МиГ против «Фантома» (7 фото). Начало производства, модификации

F-4 ФАНТОМ II

F-4 Фантом II

Небесный призрак

Явным кандидатом на титул господствующего боевого самолета 1960-1970-х гг. был американский многоцелевой истребитель «Макдоннел-Дуглас F-4 "Фантом П"» (McDonnell Douglas F-4 Phantom II ). Для истребителя «F-4 » имел несколько необычный вид. Хищный излом крыльев с новой конструкцией передней кромки и мощными маневренными предкрылками, автоматически выступающими вперед на больших углах атаки, необычный наклон хвостовых стабилизаторов и клювообразный нос совершенно неожиданно позволили решить ряд непредвиденных аэродинамических проблем. Эту весьма большую машину несли два мощных турбореактивных двигателя «J-79-8» компании «Дженерал Электрик» (General Electric), что дало повод отдельным «специалистам» говорить, что любой кирпич полетит, если ему сообщить такую тягу.

По поводу этого истребителя высказывались самые разные критические заявления, но они быстро затихли, когда были обнародованы лет-но-технические характеристики «Р-4 ».

Первоначально предполагалось, что новая машина заменит устаревший палубный истребитель «Макдоннел F-3 "Демон"» (McDonnell F-3 Demon) и будет применяться для защиты кораблей ВМС США. Однако скоро выяснилось, что исключительные характеристики нового истребителя позволяют ему выступать и в других амплуа: многоцелевой истребитель, ист-ребитель-перехватчик, самолет наземной поддержки. Первая модификация самолета - «F-4B» - поступила в 101-ю истребительную эскадрилью (7F-101) ВМС США в 1961 г. «Р-4» привлек внимание авиационного мира еще до того, как на нем был установлен ряд мировых рекордов, среди которых рекорд высоты - 30 040 м в декабре 1959 г., полет по замкнутой петле длиной в 500 км со скоростью в I960 км/ч и 100-километровой замкнутой петле со скоростью 2237 км/ч в сентябре I960 г. Серия абсолютных мировых рекордов продолжилась установ-
лением рекорда скорости в 2585 км/ч в ноябре 1961 г. и рекорда набора высоты в 30 000 м всего лишь за б мин и 11 сек в апреле 1962 г. В мае 1961 г. «фантомы» 101-й истребительной эскадрильи побили рекорд 3 ч 23 мин, установленный Джоном Гленном, перелетевшим на самолете «F8U-1P» из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, преодолев это же расстояние за 2 ч 47 мин со средней скоростью 1400 км/ч, неся при этом вооружение и дополнительные баки с горючим. Этот удивительный многофункциональный истребитель был настолько хорош во всех отношениях, что иной раз превосходил специализированные самолеты на их собственных игровых полях. «Фантом II» быстро завоевал мировое признание как наиболее эффективный боевой самолет, и к тому же стал преобладающим типом самолетов, используемых в ВМС США и Корпусе морской пехоты. Кроме того, эти машины поступали на вооружение Военно-воздушных сил других стран, включая Великобританию, Германию, Японию, Израиль, Иран, Грецию, Турцию, Испанию, Южную Корею и Египет. К концу 1970-х гг. производство «f-4» сократилось; к этому времени на американских и японских заводах было построено более 5000 машин.

Во время Вьетнамской войны полковник ВВС США Робин Олдс зарекомендовал себя как высокопрофессиональный военный летчик, по праву завоевавший титул самого результативного пилота истребителя «Г-4». В должности командира 8-го тактического истребительного крыла ВВС США он проявил себя также как выдающийся руководитель, проведя уникальную воздушную операцию «Боло», направленную на ликвидацию угрозы со стороны истребителей «МиГ-21», принадлежащих ВВС ДРВ. 2 января 1967 г. отряд истребителей, состоящий преимущественно из «F-4C "Фантомов"», приблизился к Ханою строем, имитируя массированный налет истребителей-бомбардировщиков «Р-105». Ханой был закрыт облаками, и Олдс смог трижды провести свои машины над вражеским аэродромом, прежде чем «МиГ-21» начали подниматься в воздух. В следующие несколько минут воздушного боя семь «МиГов» были сбиты, причем американская группа не потеряла ни одной машины.

