

Рассматриваемые корабли разработаны конструкторским бюро «Алмаз». После завершения предположительно будут отправлены на Северный флот. Как утверждают специалисты, проект 20385 - более серьезная единица, чем предшественники. Прежде всего, это касается усовершенствования тактико-технических характеристик, вооружения, боевых возможностей, модернизированного энергетического агрегата и навигационных систем.

Предполагается, что питерские производители возведут для ВМФ России десять корветов по данному проекту. Представители Флота заявляют, что потребность в таких кораблях составляет не менее двадцати единиц. Они позволят усилить армию и решить проблему по защите ближней морской зоны. Комбинат «Северная верфь» заключил соглашение с ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» на изготовление деталей из полимерных композиционных материалов. Сумма контракта составила свыше четырехсот миллионов рублей.

Параметры технического плана

Проект 20385, фото которого представлено выше, обладает такими тактико-техническими характеристиками

  • В длину корвет имеет 104 метра, в ширину - 13.
  • Показатель водоизмещения - 2200 тонн.
  • Предельная скорость хода - двадцать семь узлов.
  • Максимальная дистанция плавания - 5600 километров.
  • Автономность корабля - не менее пятнадцати суток.
  • Состав экипажа - 99 человек.
  • Силовая система - пара дизельных агрегатов типа 1ДДА-12000.

Корветы проекта 20385 с усиленным вооружением оснащены универсальным ракетным комплексом «Калибр», зенитно-ракетной установкой «Редут», радиолокационными и акустическими станциями. Из артиллерийского вооружения на корабле имеется стомиллиметровая установка А-190-01, пара зенитных пулеметов АК-630-М (калибром 30 мм). Предусмотрено противолодочное вооружение типа «Пакет», а также вертолет Ка-27.

Надстройка

У рассматриваемого боевого корабля надстройка выполнена из негорючих композиционных материалов, включающих в себя многослойный стеклопластик и компоненты на базе углеродистого волокна. Такое решение (технология «стел-с») позволяет добиться малого радиолокационного обнаружения.

На корме расположен ангар со специальной площадкой для вертолета Ка-27 противолодочного типа с запасом горючего порядка двадцати тонн. Корветы проекта 20380, 20385 отличаются между собой в пользу последнего. Модернизация и лучшее оснащение позволили реализовать практически все моменты, требуемые заказчиком, начиная от общекорабельных систем, заканчивая вооружением.

Корпус

Стальной гладкопалубный корпус корабля имеет принципиально новое конструкционное исполнение. Измененные обводы на четверть снижают сопротивление воды при движении корвета на предельной скорости. Кроме того, подобное решение позволяет уменьшить нагрузки на основную энергетическую установку.

Обновленная версия подводной части корпуса судна дает возможность использовать силовой агрегат с меньшей массой, что позволяет освободить около двадцати процентов водоизмещения. Следовательно, можно дополнительно усилить боевое оснащение корвета. Еще одним моментом в плане эффективности нового корпуса и облегчения водоизмещения, является увеличение скорости корабля на 1,5-2 узла.

Основная силовая система

Изначально предполагалось оборудовать проект 20385 немецкими двигателями MTU. Но в связи с программой импортозамещения разработали отечественные моторы специально для этих корветов. Главный представляет собой пару дизельных агрегатов ДДА-12000, разработанных специалистами и ОА «Звезда».

Каждый двигатель состоит из двух моторов 16-Д49 и редуктора реверсного типа. Агрегаты оснащены микропроцессорным блоком контроля и управления. Основные параметры:

  • Ресурс работы - до пятидесяти тысяч часов.
  • Расчетная дальность хода при средней скорости 14 узлов - четыре тысячи миль.
  • Поршневая головка - изготовлена из жаростойкой стали ЭИ-415.
  • Основание двигателей - алюминиевый сплав АК-6.
  • Мощность каждого дизель-генератора - 630 киловатт.
  • Потребляемый ток - 380 В (50 Гц).

Установки ДДА обеспечивают на реверсных режимах высокий процент мощности при минимальных расходах ГСМ, а снижение шума ГЭУ дает возможность снизить гидроакустическую заметность судна.

