Где регулируется таможенно тарифная политика. Таможенно – тарифная политика

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1999. С. 9-19.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам - одноклеточным организмам - свойственны близкие к психике явления, а именно:

Способность к реагированию на изменения внутренних состояний;

Внешняя активность на биологически значимые раздражители;

Память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством, - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)

Продолжение

Виды живыхсуществ, достигших этогоуровня развития
способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды Слабая, нецеленаправленная двигательная активность
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
2. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный органманипулирования - челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение А. Рыбы и другие низшиепозвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

«картины мира»

Окончание

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно- исследовательской, подготовительной фазы.

Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей

В. Выделениеспециализированныхоргановманипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широкимиспользованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К. Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее назвать концепцией Леонтьева - Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (таблица). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных

специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуются тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость - способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих молюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Совершенствуется двигательная активность.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов.

На следующей, перцептивной, стадии происходит качественный скачок в развитии психики и поведения животных. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь обнаруживается готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. В их деятельности выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию дей-

ствительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения. Развивается система общения животных друг с другом.

Описав эти стадии и уровни, К. Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем.

Психику и поведение животных изучает зоопсихология. Наука берет свое начало в XIX веке в трудах Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, В.А.Вагнера. Психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы. Основным фактором развития психики животных ученые считают усложнение условий жизнедеятельности, которое приводит к более динамичным и разнообразным движениям. Усложняются строение тела, отражательные функции, регулятивные механизмы движений

Формой психики животных в анатомо-физиологическом смысле является нервная ткань или ее аналог в простейших формах жизни животных. По мере развития у животных сформировалась нервная система: ретикулярная, ганглионарная и, наконец, центральная.

В зоопсихологии существуют такие параметры, как форма психического отражения, ведущий поведенческий тип, строение нервной системы. По ним выделены три основные стадии развития психики животных.

Стадия элементарной сенсорной психики

Стадия элементарной сенсорной психики проявляется в чувствительности к отдельным свойствам среды, имеет форму элементарных ощущений. Поведение животных основывается на одном свойстве. Внутри стадии происходили эволюционные изменения. Зоопсихолог К.Э.Фабри определяет уровни эволюции: низший и высший.

Определение 1

К низшему уровню относятся организмы, которые находятся на границе растительного и животного мира: жгутиковые, губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

Определение 2

К высшему уровню принадлежат многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных животных.

У них сложное строение нервной системы, двигательный аппарат имеет сложную дифференциацию. Соответственно, поведенческие проявления сложны и многообразны.

Пример 1

Рассмотрим поведение паука, который ловит насекомое в паутине. Поведение паука сложное, побуждается вибрацией крыльев насекомого, которая передается через паутину. После прекращения вибрации движения паука в сторону насекомого не наблюдаются. Но если вибрационные моменты есть, например, они создаются камертоном. Паук направляется к камертону и наносит ему удар челюстями.

Из всего многообразия мира животные способны воспринять абсолютно малую его часть. Этот узкий спектр, состоящий из нескольких свойств среды, оказывается достаточным для того, чтобы выжить в естественных условиях.
В ходе эволюции на этой стадии животные обрели достаточно сложную поведенческую форму – инстинкт.

Определение 3

Инстинкт – поведенческий вид, который реализуется особыми формами действий наследственного, программированного,стереотипного характера, при помощи которых животное, не подвергаясь специальному обучению, может приспособится к окружающим условиям среды.

Можно привести примеры из деятельности пчел, муравьев, чье поведение выглядит сложным, порой необъяснимым.

Пример 2

Муравьи, чувствуя приближение ненастья, закрывают все входы в муравейник. Находясь на большом расстоянии от муравейника, без труда находят дорогу к нему. У муравьев можно наблюдать совершение набегов на своих сородичей с похищением у них куколок. Муравьи образуют живые цепи, по которым вверх взбираются их собратья и добывают таким образом строительный материал.

В предыдущем примере поведение паука, нападающего на камертон, совершенно для него нецелесообразно и бесполезно. Также как поведение чаек, которые высиживают любые предметы, напоминающие яйцо. Инстинкты привязаны к условиям, которые соответствуют модели врожденного поведения. Когда условия изменяются, теряется свойство целесообразности. Психика животного способна отражать только отдельные свойства среды. Вопрос изменения наследственных форм поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики волновал ученых. Зоопсихолог Р.Йеркс пытался обучить дождевых червей находить путь в лабиринте, ведущий в гнездо. Если червь полз в другом направлении, он получал удар током. После 180 проведенных опытов, результат оказался положительным. Проводились другие опыты, они дали такой же результат. Ученый сделал вывод о том, что способность к изменению поведения и обучению на стадии элементарной сенсорной психики низкая и отражает лишь некоторые фрагменты жизнедеятельности животных.

