Как работают кассовые аппараты и POS-терминалы. А если ИП на упрощенке - нужен ли кассовый аппарат? Обязанность по применению контрольно-кассовых машин

"Практическая бухгалтерия", 2007, N 11
ТОРГОВЫЙ ТЕРМИНАЛ - АЛЬТЕРНАТИВА КАССЫ?
При осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров, выполнения работ или оказания услуг фирмы и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). А что думают суды, если фирма вместо ККТ воспользуется торговым терминалом?
Налоговые органы ответственно следят за фирмами и индивидуальными предпринимателями, которые применяют контрольно-кассовые аппараты.
Напомним, что порядок использования ККТ регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", согласно которому следует применять те модели ККТ, которые включены в Государственный реестр.
Законом установлено, что к ККТ, которая используется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, относятся:
- контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;
- электронно-вычислительные машины (персональные, программно-технические комплексы).
Это важно. Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (об использовании БСО читайте на странице 70).
Уточним, что терминал по приему платежей - это торговый автомат самообслуживания с программно-техническим обеспечением, который предназначен для осуществления приема наличных денежных средств (в том числе платы за услуги сотовой связи, коммунальных платежей). А деятельность при помощи такого автомата получила название вендинг.
Опираясь на эти утверждения, организации вправе обратиться в суд с целью признания незаконным решения налоговых органов о неправомерном использовании торгового терминала взамен ККТ. В защиту своих требований фирмы могут предъявить тот факт, что применение торгового автомата не идет вразрез с вышеупомянутым Законом, так как его можно отнести к программно-техническому комплексу. Что же говорят судьи?
Терминал терминалу рознь
Положением о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470), установлен перечень критериев, которым должна соответствовать контрольно-кассовая техника (о правилах работы ККТ читайте в N 10 за 2007 г.). Так, ККТ должна иметь:
- фискальную память;
- накопитель фискальной памяти;
- контрольную ленту;
- устройство печати кассовых чеков.
Если терминал будет соответствовать этим требованиям, то его применение будет вполне оправданным.
Отметим еще два момента, при которых применение торгового терминала будет правомерным. Во-первых, если терминал будет признан программно-техническим комплексом, применение которого согласно ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ предусмотрено наравне с контрольно-кассовыми машинами.
Во-вторых, в качестве приемлемой модели в соответствии с Письмом Роспрома от 24 апреля 2006 г. N СП-1386/16 в составе терминалов самообслуживания будет использован фискальный регистратор ПРИМ 21К при условии размещения под кожухом терминала и получения данных по каналу связи.
Позиция налоговых органов
В большинстве случаев претензии налоговиков к владельцам торговых терминалов связаны с выдаваемыми чеками. Как отмечают чиновники, платежный терминал или торговый автомат обязан в соответствии с законодательством о применении ККТ выдать фискальный чек. А те квитанции, которые выдают автоматы, по мнению налоговиков, не являются гарантией оплаты. Оперируя этими данными, налоговые органы могут предъявить компаниям штрафы. Напомним, что согласно ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях за неприменение ККТ предусмотрен штраф в размере:
- от 1500 до 2000 руб. для граждан;
- от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц фирмы (индивидуальных предпринимателей);
- от 30 000 до 40 000 руб. для организаций.
Мнение суда
Позиция налоговиков ясна, дело за судьями. Анализ сложившейся арбитражной практики показывает различный подход судов к этому вопросу. Например, арбитры в Постановлениях ФАС Уральского округа от 21 мая 2007 г. по делу N Ф09-3847/07-С1, от 14 мая 2007 г. по делу N Ф09-3378/07-С1 полностью разделяют точку зрения инспекторов.
В этом случае суды признают, что организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров через торговые автоматы, терминалы самообслуживания и другие кассовые автоматы. Сославшись на Письмо Роспрома от 24 апреля 2006 г. N СП-1386/16, они указали, что отсутствие у платежного терминала фискального регистратора (то есть технической возможности применения ККТ) не позволяет в установленном законом порядке использовать его для приема наличных платежей. Поэтому предприниматели и организации были признаны виновными в совершении административного правонарушения.
А, например, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2007 г. по делу N А69-313/07-8-Ф02-2827/07, Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2007 г. по делу N Ф04-6408/2007(38154-А27-29), Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2007 г. по делу N Ф04-6028/2007(37715-А03-29) вывод судов имеет положительный исход для фирм и индивидуальных предпринимателей.
В этом случае суды не поддерживают позицию налоговых органов, аргументируя тем, что ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ позволяет использовать и программно-технические комплексы, включенные в Государственный реестр электронно-вычислительных машин. Но в силу того, что на сегодняшний день отсутствует сам госреестр ЭВМ, то и предъявление претензий является необоснованным.
Также существенным фактом для судов является мнение ВАС РФ (Постановление от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"), в соответствии с которым за использование организацией или индивидуальным предпринимателем вместо ККМ иных указанных в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники не могут быть привлечены к ответственности за неприменение ККМ.
Напомним, что, по мнению ВАС РФ, под неприменением ККТ следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата, в том числе по причине его отсутствия;
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование ККМ без фискальной памяти;
- использование ККМ без пломбы, либо она имеет повреждение, которое свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Но следует иметь в виду, что отсутствие единой судебной практики и позиции ВАС РФ по данной категории дел не может свидетельствовать о невиновности организаций. Такой вывод сделал ФАС Центрального округа в Постановлении от 27 июня 2007 г. по делу N А62-1104/2007.
Поэтому организациям, использующим торговые автоматы, необходимо следить за нормативными актами, которыми будет дополняться Государственный реестр ККТ. А в случае наложения штрафа за неприменение ККТ необходимо проанализировать судебную практику в своем регионе, прежде чем обжаловать постановление об административном правонарушении.

