Эффективное использование цветового контраста.

Грамотно подобранный визуальный контент может не только повысить заинтересованность пользователей, но и задать тон всему ресурсу. Одно айтрекинговое исследование показало, что людей привлекают изображения информационного характера, особенно когда они имеют отношение к их текущей задаче. Интересно, что если вместо этого фото используются чисто в «декоративных» целях, посетители чаще всего игнорируют их.

Изображения могут довольно быстро вызвать положительный эмоциональный отклик у пользователей и подтолкнуть их к определенному действию. Именно поэтому многие дизайнеры разрабатывают интерфейсы и шаблоны лендингов, содержащие множество визуальных компонентов, минимум текста, а также большие фоновые изображения или видео. Большие фотографии часто встречаются в минималистичном дизайне, но все же в полной мере этот подход не отражает данный тренд.

Поскольку изображения играют столь важную роль, в конечном итоге дизайнеры часто размещают текст поверх снимка. Таким образом, они привлекают внимание посетителей за счет визуального аспекта, а всю основную информацию предоставляют в виде текстового контента.

Однако, как правило, эти усилия имеют весьма неприятные последствия, если текст не контрастирует с фоновым изображением. Согласно стандартным требованиям, соотношение контрастности текста, который не является частью оформления или логотипа, должно равняться хотя бы 4,5:1 (или 3:1 для больших символов — шрифт размером в 18 пунктов, или 14 жирный шрифт).

Тонкие настройки имеют большое значение для юзабилити

Избегать размещения текста поверх изображения вовсе необязательно, но вы должны быть уверены в том, что для пользователей эта информация отображается разборчиво и читабельно. Напомним, что разборчивость — это способность различать отдельные символы, а читабельность представляет собой способность быстро воспринимать смысл слов.

Когда текст трудно разобрать, читателю приходится делать выбор: либо напрягать свое зрение, да и вообще мозг, либо пропустить контент. Если вы не хотите чтобы ваши пользователи игнорировали сообщение, внедрите в дизайн несколько изменений и увеличьте контрастность между текстом и фоновым изображением.

Слева: фоновое изображение, используемое для третьего слайда главной страницы Spire.com, смотрится блекло, кроме того, оно перегружено в визуальном плане. Справа: мы видим, что текст белого цвета недостаточно хорошо контрастирует с фоновым изображением .

Слева: затемнение фона оверлеем делает белый текст более заметным, даже без изменений визуального тона изображения. Справа: отредактированная затемненная версия соответствует требованиям (4,5:1) касательно контраста.

При размещении надписи поверх изображения необходимо учитывать как цвет текста, так и основной оттенок снимка. Светлые фотографии — или же изображения, которые редактируют до блеклого вида — не очень подходят для белого текста, потому что в обоих случаях используется схожая цветовая гамма.

В таких ситуациях, чтобы получить хорошую контрастность, фоновое изображение нужно затемнить. Этого можно достичь, либо обработав сам снимок, либо дополнив его полупрозрачным черным градиентом в CSS. Расширение Google Chrome под названием Contrast Analyzer позволит вам определить степень затемнения фона, необходимую для получения оптимального контраста с текстом.

Слева: мебельный сайт Compliments отображает ссылки на категории продукции в виде белого текста поверх фотографий. Из-за низкого контраста чтение этих ссылок затрудняется, и, скорее всего, пользователи обратят внимание на более легкие для восприятия элементы. Справа: сегменты с текстом не соответствуют требованиям касательно контраста (3:1) для больших символов.

Слева: в этой отредактированной версии изображения, содержащие текст, были дополнены эффектом размытия, а цвет шрифта изменили на черный. Помимо этого, надписи сместили вниз для поддержания однородности с другими элементами сетки, что позволило использовать визуальный эффект в меньшей части картинки. Справа: теперь текст контрастирует с фоном в необходимом соотношении 3:1, обеспечивая тем самым лучшую читабельность для пользователей.

Добавление эффекта размытия на фотографии определенно повлияло на эстетику и брендинг веб-сайта, но это хорошая альтернатива затемнению каждого снимка. Кроме того, размывая часть фото, на котором будет отображаться текст, вы сводите к минимуму возможные проблемы с разборчивостью, так как обширная цветовая палитра снижает способность человека различать четкие очертания символов.

Размещение текста в согласованном месте позволяет применить визуальный эффект в ограниченной области изображения, и тем самым изменить его в меньшей степени.

Слева: сайт REI размещает полупрозрачный черный бокс за текстом, перекрывающим изображение, но для белой надписи на светлом фоне такой контрастности недостаточно. Справа: основной заголовок, появляющийся над облаками, не контрастирует с фоном даже в соотношении 3:1 для крупных символов.

Слева: в измененной версии затененность всех боксов была увеличена до 50%, что позволило сохранить общий стиль бренда и обеспечило необходимый уровень контраста белого текста с облаками. Справа: текст прошел тест и контрастирует с фоном в соотношении 3:1.

Прежде чем выбрать методику, которая бы обеспечила контрастность текста, рассмотрите все возможные варианты фонового снимка. Некоторые решения могут работать хорошо для одного типа изображений, но это не значит, что с другими они будут такими же эффективными.

Кривые (Curves) - невероятно мощный инструмент. Они как ничто другое обеспечивают скорость и эффективность процесса постобработки. Однако для новичка они могут быть даже слишком мощными. Не бойтесь! Кривые - не такие сложные или ошеломляющие, как могут показаться.

В этом уроке мы пройдемся по основным функциям корректирующего слоя Кривые (Curves Adjustment Layer), узнаем, откуда происходит его функционал, и рассмотрим, как эффективно использовать этот инструмент для локальной коррекции фотографий.

Изображение ДО:

Изображение ПОСЛЕ:

Перед тем, как переходить к изучению техники, мы затронем немного теории. Вот, что будет в этом уроке:

  1. Как работают Тон, Контраст и Кривые
  2. Как читать кривые тонов и гистограммы
  3. Как использовать контрольные точки
  4. Порядок операций
  5. Как осуществлять локальные коррекции контраста при помощи Кривых

Готовы? Давайте начнем.

Часть 1. Динамический диапазон

Когда вы создаете корректирующий слой Кривые (Curves Adjustment Layer) в Adobe Photoshop, то получаете тональную кривую, гистограмму, а также множество других настроек и кнопок. Что это все такое?

