Производительные силы на разных этапах. Производительные силы

Как уже отмечалось, производительные силы общества является совокупностью личных факторов производства, которую составляют люди с их способностью работать, и объективных факторов, включающих средства производства, которые используются людьми в процессе производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении, видоизменению и присвоении ее богатств. В процессе функционирования производительных сил воспроизводятся условия существования общества, происходит развитие человечества.

Центральное место в производительных силах принадлежит человеку с его способностью работать и создавать блага. Знания и производственный опыт людей, их работоспособность, активность и трудолюбие определяют возможности и могущество общественного производства. Ведущая роль людей в производительных силах, с одной стороны, проявляется в том, что только живой труд способен создавать блага. Без нее, как отметил один из классиков политической экономии, объективные факторы производства является мертвой грудой вещей. С другой стороны, материально-вещественные факторы производства являются порождением ума, опыта и труда людей. Любой элемент материально-вещественных производительных сил всегда выступает в производстве непосредственным продолжением природных сил людей, их энергетических способностей. О роли этого фактора свидетельствует такой факт. На основе анализа национального богатства 192 стран мира эксперты Всемирного банка определили, что доля производственных фондов в их национальном богатстве составляет 16%, природных ресурсов - 20%, а человеческого капитала - 64%.

Особое место в производительных силах общества занимает земля. Будучи объективным фактором производства, она в отдельных отраслях экономики выступает преимущественно как средство труда (это касается сельскохозяйственного производства), а в других - как предмет труда (добывающая промышленность). Но во всех сферах экономической деятельности она служит производственной площадью и материальным условием производства. Силы природы является всеобщим предметом труда. Подчинения их человеку умножает производительные силы общества. К материально-вещественных элементов производительных сил относятся уровень технологий, наука в пределах продуктивного использования ее достижений и уровень организации производства.

Итак, производительные силы выражают отношение людей к природе. Уровень их развития определяется степенью воздействия людей на природу, возможностями создания определенного объема материальных и нематериальных благ и услуг. Он характеризуется тем, какими средствами и способами производства люди добывают блага, каким является их производственный опыт, что, в конце концов, и определяет степень овладения человеком силами природы. Развитие производительных сил обуславливает все полнее подчинение человеку стихийных сил природы и роста производительности человеческого труда, что ведет к увеличению богатства общества и составляет основу общественного прогресса.

Развитие производительных сил происходит под влиянием ряда факторов. Это, во-первых, уровень материально-вещественных элементов производительных сил. Чем мощнее технические средства производства, чем совершеннее технологии, тем больший объем создаваемых с их помощью благ. Эволюционное развитие человеческого общества обусловлен прежде всего изменениями в средствах и методах производства. Переход от ручного к машинному производству, научно-технический прогресс - вот основные предпосылки развития производительных сил и их подъем до нынешнего уровня. Именно устарелость технических средств и технологических процессов в Украине является одним из факторов, сдерживающих развитие производительных сил.

Важным фактором развития производительных сил является уровень прогрессирование человека как главной производительной силы. Как уже отмечалось, от уровня знаний человека, его трудоспособности, производственного опыта в значительной степени зависит как использование объективных факторов производства, так и его результативность. Особое значение приобретает человеческий фактор в современных условиях, когда резко повышается уровень технической оснащенности производства в результате научно-технической революции. Новации в технологическом базисе производства под влиянием НТР приводят и к изменению роли человека в производстве, в частности, усиливается роль умственного труда. Подтверждением интеллектуальной насыщенности труда, все более возрастает, является существенное повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников. Так, в США минимальная продолжительность образования рабочих после получения среднего образования достигла 14,5 лет. В современных условиях считается, что инвестиции в человека (человеческий фактор) являются одними из самых выгодных.

Еще одним фактором развития производительных сил является уровень организации производства. Последняя выступает организационно-экономической формой, через которую реализуется общественная производительная сила человека. Она возникла в результате проявлений обобществления производства на основе разделения труда, специализации и кооперирования производства. На современном этапе развития человеческого общества роль этого фактора существенно увеличивается. Это проявляется прежде всего в раз большей роли управления производством, подтверждением чего является широкое развитие и распространение таких наук управления производством, как менеджмент и маркетинг.