Любой предприниматель, которого закон обязывает использовать в процессе деятельности кассовый аппарат, наверняка задавался множеством вопросов, касательно порядка его обслуживания. С одной стороны он обязан четко следовать нормам закона и вести учет движения денежных средств, с другой стороны, ему надо как-то минимизировать свои расходы, чтобы торговля имела смысл.

Несоблюдения правил использования контрольно-кассовой машины (ККМ), тянет за собой ответственность, как правило, немалые штрафы. Но и законодательство в этой сфере меняется довольно быстро. В данном материале мы постараемся рассказать, когда нужен кассовый аппарат для ИП, может ли работать ИП без кассового аппарата, какие на сегодня существуют правила его пользования и обслуживания.

Общие правила пользования ККМ

Торговля с кассовыми аппаратами должна соответствовать нормам закона. Как свидетельствуют его положения, аппарат обязательно нужен, при расчете в компании с клиентами наличными средствами или банковскими картами. К слову, правовая форма компании значения не имеет. То есть правило касается не только ИП, но и ООО, ЗАО. Также его использование не зависит от вида деятельности компании. Продает она товар, услуги или выполняет определенный вид работ на заказ, ей все равно нужен такой аппарат.

Однако есть исключения, когда кассовый аппарат для ИП или ООО можно не устанавливать. К таким исключениям относятся:

  • если работа предпринимателя предполагает ведение торговли на рынке, киоске. На выставке, продажу лотерейных билетов, ценных бумаг и целого ряда других товаров, ККМ устанавливать ему нет необходимости;
  • если торговля ведется по труднодоступным районам;
  • если ведение торговли идет исключительно по расчету безналичному.

Без аппарата вести деятельность могут ООО, которые применяют ЕНВД. Но тогда они обязательно должны выдавать товарный чек или квитанцию, которые подтверждают, что деньги получены, а товар передан. Правда, и это правило имеет исключения – оно не касается организаций на ЕНВД, которые продают алкоголь крепостью более 15%. Говоря кратко, ставится подобный кассовый аппарат для ИП, которые оформлены на УСН. Кроме этого их работа не подпадает под закрепленные законом исключения.

Покупка ККМ

Надо понимать, что ИП и ООО не имеют права приобретать ККМ в обычном магазине техники. Подобные агрегаты может продавать только специальная компания. Она же в дальнейшем ведет техническое обслуживание и ремонт. Перечень компаний, которым разрешено работать в этой сфере, закреплен Государственной экспертной комиссией по ККМ. Работать такие компании могут через собственную сеть дилеров. Также они организовывают собственные центры технического обслуживания (ЦТО).

Логично, возникает вопрос, сколько стоит подобный агрегат. По средним показателям ККМ стоит 8-25 тыс. руб. Но кроме собственно покупки нужен еще договор с ЦТО на обслуживание такой техники, без которого зарегистрировать в налоговой аппарат невозможно. Кроме вашего экземпляра договора сотрудник ЦТО должен наклеить на корпус агрегата специальную объемную голограмму «Сервисное обслуживание».

На обслуживание надо выделять не менее 300 руб. каждый месяц. К тому же ежегодной замене подлежит блок памяти ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной). Когда переполняется фискальная память, ее тоже необходимо менять. В зависимости от модели аппарата эта услуга обойдется в 6 тыс. руб.

Кстати, ЦТО при желании может вам продать ККМ, который был в употреблении. Это существенно сократит ваши расходы на открытие ООО или ИП. Имейте ввиду, что в этом случае аппарат должен быть оснащен новым блоком фискальной памяти ЭКЛЗ и быть снятым с учета в налоговой. Учитывайте также, что общая длительность пользования аппаратом не должна превышать семи лет.

Альтернатива ККМ

Существует более дешевый аналог выдачи чеков при покупке – чекопечатающая машинка (ЧПМ). Ее преимущество заключено в облегчении отношений с налоговиками. Регистрация такого агрегата не нужна, и совершенно неважно, по какой системе налогообложения предприниматель предпочел работать: УСН, ЕНВД или какой другой. Но надо четко понимать, что она не может использоваться вместо ККМ. Если закон обязывает ИП или ООО работать с кассовым аппаратом, установка ЧПМ будет нарушением. Дело в том, что ЧПМ не оснащена такой деталью, как блок памяти ЭКЛЗ, а потому и регистрация такого аппарата не нужна. Использовать его могут ООО на ЕНВД, чтобы не выписывать квитанции. Но даже тогда чек, выданный ЧПМ, должен содержать определенный набор данных:

  • ФИО лица, который выдал чек;
  • дату выдачи чека;
  • сумму покупки;
  • количество и название отпущенного товара;
  • название и ИНН организации, которая выдала чек.

