Клубный час «Встречаем птиц – встречаем весну. "весну встречаем - птиц поджидаем"

НОД. Формирование целостной картины мира расширение кругозора. Подготовительная группа.

Тема: «Встречаем птиц»

Программное содержание:

1.Рассказать о дне 22 марта - дне весеннего равноденствия;

2.Продолжать знакомить с народными приметам; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, наблюдать за растениями и животными;

3.Обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания;

4.Показать многоцветие и разнообразие мира; развивать умение работать кистью без предварительной прорисовки;

5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Развивающая среда:

Плакаты с изображением птиц, краски кисти; листы бумаги; плакаты с изображением клювов и лап разны птиц.

Предварительная работа:

Рассматривание плакатов с изображением птиц, разучивание стихов, загадок, поговорок про птиц; чтение рассказов сказок.

Ход занятия:

1.Часть

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь ровненько сегодня у нас гости. Посмотрите, кто это к нам пришел? (Незнайка) Правильно к нам пришел Незнайка. Он просит, вас рассказать ему о перелетных птицах.

Журавлики – журавли

Вы куда свой путь вели?

Где летали?

«Мы в чужих небесах,

Мы в чужих лесах побывали. »

Расскажите, журавли, как на том краю земли

Зимовали?

Мы в далекой стране

По родной стороне тосковали. Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 Марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили, что к этому дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». По обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц: жаворонков – певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывая их вверх - ловили с громкими криками:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Развлечением деревенской молодежи были «Веснянки» - особые песни с хороводами и играми:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью.

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким.

С корнем глубоким,

С корнем глубоким

С хлебом обильным.

Понятно, что на Сороки прилетают не все сорок пичуг, а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.

А сейчас, назовите приметы весны, в которых говорится про птиц:

1. Грач на проталину,

Скворец- на прогалину.

2. Увидел скворца – знай:

Весна у крыльца.

А теперь, отгадайте загадки про птиц и покажите портрет угаданной птицы.

1. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворение. «Жаворонок. »

2. Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

3. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

4. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей? (Грач) .

А теперь собирайся детвора ждет вас русская игра.

2.Часть

Физкультминутка

Игра называется: «Узнай птицу по описанию».

Я читаю описание птицы, а вы показываете ее на плакате.

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. А это очень красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое. (Синица.)

3. У этой птицы красивое пестрое оперенье. Верх тела – черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красное. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4. А у этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий. Большой, голова, крылья и горло – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Это зимующие птицы.

А как мы с вами помогали пережить суровую зиму нашим птичкам? Делали кормушки.

Новая столовая.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли,

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье-

Прилетел гонец весенний-

Путешественник скворец.

Тут и песенки конец! А. Барто.

А сейчас мы с вами немножко поиграем.

Игра называется «Летит - не летит. »

Всем известно к слову «Кит»

Рифма звонкая летит.

Но кто слыхал, чтобы кит летал?

Давайте сыграем в «да» или «нет»,

Найдите правильный ответ,

Отгадайте без подсказки,

Кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит,

Кто не вылетит ни разу.

Летит – летит орел,

Летит – летит козел,

Летит – летит щегол,

Летит – летит синица,

Летит – летит горчица,

Летит – летит фазан,

Летит – летит сазан,

Летит – летит баклан,

Летит – летит лягушка,

Летит – летит старушка,

Летит – летит глухарь,

Летит – летит сухарь,

Летит - летит гагара,

Летит – летит гитара,

Летит – летит утенок,

Летит – летит ворона,

Летит – летит корона,

Летит – летит сова,

Летит – летит трава,

Летит – летит удод,

Летит – летит компот.

Летит – летит скворец.

Летит – летит дворец,

Летит – летит кувшин,

Летит – летит пингвин,

Летит – летит дракон,

Летит – летит балкон.

Молодцы. Итак, о каких птицах мы говорили? С какими новыми птицами познакомили Незнайку?

Но Незнайке нужна еще помощь. Злая Клякса вдруг услышала чье-то негромкое пение, чирикание, посвистывание, треньканье, кукование и многое другое. Что же это было? (Это были голоса разных птиц.) Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть? (Голова, шея, туловище, лапы, хвост, перья, клюв, глаза.)

Интересно, что клюв у всех птиц разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем отгадать, чей это клюв и что ест его хозяин.

Рассмотрите плакат с изображением клювов:

1. Это клюв дятла, которым он долбит кору деревьев и достает личинки насекомых.

2. Это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема.

3. Это клюв попугая, он шелушит им семечки.

4. Этот клюв принадлежит утке, она процеживает им воду.

5. А это клюв хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу.

6. Это клюв воробья, он питается семенами и ловит мелких насекомых.

Многое о своем обладателе могут сказать и лапки. Рассмотрите плакат со схематичным изображением лапок. У утки лапки приспособлены для плавания. У попугая для лазания по деревьям, а у орла для захвата добычи, а у голубя – для ходьбы по земле.

Чем покрыто тело птиц? Все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд. Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веера на спинках, могут закрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. И все эти перья у любой птички разноцветные. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперенья, а что тогда говорить о павлинах и попугаях? Наша птичка должна быть очень красивой. Поэтому возьмите кисточки и дорисуйте им клюв и перышки. У всех вас картинки с птичками подумайте, кто у вас должен получиться.