Среди организационных факторов развития производительных сил важное место занимает общественное разделение труда. Это процесс дифференциации трудовой деятельности, приводящей к обособлению и сосуществованию различных ее видов. Разделение труда выступает такой формой организации общественного труда, при которой отдельные группы производителей закрепляются на длительный период времени по определенным видам производственной деятельности. По экономическому критерию выделяют общий, частичный и единичный разделение труда. Общее разделение труда - это разграничение общественного производства на такие его сферы, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера услуг. Разделение труда между предприятиями - это долевое разделение, внутри предприятия между его структурными подразделениями - единичный, или технологический разделение труда. По территориальному признаку выделяют следующие уровни разделения труда: внутри предприятия, между различными предприятиями, между различными регионами страны и между различными странами (международное разделение труда).

Формами разделения труда выступают специализация и кооперирование производства. Под специализацией производства понимают обособления и создания предприятий и отраслей для выпуска однородной продукции. Она заключается в унификации создаваемой продукции и усилении технической однородности производства. Рассматривают три вида специализации: предметная, подетально (агрегатную) и технологическую (стадийную). При предметной специализации производство отдельных видов продукции сосредоточивается на отдельных предприятиях или отраслях. Подетальная специализация предполагает сосредоточение на изготовлении отдельных деталей и узлов (например, производство шин). А выполнение отдельных технологических процессов (например, изготовление поковок), является технологической специализацией.

Второй формой общественного разделения труда и кооперирования производства. Это установление постоянных экономических связей между специализированными производителями, которые совместно производят определенную продукцию, но сохраняют экономическую самостоятельность. Согласно видов специализации рассматривают предметное, подетальне и технологическое кооперирование производства. Следует отметить, что на основе кооперирования в современных условиях производится большинство продукции.

Значение разделения труда как фактора развития производительных сил заключается в том, что такое разделение дает возможность более эффективно, рациональнее использовать ресурсы, поскольку существенно повышает производительность труда. С одной стороны, разделение труда позволяет человеку сосредоточиться на каком-то виде труда и в нем совершенствоваться, что способствует повышению результативности ее деятельности. С другой - разделение труда дает возможность использовать преимущества, создаваемые природно-климатическими условиями. Следует отметить, что одним из первых в экономической теории роль разделения труда как фактора развития производительных сил обосновал Адам Смит.

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму.

Производительные силы это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида.

Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.

Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.

Рабочая сила , есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом.

Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются человеком в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом; сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал и полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлеченной в производство и преобразованной частью природы.

Предмет труда не пассивный объект, он играет в системе производительных сил определенную активную роль. Он постоянно предъявляет требования к рабочей силе, к инструментам и технологии производства. В условиях НТР эта активная роль предмета труда повышается благодаря развитию науки (химии), появляются совершенно новые предметы труда.

Средства труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Последним источником труда является природа. Человек пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи.

В форме средства труда человеком создаются такие силы, которые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не могло бы достичь современных успехов в производстве.

Состав средств труда весьма разнообразен и меняется от эпохи к эпохе. Главными их элементами являются орудия труда, техника и постоянно развивающаяся по мере усложнения производства инфраструктура, то есть комплекс отраслей хозяйства обслуживающих производство (дороги, мосты, каналы, склады, энергетическое хозяйство, транспорт, получающая все большее развитие компьютерная сеть и т.д.

Техника это прежде всего совокупность различных устройств созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспортных средств и т.п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства, удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт результат производственной деятельности людей. Она поэтому составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства.

Но технику нужно еще понимать и как совокупность различных навыков устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Те или иные устройства, созданные человеком, могут практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И, наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем, созданных человеком устройств и, в свою очередь, содействуют или препятствуют их совершенствованию.

Техническая деятельность в условиях НТР носит сложный, противоречивый характер. Но современная техника не просто является "продолжением руки человека", многократным "усилием" его мускульной энергии, но и средством позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый ряд интеллектуальных задач. Передавая ряд рутинных интеллектуальных операций компьютерам, человек высвобождается для специфической человеческой, конструктивной и проективной деятельности. Опосредованно через систему общественных отношений техника влияет на весь образ жизни и мировоззрение человека.

