Пять советов тем, кто хочет найти себя. Кто сказал, что ваше призвание должно быть в чем-то одном? Как найти себя или что в Вас пробуждает желание заниматься творчеством

Необходимо хорошо устроить не только личную жизнь, но и свою профессиональную деятельность. Как найти себя? Никто не даст четкого алгоритма действий, можно лишь попробовать дать несколько советов.

Как в профессии? Чтобы на этот вопрос ответить, нужно определиться - кем вы хотите стать. Если вы еще в этом вовсе не уверены, то нужно подумать - а что вам нравится делать больше всего, что вас радует, о чем вы мечтаете? Если уровня и качества образования на эту мечту не хватает, то главной целью и станет его получение.

Если человек занимается нелюбимым делом, то он не сможет быть удовлетворенным. Он будет раздражаться на коллег, на процесс работы, а потом и на близких, и на себя. В итоге - стресс, депрессия. Значит, карьерного роста не будет.

Как найти себя в работе? Начните трудиться там, где вам хочется! Если вам нравится профессия, сама работа, то вы можете стать асом. Не нужно лениться, старайтесь вникнуть во все нюансы. Усидчивость всегда дает плоды. Если вы будете собой гордиться, значит, вы нашли себя в работе и в жизни.

Но, к сожалению, многие из нас живут не той жизнью, о которой мечтали. Рутинная работа, походы в продуктовый магазин, опостылевший быт… Малопривлекательная картина целого дня жизни. Это означает, что что-то вышло из-под вашего контроля. Пора меняться и менять жизнь вокруг себя.

Вы спросите: "Как найти себя в работе, как определить свое место в этом мире?" Пора пуститься на поиски главного - профессии и работы жизни. У каждого свои предпочтения. Кто-то хочет руководить, а кто-то - подчиняться. Где же она - работа мечты?

Не бойтесь подключать к процессу самоопределения своих друзей и родственников. Ходите и знакомьтесь с представителями разных профессий, читайте о них, смотрите фильмы. Пройдите курсы переподготовки (которые, в том числе, разнообразят вашу жизнь), вступите в клубы по интересам, станьте активным пользователем профессиональных форумов. Читайте, найдите себе хобби, в конце концов. Это поможет вам стать интересным человеком и собеседником. Постарайтесь посмотреть на все глазами других людей.

Не забывайте, что существуют психологические тесты, которые помогут определиться с вашими предпочтениями. Они проводятся и в консультационных центрах, и в центрах занятости. А популярные тесты вы можете пройти самостоятельно! Результаты диагностики могут вас удивить. Может оказаться, что ваша профессиональная дорога - это растениеводство, а не электротехника!

Все профессии нужны, все профессии важны. Не стоит выбирать модное направление. Сантехник - это не престижно, но очень доходно. Как найти себя в непопулярной профессии? Очень просто - полюбите свою работу!

Не всегда красивая картинка - это суть работы. Например, нарядные строгие менеджеры трудятся с утра до вечера без выходных и отпуска. Вдруг вы так не сможете? Может, лучшее для вас место - это приют для животных? Не отбрасывайте даже самые нелепые и бредовые идеи.

Детская мечта пусть остается мечтой. Как найти себя в настоящей взрослой жизни, зависит только от вас.

Продолжаем тему о поиске своего призвания (). Если вы до сих пор ищете себя и не знаете, чем заниматься в жизни, тогда эта статья для вас. Давайте разберемся, какие могут быть причины такой ситуации и как её изменить.

Начнем с того, что люди не могут найти себя по двум основным причинам. Или вы - очень разносторонняя личность и не знаете, что выбрать, или вы думаете, что вас вообще ни к чему не тянет. Рассмотрим первую ситуацию. Люди, у которых очень много интересов, любимых дел, хобби, не могут найти себя как раз по причине сложности выбора - они разрываются между несколькими направлениями в жизни. Если вы как раз такой человек, то вас можно только поздравить - вам никогда не бывает скучно жить и людям с вами всегда интересно. Ваши увлечения - это голоса ваших способностей. Вы можете развивать себя во многих сферах и это ваше преимущество. Сложность заключается в том, что большое количество интересов создает ситуацию «лебедь, рак и щука», когда вы распыляете вашу энергию одновременно на множество дел, которые никак не связаны между собой. В итоге нигде вы не получите хороших результатов, разбрасывая свои силы то на одно, то на другое, то на третье. Мастерства можно достичь только в том деле, которому вы посвящаете максимум своего времени , внимания и усердной работы. Поэтому как можно скорее определяйтесь с выбором, а то так и будете стоять на месте.

Проанализируйте, что именно из любимых занятий могло бы стать вашей профессией, вашей основной деятельностью. Посмотрите по каждому направлению, которое вам нравится. При этом в каждом случае представляйте, что это ваша работа, и отслеживайте свои ощущения - смогли бы вы заниматься этим целый день пять дней в неделю, смогли бы вы брать за это деньги. То, что наиболее подходит вам как вариант постоянной работы, то и выбирайте. Остальные любимые занятия оставляйте как хобби. Проделайте эти несложные размышления, и у вас сразу всё прояснится.

Дальше начинайте действовать в направлении, которое вы выбрали, чтобы окончательно убедиться в правильности своего решения. Именно в процессе деятельности вы окончательно поймете, ваше это дело или не ваше. Если необходимо, получите дополнительное образование. Если нуждаетесь в новых знаниях, пойдите, например, на курсы или займитесь самообразованием.
Главное - начните развиваться в том, что вы выбрали, каждый день делайте маленькие практические шажки. Просто скажите себе: «Я этим занимаюсь в жизни. Сейчас». Никто не говорит, что потом вы не сможете изменить своё решение. Всегда его можно изменить. Просто нужно начать к чему-то двигаться, выбрать из этого большого количества ваших любимых занятий что-то одно и начать уделять максимум своего времени именно ему.

Теперь поговорим о второй группе людей. О тех, которые вообще смутно представляют, чего они хотят. Как правило, они ко всему быстро теряют интерес, живут словно по инерции и уже перестали верить, что у них есть своё призвание, или никогда не верили в это. Со всей ответственностью заявляю - такого не может быть, чтобы у человека не было призвания. У каждого человека есть своё призвание. Поймите, вы - уникальны, другого такого, как вы, нет! В природе не бывает двух одинаковых снежинок, точно так же и не бывает двух одинаковых людей. Даже близнецы - хотя внешне и похожи, но внутри - совсем разные неповторимые личности. И в каждом человеке есть какой-то свой уникальный скрытый талант, зачастую даже не один. Ваша задача заключается в том, чтобы разыскать в себе таланты, понять, в чем ваша главная особенность. Ведь человек счастлив тогда, когда он не просто безликий винтик системы, а когда он может дарить свою уникальность миру.

Как же их обнаружить? Согласитесь, всегда, у каждого человека есть такие занятия, которые приносят радость, которые вызывают приятное волнение, воодушевление, энтузиазм. Просто бывает так, что ограничивающие социальные установки, приобретенные в семье, в вашем круге общения, настолько вьелись в ваше сознание, что для вас эти занятия кажутся чем-то несерьезным или невозможным, и вы не воспринимаете их как возможный вариант вашей деятельности.

Подумайте, что вызывает у вас вдохновение? Какая деятельность приносит вам моральное удовлетворение? К чему вас тянет неосознанно? - Вы собираете про это информацию, но всё время откладываете на потом. Когда вы испытываете чувство приятного волнения (а не чувство скуки), когда у вас начинают раскручиваться мысли в эту сторону. Вдохновение - сестра призвания.

Мы сейчас не рассматриваем ситуацию, когда человеку вообще ничего не хочется, когда у него депрессия или апатия. Понятно, что в такие периоды не до поисков предназначения. Тут нужно просто восстанавливать жизненный тонус, возвращать желание жить.

Мы берем тот случай, когда человек психически здоров, просто пока не нашел свою стезю и думает, что его ни к чему не тянет. На самом деле это - иллюзия, инерция ума, то убеждение, с которым человек сжился и считает его частью своей личности, воспринимает как свою реальность . Начните думать по-другому. Создайте новый образ себя - такого, который знает, в чем его предназначение. Перестаньте метаться и расстраиваться. Ваш образ всегда должен идти впереди действительности. Мыслите нестандартно - не бойтесь смелых идей. Как можно чаще повторяйте: «Я знаю, в чем мое предназначение. Я знаю, чем хочу заниматься в жизни. Жизнь показывает мне мой путь, посылает знаки, направляет и ведет меня к моей цели.» Или задайте вопрос самому себе, спросите напрямую: «В чем мое призвание? В чем моя основная цель?» Засыпайте и просыпайтесь с этим вопросом, и ваше подсознание найдет способ сообщить вам ответ. На самом деле все ответы уже есть внутри вас. Перестаньте смотреть по сторонам и посмотрите в себя.

Анна Гендель

Если не найти себя в жизни, то зачем жить?

Чувство потерянности возникает, когда человек не может найти себя. Найти себя возможно только при условиях:

  1. Понять свои истинные желания
  2. Определить свои, а не навязанные цели
  3. Эффективно действовать в направлении своих целей и видеть реальное приближение к ним.

Практически любому психически адекватному человеку необходимо как самореализация в работе, так и моральная поддержка в семье. Найти себя означает найти своего человека, свою работу, свои увлечения, своих друзей. Не секрет, что многие люди дожили до сорока, но так и не нажили ни одного настоящего друга. В критические моменты им не к кому обратиться, попросить помощи и поддержки, в том числе финансовой. Такие люди говорят, что вокруг нет достойных, что все предатели и т.п. На самом деле, они должны работать над своими душевными качествами, воспитывать в себе достоинства, терпимость, принятие, дружелюбность, бескорыстие и гостеприимство. Даже, если человек нашел себя в работе, но у него нет друзей и любимого человека, он не может быть счастлив.

Найти себя в работе бывает ничуть не проще, чем найти своего человека. Основную проблему я вижу вот в чем. Мы постоянно бежим, суетимся. Нам некогда подумать о своем предназначении, о своей судьбе. Если человек знает, что такое профориентация, то он уже считает себя исключительно продвинутым в смысле самопоиска. Надо читать тонны литературы, чтобы найти себя, разобраться в себе. Надо научиться себя слушать – а не только окружающих: мужа, учителя, общество, соседей, коллег и правительство. Очень часто внутри самих себя мы не можем понять – где наши мысли, а где навязанные.

Вот один типичный штамп – работа по специальности. Почти каждому выпускнику вуза система внушила мысль: ты должен, просто обязан работать по специальности. А что, если перед поступлением человек не проходил профориентацию, если он уже на первом курсе понял, что предметы ему не нравятся? Что делать тогда? Правильно, доучиваться. Так велят родители! Ведь они не зря нас содержали. У одной моей знакомой есть дочь девятнадцати лет, Маша. Маша по ошибке поступила на экономический факультет университета. Вначале она училась с энтузиазмом, но к третьему курсу поняла, что хочет чего-то более творческого, например, фотографировать, рисовать, заниматься интерьерами и дизайном витрин. С этими переживаниями она пришла к матери, на что та ей сказала:

— Машенька, я буду содержать тебя еще два года, пока ты учишься, а потом ты будешь вынуждена зарабатывать на жизнь сама. Так что решай. Ты вправе поступить и в другой вуз, но через два года я закончу твое финансирование.

С одной стороны, мать имеет право на такие заявления, но с другой – не у всякого ребенка хватит смелости сменить вуз (вдруг новое поступление будет неудачным, а это риск!) Вот Маша и выбрала привычное состояние – учиться дальше, получить диплом… Дальнейшую судьбу Маши вы можете представить. С красным или синим дипломом она будет обивать пороги офисов в поиске работы экономиста. При этом лет до тридцати пяти она будет втайне сокрушаться, что не стала дизайнером или фотографом. А потом мечтать уже будет поздно, и еще один посредственный экономист пополнит ряды себе подобных. Остановитесь и подумайте: как найти себя. Для размышления об этом выделите целый день, отключите телефоны, попробуйте набросать план своей жизни. Не найти себя значит проиграть жизнь.

Закончилась учеба в институте, наступила взрослая жизнь. Первая работа, новые ощущения, новая ответственность. И вдруг понимаешь: я не хочу этим заниматься всю жизнь. Когда я поступал в институт, я не понимал, не осознавал, что мне это не подходит. Может быть, мое решение было принято под давлением родителей или сверстников, или я сам ошибся в своем выборе, но теперь важно не это. Как понять, чего я хочу на самом деле? К чему у меня способности? Есть ли вообще у каждого человека свое призвание? И как его найти?

Об этом мы разговариваем с Ириной Николаевной Мошковой, основателем и руководителем психологической консультации «Семейное благо» .

У каждого ли человека есть призвание?

В духовной литературе нет прямых указаний на то, что у каждого человека есть некая конкретная профессиональная деятельность, к которой он предрасположен более всего. Но сказано, что каждый человек призван Богом к личностной форме бытия. Это главное предназначение человека.

Решая эту задачу, на протяжении всей своей жизни человек должен духовно развиваться и совершенствоваться, приумножая дарованные Богом и способности. Содействуя раскрытию в человеке творческого начала, Господь подает каждому из нас благодать Святого Духа для того, чтобы наша вера не осталась бесплодной , чтобы она нашла свое выражение в осознанном служении Богу, другим людям и тварному Божьему миру.

Человек не должен жить на земле праздно. Человек – это высшее творение Божие, которое призвано не просто есть, пить, спать и отправлять какие-то свои нужды. Господь видит в человеке Своего друга, помощника и со-работника, способного приумножить красоту и многообразие тварного Божьего мира, увидеть глубочайшие, сущностные связи различных сторон Бытия. Прозревая с помощью Божией суть вещей, изучая духовные законы бытия человеческого рода, мы можем разумно строить свою жизнь на земле, не нарушая созданную Богом гармонию мира.

Отсюда следует, что перед каждым человеком стоят непростые задачи: во-первых, задача осознания своего человеческого призвания, во-вторых, вкладывания нравственных усилий в развитие собственной личности, без чего невозможно развить свои таланты и способности, а в–третьих – поиска самого себя и своего места служения Богу, ближнему и тварному Божьему миру, на котором приобретенный творческий потенциал личности может быть успешно реализован.

У любого человека есть та или иная форма и мера одаренности. Есть люди, у которых таланты и способности находятся на уровне гениальности. Про таких говорят: «Он композитор от Бога», «художник от Бога», «учитель от Бога», «врач от Бога». Мы говорим это, имея в виду, что человек не просто ощутил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар правильно реализовать. Развиваясь как личность, этот человек сумел так использовать свои дары и способности, что в его сознании соединилось понимание своей одаренности с ощущением того, как он должен этим даром распорядиться. В итоге его христианская личность приобрела такое величие, что окружающие люди начинают «видеть его добрые дела и прославлять Отца Небесного» (Мф 5, 16).

Приумножить данное Богом

Бывает наоборот, человек с большим трудом осознает сильные стороны своего «Я» и далеко не сразу различает, по какому пути идти, чему научаться, куда себя приложить. Это встречается, к сожалению, гораздо чаще. Но и эти явления надо правильно истолковать.

На мой взгляд, это не говорит о том, что человек обделен Богом, что у него нет тех данных, за счет которых он мог бы со временем превратиться в развитую личность, которая могла прославить своего Создателя. Господь говорит в притче о талантах, что даже если человеку дан всего один талант, все равно нужно постараться его раскрыть, употребить по назначению, реализовать в ту меру, какая определена свыше. Господь многомилостив: даже если Он в чем-то ограничивает человека, то обязательно компенсирует это преизбытком его способностей в другом.

Очень часто бывает, например, что недостаток зрения человека компенсируется хорошим слухом или, наоборот, человек не все слышит, но зато различает какие-то нюансы цветовых оттенков, которые не воспринимают другие люди, или удивительно тонко ощущает запахи.

Некоторое время назад в актовом зале Царицынского КЦСО, где мы работаем как психологи, висели картины, которые рисовали люди-инвалиды, имеющие различные душевные заболевания. У многих из них стоят диагнозы: шизофрения, эпилепсия, истерия. Когда с этими людьми начинают работать художники, когда они побуждают больных людей к творческому самораскрытию – рождаются удивительные по красоте и выразительности художественные полотна.

В психологии и психотерапии сейчас есть такое направление в лечении душевных заболеваний: «терапия творческим самовыражением». Оказывается, чрезвычайно важно для человека заниматься какими-то творческими видами труда, чтобы он мог выразить себя, свой внутренний мир, выговорить то, что у него творится внутри.

Способность к самопознанию важнее талантов

Мне кажется, для того, чтобы человек нашел себя в жизни, важно не просто наличие каких-то незаурядных способностей и талантов, – важно, чтобы у человека были воспитаны, развиты такие свойства, которые дают ему возможность правильно распорядиться тем, что для него открывается внутри себя. В психологии это называется способностью к самосознанию и самопознанию.

Важно подчеркнуть, что способности к осознанию того, кто я, что я, на что я способен, формируются в процессе жизни. И здесь для детей, которые только развиваются, опыт родительской жизни очень поучителен и важен. Родители, увлеченные своим трудом, своей профессией, личным примером существенно помогают ребенку найти самого себя в жизни. В семьях, где родители сами занимаются творчеством, где есть некая творческая раскрепощенность в обстановке дома, когда детям доступны книги, хорошие иллюстрации, когда есть возможность взять холст, краски, кисти и вместе с отцом или с матерью начать рисовать – ребенок получает дополнительные возможности в поиске своего любимого дела.

Если дети видят, как, например, отец-художник с увлечением работает над созданием картин – сами начинают рисовать и смешивать краски. Если, например, папа-писатель, который, сидя за компьютером, все время работает над текстами книг – то ребенок, вглядываясь в жизнь родителей, чаще всего также пробует себя в сочинении стихов и рассказов. Дети учатся умению мыслить предметно, развиваться содержательно, как правило, в той области, в которой работают их родители.

Мы это замечаем в деятельности нашей семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне, которой я руковожу много лет. Если сами родители, скажем, хотят заниматься живописью, они могут привести на занятия и своего ребенка. Или, наоборот, дети захотели заниматься росписью по дереву, а вместе с ними могут прийти на эти творческие занятия папа и мама. Родители, которые вместе с ребенком занимаются каким-то видом творчества, огромную пользу приносят своему ребенку, потому что он тогда вырастает с ощущением опыта творческой деятельности.

Человек узнает самого себя, занимаясь творческой деятельностью, выполняя поставленные перед самим собой конкретные задачи, принадлежащие той или иной предметной области. Этот опыт формирует самосознание человека, ощущение объема творческих ресурсов, присущих его личности.

Поиск самого себя в свете Христовой веры

Но более всего самосознание человека зависит от его духовного развития, от того, насколько человек приобщен к жизни Церкви. Когда человек сообщается с благодатью Святого Духа, он начинает самого себя узнавать совершенно по-новому. Все ненужное, поверхностное отпадает, как некая шелуха, остается главное, суть.

Если человек верует не поверхностно и воцерковляется глубоко, если у него есть хороший духовный наставник, то внутри человека происходит переворот, внутри него вспыхивает тот внутренний свет, о котором в Церкви поется: «Во свете Твоем узрим свет». Зарождается вера, человек приобщается Таинствам, и свет Христов дает человеку возможность глубже себя понимать. Практика исповеди, покаяния дает возможность наблюдать за собой, изучать самого себя в разных своих проявлениях.

Работа Духа Святого в человеке приносит огромные плоды. И в том числе она непосредственным образом влияет на то, чтобы человек пересмотрел те основания, на которых была построена его прежняя жизнь.

В этом случае часто бывает, что люди переходят к другой профессии, начинают интересоваться тем, чем раньше никогда не увлекались. Есть удивительные примеры, когда человек, никак не подготовленный заранее, вдруг начинает писать замечательные иконописные работы. Мы не раз наблюдали, как женщины, увлекались церковной вышивкой, находили себя в этом искусстве, хотя раньше никогда этим дома не занимались. Или еще пример: человек никогда не пел, начал ходить в храм, начал молиться, начал как-то созревать духовно, его душа начала петь, и вместе с этим у него родилось желание обучиться этому делу.

Возникновение новых предметных интересов у верующего человека – совершенно закономерное явление. Человек духовно прозревает, а вместе с этим в нем рождается и новое понимание самого себя, а также формируется потребность выразить духовное богатство своего внутреннего мира, которое он теперь обретает в своей душе. Если человеку в этот момент немного помочь, научить его ориентироваться в новой предметной области и дать возможность усвоить необходимые технические основы интересующего дела, – он сможет создавать высокопрофессиональные работы.

Сам этот переворот закономерен: человек очищается от греха, духовно преображается, а вместе с этим иначе осознает себя и находит свое новое поприще. Конечно, не всегда получается так, что человек отбрасывает свою прежнюю профессию и начисто забывает о ней. Чаще всего после воцерковления на новом этапе жизни человек ищет возможности прежнее образование соединить, сочленить с новым христианским мировоззрением.

Так случилось и в моей собственной жизни. Когда я только начала воцерковляться (это было в девяностые годы), священники с большим подозрением относились к психологии как к науке, потому что она только-только вышла из материалистической традиции. Плюс к тому в 90-е годы начали свою практическую деятельность колдуны, экстрасенсы, маги, чародеи всех сортов. Многие священники тогда опасались, что занятие психологией приведет к увлечению людей оккультизмом, а это очень и очень опасно для души!

Мне было известно, что многие мои коллеги, как только стали воцерковляться, решительно оставили психологию и начали заниматься совершенно другим делом. Я хорошо понимала, что прежнее мое мировоззрение рухнуло. Но одновременно мне было очень горько терять свой научный багаж, который я приобретала в МГУ в течение многих лет. После некоторых раздумий, я пришла к выводу, что мне нужно приступить к изучению христианской антропологии и на основе ее создавать новую психологическую практику.

Хочу признаться, что мне тогда было очень тяжело! Возникло ощущение, что я сижу на развалинах, прежний опыт не работает, а нового подхода вообще не существует… Конечно, не было тогда у меня никакого чувства уверенности в своих силах, была лишь тревога и неопределенность. Поиск самой себя был тогда в самом разгаре!

Состояться в качестве православного семейного психолога мне помог опытный духовник, . По опыту знаю, что в такой момент очень важна помощь духовного наставника! Священник, духовник, который знает тревоги, интересы, размышления своего духовного чада может побудить человека к созидательной внутренней работе. Здесь нельзя командовать, нельзя запретить человеку: «вот это брось, вот это начни».

В человеке должен совершиться процесс поиска самого себя в свете Христовой веры. Этим процессом становления христианской личности руководит Сам Господь Бог при содействии духовного наставника. По молитвам духовного отца открывается сердце человека, и Господь дает ему новое знание, понимание самого себя, своего места в Церкви и мире.

Часть 2. На чем строить новое мировоззрение?

Что взять из прежней жизни? На чем строить новое мировоззрение? Этот процесс не свершается в один день, требуется время для выполнения важной внутренней работы. Нужно мыслить, наблюдать за собой и за людьми, отбирать, анализировать, обобщать прежний опыт своей жизни и т.п. Интенсивная работа сознания и самосознания со временем позволяет человеку, ищущему себя, сделать необходимый духовный прорыв.

В настоящее время я возглавляю Автономную Некоммерческую Организацию «Психологическая служба Семейное благо». Это православная психологическая консультация, деятельность которой направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства. Процесс рождения этой организации происходил в моей душе очень таинственно. Это потребовало около десяти лет собирания сил и кристаллизации мысли. Я помню несколько важных моментов, которые определили успешность поиска.

Постановка цели

Во-первых, постановка цели. Вопрос «как найти самого себя» становится актуальным для тех людей, которые хотят не просто «иметь» или «казаться» важными людьми. Такими вопросами задаются люди, которые хотят по-настоящему «быть», хотят решить задачу посвящения себя и своих сил осмысленной содержательной форме бытия в этом мире. Такое стремление закономерно приобщает человека к христианской традиции. Жажда подлинной, настоящей, содержательной жизни равносильна поиску Истины, которая неразрывно связана с именем Господа Иисуса Христа. Понимание того, что Сам Христос есть Истина, радикально меняет мировоззрение людей, и дает новую точку отсчета для поиска самого себя.

Вместе с началом христианской жизни и воцерковлением у человека естественным образом возникает желание двигаться в глубину и жить с полной отдачей, относиться ко всему ответственно и серьезно. Вместе с изменением мировоззренческой позиции, Господь посылает человеку правильные мысли, правильные суждения, указывает правильные направления поиска самого себя. Для того, чтобы этот процесс начался, надо духовные ценности поставить выше материальных, и довериться Господу Богу, как Творцу, Создателю и Подателю всякого Блага. Митрополит Антоний Сурожский в своих работах пишет: если мы сами свою руку протягиваем ко Христу, тогда Он ее берет и ведет к новой жизни. Поэтому, прежде всего, мы должны к нему обратиться за помощью как к Учителю, как к Другу, как к Наставнику: «Господи, помоги! Приведи меня туда, куда ты имеешь целью привести. Да будет воля Твоя!».

В тот момент, когда я искала свое место в жизни, для меня ориентиром была фраза из Евангелия: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Я часто повторяла внутри себя эти слова, и они очень помогали мне не сбиваться с правильной дороги.

Евангелие говорит нам о том, что для человека важнее всего встать перед Лицом Божиим и вступить в молитвенное общение с Ним, и, если это будет сделано, то Он Сам будет активно содействовать благоустроению человеческой жизни в окружающем мире. Иначе говоря, если построена в человеческой жизни «вертикаль», то тогда «горизонтальные» отношения с окружающим миром формируются как бы сами собой, легко и непринужденно. Сам Господь Бог тогда «ведет» человека за руку к целям и задачам, утверждающим его духовное достоинство.

Анализ жизни

Во-вторых, чтобы найти себя, необходимо умение осуществлять анализ собственной жизни, пройденного жизненного пути.

Опять возьму за основу свой личный опыт. В МГУ нам преподавали много учебных дисциплин, но среди них были предметы, касающиеся такого раздела как детская, возрастная и педагогическая психология. Именно эти знания мне и помогли в создании христианского подхода к психологическому консультированию.

В 1995 году о. Георгий Бреев благословил меня стать директором Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне. В это время в Воскресной школе учились только дети школьного возраста. Став директором школы, я четко поняла, что, ограничивая контингент учащихся школы только детьми, мы неправильно ставим перед собой учебно-воспитательную задачу, поскольку смысловой клеточкой, единицей распространения православной веры должна быть семья. Как только я эти слова произнесла вслух, то сразу поняла, что в Воскресную школу надо принимать не только школьников, но и дошкольников, и самое главное, что и подростков, и молодежь, и родителей, даже бабушек и дедушек.

Школа «Живоносный Источник» стала учебно-воспитательным учреждением, которое учит людей жить по-христиански в кругу собственной семьи, потому что семья, по учению Церкви, – это малая, домашняя церковь. Если человек создает в кругу семьи атмосферу взаимной поддержки, доверия и любви, то вместе с этим он формирует ту духовно-здоровую среду, необходимую для формирования христианской личности. В такой атмосфере вырастают дети, которые, выходя за порог родительского дома, способны жить самостоятельно и ответственно.

Когда я произнесла слово «семья» (а это был 1997 год) – в моей душе вспыхнул свет! Я думаю, что это Господь дал мне тайный знак, что мы выбрали правильный курс. Когда тебя посещает некая мысль, посланная свыше, от Бога, она осеняет тебя изнутри, и ты понимаешь, что неожиданно перед тобой открывается некое новое поприще, новая жизненная дорога, пока никем не проторенная.

Когда родилась семейная школа, одновременно с этим родилась идея создания семейной консультации. В этот момент я и нашла место приложения своих профессиональных знаний. Хотя первоначально меня о. Георгий Бреев, мой духовник, благословлял просто преподавать в Воскресной школе и потом стать ее директором. Но как только слово «семья» было произнесено, возникло четкое понимание, где мне надо быть, чем заниматься и какое направление развивать.

Правильная постановка задачи дает возможность человеку ощутить свою предназначенность, свою миссию, свою посвященность конкретной теме. Вместе с этим формируется понимание своего профессионального труда как некого предназначения, призвания.

Что такое призвание?

Что такое призвание? Это не просто работа за деньги, «от и до». Это та деятельность, врастая в которую человек формируется как христианская личность. Это та деятельность, при выполнении которой происходит духовный рост человека, осуществляется служение Богу и окружающим людям.

Из Евангелия известно, что Господь Иисус Христос избрал Апостолов, которым надлежало сначала воспринять, усвоить проповедь Божественного Учителя и Наставника, а затем стать носителями и распространителями великих идей. Таким образом, Апостолы Христовы стали теми людьми, которые вначале сами прошли путь формирования христианской личности, а затем стали проповедниками и создателями христианской Церкви, в которой обретают теперь спасение души множество людей по всей земле.

Неподкупное, честное и творческое служение человека Церкви, родине и всякому Божьему делу на земле, одухотворенное верой во Христа, называл «предметным поведением». В работе Ильина «Творческая идея нашего будущего» говорится следующее:

«Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».

В свою очередь, «предметность», по его определению, есть закономерный результат христианского подвига творческого преображения самого себя в Боге и творческого преобразования мира («миро приятия»). Будущее России, по мнению Ильина, требует воспитания сильных духом, «предметно» мыслящих и способных к «предметной» деятельности людей, способных жить с пониманием христианской ответственности за свое предстояние перед Богом.

Все сказанное выше позволяет обозначить в качестве принципиального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе «предметный» подход, который основан на разъяснении учащимся идеи христианского подвига жертвенной любви, а также возможности и необходимости его осуществления в ходе повседневной жизни в кругу семьи.

Размышляя о судьбе России после Октябрьской революции, И.А. Ильин в книге «Творческая идея нашего будущего» писал, что России нужно создавать свою систему государственной и общественной жизни, свою культуру и систему образования. Россия, писал философ, страна христианского уклада жизни. Этот уклад является базовым образованием российской общественной жизни, формирующим самобытность самосознания народа.

Осуществить свой замысел на практике

Третий важный момент : находя главную точку приложения своих творческих сил, важно, чтобы человек начал практически осуществлять свой идеальный замысел. Нужно, чтобы дальше были намечены конкретные шаги внедрения творческой идеи в жизнь. Этот этап становится проверкой жизнеспособности наших замыслов.

Для нас эта стадия была связана с созданием семейной школы, потом созданием консультации, потом перенесением консультации в стены государственного учреждения – ГУ Царицынского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО). Последовательное прохождение этих этапов выводило нас на исследование новых проблем, которые мы первоначально не думали рассматривать. Например, проблем психического здоровья и поддержки со стороны семьи психически больного человека, проведение просветительских семинаров с обсуждением проблем родительского призвания. Вопросы супружества и родительства составили целый пласт новых тем, над которыми нам пришлось серьезно задуматься. Вместе с этим родилась новая психологическая практика, состоящая из сочетания консультативной, психотерапевтической работы и просветительской деятельности.

Вся наша деятельность теперь разбита по направлениям, и каждое направление рождает какой-то социальный проект. Мы понимаем, что мало просто объявить, что мы будем заниматься тем-то и тем-то. Нужно довести свою разработку до стадии четко очерченной программы действий, направленной на оказание помощи конкретным людям, имеющим определенный возраст, социальный статус и т.д. Нужно добиваться практической пользы, практического результата деятельности.

Дерзновение. Научиться «пахать, не оглядываясь»

Есть еще один важный момент поиска самого себя. Очень часто бывает, что долго не находят себя люди нетерпеливые, которые не могут дождаться положительного результата. Они хотят сразу снимать «пенки» и «сливки». Результаты не появляются сразу. Например, обучение, образование, просвещение – эти виды деятельности не позволяют быстро увидеть плоды своего труда. Здесь надо сначала вкалывать, надо сначала вложить душу, потратить много сил, времени, не побояться это сделать. А результат можно увидеть только с большой отсрочкой.

У святых отцов есть такое понятие – «дерзновение». в своих работах писал:

«Православие дает возможность человеку стать святым, но далеко не все люди становятся святыми».

Возникает вопрос: почему это происходит только в редких, исключительных случаях? Отец Иоанн в своих проповедях отвечал:

«Потому, что нет у людей дерзновения».

Когда мы читаем духовную литературу и знакомимся с жизнью святых людей, мы видим, как трудно этого достичь. Мы говорим: «Да я-то никогда не смогу так, мне жизни не хватит. Стоит ли вообще этим заниматься»? Для того, чтобы был результат, человек должен научиться «пахать, не оглядываясь».

Нужно поверить, что твоя идея верна, и какой-то период жизни посвятить тому, что ты будешь просто делать все для ее реализации, не оглядываясь назад. И потом наступает такой момент, когда количество трудов принесенных уже само по себе плодоносит, дает какие-то росточки, какие-то важные творческие продолжения. Потом уже не ты ищешь работу, работа тебя ищет.

photosight.ru. Фото: Владимир Черкасов