Вся суть в Динамическом диапазоне

Прежде всего, помните одну вещь: каждое цифровое изображение представляет собой сетку из крошечных пикселей.

Динамический диапазон (dynamic range) изображения показывает, сколько оттенков серого, от черного до белого, есть на снимке. В 8-битной монохромной фотографии, которую мы будем рассматривать ниже, каждый пиксель может иметь одно (и только одно) из 256 дискретных значений интенсивности, или, проще говоря, оттенков серого. James Thomas недавно рассматривал цветовые модели , и я рекомендую глубже почитать про то, как работают цифровые фотографии.

Гистограмма (histogram) - это удобная визуализация. По сути, она представляет собой изображение вашего изображения. Для любой заданной интенсивности она показывает, сколько пикселей определенного оттенка серого есть на снимке. Это быстрый способ получить представление о динамическом диапазоне фотографии, не глядя на нее. Такое разделение фотографических значений от визуальной информации очень полезно. Ниже мы узнаем, как этим воспользоваться.

Кривая (curve) - способ манипулировать распределением этих тонов при помощи графика, а также ключевой момент нашего урока. Идем дальше, чтобы узнать подробнее!

Часть 2. Читаем кривые тонов и гистограммы

Как объяснил Harry Guinness : "Инструмент Кривые (Curves Tool) - это график. По оси Х у нас Входной (Input) уровень, по оси Y - Выходной (Output) уровень. У каждой оси есть значения от 0 до 255." Слева направо и снизу вверх:

  1. В нулевой точке, которая находится в нижнем левом углу графика, расположился черный (black) цвет: пиксели, у которых нет интенсивности.
  2. Вверх и вправо от черного идут тени (shadows), фотографы часто называют их "darks".
  3. В середине графика средний серый (middle grey), с обеих сторон окруженный "полутонами".
  4. Еще выше и правее находятся светлые зоны, они же "блики".
  5. В самом верхнем правом углу, со значением 255, находится белый (white): пиксели с полной интенсивностью.

Верхняя часть кривой управляет светом, средняя - полутонами, а нижняя - тенями.

Наклон кривой контролирует контраст

Контраст (contrast) выражает разницу между тональными значениями изображения. Мы можем обозначить два его вида: глобальный для всего изображения и локальный для определенного участка.

Каждая новая кривая изначально представляет собой прямую линию с наклоном 45 градусов. Это значит, что соотношение между Вводом (Input) и Выводом (Output) один к одному, фильтр не влияет на изображение.

Изменение наклона линии меняет соотношение. Если наклон больше 45 градусов, контраст усиливается, если меньше - снижается.

Перемещение кривой также управляет уровнями. Смещение целой кривой вниз снижает выходное значение: фотография становится темнее. Если переместить всю линию вверх, выходное значение увеличивается, а снимок светлеет.

Глядя на гистограмму нашего примера, можно заметить, что большинство пикселей находятся в середине тонального диапазона, почти поровну разделены между тенями и бликами с углублением в зоне полутонов. Есть также много пикселей в темных и светлых участках. Это показывает, что мы имеем изображение с относительно равным распределением, а также хорошей всесторонней экспозицией. Вот сам снимок, чтобы вы могли оценить исходный вид:

Предельно плоский снимок прямо с камеры - довольно нормальный и желаемый результат. Чтобы защитить блики и тени, производители цифровых фотоаппаратов осторожно подходят к интерпретации сырой, линейной информации с сенсоров в саму фотографию. Лучше начать с немного плоского результата, чем потерять важную информацию ради чрезмерного контраста!

Сила контраста

Наш взгляд всегда цепляется за контрастные участки. Подумайте о полярном медведе на фоне снега. Его трудно заметить, не так ли? Это низкий контраст. Теперь представьте пантеру на снегу; ее увидеть намного проще: это высокий контраст. Весь трюк с получением правильного количества контраста (и это довольно субъективно) заключается в том, чтобы сделать белое не слишком белым, а черное не слишком черным.

Проще говоря, контраст - это разница между светлой и темной частью фотографии. При увеличении этой разницы снимок будет объемнее, а если ее сократить, снимок станет более плоским или тусклым. Глобальные коррекции контраста в целом полезны, но они не так мощны, когда нужно сделать определенные фотографии идеальными. Для этого нам нужны локальные коррекции.

Мы используем локальные коррекции контраста для добавления акцента к изображению или его участкам, увеличивая либо сокращая разницу. Мы регулируем распределение тонов на снимке, чтобы максимально полно использовать динамический диапазон и, что еще более важно, направлять взгляд зрителя. Как вы будете это делать - целиком зависит от содержимого каждой фотографии.

Часть 3. Как использовать контрольные точки

Вы можете подумать, что это все похоже на инструмент Уровни (Levels) и будете правы. Однако есть ключевое различие: Кривые (Curves) позволяют использовать контрольные точки для получения тонких настроек вместо грубых коррекций диапазонов черного, белого и серого.

Контрольные точки (Control points) - это координаты на кривой. Их можно перетягивать вверх или вниз для изменения отношений между Вводом (Input) и Выводом (Output). Место расположения точки влияет на то, какую часть тонального спектра нужно изменить.

Чтобы это продемонстрировать, я сделал три контрольные точки на нашей демонстрационной фотографии: одну возле нижней части, другую посередине, а третью возле верха. Я отрегулировал их, получив S-образную кривую. Можете посмотреть, как это повлияло на изображение:

Тени стали темнее, блики - ярче, а полутона остались почти нетронутыми, но получили больше контраста. S-образная кривая добавляет контраст полутонам, сокращая его для бликов и теней. (Также она усиливает насыщенность цветного изображения.) Подобная кривая - частый шаг для глобальной коррекции.

Перемещение контрольных точек может показаться не интуитивным, но по ним нужно просто кликнуть, а затем перетянуть в нужное место.

Когда точка выделена, ее также можно двигать при помощи стрелок на клавиатуре. Это помогает при тонких коррекциях. Нажмите Tab , чтобы переключаться между точками.

Перетяните точку за график, если хотите ее убрать.

Часть 4. Порядок операций

Теперь, когда мы прошлись по основамкривых и контрольных точек, давайте рассмотрим процесс регулирования локального контраста.

