Что такое социальные аспекты труда. Сущность труда и его социальные аспекты

В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения, взаимодействуя другс другом. Социальные взаимодействия всфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдалённых целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определённых социальных условиях образует специфические социальные отношения.
Социальные отношения– это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.
Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.
Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определёнными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда- это поведение работодателей и наёмных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.Именно такого родастимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.
Предметом социологиитруда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда-это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Задачи социологии труда состоят в:
изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);
анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;
поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;
оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;
усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;
изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;
создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.
Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.
Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:
достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);
процессе методов сбора фактов;
способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.
Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надёжную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, но не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта –-изучение социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда стало возможным благодаря тому, что эта наука анализирует общественный труд на макро- и микроуровнях. Первый касается институционального аспекта труда, а второй - мотивационного и поведенческого.
К молодым отраслям знания относится экономическая социология.Её предмет – ценностные ориентации, потребности, интересы и поведение больших социальных групп (демографических, профессионально-квалификационных и др.) на макро- и микроуровнях в условиях рыночной конъюнктуры. Как происходят сокращение и трудоустройство управленческого аппарата, работников неквалифицированного труда, инженеров, врачей и т.д.? Как изменяется оценка вознаграждения (морального и материального) труда в тех или иных общественных группах, в сферах индивидуального и коллективного труда, государственного, частного и кооперативного производства? На эти и другие вопросы призвана и отвечает экономическая социология. Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг её научной проблематики в пересечении с другими социологическими дисциплинами.
Экономика трудаизучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику интересует сам процесс создания стоимости. Для неё важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, в то время как социология труда рассматривает трудовые взаимодействия работников и возникающие между ними трудовые отношения. Например, в стимулировании труда экономику интересует оплата труда. В этом случае изучаются тарифная система, заработная плата, взаимосвязь между ними. Социология труда, отдавая должное внимание проблеме материального стимулирования, рассматривает, в первую очередь, совокупность побуждений к труду, такие стимулы, как содержание труда, его организация и условия, степень самостоятельности в труде, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Труд и работа - понятия не равноценные, не тождественные. Труд - явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами.
По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» [Маршалл. Т. 1. С. 124].
Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.
Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила - основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.
Средства труда - это орудия производства, про помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам

Глава 3 Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 43
уда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.
Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 3.1). Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.
Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.
Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие - как пассивный.




44

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Подавляющая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений. Отсюда осознанную часть деятельности подразделяют на трудовую и нетрудовую части. Основными критериями, отличающими трудовую от нетрудовой деятельности, выступают:

  • Связь с созиданием благ, т. е. создание и наращивание материальных,
    духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созиданием,
    трудом не является. Например, прогулки, путешествия, игры как фор
    ма отдыха, прием пищи, лечебных процедур. Такая деятельность свя
    зана с потреблением благ для восстановления работоспособности, раз
    вития, воспроизводства жизнедеятельности;
  • целенаправленность деятельности. Бесцельная деятельность отноше
    ния к труду не имеет, так как это бездарное расходование человече
    ской энергии, не имеющее позитивных последствий;
  • легитимность деятельности. К труду относится только незапрещен-
    ная деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом
    быть не может, так как направлена на незаконное присвоение резуль
    татов чужого труда и преследуется по закону;
  • востребованность деятельности. Если человек затратил время и уси
    лия на производство изделия, которое оказалось никому не нужным,
    то такую деятельность нельзя считать трудом.
Таким образом, труд с экономической точки зрения - это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 45
Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.
В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.
Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.
Различают социально-экономические и производственные условия труда.
Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.). Производственные условия труда -это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

1.2. Социальные аспекты труда

Современная экономика труда приобрела особое положение. Она начала идентифицироваться с промышленной социологией. Выделилось отдельное направление - социальное прогнозирование, а также стали развиваться социальное проектирование и социальная инноватика.

Появились новые направления: экономическая социология и социальная работа. Социальная работа призвана исследовать и закрывать социальные недочеты, обусловленные переходом российского общества от плановой экономики к рыночным отношениям.

Среди новых проблем следует отметить трудовые конфликты, экономическую преступность и ее социальные последствия, рынок и поведение потребителей, многообразие форм собственности на производстве, занятость и безработицу, рабочее движение, предпринимательство и его функции, приватизацию. Исследуются вопросы оплаты труда и материального стимулирования, участие работников в управлении, организации и условий труда, стабилизации социально-психологического климата.

Трудовая деятельность человека является социальной деятельностью. Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Творческий труд (столяра, слесаря, менеджера, предпринимателя, педагога) позволяет каждому человеку уважать себя как личность. Необходимо заниматься постоянным самовоспитанием, приучать себя к труду, работать над повышением своего профессионального мастерства, любить труд как важную часть жизни.

Человек, воздействуя в процессе труда на предмет труда (добыча рыбы в природных источниках, изготовление пищевых продуктов), применяет физические усилия и различные материально-технические средства (орудия труда), создает материальные блага, необходимые обществу.

Труд может способствовать разумной и приятной жизни человека. Он должен приобрести статус обязательного и неотъемлемого атрибута всей социальной жизни людей. Человек должен воспитываться в любви к труду, к получению удовольствия от труда, к повышению своего социального статуса в обществе через труд.

Экономика труда большое внимание уделяет исследованию процесса воспроизводства, формирования и распределения рабочей силы.

Воспроизводство трудовых ресурсов представляет собой процесс возобновления основных характеристик экономически активного населения при их формировании, распределении и использовании.

Формирование включает естественное воспроизводство населения как источник трудовых ресурсов, приобретение квалификации и профессиональных навыков, восстановление и развитие способностей к труду.

Распределение трудовых ресурсов предполагает дифференциацию трудовых ресурсов по сферам приложения труда, занятости, отраслям производства, регионам и отдельным предприятиям в соответствии с состоянием рынка труда, общественного разделения труда, развитием производительных сил и производственных отношений.

В процессе использования трудовых ресурсов возможности рабочей силы реализуются в конкретных условиях хозяйственной деятельности с учетом интеллектуального и физического потенциала, занятости и мотивации к труду.

Экономика труда рассматривает системы трудовых отношений:

  • работодатель - работник;
  • работник - трудовой коллектив;
  • работник - средства производства и предметы труда;
  • трудовой коллектив - работодатель.

Для регулирования трудовых отношений применяют трудовые соглашения и договоры. Трудовое соглашение представляет собой правовой акт, упорядочивающий в регионе (отрасли) отношения между работниками и работодателями, и могут быть региональными, отраслевыми, профессиональными, территориальными. Трудовой договор как правовой документ регулирует социально-экономические отношения на конкретном предприятии. Основными принципами договоров являются: обеспечение защиты работника от любых дискриминационных действий со стороны работодателя; обязательность соблюдения сторонами условий договоров; распространение принятых договорных обязательств на все категории персонала предприятия.

На уровне предприятия заключаются коллективные (для всего коллектива предприятия) и индивидуальные трудовые договоры (контракты) применительно к отдельным работникам. Трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Следовательно, применение для обозначения единого понятия терминов “трудовой договор” и “контракт” признает их синонимами.

  • форма, системы и размеры оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций;
  • механизм регулирования размера оплаты труда;
  • занятость, переобучение и условия высвобождения персонала;
  • рабочее время и время отдыха, гарантии и льготы, социальное страхование;
  • условия труда и отдыха работников и членов их семей;
  • охрана труда и техника безопасности;
  • права и обязанности, ответственность сторон;
  • контроль за исполнением договора и внесением дополнений и изменений;
  • для индивидуального трудового договора место и дата начала работы, наименование должности, профессии, специальности, квалификации, режим труда и отдыха;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

Приложением к коллективному договору являются правила внутреннего распорядка. Документ содержит порядок найма, требования к трудовой дисциплине, охране труда, ответственность за нарушение трудовой дисциплины и другие положения. Документами, регламентирующими внутренние нормы организации труда, являются распоряжения и приказы.

Все изменения в карьере работника отражаются в трудовой книжке - основном документе о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку заносятся сведения о работнике, о приеме и переводе на другую работу, о награждениях и поощрениях.

Важной сферой интересов экономики труда является поиск резервов повышения мотивации работника в высоких конечных результатах, привлекая отечественный и зарубежный опыт. Основой мотивации труда, например, в Японии является иерархия рангов. Рабочие и служащие поощряются за овладение широким спектром знаний и навыков, творческую активность, умение работать в коллективе, находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг работника определяет не только его зарплату, но и величину бонусов, гарантии занятости, размер выплат при выходе на пенсию. В японских фирмах управление основано на горизонтальных связях между сотрудниками и подразделениями. Это способствует созданию атмосферы партнерства.

Труд как важная составляющая социальной жизни общества определяет следующие приоритеты трудовой деятельности человека:

  • гуманность, предполагающая признание человека высшей ценностью в обществе;
  • справедливость, обеспечивающая условия для свободного применения человеческого капитала;
  • компетентность, позволяющая постоянно повышать свой профессионально-трудовой уровень;
  • альтруизм, предусматривающий возникновение ощущения у индивида принадлежности результатов своего труда всему сообществу;
  • личное, индивидуальное удовлетворение от результатов труда;
  • ответственность перед обществом за выполненную работу.

Таким образом, социальный аспект труда - это необходимость труда для конкретного человека и всего общества.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. В чем связь экономики труда с другими науками о труде?
  • 2. Что изучает наука о труде?
  • 3. В чем заключается цель социальной работы?
  • 4. Какие трудовые отношения рассматривает экономика труда?
  • 5. Какую роль выполняют трудовые соглашения и договоры?
  • 6. Перечислите социальные приоритеты трудовой деятельности в характеристике работника.

В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения,

Взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда– это форма

Социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной

Основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких

Или отдалённых целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда,

Промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и

Духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе

Трудовой деятельности в определённых социальных условиях образует специфические

Социальные отношения.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и

Данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в

Конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных

Общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом

Процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для

Воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего

Собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими

Изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу

Объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от

Того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако

Затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с

Руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на

Основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем,

Характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную

Значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются

Связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных,

Определёнными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников,

Ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне

Взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их,

А также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и

Изучает социология труда. Поэтому социология труда- это исследование функционирования и

Социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то

Можно сказать, что социология труда- это поведение работодателей и наёмных работников в

Ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода

Стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают

Его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое

Поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким

Группам людей.

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых

Отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда- это исследование социальных процессов и разработка

Направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества,

Коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе

Наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

Изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации

(коллектива);

Анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности

Трудовых ресурсов;

Поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного

Работника;

Оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании

Отношения к труду в условиях рынка;

Усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от

Общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

Изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению

Трудовых конфликтов;

Создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе,

Трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов

Использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы

Социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с

Целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются

Социологические методы, которые проявляются в:

Достигнутых знаниях о предмете исследования(понимании сущности труда и

Отношений в сфере труда);

Процессе методов сбора фактов;

Способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных

Связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда,

Предоставляют необходимую и достаточно надёжную информацию для формирования

Социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического

Развития трудовых организаций(коллективов), для решения социальных проблем и

Противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким

Образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально

Существующей действительности, с другой- способствовать утверждению новых связей и

Процессов, протекающих в сфере труда.

Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, но

Не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они

Являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта–-изучение

Социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда

Агрязнение участка моря и побережья, вызванное аварией танкера с нефтью, служит примером взаимосвязи 1) цивилизации и культуры 2) техники и технологии 3) общества и природы 4) права и морали Значимые, вызывающие определенные эмоции взаимодействия людей называют 1) взаимными уступками 2) сферой творческой деятельности 3) сферами общественнойжизни 4) межличностными отношениями Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу, решает задачи, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является 1) экзамен 2) учебник 3) химия 4) отличная отметка Верны ли следующие суждения о развитии общества? А. Развитие общества связано с наличием или отсутствием природных ресурсов. Б. Развитие общества во многом определяется творческим потенциалом людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Сферу деятельности человека, направленную на формирование системы теоретических знаний о природе и обществе, называют 1) моралью 2) религией 3) образованием 4) наукой A1 Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям своей страны. Б. Патриотизм предполагает хорошее знание Отечественной истории и культуры. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Любой продукт, предназначенный для продажи или обмена на рынке, называют 1) деньгами 2) ресурсом 3) ценой 4) товаром Анна планировала отправиться в путешествие в Южную Африку. Целый год она откладывала определенную часть зарплаты для последующего приобретения туристической путевки. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? 1) средство платежа 3) мера стоимости 2) средство обмена 4) средство накопления В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z носит командный (плановый) характер? 1) В стране установлен твердый валютный курс. 2) Большинство работников трудятся на промышленных предприятиях. 3) Государство определяет объемы и структуру производимой продукции. 4) Факторы производства находятся в частной собственности. Верны ли следующие суждения о рыночном механизме? А. Рыночный механизм основан на свободе предпринимательской деятельности. Б. Важным элементом рыночного механизма является конкуренция производителей товаров и услуг. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи вжизни человека иллюстрирует этот пример? 1) Семья оказывает эмоциональную поддержку. 2) Семья осуществляет первичную социализацию. 3) Семья заботится о поддержании здорового образажизни. 4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальные конфликты помогают каждому из участников раскрыть свои цели и ожидания. Б. Разрешение конфликта, нередко, предполагает переход к взаимовыгодному сотрудничеству сторон. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Демократический порядок выборов органов государственной власти отличает 1) предоставление дополнительного голоса ветеранам труда 2) наличие имущественного ценза для избирателей 3) предоставление кандидатами сведений об источниках своих доходов 4) выдвижение на выборах одного, наиболее достойного кандидата Верховная власть в государстве Z передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государств