Таким образом производительные силы всегда образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие. Она осуществляет функцию целеполагания для деятельности и дальнейшего развития производительных сил, роста производительности труда. Вместе с тем технический базис производства предъявляет к человеку свои особые возрастающие требования.

С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством.

Процесс труда всегда имел кооперативную основу, т.к. люди могли и могут эффективно производить только постоянно взаимодействуя в труде. Однако, эффективность кооперации всецело зависит от степени разделения труда и развития обмена деятельностью, т.е. от индивидуализации и специализации производителей.

Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества и таким образом становится важной производительной силой. Организация и управление развитием ПС так же становится производительной силой, если они всесторонне учитывают разделение (дифференциацию) и обобществление (интеграцию) труда в соответствии с закономерностями развития общественного производства. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений, а сами они, входя в систему производительных сил одновременно становятся элементами соответствующих производственных отношений.

Как уже отмечалось, производительные силы общества представляет собой совокупность личных факторов производства, которую составляют люди с их способностью работать, и объективных факторов, включающих средства производства, и используются людьми в процессе производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении, видоизменению и присвоении ее богатств. В процессе функционирования производительных сил воспроизводятся условия существования общества, происходит развитие человечествва.

Центральное место в производительных силах принадлежит человеку с его способностью работать и создавать блага. Знание и производственный опыт людей, их работоспособность, активность и трудолюбие определяют возможности и могущество общественного производства. Ведущая роль людей в производительных силах, с одной стороны, проявляется в том, что только живой труд способен создавать блага. Без нее, как отметил один из классиков пол итичнои экономии, объективные факторы производства является мертвой грудой вещей. Кроме того, материально-вещественные факторы производства являются порождением ума, опыта и труда людей. Любой элемент материально вещественных производительных сил всегда выступает в производстве непосредственным продолжением природных сил людей, их энергетических способностей. О роли этого фактора свидетельствует такой факт. На основе анализа национал ьного богатства 192 стран мира эксперты. Всемирного банка определили, что доля производственных фондов в их национальном богатстве составляет 16%, природных ресурсов - 20%, а человеческого капитала - 64у - 64%.

Особое место в производительных силах общества занимает земля. Будучи объективным фактором производства, она в отдельных отраслях экономики выступает преимущественно как средство труда (это касается сельскохозяйств. Арского производства), а в других - как предмет труда (добывающая промышленность). Но во всех сферах экономической деятельности она служит производственной площади и материальной условием производства. Силы природы есть все общим предметом труда. Подчинение их человеку умножает производительные силы общества. К материально-вещественных элементов производительных сил относятся уровень технологий, наука в пределах продуктивного просмотр ористання ее достижений и уровень организации производствицтва.

Итак, производительные силы выражают отношение людей к природе. Уровень их развития определяется степенью воздействия людей на природу, возможностями создания определенного объема материальных и нематериальных благ и услуг. Он характеризуется тем, какими средствами и способами производства люди добывают блага, каким является их производственный опыт, что, в конце концов, и определяет степень овладения человеком силами природы. Роз виток производительных сил предопределяет все полнее подчинения человеку стихийных сил природы и роста производительности человеческого труда, что ведет к увеличению богатства общества и составляет основу обще льного прогрессесу.

Развитие производительных сил происходит под влиянием ряда факторов. Это, во-первых, уровень материально-вещественных элементов производительных сил. Чем мощнее технические средства производства, чем совершенные технолог гии, тем больший объем создаваемых с их помощью благ. Эволюционное развитие человеческого общества обусловлен прежде изменениями в средствах и методах производства. Переход от ручного к машинному произ ицтва, научно-технический прогресс - вот основные предпосылки развития производительных сил и их подъем до нынешнего уровня. Именно устарелость технических средств и технологических процессов в Украине является одним из факторов, сдерживающих развитие производительных сих сил.

Важным фактором развития производительных сил уровень прогрессирования человека как главной производительной силы. Как уже отмечалось, от уровня знаний человека, его трудоспособности, производственного опыта значительной степени ю зависит как использование объективных факторов производства, так и его результативность. Особое значение приобретает человеческий фактор в современных условиях, когда резко повышается уровень технической оснащен ости производства в результате научно-технической революции. Новации в технологическом базисе производства под воздействием. НТР приводят и к изменению роли человека в производстве, в частности, усиливается роль умственно й труда. Подтверждением интеллектуальной насыщенности труда, растущей, является существенное повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников. Так, в. США минимальная продолжительность образования рабочих в после получения среднего образования достигла 14,5 лет. В современных условиях считается, что инвестиции в человека (человеческий фактор) являются одними из самых выгодныхдніших.

Еще одним фактором развития производительных сил уровень организации производства. Последняя выступает организационно-экономической формой, через которую реализуется общественная производительная сила человека. Она возникла в результате проявлений обобществления производства на основе разделения труда, специализации и кооперирования производства. На современном этапе развития человеческого общества роль этого фактора существенно увеличивается я. Это проявляется прежде всего в каждом большей роли управления производством, подтверждением чего является широкое развитие и распространение таких наук управления производством, как менеджмент и маркетинтинг.

Среди организационных факторов развития производительных сил важное место занимает общественное разделение труда. Это процесс дифференциации трудовой деятельности, что приводит к обособлению и сосуществованию различных ее й видов. Разделение труда выступает такой формой организации общественного труда, при которой отдельные группы производителей закрепляются на длительный период времени по определенным видам производственной деятельности. По экономическим кри. Терри выделяют общий, частичный и единичное разделение труда. Общее разделение труда - это разграничение общественного производства на такие его сферы, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера услуг. Разделение труда между предприятиями - это частичный раздел, внутри предприятия между его структурными подразделениями - единичный, или технологический разделение труда. По территориальному озн акою выделяют следующие уровни разделения труда: в пределах предприятия, между различными предприятиями, между различными регионами страны и между различными странами (международное разделение трудапраці).

Формами разделения труда выступают специализация и кооперирования производства. Под специализацией производства понимают обособления и создания предприятий и отраслей для выпуска однородной продукции. Она заключается в унификации производимой продукции и усилении технической однородности производства. Рассматривают три вида специализации: предметную, детальные (агрегатную) и технологическую (стадийный) при предметной й специализации производство отдельных видов продукции сосредоточивается на отдельных предприятиях или в отраслях. Подетальная специализация предполагает сосредоточение на изготовлении отдельных деталей и узлов (напр иклад производство шин). А выполнение отдельных технологических процессов (например, изготовление поковок), является технологической специализациизацією.

Второй формой общественного разделения труда является кооперирования производства. Это установление постоянных связей между специализированными производителями, совместно производят определенную продукцию, но зберигают во экономическую самостоятельность соответствии с видами специализации рассматривают предметное, подетальной и технологической кооперации производства. Следует отметить, что на основе кооперирования в современных условиях водоворот обляеться большинство продукцииції.

Значение разделения труда как фактора развития производительных сил состоит в том, что такое разделение позволяет эффективнее, рациональнее использовать ресурсы, так существенно повышает производительность труда с одной го стороны, разделение труда позволяет человеку сосредоточиться на каком-то виде труда и в нем совершенствоваться, что способствует повышению результативности ее деятельности с другой - разделение труда позволяет использовать и преимущества, создаваемые природно-климатическими условиями. Следует отметить, что одним из первых в экономической теории роль разделения труда как фактора развития производительных сил обосновал. Адам. Смиміт.


Производительные силы - орудия, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту и навыкам к труду. Состояние производительных сил отвечает на вопрос, какими орудиями производства производят люди необходимые для них материальные блага, выражает отношение общества к природным силам. От исторического уровня развития производительных сил, совершенства орудий производства, от производственного опыта и навыков людей к труду зависит и производительность общественного труда. В каждый исторический момент жизнь общества определяется в конечном счёте производительными силами, которыми оно располагает.

Существование первобытного человека так же немыслимо без лука и стрел, каменного топора и пр., как не мыслимо существование современного капитализма без машин, а также без рабочих, составляющих основную производительную силу общества. Развитие производительных сил, прежде всего развитие орудий производства, лежит в основе изменения и развития (см.). Изменение же способа производства приводит к изменению всего общественного строя. Производительные силы не существуют вне определённой общественной формы, т. е. вне (см.). Марксизм-ленинизм подвергает резкой критике концепции, рассматривающие производительные силы вне их взаимодействия с производственными отношениями, с которыми они неразрывно связаны. Такова, например, когда бухаринская концепция, абсолютно чуждая марксизму.

