Асу войсками и оружием. Технические аспекты управления войсками россии и сша

Полковникк В. Масной;
полковник Ю. Судаков, канд. технических наук

С углублением процессов информатизации общества расширились возможности по повышению эффективности управленческих процессов в различных сферах жизнедеятельности людей. Военная область не стала исключением. Более того, реальная потребность сокращения затрат на оборону не допускает снижения боеспособности войск (сил). Поэтому вопросам повышения эффективности управления боевыми формированиями в ведущих западных государствах в настоящее время уделяется первоочередное внимание.
Другим немаловажным фактором интенсификации процессов управления является стремление достичь всеобъемлющего превосходства над противником через упреждение его в действиях и выработке решений. Этот подход базируется на необходимости достижения информационного превосходства на базе глобальной и масштабируемой ситуационной осведомленности в реальном масштабе времени. По мнению многих американских военных специалистов, формирование сил XXI века должно происходить не на базе имеющихся систем оружия, как в настоящее время, а на основе прежде всего информации, позволяющей командирам в полной мере реализовать их потенциальные возможности. Информация о складывающейся обстановке на поле боя становится основанием для интеграции различных автоматизированных систем, что позволяет добиться максимального эффекта и принятия оптимальных решений. Так, адмирал А. Оуэне, бывший заместитель председателя КНШ, выделил три категории технических новшеств в таких сферах военной деятельности: разведка и наблюдение; системы управления, связи и автоматизации; высокоточное оружие. По его словам, эти три новшества вместе будут формировать «систему систем», что нашло свое отражение в различных концепциях строительства перспективной военной информационной инфраструктуры в США.
Наиболее значимой из них является стратегическая концепция «Сопряжение и функциональная интеграция систем управления, связи, вычислительной техники и разведки для участников боевых действий» - C4I FTW (Command, Control, Communications, Computers and Intelligence for the Warrior), разрабатывавшаяся в МО США в 90-х годах прошлого столетия. Она была направлена на создание единого информационного пространства поля боя для всех его участников к 2010 году. При этом под системами С41 подразумеваются системы, необходимые для технического обеспечения процесса управления. Концепция очертила контуры глобальной информационной инфраструктуры XXI века, предназначенной для удовлетворения потребностей ВС США в обработке информации и ее транспортировке и состоящей из цепи компьютерно управляемых сетей, которые охватывают промышленность, СМИ, государственные, военные, частные и другие органы и учреждения.
С середины 90-х годов XX века в руководстве ВС США резко усиливаются тенденции к достижению реального единства ВС, а также к широкому применению различных оперативных формирований. В 1996 году появился концептуальный документ комитета начальников штабов ВС США «Единая перспектива-2010». Его ключевым атрибутом становится информационное превосходство, предоставляющее войскам новые возможности ведения высокоорганизованного и высокоточного сражения (боя), целенаправленного тылового обеспечения, господствующего маневра и всеобъемлющей защиты. В новой редакции документа - «Единая перспектива-2020», опубликованной в 2000 году, также указывалось, что продолжающаяся «информационная революция» создает не только количественные, но и качественные изменения в информационной среде, которая к 2020 году приведет к огромным изменениям в проведении военных операций. Решение конгресса США о численном сокращении ВС США усилило требования к информационным технологиям. Поэтому в «Единой перспективе-2020» были уточнены появившиеся ранее концепции развития архитектур систем управления и связи видов ВС (СВ - «Эн-терпрайз», 1993; ВМС - «Коперник», 1990; ВВС - «Горизонт», 1993).

В основу информационной инфраструктуры МО США положена совокупность различных взаимосвязанных информационных систем различного уровня управления, как по вертикали, так и по горизонтали, поскольку СВ США будут применяться в составе объединенных сил, рассмотрение вертикали управления различными формированиями в вооруженных силах представляет наибольший интерес.
Так, на оперативно-стратегическом уровне центральной системой управления войсками (силами) является глобальная система оперативного управления - ГСОУ (GCCS - Global Command Control System). Согласно единому уставу 0-2 ВС США («Деятельность объединенных органов ВС США») ГСОУ является системой, предоставляющей средства для оперативного управления и административного обеспечения ВС США. Ее оборудование обеспечивает связь высшего военно-политического руководства, объединенного штаба КНШ со штабами видов ВС, управлениями центрального подчинения МО, объединенными командованиями в зонах и функциональными командованиями, командующими объединенными оперативными формированиями, крупными видовыми и обеспечивающими формированиями. Согласованно с ней создается глобальная система управления тылом GCSS (Global Command Support System). Видовыми компонентами GCCS являются глобальные системы управления СВ (GCCS-Аппу), ВМС (GCCS-Maritime, ранее носившая название JMCIS - Joint Maritime Command Information System), опорная АСУ ВВС в зоне военных операций TBMCS (Theater Battle Management Core System), а в перспективе - интегрированная АСУ ВВС (условное название IC2S - Integrated Command and Control System). К ней подключены глобальная информационная система разведданных GRIS (Global Reconnaissance Information System), закрытая информационная инфраструктура разведывательного сообщества США, АСУ других ведомств. GCCS официально введена в эксплуатацию в августе 1996 года и продолжает совершенствоваться, постепенно заменяя устаревшую систему WWMCCS. В отличие от нее GCCS станет частично высокомобильной быстроразвертываемой системой С41, предоставляющей:
- новые функциональные возможности автоматического обмена информацией через штабные информационно-управляющие и оперативно-тактические системы с любым абонентом, вплоть до отдельного солдата;
- формируемую средствами автоматизации единую картину оперативной обстановки в близком к реальному масштабу времени для обеспечения ситуационной
осведомленности командующих объединенными силами. Кроме того, командующие будут иметь доступ к более детальной единой картине тактической обстановки (боевого пространства) в зонах ответственности подчиненных командований.
С точки зрения технической архитектуры использование коммерческих стандартов открытых систем позволит значительно сократить в GCCS большое число специализированных раздельных систем, которые применялись ранее в WWMCCS.
На оперативно-тактическом уровне основу системы управления составляют штатные средства АСУ GCCS (органы управления ООФ) и ее видовых компонентов (органы управления видовыми формированиями), штатные видовые АСУ оперативно-тактического звена. Все их элементы сопрягаются так, чтобы создавалась единая система боевого управления, оптимизированная применительно к конкретным задачам и конкретной военной операции.
В 1992-1993 годах началась разработка концепции АСУ СВ ABCS (Army Battle Command System). Она включает взаимосвязанные системы GCCS-A, армейского корпуса ATCCS, бригадного звена и ниже FBCB2, сеть связи WIN-T (Warfighter Information Network - Tactical), которая заменит существующие систему связи TRI-TAC (звено корпус и выше) и систему мобильной связи MSE - Mobile Subscriber Equipment (звено корпус и ниже), сеть боевой радиосвязи Тактическая Интернет (TI - Tactical Internet). В конечном счете АСУ должна обеспечить непрерывность и быстроту процессов управления от стратегического звена вплоть до отдельного солдата и взаимодействия с объединенными системами во всем спектре возможных конфликтов. Улучшая ситуационную осведомленность и позволяя своим силам совместно пользоваться единой оперативной обстановкой (ее фрагментами с учетом правомочности доступа), она будет обеспечивать боевое управление, способствовать выработке оптимальных вариантов прогноза обстановки, определение требований и возможностей, разработку вариантов действий, распределение указаний командиров и боевых приказов. ABCS уменьшит неопределенность в оценке боевых действий, сократит цикл принятия обоснованных решений и повысит боевые возможности, живучесть и оперативный темп при уменьшении потенциала ведения огня по своим подразделениям.