Стадия перцептивной психики

Определение 4

Стадия перцептивной психики – это способность отражения внешней действительности в форме набора качеств, вещей.

На этом этапе также можно выделить высший и низший уровни. К высшему уровню относятся все млекопитающие. Они обладают сложным типом пластичного поведения, где присутствует анализ и синтез окружающих условий. Такие явления, как анализ и синтез могут проявляться только на основе развитой формы психического отражения. Строение центральной нервной системы усложнилось, прежде всего это касается развития коры головного мозга. Произошли изменения и в развитии органов чувств, органов движений.

Животные могут выстраивать свое поведение не только относительно цели, но и тех условий, в которых она дана. Отсюда возникает способ действия и закрепляется в поведении. Появляются навыки – способы действий, которые выработались и закрепились в поведении животного. Когда условия среды меняются, животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий.

Вывод 1

Таким образом происходит приспособление животных к среде, в которой они обитают. Врожденные программы поведения меняются, уступая место процессу научения.

Путем научения животными приобретается и накапливается индивидуальный опыт. Они закрепляют в своем поведении краткий путь к пище, нахождение выхода, обхождение преград, использование сигналов для обороны. Проводились эксперименты по научению животных, они были связаны с образованием условных рефлексов.

Академик И.П.Павлов занимался выработкой у собак условных рефлексов, которые закрепляли значение сигнала за различного рода раздражителями (классический условный рефлекс). Раздражителями являлись вспышка света и звонок, они использовались при поступлении пищи и приобретали значение сигнала.

Психолог Б.Ф.Скиннер исследовал инструментальные рефлексы. В особой клетке с задвижками и рычажками находилось животное. При помощи этих приспособлений можно было открыть окошко в клетке и получить пищу. Крысы находили нужный рычаг, формируя и закрепляя индивидуальный опыт. Научение развивает у животных элементарные формы памяти. Это подтверждено экспериментально.

Замечание 1

При наблюдением за животными в естественной среде и в условиях эксперимента можно сделать вывод о том, что животные способны анализировать ситуацию, сохранять образы внешней действительности и сохранять полезные реакции.

Формирование навыков происходит посредством подражания, выработки условных рефлексов, путем проб и ошибок при изменении условий окружающей среды. На стадии перцептивной психики у животных сохраняются и инстинкты, но они тоже изменяются, приспосабливаясь к конкретным условиям жизни.

Стадия интеллекта

На стадии интеллекта находится небольшое число представителей животного мира – высокоорганизованных видов млекопитающих человекоподобных обезьян. Психика животного отражает целостные ситуации и отношения между предметами. Возникают поведенческие проявления сложной формы – решение задачи.

Пример 3

Кусок мяса, обвязанный веревкой, лежит за клеткой. Конец веревки находится в клетке, где сидит животное. Если в клетку поместить собаку, она не потянет веревку, хотя физически может. Если в клетке будет находится обезьяна, она сделает это. Немецкий психолог В.Келер исследовал и описывал интеллектуальное поведение животных. Обезьяны в его экспериментах пользовались инструментами и доставали пищу. В качестве инструментов выступали палки, ящики. Обезьяны демонстрировали «ручное» или практическое мышление. Иногда животному удавалось находить решение мгновенно.

Определение 5

Такое явление называется инсайтом – внезапным пониманием ситуации, при этом не привлекается прошлый опыт.

Исследователь Н.Н.Ладыгина-Котс наблюдала за сложными действиями обезьян. Шимпанзе изготавливали из двух палок одно орудие, вставляя палки в пазлы. Затем применяли палку в своей деятельности, выталкивали пищу из узкой трубы. Такое поведение имеет две фазы: подготовки и осуществления. Фаза подготовки побуждается объективным отношением между предметами: палкой и пищей.

К.Э.Фабри останавливается еще на одной особенности поведения обезьян. Он рассматривает манипулятивные действия – сложные действия с использованием предметов.