Регистрация ККМ

Чтобы контролировать поток средств у бизнесмена, закон обязал их зарегистрировать ККМ в налоговой. Для этого он должен отнести в ближайшее отделение, которое обслуживает адрес установки аппарата, пакет документов. Это в тех случаях, когда оно не совпадает с местом регистрации предпринимателя или ООО. Налоговой надо предоставить такие бумаги:

  • печать;
  • договор аренды того помещения, где будет поставлен аппарат;
  • прошитый и пронумерованный журнал кассира-операциониста по форме КМ-4;
  • копию и оригинал свидетельства ИНН;
  • паспорт кассового аппарата (получают непосредственно во время его покупки);
  • соответствующее заявление;
  • копия и оригинал свидетельства ОГРН.

Обратите внимание, что это общий условный список. Точный перечень бумаг, который нужен для оформления, стоит узнать лично в налоговой. Вся регистрация занимает около получаса.

Снятие с учета

Если предприниматель решил больше не работать с ККМ, например, когда он перешел с УСН на другую систему налогообложения, агрегат надо снять с учета. Эта процедура проводится там же, где проводилась его регистрация. Бизнесмен обязан собрать и подать такие бумаги:

  • соответствующее заявление с просьбой вывести ККМ с учета;
  • паспорт и формуляр установленной ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста по форме КМ-4;
  • карточку регистрации ККМ.

Кроме всего прочего мастер, обслуживающий ККМ компании, обязан зафиксировать все данные, которые нужно иметь, чтобы снять с учета ККМ, а именно:

  • специальный акт по форме КМ-2;
  • отчет по последней ЭКЛЗ;
  • данные о кассовых фискальных чеках.

Эти показания и указанные выше документы необходимо предоставить налоговой не позже трех дней с момента выписки данных.

Обслуживание ККМ

Отдельно надо учитывать, что бизнесмену, работающему на УСН с ККМ, обязательно надо оформить договор на обслуживание агрегата со соответствующим ЦТО. Прежде всего, эта бумага требуется, чтобы зарегистрировать кассовый агрегат в налоговых органах. Кроме этого, закон требует обязательное ежегодное прохождение процедуры освидетельствования аппарата, после которой на него наклеивается соответствующая наклейка с голограммой. Кроме всего прочего такой регулярный осмотр позволяет продлить срок службы аппарата, сохранить гарантийный срок.

Ответственность за нарушения

На сотрудников налоговых органов возложена не только регистрация кассовых аппаратов, но и работа по отслеживанию правильности их использования. Соответственно, налоговики имеют право выписывать штрафы при обнаружении неточностей.

Так, они могут оштрафовать за:

  • отсутствие ККМ, когда оно требуется законом (предприниматель на УСН);
  • использование аппарата, который не соответствует установленным требованиям;
  • неправильное использование ККМ;
  • случаи, когда регистрация проводилась с нарушениями.

За такие неточности штраф назначается в размере:

  • 1,5-2 тыс. руб. для кассира или продавца;
  • 3-4 тыс. руб. для руководителей организаций и ИП;
  • 30-40 тыс. руб. для юридических лиц.

Отчетность

Предприниматель, работающий на УСН, при эксплуатации ККМ должен оформлять такие бумаги:

  • Акт о проверке наличности в кассе (по форме КМ-9). Его оформляют при незапланированной проверке фактического наличия денег внутри кассы контролирующими органами.
  • Журнал, где учитываются вызовы технических специалистов. Ведется специалистом ЦТО по форме КМ-8. Документ должен все время находиться у руководителя компании.
  • Данные о показаниях счетчиков ККМ, которые используются для составления общего отчета обо всех счетчиках, а также дневной выручке. Ведется по форме КМ-7. Обязательно прикладывается к справке-отчету кассира-операциониста.
  • Справка-отчет кассира-операциониста составляется, соответственно, кассиром по форме КМ-6. Основанием для заполнения является Z-отчет каждой смены. То есть справка должна содержать данные о выручке за смену и показания счетчиков аппарата. Отчет, приходный ордер и собственно выручка сдаются руководителю. Если организация небольшая, то напрямую инкассатору.
  • Журнал кассира-операциониста, где кассир записывает все действия по используемому ККМ. Основанием для заполнения также являются данные Z-отчетов. При этом используется форма КМ-4. Имейте ввиду, что на каждый кассовый аппарат должен быть оформлен свой журнал. Если в организации нет кассира-операциониста (например, если ККМ стоит для работы у официанта, у продавца).
  • Акт о возврате денег, который надо оформлять в случаях, когда возникает необходимость вернуть средства по пробитым по ошибке или неиспользованным чекам. Для его заполнения используется форма КМ-3.
  • Акт о снятии показаний счетчиков, который оформляется тогда, когда проводится ремонт ККМ, или при передаче его другой компании. Для его заполнения пользуются формой КМ-2.
  • Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков, который тогда, когда начинают использовать совершенно новый агрегат. Его используют также после ремонта в ЦТО, в частности при замене фискальной памяти. Как правило, тогда обнуляются счетчики ККМ, что и необходимо зафиксировать документально. Для этой процедуры берется форма КМ-1.

Кроме этого, каждая организация и ИП, работающие на УСН и использующие ККМ, обязуются придерживаться кассовой дисциплины.

Перспективы использования ККМ

На сегодня в Государственной Думе на рассмотрении лежит законопроект, касающийся оптимизации использования подобных аппаратов при осуществлении предпринимательской деятельности. Он требует, чтобы до 1 июля 2017 года не только ИП на УСН, но и другие предприниматели перешли на работу с так называемыми онлайн-кассами. Под такими кассами имеются ввиду особые устройства на кассовых аппаратах, с помощью которых через Интернет можно передавать данные о каждой операции налоговому органу.

Начало регистрации подобных касс открыто с апреля 2016 года. К 1 июля 2017 года этот процесс должен полностью завершиться и каждый предприниматель на УСН или организация должны иметь собственную онлайн-кассу. Это же касается и плательщиков ЕНВД и ПСН – они должны установить у себя подобные аппараты до 1 января 2018 года.

Преимущества нового режима

Покупатели при этом будут получать электронный чек. С помощью специального мобильного приложения они смогут проверять легальность этих чеков, а также при необходимости подать жалобу в ИФНС. Законодатель полагает, что таким образом можно существенно увеличить поступления в бюджет и сократить теневой оборот наличных средств. Кроме этого, так предпринимателям будет легче взаимодействовать с налоговыми органами, а именно:

  • обязательное техническое обслуживание аппарата и замена ЭКЛЗ будет отменена;
  • поскольку операции по кассе можно будет легко отследить в любое время, количество налоговых проверок существенно сократится;
  • не будет необходимости каждый год проводить перерегистрацию кассовых аппаратов;
  • регистрировать аппарат можно будет тоже в электронном виде дистанционно без личного визита в налоговую.

Соответственно, у каждого предпринимателя на УСН и организации сократятся расходы на покупку кассовых аппаратов. Прежде всего, за счет того, что за каждую установленную онлайн-кассу предприниматель на УСН или организация получат налоговый вычет в 18 тыс. руб. Кроме этого, при расчетах клиенты смогут использовать собственные планшеты, смартфоны.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Такое нововведение, как обязательное приобретение онлайн-касс для частного бизнеса, является причиной возникновения массы вопросов у предпринимателей. Внедрение новшества уже началось, но вопросов становится только больше. Тем более что условия и сроки для разных режимов разнятся. В частности, нужна ли касса для ИП на УСН в 2019 году? Ведь «упрощёнка» пользуется большой популярностью у предпринимателей.

ФЗ, регулирующий внедрение КА, обязывает как юридические лица, так и ИП применять ККТ, передающие в онлайн-режиме сведения обо всех расчётах через ОФД (аббревиатура от «оператор фискальных данных»). Техника выполняет не только печать продаваемой единицы продукции (это выполняет и обычная автономная касса), но и ведёт полный учёт товара.

Может ли ИП на УСН работать без кассового аппарата в 2019 г.? В этом году установить ККМ обяжут почти всех ИП. Новшество уже коснулось (или скоро коснётся) все специальные режимы, в том числе и УСН.

Отсрочка, сделанная до июля 2019 г., положена только тем предпринимателям, которые одновременно соответствуют условиям:

  • работают в отраслях общественного питания или торговли;
  • не имеют штата наёмных работников (заключение даже одного договора с работником отменяет отсрочку).

Но с 1 июля 2019 года ни один ИП не сможет работать без ККТ обновлённого образца! И упрощенцы в этом вопросе не имеют преимуществ перед другими режимами. Приобрести обновлённый кассовый аппарат для ИП при УСН в 2019 году можно уже сейчас, чтобы установить и заранее протестировать новую технику.

Специалисты советуют предпринимателям не тянуть с приобретением аппарата до последнего момента. Как часто происходит с любыми нововведениями, работу техники приходится первое время отлаживать, оптимизировать, дорабатывать. Чтобы не допустить перебоев в коммерческой деятельности, нужно позаботиться об этом заранее.

Онлайн-касса постепенно становится обязательной для всех субъектов бизнеса, занимающихся реализацией своих услуг или товаров за наличку или путём электронного способа оплаты. Имеется ряд исключений.

Ряд ИП пока не обязывают устанавливать кассы. Законом чётко оговорены условия для таких случаев, при которых ИП соблюдает другие требования.

Работа ИП без кассового аппарата при УСН допустима, если он проводит свою хозяйственную деятельность в местности, которая труднодоступна. А полный перечень таких территорий составляется на уровне субъектов РФ. В этом случае привилегия не применять кассу появляется при условии, что ИП выдаёт покупателю документ, доказывающий факт покупки и расчётов. Перечень заменителей для кассовых чеков утверждён Правительством (например, ). Они заполняются от руки или другим методом, учитываются в специально отведённом журнале (по дате и порядковому номеру), надёжно хранятся 5 лет, а потом уничтожаются по акту.

У ИП остаётся копия бумаги или отрывные корешки. Содержат документы: номер по порядку, дату продажи товара, ФИО ИП, суть сделки (продажа товара, оказание услуги), сумму, подпись с расшифровкой продавца. Разработать бланки можно самостоятельно, но внимательно проследить, чтобы все обязательные пункты в них содержались.

Деятельность ИП по таким бумагам строгой отчётности ограничивается июлем 2019 года.

До июля 2019 под разрешение работать без кассы полностью попадала категория ИП, предоставляющих услуги населению. Сейчас список скорректировали, часть бизнесменов из этой категории должны купить кассу.

Нужен ли ККМ для ИП при УСН при розничной торговле?

Список видов предпринимательства для некрупного бизнеса на «упрощёнке», по которым разрешена работа без установки ККТ:

  1. Реализация розницей печатных изданий (газет, журналов, лотерей) и сопутствующих им товаров.
  2. Продажа мелкой почтовой продукции в отдалённых сельских местностях.
  3. Торговля ценными бумагами.
  4. До 1 июля 2019 – продажа непосредственно в общественном транспорте проездных (после указанной даты продавать их смогут без кассы только водители либо кондукторы).
  5. Организация питания в образовательных учреждениях для сотрудников и обучающихся во время занятий.
  6. Торговля на ярмарках, выставках либо рынках, но при условии, что место торговли не требует сохранности этих товаров или оборудования. Следовательно, торговля со стола допустима и без кассовых чеков, а из палаток и киосков – наличие ККТ обязательно.
  7. Продажа напитков из бочек и цистерн (молоко, пиво, квас).
  8. Торговля без организации рабочего места: керосином, различными овощными культурами и бахчевыми, живой рыбой.
  9. Розничная торговля любыми товарами вразнос.
  10. Продажа литературы и других предметов культа для религиозных организаций.
  11. При условии наличия специальной лицензии, разрешена работа без ККМ аптечных пунктов для сельских местностей (если там отсутствуют другие аптечные организации).
  12. Ремонт обуви.
  13. Ремонт либо изготовление ключей и остальной металлической галантереи.
  14. Услуги ухода за детьми, старыми людьми, инвалидами.
  15. Народный художественный промысел.
  16. Распилка дров.
  17. Пахота земли населению.
  18. Услуги носильщиков в любых портах и вокзалах.
  19. Аренда собственного жилья.
  20. Сбор различного сырья для утилизации, кроме металла.
  21. Услуги салона красоты.
  22. Работа туристических фирм.
  23. Услуги некоторых автосервисов.

Ранее, до вступления в действие закона №290-ФЗ, деятельность по перечисленным видам работ без ККМ требовала оформления БСО (это ).

Интернет-магазины также обязаны предоставлять кассовый чек покупателям. Если доставка осуществляется с курьером, то чек выдаётся на руки в бумажном варианте. Если дистанционно, а клиент расплатился за покупку безналичным способом (картой), то положено отправить электронный чек.

Так как применение ККМ при УСН для ИП в 2019-м году вводится практически повсеместно, то упрощенцы, обязанные применять ККТ, но ещё не делающие этого, рискуют получить штраф. С 2016 года штрафы значительно увеличились. Минимальный размер штрафа для ИП стал 10 000 р.

Если правонарушение свершается повторно, а сумма, не проведённая через ККТ, свыше 1 миллиона (в т. ч. и в совокупности), то в виде дополнительной ответственности ИП дисквалифицируют сроком до 3 месяцев. Если сумма не проведённой через ККМ выручки менее миллиона, то штраф составит 25-50% от общей суммы (но не менее 10 тыс. р.).

Проверка наличия и работы кассовой аппаратуры по закону не требует присутствия руководителя. Оштрафовать предпринимателя могут за не соответствующую требованиям кассу, если она не зарегистрирована совсем или неправильно зарегистрирована. Также штрафным санкциям подвергается использование старого аппарата. Штраф в подобных случаях составит для ИП 1 500-3 000 рублей.

Даже исправно работающая касса не гарантирует отсутствие санкций, если продавец (кассир) забывает о своих обязанностях. Невыдача чека покупателю (бумажного или электронного) грозит ИП штрафом от 2 000 рублей.

В конце рабочего дня вся выручка должна оприходоваться в кассу ИП. Документальное оформление этой операции обязательно для всех.

Правила для операционной кассы:

  • назначение материально-ответственного лица (им может быть сам ИП, особенно если нет других работников);
  • кассовые бумаги хранятся в надёжном месте;
  • все операции фиксируются бланками (документами) установленной формы, порядок заполнения соблюдается строго.

ИП ведёт в бумажном или электронном виде, заполняет ежедневно. В ордерах обязательно наличие подписей.

ККТ по окончании смены формирует отчёт, который автоматически уходит в ФНС.

С июля 2019 санкции расширятся. В частности, отдельное внимание уделяется поддельным чекам (штраф до 10 000 р.). Несвоевременная же передача информации, неверно указанная в бумаге маркировка товара – до 50 000 р. В случае повторения нарушения штраф возрастёт многократно.

В присутствии свидетелей (понятых) проверяющие смогут даже заблокировать работу КА.

В комплект, приобретаемый предпринимателем, входят:

  • ККТ и к нему фискальный накопитель;
  • подписка на ОФД;
  • специальная программа.

Фискальный накопитель – основная деталь аппаратуры. Он имеет срок действия – 13 либо 36 мес. (зависит от режима налогообложения). По окончании срока нужно приобрести новый и зарегистрировать в ФНС. Использование просроченного накопителя грозит штрафом.

Список допустимых к применению аппаратов утверждён законом. Перед приобретением следует внимательно изучить реестр!

Требования к ним такие:

  1. Они должны переправлять в ОФД фискальные данные (это сведения о всех расчётах по кассовым чекам, свершённых с покупателями).
  2. Шифруют и хранят фискальные данные до времени передачи их в ОФД.
  3. Создают бумажные, электронные чеки для покупателей.
  4. На кассе должен иметься корпус.
  5. Кассовый аппарат оснащается лентой и устройством, печатающим чеки.
  6. Память сохраняется даже при перебоях электроснабжения.
  7. Касса учитывает время.
  8. Обязательно опечатывание пломбой.
  9. Необходимо сохранять паспорт, по которому возможна идентификация аппарата.

Порядок регистрации касс изменился:

  1. Модели касс, разрешённых к применению, перечислены в Госреестре ККТ.
  2. Для передачи сведений нужна цепочка – ИП – ОФД – ФНС. ОФД также выбираются, согласно реестру.
  3. Непосредственная регистрация происходит 2 способами – самостоятельно через сайт ФНС (требуется загрузить бумаги) или принести пакет в местное отделение налоговой службы (лично, посредством представителя, по заверенной нотариусом доверенности либо почтой).

Процедура регистрации бесплатна. Простой метод – регистрация через сервис ИФНС. Можно воспользоваться услугами посредников, но не бесплатно.

Покупать или менять кассу ИП обязан за свой счёт. Средняя цена покупки самой кассы и приложений к ней обходится в 2017-18 годах в 20 000 р.

Ещё одна затрата – услуги ОФД. На один аппарат в год придётся потратить в районе 3 000 р. Плюс ККМ нужно подключить к интернету, а значит каждая торговая точка ИП должна подключиться к сети. Упрощенцам также придётся раз в 3 года заменять фискальный накопитель. В случае поломки бизнесмен может обратиться в специальный сервис. Так как техника нуждается в периодическом техническом обслуживании, ИП может заключить договор на постоянную услугу сервиса либо обращаться туда в случае необходимости (поломки). Покупка кассы и всего необходимого к ней, а также установка и настройка, обойдутся не меньше, чем в 25 000 р.

УСН бывает 2-х видов: «доход минус расход» (это 15% единого налога) и просто «доход» (с 6%-й ставкой).

Как компенсируется покупка кассы и все затраты на неё:

  1. УСН 6% – так как расходы такие налогоплательщики не учитывают, а законодательством не предусмотрена другая компенсация (как на ЕНВД или ПСН), то покупка осуществляется полностью за свой счёт без вычетов.
  2. Упрощённая система 15% – хотя полноценной компенсации и не предусмотрено, но ИП включает полностью все затраты на покупку и содержание аппаратуры в расходы, чем частично возмещает расходы. Как только предприниматель оплатил покупку кассы, сразу включает сумму в КУДиР и прилагает все бумаги.

Хотя ККТ требует затрат, но для крупного бизнеса она приносит и немало удобств. Деятельность ИП становится прозрачнее, налоговые инспекции контролируют работу дистанционно. Для мелкого же бизнеса эта статья расходов может стать невыгодной.

С июля 17 года кассовую аппаратуру используют все упрощенцы, за исключением тех, что попали под приведённый выше перечень. Постепенно денежный оборот в работе индивидуальных предпринимателей (и других субъектов коммерческой деятельности) ИФНС берёт полностью под свой контроль. «Упрощёнка» не стала исключением. Но некоторым категориям мелкого бизнеса предоставлена отсрочка в установке кассы.

Для ИП на УСН нужен ли обновлённый кассовый аппарат в 2019г, или есть отсрочка до июля месяца 2019, определяется действующим законодательством.

В закон о повсеместном применении ККА постоянно вносятся поправки, поэтому обязанность предпринимателя – самостоятельно отслеживать изменения.

Государственная дума рассматривает внесение новых поправок к закону. В них предполагается продление работы без кассы нового образца некоторых категорий ИП. В частности, предлагающих услуги населению, торгующих с помощью автоматов и других, имеющих прежде право не применять ККТ. Отсрочку могут продлить до 2021 года. Поправки больше коснутся мелкого бизнеса на ЕНВД и ПСН, но возможно и УСН тоже.

Онлайн-кассы с 2018 года станут обязательными к применению, поэтому заняться обновлением техники стоит заранее.

Российский бизнес готовится к серьезным изменениям в учетной политике, так, онлайн-кассы с 2017 года сталит обязательным атрибутом всех магазинов, а с 2018 года на них будут обязаны работать и многие освобожденные от их применения.


Применение онлайн-касс с 2018 года

В новой редакции 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предусмотрен не только переход на совершенно новый тип касс, но и на полную замену бумажных чеков на электронный вариант. Они будут передаваться в виде сообщения на номер телефона или на электронную почту, а еще будут доступны для скачивания на сайтах компаний.

Начат переход еще в 2016 году, некоторые торговые сети приняли участие в эксперименте и вели «двойной» учет еще с июля текущего года. Основная же масса предпринимателей перейдет на новую систему в несколько этапов:

    С 1 февраля 2017 года регистрации подлежат кассовые аппараты с поддержкой подключения к интернету и установленным фискальным накопителем;

    С 1 июля 2017 года все старые кассы должны быть выведены из эксплуатации или модернизированы под требования закона;

    С 1 июля 2018 года на ККТ с онлайн-передачей информации на сервер ОФД переходят предприниматели, применяющие ЕНВД, УСН, патентную систему и ранее освобожденные от кассового учета.

Бизнесу предоставлено достаточно времени для адаптации к новым требованиям закона. Ждать, когда введут ответственность за применение кассовых аппаратов старого типа не стоит, начинать модернизацию парка техники надо прямо сейчас. Ведь это расходы, к ним еще надо подготовиться, включить в бюджет.


Изменения по кассам с 2018 года

Процедура замены ККМ в организациях, применяющих кассовый учет, должна проходить в два этапа. Сначала устаревшая техника снимается с учета в налоговой инспекции, потом проводится ее доработка или покупка новых моделей касс. Потом проводится повторная постановка на учет. Расходы неизбежны, в том числе понадобится до недели подождать оформления. Но наиболее важные изменения в учетной политике произойдут на фирмах, ранее работавших без ККТ.

Им придется приобретать технику «с нуля», сделать это стоит до наступления момента, когда за торговлю или оказание услуг без оформления кассовых чеков будет наступать административная ответственность. Одновременно с внедрением ККТ заключают договор с оператором ОФД. Они действуют с сентября 2016 года, именно тогда был опубликован реестр аккредитованных организаций. Благодаря этому перейти на новый формат работы можно уже сейчас.


Когда придется перейти на онлайн ККТ

В добровольном порядке перейти на кассы, работающие в онлайн-режиме, можно сейчас. Технически это возможно, ведь на рынке представлено множество вариантов - от наборов по доработке до новых моделей с адаптированной прошивкой. Программное обеспечение для кассового учета так же оперативно дорабатывается под обновленные условия.

С 1 февраля 2017 г наступает этап, когда регистрационные действия будут разрешаться с аппаратами нового образца. Старые образцы могут применяться до 1 июля, тогда сразу же возникает масса нюансов, а именно:

    Если модель кассового аппарата исключена из реестра, разрешенных к применению в торговле, то заново поставить ее на учет не получится;

    Если ККМ может быть доработана под новые требования, то все равно придется ее сначала снимать с учета, затем заново ставить на него;

    Новую кассе можно зарегистрировать через личный кабинет в налоговой службе.

Вводятся онлайн-ККМ постепенно, поэтому время приобрести новую технику есть, как и заняться модернизацией старой. Что выгоднее – купить новый аппарат или переделывать старый, решать владельцу компании. Для консультации стоит обратиться к компетентным специалистам, работающим в этой сфере.


Деятельность ОФД

Ключевым моментом преобразований в кассовом учете стало появление нового игрока – операторов фискальных данных (ОФД). Кассы нового образца будут подключаться через интернет с сервером оператора и передавать на него информацию об абсолютно каждой кассовой операции. Происходит это в момент оформления кассового чека или потом, но не 72 часов. Если доступа к интернету по каким-то причинам не будет более долгий срок, то ККМ будет заблокирована.

Оператор должен обладать следующими разрешительными документами:

    Разрешение на обработку фискальных данных от ФНС;

    Лицензия от ФСТЭК на техническую защиту информации;

    Лицензии от ФСБ на производство средств криптозащиты и в целом деятельность по защите данных.

Еще важно и то, чтобы у оператора ОФД были установлены мощные сервера, достаточно защищенные и производительные для обеспечения непрерывного приема информации от клиентов компании. Перед включением в реестр, который можно скачать на сайте ФНС, операторов проверяют на соответствие требованиям.

При аккредитации учитывается, что с июля 2018 года будут вынуждены перейти на новые кассовые аппараты практически все зарегистрированные юридические лица и ИП. Так что «запас прочности» серверам ОФД не помешает. Начиная с февраля 2017 года на них будет расти нагрузка, уже в марте будут понятны реальные технические возможности ОФД.


Какие кассовые аппараты останутся

Переход на онлайн-кассы приведет к неизбежной перерегистрации всех аппаратов. Такой подход позволяет вывести из эксплуатации модели, исключенные из реестра, разрешенных для применения в торговле. Если без учета изменений в законодательстве их допускалось использовать до 5-7 лет, в зависимости от момента постановки на учет, то новая редакция 54-ФЗ вынуждает предпринимателей снимать аппараты с учета для их доработки.