Шаг 1. Выполните все глобальные коррекции и регулировки

Знаю, вам не терпится начать улучшать свои фотографии прямо сейчас, но убедитесь, что каждый снимок прошел через глобальные коррекции перед тем, как переходить к локальным работам. Если начать локальные регулировки на одной фотографии перед тем, как общая работа закончена на других снимках, ваша группа изображений не будет гармоничной, а процесс их коррекции усложнится. Всегда помещайте фотографии из группы на одинаковый этап постобработки.

В случае с нашим примером, а также в большинстве ваших фотографий, плавной S-образной кривой будет достаточно для глобальных улучшений.

Шаг 2. Сделайте необходимые локальные коррекции

Некоторые фотографии нуждаются в дополнительной обработке. Перед тем, как вы будете делать локальные регулировки , сделайте локальные коррекции . Это включает в себя виньетирование, бочкообразное искажение, окантовку, хроматическую аберрацию и пр. Корректирование этих вещей после выполненных локальных регулировок будет намного сложнее, поэтому исправьте их сейчас.

Шаг 3. Оцените снимок и сделайте план

Хорошо. Глобальные коррекции и регулировки готовы, локальные коррекции сделаны. Теперь вы четко можете видеть свою фотографию. . О чем она? Что в ней особенного? Какие ощущения она вызывает? Напишите заметку об этих вещах в своем рабочем журнале.

Что нужно этой фотографии? Какие элементы вы хотите подчеркнуть? Есть ли специфические участки снимка, которым нужно больше контраста? Может быть, есть зоны, контраст которых нужно сократить! Эти вопросы вы должны задать себе, решая, как должен выглядеть снимок. Запишите ответы на эти вопросы в своем рабочем журнале.

Процесс регулировки может стать интуитивным, когда одно изменение приводит к другому, но он всегда должен отталкиваться от вашей оценки снимка, вашего воображения по поводу него, а также от того, насколько далеко вы хотите зайти.

Шаг 4. Сделайте локальные регулировки

Для каждой крупной зоны, которую нужно улучшить, создавайте новый корректирующий слой. Больше об этом процессе ниже.

Шаг 5. Переоцените и сравните

После нескольких регулировок остановитесь и снова посмотрите на свою фотографию. Получилось ли то изображение, которое вы представляли при создании плана? Возможно, понимание снимка поменялось. Это нормально! Если такое произошло, запишите заметку в рабочем блокноте.

Также сравнивайте изображение с остальными фото в группе. По-прежнему ли они соответствуют? Если нет, попробуйте исправить некоторые коррекции.

Часть 5. Как осуществлять локальные коррекции контраста при помощи Кривых

Как было видно в предыдущих шагах, S-образная кривая дала хороший результат нашему снимку на глобальном уровне. Однако есть несколько частей, которым нужны локальные регулировки.

Небо все еще довольно плоское, я хотел бы сделать его драматичнее. Мне очень нравятся разнообразные и контрастные текстуры изображения - жесткость дерева, пышность облаков, а также то, как они создают атмосферное чувство глубины. Я хочу визуально подчеркнуть все это. Как же нам достигнуть желаемого? Мои цели - сделать небо темнее, облака объемнее, а также выделить более темные тени вокруг лодки и пляжа. Каждый из участков нужно корректировать отдельно.

Шаг 1. Добавляем корректирующий слой Кривые

Создайте Корректирующий слой Кривые (Curves Adjustment Layer), вы найдете его в меню Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) на панели Слоев (Layers Panel). Добавьте контрольную точку на кривой в том тональном диапазоне, который хотите отрегулировать.

Используя выделение "в изображении" (рука с указательным пальцем), я выделил небо:

Этот инструмент показывает мне, где на кривой находится тональный диапазон неба. Кликнув и перетянув точку вниз, я затемнил его. Будьте внимательны - изменения затрагивают другие участки с таким же тональным диапазоном, в моем случае они коснулись некоторых частей каменистого пляжа. Создавая новые коррекции, вы должны будете компенсировать это изменение.

Специфика в том, что при помощи кривых можно сделать намного больше, чем при использовании уровней.

Шаг 2. Используйте маску слоя, чтобы ограничить коррекции в определенных зонах

Как и со всеми корректирующими слоями, мы не работаем напрямую над пикселями. Слой кривых имеет белую Маску (Layer Mask). Ее можно закрасить, чтобы убрать действие слоя на определенных участках фотографии.

Теперь уберите нежелательные коррекции на изображении при помощи Маски слоя (Layer Mask) и Кисти (Brush).

Используя мягкую кисть с низкой непрозрачностью (opacity), как показано ниже, закрасьте участки, которые не нуждаются в регулировках. В случае с нашим примером, можно увидеть, что колесо на переднем плане и тени на лодке стали слишком темными.

Это маска слоя, показанная в красном (клик с зажатой клавишей Alt по миниатюре маски), поэтому вы можете видеть, какие зоны я закрасил. Некоторые участки я обработал сильнее, кистью с около 50% непрозрачности, чтобы получить постепенный эффект без грубых переходов.

На верхнем изображении красным отмечены места, где фильтр заблокирован маской. Все остальное поддается эффекту. Вот результат:

После коррекций

Теперь небо выглядит намного лучше. Следующий шаг - заставить лодку, облака, пляж и блики на воде выделяться. Поэтому мы создадим новый Корректирующий слой Кривые (Curves Adjustment Layer).

Шаг 3. Повторите!

Следуя такому же методу, я использовал выделение "в изображении", чтобы найти точку бликов на лодке (обведена кружком) и перетянул ее вверх, осветлив участок.

Эта коррекция повлияла на тонально похожие участки всего изображения. Облака, а также светлые зоны пляжа и неба теперь ярче. Это не то, чего я хотел, поэтому нам снова понадобятся маски.

Так как на этот раз мы корректируем меньшие участки, проще инвертировать маску слоя (Ctrl + I ), а затем работать, закрашивая нужные участки, чем скрывая ненужные.

На изображении выше красным закрашены места, где изменения не применяются, а в более светлых розовых зонах снимок осветляется; я сфокусировался в основном на лодке, а также немного усилил камни, блики на воде и часть облаков.

После применения коррекции

Потенциальные проблемы

Как и со всеми методами редактирования, здесь должен быть компромисс. При помощи кривых вы растягиваете или сжимаете тона. Если зайти слишком далеко, получатся странные результаты; это часто называют постеризацией. Она случается, если выходные тона растягиваются:

Если вы попытаетесь осветлить и затемнить участки с похожей тональностью, получите постеризацию.