Основной боекомплект

Корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» оснащены следующим вооружением:

  1. Противокорабельная установка. Представляет собой два боевых комплекса с четырьмя контейнерами и восемь противокорабельных ракет с дальностью поражения до 260 километров. Пусковые контейнеры расположены в средней части корпуса продольно диаметральной площадке.
  2. оружие включает в себя комплекс «Редут» с тремя модулями по четыре ячейки, переносные ЗРК «Игла», пару шестиствольных зенитных установок (калибра 30 мм) на корме.
  3. Противоторпедная защита «Пакет-Н». Сюда входит два 330 миллиметровых приспособления, размещенных в лацпортах каждого борта, система «Рубеж».
  4. Вертолет противолодочный Ка-27.
  5. Оружие ближнего боя - два гранатомета и пара пулеметных установок.
  6. Артиллерия - 100 миллиметровая артустановка А-190, имеющая максимальную скорострельность до восьмидесяти залпов в минуту. Управление комплексом осуществляется при помощи системы «Пума».

Торпеды, запускаемые с корабля, могут поражать как встречные подводные ракеты противника, так и подводные лодки.

Радиотехническое оснащение

В этом плане корветы оборудованы целым рядом систем, а именно:

  1. БИУС «Сигма».
  2. Станция общего обнаружения «Фуркэ-2».
  3. Наводящим комплексом «Монумент А».
  4. Гидроакустическим оборудованием типа «Заря» и «Минотавр».
  5. Автоматизированный узел связи «Рубероид».
  6. ОГАС «Анапа-М».

Все эти комплексы снижают вероятность поражения корабля в три раза, работают в диапазоне от 64 до 2000 МГц, могут обнаруживать одновременно более двухсот пятидесяти целей. Противостоять системам противника позволяют четыре пусковые установки, выстреливаемые комплектом помех «Смелый». Навигация вертолета осуществляется посредством антенных постов на крыше ангара (ОСП-20380).

Мореходность и живучесть

Корвет «Гремящий» проекта 20385 имеет улучшенную мореходность по сравнению с аналогичными судами, при одинаковых ограничениях в случае поперечной качки. Это позволяет использовать оружие при шторме до пяти баллов.

Особый упор при проектировании корабля был сделан на боевую живучесть машины. Конструкторы внедрили новейшие разработки в плане защиты от радиолокационной заметности. Для этого использованы инновационные архитектурные решения и специальные материалы, имеющие высокие радиопоглощающие качества.

Средний показатель круговой эффективности площади рассеивания снизился по сравнению с аналогами почти в три раза. На некоторых моделях этой серии реализовано обеспечение эксплуатационной живучести путем внедрения комплекса мероприятий конструктивной защиты от оружия противника.

Модификации

  1. Проект пограничного сторожевого корабля - 20380П.
  2. Экспортная версия 20382. Основное отличие этой модели от базового корабля заключается в оснащении упрощенным вооружением и возможностью смены боекомплекта на зарубежные аналоги.
  3. Проект 20385 - корвет «Проворный» для Черного моря. Имеет усовершенствованное вооружение и улучшенную защиту.
  4. 20386 - модернизированный вариант предыдущего проекта с возможностью установки боевых комплексов типа «Горизонт».

В заключение

Стоит отметить, что из всех разработок проекта 20385 по намеченному плану продолжается постройка только корвета «Гремящий». Остальные корабли («Проворный», «Способный», «Ретивый», «Строгий») будут возводиться по усовершенствованному нормативному документу под индексом 20380. Это связано с дороговизной судов, в большей степени из-за наличия на них не всегда технически обоснованного вооружения. Как утверждают конструкторы, изменения в планировании монтажа немецких силовых установок на отечественные аналоги не повлияли на график выполнения работ. Все корветы предполагают спустить на воду в намеченные сроки.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

В моём разделе, посвящённом , львиная доля материалов посвящена исключительно западным проектам. А это несправедливо, ведь Россия также строит корабли, которые ничем не уступают своим западным аналогам.

Во многом это обусловлено тем, что в нашей прессе уделено очень мало внимания этому аспекту. Например, статей на английском языке, посвящённых этому кораблю, мне попалось огромное множество, а вот на русском только одна, и то на специализированном военно-морском сайте «Атрина» (удивительно, но даже на сайте конструкторского бюро, спроектировавшего этот корабль, как таковой статьи нет, только ТТХ), о котором большинство любителей истории и военной техники просто не знают.

Собственно, и представляю вашему вниманию эту статью, и сам корабль.

История проекта

Новый российский многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 был спроектирован для отечественного ВМФ в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге. Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией предыдущего многоцелевого корабля аналогичного класса пр. 12441, так как головной корабль «Новик», заложенный еще в 1997 г. на верфях ССЗ «Янтарь», в свое время так и не был достроен. В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командование ВМФ России приняло решение начать строительство более простого и дешевого корабля пр. 20380, который стали классифицировать как корвет (ранее в ВМФ СССР такого класса не существовало, а аналогичные корабли классифицировались как СКР). Непосредственное военно-научное сопровождение создания этого корабля осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. А всего в создании корвета пр. 20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский ССЗ и др.).

Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр. 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Особенности конструкции

Корабль имеет стальной гладкопалубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойных композиционных материалов (трудногорючие многослойные стеклопластики и конструкционные материалы на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс». Корпус корвета пр. 20380 является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что стало одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки. В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.

Кликните для увеличения рисунка

Улучшенная мореходность корвета пр. 20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5–2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещен ангар с взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Особое внимание уделено защите и повышению живучести корабля. Были реализованы новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет с 0,5 до 0,1. Кроме того, на кораблях пр. 20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в том числе по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.

Корабль пр. 20380 оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основу его вооружения составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (боекомплект 8 ПКР Х-35, дальность стрельбы 130 км), расположенных поперек диаметральной плоскости в средней части (аналогично СКР пр. 11540). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК «Кортик-М» (в носу), ПЗРК «Игла» (для запуска с плеча) и двумя 30-мм артиллерийскими установками АК-630М (в корме). При этом модернизированный вариант боевого модуля «Кортик» имеет сниженную на 2 т массу и увеличенную до 10 км дальность стрельбы ракетами. Главное артиллерийское вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с боезапасом 332 снаряда (максимальная скорострельность 80 выстр./мин, дальность стрельбы 21,3 км, досягаемость по высоте – 15 км). Управление огнем 100-мм и 30-мм артиллерии осуществляется новейшей системой 5П-10 «Пума», антенный пост которой размещен на носовой надстройке. Уникальная система противоторпедной защиты «Пакет-НК» представлена двумя четырехтрубными 330-мм аппаратами, расположенных побортно в лацпортах. Ее торпеды могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Также для обнаружения и уничтожения подводных лодок предназначен вертолет постоянного базирования Ка-27.


Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе совмещенном с конструкцией фок-мачты, две НРЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый». Для самообороны и защиты от пиратов или подводных диверсантов на пр. 20380 имеются две тумбовые 14,5-мм пулеметные установки и два гранатомета ДП-64. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов. Для обеспечения радионавигации противолодочного вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты станции ОСПВ-20380.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

ГЭУ корвета пр. 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух пар двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током мощностью 380 В (50 Гц). За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне – впервые в отечественной практике на НК применили технологии, отработанные ранее на наших атомных ПЛ последнего поколения.

В целом от имеющихся сейчас на вооружении противолодочных кораблей корвет пр. 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 99 человек.

Модификации

Помимо серийного корабля пр. 20380 для отечественного флота ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший номер проекта 20382 и шифр «Тигр». Этот корабль отличается в основном наличием упрощенного вооружения в экспортном исполнении и наличием возможности заменять необходимые системы на аналоги западного производства в зависимости от требований заказчика.

Предполагается, что начиная с 5-го корабля типа «Стерегущий» в проект будут внесены некоторые изменения, в частности, касающиеся противокорабельного и зенитного вооружения. Вероятнее всего комплекс «Кортик-М» будет заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска (например «Полимент»), а ПКРК «Уран» – на «Оникс» или «Клаб» также с УВП.

Программа строительства. 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась закладка головного корвета «Стерегущий». Некоторое время спустя были заложены еще два однотипных – 20 мая 2003 г. «Сообразительный» и 27 июля 2005 г. «Бойкий», а затем еще два.

Всего планируется построить серию из 20 многоцелевых кораблей пр. 20380 (по 5 на каждый из флотов), причем 4 из них должны быть сданы флоту до 2015 г.

Статус на 2008 г.

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Первые два корвета поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов. Они будут использоваться для патрулирования прибрежных вод, эскортных и противолодочных операций.

Головной корабль серии – «Стерегущий» – впервые был представлен широкой общественности на проходящем с 27 июня по 1 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр».

На открывающемся сегодня в Санкт-Петербурге Международном военном-морском салоне (МВМС-2017) представлены новейшие модели боевых кораблей будущего.

Разработаны они специалистами Крыловского научного центра. Выделяется корвет, проект которого назван «Бриз». Раньше в нашем флоте корветов вообще не существовало. Аналогичные западным по водоизмещению и вооружению корабли назывались сторожевиками ближней морской зоны. Они должны были охранять акватории и прибрежные территории в пределах государственных морских границ.

Однако развитие военно-морских технологий позволило строить корабли небольшого водоизмещения, которые стали обладать отличной мореходностью, иметь большую дальность плавания и очень мощное вооружение. К ним вполне применима поговорка: мал золотник, да дорог. При этом основная ценность корветов не в их стоимости — они относительно дешевы, а в боевой эффективности.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств. Благо, что уникальная опытно-экспериментальная база Крыловского научного центра позволяет еще на моделях выбрать наиболее удачные обводы и всю архитектуру корабля.

Итогом стала совершенно новая форма подводной части. Это, в свою очередь, придало корвету повышенную устойчивость хода при морской качке, значительно уменьшило сопротивление воды и облегчило управление движением. Новая форма корпуса, что подтвердили эксперименты в специальных бассейнах, снижает волновое сопротивление вдвое, а общее — на четверть при полной скорости хода. Интересна форма носовой бульбы корвета. На ней размещены дополнительные крылья успокоителей качки.

При разработке концепции корвета будущего питерские кораблестроители основное внимание уделили оптимизации его мореходных качеств

При той же мощности двигателя, что и на аналогичных кораблях этого ранга, можно было добиться значительного прироста скорости. Но конструкторы предложили иной вариант. Скорость осталась прежней, а сама силовая установка стала менее мощной, более компактной и экономичной.

Благодаря такому подходу, внутри корпуса высвободились значительные объемы. И это дало возможность насытить корвет большим количеством и большим разнообразием различного вооружения. Его огневая мощь значительно усилилась.

Количество ячеек универсальных вертикальных пусковых установок для управляемого ракетного оружия выросло до 24 единиц при сохранении размеров и водоизмещения корабля. Обычно количество таких пусковых установок на кораблях водоизмещением около 2000 тонн не превышает двенадцати. Основное ракетное вооружение — противокорабельное или универсальное, то есть ракеты могут наносить удары и по наземным целям.

Противовоздушная оборона корвета типа «Бриз» достаточно мощная. Это 16 зенитных управляемых ракет большой дальности и 32 управляемых ракеты малой дальности. Зенитно-ракетную оборону дополняют универсальная 100 мм автоматическая артустановка и два скорострельных автомата калибра 30 мм. При этом автоматы могут быть шестиствольными или, в исполнении «Дуэт», двенадцатиствольными.

Для борьбы с подводными лодками и для противоторпедной защиты предусмотрены два четырехтрубных торпедных аппарата «Пакет» калибра 324 мм на левом и правом бортах.

Нормальное водоизмещение корвета «Бриз» — 1980 т, скорость полного хода — 30 уз, дальность хода — 3500-4000 миль. Автономность — 15 суток, что позволяет совершать рейды и вдаль от родных берегов. Другие новинки Крыловского центра — универсальный десантный корабль «Прибой», эскадренный миноносец «Лидер» и авианосец «Шторм». Проекты этих кораблей детально проработаны. Они могут строиться в интересах ВМФ России или в экспортном исполнении.

Как отмечают независимые эксперты эсминец «Лидер» по комплексу характеристик не уступает современным и перспективным зарубежным аналогам. А проект десантного корабля «Прибой» на сегодняшний день по общему комплексу характеристик — лучший в мире.