А н островский описание снегурочки. Список использованной литературы

», № 9 (1873 год).

В основе сюжета русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу » (1867) А. Н. Афанасьева .

В первый раз поставлена в Москве, на сцене Большого театра , 11 мая 1873 года , в бенефис артиста Живокини . Композитором П. И. Чайковским была написана к «Снегурочке» музыка .

История создания

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три группы: драматическая, оперная и балетная.

С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».

Отзывы

Новаторский характер «весенней сказки» привел к непониманию многих современников. Островского знали как реалиста и сатирика, и пьеса воспринималась как нарушающая закономерности его творчества. Пьесу называли «бессодержательной» и «фантастической».

Действующие лица

  • Весна-Красна.
  • Царь Берендей.
  • Бермята, ближний боярин.
  • Елена Прекрасная, его жена.
  • Лель, пастух.
  • Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева.
  • Мураш, богатый слобожанин.
  • Купава, молодая девушка, дочь Мураша.
  • Масляница - соломенное чучело.
  • Бобыль Бакула.
  • Бобылиха, его жена.
  • Радушка, слободская девушка.
  • Малуша, слободская девушка.
  • Брусило, парень.
  • Малыш, парень.
  • Курилка, парень.
  • Бирюч.
  • Берендеи , всякого звания, обоего пола и всякого возраста.
  • Бояре, боярыни, гусляры слепые, скоморохи, отроки, бирючи, гудочники, волынщики, свита царя.
  • Слуги Мизгиря.
  • Слобожане: старики, старухи, парни и девки.
  • Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.
  • Свита Весны, цветы.

Сюжет

Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес ещё дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает Земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима - долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже её влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять её в дочки.

Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит её в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас её от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на неё волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает её ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для неё лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с её чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

Адаптации

  • «Снегурочка » (1881) - опера Н. А. Римского-Корсакова .
  • «Снегурочка » (1952) - мультфильм режиссёра И. П. Иванова-Вано .
  • «Снегурочка » (1968) - кинофильм режиссёра П. П. Кадочникова .
  • «Весенняя сказка » (1971) - телефильм режиссёра Ю. Н. Цветкова .
  • «Снегурочка » (2006) - мультфильм режиссёра

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме - леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди - свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье - хоры птиц и их пляски, - как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжется огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья - проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.

Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков - выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать берендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен её красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно её поведет Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца. Но Снегурочка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. Мать надевает на нее волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит первого же юношу, которого встретит. Снегурочка встречает Мизгиря и отвечает на его страсть. Безмерно счастливый Мизгирь не верит опасности и считает желание Снегурочки спрятаться от лучей Ярилы пустым страхом. Он торжественно приводит невесту на Ярилину гору, где собрались все берендеи. При первых лучах солнца Снегурочка тает, благословляя любовь, несущую ей смерть. Мизгирю кажется, что Снегурочка обманула его, что боги над ним насмеялись, и он в отчаянии бросается с Ярилиной горы в озеро. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», - говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь.

Островский, А. Н. Снегурочка: весенняя сказка в 4-х д. с прологом / А. Н. Островский; худож. В. М. Васнецов. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 141 с. : рис.

12 апреля 2018 года исполнилось 195 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) и 145 лет, когда была написана весенняя сказка «Снегурочка».

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судебного чиновника. Детство и раннюю юность провел в купеческом Замоскворечье, которое является местом действия во многих пьесах драматурга.

Литературную известность Островскому принесла пьеса «Свои люди – сочтемся!». Первоначально она была запрещена цензурой к театральному представлению, а сам ее автор отдан под надзор полиции.

Первые свои произведения А. Н. Островский публиковал в журнале «Москвитянин». Пьесы «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» отражали, как определил сам драматург, «нравственно-общественные коллизии» своего времени. В течение более тридцати лет не проходило и года без премьер его драм и комедий в московском Малом и петербургским Александрийском театрах. Его пьесы «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Снегурочка» вошли в золотой фонд русской драматургии. Федор Михайлович Достоевский назвал их «повестями в ролях».

Творчество А. Н. Островского оказало большое влияние на дальнейшие поиски и судьбу отечественного театра. Его реалистические пьесы не сходят со сцены и сегодня.

«Снегурочка» резко выделяется на фоне всего творчества Александра Николаевича Островского, его многочисленных драм и комедий, созданных на сугубо бытовом материале. Сказка поражает удивительной поэтической красотой.

Фонд редких книг владеет сказкой «Снегурочка», выпущенной в 1954 г. в Москве Государственным издательством художественной литературы.

Замысел «Снегурочки» возник у А. Н. Островского в начале 1873 г. Сказка, как считают литературоведы, создавалась в счастливые минуты творческого вдохновения. Работу над ней драматург начал в конце февраля 1873 г. и завершил её уже 4 апреля в 10 часов вечера. На одном из беловых автографов «весенней сказки» стоит другая дата – 31 марта. Примечательно, что это день рождения писателя, которому в 1873 г. исполнилось 50 лет. Возможно, что Александр Николаевич хотел специально приурочить завершение произведения к своему дню рождения. В «Снегурочке», очень дорогом для драматурга детище, «очень многое сошлось и очень многое раскрылось. Островский считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии». Поэтому он высоко ценил свою «весеннюю сказку» и ревниво относился к отзывам о ней.

Стихи «весенней сказки» долго «бродили в душе писателя». Духовное обращение А. Н. Островского к стране мудрых и добрых берендеев началось ещё в юности, когда в апреле 1848 г. он с домочадцами отправился в самую глушь Костромской губернии, в усадьбу Щелыково. Путь лежал через древние русские города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, который продолжался целую неделю. Будущий драматург свои впечатления описал в путевом дневнике, который стал «своеобразной прелюдией к сказке». Записи свидетельствуют, что Островский внимательно прислушивался и присматривался к народному миру. Возможно, что именно здесь он услышал легенду о берендеях. Недалеко от Переславль-Залесского находилось знаменитое Берендеево болото, в центре которого на острове, сохранились остатки какого-то древнего городища. В народном предании рассказывалось о том, что на месте болота существовало царство счастливых берендеев, управляемое умным и добрым царем.

А живописная природа родовой усадьбы Щелыково, которую впоследствии посещал драматург каждый год, в мифологическом облике в полной мере предстанет в весенней сказке «Снегурочка». Островский здесь совершал частые прогулки по окрестностям. И естественно, пройдя через творческую фантазию писателя, они стали средой его произведения.

«Весеннюю сказку» А. Н. Островский растил в своей душе более двадцати лет. Сестра драматурга вспоминала, что писатель был влюблен в щелыковскую весну. Лучшие замыслы его создавались во время деревенского отдыха, среди русской природы.

Источники «Снегурочки» - быт и язык родной земли, её история, старинные обряды, песни, общерусские мотивы народных сказок, преданий, само обаяние патриархальной русской жизни, естественной и простой, с традициями и гостеприимством.

В «Снегурочке» органично соединяются реальность и фантазия, правда и вымысел. Островский привнес в облик героев своей сказки черты знакомых ему щелыковских крестьян. Многочисленные беседы с местными крестьянами, возможно, питали творческое воображение драматурга. Так, другом писателя был Иван Викторович Соболев, безземельный крестьянин, местный художник-самоучка, резчик по дереву. Под влиянием искусного народного мастера пристрастился к занятиям резьбой по дереву и сам А. Н. Островский.

Фольклорные образы Александр Николаевич черпал не из книг, а из жизни. Ему неоднократно приходилось наблюдать народные праздники в окрестностях Щелыкова. Вероятно, не без воздействия этих впечатлений возникла в «Снегурочке» поэтическая картина праздника Ярилы. Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Ключик с темно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остается он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключик, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце.

Литературоведы считают, что в «весенней сказке» условно можно выделить три плана: сказочный, раздумья автора о реальной действительности и философско-этический план. Они «не изолированы друг от друга, а пересекаются, взаимодействуют между собой и сходятся у Островского в единой мысли, утверждаемой им: только любовь и душевная красота должны царить в мире!».

«Снегурочка» А. Н. Островского содействовала и совершенствованию русского театрально-декоративного искусства. В представляемом издании «весенней сказки» использованы иллюстрации русского художника Виктора Михайлович Васнецова (1848-1926), который в 1882-1883 г. работал над художественным оформлением спектакля «Снегурочка» в доме Мамонтова.

В. М. Васнецов создал и мастерские эскизы костюмов к спектаклю:

«Дед Мороз» и «Весна»

«Снегурочка» и «Лель»

«Купава» и «Мизгирь»

«Берендей» и «Берендейки»

Образ «Снегурочки» В. Васнецов воплотил и в живописном изображении. Художник написал картину в 1899 г. и увидеть её можно в представляемом издании и в Государственной Третьяковской галерее.