То, что на скриншоте выше - грубое преувеличение (вы никогда не будете использовать подобную кривую), но демонстрирует эффект, который можно получить, если перестараться с определенным участком одного слоя кривых.

Когда сомневаетесь, работайте от большого к малому

Если не можете решить все на одном слое, не переживайте: просто добавьте новый. Намного проще работать с одним слоем для каждой "проблемы", обрабатывая сначала большие участки, а потом меньшие.

Используйте разные слои и фокусируйте каждый на определенной задаче. Это поможет вам оставаться организованным (не забывайте называть слои!), а также позволит вносить правки по ходу построения изображения.

Почти готово

Как и с большинством подобных коррекций, часто лучше зайти немного далеко, зная, что в последствии можно сократить непрозрачность слоя, если нужно ослабить его действие. Попробуйте объединить ваши правки в группу. Просто кликните по иконке папки в нижней части панели Слоев, а затем перетяните в нее нужные слои:

Затем можно сократить непрозрачность (opacity) группы - это повлияет на все слои, которые в ней находятся. В качестве альтернативы, можно отрегулировать каждую отдельную Кривую. Непрозрачность всех своих слоев я сократил до 75% .

Готово

Хорошо, выдохните. Давайте снова взглянем на наш снимок.

Исходная фотография выглядела немного плоской, на гистограмме все было сгруппировано вокруг полутонов. Между светлыми и темными участками не было особой разницы. Добавление небольшого глобального контраста помогло, но это было только начало! Иногда нам не нужны изменения всей фотографии. Если у вас есть много тональности похожего диапазона, как в случае с нашим примером, локальные регулировки понадобятся, чтобы привлечь взгляд зрителя.

Изображение, с которого я начал, имело мало различия между лодкой, шиной, пляжем или небом. У каждого из этих элементов была своя отличительная черта, поэтому разумно было использовать локальные коррекции, чтобы их подчеркнуть. Так как облака уже были достаточно светлыми, затемненное небо помогло им выделиться. Также, сконцентрировавшись на бликах лодки, пляжа и воды при помощи кривых и масок слоя, мы смогли создать более яркие зоны для привлечения внимания, не перебарщивая с местами, которые уже были светлыми. Сейчас мне нравятся контрастные текстуры этих участков.

Теперь вы можете тонко владеть кривыми

Кривые (Curves)! Какой замечательный инструмент. Они становятся лучше с каждой версиейPhotoshop. Я настоятельно рекомендую взяться за эту функцию и ознакомиться с настройками и эффектами, которые проявляются для разных типов фотографий.

Начинать с черно-белых снимков проще, так как вам не нужно волноваться об излишней насыщенности, а также проще увидеть изменения. Также, монохромные изображения отлично подходят для высокого контраста, поэтому на них удобно практиковаться. Конечно, не всем изображениям нужен дополнительный контраст, и кривые можно не менее эффективно использовать для его сокращения!

Сначала попробуйте работать с пресетами и наблюдайте за тем, какой эффект от каждого из них, затем используйте эти знания для более точной коррекции своих снимков. Помните, что нужно сохранять коррекции легкими и реалистичными. В противном случае вы получите аномалии на изображении. Все регулировки можно исправить, воспользовавшись маской слоя и убрав все ошибки.

Мало кто задумывается о том, насколько сильно цвета и их сочетания влияют на нашу повседневную жизнь. Цвета привлекают наше внимание, влияют на наше настроение, вызывают определенные эмоции и даже могут изменить наш образ мыслей. Любой дизайнер знает поговорку о том, что картинка стоит тысячи слов. Это действительно так. Визуальные образы человеческий мозг усваивает намного лучше, чем текст, но для того, чтобы сообщение дошло для адресата, нужно знать, какие именно сочетания цветов наиболее сильно воздействуют на целевую аудиторию.

Порой бывает трудно определиться, с чего именно следует начинать подбор цветовой гаммы проекта. Что именно нужно донести с помощью цвета? Какие оттенки выбрать: яркие или приглушенные? Понадобится ли использовать контраст в своей работе? Единственно верного ответа на все эти вопросы не существует. В любом случае потребуется провести ряд экспериментов, тестируя различные цветовые схемы и комбинации – без этого невозможно найти оптимальное решение. Конечно, для того, чтобы собрать красивую палитру, нужно достаточно хорошо разбираться в теории цвета и понимать, как различные оттенки воздействуют на психику человека. Также нужно понимать, что контрастное сочетание цветов может усилить воздействие. И на этом моменте стоит остановиться подробнее.

Значение контраста

Как правило, при слове «контраст» многие вспоминают о противоположностях. Черное и белое, большое и маленькое – ход мыслей примерно таков. Однако все не так просто. Контраст является одним из основополагающих принципов дизайна и он обязательно должен присутствовать в любом проекте. Но зачем? Все просто: контраст позволяет лучше организовать процесс проектирования, с его помощью можно выстроить визуальную иерархию, показывая зрителям, какая часть дизайна является наиболее важной. К тому же использование контраста вызывает повышенный интерес со стороны аудитории и неважно, в каком виде дизайна он используется – это может быть логотип, плакат, сайт, цифровая иллюстрация или наружная реклама – правильное использование контраста может сделать успешным любой проект.

Согласно теории цвета, контрастные оттенки расположены на противоположных сторонах цветового круга. Желтый резко контрастирует с фиолетовым, а синий с оранжевым цветом. Если дизайнер хочет использовать сильный контраст, то после того, как он определится с основным цветом, ему нужно потратить некоторое время на то, чтобы подобрать подходящий комплиментарный оттенок. Но этого недостаточно. Подбирая контрастные цветовые сочетания, нужно не забывать о таких вещах, как яркость, насыщенность и цветовая температура.

Говоря об оттенках, нужно прежде всего помнить о 12 основных цветах, которые мы видим на цветовом круге. Для каждого из этих оттенков можно быстро найти контрастную комплиментарную пару. Но иногда этого недостаточно, прежде всего потому, что автоматическое использование контраста может сделать дизайн скучным и непривлекательным. Значит, нужно использовать в дизайне другие сочетания цветов.

Например, сплит-комплиментарную схему. В данном случае основной цвет дополняют два оттенка, которые на цветовом колесе расположены рядом с комплиментарным цветом. Такая схема достаточно контрастна, но обладает менее драматическим эффектом.

