Ли повествование. Что такое текст-повествование

И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? — летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Повествование и описание представляют собой разные функционально-смысловые типы речи. В их построении используются приемы, необходимые для конкретных речевых целей: в повествовании это отражение определенной последовательности событий, в которых прослеживается причинно-следственная связь; в описании – определительно-оценочная характеристика объектов, представляющих интерес для участников речевой ситуации.

Определение

Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой.

Описание – тип речи, выполняющий определительную функцию и воссоздающий в словесных образах картины природы и быта, портретные особенности человека, видовые признаки животных, качественную характеристику предметов.

Сравнение

Оба типа речи могут составлять структурное ядро художественного текста. Повествование – основа прозаических произведений эпических жанров: рассказа, повести, романа. Описание тоже может входить в их композицию, но только как отдельный элемент: в качестве лирического отступления, пейзажной зарисовки, портретной характеристики литературного героя, определения места действия или акцента на предметно-вещественных деталях.

Основным способом организации речи описание выступает в поэзии: пейзажной лирике, элегии, лирическом стихотворении.

В повествовании и описании используются разные словесные структуры и стилистические способы оформления текста. Повествованию свойственны логическая последовательность изложения, композиционная четкость, динамизм, поэтому в текстах повествовательного типа построение предложений и выбор выразительных средств подчинены главной цели: убедительно отобразить ход событий, выделить основные из них и показать, как они связаны между собой.

Описание преследует другую цель: не просто назвать признаки объекта изображения, но и вызвать определенное эмоциональное состояние читателя или слушателя. В описании уместно использование определительных характеристик, приемов сравнения или противопоставления, эпитетов, метафор, олицетворения.

В качестве примера можно рассмотреть фрагменты текстов повествовательного типа и описания:

Выводы сайт

  1. Повествование – рассказ о событии. Описание – определение признаков изображаемого.
  2. Повествование – основной композиционный элемент произведений, относящихся к эпическим жанрам. Описание может быть их фрагментом, но чаще встречается в лирических произведениях и поэзии.
  3. Повествование как тип речи отличается логичностью и динамизмом. Важное свойство описания – воздействие на воображение читателя и эмоциональную сферу восприятия.
  4. Структура предложений в тексте повествовательного типа близка к разговорной форме. В описании широко используются поэтические сравнения, эпитеты и метафоры и другие языковые средства художественной выразительности.

Всю нашу речь можно разделить на несколько видов (типов). Говоря о чем-либо, можно рассказывать об этом или описывать характерные черты, или же рассуждать о явлении, человеке, предмете. В соответствии с этими действиями выделяются типы речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Каждый из них требует более подробного толкования.

Описание как тип речи

Глядя на человека или предмет, наблюдая за каким-то явлением, в голове рождаются различные образы. Нам хочется передать увиденное словами в деталях и подробностях. Именно это называется описанием. Важно то, что мы описываем увиденное, а не рассказываем историю. Чтобы было проще, можно задать себе вопросы (что я хочу описать? какой этот предмет, человек? какие его характерные черты?). Это вопросы прилагательных, поэтому запомнить их будет легко.

Повествование как тип речи

Каждый день мы используем этот тип речи, не замечая этого. Дома, в школе, при встрече с другом мы общаемся, рассказывая о чем-то. Это может быть рассказ о человеке, предмете, явлении, случае из жизни. Рассказать можно о чем угодно. Повествование будет отвечать на другие вопросы (о чем идет речь? когда? где? что было потом?). Здесь важно передать суть того, о чем рассказывается, а не описать это.

Конечно, иногда бывает нелегко отличить типы речи друг от друга, ведь элементы обоих могут присутствовать в высказывании. Все же один тип будет основным, а другой второстепенным (только некоторые его элементы).

Следует упомянуть о рассуждении – типе речи, который не похож на представленные выше. Рассуждение не описывает и не рассказывает, оно отображает логику и мысли человека о чем-либо.

В школе учителя дают много заданий творческого типа. Речь идет о различных сочинениях. Это и сочинение-рассуждение на определенную тему, и сочинение-описание человека или предмета (картины), и рассказ о случае из жизни, поступке, событии. Такие задания помогают самостоятельно научиться различать на практике основные типы речи. Можно тренироваться чаще, делая какие-то небольшие заметки об интересных событиях или людях, рассуждая о спорных вопросах, высказывая свою точку зрения.

Повествование

Повествование

ПОВЕСТВОВАНИЕ - один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени. От описания П. отличается так. обр. тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения - тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности. Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать П. как частный вид описания (ср. напр. Ломоносов, Краткое руководство к красноречию, 1748, § 285); напротив, Лессинг выделяет П. как основной элемент всякого эпического произведения.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Повествова́ние

Рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев. Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Напр., в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Повествование" в других словарях:

    Речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, телеповествование, рассказывание, повесть Словарь русских синонимов. повествование см. рассказ 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З … Словарь синонимов

    В эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей … Большой Энциклопедический словарь

    ПОВЕСТВОВАНИЕ, повествования, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. повествовать. 2. Повесть, рассказ о каком нибудь событии. 3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от… … Толковый словарь Ушакова

    ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких н. событиях, о чём н. совершившемся. Авторское п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПОВЕСТВОВАНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ. Один из функционально смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    повествование - ▲ описание история повествование изложение какой л. истории; описание событий. повествовать. повествовательный. повествование от первого лица. повествование от третьего лица. рассказ. рассказчик. рассказывать. пересказ. пересказывать. поведать … Идеографический словарь русского языка

    Повествование - – функционально смысловой тип речи (см.), предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Напр.: И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Я; ср. 1. к Повествовать. Возобновить п. Прерывать чьё л. п. 2. Рассказ о действиях, поступках, событиях. П. о жизни народа в то далёкое время. 3. Спец. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. Лирическое, историческое п. * *… … Энциклопедический словарь

    повествование - 1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    повествование - Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Книги

  • Повествование о обращении от согласия Поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви , Е. Г. Бронина , Повествование о обращении от согласия поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви московского купца Захария Федоровича Бронина, художеством иконописца, супруги Евдокии… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

На этом уроке вы узнаете, что называется текстом-повествованием, каковы особенности составляющих его частей. Научитесь восстанавливать текст, составлять его план, выделять тему текста, попробуете подбирать заголовок к тексту и закрепите полученные знания на практике.

О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части :

2. Основная часть

3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец .

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста: яблонька .

Главная мысль: яблонька была спасена .

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Начало: Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.

Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик болеет ()

Проверим.

Саша заболел. Ему скучно.

Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика друзья!

Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема: Мальчик заболел .

Главная мысль выражена в последнем предложении:

Хорошие у мальчика друзья!

Варианты заголовков:

Сашины друзья. Хорошие друзья.

Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.

Встреча с рысью (рис. 4)

Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.

Проверим.

Встреча с рысью

Части текста:

Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.

Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.

пошли, побежал

увидел, фыркнул, растопырил

испугался, убежал

Верный вариант ответа:

Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.

Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.

Щенок испугался и убежал (рис. 5).

Рис. 5. Ежик и щенок ()

Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.

Для написания текста-повествования необходимо уметь составлять план. Узнаем, как это сделать.

Прочитаем текст, разделим его на смысловые части.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков (рис. 6).

(По Г. Снегирёву)

Рис. 6. Берег моря ()

Проверим.

Начало. Что произошло ночью?

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Первую часть мы можем озаглавить «шторм ночью».

Чтобы озаглавить основную часть, нужно ответить на вопросы: когда шторм стих? Утром . Куда отправились Наташа и Серёжа? К морю . Кого спасла Наташа? Рачка . Кого спас Серёжа? Рыбку . Озаглавим данную часть «Спасение морских зверьков».

Заключение. Чем закончилась история?

В этот день дети спасли много морских зверьков.

Эту часть можно озаглавить «Спасители». Итак, у нас получился такой план текста:

1. Шторм ночью.

2. Спасение морских зверьков.

3. Наташа и Серёжа - молодцы.

Используя данный план, перескажите текст.

Мы узнали, что в тексте-повествовании рассказывается о каком-то событии. К данному типу текста можно поставить вопрос что произошло?

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013

3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru ()

Домашнее задание

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.

2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)

3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.