    Часть.

Итог НОД

Вот, молодцы. Незнайке очень понравились ваши рисунки. Он сделает выставку птиц у себя дома. А мы ему напомним, о чем мы сегодня говорили? С какими птицами познакомились? Как можно по клювам и по лапкам узнать птичку? Давайте,

попрощаемся с Незнайкой. До свидания.

Занятие 1.Формирование целостной картины мира расширение кругозора. Вторая младшая группа.

Тема: «Птицы весной»

Программное содержание:

Задачи:

Образовательная:

Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце). Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов) . Расширять представление об особенностях внешнего вида (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв, повадках птиц.

Развивающая.

Развивать интерес к жизни птиц. Развивать речь детей, обогащать их словарь; активизировать словарь: "гнездо",

"скворечник", "грач", "чирикают", "щебечут", "ласточка"; "стайки воробьев".

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Воспитательная.

Воспитывать чувство любви к родной природе. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям (не пугать птиц, кормить крошками). Воспитывать любознательность, сочувствие.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок. Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные". Загадывание загадок. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций. Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.

Развивающая среда: Демонстрационный материал "Птицы". Звуковая фонограмма с записью голосов птиц, запись песни «Автобус». Фланелеграф. Скворечник, макет птичьего гнезда с перепелиными яйцами. Корм для птиц. Макет солнца. Картонные «шапочки» на голову с изображением птиц.

Ход занятия.

1.Часть

Организационный момент

Приветствие: - Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли.

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить!

Давайте, ребята, поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)

Ребята, к нам в детский сад сегодня утром приходил почтальон и принес конверт. А в нем письмо:

Вот конверт. Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт, нашёл ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберёмся! Ой, постой…

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет солнышко! Ждёт в гости!

Приходите в лес весенний.

Надо птичек покормить,

В лес обратно возвратить!

Ребята, поедем в гости к Солнышку на весёлом автобусе?

(Едем под песенку «Автобус», имитируем движения) .

Здравствуй, Солнышко! Какое ты красивое, как весело светишь! Благодаря тебе весна наступила, как мы узнали об этом?

(Дети называют приметы весны: бегут ручьи, тает снег, тает лед на реках, ярко светит солнышко, прилетают птицы из теплых стран, погода становится теплее, листья появляются на деревьях)

Да, весна наступила, но в лесу еще холодно, совсем недавно здесь лежал снег, земля еще не прогрелась. Вот и птички в лес еще не вернулись и песенок Солнышку не поют. Мы, Солнышко, тебе поможем! Мы с тобой сейчас поиграем, а наши ребята превратятся в птичек.

Раз, два, три! (хлопнуть в ладоши)

На одной ножке повернись (вокруг себя, И быстро в птичек превратись!

(Смотрим на фланелеграф, где представлены изображения птиц- воробей, ласточка, скворец, ворона, синица, сова, дятел) .

Отгадываем загадки о птичках и рассказываем о них .

Ворона:

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?.

Сорока: Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Сова: Днем спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает,

В темноте горят глаза,

Всем мышам она гроза.

Голубь: Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать.

Загадка о скворце:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Чужие песни петь умеет,

Воробей:

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка -.

Какие птички живут в лесу, а какие в городе (Ответы детей)

Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем.

Лапка, раз! (выдвинуть одну ногу)

Лапка, два! (выдвинуть другую ногу)

Скок-скок-скок! (прыжки на обеих ногах)

Крылышко, раз! (одну руку в сторону)

Крылышко, два! (другую руку в сторону)

Хлоп-хлоп-хлоп! (машем руками, как крыльями)

Глазик, раз! Глазик, два! (закрываем ладошкой по очереди глаза)

Клювик есть! (потрогать нос)

А хвостик здесь! (повилять)

Вот какие птички, птички-невилички! (кулачки сжать)

Весело скакали, (скачут)

Зёрнышки клевали, (стучать пальчиками по полу)

И быстро улетали. (бегают, машут крыльями)

Дети садятся на стульчики.

Ребята, посмотрите, что тут под деревом? (показать гнездо)

А кто его сделал?

(Это гнездо. Его выстроила-свила птица свои клювом.)

Из чего оно?

(Ответы детей: здесь и соломинки, и тонкие веточки, и глина) .

Верно. Вот такая птица-мастерица.

А что лежит в гнезде у птички? (Ответы детей: в гнезде лежат яички, из них вылупятся маленькие птенчики)

Ребята, а если мы нашли в лесу гнездо, можно ли нам его трогать и разорять? (Ответы детей: Нет, если мы потрогаем гнездо, то птица на него не сядет больше, и птенцы не вылупятся)

Отгадайте, что за птица построила это гнёздо?

Загадка: Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ответы детей) Это ласточка. (Показать изображение на фланелеграфе)

К нам в гости прилетела настоящая ласточка! (Ребёнок рассказывает стихотворение)

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

Солнцу золотому

Косу заплетала.

Где ты, где ты, ласточка,

Ночь пропадала?

Месяцу седому

Двор подметала.

Вот какая ласточка трудолюбивая: и гнездо свила, и солнцу помогла, и месяцу. Давайте послушаем, как щебечет ласточка? (Прослушивание аудио-записи)

-Давайте сейчас поиграем в игру «Пальчики-птички». (Пальчиковая игра «Птички»)

Этот пальчик-Воробей.

Этот пальчик-Соловей.

Этот пальчик-Совушка, Сонная головушка.

Этот-Зяблик,

Этот-Стриж,

Этот-развеселый Чиж.

Этот пальчик-Скворушка, серенькое пёрышко.

Этот пальчик-Свиристель,

Этот пальчик-Коростель.

Ну, а этот-злой Орлан!

Птички, птички, по домам!

Посмотрите, что еще есть в лесу? (Показать кормушку-скворечник) Что это?

(Ответы: Это скворечник-дом скворца.)

Показать изображение птицы скворец на фланелеграфе. Прослушивание аудио-записи- щебетание скворца.

Скворец сам его построил? (Ответы: Его построили люди.) У скворечника есть крыша, стены, и круглое отверстие-вход в скворечник) .

Из чего сделан скворечник? (Ответы: Из деревянных досточек)

А для чего люди строят скворечники скворцам? (Для того, чтобы у птицы был дом, когда она вернется весной из теплых стран) .

Тише, тише, еще одна птичка к нам прилетела.

Прослушивание аудио-записи-щебетание воробья.

Узнали, кто это весело чирикает? (показать картинку на фланелеграфе) .

Посмотрите, вот он, воробушек, к нам прилетел! (ребёнок читает стихотворение)

Скачет, скачет Воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою.

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень,

Буду петь вам целый день!

Чик-чирик!

А сейчас я приглашаю всех птичек поиграть!

Вот ворона важная шагает, (ходьба с высоко поднятыми коленями)

Лапы высоко поднимает.

Вот воробей скачет, (прыжки на двух ногах)

Крошки ищет.

Ласточка идёт, (туловище вперёд, руки назад)

С лапки на лапку переваливается.

Сорока затрещала, (все убегают на стулья)

Всех напугала.

Вот в каких чудесных птичек мы поиграли.

Ребята, а какую пользу приносят птицы? (Ответы детей: Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые губят растения-жуков, гусениц. А еще птицы нас радуют своими песнями.)

Ну что же, Солнышко, погостили мы у тебя в лесу, и отправляемся на нашем автобусе обратно в садик. Превращаемся из птичек обратно в ребят:

Наши птички покружились

И в ребяток превратились!

А чтобы, Солнышко, твои птички обратно в лес вернулись и стали петь тебе песенки, мы приготовили для них вкусное угощение. (Насыпаем в кормушку семечки, пшено, крошим хлеб)

До свидания, Солнышко!

Ребята, Солнышко очень благодарно нам за помощь, и вместе с письмом прислало нам еще посылку. А что же в ней лежит? Давайте посмотрим (Дети открывают посылку и угощаются конфетами). –Спасибо, Солнышко!

Дети, вам понравилось в весеннем лесу? А что понравилось больше всего? Понравилось ли вам пение птичек? И вы тоже, ребята, очень понравились Солнышку. Мы еще обязательно побываем у Солнышка в гостях.

3.Часть

Итог НОД

Викторина «Весну встречаем, птиц называем!»

Рыбина Любовь Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Павский район «Детский сад комбинированного вида №1»
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Цель: Обобщить знания детей о птицах.
Задачи:
- закреплять представления о птицах: название, повадки, внешний вид, перелетные или зимующие;
- развивать память, внимание, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, выразительность речи; умение отгадывать загадки; умение классифицировать, сравнивать;
- развивать фантазию, творческое воображение;
- формировать умение в соревновательных заданиях быть честными, сотрудничать с товарищами по команде, обговаривать ответ;
- воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий, интерес к природе; эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им.
Предварительная работа: Беседы о птицах; о правилах викторины; придумывание названий командам, разучивание девизов; наблюдение за птицами на прогулках, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов; рисование и лепка птиц.
Оборудование:
1.Эмблемы для каждой команды.
2.Экран, проектор (картинки птиц для команд: цапля, журавль, аист, голубь; ласточка, скворец, грач, воробей; орел, ястреб, коршун, голубь.)
3.Запись «В весеннем лесу» - голоса птиц: попугая, дятла, кукушки; воробья, совы, соловья; филина, вороны, галки.
4. Модели птиц: воробей, дятел, голубь, синичка, снегирь; страус, павлин, попугай, чайка, колибри; ласточка, грач, журавль, скворец, стриж.
5.Три магнитные доски (на одной изображено солнышко, на другой – кормушка, на третьей – зоопарк)
6. Для творческой работы: клей, кисточки, ножницы, салфетки, подставки для ножниц, кисточек, клеенки; картинки из журналов, старых книг с изображением птиц, весенней природы)
Реализация образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено моделями птиц, плакатами на тему «Птицы – наши друзья», «Берегите птиц» изготовленные детьми совместно с родителями и педагогами в рамках акции «Помоги пернатому другу». Организована выставка рисунков на тему «Птицы».
Ход викторины
Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша викторина «Весну встречай, птиц называем!» В зале у нас три команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины, принимать участие в играх, конкурсах, отгадывать загадки, а наши уважаемые жюри будет оценивать ваши ответы и ставить оценки-баллы.
Позвольте представить членов жюри: заведующая д/с Елена Юрьевна, методист Евгения Сергеевна и родители (представители от каждой группы)
Начнем нашу викторину со знакомства с командами и их приветствиями:

Свою команду представляет подготовительная группа:
- наша команда: «Ласточка»
- наш девиз: «Птиц не будем обижать, будем птицам помогать!»
Свою команду представляют дети старшей группы:
- наша команда: «Соловей»
- наш девиз: «Соловей, соловей, пой ты песни для людей!»
Свою команду представляют дети средней группы:
- наша команда: «Синички»
- наш девиз: «Мы синички, мы сестрички, желтогрудые мы птички!»

Ведущая: Молодцы! Мы познакомились с командами. А теперь 1 тур
- Чья команда назовет больше птиц. Дети из другой команды не должны подсказывать, а то с их команды жюри снимет баллы.
Ведущая: Весну закликаем, перелетных птиц встречаем. Отгадайте, ребятки, про птиц загадки.

загадки для команды «Синички»
1. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! /дятел/

2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока.
А зовут ее …. /сорок

3. Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? /синичка/

4. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … /совы/

загадки для команды «Соловей»
1. Серая пташка, на животе тельняшка.
В лесу живет, гнезда не вьет,
Яйца бросает, матерью не бывает.
Кто в лесу бывал, тот ее слыхал.
Кто эта птица, что в матери не годится? /кукушка/

2. Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее.
Кто же это? /соловей/

3. Хоть я не молоток –
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. /дятел/

4. Враг личинок, друг полей,
Всех перелетных птиц черней,
Взад-вперед по пашне вскачь
Гордо ходит птица … /грач/

загадки для команды «Ласточка»
1.Из далеких стран лечу,
Под окошком жить хочу.
В гнездышке из глины.
На мягонькой перине. /ласточка/

2.Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше до
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. /аист/

3. И петь не поет, и летать не летает.
За что же тогда его птицей считают? /страус/

4. На сколе он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатит
Два могучие крыла
У хозяина … /орла/

Ведущая: 3 тур игра: «Четвертый лишний» (на экране показаны птицы для каждой команды)

Задание для команды «Синички» (средняя группа)
(цапля, журавль, аист, голубь)

Задание для команды «Соловей» (старшая группа)
(ласточка, скворец, грач, воробей)

Задание для команды «Ласточка» (подготовительная группа)
(орел, ястреб, коршун, голубь)

Ведущая: 4 тур «Разминка» - пока жюри подводит итоги 3-х туров, мы поиграем в игру «Летает не летает» - игра на внимание
Ведущая: Я называю слова, а вы должны «летать», если предмет летает и присесть, если не летает.
- орел, щегол, козел, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка;
- глухарь, сухарь, гагара, гитара, ворона, корона, сова, голова, трава;
- удод, компот, вороны, галки, макароны, аисты, кукушки, совы, ватрушки:
- синицы, чибисы, столы, чижи, кукушки, комары.

Ведущая: 5 тур «Ответь на вопрос»
Для команды «Синички» (средняя гр.)
1. Какая птица является доктором леса? /дятел/
2. Какая птица умеет дразниться? /попугай/
3. Как называется домик, который строят птицы сами себе? /гнездо/
4.Любимое лакомство снегирей? /рябина/
5. Как называется домик, который изготовил человек для птиц? /скворечник/
6. Какая самая большая птица? /страус/

Для команды «Соловей» (старшая гр.)
1. Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/
2. Какая птица живет на болоте? /цапля/
3. Какая птица хвостом разноцветным гордится? /павлин/
4. Какую птицу считают воровкой? /сорока/
5. С прилетом каких птиц начинается весна? /грач/
6. Какую птицу называют «зимним яблоком»? /снегирь/

Для команды «Ласточка» (подготовительной гр.)
1. Какая птица не умеет летать? /страус/ А что она умеет хорошо делать? /быстро бегать/
2. Какую птицу называют символом мира? /голубь/
3. Как называется самая маленькая птичка? /колибри/
4. Какая птица может «работать почтальоном»? /голубь/
5. Какая птица передвигается по дереву вниз головой? /поползень/
6.Какая птица ни разу не сделала шаг? /воробей/

Ведущая: 6 тур «Узнай по голосу» (звучит запись голоса птиц «В весеннем лесу»)
Для команды «Ласточка» (подг. гр.) – голоса птиц: филина, вороны, галки.
Для команды «Соловей» (стр. гр.) – голоса птиц: воробья, совы, соловья.
Для команды «Ласточка» (ср. гр.) – голоса: попугай, дятел, кукушка

Ведущая: 7 тур игра « Рассели птиц»
Команда «Синички»
-Что общего у всех птиц?
Команда «Соловей»
- Ребята, а почему птиц называют зимующими?
Команда «Ласточка»
-Почему птиц называют перелетными?
Посмотрите, птицы оказались все вместе. Давайте поможем им. Там, где солнышко надо будет поселить перелетных птиц, где кормушка – зимующих, а в «зоопарк» - тех, которые не живут у нас.
Для команды «Синички» - птицы, которые не живут у нас
(страус, павлин, попугай, чайка, колибри)
Для команды «Соловей» - зимующие птицы (воробей, дятел, голубь, синичка, снегирь)
Для команды «Ласточка» - перелетные птицы (ласточка, грач, журавль, скворец, стриж)
Динамическая пауза «Птичка- невеличка» (дети средней группы)
Вот летели птички,
Птички – невелички.
Все летали, все летали –
Крыльями махали. (дети бегают и машут руками, как крыльями)
На дорожку сели, зернышек поели,
Клю-клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю.(присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу)
Перышки почистим, чтобы были чище. (обеими руками отряхиваются)
Вот так и вот так, чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгаем по веткам. (прыгают, размахивая крылышками)
Вот какие птички, птички – невелички.

Ведущая: А сейчас заключительный тур «Творческий».
Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам
картинки из журналов, надо отобрать нужную по содержанию картинку, вырезать ее и из нескольких картинок создать свой сюжет на предложенную тему. Сейчас воспитатели и помощники воспитателей помогут расставить столы и необходимый материал.
(Самостоятельная работа детей)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (подготовительная к школе группа) Ребёнок и окружающий мир беседа на тему: «Весна. Встречаем птиц»
Составитель: Фомина Ирина Александровна Снежинск 2013-2014 г.
Тема: « Весна. Встречаем птиц»
Задачи:
В образовательной области «Познание»
· Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах, где живут, кто детеныши.
· Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц.
· Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
· Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
· Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
В образовательной области «Коммуникация»
· Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
· Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
· Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
· Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
· Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социализация»
· Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
В образовательной области «Здоровье»
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.
Методы и приёмы: картинки с перелетными птицами, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, Д\игра «Найди гнездо», Д\игра «Назови ласково», итог.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр « Ленивые восьмерки», физминутка.
Индивидуальная работа: учить Максима, Льва, Женю отвечать полным предложением.
Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Назови ласково»
Ход непосредственно образовательной деятельности
1.Организационный момент.
на доске картинки с признаками весны.
Воспитатель: - Отгадайте загадки и выберете отгадки.
· Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
На солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
· Его весной и летом
Видим мы одетым
А осенью бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
· В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
· Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце)

· Глядит из-под снега

Зеленый росток

Он первый весенний студеный цветок (подснежник)

2. основная часть.

Воспитатель:-К какому времени года подходят эти картинки?

Дети:-Эти картинки подходят к времени года весна.

Воспитатель:- Сколько месяцев длится весна, перечислите их?

Дети:- Весна длится 3 месяца.

Воспитатель:-А как называется 1 месяц весны?

Дети:-1 месяц весны март

Воспитатель:- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему?

Дети:-Потому-что появляются проталины.

Воспитатель:-А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).

Воспитатель:- В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.

Воспитатель:- А как называют 2 весенний месяц?

Дети:- 2 весенний месяц называют апрель.

Воспитатель:- Апрель-середина весны. Снег тает и становится ноздреватым.

Воспитатель:- А кто знает, почему снег становится ноздреватым?

Воспитатель:- Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют ноздреватым.

Воспитатель:-Давайте вместе, прохлопаем это слово.

Воспитатель:- А кто знает, почему снег темнеет?

Дети:- Снег темнеет, потому-что он грязный.

Воспитатель:- Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются. (показ снега)

Воспитатель:- А почему этот месяц называют месяц «живой воды»?

Дети: – Это месяц так называют, потому-что снег тает и превращается в воду.

Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление?

Дети:- Это называют ледоходом.

Воспитатель:-Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной?

Дети:- Первые весенние цветы, это подснежники.

Воспитатель: - А кто знает, почему и их так назвали?

Дети:- Потому-что они растут из-под снега

Воспитатель:- Правильно это первые цветы, их еще называют -первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. (иллюстрация)

Воспитатель:- А как называется 3 месяц весны?

Дети: - Май

Воспитатель:- В народе его называют – «травень», «цветень».

Воспитатель: - Как вы понимаете эти высказывания?

Дети:- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.

Воспитатель:- В мае уже снега нет, солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые.

Воспитатель: - Послушайте поговорки «Майская травка голодного кормит», «Май весь год кормит»- как вы понимаете эти высказывания?

2.Основная часть.

Воспитатель:- Кто это?

Дети:- Это птицы.

Воспитатель:- Почему их так называют?

Дети:- Их так называют, потому что у них тело покрыто перьями, умеют летать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост.

Воспитатель:- Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему?

Дети:- Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные.

Воспитатель:-А почему этих птиц называют перелетными? (мнения детей)

Воспитатель:- Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другие страны.

Воспитатель:- Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети:-Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси.

Воспитатель:- А почему все они улетают от нас осенью в теплые страны?

Дети:- Осенью у птиц нет корма, поэтому и улетают.

Воспитатель:- А почему прилетают обратно? (мнения детей)

Воспитатель:-Ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос, может они хотят вернуться на свою Родину где они родились?

Воспитатель:- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда, хотите узнать?

Воспитатель:- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

3.ФИЗМИНУТКА.

Воспитатель:-Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?

Дети:-Они вьют гнезда.

Воспитатель:- А для чего птицы вьют и строят гнезда?

Дети:-Для того чтобы выводить птенцов

Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?

Воспитатель:- Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен?

Дети: -Грач

Воспитатель:–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(иллюстрация)

Воспитатель:- Итак, на кого похож грач?

Дети:-Грач похож на ворону.

Воспитатель:- Чем питается грач весной?

Дети:-Грач питается червяками, жуками, личинками.

Воспитатель:- Где грач строит своё гнездо?

Дети:- Грач строит своё гнездо на верхушке дерева

Воспитатель:-Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?

Воспитатель:-Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен?

Дети:- На картинке изображена ласточка.

Воспитатель:-Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель:- Выберите 3 картинку.

Дети: -Это скворец.

Воспитатель:-Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: увидал скворца-знай, весна у крыльца.

Воспитатель:-Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?

Дети:- У него длинные ноги, клюв, шея.

Воспитатель:- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает?

Дети:- Это кукушка.

Воспитатель:- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель:- А что общего у всех этих птиц?

Воспитатель:-А что они умеют делать?

Дети:-Кричать, щебетать, порхать, кружить

Воспитатель:-Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель:-Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.

Дети:- Лебедь, дикие гуси и утки.

Воспитатель:-Рассмотрите их, что у них общего?

Дети:-Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище

Воспитатель:- А почему они от нас улетают осенью?

Дети:-Потому что реки и озера замерзают, нет корма.

4. “Назови ласково”.

Воспитатель:- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

Длинный хвост – длинненький хвостик

Черная голова - уютное гнездо –

Белый пух - красивая птица –

Галстук на шее - пестрое крыло -

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

Почему их так называют?

Что интересного мы узнали о кукушке?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Ольга Гомина
Праздник «Встречаем птиц»

Праздник «Птицы прилетели , весну принесли» в старшей группе с ТНР.

Ведущий :

Если снег повсюду тает

День становится длинней.

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна ,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Дети хороводом заходят в зал под песню «Ой, бежит ручьем вода» Музыка А. Филипенко.

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой вода.

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы

Мы Весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ведущий :

А где-же Весна- Красна?

Давайте позовем.

Заклички :

1. Солнышко –ведрышко,

Красное колесушко,

Вывесь из-за облачка

Золотые косушки!

2. Солнышко, выгляни,

Красное высвети!

К нам на нивку ты иди –

Ладить косы и серпы.

3. Солнышко – солнышко

Выгляни в оконушко

Выйдут детки погулять

Будут бегать да играть.

4. Ой, ты, солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поля бежать, нам весну встречать !

Выходит девочка Солнышко и ведет за руку девочку Весну.

Солнышко :

Вам дарю свое тепло, чтобы все кругом цвело,

Чтоб листочки распускались птички песней заливались.

Весна : Я – Весна - красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед, светлым делаю восход

Всюду- в поле и в лесу - людям радость я несу.

ОДНА ИЗ ДЕВОЧЕК ПОДВОДИТ К СОЛНЫШКУ И ВЕСНЕ ТЕПЛО УКУТАННОГО МАЛЬЧИКА. ОНИ ОБХОДЯТ ЕГО И С УДИВЛЕНИЕМ РАЗГЛЯДЫВАЮТ.

Весна : Знаете что, снимите пальто!

Солнышко : Ваши калоши снимите тоже.

Весна : А то знаете что? Они надоели.

Солнышко : Знаете что? Дни потеплели.

Весна : Знаете что? Грачи прилетели.

Солнышко : Знаете что? Они просвистели.

Весна : Знаете что? Снимите пальто.

ДЕВОЧКИ ПОМОГАЮТ МАЛЬЧИКУ СНЯТЬ ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ : РАЗМАТЫВАЮТ НАВЕРЧЕННЫЙ НА НЕГО ПЛАТОК, СТАСКИВАЮТ ШУБУ, МЕХОВУЮ ШАПКУ, ВАЛЕНКИ.

Ведущий : Ребята сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Весна»

Весна : Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы разговаривают с перелетными. Очень интересный разговор….

Инсценировка.

Скворец :

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач :

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел :

Расскажите птицы ,

Где вы побывали?

Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец :

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач :

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел :

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец :

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Вед : Ребата, а куда же вернутся птицы ? (в старые гнезда, в скворечники, будут новые строить гнезда) .

Вед : Предлагаю превратиться в птиц и поиграть в игру «Займи домик»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ ДОМИК»

(обручи – это гнёзда, пока играет музыка птицы летают , когда музыка прекращается птицы занимают гнёзда (домики)

Ведущая : Ребята, а сейчас я хочу проверить вас на внимательность. Выходите в центр становимся в круг. Подвижная игра «Летит - не летит» .

Всем известно к слову «кит»

Рифма звонкая «летит»

Но кто слыхал, чтоб кит летал.

Давайте сыграем в «да» и «нет»

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки

кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит

Кто не вылетит ни разу.

На «да» - летаем.

На «нет» - стоим руки по швам

Летит - летит - орёл,

Летит - летит - козёл,

Летит - летит - щегол,

Летит – летит - синица,

Летит – летит - горчица,

Летит – летит - лягушка,

Летит – летит – старушка,

Летит - летит – кувшин,

Летит – летит - пингвин,

Летит - летит – дракон.

Ведущий : Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое … жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! Давайте, посмотрим, как наши родители их смастерили, а ребята разукрасили.

Ребенок :

И сегодня в день весенний

Справим птичье новоселье.

Эти домики все вместе

На березках мы развесим

Скворушки, прилетайте,

Себе домик выбирайте

На дереве высоком

С крылечком широким.