Также в работе можно использовать триады – это три цвета, которые расположены на круге на равном расстоянии друг от друга. Это очень жизнеспособная схема, которая позволяет привнести в дизайн необходимое цветовое разнообразие.

Насыщенность

Под насыщенностью понимают интенсивность цвета по отношению к белому или черному оттенкам. Любой цвет, если подразумевать под этим чистоту и яркость, обладает 100% насыщенностью. И чем больше падает интенсивность, тем менее контрастным становится оттенок. О насыщенности нужно помнить всегда, особенно занимаясь проектированием ключевых элементов. Чем более ярким и насыщенным будет цвет, тем легче дизайнеру будет привлечь внимание зрителя к важным частям своего проекта.

Любой человек подсознательно разделяет все цвета на три группы. Это холодные, теплые и нейтральные оттенки. Например, красный, желтый и оранжевый однозначно воспринимаются как теплые цвета. Синий, фиолетовый и зеленый входят в «холодную» группу. Черный, белый и серый цвета являются нейтральными. При этом в число нейтральных цветов также могут входить оттенки бежевого или коричневого, но в этом случае все зависит от контекста. Контраста можно добиться, сочетая оттенки с разной цветовой температурой. Наиболее сильным воздействием обладают резкие сочетания теплых и холодных оттенков.

Контрастные цвета в дизайне логотипов

Немного скучную теоретическую часть лучше всего разбавить примерами. Очень многие бренды используют контрастные цвета для того, чтобы донести свой мессидж до целевой аудитории. Вот наиболее яркий пример: логотип напитка Mountain Dew.

В дизайне этого логотипа активно задействованы насыщенные оттенки красного и зеленого, причем зеленый цвет является основным. Зеленый, как и само название Mountain Dew вызывает ассоциации с природой, навевая мысли о свежести и чистоте. Но если бы дизайнер ограничился только оттенками зеленого, то логотип не смог бы донести свое основное сообщение до потребителя. Поэтому слово Dew сделано красным, в результате чего логотип хлестко бьет по глазам и прекрасно запоминается.

В логотипе платежной системы Visa также используется контрастное сочетание цветов. Но в данном случае все немного сложнее. Да, желто-оранжевый и синий являются контрастными цветами, так как они располагаются на противоположных сторонах цветового круга. Но значение имеет не только позиция – у каждого из этих цветов есть свое значение. Синий цвет традиционно ассоциируется с надежностью, доверием и лояльностью. Желтый, являясь оттенком теплой группы, означает доброжелательность и участие. Таким образом, логотип Visa сигнализирует целевой аудитории, что бренд ценит доверие, верность принципам и старается привнести радость в жизнь своих клиентов. Это как раз то, что люди ждут от компании, которой они доверяют распоряжаться своими деньгами.

В случае с веб-дизайном использование контрастных оттенков немного усложняется. Дизайнеру нужно прежде всего найти удачное цветовое сочетание между основным контентом и фоном. Это очень непростая задача, так как в дизайне нередко приходится использовать сложные контрастные схемы, состоящие из нескольких оттенков. Никаких ограничений по количеству цветов в дизайне цифровых проектов не существует, однако лучше не впадать в крайности и разумно использовать основные и дополнительные цвета. А для того, чтобы усилить драматический эффект, можно поэкспериментировать с насыщенностью и цветовой температурой.

Контрастные цвета в веб-дизайне позволяют не только усилить впечатления зрителя, но и правильно структурировать все основные сообщения, выделив главные элементы и приглушив второстепенные. Например, при создании главной страницы сайта mint.com дизайнер использовал одну из самых мощных контрастных цветовых комбинаций. Белый текст, ярко-оранжевые кнопки с призывом к действию и броский зеленый логотип резко контрастируют с темным фоном. Намеренное усиление контраста привело к тому, что все самые важные части дизайна мгновенно считываются пользователем. Что интересно, дизайнер не забыл и о цветовой температуре: фон он специально сделал подчеркнуто холодным, текст нейтральным, а для кнопки CTA, которая является самым главным элементом, подобрал наиболее яркий и «горячий» оттенок оранжевого.

В дизайне печатной продукции принципы использования контрастных цветов работают точно так же, как и в других видах визуального проектирования. Если дизайнеру нужно создать листовку, брошюру или журнал, то ему нужно помнить не только об иерархии элементов, но и о контрасте. Так проще всего сделать дизайн более заметным и связать все ключевые элементы воедино, при этом выделив самое главное. Контраст может привнести в дизайн необходимые для печатного документа ясность и организацию.

Например, в дизайне брошюры Hilton Hanoi Opera контрастные цвета использовались не только для того, чтобы сделать фотографии более привлекательными, но еще и для того, чтобы усилить воздействие текстового контента.

Еще один яркий пример эффективного использования цветового контраста – это реклама плеера Apple iPod. Перед дизайнером стояла задача привлечь внимание зрителя к инновационному проигрывателю и эта задача была решена максимально простым и эффектным способом. В рекламе использовались яркие контрастные цвета, при этом два основных оттенка относятся к нейтральной группе. Контрастируя с очень насыщенным фоном, эти цвета позволяют усилить драматический эффект.

Вывески, баннеры и прочая наружная реклама также нуждается в правильном цветовом оформлении. При этом дизайнеру нужно думать не только о цветовой схеме вывески, но и о пространстве, в которой ей предстоит находиться. Следовательно, в этом случае обязательно использовать контраст, иначе наружная реклама просто сольется с фоном и не будет привлекать внимание. Вот несколько хороших примеров.

Вывод

Как уже говорилось в самом начале, не существует секретной формулы по подбору контрастных цветовых сочетаний. Подбирая оттенки, дизайнер должен руководствоваться здравым смыслом и принимать условия, в которых будет работать его дизайн. Поэтому необходимо экспериментировать, подыскивая наиболее удачные сочетания цветов. Очень часто к успеху приводит правильное использование контраста. И дело не только в привлечении внимания зрителя – контраст позволяет более внятно донести сообщение до зрителя и повлиять на его восприятие контента.

С помощью простого трюка CSS вы можете улучшить представление шрифтов на своих веб-страницах. При этом и неграфические броузеры и поисковые роботы смогут с ними нормально работать.

Для понимания этого урока читателю вполне хватит базовых знаний о таблицах стилей. Кроме того, предполагается, что предложенный метод будет применяться аккуратно и ответственно в логически верно размеченных документах.

Введение

Вы мечтаете получить типографское качество заголовков и декоративных шрифтов с помощью изображений вместо "голого" HTML? При всех тех богатых возможностях форматирования текста, имеющихся в CSS, иногда трудно удержаться от желания открыть Adobe Photoshop и набрать там текст любимым шрифтом, задав при этом нужный размер, кернинг и трекинг. Вам ведь известно, что если вставить такое изображение в веб-страницу, то любой пользователь Сети, броузер которого способен показывать графику, увидит ваш шрифтовой шедевр так, как вы и задумывали. Верно?

Но нас за это так часто били по рукам, приговаривая, что за использование имиджей вместо обычных шрифтов на веб-страницах мы попадём прямо в ад. Так постепенно, мы снижали свои визуальные требования и расстались с мыслью о том, что на веб-страницах когда-нибудь снова появится красивый шрифт. Расстались до тех пор, пока много лет спустя функция загрузки шрифтов, предусмотренная в CSS, не станет надежной и не получит должного распространения.

Нас учили, что изображения не всегда доступны для всех броузеров в отличие от простого текста. Это особенно справедливо для специфических броузеров и портативных устройств с небольшими экранами. Так что отливая текст в виде изображений, мы должны испытывать угрызения совести. Ведь текстовые броузеры (такие как Lynx) или же броузеры с отключенным показом изображений не покажут наши картинки. Даже если мы настолько ответственны в работе, что не забываем прописать для каждого элемента графики атрибут alt, поисковые роботы часто индексируют метаданные (подобно содержимому атрибутов alt и title) не так, как "чистый" HTML. Это станет понятно, если мы рассмотрим логическую важность заголовка текста, помещённого между тегами . Что уж говорить о проблемах с размерами файлов и временем загрузки страниц, перегруженных графикой.

Давайте-ка отложим на время всю эту информацию в сторонку. Так ли уж плохи изображения на самом деле? С помощью небольших трюков CSS, чуть более осторожном планировании и тестировании, можно получить красивые шрифты на веб-страницах, и при этом страница останется доступной для всех (см. заметку ниже), даже для индексирующих роботов. Время снова расправить крылья!

Основная идея

Основная идея очень проста: мы напишем небольшую строчку текста (например "Hello world!") и поместим её внутрь двух наборов HTML-тегов. Затем с помощью CSS мы спрячем этот текст, а вместо него покажем фоновое изображение, которое будет содержать те же самые слова. Вот и всё. Заменить текст изображением не так сложно, как кажется.

Прежде чем браться за CSS, давайте создадим простой код HTML-разметки. Представьте, что у нас имеется что-то вроде этого:

Hello world!

Само собой, мы могли бы просто оформить сам текст с помощью стилей. Но нам-то нужно что-то более искусное, чем детская игра со значениями для свойств font-family или text-transform. Мы ведь хотим пышности! Раз уж мы говорим "Привет!" миру, то нужно делать это щёгольски, верно?

Выберем для нашего приветствия миру самый подходящий шрифт, скажем, Shelley Allegro. Мы считаем, что хорошо известный в среде дизайнеров Shelley Allegro настолько блистателен, что легко покорит сердца миллионов, когда мы с его помощью скажем "Hello!". По нашим сведениям этот шрифт доступен лишь на 1,65 % компьютеров во всём мире. Потому, потратим чуть-чуть времени и создадим изображение со все тем же текстом "Hello world!". Любой пользователь любого броузера, в котором не отключен показ изображений, увидит наше приветствие, набранное шрифтом Shelley Allegro даже на тех компьютерах, где он не установлен.

Запомним, что высота изображения составляет 35 пикселов, так как эта информация понадобится нам в дальнейшем.

Итак, у нас есть кусочек HTML кода, великолепное послание миру в виде текста и оно же в виде презренного изображения. Что же мы с ними сделаем? Давайте закатаем рукава и используем небольшую таблицу стилей для замены текста изображением.

Замена изображением. Метод Фарнера

Этот метод назван в честь Тодда Фарнера (Todd Fahrner) — одного из людей, которых впервые посетила эта идея. Вас может удивить наличие вокруг строки приветствия двух тегов — div и span. Фактически, вместо них могли бы быть любые другие, необходимые конкретно для ваших задач. Но мы будем использовать в нашем примере именно эти "оберточные" теги.

Таблица стилей, которая осуществляет подмену, состоит из двух простых стилевых правил. Во-первых, используются с помощью набора свойств фона (background) мы помещаем наше изображение на задний план элемента div.

div { background-image:url("hello_world.gif"); background-repeat:no-repeat; height:35px; }

Обратите внимание на свойство height. Его значением является действительная высота нашего изображения, тем самым обрамляющий div обязан показать изображение полностью, заняв ровно столько по высоте, сколько нужно — ни больше ни меньше. Свойство background-repeat в данном случае указывает на то, что фоновое изображение не должно автоматически повторяться вдоль вертикали и горизонтали.

Нам остаётся лишь скрыть текстовую строку, изначально помещённую в HTML код. Вот для чего появился тег span — мы нуждаемся во втором элементе, чтобы непосредственно к нему можно было бы "привязать" невидимость. Это легко осуществить.

span {display:none;}

Объединим эти два небольших стилевых правила с исходным куском HTML кода, и мы получим простой результат. Это настолько просто, что даже непонятно, почему для объяснения этого способа понадобилось столько слов?

Конечно же, мы не оставим нашу разметку столь немудрёной. И стилевые правила нам придется немного усложнить. В противном случае любой из наших тегов

на странице содержал бы фоновое изображение со словами "Hello world!", а всё, что мы помещали бы на странице внутри любых тегов , не показывалось бы на экране.

Что ж, давайте перейдём к рассмотрению нескольких реальных примеров.

Пример первый. Заголовки страниц

Пример подобной замены можно увидеть на большинстве основных страниц сайта stopdesign.com. Обратите внимание на главные заголовки каждого раздела или страницы (например, "Recent Log Entries" на главной странице). Они создавались без манипуляции свойствами текста с помощью CSS. Это изображения, любовно обработанные так, чтобы соответствовать шрифту логотипа. Особое внимание было обращено на совпадение фоновых цветов изображений с фоном тех частей страниц, где они должны находиться. Эффект едва уловимый, но неотъемлемый для подчеркивания индивидуальности сайта.

Заглянув в исходный код страницы или отключив таблицы стилей, вы увидите, что изображение заголовка не является частью разметки страницы. Фактически, там, где большинство из вас видит заголовок-картинку, находится обычный тег

, внутри которого находится простой текст, т.е. обычный текстовый html-заголовок, занимающий свое обычное положение в иерархии страницы.

Голосовые броузеры, устройства с небольшими экранами, и поисковые роботы должны (см. примечания в конце статьи) игнорировать любые таблицы стилей, используемые при выводе на экран. Вместо этого они получают обычный текст, помещенный в элемент

.

Один из методов привязки изображений-заголовков для разделов сайтов состоит в создании контекста, в котором эти изображения-заголовоки используются. В элементе каждой страницы определенного раздела атрибутам id или class присваивается уникальное значение. Затем, используя селекторы наследования, к каждому тегу

привязывается соответствующее изображение в зависимости от того, в контексте какого элемента данный тег

появляется (пара body#sectionForum h1 или body.sectionForum h1). Но в каждом разделе сайта может быть несколько типов страниц, и нам может понадобиться создать заголовки, соответствующие дочерним страницам разделов.

Гораздо разумнее присвоить каждому заголовку идентификатор id, содержащий сокращённое название этого заголовка. Для примера: заголовок Recent Log Entries на главной странице stopdesign.com имеет идентификатор "t-reclog". Префикс "t-" добавлен для того, чтобы создать уникальное значение, и чтобы случайно не создать идентификатор, который уже существует у какого-либо другого элемента. В данном случае "t-" всегда означает, что это идентификатор заголовка страницы (от слова title). Правда, разметка становится слегка избыточной, но это позволяет достичь наибольшей гибкости в привязке любых титульных изображений к заголовкам любых страниц.

Каждый заменяемый заголовок должен быть описан несколькими стилевыми правилами, которые характерны для всех других подобных заголовков. В дополнение к атрибуту "id", в заголовке, который необходимо подменить, мы используем еще и атрибут "class", которому присваиваем значение "swap". Этот класс создан для описания общих свойств подменяемых заголовков, что позволяет задать эти общие свойства всего один раз, не прописывая их всякий раз в стилевых свойствах каждого идентификатора id каждого конкретного заголовка. Кроме того, такой подход помогает не перечислять в таблице стилей все уникальные идентификаторы только для того, чтобы присвоить им одно и то же правило, общее для всех. Благодаря этому подстановка будет применена только к тем тегам

, которые имеют класс "swap". Для не подлежащих замене тегов

в этом случае не придётся писать никакие отменяющие замену правила. Добавление класса — маленькая жертва чистотой разметки в пользу упрощения таблицы стилей.

Для замены заголовков изображением stopdesign.com использует следующие правила:

h1.swap { height:22px; background-repeat:no-repeat; } h1.swap span {display:none;} А уникальные идентификаторы выглядят так: h1#t-recentlog {background-image:url("/img/title_reclog.gif");} h1#t-articles {background-image:url("/img/title_articles.gif");} h1#t-portfolio {background-image:url("/img/title_port.gif");}

Для простоты редактирования и поддержки сайта, все правила для заголовков страниц вынесены в отдельный файл titles.css, который импортирован в основной файл screen.css. screen.css в свою очередь подключен к html-странице с помощью элемента .

Пример второй. Податливые буквицы

Хотелось ли вам когда-нибудь украсить первый абзац своей страницы буквицей? До сих пор с содроганием вспоминаете увеличенную средствами HTML до пятисот процентов первую букву? Что скажете, если мы используем вместо этого изображение? Конечно же, не хотелось бы лишиться первой буквы в том случае, если картинка не загружена. Немного изменив описанную выше методику, мы сможем использовать для буквицы практически любой шрифт, какой захотим. Например, давайте снова обратимся к старому доброму Shelley Allegro и создадим на его основе букву "E", которая послужит буквицей для этого же абзаца.

Нас не устроит буквица, стоящая особняком на строке (именно так получилось бы, если бы мы заключили её в тег div). Договоримся, что мы не хотим, чтобы первая буква как-нибудь выделялась на общем фоне в том случае, когда стилевые правила недоступны для броузера. В таком случае мы используем пару универсальных тегов span:

Ever wanted a ...

Помните, что мы применяем фоновое изображение к внешнему тегу , а внутренний используем для сокрытия текста. В этом примере мы зададим для внешнего тега "плавучесть" (float) для того, чтобы текст абзаца охватывал его справа и снизу. Для лучшей совместимости с различными броузерами зададим для этого же элемента свойство display: block; (впрочем, это должно произойти автоматически при использовании float). У нас получится вот такой набор стилевых правил:

span.dropcap { display:block; float:left; width:46px; height:63px; margin-right:5px; background-image:url("dropcap_e.gif"); background-repeat:no-repeat; } span.dropcap span {display:none;}

Ширина и высота для первого правила взяты такими же, как соответствующие размеры изображения. Кроме того, мы применили небольшой правый отступ (margin-right) для нашей буквицы. Объединив HTML и CSS и применив кое-какие мелкие стилевые правила к самому абзацу, мы получили вот такой образчик буквицы.

Ещё примеры

Творческое использование метода ограничено лишь возможностями нашего воображения. Этим способом, среди прочего, можно:

* Создавать логотипы и названия, основанные на использовании шрифта
* "Отливать" заголовки
* Отображать котировки акций
* Заменять отдельные слова с целью улучшения косметического эффекта (например, замена "and" и "vs.")

Этот метод может быть хорош при смене внешнего вида сайта с помощью альтернативных таблиц стилей. Каждая таблица может подключать свои изображения.

Заменяйте осторожно

Вышеизложенный метод следует использовать с особой ответственностью. В изображении всегда должен быть тот же самый текст, что и в спрятанном html-коде. В противном случае будет несправедливо показывать пользователям при включенных стилях одно, а при выключенных — другое. Изображение-заменитель может отличаться размером и способом написания шрифта, его цветом и расстоянием между символами. Но эти стилистические решения определяются лишь графическим дизайном страницы, и их не следует применять к заменяемому html-тексту. Например, если повторить склеивание слов (т.е. удаление между ними пробела, как сделано в графических заголовках сайта stopdesign.com) в html-тексте, голосовые броузеры и броузеры для слепых превратят текст в кашу. Следовательно, html-текст должен быть оформлен с соблюдением орфографии и синтаксиса, как если бы он предназначался для страницы без стилей.

