Проблема кредитования малого бизнеса в коммерческих банках. Кредитование малого бизнеса: проблемы и пути их решения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оценка кредитоспособности малых и средних предприятий. Виды государственной поддержки по степени важности для субъектов малого и среднего бизнеса. Критерии работы гарантийной системы. Кредитование малого и среднего бизнеса на примере Сбербанка России.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Сектор малого предпринимательства. Решение проблем кредитования малого бизнеса в современной России. Стандартный набор требований банка к предпринимателю. Рост предприятий малого бизнеса. Возвратность кредитов в секторе малого и среднего бизнеса.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Сущность кредитования малого и среднего бизнеса, его формы, динамика и проблемы развития в Республике Беларусь. Анализ процесса кредитования банками Республики Беларусь предприятий малого и среднего бизнеса. Роль кредитования в экономике государства.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2014

    Особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России: кредитование малого и среднего бизнеса в ВТБ 24, кредитные продукты ВТБ-24 для предприятий и индивидуальных предпринимателей. "Микрокредит" на развитие бизнеса, овердрафт и др.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2008

    Исследование процессов кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Характеристика деятельности ЗАО "РРБ-Банк". Анализ кредитного портфеля банка. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в РБ.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2014

    Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики. Динамика развития объема кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане. Анализ банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на примере АО "Народный банк Казахстана".

    дипломная работа , добавлен 28.01.2011

    Экономическая сущность малого и среднего бизнеса и необходимость его кредитования. Анализ организации работы по кредитованию малого и среднего бизнеса на примере ЗАО "Муниципальный Камчатпрофитбанк": анализ финансового состояния, кредитные продукты.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2012

    Экономическая сущность и роль малого и среднего бизнеса в экономике. Кредитные продукты для этого сегмента. Анализ операций по их предоставлению коммерческими банками предприятиям малого и среднего бизнеса, основные проблемы, пути их решения в России.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2014

Реструктуризация российской банковской системы после финансового кризиса 1998 г. была определена как одно из важнейших направлений государственной политики в области денежно-кредитных отношений. Имелось в виду реформировать банковскую систему России таким образом, чтобы она стала адекватной потребностям экономики.

Выполнению этой задачи способствовало формированию и совершенствованию специальных кредитных институтов, обеспечивающих финансирование малого бизнеса.

Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для нашей экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового общественного продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест, формирование зажиточного среднего слоя населения. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высоко рисковых инвестиций: здесь весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же как значительна доля вновь создаваемых фирм.

К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства: избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов; негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса; недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность; слабо развитые традиции предпринимательства, следствием чего является недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, а также низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, - там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, соответствуют подлинной цели экономических реформ - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

Характеристику любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов.

Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской

Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти -- в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.

В настоящее время 15,8% малых и средних предприятий относится к строительному сектору. Почти такое же количество малых и средних предприятий (15,7%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимаются торговлей, машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост малых и средних предприятий в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем, в 1994-95 годах, их количество уменьшилось и в последние годы продолжало уменьшаться. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции - чрезвычайно мала.

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства: несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство системы налогообложения; недобросовестная конкуренция; несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства; неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих: повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности; повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, истые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства/ осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;

финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

развитие специализированных организаций (кредитных бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Поскольку вложения в малые предприятия связаны с большими инвестиционными рисками, то банковский сектор ограниченно предоставляет финансирование (среднесрочные и долгосрочные кредиты) малым предприятиям. В связи с этим во многих развитых странах действуют государственные программы поддержки малого бизнеса и государственные институты, осуществляющие эту поддержку.

В России кредиты на развитие малого бизнеса ограниченно предоставляются коммерческими банками. Это обусловлено инвестиционным климатом в стране и особенностями данной хозяйственной сферы. Государство делает попытки изменить ситуацию. Однако, во-первых, государственные средства на поддержку малого бизнеса выделяются в незначительных объемах, а во-вторых, не всегда действенны формы этой поддержки. Результатом этих обстоятельств является весьма слабое участие малого бизнеса в национальном производстве. Если во многих развитых странах он дает от 40 до 60% национального продукта, то у нас - около 12%, причем в последние годы отсутствовали явные признаки прогресса в этом секторе хозяйства. Наоборот, отмечено сокращение числа занятых, многие зарегистрированные малые предприятия фактически не работают, наблюдается переход многих фирм из легального бизнеса в теневую экономику.

И это несмотря на то, что в последние годы создан довольно обширный комплекс институциональных структур, функции которого состоят в обеспечении государственной поддержки малых предприятий. Этот комплекс на федеральном уровне включает в себя: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленную палату. В создании объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства участвуют также Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры, общественные объединения предпринимателей. Находится в стадии формирования сеть объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства - бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки. Более чем в 70 субъектах Российской Федерации созданы структуры в составе органов исполнительной власти, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. В 74 регионах Российской Федерации учреждены фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются соответствующие региональные программы.

Необходимо отметить, что пока государственная помощь малому бизнесу, в плане решения проблемы его кредитования, сводится к двум направлениям, зафиксированным в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации":

субъекты малого предпринимательства могут пользоваться льготными условиями при получении кредитов от коммерческих банков (ст. 11);

государство создает фонды поддержки малого предпринимательства, одной из функций которых является предоставление кредитов малому бизнесу, (ст. 8).

Первое направление практически не решает глобальной проблемы насыщения малого предпринимательства необходимыми инвестициями. Дело в том, что в законе предоставляются определенные льготные условия малым предприятиям, а не кредитующим их коммерческим банкам. Иными словами, заинтересовываются в кредитах малые предприятия, в то время как недостаток инвестиций в основном обусловлен именно позицией банков.

Другое дело фонды поддержки малого предпринимательства. Они создаются и уже действуют с 1994 г. на федеральном, региональном и локальных уровнях, специально для финансирования малых предприятий. Наряду с другими функциями они выполняют и функции кредитования. На фонды возлагается задача финансового обеспечения государственных программ поддержки малого бизнеса.

В Законе подчеркивается, что фонды - это некоммерческие организации, которые имеют право предоставлять субъектам малого предпринимательства: льготные кредиты; беспроцентные ссуды; краткосрочные займы на конкурсной основе; гарантии по целевым иностранным кредитам, получаемым Правительством Российской Федерации под проекты на развитие малого бизнеса, а также по инвестиционным кредитам, выдаваемым банками России малым предприятиям; финансовую помощь на безвозмездной основе.