Можно отметить цикл исследований З.А.Зорина, А.А.Смирнова, где удалось установить сложные поведенческие формы обезьян: овладение простейшими аналогами человеческой речи. Животные выполняли действия по устным указаниям исследователя. Но понимали ли они его? Остается вопросом. Более подробные исследования показали, что обезьяны больше ориентировались на жестикуляцию, интонацию. Но не исключено, что отдельные особи могли понимать устную речь.

Возникновение стадии интеллекта связано с изменениями в строении головного мозга, структура стала более сложной. Существенные изменения произошли в лобных долях коры головного мозга. Среди стадий развития психики животных стадия интеллекта является верхней границей. Далее следует сложный и длительный этап историко-эволюционного развития человека.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Изучением психики и поведения животных, закономерностями ее возникновения и развития занимается специальная наука - зоопсихология. Она зародилась в начале XIX в. Основоположника­ми зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К.Ф. Рулье, В.А. Вагнер. В зоопсихологии психика живот­ных изучается в диалектическом единстве с их поведением и дви­гательной активностью. Как ведущий и главный фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятель­ности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соот­ветственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Фор­мой высокоорганизованной живой материи как анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань животных или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе раз­вития жизнедеятельности и психики у подавляющего большинства животных были сформированы нервная система и ее центральный орган - головной мозг. В зоопсихологии выделены три основные стадии развития психики - элементарной сенсорной психики, перцептивной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строе­нию нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отра­жение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чув­ствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму эле­ментарных ощущений. Соответственно поведение животных отве­чает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низ­шие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточ­ных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них ха­рактерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппара­та. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не цело­стных вещей. Так, сложное поведение паука, ловящего попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, которую про­изводят крылья насекомого и которая передается по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камерто­ном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями. Воздействие вибрации находится в определенной свя­зи с питанием паука, и именно это свойство приобрело для него биологический смысл, стало свойством, вызывающим ощущения.

Эта стадия развития психики потому и называется элементар­ной, что из всего многообразия мира живые организмы восприни­мают лишь самую малую его часть. Остальной мир во всем много­образии его свойств для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в строго определенных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элемен­тарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточ­но сложная форма поведения - инстинкт. Инстинкт - это поведе­ние, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравь -ев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюде­нии за ними воспринимается как весьма сложное и трудно объясни­мое. Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев дру­гого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны также сложные формы общения и взаимодействия животных на этой стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам заби­раются вверх, где находят строительный материал для гнезд.

Более глубокое изучение инстинктивного поведения позволило выявить основной механизм его осуществления - последователь­ность безусловных рефлексов, воспроизводящихся в строго опреде­ленных, заданных условиях, в которых реализуется их приспособи­тельная функция. При изменении условий эта функция теряется. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. То же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца. Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и поте­ря ими свойства целесообразности при изменении условий объясня­ется особенностью, характерной для элементарной сенсорной психи­ки, - способностью к отражению только отдельных свойств среды. Поведение паука было ограничено возможностью ответных реакций исключительно на вибрационные раздражители. У птиц поведение было фиксированной реакцией на форму яйца.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли живот­ные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Чтобы ответить на него, американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дож­девых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в дру­гой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В кон­це концов Р. Йеркс добился положительного результата, но ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, на­правленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали анало­гичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедея­тельности. Определяющими особенностями их поведения являют­ся жесткость врожденных программ и стереотипность реагирова­ния, характерные для инстинкта.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами сре­ды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существу­ющих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположе­ны все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется бо­лее сложный тип пластичного индивидуального поведения, меха­низмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психиче­ского отражения. Материальным субстратом новой формы отраже­ния и нового типа поведения стало усложнение строения и функ­ций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения про­изошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

Основными механизмами, обеспечивающими пластичное пове­дение животных и их способность к научению, являлись условный рефлекс и формирование навыков или закрепление операций (опе­рацией называется способ действия, отвечающий условиям, в кото­рых дан побуждающий предмет). Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и ус­ловиям, в которых она дана. Они определяют способ действия, ка­ким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляет­ся в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называются навыками. При изменении условий живот­ные находят и закрепляют в своем поведении новый способ дей­ствий. Таким образом происходит научение животных. Научение - это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе он­тогенеза индивидуальный опыт. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сиг­налы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение.

В экспериментальном научении у животных исследованы слож­ные формы поведения, связываемые с образованием условных реф­лексов. И.П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, поз­воляющие закреплять сигнальное значение за различными раздра­жителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигналь­ное значение.