Повторная постановка для устаревших моделей исключена. Здесь придется приобретать другие варианты, причем необязательно самых последних моделей. Лишь бы кассовый аппарат был включен в специальный реестр, опубликованный на сайте ФНС. Те ККМ, что были исключены из него пригодны к эксплуатации до 1 июля 2017 года, когда их работа станет напрямую запрещена законом.

Помимо этого, внимание обращают на техническую пригодность кассы к модернизации. В аппарате должна быть возможность замены блока ЭКЛЗ на фискальный накопитель, как и опломбирование корпуса, препятствующее свободному доступу к памяти. Также в кассах обязателен интерфейс Ethernet и/или беспроводной модуль Wi-Fi, GPRS/3G.


Могут ли перенести сроки внедрения

В законодательстве прописаны четкие сроки начала каждого этапа перехода на онлайн-кассы. Но на деле сроки внедрения перенести могут региональные власти, если ситуация в определенном районе страны сложится так, что понадобится подождать.

Причиной обсуждения, можно ли отложить сроки перехода на онлайн-кассы, наиболее вероятно должен стать вопрос наличия стабильного интернета. В

удаленных регионах, где затруднена прокладка кабельных линий, предпринимателям придется работать по старой схеме. Здесь будут учитывать следующие моменты:

    В городах, поселках городского типа, где есть развитая сеть мобильных операторов и иных компаний, предоставляющих услуги доступа в интернет, сроки перемещать не будут;

    График переноса сроков будет учитывать планы развития комплексов по доступу в интернет.

До конца 2016 года правительством РФ должны быть разработаны основные правила, по которым будет составляться график внедрения новых технологий в отдельных регионах. В случае необходимости региональным властям будут даны полномочия дополнительного переноса, если «на месте» будет очевидной таковая необходимость.


Альтернатива кассовому аппарату

Не всем предпринимателям придется тратиться на приобретение кассовых аппаратов. Для работы по новым правилам можно будет использовать альтернативу – планшеты или же смартфоны. На них достаточно установить специализированную программу и компьютер, ранее имевший лишь развлекательную роль, станет незаменимым инструментом сервиса или торговли, особенно если речь идет о выездном предоставлении услуг или продажах.

Обходится такое решение значительно дешевле ККМ. Планшет легко подключить почти к любому торговому оборудованию, поддерживающему беспроводную связь. За счет этого можно организовать прием платежей не только наличными средствами, но и банковскими картами, с мобильных телефонов, через электронные платежные системы.

Программным обеспечением для мобильных гаджетов активно занялись банки, которые заинтересованы в сотрудничестве с максимально большим количеством предприятий. На сегодняшний день от такой «акции» объявил «Сбербанк». Планируется бесплатно раздавать планшеты мелким предпринимателям. С помощью такого аппарата можно будет не только оформлять онлайн-чеки, но и регистрировать новые рабочие места, управлять счетами в банке, оплачивать налоги.

Это, в частности, относится, к компаниям, которые оказывают услуги населению и выдают покупателям бланки строгой отчетности. Плюс те, что переведены на ЕНВД, а также аптечные учреждения. Но даже в этом случае существует альтернатива кассовому чеку.

Здесь есть несколько вариантов. Первый - если организация оказывает услуги населению и выдает бланки строгой отчетности. Именно эти бланки в таком случае и являются альтернативой кассовому чеку.

Требования к оформлению бланков строгой отчетности установлены Положением "Об осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники " (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 359). Они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия,
  • наименование и организационно-правовая форма организации или ФИО предпринимателя,
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица,
  • вид услуги, ее стоимость в денежном выражении,
  • размер оплаты,
  • дата осуществления расчета и составления документа,
  • должность, ФИО лица, ответственного за совершение операции, его подпись и печать организации (ИП),
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги.

Второй вариант касается плательщиков ЕНВД. Они также не обязаны применять ККМ и вместо кассового чека могут выдать иной документ. Он может быть выполнен в виде товарного чека, квитанции им т.д. Законом о ККТ не установлено каких-либо требований к его изготовлению или форме. Поэтому такой документ может быть выписан от руки или изготовлен на компьютере. Однако он должен содержать обязательные сведения:

  • наименование документа,
  • порядковый номер документа, дату его выдачи,
  • наименование организации или ФИО предпринимателя,
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг),
  • сумму оплаты,
  • должность, ФИО лица, выдавшего документ, его подпись и печать.

Но даже если контрольно-кассовая техника не применяется, налоговые органы по-прежнему вправе контролировать деятельность организации. Но если инспектор не сверяет кассовые чеки с контрольной лентой, это не значит, что он может проверить правильность выписывания тех же товарных чеков, а также соответствие их формы установленным требованиям.

Кстати, административные штрафы за отказ в выдаче товарного чека такие же, которые присуждаются за неприменение ККТ , то есть:

  • для граждан - в размере от 1 500 до 2 000 рублей,
  • должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей,
  • юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.