Денежные ресурсы фондов не менее чем на 50% формируются за счет вложений федеральных, региональных и локальных органов исполнительной власти (средства соответствующих бюджетов и выручка от приватизации государственного имущества), доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений.

Доходы от собственной деятельности Фонда не подлежат налогообложению и могут формироваться в результате: выпуска и размещения ценных бумаг фондов; проведения конкурсов, аукционов, выставок и лотерей; получения процентов от льготных кредитов, выданных субъектам малого предприни мательства; иных поступлений.

Нетрудно заметить, что с точки зрения формирования активов и пассивов, а также способов получения доходов, фонды несут на себе отпечаток причудливого сочетания, с одной стороны, признаков банков и эмиссионных компаний (поскольку занимаются кредитованием и получают проценты по кредитам, выпуском и размещением ценных бумаг, проведением аукционов, лотерей), а с другой стороны - благотворительных и бюджетных организаций (добровольные взносы физических и юридических лиц, бюджетные средства, финансовая помощь на безвозмездной основе). Впрочем, такого рода сочетание вполне соответствует юридическому статусу фондов, определенных в Законе как некоммерческие организации, основной целью которых не является извлечение прибыли и ее распределение среди участников фондов. В то же время это сочетание дает возможность привлекать ресурсы из разнообразных источников и направлять их в разных формах на поддержку малого бизнеса.

В законе специально подчеркивается, что деятельность фондов осуществляется без получения лицензии на банковскую деятельность (ст. 8). В этом - преимущество фондов, так как если бы они получали такую лицензию и превращались в банки, то не имели бы возможности эффективно выполнять другие ключевые функции по поддержке малого бизнеса (например, использование пожертвований и безвозмездное финансирование). Но в этом состоит и недостаток: фонды не наделены правами, которые имеют банки в части привлечения для финансирования малых предприятий средств населения, предприятий и банков в виде депозитов, межбанковских кредитов и остатков на расчетных счетах.

Другими словами, значительные средства остаются потенциальным неиспользованным источником финансирования малого бизнеса. Для того что бы их задействовать, нельзя обойтись без банков, которые бы действовали в этой сфере наряду с фондами поддержки. Следовательно, целесообразно сформировать указанные банки (желательно во всех регионах страны), которые бы занимались инвестициями в развитие малого бизнеса. Это могут быть банки либо с чисто государственным капиталом, либо со смешанным государственно-частным капиталом, но обязательно с преобладающей долей государственного капитала, которая позволяет государству держать в своих руках бразды правления таких банков. Главенствующая роль государства необходима в качестве гарантии сохранения специализации, соблюдения ограничений в использовании банковских ресурсов на другие цели.

Подобные банки действуют во многих развитых странах Европы (например, во Франции и Италии) и других регионах мира. Они весьма успешно привлекают среднесрочные и долгосрочные денежные средства населения и организаций для их инвестирования в малый бизнес, прежде всего, в про изводство на среднесрочной и долгосрочной основе. Они тем более необходимы и были бы чрезвычайно полезны для переходной экономики России, в которой наблюдается последние 10 лет быстрое и неуклонное снижение инвестиций в реальном секторе.

Необходимо отметить, что государственные и полугосударственные банки развития должны быть органично интегрированы в рыночную среду, а не представлять для нее чужеродную структуру, т. е. их деятельность не должна выходить за рамки, в которых банки самостоятельно определяют объекты инвестиций на основе сравнения эффективности различных проектов и оценки их рисков. Без этого указанная деятельность не может быть рациональной и эффективной.

Региональные банки развития целесообразно объединять в группы. Возглавлять каждую из групп должен государственный головной банк, на который возлагаются задачи по: разработке кредитной политики и привлечению денежных средств; перераспределению в случае необходимости кредитных ресурсов между регионами; координации деятельности региональных банков по концентрации средств для финансирования крупных объектов; разработке банковских технологий и новых банковских продуктов, используемых в рамках группы; анализу эффективности деятельности местных банков; контролю за соблюдением ими специализации и т. д.

Отношения между головным и региональными банками, видимо, необходимо строить по типу отношений между материнской и дочерними компаниями. То есть головной банк должен быть главным акционером (пайщиком) региональных банков. Возможна также схема, в соответствии с которой и головной, и региональные банки являются "дочками" государственной холдинговой компании. В то же время нежелательной, видимо, является конструкция, в которой региональные структуры служат филиалами головного банка. В этом случае невозможно будет обеспечить участие в банке, в качестве акционеров, региональных властей и местного капитала, от которых в значительной степени будет зависеть эффективность работы банков, привлекающих местные денежные ресурсы. Кроме государственного и частного капитала, в качестве акционеров (пайщиков) банков целесообразно также привлечь ассоциации малых предприятий, профессиональные и другие организации, поддерживающие развитие малого бизнеса.

Создания банков развития малого бизнеса будет, видимо, недостаточно, чтобы наладить эффективное финансирование малых предприятий. В связи с высокими рисками, характерными для этой области кредитования, финансовая состоятельность государственных специализированных банков, очевидно, будет постоянно под угрозой, если только не сформировать одновременно особую систему гарантий возврата их кредитов. Как показывает мировой опыт развития банковского дела, элементами данной системы могут быть общества взаимных гарантий и государственные гарантийные фонды.

Как уже отмечалось, основной отличительной особенностью малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам она составляет 30-50 процентов реального оборота предприятий.

Решение данной проблемы в первую очередь зависит от государственной политики. Необходимо в первую очередь:

совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере малого предпринимательства (правовые основы, регулирующие их деятельность; налоговое законодательство; пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям);

совершенствовать деятельность органов исполнительной власти в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе с целью снижения административных барьеров в работе с предпринимателями и малыми предприятиями.

Таким образом, в нашей стране реально существует и работает система по кредитованию малых предприятий и предпринимателей, но, необходимо более тесное интегрирование интересов малого бизнеса и банков, нужно укрепление их отношений на двусторонней основе. Отношения между банком и малыми предприятиями требуют принципиального изменения традиционной идеологии. Из продавца одной (или нескольких) из многих услуг, потребляемых малым предприятием в процессе уставной деятельности, банк должен превратиться для него в главного, «стратегического» партнера. Для этого необходимо сформулировать четкие и формально закрепленные принципы и обязательства по всем «точкам пересечения хозяйственных интересов». При определении целей такого партнерства можно выделить следующие: для Предприятия - создание благоприятных условий функционирования на рынке за счет наличия постоянной финансовой и консультационной поддержки Банка; для Банка - создание условий, обеспечивающих постоянное увеличение спроса на свои услуги со стороны Предприятия в сочетании с минимизацией клиентских рисков за счет косвенного участия в управлении его деятельностью. При этом Малое предприятие должно сохранить полную юридическую и хозяйственную самостоятельность и добровольно передать банку лишь те управленческие функции, которые он способен реализовать более эффективно за счет наличия у него квалифицированных специалистов, информации, иных ресурсов, а Банк, в свою очередь, строит свои финансовые отношения с малым предприятием на условии рентабельного вложения средств или оказания услуг. К услугам, которые банк может осуществлять по отношению к клиенту можно отнести: весь комплекс услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, используя для этого наиболее эффективные из имеющихся в его распоряжении технологий; кредитование Предприятия путем предоставления ссуд на восполнение недостатка оборотных средств, в соответствии с ежемесячно согласуемыми графиками; инвестиционных ссуд для реализации согласованных с Банком программ капитального развития Предприятия. Банк также, содействует Предприятию в размещении временно свободных денежных средств и создании финансовых резервов путем открытия различных депозитных счетов, а также формирования портфеля ценных бумаг. Кроме того, Банк обеспечивает Предприятию комплексное консультационное обслуживание. Малое предприятие по отношению к банку должно выполнять следующие обязательства: Предприятие не должно открывать расчетный и иные счета в других кредитных организациях, равно как и обращаться к ним за любыми услугами, без согласия Банка; Предприятие должно обеспечивать Банк полной информационной прозрачность своей финансово-хозяйственной деятельности путем организации свободного доступа его специалистов к любым финансовым и коммерческим документам.

Банк должен осуществлять обслуживание Предприятия на платной и безвозмездной основе. Перечень бесплатных услуг согласовывается Сторонами ежегодно и фиксируется соответствующим протоколом. Ценообразование на платные услуги Банка, такие как, цены на расчетно-кассовые и кредитные услуги должны устанавливаться не выше их среднерыночного уровня на момент оказания, цены на консалтинговые и иные услуги, не обеспечивающие предприятию прямого экономического эффекта, устанавливаются по взаимному согласованию Сторонами.

Исходя из вышеизложенного, внедрение этих предложений требует от кредитной организации, при выявлении потенциальных клиентов, основное внимание уделять не специализации малого предприятия или размерам годового оборота, а личностным и деловым качествам его руководителя, формирование же клиентуры и ее последующее расширение, должно осуществляться в режиме индивидуальных переговоров руководителей банка и предприятия без привлечения аппарата ассоциированных объединений малых предприятий или государственных органов их поддержки. Такой симбиоз деятельности банка и малого предприятия позволит успешно функционировать в сложных экономических условиях в России.

Отправить другу

Тенденции в кредитовании МСП

Выводы и предложения

В последние годы в результате финансового кризиса ухудшилось состояние многих организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства - МСП, которые рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений развития российского общества. Обладая производственной гибкостью и самостоятельностью в принятии решений по выбору стратегии развития, МСП могут оперативно реагировать на происходящие изменения в обществе, лучше учитывать потребительские предпочтения населения, быстро перестраивать свою структуру, менять специализацию и создавать новые рабочие места, участвуя таким образом в процессе стабилизации общей экономической ситуации в стране.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед государственными органами, должно стать создание благоприятных экономических и правовых условий для развития МСП, что не требует значительных капитальных затрат, но позволяет приспособиться к местным условиям, шире использовать труд проживающего населения.

Тенденции в кредитовании МСП
Период 2013-2015 гг. был отмечен для МСП преимущественно негативными тенденциями. Хотя общее число предприятий малого и среднего бизнеса, юридических лиц увеличилось в 2012 и 2013 гг. на 12,2 %, составив 2,08 млн предприятий, этот прирост пришелся на сегмент микропредпринимательства. В 2014 г. данная тенденция не изменилась к лучшему. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось в 2013 г. по сравнению с 2011 г. почти на 15 %. В 2014 г. их количество увеличилось на 1,6 %, но это произошло за счет роста числа микропредприятий. Что же касается занятости на предприятиях МСБ в 2011-2013 гг., то она уменьшилась на 66 тыс. человек - 0,4 %.

Финансовые показатели предприятий МСБ также показали негативную динамику. Так, оборот в 2013 г. - 38,8 трлн руб., в реальном выражении сократился на 4,5 % по сравнению с уровнем 2011 г. Снижение капитальных инвестиций за этот же период составило 1,1 %. По данным исследования «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса - 2014», проведенного Аналитическим центром МСП Банка, предприниматели весьма негативно восприняли изменения в бизнес-климате, отмечая высокий уровень конкуренции - его назвали главной проблемой 37 % респондентов, увеличение налогового бремени - 29 % и недоступность финансирования - 11 %.

Пессимистические настроения предпринимателей отражает динамика сводного индекса финансового состояния МСП. Как показывают данные, на протяжении 2012-2013 гг. значения сводного индекса динамики финансового состояния МСП были относительно стабильными, хотя отмечалась некоторая тенденция в негативную сторону. В 2015 г. произошло резкое ухудшение ситуации - значение индекса уменьшилось с 0,12 до 0,10.

По данным отчета МСП Банка «Статистика кредитования малого и среднего бизнеса в России», по состоянию на 1 сентября 2015 г. на МСБ приходилось 12,4 % - годом ранее - 14,4 % общего объема кредитования бизнеса. Замедление темпов выдачи новых кредитов, сокращение размеров портфеля, увеличение доли просроченных обязательств - характерные черты кредитования МСП на сегодняшний день. Только в сентябре 2015 г. малому и среднему бизнесу было выдано на 17 % меньше кредитов, чем в сентябре 2014 г. В целом объем выданных кредитов МСБ в 1-м полугодии 2015 г. составил 2,5 трлн руб., сократившись на 36 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. По общему мнению, кредитование МСП является рискованным. Число невозвратных кредитов МСП значительно возросло, что повлияло на финансовые показатели банков.