Американский психолог Б.Ф. Скинер исследовал другой тип ус­ловных рефлексов - инструментальные. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, ры­чажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специ­альное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посред­ством проб и ошибок находили нужный рычаг. При повторных опы­тах животные совершали меньше промахов и вскоре стали нажимать на нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индиви­дуальный опыт. Если сигнальное значение раздражителей меня­лось (пищевое подкрепление можно было получить с помощью дру­гого действия) крысы посредством проб и ошибок находили новое решение. В основе оборонительного поведения животных (напри­мер, избегания удара электрического тока) также лежат условные рефлексы.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции. На глазах у животного прятали пищу, а за­тем в течение некоторого времени удерживали его. Как только животное отпускали, оно бежало к приманке. Если приманку заме­няли другой, животное отказывалось от нее, так как помнило пер­вую. В естественных условиях такое поведение имеет место, когда животное зарывает пищу, а затем возвращается к ней.

Таким образом, наблюдение за естественным поведением живот­ных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анали­зу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и за­крепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подра­жания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и проявлять адек­ватное поведение при изменении условий жизни. На стадии пер­цептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и при­спосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое чис­ло видов самых высокоорганизованных млекопитающих - челове­коподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта живот­ных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма - решение задач. Например, если за клеткой, в ко­торой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физиче­ски может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных эксперименталь­но исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных «орудий» - палки, ящиков и др., демонстрируя «ручное», или практическое, мыш­ление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит реше­ние сразу, в результате «инсайта», или озарения. Инсайт - это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структу­ры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи. Если обезьяне предложить подобную задачу еще раз, она решит ее сразу, без предварительных проб и легко перено­сит найденное решение в другие условия.

Н.Н. Ладыгина-Котс наблюдала еще более сложные действия обезьян. Шимпанзе могли первоначально изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны снача­ла складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы. Такое поведение обе­зьян имеет более сложную структуру - двухфазовую. В нем вы­деляется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовитель­ная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отно­ шением между предметами (отношением палки к плоду).

Отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри описал еще одну важ­ную особенность интеллектуального поведения обезьян. Они спо­собны осуществлять сложные действия держа в руках различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. При ма­нипулировании с предметами устанавливаются связи между корой больших полушарий головного мозга и ручными движениями, что делает обезьян способными к практическому анализу предметов. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению прак­тических задач и создает условия для осуществления первых тру­довых действий.

Усложнение форм психического отражения и поведения живот­ных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикаль­ные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет со­бой верхнюю границу развития психики животных. Далее начина­ется качественно новый этап в истории развития психики - слож­ный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость . Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность кощущениям. По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные,

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового тина приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человекасознания.

Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Раздражимость - реакция на воздействия, непосредственно участвующие в обмене веществ данного организма. Чувствительность - качественно своеобразная форма раздражимости, опосредованное участие в метаболизме. По Леонтьеву, чувствительность возникает тогда, когда живое существо становится способным реагировать на то или иное свойство окружающего мира которое не является непосредственно жизненно важным, но которое связано с таковым - это объективный критерий возникновения чувствительности -начало психического.

Стадии эволюции психики:

1.Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется тем, что отвечает тому, или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Т.е. чувствительность к отдельным воздействующим свойствам (или совокупностям свойств).

2.Стадия перцептивной психики характеризуется способность отражать внешний мир в форме вещей (объектов). Т.е. развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции; операции - деятельность не связанная с конкретным предметным наполнением). Т.о. но этой стадии дифференцируются объект и действие.

3.Стадия интеллекта характеризуется 1) способностью быстро находить нужную операцию 2) способность запомнить найденную операцию без многочисленных повторений 3) легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными. Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения.

Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира.

Свойства психики:

1) психика – это свойство только живой материи, высокоорганизованной материи;

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир;

3) психика способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

Функции психики:

Отражение окружающей действительности

Обеспечение целостности организма

Регуляция поведения

Обеспечение адаптации

Стадии развития психики

Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувственности. Развитая раздражительность. (простейшие)

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки).

II. Стадия перцептивной психики.

А. Низший уровень. Отражение высшей действительности в форме образов и предметов. Объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти.

Рыбы и другие низшие позвоночные.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира".

Особенности поведения: высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к назначению.

Виды живых существ: высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности ориентировочно-исследовательской фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий.