Транспортное машиностроение. География транспортного машиностроения мира

Введение

Общие принципы, влияющие на размещение транспортного машиностроения

Особенности размещения подотраслей

Влияние факторов размещения на географию транспортного машиностроения

Современная география транспортного машиностроения

Основные тенденции изменений в географии автомобилестроения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Целью курсовой работы является изучение актуальных проблем формирования и эффективного развития отраслевого рынка транспортного машиностроения и каждой из его подотрасли (автомобилестроения, вагоностроения и локомотивостроения, которые можно объединить в общую группу железнодорожной техники, судостроения, авиационной и ракетно-космической промышленностей).

В первой (теоретической) части будут перечислены основные факторы размещения производственных сил транспортного машиностроения и выделены особенности размещения для каждой подотрасли.

В начале второй части будет дана характеристика географии мирового транспортного машиностроения. В дальнейшем работа будет посвящена рассмотрению тенденций и закономерностей размещения производственных сил на примере автомобилестроения – одной из ключевых, системообразующих отраслей мировой экономики, определяющих ее состояние и перспективы дальнейшего развития.

Актуальность темы подтверждается активными изменениями происходящими в географии транспортного машиностроения во многих странах мира, включая Россию. Помимо того, исследование позволяет увязать разносторонние знания по смежным дисциплинам и сформировать целостное представление о проблемах организации и регулирования.

Факторы размещения подотраслей

Общие принципы, влияющие на размещение транспортного машиностроения

Факторы размещения производительных сил – это условия, оказывающие решающее воздействие на РПС, создающие или исключающие возможность размещения тех или иных экономических объектов на определенной территории.

В связи с многочисленностью производств и многообразным характером производственного процесса, с одной стороны, и универсальным значением транспортного машиностроения – с другой, его размещение определяется сложным переплетением различных факторов. Среди них решающую роль играют социально-экономические:

I. Уровень развития науки . В эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Производство наиболее прогрессивной техники концентрируется в районах с развитой научной базой – крупными НИИ, конструкторскими бюро и т.д.

II. Фактор наличия трудовых ресурсов. Выпуск машиностроительной продукции транспортного машиностроения требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. Во-первых, на РПС влияет наличие дешевой рабочей силы. Во-вторых, – уровень квалификации трудовых ресурсов. Производство тяготеет к районам или крупным промышленным центрам, обладающим квалифицированными рабочими и научно-техническими кадрами.

III. Специализация и кооперирование . Специализация и кооперирование двойственно воздействуют на организацию промышленного производства. С одной стороны, они усиливают пространственную централизацию производства, с другой – увеличивают эффективность малых и средних предприятий, что стимулирует свободу их размещения. Данные особенности связаны с наличием трех видов специализации: предметной, подетальной, технологической. Увеличение роли небольших предприятий отражает общую тенденцию к развитию специализации в машиностроении, характерную для рыночных условий. Размеры кооперированных поставок и их географическая широта имеют тенденцию к увеличению.

IV. Сырьевой фактор . Основным сырье для предприятий транспортного машиностроения являются металлы. Предприятия транспортного машиностроения часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Транспортное машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

V. Транспортный фактор . Он воздействует как на осуществление кооперационных поставок, так и на обеспечение потребителей готовой продукцией. Поскольку перевозка машин или их деталей обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные предприятия размещаются на транспортных магистралях. При этом надо учитывать, что затраты на транспортировку готовой продукции, как правило, превышают затраты на транспортировку металла для ее производства.

VI. Потребительский фактор . Этот фактор определяется масштабом, структурой и географией потребления продукции.

Государственная политика . Помимо чисто экономических факторов на размещение транспортного машиностроения огромное влияние оказывают социально-политические факторы. Так, например, на разных этапах развития СССР реализовывались, в частности, следующие основные принципы государственной политики РПС:

· выравнивание социально-экономического развития регионов;

· формирование территориально-производственных комплексов;

· размещение производства с учетом обороноспособности страны;

· сдвиг народного хозяйства на восток; освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий;

· ограничение роста крупных и крупнейших городов;

· активизация развития малых и средних городов;

· принцип налогового регулирования РПС (при создании свободных экономических и оффшорных зон, наукоградов).