Мастер изобразил героиню сказки по-новому. «Она необыкновенно юна и поэтична в своей пушистой шапочке и старинной светлой шубке… Жест руки передает её удивление свободе и красоте, разлившейся вокруг, а выражение детского лица говорит об охватившем её восторге…».

Живописно, помимо В. Васнецова, образ «Снегурочки» изобразил и М. Врубель.

Прежде всего, пьеса-сказка способствовала становлению русского драматического театра. Постановка её на сцене потребовала серьёзного приспособления на площадке: эффекты электрического освещения, движение облаков, изображение таяния героини… Исполнителями пьесы в разное время были Гликерия Федотова, А. П. Ленский, Пров Садовский, Е. Д. Турчанинова, М. П. Лилина и др.

«Снегурочка» оказала своё воздействие и на обогащение русской классической музыки и оперного жанра. Музыкальную интерпретацию сделал П. И. Чайковский, написали оперы Н. А. Римский-Корсаков и А. Т. Гречанинов.

Специалисты считают, что «Снегурочка» вобрала в себя значимые пласты русской культуры и, в свою очередь, стимулировала дальнейшее развитие многих областей отечественного искусства: драматического театра, актерского мастерства, музыки, оперного театра, декоративного искусства, живописи, графики и скульптуры. Вне этого широкого контекста пьеса А. Н. Островского немыслима».

Список использованной литературы:

  1. Знаменитые музеи-усадьбы России / сост. И. С. Ненарокомова. - Москва: АСТ-Пресс, 2010. – С. 220-247.
  2. Лебедев, Ю. В. "Снегурочка", "весенняя сказка" А. Н. Островского: (жанровые истоки) / Ю.В. Лебедев // Жанр и композиция литературного произведения. – Вып. 1. - Калининград: Издательство КГУ, 1974.
  3. Роговер, Е. С. «Снегурочка» А. Н. Островского в контексте русской литературы // Литература в школе. – 2015. - № 10. – С. 2-6.

Александр Николаевич Островский

Снегурочка

весенняя сказка

в четырех действиях с прологом

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Лица :

Весна-Красна .

Дед-Мороз .

Девушка – Снегурочка .

Леший .

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула .

Бобылиха , его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны , птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Леший

Конец зиме пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)

Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.

Весна-Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев,

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишенные живых, веселых красок,

Лишенные плодотворящей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, – в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые, нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе

Как жар горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием. Земля,

Покрытая пуховою порошей,

В ответ на их привет холодный кажет

Такой же блеск, такие же алмазы

С вершин дерев и гор, с полей пологих,

Из выбоин дороги прилощенной.

И в воздухе повисли те же искры,

Колеблются, не падая, мерцают.

И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

И нет тепла. Не так меня встречают

Счастливые долины юга, – там

Ковры лугов, акаций ароматы,

И теплый пар возделанных садов,

И млечное, ленивое сиянье

От матовой луны на минаретах,

На тополях и кипарисах черных.

Но я люблю полунощные страны,

Мне любо их могучую природу

Будить от сна и звать из недр земных

Родящую, таинственную силу,

Несущую беспечным берендеям

Обилье жит неприхотливых. Любо

Обогревать для радостей любви,

Для частых игр и празднеств убирать

Укромные кустарники и рощи

Шелковыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)

Товарищи: сороки-белобоки,

Веселые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы лебедушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, – вы озябли?

Хоть стыдно мне а надо признаваться

Пред птицами. Сама я виновата,

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого. Мужчина

Всегда таков: немножко воли дай,

А он и всю возьмет, уж так ведется

От древности. Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка –

Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

В нетающих лядинах возращает

Старик свое дитя. Любя Снегурку,

Жалеючи ее в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь;

А он и рад тому – знобит, морозит

Меня, Весну, и берендеев. Солнце

Ревнивое на нас сердито смотрит

И хмурится на всех, и вот причина

Жестоких зим и холодов весенних.

Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

Согреетесь! Видала я не раз,

Что пляскою отогревались люди.

Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской

Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.

Хор птиц

Сбирались птицы, Сбирались певчи Стадами, стадами.

Садились птицы, Садились певчи Рядами, рядами.

А кто у вас, птицы, А кто у вас, певчи, Большие, большие?

В далеком 1873 году А.Н. Островский написал прекрасную пьесу, которая считается весенней сказкой славянских народов, под названием «Снегурочка». События произведения изложены в четырех действиях. Все главные герои вымышленные.

Впервые текст пьесы был напечатан в литературном журнале «Вестник Европы». В этом же году состоялась премьера пьесы на сцене Большого театра города Москвы.

Появление весенней сказки, написанной в стихотворной форме, было абсолютно случайным событием.

В 1873 году руководство Министерства культуры решило на время закрыть малый театр, чтобы провести в помещении капитальный ремонт.

Все артисты переехали в Большой театр, где должны были быть задействованы в местных постановках.

Чтобы обеспечить всех достаточным объемом работы, А.Н. Островскому поручили написать феерическую пьесу, сюжет и жанр которой бы позволял задействовать сразу несколько артистических групп, а именно:

  • драматическую;
  • балетную;
  • оперную.

Писатель охотно согласился на предложение и сразу же приступил к написанию литературного произведения.

В основу сюжета легла русская народная сказка о девочке, которая была рождена от любви Деда Мороза и Весны и получила имя Снегурочка. Музыку к сказке-феерии поручили написать тогда еще молодому и пока неизвестному в широких кругах П. Чайковскому.

Краткий пересказ по действиям

О чем пьеса Островского? В первую очередь о любви. События разворачиваются в мифическом государстве берендеев.

Весна потихоньку входит в свои владения, горы еще покрыты снегами. Вдали расположена столица царства берендеев и трон самого царя, который сделан из дерева и покрыт причудливой резьбой. Леший не любит весеннее пробуждение и уже готов спрятаться в дупло до следующего зимнего сезона.

Он сидит и наблюдает, как царица Весна спускается с верхов на упряжке из гусей, лебедей и журавлей. Далее разворачиваются события пьесы в четырех действиях с описанием главных героев.

Важно! Если нет времени на прочтение всего произведения в целом, то рекомендуется читать краткое содержание.

Действие первое

Местные жители царства Берендея узнают о невиданной красоте дочери Деда Мороза и Весны-красны. Все парни пытаются свататься к красавице и не дают ей прохода, но она никого не любит. Внешний вид девушки грозный, губы сжаты, а лоб наморщен.

Все ребята, которые набивались к ней в женихи, получили отказ. Названные дедушка и бабушка красавицы, которые в пьесе именуются как Бобылиха и Бобыль, очень ругают ее, говорят, что она пренебрегает счастьем.

В сказке у девушки есть хорошая подруга – Купава, которая также является девкой на выданье. К ней сватается молодой парень по имени Мизгирь. Его отец занимает в царском посаде берендеев знатный чин и является очень богатым человеком.

Купава мечтает выйти за него замуж, и дата свадьбы уже практически согласована, но вдруг она решает познакомить своего жениха с подружкой.

Как только Мизгирь увидел необычайную красоту Снегурочки, то сразу же влюбился в нее, напрочь забыв о своей ранее любимой Купаве.

Обиженная девушка не ожидала такого поворота событий и обвиняет Снегурочку в предательстве, говорит, что та отбила у нее жениха, и проклинает ее, чтобы ей никогда не было счастья.

Мизгирь же не оставляет попыток завоевать сердце красавицы, одаривает ее дорогими подарками, но новоиспеченная любовь отказывается отвечать ему взаимностью.

Действие второе

В царстве берендеев сидит на золотом троне великий правитель Берендей. Вокруг него бегают скоморохи, которые периодически дерутся между собой на кулаках. В комнату входит боярин по имени Бермята. Он спрашивает, как обстоят дела в царстве.

Скоморохи выкрикивают, что все замечательно, но царь не уверен в этом. Отвечает боярину с большими сомнениями, мол, уже давно в царстве холода и стужа. Лето проходит слишком быстро, да и холодное очень.

Берендей считает, что властелин солнечного тепла – Ярило рассердился на людей, ведь в их сердцах пропало прежнее чувство любви друг к другу.

Нет уже больше этой доброй и сердечной тоски. Сердца жителей берендеевого государства заполнились только завистью к красивым нарядам ближнего и тщеславием.

Это сильно его беспокоит, так как никому не ведать тепла, пока в душе гуляет стужа. За это Ярило, повелитель солнца, и дальше будет мстить всем берендеям.

Царь предложил свой план действий. Берендей говорит, что завтра Ярилин день. Чтобы угодить повелителю солнечного тепла, нужно собрать всех молодых женихов и красавиц невест на поляне, а затем поженить их.

Это будет жертва любви, за которую Ярило отблагодарит всех жителей государства берендеев, прекратит мстить и одарит теплой весной, а затем и длинным летом.

Бермята в ответ на предложение царя пояснил, что это невозможно, ведь все молодые пары, проживающие в царстве, рассорились. Виной тому красавица Снегурочка.

Молодые ребята наповал влюблены в девушку, не дают ей прохода, а своих невест побросали. При этом сама красавица никого не любит.

Берендей не может поверить в рассказанное боярином и требует, чтобы его приказ исполнили незамедлительно.

В комнату приходит отрок, который предложил Купаве пожаловаться на то, что Снегурочка разбила ее любовь, очаровав Мизгиря.

Царь внимательно выслушал обиженную девушку. Боярин, который стоит рядом, предложил обязать Мизгиря жениться на обманутой им Купаве, но девушка ответила однозначным и гордым отказом. Отныне ее сердце разбито и не может испытывать к парню ничего, кроме горькой ненависти.

Берендей принимает решение судить Мизгиря по правилам народного суда. Приказывает изгнать парня из государства, чтобы тот больше никогда и никого не смог обмануть. Мизгирь защищается, предлагает царю самому пойти посмотреть, насколько красива Снегурочка.

Берендей соглашается на это предложение. Как только он увидел девушку, то сразу же убедился в ее необыкновенной красоте. В этот момент правитель обещает девушке найти для нее красивейшего жениха.

На предложенное царем красавица отвечает отказом, мотивируя это тем, что до сих пор ей неведомо чувство любви.

Жена Бермяты по имени Елена вклинивается в разговор и говорит, что она знает, кто им поможет.

Это пастушок Лель. Только этот парнишка способен растопить холодное и неприступное сердце девушки.

По заданию властелина пастух приглашает Снегурочку всю ночь плести венки из полевых трав, убеждая красавицу, что от этого ее сердце познает истинную любовь.

В то же время Мизгирь не оставляет попыток заполучить девушку себе в невесты.

Действие третье

В берендеевом государстве наступил вечер, и молодежь бросилась водить хороводы. Лель начал петь свои прекрасные песни, которые невероятно понравились царю Берендею. В знак благодарности государь приказывает парню выбрать себе любую невесту, которая одарит его взамен жарким поцелуем.

У Снегурочки загорелись глаза от счастья, и она просит Леля, чтобы тот остановил свой выбор на ней, но парень отворачивается от девушки, выбирая Купаву.

Мизгирь бросается к Снегурочке и клянется ей в своей искренней любви, но девушка пугается его излишней страсти и решительности.

Мизгирь не прекращает своих действий и пытается добиться красавицу силой.

Ей на помощь приходит Леший, который магическим образом создает призрак Снегурочки и уводит безумца прочь.

В то же время Лель продолжает петь своим прекрасным голосом, сводя с ума Елену, боярскую жену, и саму Купаву.

Действие четвертое

Лель заводит со Снегурочкой искренний разговор, в котором рекомендует ей научиться настоящей любви у Купавы. Девушка в слезах бежит к своей матери – Весне и просит научить ее любви.

Мать предостерегает девушку, но все же дает ей венок, приговаривая, что теперь она влюбится в первого встречного. Этим парнем оказывается Мизгирь, которого распирает гордость, что он все же заполучил желаемую любовь.

Жених не хочет ничего даже слышать о страхе девушки перед лучами Ярила и зовет ее с собой на Красную гору, где все жители берендеевского государства собрались встречать солнце.

Как только солнечный круг показывается на горизонте, так сразу же тело Снегурочки начинает таять и превращаться в озеро.

Девушка понимает, что сейчас она умирает, но несмотря на это, все же благословляет свою любовь, так как именно в этот момент смогла испытать настоящие теплые чувства.

Мизгирь не выносит происходящего, плачет и тоскует по любимой. К нему приходит осознание, что боги вот таким способом посмеялись над ним.

Он больше не хочет жить без своей невесты, взаимности которой так долго добивался.

Парень разбегается и бросается с горы прямо в озеро. Государь Берендей уверяет, что жертвы со стороны Снегурочки и Берендея только лишь задобрят Ярило. Он больше не будет мстить и одарит всех жителей царства лучами своего тепла.

Важно! Несмотря на трагическое завершение пьесы, заключающейся в смерти главной героини, а также ее возлюбленного, оригинал произведения читается легко и непринужденно.

Полезное видео

Подведем итоги

В произведении Островского Снегурочка, главная героиня, как и другие персонажи, является отражением тех непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые бывают в реальной жизни.

Многие литературные критики считают, что данная пьеса не просто сказка-феерия, но и наполнена глубоким драматическим смыслом, так как писатель уделил большое внимание вопросу безответной любви и последствиям, к которым она способна привести.