Главной задачей является обеспечение всеобщей ситуационной осведомленности (с учетом разграничения доступа) и взаимодействия подразделений и частей. Развертывание элементов системы ABCS предполагалось осуществить в три этапа. На первом (до 2000 года) оно произошло в одной автоматизированной дивизии, на втором (до 2004) охватит один автоматизированный корпус, на третьем (в 2008) должно быть реализовано в полном объеме. Однако планы развертывания АСУ уже неоднократно корректировались с учетом технических ограничений и достигнутых прорывов, наличия финансовых средств и других факторов. Данный процесс, по взглядам зарубежных экспертов, будет продолжаться и далее.
К глобальной системе оперативного управления ВС США АСУ ABCS подключается через систему GCCS-A. GCCS-Army предоставляет набор модульных прикладных программ, средств информационного обеспечения и поддержки принятия решений при планировании боевых действий на оперативно-стратегическом уровне, проведении и обеспечении военных операций на всю их продолжительность. Например, в системе готовится программное обеспечение по анализу состояния и местонахождения войск (сил), боевых средств в пунктах дислокации и на марше, оценке времени прибытия подразделений в пункты назначения, а также перечни ВВТ и оборудования, которые требуется доставить, уведомления об их задержке на маршрутах доставки. Приложение по планированию и контролю хода передислокаций позволяет оценить прогнозное время прибытия подразделений и состояние их боеготовности. GCCS-A намечается развертывать от уровня отдельных формирований в звене выше корпуса до уровня дивизии. Она будет включать стандартную систему управления СВ на театре войны (в зоне операций) STACCS (Standard Army Command and Control System), глобальную информационную систему СВ AWIS (Army Worldwide Information System), часть АСУ тылом CSSCS в звене выше корпуса.
Глобальная система управления тылом СВ совместно с GCCS-A выполняет функции сопровождения перемещаемых сил, обеспечения со стороны государства пребывания и решения возникающих гражданских конфликтов, тылового обеспечения (снабжения, технического, медицинского, кадрового и других видов обеспечения, перевозок, военной полиции, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и другие). Она преобразует сегментированные стандартные системы обработки информации СВ STAMIS (Standard Army Management Information Systems) для соответствующих звеньев управления тылом в единую трехъярусную (уровневую) автоматизированную систему, которая в конечном счете или заменит, или будет взаимодействовать со всеми существующими АСУ и информационными системами тыла. GCSS-A состоит из серии функциональных модулей (снабжения, решения вопросов снабжения имуществом, ремонта и обслуживания, обеспечения боеприпасами, административного), связанных с реляционной базой данных. Каждый модуль будет работать на любом уровне организации, где персонал выполняет соответствующие задачи. Развертывание в войсках первого яруса, который включает функциональные возможности существующих информационных систем тыла STAMIS, работающих по индивидуальным заказам, началось в 1999-2000 финансовом году (начинается 1 октября).
В оперативно-тактическом звене сухопутных войск введена в эксплуатацию с ограниченными возможностями АСУ армейского корпуса ATCCS, оборудование которой развертывается от корпусного до батальонных центров управления боевыми действиями (ЦУБД). Ее главными компонентами являются:
- АСУ войсками корпуса MCS (Maneuver Control System).
- АСУ полевой артиллерии AFATDS (Advanced Field Artillery Tactical Data System) и средствами огневой поддержки.
- АСУ войсковой ПВО FAADS С I (Forward Area Air Defense System for Command, Control, Communications and Intelligence). В последнее время в связи с
возрастающей угрозой применения крылатых ракет ее иногда называют системой планирования и управления ПВО и ПРО - AMDPCS (Air and Missile Defense Planning and Control System).
- АСУ разведки и РЭБ ASAS (All Source Analysis System).
- АСУ тылом CSSCS (Combat Service Support Control System).
- АСУ уровня бригада и ниже FBCB2 (Force XXI Battle Command Brigade and Below System).
Дополнительными специальными обеспечивающими системами, перечень которых в дальнейшем может увеличиться и видоизмениться, являются:
- воздушный командный пункт на базе вертолета для управления боевыми действиями армейской авиации СВ и на земле A2C2S (Army Airspace Command and Control System);
- система планирования полетных заданий армейской авиации AMPS (Aviation Mission Planning System);
- интегрированная метеорологическая система IMETS (Integrated Meteorological System);
- система цифрового топографического обеспечения DTSS (Digital Topographic Support System);
- система управления интегрированными АСУ ISYSCON (Integrated Systems Control);
- каналы и коммутаторы локальных вычислительных сетей;
- серверы центров управления боевыми действиями (ТОС - Tactical Operation Center).
Информационный обмен обеспечивают боевая информационная сеть WIN-T и сеть Тактическая Интернет.

MCS представляет собой главную АСУ корпуса. Через нее ведется основной обмен информацией с АСУ GCCS-A. Ее первый вариант был представлен в Европе в 1981 году. После этого MCS постоянно развивалась. Оборудованием системы оснащаются пункты управления и командно-штабные машины. Ее основная задача - управление формированиями и получение единой картины оперативно-тактической обстановки (ЕК ОТО). MCS обеспечивает координацию боевого применения всех функциональных АСУ по зонам ответственности звеньев управления в интересах формирования и распределения ЕК ОТО, оказание помощи в принятии решений, автоматизированное, с минимальным вмешательством операторов, построение графических представлений обстановки в близком к реальному масштабу времени на основе информации баз данных корпусного и дивизионного уровня, заполняемых всеми функциональными и вспомогательными АСУ.

Эти представления могут включать: цифровую карту оперативной (тактической) обстановки SITMAP с использованием информации центрального управления видовой разведки и картографии, разведданные о планировании огневой поддержки, информацию о местоположении своих сил, указания по взаимодействию в зонах ответственности, информацию о управлении силами и средствами ПВО. Они (их фрагменты) распределяются в цифровом виде и отображаются на фоне топографических карт в виде электронных карт на дисплеях командиров и офицеров штабов воинских формирований. Тем самым реализуется ситуационная осведомленность.
MCS содержит общие прикладные программы различного функционального назначения, необходимые для организации доступа к единой базе данных АСУ ABCS, поиска в ней нужной информации и ее извлечения, а также ряд функциональных программных модулей, в частности модуль оценки местности для представления текущей обстановки, планирования и графического отображения карты обстановки. MCS будет удовлетворять требования командиров по информационному обеспечению к конкретных операций, сопровождать ресурсы, способствовать своевременному и эффективному боевому управлению в ходе наступления, обороны, позиционной войны, при обеспечении боевых действий, быстрой разработке и распределении планов, приказов, оценок обстановки и результатов наносимых по противнику ударов, своих потерь в ходе боевых действий. Ее предусматривается развертывать в звене от общевойсковых батальонов до армейского корпуса.
Среди компонентов АСУ армейского корпуса ATCCS особую роль играет АСУ полевой артиллерией и средствами огневой поддержки AFATDS, которая обеспечивает автоматизированное принятие решений для функциональной подсистемы огневой поддержки как СВ и морской пехоты, так и объединенных оперативных формирований (ООФ) и объединенных родов войск (например, огонь корабельной артиллерии, координация ближней авиационной поддержки). Эта полностью интегрированная система управления осуществляет планирование, координацию, боевое управление ведением огня при ближней огневой поддержке, подавлении артиллерии противника, огневых средств ПВО и других. Она обеспечивает выполнение всех оперативных функций огневой поддержки, включая автоматизированное целераспределение и целеуказание на основе анализа важности объектов удара. АСУ будет развертываться от огневых взводов до корпуса, передавать данные в единую базу данных ABCS, взаимодействовать с АСУ и системами оружия других видов ВС.
Автоматизированная система управления войсковой ПВО FAADS С31 интегрирует огневые подразделения ПВО, информационные средства и пункты управления в единую систему, способную противостоять воздушным угрозам (БЛА, вертолетам, самолетам, крылатым ракетам и другим). Кроме того, АСУ обеспечивает автоматизированное управление подразделениями войсковой ПВО.

Развертывание FAADS С31 началось в 1993 году, а к 1999-му ею были оснащены 8 из 10 дивизий СВ США. В АСУ рабочие станции в звене от батальона до корпуса обеспечивали сопровождение воздушных целей, отображение картины воздушной обстановки, своевременное распределение данных целеуказания огневым подразделениям. Данные от РЛС ВВС, систем ДРЛО AWACS и «Хокай», РЛС ЗРК большой и средней дальности поступали по каналам связи и объединялись с данными дивизионных РЛС, таких как AN/ MPQ-64 или P-STAR (малогабаритная РЛС для легких дивизий и сил специальных операций), в интересах формирования единой картины воздушной обстановки с отображением местоположения своих подразделений. Вначале картина воздушной обстановки распределялась между КП батальонов, бригад и дивизий. Затем была реализована возможность приема, при необходимости, радиолокационные данные могут непосредственно приниматься системами оружия через носимые (для ПЗРК) и мобильные (ЗРК и ЗАК) радио- и компьютерные терминалы, что повышает эффективность систем оружия и обеспечивает их работу в любое время суток и в любую погоду.
КП батареи ЗРК ближнего действия может размещаться на двух автомобилях грузоподъемностью 1,5 т с идентичными аппаратурой и возможностями. Его оборудование позволяет объединять радиолокационные данные и данные опознавания/классификации от нескольких источников, а также осуществлять их распределение, оценку угрозы, целераспределение, поддерживать обмен данными и непрерывность процесса управления во время передислокации. При типовой архитектуре войсковой ПВО в состав оборудования такого КП могут входить транспортабельный вычислительный блок с периферийными устройствами TCU (Transportable Computer Unit), аппаратура связи систем EPLRS, SINCGARS, радиотерминал КВ-диапазона. Сеть речевой командной связи используется между подразделениями. Объем речевой информации уменьшен за счет использования электронного распределения данных и приказов в системе EPLRS. Обнаружение, опознавание и сопровождение трасс воздушных целей осуществляются штатными РЛС AN/MPQ-64 с темпом обновления информации до 2 с. Единая картина воздушной обстановки в близком к реальному масштабу времени распределяется через сеть оповещения системы EPLRS, при этом все РЛС и КП всегда позволяют получить полное представление о воздушной обстановке в районе дивизии. При наличии данных от нескольких РЛС повышается темп обновления трассовых данных, сокращаются размеры «мертвых зон» из-за углов закрытия РЛС и сохраняется сплошное радиолокационное поле при передислокации информационных датчиков. Все датчики наблюдения распределяют трассовые данные на отдельные системы оружия в батарее через систему EPLRS.

Врио генерального директора объединенного холдинга «Радиоэлектроника» Григорий Элькин заявил, что начало серийных поставок автоматизированной системы управления войсками (АСУ ВС РФ) нового поколения запланировано госпрограммой вооружений на 2025 год.

В России создается единая АСУ

Военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это говорит о том, что в 2025 году ВС РФ выйдут на принципиально новый технологический уровень.

«Так называемые автоматизированные системы управления войсками, которые скрываются за аббревиатурой АСУ, не являются новостью для отечественных вооруженных сил. На этой основе у нас сегодня, например, функционирует Национальный центр управления обороны, а также строится работа отдельных родов войск Российской армии», - констатирует Леонков.

По словам Алексея Петровича, в распоряжении Российской армии имеются АСУ ПВО, АСУ ВКС и АСУ ВДВ, а также такое явление, как единая система управления тактическим звеном.

«Эти автоматизированные системы Российской армии в настоящий момент взаимодействуют только частично, поэтому к 2025 году Москва планирует создать единый комплекс управления, который включит в себя те АСУ, которые уже существуют сегодня», - резюмирует Леонков.

В рамках единой системы все эти отдельные АСУ родов войск будут интегрированы друг в друга, как вертикально, так и горизонтально, вследствие чего смогут эффективно взаимодействовать.

Технологический процесс требует создания АСУ

Все это очень важно в контексте перспективного строительства отечественных вооруженных сил, учитывая, что технологический уровень будет повышаться, причем значительную роль начнет играть роботизированная техника, которая не будет напрямую управляться экипажем.

Достаточно посмотреть на те разработки, которые на этом направлении идут в России сегодня – это не только ударные или разведывательные беспилотники, но и роботизированная бронетехника, а также такие проекты, как . Это проект беспилотной подводной лодки, которая будет нести ядерный заряд с задачей нанесения неприемлемого ущерба экономике противника.

И это, не говоря уже о том, что технологическое развитие даже классических направлений военной техники достигает такого уровня, когда жизненно необходимо наличие автоматизированных систем.

Можно вспомнить концепты истребителей шестого поколения, которые предполагают создание полноценного боевого звена из ударных дронов и ведущего пилотируемого боевого самолета.

В такой ситуации значение АСУ очень сложно переоценить, поэтому не вызывает удивления то внимание, которое Министерство обороны РФ сегодня уделяет этому важному вопросу.

Российская концепция АСУ не имеет аналогов в мире

«Сам по себе, этот проект российской АСУ является уникальным, хотя надо признать, что нечто похожее, пусть и в разрозненном виде, имеют другие страны мира. В первую очередь, здесь нужно назвать США, у которых в вооруженных силах также есть автоматизированная система управления, но рассредоточенная по разным стратегическим командованиям», - заключает Леонков.

У американцев, как замечает эксперт, есть в наличии автоматизированная система управления стратегическими силами – так называемой «ядерной триадой», а также система управления получением и сохранением разведданных, поступающих в Пентагон со спутников.

«Еще у США можно назвать автоматизированную систему управления на уровне тактического звена, но она никак не связана с другими американскими АСУ. Это говорит о том, что у американцев такие системы также существуют, но в их стратегии основная интеграция идет по линии связи, а не по командованию войсками, как это происходит у нас. В итоге, американцы пытаются завязать все такие проекты в контексте объединения связи, и у них получится автоматизированная система управления передачей информации, а не, собственно, вооруженными силами», - констатирует Леонков.

Другой вопрос, что, согласно заявлению Элькина, разработка технической основы для подобной АСУ должна завершиться к 2022 году, а в 2025 году выйти на уровень серийного производства.

Российский ОПК сможет создать необходимую элементную базу

При этом, здесь речь идет о микроэлектронике и других смежных отраслях, с которыми в России дело обстояло не очень хорошо даже в советское время, несмотря на все попытки Москвы как-то нивелировать существовавший на то время технологический разрыв с США и Западом.

После того, как «случились» девяностые года, ситуация стала еще хуже – мы потеряли несколько технологических направлений в российской промышленности и, когда в 2014 году вопрос стал об импортозамещении, сразу стало понятно, что часть номенклатуры западных товаров заместить просто невозможно, и что в такой ситуации нужно искать альтернативных поставщиков.

К тому же, если мы говорим об оборонно-промышленном комплексе, то здесь закупались именно высокотехнологичные компоненты, производство которых в России было наладить проблематично.

«В настоящий момент эта проблема постепенно решается в нашей стране, и когда в России идет разговор об этом технологическом направлении, то сразу вспоминается такой микропроцессор, как «Эльбрус», поэтому нет сомнений, что мы к 2025 году сможем не только создать, но и поставить в серийное производство необходимую в рамках этих работ по автоматизированной системе управления элементную базу», - констатирует Леонков.

К тому же, изначально, все программное обеспечение для таких систем делалось в расчете на то, что мы рано или поздно полностью перейдем на российскую элементную базу.

Полковник А. Сканцев

В статье рассматриваются вопросы, связанные с современным состоянием дел, касающихся автоматизации системы управления (АСУ) вооруженными силами, и в частности такие аспекты, как: основные АСУ, используемые в системе управления ВС; документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США; сведения об управлении информационных систем (УИС) министерства обороны (Defense Information Services Agency - DISA).

Актуальность материалов, представленных в статье, обусловливается изменениями, произошедшими в этой области в 2013-2014 годах.

По взглядам американского руководства, с конца XX века человечество вступило в новую "информационную" стадию своего развития. Доказательством тому служит массовая компьютеризация, стремительное развитие информационных технологий (ИТ), средств связи и телекоммуникаций. Эти обстоятельства решительным образом изменили возможности интеллектуальной деятельности человека и вызвали необходимость переоценки и развития установившихся в военной теории и практике взглядов.

Под АСУ понимается часть системы управления войсками (силами), представляющая собой организационно-технический комплекс в соответствии с видами обеспечения, предназначенный для повышения эффективности управления посредством автоматизации основных процессов, таких как сбор, обработка, оценка и отображение данных об обстановке, состоянии своих войск и войск противника; оперативное оповещение руководства о возможной агрессии; информационная и математическая поддержка принятия решения; доведение приказов (команд, распоряжений) до войск (сил); сбор донесений о получении приказов (команд) и об их выполнении; оформление и передача боевых и отчетно-информационных документов.

В соответствии с принятой в ВС США терминологией под автоматизированной системой управления войсками понимается взаимосвязанная совокупность соединенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС) средств обработки информации, связи и передачи данных, обеспечивающих автоматизацию процессов сбора, анализа и оценки данных обстановки, поддержки принятия решения, планирования, постановки и доведения задач до войск (сил) в режиме реального времени, а также контроля их выполнения.

В структурном отношении данные системы представляют собой совокупность соединенных в локальную сеть аппаратно-программных средств (автоматизированные рабочие места должностных лиц на базе персональных ЭВМ, аппаратура связи и передачи данных, средства определения местоположения, серверное и сетевое оборудование, комплекты общего и специального программного обеспечения), размещенных на пунктах управления соединений, частей и подразделений, боевой технике различного назначения, а также включенных в состав экипировки отдельных военнослужащих.

Ниже рассмотрены основные АСУ, которые используются в системе управления вооруженными силами.

1. Глобальная система оперативного управления ВС (Global Command and Control System - GCCS) . Официально введенная в действие 30 августа 1996 года, GCCS является автоматизированной системой управления ВС США, которая связывает министра обороны, комитет начальников штабов (КНШ) и командующих видами вооруженных сил США. Предназначенная для обеспечения оперативного управления вооруженными силами в автоматизированном режиме, она представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, использующих в своей работе общие стандарты, регламенты и процедуры. АСУ способна взаимодействовать с многочисленными приложениями и интерфейсами, которые составляют "оперативные архитектуры" и обеспечивают связь со всеми территориально распределенными компонентами этой системы во всех средах ведения войны на тактическом, оперативном и стратегическом уровне управления.

GCCS поддерживает шесть управленческих процессов", руководство операциями; мобилизация; развертывание группировок; кадровое, тыловое и техническое обеспечение; разведка.

Эта АСУ имеет восемь функциональных подсистем: идентификации угроз и их оценки; помощи в стратегическом планировании; прогноза развития обстановки; планирования выполнения задач; подготовки и доведения исполнительных указаний (реализации планов); мониторинга обстановки; анализа рисков; общей геоинформационной картины обстановки.

Данная АСУ включает следующие структурные компоненты:
- глобальную система оперативного управления (ГСОУ) сухопутных войск (Global Command and Control System -Army) (далее - GCCS-A);
- ГСОУ военно-воздушных сил (Global Command and Control System-Air Force) (далее - GCCS-AF);
- ГСОУ военно-морских сил и береговой охраны (Global Command and Control System - Navy) (далее - GCCS-N);
- ГСОУ морской пехоты (КМП - Global Command and Control System - Marine Corps).

2. Глобальная система управления тыловым обеспечением ВС - объединенная (Global Combat Support System - Joint (GCSS-J) ; GCSS-J является АСУ, которая включает в себя подсистемы, идентичные по своей структуре управлениям (отделам) штабов различного уровня управления: материально-техническую (снабжения материальными средствами); транспортную; медицинскую; юридическую (правовую); религиозную; финансовую; военно-музыкальную; кадровой службы; службы обезвреживания боеприпасов (опасных материалов).

GCSS-J, введенная в строй в сентябре 2011 года, представляет собой АСУ, которая на сервис-ориентированной архитектуре позволяет решать задачи материально-технического обеспечения ВС США. Данная система в указанных целях предоставляет информацию по определению: задач обеспечения; объемов и номенклатуры материальных средств, требуемых для выполнения задач на стратегическом, оперативном и тактическом уровне управления; сведений, необходимых для использования командованием и управлением, в части касающейся всестороннего обеспечения; ситуационной осведомленности в области планирования, выполнения, контроля и оценки логистических операций по всему спектру действий войск (сил) как в мирное, так и военное время.

Эта система позволяет сформировать отчеты по видам обеспечения в форме докладов на геоинформационной основе в короткие сроки, а также гарантирует информационную поддержку принятия решения на боевое обеспечение войск (сил). Она состоит из АСУ, автоматизирующих деятельность структурных подразделений боевого обеспечения ВС США, интегрированных в GCCS (например, автоматизированная система координации движения транспорта - Transportation Coordinator Automated Movement Server) и другие.

3. Система многонационального обмена информацией (Multinational Information Sharing - MNIS). Введенная в строй в I квартале 2013 года, эта АСУ предназначена для организации и осуществления обмена информацией между GCCS и системами управления вооруженных сил государств -партнеров в целях информационной поддержки планирования и проведения многонациональных военных операций. В состав MNIS входят: - Объединенная сеть боевых перевозок (Combined Federated Battle Logistics Network - CFBLNet), представляющая систему испытательных стендов и лабораторий по исследованию и тестированию совместимости АСУ стран, участвующих в многонациональных коалициях, членов НАТО и при необходимости других государств.

Объединенная региональная система обмена информацией (Combined Enterprise Regional Information Exchange System - CENTRIXS) - информационная цифровая среда, представляющая собой комбинацию сетевых приложений и услуг, позволяющих осуществлять обмен информацией и базами данных, обеспечивая при этом защиту информации.

Система круглосуточной поддержки CENTRIXS (Centrixs Surge Full-Time Equivalent (FTE) Support), а также программные продукты, предоставляемые в развитие CENTRIXS.

Информационный ресурс Pegasus/Griffin позволяет осуществлять совместное использование национальных и наднациональных АСУ для передачи по каналам связи грифованной информации.

Интернет-сервис UISS-APAN, который сочетает в себе преимущества неструктурированного доступа к информации (блоги, форумы) и структурированное сотрудничество (совместное использование файлов, календарей).

4. Объединенная система планирования и проведения операций (Joint Planning and Execution Services - J PES). Введенная в строй в I квартале 2013 года, JPES предназначена для информационной поддержки военных операций с использованием ИТ по автоматизированной обработке данных обстановки, представлению сведений согласно имеющейся системе отчетности, планирования, исполнения и контроля.

Она состоит из ряда подсистем: отчетности, планирования, исполнения, мониторинга, а также из инструментов: редактирования, быстрого запроса, управления, разрешения.

Система предназначена для гарантированного использования всеми участниками планирования и проведения военных операций одних и тех же словарей, процедур и баз данных.

Кроме того, существует значительное количество АСУ, автоматизирующих деятельность штабов, войск (сил) по территориальному или функциональному принципу (например, на отдельном оперативном направлении или по вопросам тылового обеспечения и т. д.).

Это такие GCCS-совместимые АСУ, как:
- глобальная система оперативного управления, объединенная с системой интегрированного представления изображений и разведки (Global Command and Control System-Joint Integrated Imagery and Intelligence);
- автоматизированная система обработки и анализа разведывательной информации (All-Source Analysis System);
- система формирования единой картины оперативной обстановки (Common Operational Picture);
- автоматизированная система управления тыловым обеспечением СВ (Battle Command Sustainment Support System);
- система автоматизированной координации движения транспорта (Transportation Coordinator Automated Movement Server);
- автоматизированная система управления армейского корпуса сухопутных войск (Army Tactical Command and Control System);
- автоматизированная система управления звена "бригада" и ниже (Force XXI Battle Command - Brigade and below);
- автоматизированная информационная система военной полиции (Military Police Management Information System);
- интегрированная сеть передачи информации министерства обороны (Defense Information Systems Network);
- объединенная сеть передачи данных (Joint Data Network) и другие.

Указанные АСУ характеризуют современный облик оснащения ВС США средствами автоматизации управления. Сильной стороной данных систем является то, что на их основе в вооруженных силах страны создается единая информационно-управляющая среда, которая позволяет осуществлять:
- сбор, хранение и анализ информации о действиях внешних и внутренних факторов на войска (силы), а также прогноз их развития;
- сбор, хранение, анализ и представление в необходимых формах информации о состоянии и возможностях своей системы управления, подчиненных и взаимодействующих систем;
- подготовку вариантов решения, их формализацию, формирование управляющих воздействий и доведение их до объектов управления.

Имеющиеся АС военного назначения (ВН) в перспективе будут заменяться другими, более совершенными. Среди долгосрочных решений прорабатывается идея создания единой для ВС США автоматизированной системы в результате эволюционного развития GCCS. Вместе с тем не исключается возможность разработки революционной АСУ на основе новой элементной базы и прорывных информационных и телекоммуникационных технологий.

В процессе совершенствования АСУ системы управления ВС США отмечались примеры неудач. Так, в 2000-е годы была предпринята попытка разработать и внедрить новую АСУ NECC (Net Enabled Command Capability) для замены GCCS. Однако данное направление работ по совершенствованию АС ВН было признано нецелесообразным, и в 2009 году они были прекращены.

Все вышеуказанные АСУ относятся к семейству систем, интегрированных с GCCS. Органы военного управления, войска (силы) используют данные системы в комплексе (в одном объединенном командовании - ОК - может использоваться несколько систем) в соответствии с решением ОК по организации управления. Состав и характер применения указанных систем ВН определяются видом вооруженных сил, в котором они используются (сухопутные войска, военно-морские или военно-воздушные силы, морская пехота или береговая охрана). Все стадии жизненного цикла указанных АСУ регламентированы документами нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США.

Основные документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США. К числу таких документов по вопросам автоматизации системы управления относятся следующие:
- "Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке" (Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for XXI (st) Century Defense).
- Концепция строительства и применения ВС США "Единые силы-2020" (Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020).
- "Стратегический план развития специального агентства информационного обеспечения (министерства обороны) на 2014-2019 годы" (Strategic Plan D1SA 2014-2019).
В развитие указанных документов постоянно разрабатываются и издаются уточняющие и развивающие их содержание наставления, приказы, инструкции, циркуляры и т. д.

В данных документах отражены взгляды американского командования на:
- основные функции АСУ ВС США, в частности: управление войсками (силами), обеспечение данными обстановки, формирование в перспективе единого информационно-разведывательного пространства (ЕИРП);
- перспективы развития АСУ;
- принципы прохождения военной службы личным составом американских вооруженных сил и т. д.;
- принципы всестороннего обеспечения ВС США.

Одним из направлений реализации положений руководящих документов, в части касающейся ЕИРП в ВС США, является развитие АСУ путем внедрения перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обеспечивает информационное преимущество при действиях в различных средах: на суше, на и под морской поверхностью, в воздухе и космосе, в кибер-пространстве. Таким образом, создаются условия для достижения подавляющего превосходства и завоевания победы над противником.

Итак, в ВС США существует развитая система нормативно-правовых документов по вопросам автоматизации системы управления. В них, как правило, раскрываются назначение, решаемые задачи, составные части, порядок работы, требования по обеспечению безопасности информации, а также другие важные (актуальные) проблемы.

Что касается ВС США, то для решения этой задачи создана организационная структура, основными компонентами которой являются:
- управление информационных систем МО США;
- глобальная система оперативного управления (Global Command and Control System);
- система многонационального обмена информацией (Multinational information Sharing);
- глобальная система управления тыловым обеспечением армии-объединенная (Global Combat Support System - Joint);
- система объединенного планирования и исполнения (Joint Planning and Execution Services);
- GCCS-интегрирован-ные АСУ.

Системным организатором деятельности по созданию и развитию единой информационно-управляющей среды ВС США, в том числе в части касающейся создания и развития АСУ, является управление информационных систем министерства обороны США.

УИС, созданное 25 июня 1991 года, предназначено для:
- формирования ЕИРП в ВС США;
- достижения и поддержания информационного превосходства путем сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации заинтересованным пользователям;
- создания инфраструктуры информационного пространства.

Под единым информационным пространством в ВС США понимается исчерпывающая информация (базы данных, знаний и т. п.), складывающаяся из стандартизованных (классификаторы, словари, справочная литература и т. п.), централизованных (приказы, распоряжения, сигналы и т. п.) и обновляемых (донесения, доклады, сведения, отчетные материалы и т. п.) сведений, находящихся в автоматизированной технологичной инфраструктуре, которая включает: технические (серверы, дата-центры, ПЭВМ и т. д.) и программные (общие и специальные программы и т. д.) продукты.

В настоящее время персонал УИС включает более 14 тыс. человек, работающих в 90 странах по всему миру. Бюджет агентства в 2014 году составил более 8 млрд долларов США.
УИС определило следующие наиболее перспективные технологии, которые необходимо развивать в целях совершенствования АСУ:
- высокопроизводительные оптические сетевые технологии со скоростью 100 Гбит/с и выше;
- отказоустойчивые сетевые технологии, способные противостоять как естественным угрозам окружающей среды, так и кибератакам;
- "облачные" технологии;
- технологии массово-параллельной обработки больших объемов данных;
- технологии управления;
- мобильные технологии.

Для поиска и внедрения новых идей в области автоматизации управления Пентагон продолжает активно привлекать к сотрудничеству другие министерства и ведомства, представителей гражданского научно-технического сообщества и коммерческих структур страны. В этих целях УИС поддерживает интернет-ресурсы (например, Forge.mil), предназначенные для привлечения на коммерческой основе различных заинтересованных лиц и структур в проектах ВС США с использованием технических возможностей военного ведомства. В дальнейшем управление планирует расширять использование интернет-ресурсов, в том числе путем интеграции с аналогичными гражданскими ресурсами (в частности, с GitHub.com).

Отсюда следует, что УИС является главной организацией, занимающейся вопросами автоматизации системы управления ВС США.

Таким образом, американское руководство уделяет серьезное внимание задачам автоматизации управления вооруженными силами. Ключевые направления деятельности по автоматизации системы управления ВС США подробно регламентированы нормативно-правовой базой. В указанных документах отражены основные взгляды командования на автоматизацию системы управления, существовавшие в 2000-е и в 2013-2014 годах, а также на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020-го.

Основные взгляды на автоматизацию системы управления, существовавшие с 2000 по 2013 год, были сформулированы в 2000-м. По мнению западных экспертов, это позволит:
- сохранить радиочастотный спектр, используемый АСУ ВС США;
- обеспечить информацией соответствующих должностных лиц;
- повысить оперативность и защищенность беспроводных сетей связи;
- предоставлять услуги АСУ при борьбе с терроризмом, в условиях боя, а также в критических условиях окружающей среды;
- повышение качества услуг АСУ. Основные взгляды на те же процессы, сформулированные в 2014 году, сводятся к необходимости:
- формирования информационно-управляющей среды в условиях войны и мира;
- обеспечения информацией военных операций на удаленных ТВД в Центрально-Азиатском регионе (особое внимание при этом обращается на развитие направления телевидеоконференций в защищенном режиме);
- координации планов и работы с другими ведомствами, формирующими информационно-управляющую среду в США и за ее пределами в интересах национальных ВС;
- Обеспечении информационного превосходства над любым противником в плане ответа на вопросы: что, где и когда.

В целях реализации этих задач представлены три направления развития АСУ:
- построение независимой инфраструктуры;
- развитие подсистем управления, контроля и обмена информацией АСУ;
- надежная эксплуатация и полноценное обеспечение АСУ.

Выработаны восемь механизмов реализации указанного плана развития: приобретение; контракты; машиностроение; управление информацией и знаниями; люди; планирование; ресурсы; радиочастотный спектр.

Основные взгляды американского руководства на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020 года были сформулированы в 2014-м:
- развитие сформированной информационно-управляющей среды;
- закрепление лидирующего положения АСУ управления ядерными силами США по сравнению с аналогичными системами других стран;
- развитие концепции применения АСУ управления кибернетическими операциями;
- повышение быстродействия АСУ;
- глобальная оборона от деструктивных элементов;
- развитие "облачных" технологий в интересах ВС США;
- совершенствование мобильных технологий в интересах ВС.

Решение указанных задач возложено на DISA, которое обеспечивает потребности в информации по военным вопросам президента, вице-президента, министра обороны, КНШ, командующих видами ВС США, а также других пользователей АСУ МО страны.

В американских вооруженных силах создана четко структурированная, широко разветвленная сеть АСУ, включающих в себя как GCCS, так и GCCS-совместимые автоматизированные системы.

Вместе с тем очевидно, что слабой стороной рассмотренных АСУ является их многообразие, дублирование функций, сложность использования потребителями.

Руководство страны предпринимает шаги для создания единой унифицированной АСУ, которая позволит достичь информационного превосходства над противником с соблюдением современных требований к данным системам. Как постоянную можно рассматривать тенденцию повышения качества управления за счет внедрения более совершенных технических, программных, информационных, лингвистических, организационных и других решений.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Автоматизированная система управления войсками и оружием (АСУ В и О)

Система, обеспечивающая повышение эффективности управления войсками и оружием путем автоматизации таких процессов управления как: сбор, обработка и хранение информации о возможностях и реальном состоянии войск, поступающей из различных источников; моделирование операций (боевых действий); проведение различных расчетов; выдача командирам и штабам справочной информации, необходимой для своевременной подготовки научно обоснованных решений; планирование боевых действий в соответствии с принятым решением; корректировка планов боевого применения войск; своевременное доведение (отмена) приказов (команд, сигналов), и распоряжений до войск и оружия, и контроль их исполнения; дистанционное переприцеливание ракет по плановым и неплановым целям; дистанционное включение (выключение) приемников: контроль исправности аппаратуры системы управления и каналов связи и др.

АСУ В и О имеет многоуровневую иерархическую структуру, состоящую из звеньев управления. Звеном управления называется комплекс технических средств, установленный на пунктах управления и пусковых установках. В РВСН различают высшие, промежуточные, и, низшие звенья управления. Состав звена определяется назначением и задачами этого звена. В состав каждого звена входят: информационно-логическое устройство (ИЛУ) - (вычислительные комплексы и др. вычислительные средства), аппаратура регистрации информации (АРИ), устройство часофикации (Ч), аппаратура энергоснабжения (АЭС), аппаратура передачи данных (АПД), автоматизированные рабочие места (АРМ), средства отображения информации – мониторы, табло коллективного и индивидуального пользования; средства контроля исправности аппаратуры системы и каналов связи. АСУ В и О является комплексной (комбинированной) системой, состоящей из двух различных по назначению подсистем. Первая предназначена для управления войсками, а вторая - оружием. Однако, в связи с тем, что они обладают свойством совместимости стало возможным объединить их в единую комплексную систему.

Для успешного выполнения возложенных на АСУ В и О задач к ней предъявляются ряд требований. Основными из них являются: оперативность, надежность, живучесть, гибкость, скрытность. Под оперативностью АСУ понимают ее способность своевременно и качественно реагировать на изменения обстановки в ходе боевых действий. Под надежностью АСУ понимают ее способность безотказно функционировать в определенных условиях эксплуатации. Под живучестью АСУ понимают ее способность выполнять возложенные на нее функции в условиях воздействия противника или природной среды. Под гибкостью АСУ понимают ее способность приспосабливаться к изменениям в способах решения задач, в средствах и организационной структуре управления. Под скрытностью АСУ понимают способность системы противостоять раскрытию противником планируемых и выполняемых действий. Выполнение всех этих требований обеспечивается правильным выбором структуры системы, алгоритмов ее функционирования и комплекса технических средств.