Развитие производительных сил можно понять лишь в связи с производственными отношениями. Производительные силы являются основой, на которой вырастают определённые производственные отношения. Но эти последние, возникая на базе производительных сил, оказывают на них огромное воздействие. Если производственные отношения не соответствуют характеру производительных сил, находятся в состоянии противоречия с ними, они тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Это несоответствие и противоречие вызывается тем, что производительные силы всегда идут впереди, являясь наиболее подвижным и революционным элементом производства. Революционность и подвижность производительных сил объясняется тем, что с помощью орудий производства люди добывают средства существования, необходимые для жизни. Стремясь поднять материальный уровень еврей жизни, люди совершенствуют орудия производства, добиваются подъёма производительных сил.

Отсюда закономерность отставания производственных отношений от развития производительных сил, возникновение на определённой ступени развития противоречия между ними. Чтобы производительные силы могли дальше развиваться, необходимо уничтожение старых производственных отношений и замена их новыми производственными отношениями. Марксизм учит, что новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил. Так, современные производительные силы капитализма не могут уже развиваться, как раньше, ибо буржуазные производственные отношения тормозят это развитие. Напротив, производительные силы советского общества развиваются бурными темпами, ибо этому способствуют социалистические производственные отношения.

В работе «О диалектическом и историческом материализме» И. В. Сталин дал картину развития производительных сил от древних времён до наших дней: «Переход от грубых каменных орудий к луку и стрелам и в связи с этим переход от охотничьего образа жизни к приручению животных и первобытному скотоводству переход от каменных орудий к металлическим орудиям (железный топор, соха с железным лемехом и т. п.) и, соответственно с этим, переход к возделыванию растений и к земледелию; дальнейшее улучшение металлических орудий обработки материалов, переход к кузнечному меху, переход к гончарному производству и, соответственно с этим, развитие ремесла, отделение ремесла от земледелия, развитие самостоятельного ремесленного и потом мануфактурного производства; переход от ремесленных орудий производства к машине и превращение ремесленно-мануфактурного производства в машинную промышленность; переход к системе машин и появление современной крупной машинизированной промышленности,- такова общая, далеко неполная, картина развития производительных сил общества на протяжении истории человечества». Вместе с изменением орудий производства и в тесной связи с ними развивались и люди, составляющие важнейший элемент производительных сил, развивались их навыки к труду.

При переходе от старой формации к новой существующие производственные отношения ликвидируются, тогда как производительные силы сохраняются и развиваются далее.

Производительные силы

система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека. П. с. образуют ведущую сторону способа производства (См. Способ производства), основу развития общества. Каждой ступени развития П. с. соответствуют определённые Производственные отношения , выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития П. с. эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха революции (См. Революция) социальной, происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная П. с. общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 403; В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 38, с. 359). Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую П. с. всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной эпохи от другой.

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, человек «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы П. с. - Средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда - это Орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т.д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд. Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (с. хозяйство), в других - как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т.д.) умножают могущество П. с. человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда (См. Производительность труда) как одного из всеобщих законов развития П. с.

Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства (См. Производство) «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция), когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны П. с. В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 101-02; т. 4, с. 48-49), стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.

В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естественные П. с., общественные П. с. и всеобщие П. с.; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, П. с., вторичные, или антагонистические, П. с., коммунистические П. с. (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 400-421). Всеобщий закон развития П. с. состоит в том, что материальные возможности последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества (см. К. Маркс, там же, т. 47, с. 461).

Естественные П. с. труда, или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень П. с., могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т.п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 521) (см. Первобытнообщинный строй).

Общественные П. с. труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда (См. Разделение труда), т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных П. с. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 23, с. 81; т. 20, с. 185; т. 12, с. 724; т. 3, с. 30-31) проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации П. с. в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства (см. К. Маркс, в книге Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 47, с. 461). Для капиталистических П. с. это простая кооперация, Мануфактура , крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой П. с. стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных П. с. в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции (см. Интеграция экономическая).

Всеобщая П. с. как качественно новая форма П. с. есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 46, ч. 2, с. 214, 215). Развитие этой формы П. с. с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной П. с., наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «... в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом...», создавая этим «... материальные условия нового мира...» (там же, с. 213; т. 9, с. 230). Высшей формой этого процесса во 2-й половине 20 в. выступает Автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «... человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 78). Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития П. с. устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней П. с. с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства. Гигантская волна освободительного движения потрясает экономические и политические структуры, мешающие развитию П. с. «третьего мира».

Главная движущая сила развития П. с. в антагонистическом обществе - классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» (там же, т. 30, с. 314). Только революция кардинально меняет его место в системе П. с., поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402-03).

П. с., образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих П. с. - активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая П. с., условие развития всех. Однако эта новая ступень П. с. возникает в виде переплетения общественных и всеобщих П. с., достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистическая революция подчиняет развитие производства требованиям науки об обществе и создаёт новую формацию вначале на базе существующих технологических условийпроизводства и производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку производственых отношений, но и новое качественное состояние, внутреннюю структуру П. с., поскольку меняется положение трудящихся, для которых открывается доступ к образованию, культуре, активной производственной и общественной деятельности. В этом залог огромных потенции развития новых П. с., создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового общественного строя (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 21). Новые, социалистические производственые отношения стали важным фактором ускорения развития П. с. Успех политики социалистической индустриализации, развитие науки и культуры социалистических стран в короткий срок подняли совокупного работника и материально-техническую базу социализма до уровня, необходимого для решения основных задач научно-технической революции. Дальнейший мощный подъём энергетики, в том числе и атомной, комплексное насыщение всех отраслей народного хозяйства машинами, химизация, автоматизация и кибернетизация материально-технической базы получают новые формы и масштабы в результате всеобщего внедрения научной организации труда и обязательной десятилетней общеооразовательной подготовки работающего человека. Быстрый рост культурно-бытовой базы общества, сферы услуг и духовного производства отражают главную линию Коммунистической партии на формирование и удовлетворение возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся, на ускорение всестороннего и гармоничного развития самого человека. Рост свободного времени и обогащение масс знанием всех тех богатств, которые выработало человечество, служат важнейшим условием создания П. с., адекватных коммунистических формации (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 216-17, 221). Планомерная интернационализацияи интеграция П. с. социалистических стран ускоряет процесс формирования П. с. будущего коммунистического общества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же Манифест Коммунистической партии, там же т. 4; Маркс К., К критике политической экономикии. Предисловие, т. 13; его же, Капитал, там же т. 23; его же. Экономические рукописи 1857-1859 годов, там же, т. 46, ч. 1-2; его же, Экономическая рукопись 1861-1863 годов, там же т. 47; Энгельс Ф. Анти-Дюринг отд. 3, гл. 2, там же, т.47; Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Замечания в книгу Н. И. Бухарина «Экономика переходного периода», Ленинский сборник, т. 11, М. - Л., 1929; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС) М., 1961, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Чагин Б. А. и Харчев А. Г., О категориях «производительные силы» и «производственные отношения», «Вопросы философии» 1959, № 2 Мелещенко Ю. С., Техника и закономерности ее развития, Л., 1970; Марахов В. Г., Структура и развитие производительных сил социалистического общества, М., 1970; Васильчук Ю. А., Диалектика производительных сил, «Вопросы философии», 1971, № 9; его же, Научно-техническая революция и производительные силы, «Мировая экономика и международные отношения», 1970, № 9; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973.

Ю. А. Васильчук.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Производительные силы" в других словарях:

    Производительные силы (нем. Produktivkräfte) средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди основной элемент производительных … Википедия

    Система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе обществ. производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном … Философская энциклопедия

    - (forces of production) Термин Productivkrafte относится к техническому жаргону теории исторического материализма (historical materialism) в формулировке Маркса (Marx) и Энгельса (Engels), данной в работе Немецкая идеология (1845–46). В переводе… … Политология. Словарь.

    См. Силы производительные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксистской экономической теории производительные силы определяют облик экономической системы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь