Выбрать способ доставки товара 1. Бизнес на доставке товаров актуально или уже нет? Выбор доставки на старте

Объём покупок через интернет демонстрирует стабильный рост. Более 30 % работоспособного населения нашей страны регулярно делает заказы в интернет-магазинах. За последние три года количество онлайн-покупателей выросло в 2,5 раза. Причём происходит этот рост в основном за счёт жителей регионов и молодёжи, которая входит в число наиболее активных пользователей
e-commerce. Среди самых популярных категорий товаров, покупаемых через интернет, - бытовая техника и электроника (более 40 %), одежда и обувь (15 %), автозапчасти и товары для дома (по 10 %).

Как товар попадает в службу доставки

После того как заказчик сделал все положенные клики, информация о заказе поступает в базу данных интернет-магазина. Менеджер по работе с клиентами обязательно связывается с покупателем, подтверждает покупку и отправляет заявку на комплектацию заказа и доставку в логистическую компанию.

Большие магазины часто передают логистические функции на аутсорсинг - при большом потоке заказов это значительно выгоднее, чем держать даже маленькие склады в регионах.

Как не привезти стул вместо туфель

После того как заявка поступила в логистическую компанию, она обрабатывается менеджерами и передаётся на склад. Его сотрудники подбирают упаковку в зависимости от способа доставки и характера вложения, комплектуют отправление, упаковывают, оформляют сопроводительные документы, наклеивают ярлыки и передают заказ на доставку. Это очень важный этап, так как именно от него зависит, привезут ли покупателю то, что он заказывал.

Купаться в жилетке девушка отказалась , позвонила в магазин, которому пришлось исправлять
ошибку за свой счёт

Однажды, например, девушка заказала спортивный купальник в известном и весьма недешёвом московском магазине. Менеджер позвонил, проверили цену, заказчица всё подтвердила. Согласовали дату приезда курьера. В назначенное время курьер приехал и привёз ей жилетку. Купаться в жилетке девушка отказалась, позвонила в магазин, которому пришлось исправлять ошибку за свой счёт. Клиент в итоге остался доволен, но где «потерялся» первый экземпляр купальника - так и осталось тайной.

Причиной подобных случаев, как правило, бывает ошибка менеджера магазина в номенклатуре при передаче заказа на комплектацию. Возможна также ошибка склада. Поэтому контроль соответствия артикулов на товаре и в сопровождающих документах - очень важная составляющая при комплектации заказа. Если из-за ошибки покупатель получает совсем не то, что заказывал, магазину приходится нести значительные траты. Помимо стоимости доставки перепутанного товара, приходится оплачивать повторную комплектацию, упаковку, оформление и повторную доставку заказа. А для сохранения лояльности покупателя стоит положить в посылку дополнительно небольшой подарок.

Как отправляется заказ

Интернет-магазин, в случае самостоятельной комплектации заказов, передаёт в транспортную компанию упакованное отправление. Транспортная компания при необходимости доупаковывает его и оформляет сопроводительные документы. После этого наконец заказ отправляется в путь.

На этом этапе может происходить множество ошибок - от сбоя в IT-системе одной из сторон, в результате которого происходит путаница в адресах, до ошибок в предоставляемых интернет-магазином данных, которые затрудняют доставку.

Покупателям очень важно внимательно относиться к заполнению адресных данных при оформлении заказа: ошибка даже в одной цифре может привести к тому, что ваш заказ отправится совершенно в другой населённый пункт. Например, существуют два города Благовещенска - в Амурской области и в Башкирии. И если покупатель не указал индекс, а интернет-магазин его не проверил, посылка может оказаться совсем в другом регионе России.

На чём ездят посылки

Выбор типа транспорта, которым поедет заказ, зависит от целевой стоимости и целевых сроков перевозки (причём логистика нацелена на минимизацию стоимости, а коммерческая служба - на сокращение сроков). Чаще всего на расстояние до 500 километров везут автомобилями, свыше 500 километров целесообразнее везти железнодорожным или авиатранспортом.

Кстати, на наземном транспорте также есть свои ограничения по длительности движения, в среднем это не более 500 километров в сутки на каждом виде транспорта. Плюс два дня минимум следует заложить на дополнительную обработку отправления.

При этом расстояние почти не влияет на состояние товара в конце пути. Тут важно, сколько будет перегрузок и посредников, а также какова их компетентность. Можно и по Московской области доставить повреждённое отправление, а можно и во Владивосток привезти заказ в целости.

Кто оплачивает доставку

Как правило, интернет-магазины делятся на два лагеря: берущие все затраты на доставку заказа на себя и перекладывающие эти функции на получателя. В первом случае магазин гарантирует бесплатную доставку заказа (как правило, если сумма заказа превышает определённый минимум) и сам выбирает канал доставки. Во втором случае интернет-магазин предлагает получателю выбрать курьерскую компанию самому из нескольких вариантов, в зависимости от ожидаемых сроков и стоимости доставки.

Однако существуют и такие компании, которые предлагают единый тариф за доставку, который оплачивает получатель, а разницу между этим тарифом и тарифом курьерской компании, если она возникает, возмещают за свой счёт.

Что происходит на почте

Пройдя магистраль и сортировку, отправление поступает в почтовое отделение и ожидает, пока получатель его выкупит. Однако бывает, что лежать оно может очень долго, так как получателю, например, не пришло извещение.

А бывает, что заказчик, пока ждал посылку, передумал и просто не пошёл на почту её выкупать. Никто его за это не осудит, и такое случается часто. Покупки через интернет зачастую эмоциональны и сиюминутны. А через несколько дней уже есть риск того, что человек «перегорит».

Покупки через интернет зачастую эмоциональны и сиюминутны. Через несколько дней уже есть риск того, что человек «перегорит»

Когда мы доставляем заказы, мы стараемся грамотно выстроить диалог с клиентом интернет-магазина, и количество отправлений, которые отказались выкупать, снижается. За 2014 год процент возвратов по всем отправлениям, проходящим через нас, не превысил 6,78 %.

В случае, когда товар доставляется курьерской службой, также могут случаться затруднения. Начиная от сложного процесса согласования времени и адреса доставки и заканчивая вопросами конфиденциальности. Например, совершая покупки в магазинах интимных товаров, многие покупатели не готовы принять курьера у себя в офисе и предпочитают забирать товар «на улице». С одним из наших клиентов мы разработали целую систему доставки заказов, гарантирующую конфиденциальность покупки и сводящую возможные неловкие ситуации к минимуму, - начиная от специальной упаковки и заканчивая инструкциями для операторов call-центра и курьеров.

Как возвращается заказ

При отказе от покупки история для интернет-магазина и транспортной компании, осуществлявшей доставку, не заканчивается. Нужно отвезти товар обратно, вернуть его в интернет-магазин. А интернет-магазину необходимо его разукомплектовать, разместить на хранение и заплатить двойной тариф за доставку, не заработав на этом ни копейки.

Некоторые интернет-магазины даже используют возможность возврата неподошедшего товара как один из способов привлечения клиента. Но каждый возврат - это дополнительные расходы на его обработку. В зависимости от категории товара за это может платить как сам покупатель, так и интернет-магазин.

В случае с невыкупленными отправлениями чаще всего затраты ложатся на магазин. Ему придётся оплатить доставку до места проживания предполагаемого покупателя (100 % тарифа доставки), возвратную доставку товара - (от 50 до 100 % тарифа, в зависимости от оператора), разукомплектацию отправления и размещение товаров на хранение (стоимость зависит от фулфилмент-оператора или от затрат на содержание собственного склада). Помимо доставки, интернет-магазин уже оплатил рекламу, по которой к нему пришёл покупатель. Возможно, заплатит штрафы поставщику в случае возврата ему товаров. Иногда после долгих перевозок требуется оценка товара на его пригодность к дальнейшей продаже, а это затраты на эксперта, юриста и прочих специалистов, которые будут заниматься рекламациями с транспортной компанией и поставщиком.

Возврат товара в интернет-магазин - это одна из самых больших проблем российского e-commerce, так как у большинства интернет-магазинов эти расходы съедают до 80 % прибыли. По нашим данным, снижение количества возвратных отправлений на 3–5 % повышает выручку на 20–30 %. Если интернет-магазины станут эффективно работать с покупателями и логистическими операторами на последнем этапе доставки, то многие из тех, кто сейчас находится на грани выживания, смогут спасти свой бизнес.

личный опыт предпринимателя

Александр Якшев,
Solid Express
Как с нуля организовать курьерскую доставку?

Александр Якшев,

Директор компании Solid Express

Чем занимается ваша компания?

Предлагаем курьерские услуги для интернет-магазинов и частных лиц в Москве и Санкт-Петербурге.


- Как пришли к этому бизнесу? Кем работали до того, как начали свое дело?

Я работал в логистической компании в Санкт-Петербурге. Сначала курьером, а потом менеджером. Уже тогда понимал, что бизнес по доставке перспективный. Увы, конкретно в той компании сервис был не на лучшем уровне. Внутренний климат в коллективе был напряженный, а заказы не всегда обрабатывались качественно.

В 2014 году меня уволили. Объяснили, что не справлялся.

Декабрь, беременная жена, квартиры нет. Всё это послужило толчком для начала своего бизнеса. Решил, что дело должно получиться, поскольку у меня были знания, связи и опыт в логистике.

Какие были первые шаги? Какой был стартовый капитал?

Начинал бизнес один без стартового капитала и офиса. Сам забирал заказы у интернет-магазинов и развозил покупателям. Первые клиенты перешли со старого места работы.

Когда получили первую прибыль?

Доставка такой бизнес, где прибыль приходит сразу. В первый же день получил деньги. Потом появились новые клиенты. Понял, что надо развиваться. Нанял двух курьеров. Дело пошло.

Где-то через месяц снял маленький офис (15 м²) и взял сотрудника для обработки заказов.

До сих пор в том же офисе? Какой у вас штат сейчас?

В 2016 году сняли офис большей площади - 100 м².

Сейчас в Санкт-Петербурге работает 20 курьеров и семь сотрудников, распределяющих заказы и ведущих финансовую отчетность. Еще 10 курьеров в Москве.

Какие средние обороты у компании? Рентабельность высокая?

Около трёх млн рублей в месяц. Рентабельность 15%.

Сколько заказов в среднем обрабатываете?

250-300 доставок в день по Санкт-Петербургу. И 100 доставок по Москве.

Пустить пыль в глаза и договориться с Москвой

Нюансы курьерского дела

Быстрорастущий рынок. Количество интернет-магазинов растет с каждым годом, и всем надо доставлять товары. Для этого каждому магазину нужна надежная курьерская служба-партнер.

Конкуренция. Мы периодически отправляем сотрудников на собеседования и даже на работу в другие фирмы, чтобы они подсмотрели у них какие-то фишки или даже клиентскую базу. Хочешь жить - умей вертеться.

Важны личные связи с представителями магазинов.
Если вы будете сами заводить контакты, помогать в решении оперативных вопросов, тогда вам будут доверять и сотрудничать с вами долгие годы.

Есть понятие «быстрые деньги». Магазин договаривается с курьерской службой, что деньги за товар переводятся на следующий день после доставки заказа (или даже еще до момента доставки). Но курьерские службы берут за это процент.

Зависимость от интернет-магазинов. У них падают продажи, у вас доставки. Январь и летние месяцы - спад продаж. Думайте, что продается в эти месяцы и обзванивайте магазины.

«Дружеский бизнес». Общаемся с клиентами доверительно. Не отказываемся от мелких клиентов, с которых много не заработаем. Клиенты звонят мне на личный номер. Со всеми стараемся договориться.

Чтобы развиваться, надо вкладываться.
У меня иногда вся зарплата идет в развитие - покупку транспорта и т.д.

Работа круглые сутки

Какие цены на доставку сейчас?

В среднем по Санкт-Петербургу доставка стоит 220 рублей за один адрес, по Москве - 350 рублей на грузы до пяти кг.

В чем ваша фишка? Почему клиент должен выбрать именно вас?

Мы с самого начала предлагали редкую услугу - доставку день-в-день. Заказываешь товар в интернет-магазине и сегодня же получаешь. Причем такая доставка стоит всего на 30-50 рублей дороже обычной (курьерам за срочные доставки платим как за обычные).

Даже в Москву доставка производится на следующий день, при этом груз можно сдать до восьми часов вечера. Во многих фирмах просят отгрузить заказы до 16:00. Потому что они большие компании, и им сложнее обрабатывать заказы

Также работаем в выходные дни. Далеко не все службы доставляют заказы в в нерабочие дни, клиенты теряют двое суток. А наши курьеры работают по сменам.

Как вам самим удается так быстро доставить грузы в другой город?

У нас свой транспорт, который каждый вечер отходит из Санкт-Петербурга в Москву. А многие работают через посредников в междугородних перевозках.

Когда закупили свои авто? Сколько у вас их сейчас?

В 2016-ом году, когда поняли, что заказов становится больше, купили свой первый автомобиль - грузовую LADA Largus. Потом постепенно докупили еще четыре таких же машины.

Курьеры, клиенты и самописное ПО

А где находите курьеров для своей компании? Какую зарплату им предлагаете?

Находим сотрудников на популярных сервисах поиска работы, например, HeadHunter. Те курьеры, которые работают на собственных автомобилях, получают за вычетом бензина около трёх тысяч рублей в 12-ти часовую смену с перерывами.

Курьеры, работающие на моих автомобилях получают 2,2 тыс. рублей.

Сейчас нашим курьерам работать легче, потому что маршруты стали короче. То есть один человек доставляет товары в пределах близлежащих районов, потому что курьеров в одну смену стало работать больше.

Совет при найме курьеров на работу?

Бывает такое, что курьер может пропасть с товаром или просто быть без связи какое-то время. Поэтому записывайте контакты жен и матерей курьеров, чтобы было где их искать. Можно также посмотреть их соцсети.

Если курьер еще при устройстве на работу не хочет давать контакты близких, явно что-то не то.

Кто ваши основные клиенты?

В основном магазины спортивных и детских товаров. Спорт-питание, детские игрушки. Кроме того, сотрудничаем с известными аптеками вроде «Ригла» и ортопедической сети «Кладовая Здоровья»

Когда денег стало больше, то решил на спонсорской основе сотрудничать с футбольным клубом ФК «Динамо» Санкт-Петербург, за который сам болею.

«Россия - самая большая страна в мире с самой неразвитой структурой доставки», - сетует Оскар Хартманн, совладелец магазина KupiVip. Крупные Интернет-магазины - Holodilnik.ru, Ozon.ru - помимо собственных курьеров и складов имеют распределительные центры в крупных городах. Клиенты Ozon.ru, например, получают книги, телефоны и ноутбуки в 12 пунктах выдачи заказов в Самаре, Казани, Красноярске, Хабаровске, Ростове, Екатеринбурге и Владивостоке. У Holodilnik.ru распределительные центры пока есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Как и в случае с платежами, доставка должна быть максимально удобной, доступной и быстрой.

Своя служба доставки

Наталья Кулакова, открывшая недавно интернет-магазин www.onovamnadom.ru , выбирая способы доставки своего товара, решила обзаводиться собственными курьерами. «Доставка продуктов - вещь очень деликатная. Только собственных курьеров можно заставить, например, не ставить пакеты на землю, следить за тем, чтобы бытовая химия и продукты в сумке были отдельно. Гарантировать это в курьерской службе на аутсорсинге невозможно», - объясняет она свой выбор.

Плюсы: Контроль и постоянная шлифовка качества обслуживания. Оператор из службы доставки в магазине Кулаковой после исполнения заказа обязательно перезванивает клиенту с уточнениями: вовремя ли был доставлен заказ, сдал ли курьер целиком сдачу и что в его обслуживании не понравилось.

Минусы: Высокая текучка кадров. «Вменяемых людей, не воров, на должность курьера найти очень сложно. Восемь часов мотаться по городу, порой в переполненном общественном транспорте, на холоде - это отпугивает нормальных людей», - говорит Алена Салбер, автор книги «Как открыть интернет-магазин».

Курьеры на аутсорсинге

Доставку товаров можно поручить специализирующейся на экспресс-доставке фирме. Курьеры сами пробивают чек у покупателя, после чего деньги идут на счета логистической компании, а уже оттуда интернет-магазинам. Комиссия - 1,5–3% от стоимости доставленного, рассказывал Forbes Иван Матвеев, гендиректор компании IM Logistics, специализирующейся на подобного рода услугах интернет-продавцам.

Плюсы: Не надо возиться с бухгалтерией и штатным персоналом. «В теории считается, что аутсорсинг снимает с тебя все проблемы и ты можешь заниматься непосредственно бизнесом», - говорит владелица интернет-магазина детских товаров www.101slon.ru Любовь Козырева.

Минусы: В моменты пиковой нагрузки аутсорсинговая компания не всегда может выполнить свои обязательства. «У нас был случай, когда курьеры водили клиента за нос целую неделю, постоянно откладывая доставку. А мы об этом не знали. В итоге человек, естественно, отказался от заказа», - вспоминает Козырева.

Почта

Логистической службой с самой развитой сетью отделений в стране по-прежнему остается «Почта России». С ее помощью в любую точку России и мира можно отправить товар наложенным платежом. Сроки и стоимость можно оперативно рассчитать на сайте. У «Почты России» есть свой аналог DHL - служба «EMS Почта России», курьерская компания, которая, используя филиальную сеть материнской компании, доставляет товары «из рук в руки». «EMS Почта России» работает быстрее «Почты России», но ее услуги на порядок дороже.

Плюсы: У «Почты России» 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты.

Минусы: Несмотря на многолетнее реформирование, в почтовых отделениях очереди по-прежнему не редкость. Кроме того, у почты есть список товаров, запрещенных к пересылке. В их числе, например, «предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, пачкать или портить другие почтовые отправления и почтовое оборудование». Кроме того, при использовании наложенного платежа заказчик может просто не забрать товар с почты. Тогда отправитель несет расходы не только по пересылке товара клиенту (при работающей схеме они приплюсовываются к стоимости заказа), но и по его обратной доставке. «Мы приняли решение посылать товары наложенным платежом только проверенным заказчикам», - говорит Любовь Козырева, владелица www.101slon.ru .

Бесплатная доставка, конечно, является сильным стимулом для покупателя. Это утверждение не противоречит простой логике, хотя в его поддержку можно найти и массу исследований. Но для магазина бесплатная доставка далеко не всегда означает прибыль. Больше клиентов, больше продаж - да, но прибыль, деньги - нет. Как же сделать бесплатную доставку действительно выгодной для и-коммерсанта? Рассмотрим подходы и расчеты в этом материале.

Для начала следует определить, дает ли бесплатная доставка прирост конверсии в вашем конкретном случае. Логика логикой, но ситуации бывают разными. Делаем простой A/B-тест:

Вариант A — без предложения бесплатной доставки

Вариант B — с предложением бесплатной доставки

Важно: мы будем рассчитывать чистую прибыль на клиента, поэтому для тест лучше делать не с помощью CSS, а заведя соответствующие URL.

Скажем, тест дал такие результаты:

  • Конверсия: +26%
  • Средний чек: +5%
  • Рентабельность/заказ: -32%

Итого, изменение чистой прибыли равно (1.26) * (1.05) * (0.68) = -10%

Таким образом, рост конверсии подтвержден. Следует отметить, что отрицательный рост прибыли не всегда негативно сказывается на бизнесе в целом. Например, если львиную долю заказов в вашем магазине делают , за счет временной потери в прибыли вы наращиваете клиентскую базу и повышаете LTV. Кроме того, предлагать бесплатную доставку с отрицательной для вас прибылью можно лишь определенным сегментам аудитории, представителей которых вы хотите превратить в постоянных клиентов.

Бесплатная доставка при заказе от N р.

Итак, рост конверсии подтвержден, осталось лишь выяснить, какой минимальный заказ даст наибольший рост прибыли. Делаем следующий тест:

Бесплатная доставка при заказе от 3500 р.

Бесплатная доставка при заказе от 4000 р.

Увеличивая сумму в чеке, которая позволяет клиенту переложить расходы на доставку на вас, вы «заставляете» некоторую часть своей аудитории тратить больше.

Скажем, результаты у вас следующие:

Вариант с бесплатной доставкой при заказе от 3500 р.

  • Конверсия: +20%
  • Средний чек: +10%
  • Рентабельность/заказ: -13%

Итого, изменение чистой прибыли равно 15%

Вариант с бесплатной доставкой при заказе от 4000 р.

  • Конверсия: +8%
  • Средний чек: +8%
  • Рентабельность/заказ: -5%

Итого, изменение чистой прибыли равно 11%

Можно еще поиграть с порогами минимального заказа, но в нашем примере все понятно: 3500 р. дают лучший результат, чем 4000 р. Меньший минимальный чек дает меньшую прибыль, равно как и больший. Дальнейший «тюнинг» — дело вкуса и объемов. Небольшой прирост в десятые доли процента будет заметен при большом количестве заказов, если же такого пока не наблюдается, получите опыт, но не ощутимый эффект в денежном выражении.

Бесплатная доставка для определенных категорий товаров

Этот вариант применения бесплатной доставки хорош для привлечения внимания к определенным категориям. Например, вы ввели в ассортимент что-то новое, или же товары одной из уже существующих категорий собрали на складе больше пыли, чем все остальные, и вы хотите их продать, или в структуре продаж доминирует определенный тип товаров, доставка которых обходится недорого, и, повысив объемы, вы можете выбить из поставщика дополнительные скидки. Кроме того, в большинстве случаев вы можете позволить себе продлить срок действия предложения бесплатной доставки.

Конечно, для начала надо все протестировать. Делаем такой вариант:

и сравниваем его с вариантом, где бесплатная доставка не предлагается

Получаем такие результаты:

  • Конверсия: +8%
  • Средний чек: +2%
  • Рентабельность/заказ: -2%

Итого, изменение чистой прибыли равно 8%

Кроме упомянутого выше примера, можно сказать, что бесплатная доставка для определенной категории товаров также помогает пополнить сегмент постоянных покупателей этой категории. В этой связи неплохо применять данную тактику к тому, что имеет признаки расходников, но при этом подразумевает минимальный чек, покрывающий ваши затраты на отправку заказа и позволяющий хотя бы сработать «в ноль».

Стоимость доставки, включенная в стоимость товара

Самый простой вариант использования «бесплатной доставки» в интернет-магазине. Просто включите ее в стоимость товара. Для тестирования сделаем два варианта:

Повышение цены на 200 р. для каждой модели. И результаты вполне могут превзойти все ожидания, например:

  • Конверсия: +18%
  • Средний чек: +15%
  • Рентабельность/заказ: -5%

Итого, изменение чистой прибыли равно (1.18) * (1.15) * (.95) = 26%

А это, заметьте, совсем не мало. Следует учитывать, конечно, что данный результат применим только к одной категории, однако сути это не меняет: бесплатная доставка, как мы отмечали ранее, является сильным стимулом. Даже если для получения такого бонуса покупатель должен пройти "квалификацию чеком". Даже если бесплатная доставка применима только к одной категории.