Основные принципы государственной политики в сфере размещения производства разрабатываются и реализуются каждым государством на определенном этапе развития с целью решения конкретных задач и проблем размещения производительных сил. С изменением социально-экономической и политической ситуации в обществе принципы могут существенной трансформироваться или прекращать действие.

Тенденции глобализации автомобилестроения и консолидации производителей . В последние несколько десятилетий этот фактор становиться особенно важным для мировой географии производства. Более подробно мы рассмотрим его влияние на РПС ниже.

Особенности размещения подотраслей

Транспортное машиностроение отличается крайней неоднородностью, каждая подотрасль обладает исключительным набором особенностей. Исходя из этого, факторы РПС для каждой подотрасли необходимо рассматривать отдельно.

На географию автомобилестроения влияют следующие факторы:

· уровень квалификации трудовых ресурсов (оно ориентировано на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства);

· транспортный фактор (для нормального функционирования и снижения издержек автомобилестроению необходима развитая сеть путей сообщения),

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И РАЗМЕЩЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

3.1.Тяжелое машиностроение имеет низкую трудоемкость, высокую материалоемкость, ориентировано на сырье и потребителя и выпускает крупногабаритную продукцию небольшими партиями. Включает производство:

· горношахтного оборудования (сосредоточено в Донецке, Харькове, Горловке, Луганске, Ясиноватой и др.);

· металлургического оборудования (в Краматорске, Мариуполе, Днепропетровске и др);

· оборудования для нефте- и газодобычи (в Черновцах, Дрогобыче, Харькове, Конотопе);

· энергетического оборудования (в Харькове).

3.2.Станкостроение базовая отрасль машиностроения, определяющая уровень НТП в стране. Поэтому до 75% мирового станкостроения сосредоточено в наиболее развитых странах мира (Японии, Германии, США, Швейцарии, Франции и Италии).

Основными центрами станкостроения остаются: Краматорск, Харьков, Днепропетровск (тяжелые станки), а также Киев, Житомир, Львов (станки-автоматы), Харьков (агрегатные станки).

В Украине производство станков за годы независимости резко сократилось (табл. 9.1).

Таблица 9.1.

Производство некоторых видов станков в Украине, тыс. шт.

3.3.Точное машиностроение – специализируется на выпуске электро- и радиоизмерительных приборов, оптических устройств, бытовой электроники, ВТ, АСУ и т.д. Эта отрасль отличается минимальной металлоемкостью и ориентирована на наличие научно-исследовательской базы и высококвалифицированных кадров. Центрами точного машиностроения в Украине являются: Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Львов, Тернополь, Одесса, Донецк, Черкассы, Симферополь.

В настоящее время многие предприятия занимаются сборкой изделий из деталей, поступающих из других стран (табл. 9.2).

Таблица 9.2.

Производство бытовой электроники в Украине, тыс. шт.

3.4.1. Автомобилестроение (легковое, грузовое и автобусостроение) является отраслью, определяющей уровень экономического развития страны, одним из основных потребителей достижений НТП, побудителем развития науки и техники и роста квалификации рабочих кадров. И хотя Украина имеет хорошие предпосылки для развития автомобилестроения (в стране налажено производство металла, развито производство шин и пластмасс, имеется достаточное количество квалифицированных кадров и наблюдается постоянный рост спроса на готовую продукцию), эта отрасль пока не является ключевой отраслью экономики (до 2-4% ВВП).



В настоящее время в Украине функционируют около 100 предприятий, выпускающих легковые и грузовые автомобили, спецавтотехнику, автомобили повышенной проходимости, автобусы, мотоциклы, комплектующие и запчасти. Также отечественные предприятия занимаются т. н. "отверточной" сборкой авто известных зарубежных марок (табл. 9.3).

Таблица 9.3.

Основные производители автомобилей и автобусов в Украине,

их ассортимент и объемы производства в 2003 г.

Предприятие Продукция Персонал Объем впуска автомобилей
происхождением из Украины, шт. уд. вес, % "отверточная" сборка, шт. уд. вес, %
Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) Легковые (ГАЗ, ВАЗ, УАЗ)
"Еврокар" Легковые Skoda, Volkswagen
Луцкий автозавод (ЛуАЗ) Легковые (ВАЗ, УАЗ, ЛуАЗ)
"Черкасский автобус" Автобусы "Богдан"
Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) Легковые ("Таврия", "Славута", "Сенс", "Ланос", "Опель-Астра", ВАЗ
Львовский автобусный завод (ЛАЗ) Автобусы ЛАЗ
"АвтоКрАЗ" Грузовые автомобили КрАЗ

Более 40% авторынка Украины принадлежит корпорации "УкрАвто" (основной производитель легковых автомобилей – Запорожский автозавод ("Авто-ЗАЗ") и его дочерние предприятия, выпускающие автомобили ЗАЗ, ВАЗ, Чери, Деу, Шевроле, Опель и Мерседес-бенц).

Следом идет корпорация "Богдан" – в нее входят Луцкий ("ЛуАЗ"), "Черкасский автобус" и "Богдан Спецавтотехника", где собирают легковые ВАЗ, КИА и Хюндай, а также грузовики и автобусы.

До 5% рынка закрепил за собой Атолл Холдинг: на заводе Еврокар (Закарпатская обл.) выпускают автомобили Шкода, Фольксваген и Сеат.

Что касается автобусов , то главным производителем является Львовский автобусный завод (ЛАЗ) – крупнейшее предприятие на территории СНГ, проектная годовая мощность которого составляет 16 тыс. автобусов в год. Однако до 70% узлов и деталей для этой марки производятся за пределами Украины (табл. 10.4).

На выпуске крупнотоннажных грузовых машин (бортовых, самосвалов, тягачей, лесовозов) специализируется предприятие в Кременчуге "КрАЗ", которое полностью закрывает потребности Украины в автомобилях этого класса. Базовая модель – КрАЗ-6510 грузоподъемностью до 13,5 тонн.

Несомненно положительным моментом является то, что в Украине (во Львове, Днепропетровске и Киеве) было налажено собственное производство троллейбусов с мощностями для производства до 800 единиц в год. Однако объемы их выпуска пока незначительны (табл. 9.4), хотя потребность страны составляет около 1 тыс. машин в год.

Таблица 9.4.

Динамика изготовления автомобилей по видам, тыс. шт.

3.4.2. Локомотивостроение (привязано к металлургическим базам).

В Украине налажено собственное производство:

· тепловозов (в Луганске и Харькове);

· промышленных электровозов (в Днепропетровске);

· вагонов (в Днепродзержинске, Кременчуге, Стаханове);

· вагонов-цистерн (в Мариуполе);

· трамваев (в Луганске, Днепропетровске).

3.5.Судостроение (морское и речное).

Удельный вес Украины составляет всего 0,5% от мирового производства (15 место), хотя ей досталась имеет высокоразвитая судостроительная отрасль, которая выпускала до 40% (по количеству) всех судов бывшего СССР. На территории Украины имеются крупные судостроительные и судоремонтные заводы: в Херсоне, Киеве, Севастополе, Керчи, Одессе, Мариуполе и др. Главным центром еще со времен Российской империи является Николаев, где функционируют 3 судостроительных предприятия.

3.6.Сельскохозяйственное машиностроение традиционно занимало одно из едущих мест в структуре машиностроительного комплекса Украины. Отрасль ориентирована на потребителя и её размещение связано с зональной специализацией сельского хозяйства. В Украине имеется ряд крупных специализированных предприятий по производству:

· тракторов (в Харькове и Днепропетровске (колесные тракторы));

· хлебо- и кукурузоуборочных комбайнов (в Херсоне);

· свеклоуборочных комбайнов (в Днепропетровске и Тернополе);

· сеялок (в Кировограде);

· тракторных плугов (в Одессе);

· оборудования для животноводства (в Бердянске)

· деталей и агрегатов (в Киеве, Виннице, Донецке, Луганске, Мелитополе и др.).

Сельскохозяйственное машиностроение наиболее сильно пострадало в результате кризиса 90-х годов (табл. 9.5), и до настоящего времени ситуация не улучшается.

Таблица 9.5.

Производство сельскохозяйственных машин, тыс. шт.

Чтобы хоть как-то поддержать производителей отечественной сельхозтехники, правительство ввело дополнительно13%-ный налог на почти весь импорт сельхозтехники, делая завоз значительной её части невыгодным. Кроме того, с 2009 г. введен запрет на импорт сельхозмашин, аналоги которой производятся в Украине.

3.7.Авиакосмическая отрасль является важнейшим показателем технического потенциала страны.Украина, несмотря на экономические трудности, способна в одиночку разрабатывать и производить конкурентоспособную авиакосмическую технику, используя потенциал накопленный в Советском Союзе и современные наработки.

Однако, сегодня по объемам производства авиапродукции Украина занимает лишь 90-е место в мировом рейтинге с частицей 0,1% мирового выпуска.

В настоящее время авиационная промышленность Украины представлена 40 предприятиями с центрами в Киеве, Харькове и Запорожье.

В Киеве располагаются научно-технический комплекс им. Антонова, который является одним из сильнейших разработчиков авиатехники на всей территории СНГ (это оценка генерального директора авиа комплекса им. Илюшина В. Ливанова) и завод "Авиант". В 2009 г. эти предприятия объединились с целью совместного выхода из кризиса. Предприятие специализируется на выпуске самолетов марки Ан. Наиболее известными в мире стали Ан-124 и Ан-225. Сейчас главным приоритетом на обновленном предприятии станут региональные самолеты нового поколения Ан-148 и Ан-158.

Харьковский авиазавод и КБ специализируется на выпуске регионального пассажирского Ан-140 и военно-транспортных Ан-72 и Ан-74.

Запорожское предприятие "Мотор-Січ" выпускает двигатели, которые используют на самолетах во многих странах мира.

В последние годы вопрос развития авиационной промышленности Украины стоит особенно остро. Так, за период с 1999 по 2004 гг. авиапромышленность Украины поставила заказчикам только немногим более 20 самолетов. И хотя была принята Программа развития авиационной промышленности сроком до 2010 г., предусматривающая выделение средств на развитие авиастроения, но для того, чтобы отрасль могла успешно конкурировать с мировыми лидерами и динамично развиваться, но эти копейки едва позволяют сводить концы с концами.

Что касаетсякосмической отрасли , то на сегодняшний день она является одной из ключевых отраслей национальной экономики, которая обеспечивает разработку и выпуск конкурентоспособной продукции. В её состав входят около 30 предприятий с центрами в Днепропетровске (знаменитое на весь мир КБ "Южное" им М.Янгеля и ПО "Южмаш"), Киеве и Харькове.

На нескольких зарубежных космодромах (Байконур, Плесецк, Си Лонч) эксплуатируется несколько украинских ракетно-космических комплексов: "Циклон", "Зенит" и "Днепр".

3.8.Производство вооружения (ВПК) – также одна из наиболее дорогостоящих, но и наиболее прибыльных отраслей машиностроения.

После распада Советского Союза к Украине отошла приблизительно 1/3 ВПК СССР. На момент провозглашения независимости ВПК Украины насчитывал более 3,5 тыс. предприятий, около 140 НИИ и 3 млн. занятых. Основная часть производства была сконцентрирована на 30 крупных предприятиях (в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Симферополе и др.). Предприятия ВПК Украины специализировались на выпуске военных самолетов и судов, бронетанковой техники, радиотехнических систем. Такой мощный ВПК после распада СССР стал весьма обременительным для Украины. В 90-х годах госзаказы и его финансирование практически прекратились. Встал вопрос о проведении конверсии – частичного перепрофилирования военного производства на гражданское.

Были разработаны более 500 программ конверсии, а в качестве приоритетов названы производство сельхозтехники, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, товаров народного потребления. Но из-за специфики технологических процессов и особенностей оборудования предприятия ВПК тяжело поддавались реконструкции. Непродуманная конверсия нанесла ВПК непоправимый ущерб и привело к подрыву военно-экономической безопасности страны. Только количество работающих в отрасли (а это высококвалифицированные рабочие и научные кадры) уменьшилось более чем в 7 раз, прекращена значительная часть НИОКР. Это во многом стало причиной сокращения ВВП и значительных экономических потерь для государства.

Транспортное машиностроение в современном мире является одной из развитых отраслей современной машиностроительной промышленности. В свою очередь оно включает в себя такие подразделы, как судостроение, железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, и авиационную промышленность.

Судостроение – это производство судов или кораблей. Оно имеет древнюю историю.

Корабли значительных размеров строились с давних времен в Древнем Египте, Китае, Финикии. Использовали суда на протяжении многих веков и в самых разных государствах, в том числе и в Древней Руси. Однако все корабли были деревянными и в редких случаях в их строительстве использовали металлические элементы. К тому же, в движение корабли приводились мускульной силой человека, а позднее еще и силой ветра. Лишь с изобретением в 18 веке парового двигателя производство кораблей получает новое развитие и становится более масштабным. В начале 19 века появляются корабли из железа, а позднее – из стали.

Именно появление таких кораблей послужило поводом для развития принципиально нового способа судостроения. Для того чтобы построить современный корабль из стали, необходимо подготовить профильный и листвой материал, затем вырезать детали корпуса, часть их согнуть, а так же произвести сварку отдельных конструкций. После этого нужно смонтировать отдельные секции и блоки, из которых будет собран весь корабль. Когда новое судно готово, его спускают на воду и устанавливают на нем необходимое оборудование. В эксплуатацию корабль отдают только после того, как он прошел все необходимые испытания.

За сравнительно короткое время происходит ряд важных нововведений в устройстве кораблей. На смену парусам приходит гребной винт, приводимый в действие паровой турбиной, а в последствие двигателем внутреннего сгорания. В 20 веке получают распространение дизельные двигатели. С развитием атомной энергетики именно на водном транспорте монтируют атомные установки. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» появился в России уже в 1959 году. На данный момент российское судостроение отстает в развитии от западных стран, главным образом, из-за недостаточного финансирования.

Однако в нашей стране, как и во всем мире, водный транспорт по-прежнему имеет огромное значение.С появлением парового двигателя большое значение начинают приобретать самые различные виды сухопутного транспорта, поскольку появилась возможность передвигаться гораздо быстрее, чем раньше. Одним из первых в эпоху промышленной революции появился железнодорожный транспорт, который имел огромный успех. Количество железных дорог росло, однако изобретение более быстроходных автомобилей отодвинуло использование поездов на дальний план.На данный момент железнодорожное машиностроение развивается в 4 направлениях: локомотивостроение; грузовое вагоностроение;пассажирское вагоностроение;производство путевой техники.В каждом направлении ведется разработка новых идей и возможностей. Благодаря тому, что железнодорожный транспорт работает теперь на дизельных или электрических двигателях, в современном мире он является одним из самых развитых.

Это позволяет говорить об использовании скоростной железнодорожной техники. Например, в Германии и Франции, а также в Японии действуют сверхскоростные железнодорожные линии с поездами на магнитной подушке. Самой развитой отраслью мирового транспортного машиностроения является производство автомобилей. Паровые двигатели были неэффективны и экономически не выгодны при перевозках небольшого количества грузов. С появлением двигателя внутреннего сгорания все меняется. Собираются первые автомобили, годные для перевозки не только грузов, но и небольшого количества людей. Однако подобный транспорт долгое время оставался игрушкой для богатых людей, поскольку его производство было ограничено и стоили они весьма дорого. Генри Форд, открывший в 1903 году свой малый бизнес по производству автомобилей, совершил переворот в транспортном машиностроении вообще. Он ввел конвейерное производство, что позволило удешевить автомобиль и сделать его доступным для самых разных слоев населения.

В современном мире именно благодаря подобному типу производства, возможен выпуск огромного количества различных автомашин, способных удовлетворить спрос потребителей. Это не только легковые и грузовые автомобили, но и трактора. Кроме того, это самая разнообразная техника для всякого вида работ, а также военная техника. Авиационная промышленность, которая занимается выпуском всевозможных летательных аппаратов, на сегодняшний день самая молодая отрасль транспортного машиностроения не только в России, но и во всем мире. Однако она и самая быстро развивающаяся. Первые самолеты появились в начале 20 века и с тех пор, постоянно совершенствуясь, не уступают своих позиций. В Советском Союзе создавались самолеты, которые по своим параметрам были даже лучше, чем созданные на западе. В настоящее время первое место по выпуску самолетов занимает Америка. Ей принадлежит 85,6% всей авиационной промышленности, в то время как Европа (в том числе и Россия) производит всего 14% авиационной техники. Все описанные выше отрасли транспортного машиностроения приобрели огромное значение для жизни человека, ведь развитие и производство транспорта в промышленных масштабах позволяет человеческому обществу развиваться по выбранному им пути.

  • Машиностроение -важнейшая отрасль тяжёлой промышленности, производящая машины, оборудование, аппараты и приборы для народного хозяйства, а также многие предметы культурно-бытового назначения.
  • Начиная с 1990 г. в России сокращается производство легковых автомобилей. В 1990 г. их выпускали 1103 тыс штук; в 1991 г. - 1030 тыс.; в 1993 г. - 963 тыс.; в 1995 г. - 835 тыс. Выпуск мотоциклов снизился ещё более резко. В 1990 г. производили 7б5 тыс мотоциклов; в 1991 г.-714 тыс.; в 1993 г.-526 тыс.; в 1995 г. - 70 тыс. штук.

Машиностроение как отрасль экономики существует уже несколько столетий. В истории страны сохранилось имя первого русского механика и разработчика токарного станка Андрея Константиновича Нартова, жившего в XVIII в. Но расцвет машиностроения наступил после начала широкого применения электрической энергии в производстве. Это позволило строить заводы в самых разных уголках страны, а не только вблизи рек, которые были главными источниками энергии для промышленности.

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов этой отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость.

Весь процесс производства машин и механизмов можно условно разделить на три стадии.

На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.

На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.

На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.

Если производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) - собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.

Готовую продукцию испытывают, и только после этого её продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.

На современных машиностроительных заводах широко используют такие формы организации производства, как специализация и кооперация. Каждое предприятие специализируется на изготовлении определённого вида и количества деталей и узлов. Затем они поступают на головной завод, где их собирают в готовые машины и механизмы (кооперация). Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разнообразную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет - всего несколько штук в год.

В современном машиностроении существует около сорока подотраслей. Каждая из них по-своему интересна и необходима, у каждой своя география размещения и особенности производства. Например, в состав автостроения входят подотрасли по производству грузовых автомобилей, легковых автомобилей, автобусов, прицепов, мотоциклов и мопедов, велосипедов, автотракторного электрооборудования, а также двигателей.

Всё машиностроение с экономической точки зрения можно разделить на металлоёмкое, потребляющее очень много металла, и трудоёмкое, в котором главную роль играет труд человека, чаще всего - высококвалифицированных специалистов. При размещении производства металлоёмкое машиностроение должно ориентироваться на поставщиков металла, а трудоёмкое - на трудовые ресурсы.

Каждая страна с развитым машиностроением имеет свою специфическую структуру этой отрасли. Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ

Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Паровой котёл на тепловых электростанциях, предназначенный для сжигания угля, весит тысячи тонн и достигает высоты десятиэтажного дома. Такие гигантские и сложные изделия выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы.

Изготовление турбин и генераторов требует как труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, так и уникального оборудования, которое производят известные машиностроительные центры в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

Россия производит высококлассное современное энергетическое оборудование, способное конкурировать на мировых рынках.

АВИАЦИОННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ

Российская авиационная промышленность выпускает технику самого высокого класса.

Современный самолёт и вертолёт - плод усилий работников многих предприятий совершенно разного профиля. Для изготовления фюзеляжа необходимы сплавы лёгких цветных металлов - алюминия с магнием и титаном. Лопасти вертолёта делают из углеродных волокон и стеклопластика.

Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают лётчику управлять машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения.

Авиационная промышленность России опережает другие страны в разработке многих типов самолётов и вертолётов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и некоторых авиационных приборов. В мире широко известны российские фирмы "Сухой", МИГ, "Бериев", "Туполев", "Камов", "Миль", "Ильюшин". Многие страны мира закупают самолёты и вертолёты российского производства. Так, в 1996 г. Россия продала в другие страны авиационной техники более чем на 1,5 млрд долларов.

Московский регион - один из самых крупных в мире производителей авиационной техники. В столице и её ближайшем окружении располагаются НИИ, КБ, опытные заводы и заводы по серийному производству летательных аппаратов. В нашей стране центры самолётостроения находятся в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге. Моторы для самолётов и вертолётов делают в Москве, Рыбинске, Перми, Омске, Казани, Ульяновске, Уфе. А заводы в Ростове-на-Дону, Арсеньеве, Казани, Кумертау специализируются на производстве вертолётов.

ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ

Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Так исторически сложилось, что долгие годы активно развивалось железнодорожное машиностроение, которое обеспечивало грузовые перевозки и перевозку пассажиров. Производство индивидуальных транспортных средств развито слабее, поэтому Россия отстаёт от многих стран мира по качеству легковых машин, мотоциклов, мопедов, велосипедов.

Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. Для изготовления автомобиля нужны стальной лист, чугунное, стальное и цветное литьё, разнообразные изделия из резины, лаки и краски, искусственная кожа и многое другое. Недаром автомобильную промышленность считают одним из локомотивов современной экономики, так как вместе с ней развивается производство смежных отраслей.

В нашей стране традиционно существуют так называемые головные заводы, которые сами производят часть деталей и узлов, а частично получают их от других заводов и затем собирают легковые и грузовые автомобили.

Ведущее место в производстве автомобилей принадлежит двум экономическим районам - Центральному и Поволжскому. В Центральном - "сердце машиностроения" расположено в Москве. В столице разместились два завода - ЗИЛ и "Москвич". ЗИЛ совместно с Мытищинским машиностроительным заводом выпускает самосвалы, с Брянским автомобильным заводом - тяжёлые грузовики, с Ликинским и Курганским заводами - автобусы.

В Поволжье находятся такие известные автомобильные заводы-гиганты, как Волжский (в Тольятти), Ульяновский (в Ульяновске), Камский (в Набережных Челнах). Камский - самый крупный в мире завод, производящий грузовые автомобили.

В Волго-Вятском районе автомобили производит знаменитый Горьков-ский автомобильный завод. С этим гигантом сотрудничают в производстве автобусов промышленное предприятие в Павлове (на Оке), вездеходов - в Заволжье и Арзамасе, самосвалов - в Саранске.

Легковые автомобили производят также в Ижевске, а грузовые - в Ми-ассе и Кургане. В 90-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону и Калининграде.

Для автомобильной промышленности России большое значение имеет сотрудничество с Белоруссией, особенно в производстве большегрузных, сверхмощных автомобилей. Российские заводы поставляют в Белоруссию дизельные моторы и топливную технику, а взамен получают знаменитые БелАЗы для работы в карьерах.

Известно, что основную массу пассажиров и грузов перевозит железнодорожный транспорт. Магистральные электровозы и тепловозы произво-. дятся в Коломне и Новочеркасске. Грузовые вагоны изготавливают в Нижнем Тагиле, Брянске, Абакане, Но-воалтайске, пассажирские - в Твери, Торжке, Санкт-Петербурге.

После того как распался СССР, Россия лишилась многих морских портов, большого числа судов и центров морского и речного судостроения. Поэтому сейчас приходится заново создавать всё это.

Крупнейшим центром морского судостроения России по праву считается Санкт-Петербург. Заводы северной столицы располагают передовыми технологиями; здесь строят самые сложные морские суда (атомные ледоколы). Среди других центров морского судостроения выделяются Выборг, Северодвинск, Комсомольск-на-Аму-ре, Астрахань. В Выборге построен первый в мире плавучий космодром для запуска ракет. В Северодвинске находится верфь, где строят атомные подводные ракетоносцы.

Морские и речные суда производят заводы в Рыбинске, Зеленодоль-ске, Волгограде, Навашине, Городце.

Таким образом, Россия не только имеет все виды транспортного машиностроения, но и может обеспечивать себя транспортными средствами.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ

Сельскохозяйственное машиностроение ориентировано на производство техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В конце XX в. сельскохозяйственное машиностроение испытывает большие трудности: во-первых, у крестьян нет денег на закупку машин и механизмов в прежних масштабах, а во-вторых, на российском рынке появилась импортная сельхозтехника высокого качества. В особенно тяжёлом положении находится производство техники для фермерских хозяйств, которым нужны небольшие дешёвые машины. В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колёсные тракторы "Киро-вец" изготавливают на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие - во Владимире. Существуют и другие центры тракторного машиностроения. Они расположены в Волгограде, Липецке, Рубцовске.

Зерноуборочные комбайны производят заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске и Туле, картофелеуборочные машины - в Рязани, кормоуборочные - в Люберцах, льноуборочные - в Бежецке.

Машиностроительные заводы расположены практически во всех районах России. Самыми крупными центрами машиностроения являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск.

Конкуренция на мировом рынке продукции машиностроительной индустрии крайне жёсткая, так как эта продукция высокоприбыльная, наукоёмкая и быстро обновляется. В современном мире не так много стран, способных самостоятельно производить высококачественную продукцию в области машиностроения. Так что у России есть шанс занять свою нишу на мировом рынке, хотя к концу XX в. ей это сделать пока не удалось.

Наша страна производит машино-строительую продукцию, которая пока ещё сохраняет свою конкурентоспособность на мировых рынках. Это самолёты, отдельные виды вооружений, станков, приборов.