Ведущий :

Пока мы пели и играли, наши повара испекли «жаворонков»

По старому обычаю в конце праздника дети съедали испеченных «жаворонков» . Давайте и мы угостимся сами и крошками угостим птиц , чтобы громче пели, весну несли.

Ведущий : Ребята, давайте, и мы подарим нашим гостям вот таких птичек – невеличек. Дорогие гости, эти птички не простые, а с секретом, кому что достанется. То и сбудется. Если зернышко - сытая и веселая жизнь, денежка – богатство, пуговка – обновка.

Дети пускают птичек.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем обеспечения единства решения игровых, познавательных, и практических задач, развитие у детей доброго отношения к окружающим.

Совершенствовать конструктивные умения и навыки;

Развивать воображение, память, логическое мышление;

Развивать мелкую моторику пальцев, улучшать координацию движений;

Воспитывать любовь к природе, заботливое, доброе отношение ко всему живому, научить детей заботиться о ближнем, сопереживать ему;

Обогащать игровой опыт.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Раздаточный материал:

Цветная бумага (коричневый цвет)

Квадрат и полоска цветной бумаги желтого цвета

Лист бумаги формата А4 голубого цвета (фон)

Цветная бумага с нарисованными деталями оранжевого и черного цветов

Квадрат бумаги размером 6х6 см черного\ серого цвета для изготовления фигурки птички

Клей-карандаш, ножницы

2. Наглядные пособия:

Дидактические материалы (иллюстрации, образец для показа)

3. Технико-сопровождающее оборудование:

Магнитофон

Аудиокассеты

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Подготовка к занятию (1 мин).

Приветствие (проведение игры-разминки “КАК ЖИВЕШЬ”) (1 мин).

Разминка (пальчиковые игры “Здравствуй, пальчик” и “ Наши пальчики играют” (1 мин).

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Беседа о признаках наступающей весны (тает снег, пробивается первая травка, первые листочки, солнышко начинает пригревать, день длиннее, просыпаются насекомые, медведи, возвращаются из теплых краев птицы…) (1 мин)

Литературно-музыкальная пауза (слушаем звуки весеннего леса, голоса птиц в весеннем лесу) (2 мин)

Беседа с персонажами (зайчик и мишка) об ожидаемом прилете птиц, о необходимости помочь птичкам как можно быстрее обустроиться для жизни своей и своих будущих птенчиков (2 мин)

Постановка задания (1 мин).

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выбор фона для работы (2 мин)

Изготовление изображения дерева (техника “рваная бумага”) 10 мин

Изготовление последних тающих сугробов (техника “рваная бумага”) (3 мин)

Изготовление первых травинок (прием “нарезание полосок”) (1 мин)

Изготовление фигурки солнышка (3 мин)

Физкультминутка (2 мин)

Изготовление фигурки скворечника (вырезаем детали и складываем их) (1 мин)

Складывание фигурки “птичка” (3 мин)

4. ОФОРМЛЕНИЕ ГОТОВЫХ РАБОТ

Сбор всех элементов в единую композицию (1 мин)

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Обсуждение результатов работы (1 мин)

Стихотворение “Скворцы” Е. Тараховской (1 мин)

Игра “Птицы прилетают, домики выбирают” (3 мин)

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада, что вы сегодня пришли, несмотря на хмурую погоду. У меня поэтому хорошее настроение. А у вас? Давайте поиграем в нашу любимую игру “Как живешь?” (на каждую строчку идет соответствующее имитирующее движение):

КАК ЖИВЕШЬ? Вот так! Радостная улыбка
КАК ПЛЫВЕШЬ? Вот так! Руками изображаем гребные движения
КАК БЕЖИШЬ? Вот так! Руками изображаем беговые движения
ВДАЛЬ ГЛЯДИШЬ Вот так! Руку поднять, как будто от солнца
ЖДЕШЬ ОБЕД Вот так! Руки сложить на столе, как за партой
МАШЕШЬ ВСЛЕД Вот так! Машем рукой
НОЧЬЮ СПИШЬ Вот так! Руки подкладываем под голову
А ШАЛИШЬ Вот так! Громко хлопаем

Теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие. Мы с вами поздоровались, а наши помощники? Кто у нас помощники? (- наши пальчики)

Пальчиковая игра “Здравствуй, пальчик” (пальцы обеих ладоней соприкасаются друг с другом и “здороваются”, приговаривая “Здравствуй, братец-пальчик”)

Ну, вот, пальчики поздоровались и начали играть.

Пальчиковая игра “Наши пальчики играют” (проснулись – потрудились - заснули: разжали кулачки, пошевелили активно пальчиками, снова сжали кулачки).

Закончилось наше путешествие по зимней белой сказке и прибыли мы в сказку новую – весеннюю.

Весну народ любил издавна. Даже называют ее “весна-красна”.

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

Видите, кое-где уже растаял снег, кое-где пробивается первая травка. Солнышко светит веселее и греет оно уже заметнее. На веточках деревьев набухают почки. А вот ива и верба уже распустились и выпустили свои пушистики.

Ранней весной еще мало проталин, по утрам еще держится легкий морозец, но днем уже громко и весело поет синица. День становится длиннее, и с каждым днем длиннее становится песенка синички. Давайте ее послушаем.

МУЗЫК. ПАУЗА – СЛУШАЕМ АУДИОКАССЕТУ (ПЕСНЯ СИНИЦЫ)

Но не только песни синиц можно услышать весной. Из теплых стран прилетают зяблики, скворцы, ласточки. На полях появляются грачи. Недаром говорят в народе: “Увидел грача – весну встречай”.

РАССМАТРИВАЕМ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПТИЦ И СЛУШАЕМ АУДЛИОКАССЕТУ С ЗАПИСЬЮ ИХ ГОЛОСОВ

Как вы думаете, что делают птицы как только вернутся домой?

Правильно, они начинают беспокоиться о своих домах. Не все птицы умеют хорошо строить гнезда.

Многие птицы просто выбирают для своей жизни уже готовые укрытия – дупла, щели домов.

Птички вернулись, а на улице еще довольно холодно. Давайте поможем птичкам поскорее поселиться и начать петь свои весенние песни и растить своих птенчиков.

Как вы думаете, как мы можем помочь птицам?

Давайте поможем им и подготовим для них домики .

Как называются домики, которые люди делают для птиц?

Правильно, скворечник. И называется он так потому, что чаще всего там поселяются скворцы – птички, которые не умеют сами строить себе гнезда, которым нужен дом поукромнее, чем простое гнездо.

Даже есть такая загадка:

НА ШЕСТЕ ДВОРЕЦ,
ВО ДВОРЦЕ ПЕВЕЦ,
А ЗОВУТ ЕГО?.......СКВОРЕЦ!

Итак, приступаем к работе.

Выбираем для нашей работы лист цвета весеннего неба. Какого? Голубого цвета – именно с таким светло-голубым цветом представляется нам весеннее небо.

Берем коричневую бумагу – она поможет нам сделать ствол дерева. Отрываем длинную толстую полоску – это будет ствол. Маленькие полосочки – это будут ветки.

Приклеиваем на лист эти детали – получаем ствол дерева.

Теперь давайте изобразим последний снег, который еще лежит под деревьями. Для этого подготовим оборванные кусочки белой бумаги. Отрываем несколько кусочков белой бумаги и размещаем их под деревом.

А теперь давайте изобразим пробивающуюся сквозь последний снежок первую травку. Берем полоску зеленой бумаги и ножницами нарезаем несколько тоненьких полосочек. Размещаем эти “травинки” на нашей работе.

Погода весной должна быть радостная и солнечная. Вот и у нас на работе будет светить яркое солнышко. Бумагу какого цвета мы выберем для того, чтобы сделать солнышко?

Берем квадратик желтой бумаги, превращаем его в солнечный круг. Как? Для этого нам нужно загнуть все уголочки.

Теперь нашему солнышку не хватает лучиков. Берем полоску желтого цвета и нарезаем лучики – тонкие полоски.

Теперь подклеиваем лучики к солнечному кругу и солнышко находит свое место на нашей работе. Красиво подклеиваем солнышко в верхней части работы.

Никакой ветер нам не страшен!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Теперь можно приниматься за сам скворечник. Из каких частей он состоит?

Ответы детей: сам домик, крыша треугольная, круглое окно-дверка, длинный шест.

На выданных листах бумаги у вас нарисованы геометрические фигура. Попробуем сейчас их вырезать и составить из них нужный птичий домик – скворечник.

Прикрепляем готовый скворечник на нашем дереве.

Как вы думаете, наши скворечники понравятся птичкам? Посмотрите как их много. Теперь вон сколько много птичек смогут поселиться около наших домов.

Мы построили скворечню –
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день птенцы кричат:
Мы хотим добавку –
Муху и козявку!

А теперь давайте поиграем и покажем, как рады птички вашему подарку – таким красивым домикам.

Как-то раннею весной дети стоят в кругу
На опушке лесной
Появилась стая птиц: дети “летают” по кабинету
То скворцы или синицы,
Иль большущие грачи
Разбежались по опушке, приседают
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! “клюют”
Крак-крак-крак!
А потом летят в свой дом –
Хорошо как им жить в нем! Слетаются к педагогу в большой домик –
Скворечник.

Ну, а где же птички, кого мы ждем?

Наверно, они уже совсем близко. Сейчас мы с вами только возьмем лист бумаги, и птички окажутся совсем рядом.

Берем квадратик бумаги черно-белого цвета (но подойдет и коричневый, серый, словом, чтобы получилась красивая птичка).

Сначала сложим “косыночку”. (см. схему складывания в файле Рисунок1.jpg ) .

Развернули фигурку, видим дорожку (диагональ).Сейчас надо сложить фигурку “воздушный змей”. Складываем ее по складке пополам. Отгибаем головку, хвостик, надрезаем перышки (см. схему складывания в файле Рисунок1.jpg )

Посмотрите, как понравится птичке ее новый домик – посадите ее на ветку дерева (приклеим). И послушаем весеннюю песню скворца.(аудиокассета))

Спасибо. ребята, что вы помогли птицам и построили им такие домики.

И вместе с вашими мамами, папами, бабушками и дедушками всегда помогайте птичкам. Скоро все деревья зазеленеют, в лесу станет очень красиво, травка вырастет молоденькая, мягкая и пушистая, а домики для птичек у нас готовы. Мы уже ждем их в гости. Образцы готовых работ приведены в файле