Для сравнения: за тот же период портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 %, а портфель розничных кредитов физическим лицам - на 1 %. На конец III квартала 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. доля 30 крупнейших банков в портфеле МСП сократилась на 21 % и составила 54 %. Крупные банки сосредоточились на кредитовании крупного бизнеса из-за необходимости рефинансирования внешнего фондирования.

На динамику кредитования МСП повлияли высокие ставки, снижение потребительской активности и спроса на кредиты со стороны МСП, а также возросшая вероятность дефолта из-за ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране. Рост дефолтности кредитов МСП стал причиной сворачивания популярных у крупных банков в период бурного роста рынка так называемых «кредитных фабрик». На начало III квартала 2015 г. просроченная задолженность МСП выросла по сравнению с 2014 г. на 212 млрд руб., или 54,5 %, и достигла максимума с 2009 г. - 12,25 %.

Кризисные явления особенно сильно отразились на качестве обслуживании долга малыми и средними предпринимателями. Розничные предприятия занимают лидирующие позиции по просроченным кредитам на балансе банков в сравнении с 5,2 % просроченной задолженности в целом по банковскому сектору. Одной из причин, сдерживающих кредитование МСБ в России, может быть недостаток информации, необходимой банкам и микрофинансовым организациям для оценки кредитного риска МСП. Банки не могут адекватно оценивать кредитный риск заемщиков из числа малых и средних предприятий из-за отсутствия прозрачной отчетности и низкого уровня централизованного отслеживания кредитных историй организаций-заемщиков или обмена информации между финансовыми институтами по кредитным историям. Это вынуждает банки полагаться на собственный кредитный анализ и кредитную историю заемщика в банке.

Но и это в условиях несоответствия управленческой отчетности официальной отчетности, а также серые схемы приводят к увеличению рисковой составляющей в процентных ставках за кредит и росту требований к залогам. С учетом всего перечисленного, а также ухудшения экономической ситуации и увеличения рисков банки повысили требования к заемщикам. В первую очередь эти меры повлияли на МСБ. Согласно индексу «Финансовый перекресток МСП Банка» по итогам 1-го полугодия 2015 г. 65 % банков ужесточили условия «отбора» заемщиков.

Несмотря на ужесточение требований, предъявляемых к предприятиям МСБ при выдаче кредитов, до конца 2015 г. уровень просроченной задолженности в сегменте МСБ продолжит расти. При этом не все проблемные кредиты отражаются на балансе банка. В 2015 г. участилась практика продажи проблемной задолженности МСП коллекторам.

Особенность 2015 г. состояла в том, что почти 74 % кредитов, выданных в этом году, имеют срочность до одного года. Предприниматели в начале 2015 г. не брали долгосрочные кредиты по возросшим процентным ставкам, ожидая их снижения. Банки, не уверенные в будущем финансовом положении заемщиков в условиях снижения доходности их бизнеса и макроэкономической волатильности, сокращали свои программы долгосрочного финансирования МСП. В результате объем кредитов срочностью свыше 3 лет составил лишь 7 % от совокупного объема кредитов МСП, выданных в 1-м полугодие 2015 г., против 11 % прошлого года и 19 % в 2011 г. За счет более «коротких» кредитов банки ограничивают уровень риска в условиях спада экономики.

Банки практически всегда предъявляют к заемщикам высокие требования. Тщательно изучаются условия деятельности: время работы предприятия, стабильность получения выручки и чистой прибыли. Причинами отказов в кредите являются недостаточно устойчивое состояние предприятия как заемщика, уровень ликвидности залога, высокая финансовая нагрузка на заемщика, цель кредита, не соответствующая необходимым параметрам, а также отсутствие кредитной истории.

При предоставлении кредитов банкам приходится учитывать, что не все операции и не всю выручку малые предприятия проводят по расчетному счету. Но качество оборотов, диверсифицированность бизнеса, количество поступлений по счетам предоставляют собой для банков очень важную информацию, которая для них при нынешнем положении дел становится недоступной, поскольку не отражается в налоговой отчетности и соответственно является неподтвержденной.

Банки могут работать с управленческой отчетностью, но в соответствии с требованиями Банка России в отношении оценки кредитов при формировании резервов оценка рисков должна осуществляться на основе официальной отчетности, которая может зачастую не отражать реального состояния дел. Дополнительное подтверждение имеющейся информации по заемщикам приводит к удорожанию кредитного процесса, и кредит становится дороже, чем в розничном или корпоративном сегментах. Эти издержки особенно ощутимы для предприятий и организаций при небольших занимаемых суммах - не выше 10 млн руб. Но это именно тот объем средств, на который претендует большинство заемщиков из числа МСБ.

К тому же низкая финансовая грамотность заемщиков, их неспособность формулировать стратегию своего развития или оценивать риски собственного бизнеса ставят банки в затруднительное положение, когда им приходится оценивать перспективы отрасли, положение заемщика на рынке, конкурентные преимущества, качество управления и финансовую стратегию. В результате ставки по кредитам определяются исходя из возможных рисков, стоимости фондирования и маржи банка. Причем основным фактором повышенных ставок на российском рынке является стоимость фондирования, превышавшая в 2015 г. 10 % даже у самых крупных банков.

Одновременно снижается спрос на долгосрочные кредиты вследствие действия макроэкономических факторов. В этих условиях компании не могут иметь «длинный» горизонт планирования. Они не готовы к финансовой зависимости от банков на длительный срок. Поэтому спрос на долгосрочное финансирование со стороны заемщиков снижается.

В 2015 г. в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» на базе Агентства кредитных гарантий была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства - Корпорация МСП.

Корпорация МСП должна оказывать поддержку малым и средним предприятиям, предоставляя им гарантийные продукты, которые должны обеспечить исполнение ими кредитных обязательств по договорам банковского кредитования - прямые и синдицированные гарантии и исполнение региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств - контргарантии.

Гарантии предоставляются в рамках соглашений, заключенных Корпорацией МСП с банками и региональными гарантийными организациями. Предоставление гарантий повышает доступность банковского кредитования для предприятий МСБ, когда нет соответствующего залогового обеспечения, а также поручительств региональных гарантийных организаций.

До создания Корпорации МСП поддержкой предприятий МСБ занималось Минэкономразвития России. Так, в соответствии с программой поддержки МСП в 2015 г. было выделено около 18,5 млрд руб., на 2016 г. - 12,8 млрд руб. Однако заметных успехов достигнуто не было. За последние десять лет в России не был зарегистрирован существенный рост доли МСБ в ВВП. Увеличить долю малого бизнеса в ВВП планируется за счет увеличения доли обязательных закупок госкомпаний у малого бизнеса.

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 352 устанавливает госкомпаниям 18-процентную квоту закупок у субъектов МСБ, в том числе 10 % должно приходиться на прямые закупки. С января 2016 г. эта норма будет дейст- вовать в отношении 3,5 тыс. компаний с выручкой 1 млрд руб. - в 2015 г. - 10 млрд руб. Объем утвержденной для предпринимателей квоты в Корпорации МСП составляет 32 млрд долл. США, что позволит накопить средства для дальнейшего развития малого предпринимательства. Утвержден список из 35 компаний, которые обязаны закупать десятую часть товаров, работ и услуг у предприятий малого бизнеса.

Корпорация МСП планирует запустить так называемые маркетинговые навигаторы, представляющие собой интерактивные карты с необходимой для малого бизнеса информацией о спросе на тот или иной вид производимой продукции, товары или услуги, о доступных рыночных нишах и емкости рынка в них, о возможных поставщиках, о предлагаемой в аренду или к продаже недвижимости, а также о том, где получить кредит и гарантию.

Выводы и предложения
Расширение кредитования и повышение доступности кредитов для МСП не решат проблемы малого и среднего бизнеса. В настоящее время доля МСБ в ВВП составляет 20-21 %, а в развитых странах - до 50 %. В 2013-2014 гг. совокупный объем средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса превысил 135 млрд руб. Однако ситуация не улучшилась. Доля долгосрочных кредитов по-прежнему остается небольшой и составляет около 10-12 % от общего объема кредитов, выданных в 2015 г. Основной объем кредитования идет на оборотные цели и закрытие кассовых «разрывов». Просроченная задолженность МСП достигла к концу 2015 г. 12-15 % и продолжает расти.

Политика, направленная на поддержку МСП, должна быть частью общеэкономической стратегии развития страны.

МСП необходимо оказывать правовую поддержку, включая ускорение процедур регистрации предприятий и организаций, поддержку со стороны силовых структур, сокращение количества проверок бизнеса.

Целесообразно установить и в дальнейшем развивать систему квотирования участия малого бизнеса в закупках естественных монополий и государственных корпораций. В настоящее время этот рынок с точки зрения доступа к нему МСБ оценивается в 32 млрд долл. США. Однако малый и средний бизнес не всегда может удовлетворить требования высокотехнологичных компаний в плане качества и скорости выполнения работ и производимой продукции, а также по ценовым параметрам.

Позитивное влияние на рынок кредитования МСП могут оказать меры, направленные на поддержку МСБ, с привлечением поручительства гарантийных организаций под умеренные процентные ставки. Данные программы будут стимулировать деятельность МСП и обеспечивать устойчивость кредитных портфелей банков.

В настоящее время на рынке есть два основных инструмента: субсидирование ставок и механизм кредитных гарантий, осуществляемый Корпорацией МСП и региональными фондами, в частности Фондом Москвы. Если раньше гарантировались только инвестиционные кредиты, то в настоящее время начинают предоставляться гарантии и под оборотные средства.

Одной из насущных задач Корпорации МСП должно стать создание сети лизинговых и инжиниринговых центров коллективного пользования для предпринимателей.

Назрела необходимость внесения в законодательство мер по оказанию имущественной поддержки предпринимательству в части приобретения и получения в аренду земельных участков, зданий и сооружений.

Для стимулирования интереса банков к финансированию МСП целесообразно снизить стоимость фондирования и нагрузки на капитал. Рынком будут востребованы механизм рефинансирования кредитов Банка России и секьюритизация портфелей кредитов МСП. В частности, Банк России может уменьшить стоимость кредитов для МСП за счет использования такого механизм рефинансирования банков, когда средства можно получить под залог кредитов МСП, выданных под гарантии Корпорации МСП. С 1 января 2016 г. в России предусматривается снижение коэффициента риска до 75 % в отношении кредитных требований к субъектам малого предпринимательства.

Применение подобного инструмента в российской практике, а также дополнительное снижение нагрузки на капитал при использовании гарантий институтов развития позволит повысить заинтересованность банков к финансированию малых и средних предприятий и обеспечить устойчивое восстановление рынка.

На фоне проблем, связанных с кредитованием МСП, особый интерес представляют новые технологии. Необходимо использовать онлайн-платформы Р2Р-кредитования - системы, в которых кредиторами выступают физические лица с помощью онлайн-платформ без участия банков.

КАПРАНОВА ЛЮДМИЛА ДМИТРИЕВНА, - канд. экон. наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета

Большинство из них закрываются на следующий год, меньшая часть успевает проработать несколько лет. И лишь незначительная доля всех организаций успешно функционирует на рынке. В последнее время у людей пропало желание открывать собственное дело. Это связано с проблемами малого бизнеса, которые существуют в нашей стране на данный момент. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

Какие неприятности преследуют малое предпринимательство?

Российская Федерация идёт по своему собственному пути в развитии бизнеса. Эта дорога довольно специфична, и многие предприятия страдают по этой причине. Поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с менталитетом граждан, нестабильной экономикой, а также недостатком информации о ведении корпоративной культуры.

Человек, который решил начать собственное дело, должен понимать, что его успех зависит не только от стараний начинающего предпринимателя. Сильное влияние оказывают различные внешние и внутренние факторы. Все появляющиеся сложности условно можно разделить на несколько групп:

  • финансовые;
  • для малого бизнеса;
  • организационные трудности;
  • материально-техническое обеспечение.

Чтобы бизнес нормально и продуктивно функционировал, необходимо взаимодействие покупателя, предпринимателя и государства. Лишь в таком случае дело придёт к успеху.

Внутренние трудности

К таким проблемам малого бизнеса относятся нехватка денег, неумелое планирование и руководство. Конечно, многие сталкивались с нехваткой стартового капитала. Если есть на руках нужная сумма, это ещё не гарантия успеха. Ведь нужна свежая хорошая идея, грамотный бизнес-план, постоянное усовершенствование своего дела.

К одной из основных проблем развития малого бизнеса относится отсутствие знаний о правильном планировании деятельности. Этот пункт нельзя недооценивать, так как бездумная трата средств может привести к банкротству. Если же план есть, нужно его менять под реальные возникающие условия.