Важное практическое значение при создании любых видов АСУ, в том числе и АСУ В и О, имеет соблюдение следующих принципов: первого руководителя, системного подхода, новых задач, непрерывного развития, иерархический и типизации. Принцип первого руководителя заключается в том, что идеологию АСУ В и О, разработку и внедрение ее в войска должен возглавлять руководитель осуществляющий управление войсками и несущий за это непосредственную ответственность. Принцип системного подхода предполагает совместное рассмотрение объекта управления, автоматизируемого процесса, средств и алгоритмов управления. Принцип новых задач предполагает автоматизацию не только существующих традиционных способов управления, но и решение новых задач, обеспечивающих повышение эффективности и качества управления на новой основе. Принцип непрерывного развития системы требует такого построения системы, которое давало бы возможность ее дальнейшего совершенствования в соответствии с изменением возможностей управляющих объектов и аппаратуры без ее коренных переделок. Иерархический принцип построения системы означает ее многоуровневую структуру с подчинением низших уровней управления высшим, что соответствует организационной структуре войск. Типизация АСУ В и О предполагает максимальное использование на всех звеньях системы элементов и устройств, обладающих технической, информационной и программной совместимостью. Определяющим направлением дальнейшего развития и совершенствования АСУ В и О являются улучшение их качественных характеристик и, в первую очередь, оперативности, надежности и живучести.

Холдинг «Росэлектроника», объединяющий более 100 предприятий, планирует к 2022 году завершить разработку технической основы для производства автоматизированной системы управления войсками. АСУ будет создана преимущественно на отечественной электронно-компонентной базе (ЭКБ).

Исполняющий обязанности гендиректора холдинга Григорий Элькин заявил, что система сможет функционировать в условиях кибератак, радиоэлектронного подавления, радиации и иного воздействия. Серийные поставки в войска запланированы на 2025 год.

Цифровая карта

Автоматизированная система управления войсками призвана сократить цикл боевого управления. Речь идёт об упрощении трудоёмкой работы по сбору, обработке, отображению и обмену информацией. Это позволяет сократить срок выполнения боевых задач и принятия решений на поле боя.

На практике результатом работы АСУ является цифровая карта, которая отображается на планшетах и других мобильных гаджетах. Командиры и солдаты получают наглядную и точную информацию о тактической обстановке в радиусе десятков километров.

По цифровой карте можно определить рельеф местности, расположение танков, бронетехники, артиллерийских установок, командных пунктов, складов и подразделений. Военнослужащие понимают, где находятся «свои», а где «чужие». Наглядная картина происходящего значительно упрощает ведение боевых действий.

У офицеров пропадает необходимость в кропотливой обработке данных разведки и составлении бумажных карт, где отображены силы противника. Командир в более короткий промежуток времени принимает решение о поражении той или иной цели.

Данные об объекте поражения поступают в подсистему управления огнём артиллерии. Получив команду и координаты цели, командир экипажа, например, самоходной артиллерийской установки приказывает немедленно открыть огонь. Таким образом, военнослужащие обходятся без традиционных средств связи, а цикл боевого управления сокращается в 2-3 раза.

  • Минобороны России

Однако у АСУ есть несколько существенных недостатков. Автоматизированная система управления войсками может подвергнуться кибератакам или воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника. Также сигналы далеко не всегда проходят через лесистую, холмистую или горную местность.

Нельзя исключать ситуацию, когда аппаратура может быть повреждена в результате обстрела или выведена из строя по каким-то иным причинам. Лишённый доступа к АСУ офицер или пехотинец должен прекрасно владеть другими средствами связи, чтобы не зависеть на поле боя от цифровой карты.

Худшее, что может случиться, — это взлом АСУ, и в современных условиях, когда хакеры получают доступ даже к сверхсекретным документам, это вполне реально. Киберпреступники (ими могут стать военнослужащие противника) окажутся способны менять данные в системе, запутывая командиров и разведчиков.

Опыт СССР и США

Первые АСУ появились ещё в период холодной войны. В советской армии функционировала система «Манёвр», которая использовалась для управления войсками тактического звена (полк-дивизия). Автоматизация управления войск была одним из приоритетов в развитии оборонной промышленности СССР.

От Советского Союза не отставали США, которые искали способ применения компьютеров для управления войсками. В 1990-е годы была запущена программа «Боевая система будущего» (Future Combat Systems), которая предполагала массовое использование автономных наземных и воздушных комплексов.

В мае 2011 года программа был свёрнута. Причиной послужила переоценка технологического рывка, который должна была совершить армия США. С 2000-х годов Пентагон использует более простые в техническом исполнении АСУ (например, Joint Battle Command Platform), ориентированные в большей степени на управление экипажами танков и бронемашин, а также артиллерийскими расчётами.

Отзывы о применении американских АСУ в бою противоречивы. На официальном уровне США высоко оценивают результаты эксплуатации автоматизированных систем. При этом часть экспертов утверждает, что Joint Battle Command Platform малоэффективна против регулярных войск по причине низкой пропускной способности информационных каналов, что показала война в Ираке.

  • Американская пехота
  • The U.S. Army / Flickr

Создать систему

С 2005 года в российских войсках используется в основном АСУ «Акация-М». В последние годы российские учёные активно работают над двумя системами: ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» (предназначена для управления тактическим звеном) и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» (для оперативно-тактического звена).

На стратегическом уровне управление войсками в России сосредоточено в Национальном центре управления обороной (НЦУО РФ), который расположен на Фрунзенской набережной. Этот программно-аппаратный комплекс по некоторым показателям в разы превосходит «конкурента» из Пентагона.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что НЦУО — это самый верхний эшелон управления обороной, к которому подключены множество других автоматизированных систем.

«Система, о которой говорит Григорий Элькин, вероятно, относится к тактическому уровню. Я знаю, что сейчас идёт работа по созданию АСУ для управления общевойсковым боем именно на тактическом уровне. Это дивизии, бригады, полки, батальоны», — заявил RT Мураховский.

«Стоящие на вооружении российской армии системы управления используют множество известных видов связи, различные частоты радиодиапазона, включая УКВ, радиорелейную и спутниковую связь. Сегодня мы наблюдаем переход каналов связи на цифровую основу. Это повышает устойчивость к преднамеренным и непреднамеренным помехам», — сказал эксперт.

Мураховский добавил, что российские войска не собираются отказываться от проводных средств связи, которые являются более защищёнными (телефонные провода и оптико-волоконные кабели). По его мнению, крайне важно сохранять подобное разнообразие наряду с внедрением перспективных технологий.

«Полностью полагаться на АСУ, конечно же, нельзя, и российское командование это понимает. В этом плане американцы, пожалуй, перегнули палку. Нынешняя система подготовки российской армии подразумевает, что каждый — от рядового до генерала — умеет управлять войсками без всякой электроники и может свободно ориентироваться на местности», — подчеркнул Мураховский.