Необходимо упомянуть несколько очень серьезных недостатков этого метода:

Во-первых, несмотря на то, что этот метод отлично подходит для поисковых роботов (в отличие от вставки простых изображений вместо текста), у пользователя возникнут проблемы при поиске заменённого текста (функция поиска в броузерах) или же при копировании его в буфер обмена.

Во-вторых, иногда бывает (хоть и редко), что пользователь отключает показ изображений в броузере, но не выключает поддержку CSS. В таком случае заменённый текст по-прежнему будет скрыт, а фоновое изображение на экране не появится. Как результат, страница будет выглядеть как с пустыми блоками без текста. Как уже было сказано, такие случаи редки: если что-то из двух (CSS и графика) отключено, часто отключено и второе.

В-третьих, пользователь не сможет манипулировать графическим текстом: не выйдет поменять у заголовка размер, цвет или сделать его более контрастным (т.е. всё то, что так легко можно сделать с обычным текстом).

Эти недостатки должны приниматься в расчёт, и решение об использовании данного метода должно приниматься в каждом конкретном случае. Если вы все-таки решаете использовать этот метод, постарайтесь также учесть все нюансы при разработке самих изображений-замен. Будет просто безответственно использовать в них мелкий или низко-контрастный текст. При выборе цветов и/или фона изображения постарайтесь учесть особенности восприятия этих цветов у дальтоников.

И помните, что чрезмерное (или неправильное) использование хороших приёмов может со временем выйти боком. Мы всегда применяем этот метод редко и очень осторожно.
Совместимость с броузерами:

Mac: Camino .7+, IE 5+, Mozilla, Netscape 6+, OmniWeb 4+, Opera 5+, Safari

Win: Firebird .6+, IE 5+, Mozilla, Netscape 6+, Opera 5+, Phoenix .5+

ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

Метод не смог пройти проверку несколькими популярными программами, читающими пользователю текст с экрана. См. статью на сайте A List Apart: Facts and Opinion About Fahrner Image Replacement.

Результаты исследования, проведенного Джо, показывают, наша идея создать что-то более гибкое, чем простые изображения с прописанным для них атрибутом alt, потерпела фиаско. Мы предполагали, что в броузерах со включенным показом графики текст будет скрыт стилевым правилом display:none, а в голосовые броузеры чётко его прочитают пользователю. Оказалось, что некоторые броузеры так не делают даже в том случае, когда мы прописываем в стилях media="screen", так как они буквально зачитывают то, что было бы видно на экране. Большинство голосовых броузеров не поддерживают media=" aural", так что пропадает всякий смысл использования свойств "speak" в таблице стилей для них.

Цветовые контрасты — это типы сочетания цветов и степень их выразительности. Существует 7 типов. Как их променивать? Фото

При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой. Дорогие, дизайнерские вещи на фоне развален смотрятся еще более богатыми.
В сочетании цветов действует такой же принцип, в общей сложности различают 7 вариантов контраста:

— это сочетание разных цветов. Его построение основано на теории , где описаны самые удачные комбинации и метод их создания с помощью геометрических манипуляций. Часто к этому типу присоединяются другие контрасты, например, световой, тепловой и т. д. (см. ниже)

Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. (а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).

Светлые оттенки и темные создают ощущение свето-тени. Такую разницу легко улавливает глаз. Основной характеристикой в нем будет — четкость линий на границе светлых и темных тонов. В той или иной мере светло-темный контраст присутствует практически в каждом сочетании, однако он может быть резким или приглушённым. О его отсутствие можно сказать только в том случае, если комбинацию можно перевести в серый и граница цветов будет неразличима.

Сочетания построенные по этому типу могут внести определенность в образ или композицию. За счет этого эффекта можно достичь объемности, реалистичности изображения. Он легко воспринимается, распознается, поэтому и считается одним из самых привлекательных.

Основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих оттенков и нашему желанию достичь покоя. вместе создают гармонию целостности, хотя, как и в любом контрасте противоположности усиливают друг друга: холодный рядом с теплым становится еще более ледяным, а теплый — горячим.

Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».

— это сочетание цветов, волны которых в сумме дают серый спектр. Если смешать краски двух дополнительных цветов, то мы получим грязный, коричневый оттенок. Такие противоположные цвета — самая яркая комбинация из контрастов по тону. Найти дополнительную пару можно на цветовом круге Иттена: тона, которые находятся друг напротив друга будут иметь искомые свойства.

Этот контраст так же стремится к стабильности, как и тепло-холодный (кстати, он всегда присутствует в дополнительной паре), но если разница по температуре создает «движение», то данная пара достигает стабильности. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как впечатление от него может быть слишком ярким.


А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.
– его не существует вне нашего восприятия. Он возникает в сочетании с серым цветом другого насыщенного (не монохромного или нейтрального) оттенка, когда в сером — мы видим дополнительный тон к нему. То есть, например, красный с серым, при беглом взгляде на серый. в таком соседстве, мы можем увидеть зеленый тон. Это очень важно, особенно при создании мелкого рисунка, например, в текстиле. Красно-серый галстук — это приемлемый, строгий элемент костюма, но если вы видите красно-зеленый рисунок в таком изделии — первое, что вы ощутите — это замешательство, так как такое сочетание неприемлемо для строгого мужского (да и женского) образа.
Для нейтрализации симультанного контраста в серый добавляется толика тона соседа, в случае с красным, серый будут иметь теплый, едва уловимый лиловый подтон. Мы не заметим этой перемены, но наш глаз не будет перевирать нейтральный цвет.

Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.
Проверьте это сами: если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

На оранжевом, серый примет голубой оттенок;
на красном – зеленый;
на фиолетовом – желтоватый.

Называют сочетание бледных и ярких оттенков. Он может быть составлен из оттенков одного тона, один из которых будут выделятся, как бы светится на фоне остальных. Чем насыщенней оттенок, тем ближе он к спектральному цвету. Однако, на фоне бледных тонов, даже просто выраженный средний тон — будут выделяться.
Контраст по насыщенности присутствует не только в одной гамме, это может быть и сочетание разных оттенков среди которых есть такой, который приковывает к себе внимание.

Этот контраст можно отнести к акцентирующему. Он может быть очень ярким, а может быть умеренным. Его используют в создании и подборе различных аксессуаров.

7 Контраст по размеру цветовых пятен . Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики. Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного. Этот эффект подсказала нам природа и ощущение облегчения при виде света в темноте.