Администрация организации должна состоять из высококвалифицированных профессионалов. Зачастую руководитель забывает о своих прямых обязанностях и превращается в обычного менеджера. Такая ситуация не совсем благоприятно скажется на результате деятельности предприятия.

Спорные моменты в законодательстве

Справедливости ради стоит отметить, что первый нормативно-правовой акт по малому предпринимательству был принят в 1995 году. Уже тогда было ясно, что в этом законе есть большое количество недостатков. На сегодняшний день действует другой акт, принятый в 2007 году. В него до сих пор постоянно вносятся изменения.

Открытие малого бизнеса в России сопряжено с некоторыми проблемами. Многих пугают бесконечные отчёты, которые каждый предприниматель должен составлять за определённый период. Также существует система штрафов за вовремя не представленные отчёты, и выплаты довольно приличные. Даже несмотря на то, что государство регулярно формирует программы по поддержке малого предпринимательства и упрощённую систему налогов, выплаты всё равно остаются довольно большими. Поэтому люди не хотят с этим связываться, так как отдать можно больше денежных средств, чем заработать.

Регулирование и доступ к госзаказам

Проблемы малого бизнеса в России обусловлены также и жёстким регулированием деятельности предпринимателей со стороны государства. На практике это называется административными барьерами. К ним относятся бесконечные постоянные проверки, сложная процедура регистрации и ликвидации, сбор огромного количества справок.

Как показывает зарубежная практика, чем меньше различных препятствий для малого предпринимательства, тем лучше оно функционирует. Избавление от таких барьеров принесёт много пользы.

Не секрет, что государство всячески старается поддерживать малый бизнес. Однако чтобы получить помощь, нужно сильно постараться. Если выставляется какой-либо госзаказ, появляется множество желающих. И нередко в конце концов он отдаётся непонятной подозрительной фирме. Это классический случай коррупционной схемы, и это очень сложно изменить. Данное препятствие является серьёзной проблемой малого бизнеса.

Финансирование и санкции малого предпринимательства

Говоря о проблемах, нельзя обойти стороной тему кредитов для малого бизнеса. Реальность такова, что далеко не все банки готовы дать начинающему предпринимателю денежные средства в качестве займа. Согласно статистике, лишь третья часть молодых бизнесменов могут получить кредит, остальным отказывают. Это связано с тем со страхом банка, что предприниматели не будут возвращать долги.

Если человек собирается основать собственное дело и открыть производство, то его шансы на получение займа минимальны. Банки намного охотнее предоставляют кредиты тем лицам, которые уже их брали и вовремя погашали. Это называется хорошей кредитной историей. Также банки часто идут на уступки, снижая процентные ставки и ежемесячный платёж.

Кроме этого, стоит отметить влияние санкций на малый бизнес. Рост курса доллара и евро оказал негативное воздействие на предпринимательство такого вида. До введения санкций наблюдалось большое количество проблем малого бизнеса в России, а с ними их стало ещё больше.

Субсидии на открытие бизнеса

Важно отметить, что государство старается всеми силами поддерживать начинающих предпринимателей, поэтому была введена такая субсидия. В рамках этой программы бизнесмену могут выдать до 500000 рублей. Однако чтобы получить эту сумму, нужно соответствовать ряду требований. Например, необходимо функционирование предприятия в течение как минимум двух лет. В организации должно быть более 250 работников, а также должна отсутствовать задолженность по различного рода обязательствам.

Денежные средства, полученные в рамках субсидий малого бизнеса, можно потратить на необходимое оборудование, программное обеспечение и т. д. Стоит отметить, что субсидия выдаётся только в столице нашей страны. Деньги можно потратить на аренду офиса в Москве, а также на покупку сырья. Необходимо соблюдать следующее условие: общая сумма покупки не должна превышать 20% размера субсидии.

Другие субсидии

Помимо помощи, рассмотренной выше, государство предлагает и другие субсидии. Например, большой популярностью пользуется возмещение процентов по кредиту. Как и в первом случае, для этого нужно выполнить ряд условий. Малый бизнес должен быть официально оформлен, предприниматель - платить вовремя налоги, а также иметь на руках кредитный договор, заключённый не более двух лет назад.

Кроме этого нужно, чтобы организация не относилась к сфере торговли, а деньги с займа не шли на оборотные средства компании. Также существуют ещё несколько субсидий малому бизнесу, например, возмещение затрат на лизинговые платежи. Такой вид помощи довольно популярен, так как можно получить до 5 миллионов рублей, однако необходимо иметь договор финансовой аренды. Также спустя несколько месяцев предприниматель должен предоставить отчёт о потраченных средствах.

Перспективы развития малого бизнеса

Говоря о будущем малого предпринимательства в России, стоит отметить, что государство понимает, какое значение бизнес имеет для уровня жизни страны. Если не развивать эту отрасль, может полностью исчезнуть средний класс, появится дискриминация общества. Ежегодно выходят новые программы по поддержке предпринимательства, государство идёт по верному пути.

Главное - обеспечить реализацию всех прав и свобод начинающего бизнесмена. По прогнозам экспертов, в ближайшее время хорошие перспективы видятся у тех, кто продаёт товары первой необходимости, то есть это магазины продуктов питания, одежды и обуви. Кроме того, никогда не останутся без работы станции технического обслуживания, автомойки и т. д.

Несмотря на все проблемы малого бизнеса, государство идёт навстречу, пытаясь разобраться в трудностях и предложить своё решение.

Как уверяют банкиры, они открыты для сотрудничества с малым бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке.

За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей МБ не является владельцем ликвидного имущества.

Третий немаловажный фактор - недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне - небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16% (10% предлагает Банк Москвы, но это пока лишь приятное исключение из общего правила), но и это большая редкость. Как правило, "малые" предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие - до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные - как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.

Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.

Объем "черного" рынка кредитов оценивается в 6-8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.

По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично - он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

МБ в принципе не сопротивляется своей легализации. Более того, количество небольших компаний, в обороте которых "белая" составляющая значительно превышает 50%, растет с каждым годом. Однако МБ нужны встречные шаги со стороны банков и государства. По словам начальника управления кредитования СДМ-Банка Сергея Козлова, "основное требование малых предприятий к банковскому кредитованию - доступность ресурсов, то есть прозрачные условия предоставления кредита, разумные требования к документам, оперативность при рассмотрении кредитной заявки и оформлении договоров".

Проблемы кредитования МБ.

1) С точки зрения банков:

Непрозрачность малого бизнеса;

Недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей;

Отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов;

Отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса;

Высокие риски невозврата кредитов.

2) С точки зрения предпринимателей:

Высокая стоимость кредитов;

Слишком жесткие условия получения кредитов;

Большие сроки рассмотрения заявок;

Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса;

Невозможность получить кредит на создание бизнеса "с нуля".

На начало 2011 года аналитика кредитования малого бизнеса показала довольно неоднозначные результаты. Как выяснилось, будущее кредитования малого бизнеса напрямую связано с мировым экономическим и финансовым кризисом, который отразился и на кредиторах, и на заемщиках. На начало прошлого года в перспективах развития кредитования малого бизнеса виделось участие иностранных банков, которые активно проявляли интерес к ситуации с отечественной ипотекой. Использование зарубежного опыта кредитования малого бизнеса, безусловно, способствует нормализации экономической ситуации в стране, ведь западная экономика приоритетным направлением считает именно малые предприятия. Поэтому можно сделать вывод, что будущее кредитование малого бизнеса напрямую связано с привлечением инвестиционных компаний из-за границы.

Стоит отметить, что зарубежный опыт кредитования малого бизнеса позволяет иностранным инвесторам устанавливать процентные ставки на кредиты значительно меньше, чем ставки отечественных банков.

Главные перспективы кредитования малого бизнеса лежат в проведении государственной политики, способствующей и стимулирующей развитие частного предпринимательства. А вот зарубежный опыт кредитования малого бизнеса показывает, что по всему миру в данной сфере занято более 50% населения, которые являются налогоплательщиками и составляют огромную долю в государственном бюджете. Все крупные фирмы и корпорации в странах Европы, в Японии и США опираются в своей деятельности на работу малых предприятий, а потому и будущее кредитования малого бизнеса определяет их собственное будущее, а также его стабильность.

Создание выгодных условий для отечественного малого бизнеса - дело не одного года. Как показывает заграничный опыт, перспективы кредитования малого бизнеса видятся в наработке правовой базы, которая способна защитить частных предпринимателей и гарантировать, что бизнесу не будут препятствовать слишком высокие налоги и т.д.

Необходимый кредит под малый бизнес на довольно продолжительный срок в США выдают уже более 50 лет. Это гарантирует специальная программа поддержки. В данном случае перспективы кредитования малого бизнеса еще полвека назад были увидены в государственном регулировании этого вопроса: была создана специальная Администрация по малому бизнесу, имеющая свои представительства в каждом городе. Такая система позволяет без проблем получать кредиты для индивидуальных предпринимателей, вкладывая полученные деньги в производственный процесс.

А в настоящее время и в России перспективы развития кредитования малого бизнеса направлены на внедрение эффективных зарубежных методик и создание гибкого ипотечного рынка, что в свою очередь, даст новые возможности в области кредитования.

Заметной тенденцией в последнее время стало появление интереса к малому бизнесу со стороны дочерних иностранных банков. Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке кредитования малого бизнеса они выглядят слабее более гибких российских банков. Тем не менее, через некоторое время и зарубежные банки смогут составить достойную конкуренцию отечественным. Помочь им в этом могут заниженные процентные ставки. Опыт развитых стран свидетельствует, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры для малого бизнеса необходимым условием является активная государственная политика. По данным ООН, в мире в сфере малого бизнеса занято свыше 50 % населения. В США, Японии, Германии и других странах с развитой рыночное экономикой малые и средние предприятия образуют устойчивую, как бы двойную структуру «малое плюс большое». Японские фирмы - супергиганты опираются на тысячи семейных предприятий и микрофирм с высоким уровнем пооперационной специализации, ответственности и компьютерного обеспечения. Отношения малых предприятий с государством и крупным бизнесом регламентированы отработанной десятилетиями правовой базой. Для предпринимателя интересен зарубежный опыт кредитования малого бизнеса. Наиболее показательным представляется американский опыт. Существующая система поддержки развития малого и среднего бизнеса в США функционирует более 50 лет. Основным координирующим государственным органом является Администрация по малому бизнесу (SBA). SBA имеет свои представительства в каждом регионе и городе, обеспечивает проведение государственной политики по поддержки МСБ через различные программы (финансовой поддержки, обучения, доступ к ресурсам и государственным контрактам, содействие экспорту и т. д.) совместно как с государственными учреждениями, так и с рыночными структурами. SBA проводит различные кредитные программы через коммерческие банки и другие кредитные учреждения, выдает гарантии от 75 до 80 % по получаемым кредитам субъектов МСБ в кредитных учреждениях под условия SBA. Имеется также кредитная программа LowDoc: при оформлении требуются минимальные документы, возможен заем до 150 тыс. долл., заявитель заполняет форму заявки (всего один лист) с одной стороны и кредитующий банк с обратной стороны и направляют в SBA, где в течение 36 часов (3 рабочих дней) принимают решение (в 95 % положительное). Кроме названных, существует еще много других различных специальных программ. Например, международные торговые кредиты (ITL), содействующие экспорту товаров малых предприятий на сумму до 750 тыс. долл.; кредитные программы переквалификации для ветеранов армии, женщин, сельских бизнесменов; кредитные программы по сбережению энергоресурсов, по экологии, программа DELTA - защита независимости малых фирм путем финансового и технического содействия, диверсификации их продукции на рынке, программа сертификации продукции, создания новых рабочих мест и т. д. Таким образом, американский опыт показывает, что ключевым моментом в формировании механизма кредитования малого и среднего бизнеса является создание государством условий, при которых для малых фирм широкодоступны финансовые ресурсы из самых различных источников. Германская система предполагает, прежде всего, не только и не столько прямое финансирование малого бизнеса, осуществляемое посредством кредитов и субсидий, сколько стимулирование микрофинансирования путем предоставления средств финансовым институтам, работающим с малым бизнесом. Предоставление кредитов в рамках государственных программ осуществляется по единым и ясным для всех правилам в соответствии с обычными принципами банковского кредитования, т. е. кредиты выдаются только кредитоспособным клиентам, без какого-либо предпочтения отдельным заявителям. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, которые занимаются выдачей кредитов и дальнейшей работой с клиентами. Коммерческие банки заключают с государственным банком KfW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым берут на себя обязательство по возврату предоставленных им средств. Государственный банк переводит деньги коммерческим банкам, а те, в свою очередь, предоставляют кредиты малым и средним предприятиям. Коммерческий банк заключает с предпринимателем кредитный договор, в котором указывается цель получения кредита, оговоренная в договоре о рефинансировании с государственным банком. Выплаты предпринимателем по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя ответственность от 50 до 100 % за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу. В настоящее время разработан совместный российско-германского проект «Гармонизация российского законодательства о кредитовании малого бизнеса». Целью исследования, проведенного экспертами Комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам совместно с германскими специалистами из консалтинговой компании OST-EURO, действующими под эгидой немецкой банковской группы KfW, является обоснование необходимости изменения российского банковского законодательства, законодательства о кредитной кооперации, о поддержке малого предпринимательства и об организации местного самоуправления. Такая потребность возникает из объективных экономических предпосылок - в частности, из необходимости создания целостной системы кредитования малого бизнеса. Предложенный экспертами комплексный подход состоит в том, чтобы объединить все действующие финансовые организации в единую финансовую систему, в которой первая группа сформирована микрофинансовыми организациями; вторая представлена НКО различных видов, а третья образована собственно банками. Основанием для группировки таких институтов является сходство режимов регулирования и надзора со стороны уполномоченного органа (Банка России): фактическое отсутствие надзора в отношении первой группы, жесткое регулирование, надзор и максимально полная отчетность для третьей группы и некоторое «промежуточное» положение - для второй. Поддержка малого предпринимательства со стороны государства может осуществляться как путем правовых рамочных условий, обеспечивающих малому предпринимательству более комфортное функционирование, так и путем реализации комплекса практических мер, непосредственно направленных на решение данной задачи. По мнению экспертов, во взаимоотношениях банков и малого бизнеса наступает поворот. Банки готовы идти навстречу заемщикам. Например, кредитные инспекторы не только выдвигают требования по оформлению залога, но и дают рекомендации, как это грамотно сделать. Постепенно меняется и сам малый бизнес, повышается его прозрачность, что дает основание предполагать улучшения ситуации с банковским кредитованием малого бизнеса в России.

РИСКИ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Потенциальная потребность малого бизнеса в кредитах оценивается в $7 млрд. - весьма перспективное поле деятельности для банков, прежде всего малых и средних. И в последнее время они все активнее осваивают эту нишу. По данным ассоциации "Россия", в регионах именно малые и средние банки кредитуют малый бизнес, удовлетворяя до 85% заявок на кредиты. Среди проблем, сдерживающих развитие этого направления, следует прежде всего выделить две - слабость ресурсной базы и неотработанность методики оценки рисков кредитования малого бизнеса.

Первую из них, вероятно, не решить без целенаправленной поддержки государства - как на федеральном, так и на региональном уровнях. Об имеющемся здесь потенциале можно судить по таким, например, фактам. Федеральный фонд поддержки малого бизнеса в прошлом году распределил среди предприятий лишь 20 млн. рублей. В то же время общая сумма кредитов, выданных из фонда, учрежденного ЕБРР, в начале текущего года превысила 1 млрд. рублей. Проявляют активность и другие иностранные инвесторы, что неудивительно - процентные ставки в России в разы выше, чем на Западе, и вполне компенсируют повышенный риск работы с российскими заемщиками.

Повышенную процентную ставку вполне можно доводить до среднерыночной (и даже ниже) за счет погашения части процентов из фондов поддержки малого бизнеса.

Сегодня ЦБ не только выделил практику кредитования малого бизнеса в число приоритетных направлений денежно-кредитной политики, но и подготовил для банков конкретные рекомендации - ведь до сих пор многие коммерческие банки разрабатывали методики работы с "малыми" заемщиками на свой страх и риск. Впрочем, анализ таких методик показывает, что в них много общего, хотя есть и различия.

Оценку финансового состояния клиента банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента; история его развития; форма и структура собственности; уровень организации управления; зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; перечень основных конкурентов; дебиторская и кредиторская задолженности; уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и др.

В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом:

  • -не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;
  • -определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;
  • -учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;
  • -учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;
  • -оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.

Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его "досье" часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.

В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. Если одновременно с этим "хороший" заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет "привязано" к своему банку.

Уже сегодня кредитные отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные ситуации - все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.

Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

Интересен в этом отношении опыт бельгийских банков, кредитующих малый бизнес. Там участие специалистов не ограничивается определением потребности заемщика в финансовых ресурсах, они консультируют предприятие на всех этапах использования ссуды. Более того, если у должника возникают финансовые проблемы, банк дает ему рекомендации по выходу из кризиса. И это вовсе не "благотворительность" - помогая заемщику, банк не только гарантирует возврат средств, но и сохраняет клиента.

Что касается нашей страны, то методология работы банковского сектора с малым бизнесом пока лишь формируется. Так, подготовлен проект инструкции Банка России "О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по кредитным требованиям", цель которой -помочь коммерческим банкам снизить кредитные риски, базируясь на более точной оценке финансового состояния потенциальных заемщиков.

В качестве основных критериев при определении финансового состояния заемщика определены показатели финансового результата, ликвидности, деловой активности, сведения о движении денежных потоков, характерные условия производственной деятельности (отраслевой признак, сезонный фактор) и другие. Рекомендовано также создание четырех видов резервов:

  • - на возможные потери по кредитным требованиям;
  • - специальный;
  • - по портфелю однородных кредитных требований;
  • - общий - на возможные потери.

Вид резерва определяется исходя из оценки кредитного риска, а его величина основывается на финансовом состоянии заемщика и качестве обслуживания долга.

Характерно, что при оценке риска по кредитным требованиям не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом, многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет много проще. Однако "начинающих" (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит.

Нельзя забывать и о том, что в сфере малого бизнеса как нигде требуется дифференцированный подход к оценке кредитоспособности. Если торговой фирме кредит нужен, как правило, для пополнения оборотных средств, то производственной или строительной - на развитие или реализацию достаточно долгосрочного проекта. Есть и многопрофильные малые предприятия.

Учитывая эти особенности, инструкция предусматривает создание специального резерва по портфелю однородных требований (незначительных по объему), размер которого банк вправе определять самостоятельно - на основе мотивированного суждения о достаточности резерва для покрытия потерь.