Выписка из рапорта полковника Робина Олдса о ходе операции «Боло»: «Я увидел впереди и ниже себя "МиГ-21" под углом "в семь часов", идущего на скорости 0,95 Маха. Дальность - 1370 м, курсовой угол цели - 150. "МиГ-21" любезно поднялся выше линии горизонта и встал точно под солнцем. Я прицелился в его хвостовую часть, нажал на спуск один раз, немного подождал, затем нажал второй раз. Первая ракета «Сайдвиндер» прошла перед целью и взорвалась, не причинив ей вреда, но вторая отвернула немного влево и скорректировала свой курс на цель. Она прошла немного ниже, затем грациозно развернулась и направилась к самолету. Через мгновение «МиГ-21» охватила яркая вспышка оранжевого пламени. От самолета отвалилось крыло, которое стало падать вместе с массой обломков. «МиГ» пролетел по инерции несколько мгновений, а затем ринулся вниз. Он падал, вращаясь по спирали, медленно исчезая в вершинах облаков. Пилот катапультироваться не смог».

«Фантомы» весьма успешно использовались и как истребители-бомбардировщики, и как самолеты-разведчики. Например «RF-АС "Фантом П"» нес на борту три фото-
камеры, позволяющие вести фотосъемку с большой и малой высоты, днем или ночью. На последних самолетах была установлена система обнаружения, идентификации и местоопределения РЛС ПВО - ALQ-125 TEREC (Tactical Electronic Reconnaissance) или система дальнего фотографирования L0R0P (Long-Range Oblique Photography) с камерой «KS-127». Для самозащиты на самолете подвешивались четыре управляемые ракеты класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер».

К 1975 г. были модернизированы участвовавшие в проекте «Дикая ласка» (подразделение ВВС США, предназначенное для борьбы с ЗРК противника) истребители-бомбардировщики «F-105G». Пришедший им на смену «F-4G» также использовался для идентификации, определения местоположения и уничтожения систем ПВО. В дальнем истребителе сопровождения «Р-4В> вместо пушки размещался приемник обнаружения радиолокационного излучения «AN/APR-38», который осуществлял поиск и прием сигналов РЛС ПВО противника, распознавал, классифицировал их в соответствии со степенью опасности и определял приоритет поражения. В 1991 г. самолеты эскадрильи «Диких ласок» проявили себя в бою при проведении операции «Буря в пустыне». Они совершили 2596 боевых вылетов и подавили иракскую систему ПВО в самом начале войны. В ходе этих боевых рейдов было поражено более 200 наземных целей.

ВИДЕО
F -4 "Фантом II" Сверхзвуковой истребитель


Галерея

Военная авиация


Человек всегда стремился покорить все стихии. Пожалуй, одной из самых недоступных оказался воздух. Уже тысячи лет назад наш предок, глядя в небо, мечтал парить в нем, наполняя свою грудь смешанным чувством свободы и бесконечности. Чувством, которое способен пробудить только полет – рискованное, но оттого наиболее захватывающее действо.


Железные птицы, именуемые самолетами, одним своим видом всегда вызывают восторг и преклонение. Невозможно не удивляться их манящей мощи и поражающей сложности. Управлять самолетом – больше, чем просто летать. Эта «машина» становится лучшим другом и спасает в самые опасные минуты. Наверное, именно поэтому, пилотами остаются на всю жизнь.


Сегодня понятие авиации стало включать огромное количество видов летательных аппаратов. Самолеты используются для перевозки грузов и пассажиров, для доставки почты, научных исследований, занятий спортивными экстремальными видами спорта и множества других видов деятельности. Разнообразие форм, конструкций, предназначений воздушных кораблей удивляет. Каждый из них, от маленького сверхлегкого летательного аппарата до масштабного транспортника уникален и неповторим. Но, при всем этом, наибольшее внимание всегда приковывала к себе военная авиация .

История военной авиации

Впервые самолет взлетел в небо 17 декабря 1903 года. Но, первым летательным аппаратом, который использовался в военных целях, был вовсе не самолет, а воздушный шар, который был запущен во Франции в 1783 году. Именно после этого во Франции была организована первая авиационная воинская часть. Этот момент можно по праву считать началом развития военной авиации .


Значительно позже в 1909 году появился первый военный самолет , который был взят на вооружение в США . В нем размещался поршневый двигатель мощностью 25 кВт, экипаж состоял из двух человек, а взлет происходил с катапульты. Примитивный по сегодняшним меркам механизм был толчком к возникновению новой страницы в истории авиации.


Основным стимулом для развития военной авиации стала Первая Мировая война. Уже в течение нескольких предвоенных лет Германией было затрачено 22 млн. долл. на технические разработки. В это же время аналогичные затраты Франции составили 20 млн. долл. Результатами этих разработок стали известные сегодня истребители «Спад» и «Фоккер». Нужно отметить, что на счету последнего 565 самолетов противника.


Бомбардировщики («Кондор», B-17), истребители-разведчики, истребители-перехватчики (PW-8 «Хоук», скорость которого достигала 286 км/ч) и множество других летательных аппаратов – все это разработки военных лет. Одной из самых популярных и востребованных моделей самолетов военной авиации стал истребитель-бомбардировщик «Харрикейн», который являлся основой военно-воздушных сил Великобритании.


Вторая Мировая война дала миру такие известные самолеты, как «Ланкастер», «Зеро», «Мессершмитт», «Мустанг». Эти истребители во время военных действий смогли покорить высоту в 12 км. В последние годы появились реактивные самолеты с более высокой скоростью, радиусом действия, аэродинамическими показателями. Но после окончания Второй Мировой войны военная авиация не утратила своей ценности и актуальности – войны в Корее и Вьетнаме стимулировали развитие данной сферы в дальнейшем.

О нашем сайте

Сегодня, спустя столько лет, сохраняется понимание того, что военная авиация – уникальное достижение человечества. В достаточно короткий срок авиаконструкторам удалось соединить огневую мощь и аэродинамические свойства в самолетах, которые изменили итог многих военных битв. Даже генерал Дуэ в свое время писал, что «решить исход войны может и должна авиация - самое «подвижное» и гибкое боевое средство, способное свободно проникать на территорию противника, наносить внезапные массированные удары по выбранным целям ». Эти слова были написаны еще до начала Второй Мировой войны.


Наш сайт – своеобразная энциклопедия военной авиации, на страницах которой вы найдете:

    Истребители, бомбардировщики, разведчики и множество других самолетов;

    Военную авиацию России, стран Европы, США;

    Информацию о самых известных в истории самолетах;

  • Технические характеристики и фото моделей летательных аппаратов военной авиации;
  • И много других полезных и интересных материалов.

Мы постарались собрать наиболее точную и достоверную информацию о военных воздушных кораблях. Конечно, современные аналоги несравнимы с ними. Но эти припавшие пылью веков «герои» – больше, чем самолеты. Они – весомая часть нашей с вами истории.

Истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения.

Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.

Общие сведения

Самолёт был создан по заказу Военно-морского флота США, в основном, с целью защиты кораблей и был предназначен для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того, на самолёт возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость, большую чем у F-104 «Старфайтер», состоявшего в то время на вооружении ВВС США, последние также проявили к этой машине самый большой интерес и впоследствии заказали «Фантом» и для себя.

Первоначально F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который эксплуатировался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.

F-4 был оснащён новейшей электроникой. Он первым среди американских машин был способен без участия наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами видимости.

На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полёта в 30040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости - 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на малой высоте - 1452 км/час, который не был побит в течение 16 лет.

Обладая способностью легко достигать скорости, в два раза превышающую скорость звука, «Фантом» являлся довольно сложной в пилотировании машиной, по большому счёту из-за плохих штопорных характеристик.

«Фантом» состоял в производстве с 1958 по 1979 и всего было создано 5195 машин. 5057 из них были построены в Сент-Луисе, Миссури, США и ещё 138 изготовлены по лицензии на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства самолёта F-4 пришёлся на 1967 год, когда завод МакДоннела выпускал 72 машины в месяц. ВВС США имели на вооружении 2874 Фантомов, в то время как ВМС и Корпус морской пехоты - 1264 самолёта.

Постоянно дорабатываясь и обновляясь, «Фантомы» состояли на вооружении в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Великобритании «Фантомы» несли службу одновременно в ВВС и на Флоте начиная с 1968 года и последний самолёт был снят с вооружения в январе 1992 года. В США Фантом ушёл из активной службы в 1996. К этому времени самолёты данного типа налетали более 2735000 километров. В 1998 году, когда отмечалось его 40-летие, «Фантом» всё ещё состоял на вооружении девяти стран: Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. При этом Германия, Греция, Египет, Израиль, Турция, Южная Корея и Япония планируют провести модернизацию своих F-4, для того, чтобы эти самолёты продолжали свою службу вплоть до 2015 года.

Боевое применение

США

Война во Вьетнаме

За всю войну во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт по подробной статистике из американского альманаха (касающегося только ВВС США, данных по ВМС и КМП там нет) 106,5 (66 МиГ-21, 33,5 МиГ-17(1 совместный) и 8 МиГ-19 и еще 1 китайский МиГ-17) побед в воздушных боях. Джон Шервуд заявляет о 277 победах, не приводя никаких подробностей. Потери F-4 составили, по некоторым данным, 122 самолёта (103 сбили вьетнамские МиГ-21, 14 МиГ-17, 3 МиГ-19 и ещё 2 сбили китайские МиГ-19, но по другим сведениям из американского альманаха, ВВС США потеряли в воздушных боях 67 самолётов всех типов (не только "Фантомов", а и вообще всех, участвовавших в боях над Северным Вьетнамом).

Во время воздушных боёв ракеты «воздух-воздух» показали достаоточно невысокую точность, что заставило вернуть на вооружение самолётам пушки. В начале войны у истребителей F-4C/D эффективность ракет AIM-9E составила всего 13,2%. Из 612 выпущенных за всю войну ракет AIM-7 поразило цель 57(9,3%). У AIM-4 за всю войну эффективность составила 10,4%. У северовьетнамцев за первый год применения поразили цель 34,7% из выпущенных ракет Р-3С.

2 декабря 1966 года- «Чёрная пятница» Вьетнамской войны. Северовьетнамским ПВО сбиваются 8 американских самолётов, в том числе 5 F-4 «Фантом».

Для противодействия зенитным ракетам активно применялись средства РЭП, которые снижали эффективность применения ЗРК по «Фантомам».

«Фантомы» во Вьетнаме стали фигурантами нескольких очень значительных инцидентов.

29 июля 1967 года произошёл крупный инцидент на американском авианосце «Форрестол». С готовящегося к нанесению удара по территории Вьетнама F-4B произошёл самопроизвольный запуск неуправляемой ракеты «Зуни», которая поразила топливный бак самолёта A-4 «Скайхок». В результате крупного пожара погибли 134 человека и 161 был ранен, было уничтожено 29 самолётов, из них 7 «Фантомов», и ещё 42 летательных аппарата получили очень серьезные повреждения. Авианосец был отправлен на капитальный ремонт.

В июне 1968 года американские F-4 по ошибке потопили свои же два патрульных катера типа «Свифт» и нанесли повреждения одному американскому крейсеру и австралийскому эсминцу. Пилоты «Фантомов» посчитали флот ведущий огонь по побережью «низколетящими северовьетнамскими вертолётами» и выпустили по ним ракеты AIM-7E.

18 мая 1969 года F-4B протаранил в лоб топливный заправщик KC-130, который в это время заправлял два «Фантома». «Геркулес», виновник трагедии и один из заправляющихся моментально упали в море, вернуться удалось лишь одному изрешечённому осколками «Фантому».

За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 892 F-4, больше чем любых других самолётов.

В 1970 году произошло столкновение советского разведывательного Ту-16 с F-4 американских ВМС. В результате столкновения «Фантом» был потерян.

4 октября 1973 года советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу.

Поднимались американские «Фантомы» и на перехват советских разведчиков Ту-95. В одном из таких перехватов над Атлантикой тройка «Фантомов» пошла на сближение с Ту-95 и один из американских самолётов разбился о крыло советского.

«Буря в пустыне»

Данные самолёты участвовали в операции «Буря в пустыне». Один F-4G разбился из за недостатка горючего после того как иракским снарядом были пробиты топливные баки. Ещё по одному F-4 были потеряны до начала и после окончания боевых действий по небоевым причинам. В воздушных боях «Фантомы» лишь «отметились», когда F-4G поразил ракетой свой же бомбардировщик B-52 Stratofortress. За время войны F-4G уничтожили 254 иракских радара.

ВВС Израиля

Первая война на истощение

11 сентября 1969 года израильским Фантомом был уничтожен первый египетский МиГ-21. 17 ноября 1969 года, при нанесении бомбового удара по позиции иорданской РЛС ДО, был потерян израильский F-4E, пилоты смогли катапультироваться. Этот случай стал первой боевой потерей «Фантома» в израильских ВВС. 9 декабря в воздушном бою с египетским МиГ-21 был сбит израильский «Фантом».

12 февраля 1970 года израильские «Фантомы» разбомбили гражданский металлургический завод в египетском городе Абу-Забала. 70 рабочих погибло и более 100 ранено. 8 апреля 1970 года «Фантомы» израильских ВВС совершили бомбовый налёт на начальную школу в египетском городе Бахр ель-Бакар. На школу было сброшено 5 бомб и запущены 2 ракеты, в результате которых погибло 46 детей, еще более 50 получили ранения различной степени тяжести. Такого рода инциденты привели к прямому вмешательству СССР. Уже 13 апреля советские лётчики (на МиГ-21) осуществили перехват двух израильских «Фантомов». Согласно некоторым источникам «Фантомы» были уничтожены, по другим произошёл только перехват. 8 июня 1970 года, по израильским данным два «Фантома» было сбито египетскими МиГ-21.

Вмешательство СССР

После трагических случаев с гражданскими объектами, египетские ПВО были усилены советскими частями. До 18 июля советские зенитчики сбили 5 израильских «Фантомов», осуществлявших боевые вылеты на территорию Египта, шесть пилотов и операторов были взяты в плен. 3 августа, незадолго до подписания перемирия, ещё два «Фантома» были подбиты советскими ракетами С-125, пилоты первого смогли катапультироваться и попали в плен, второй самолёт всё же смог дотянуть до аэродрома.

Катастрофа Boeing 727 под Исмаилией

21 февраля 1973 года пара израильских «Фантомов» перехватила над территорией египетского города Исмаилия, ливийский пассажирский лайнер Boeing 727. Истребители расстреляли самолёт из пушек, вследствии чего поврежденный Boeing начал совершать экстренную посадку в пустыне. Самолёт упал в дюны, из 113 пассажиров выжило только пятеро.

Сентябрь 1973

13 сентября 1973 года израильскими F-4 было уничтожено 7 сирийских истребителей МиГ-21, в свою очередь сирийские МиГ-21 записали на свой счёт две неподтверждённые победы над F-4 в этот день.

Война Судного дня

Израильские «Фантомы» принимали участие в отражении арабского наступления в период 6-24 октября 1973 года. В общей сумме, в воздушных боях(всех самолётов) по арабским данным количество побед было 2-1,5 к 1 в их пользу, израильская же сторона утверждала о сотнях сбитых арабских самолётах при своих незначительных потерях. По данным ACIG израильские «Фантомы» на египетском фронте одержали 35 подтверждённых побед (14 вертолётов Ми-8, 13 истребителей МиГ-21 и 8 МиГ-17), при этом потеряли 14 подтверждённых самолётов (все сбиты МиГ-21). На сирийском фронте было одержано 13 подтверждённых побед (в том числе 12 МиГ-21), при потере 13 уничтоженных и 3 повреждённых подтверждённых самолётов (все сбиты или повреждены МиГ-21). Также «Фантомы» уничтожили 2 иракских МиГ-21, при этом один F-4 был сбит иракским МиГ-17. Кроме этого один «Фантом» был по ошибке уничтожен израильским истребителем.

В первый день войны два «Фантома» полетели на перехват 28 египетских истребителей над Синайским полуостровом. В неравном воздушном бою над Офирой они сбили семь или восемь МиГ-17, после чего вернулись на свой аэродром.

На второй день войны «Фантомы» провели операцию «Дугман-5» по уничтожению сирийской ПВО. Операция завершилась полным провалом: 6 израильских самолётов было сбито и 6 повреждено, уничтожен 1 сирийcкий комплекс ЗРК.

8 октября израильские «Фантомы» нанесли одновременный налёт по сирийским аэродромам. Во время отражения налёта сирийские летчики сбили 10 «Фантомов» (по данным веб-сайта skywar.ru за день 8 октября ВВС Израиля потеряли на сирийском фронте один «Фантом», по данным ACIG известно о четырех «Фантомах», сбитых сирийскими МиГ-21).

Всего в ходе войны «Фантомы» совершили 3300 боевых вылетов. В ходе которых безвозвратно потерянно 32-55 самолётов и более 30 повреждённо. Погибло по разным израильским данным 12-15 пилотов и более 20 были захвачены в плен.

Вторая война на истощение

В ходе боёв за гору Хермон в апреле 1974 года известно о двух F-4 сбитых сирийцами (один ЗРК, другой МиГом-21). По данным ACIG известно ещё о двух «Фантомах» сбитых сирийскими МиГ-23.

Так же были потери по техническим причинам, 20 апреля,во время подготовки к вылету на аэродроме Тель-Ноф, из за возгорания топлива взорвался израильский F-4E. Взрывом было уничтожено несколько зданий на территории аэродрома, погибло несколько человек.

Гражданская война в Ливане

F-4 Phantom II использовался ВВС Израиля во время гражданской войны в Ливане, в период с конца 70-х по начало 90-х годов. Роль истребителя завоевания господства в воздухе досталась новым самолётам F-15 и F-16, поэтому «Фантом» стал использоваться для наземных операций, ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. Тем не менее бои с истребителями всё же имели место. 4 января 1981 года «Фантом» в воздушном бою сбил иракский МиГ-21. 26 апреля один F-4 был серьёзно повреждён зенитным огнём во время атаки лагерей палестинцев в районе Ад-Дамура и Сайды в Ливане.

В 1982 году израильские «Фантомы» принимали участие в крупномасштабной наступательной операции «Мир Галилее» на территории Ливана. В первые дни операции F-4 использовались в уничтожении сирийской группировки ПВО «Феда». Начиная с 9 июня имели место несколько крупных воздушных боёв, в которых «Фантомы» приняли небольшое участие. 10 июня «Фантом» сбил сирийский МиГ-21, в этот же день, по некоторым данным, один F-4, был сбит «двадцатьпервым» (израильские источники потерю подтверждать не стали, несмотря на то что были найдены кокпит и обломки сбитого «Фантома» и продемонстрированы западным исследователям, судьба пилотов сбитого самолёта осталась неизвестной). 11 июня было подписано перемирие, но продлилось оно совсем недолго. 11 июля израильский «Фантом» был сбит сирийским ЗРК. 12 июля «Фантомы» совершили налёт на город Дамур в 15 км южнее Бейрута и на деревню Нами? 5 убитых и более 25 раненых. 24 июля один «Фантом» был уничтожен ЗРК «Оса». В октябре один разведчик RF-4E был повреждён ракетой, выпущенной сирийским МиГ-21. После этого боевые действия пошли на спад. В Сирию начали поставляться новые истребители МиГ-23МЛ, которые по их заявлениям в 1982 или 1983 году сбили один израильский «Фантом» (израильской стороной данная информация не подтверждена). 16 октября 1986 года разбился один F-4 - сброшенные им бомбы взорвались в воздухе, в непосредственной близости от самолёта, по одной из версий, из-за неисправности взрывателя одной из бомб, по другим данным от вражеского огня, один пилот спасся, другой попал в плен.

ВВС Ирана

1970-е

28 ноября 1973 года советский МиГ-21СМТ, пилотируемый Г.Елисеевым перехватил иранский разведчик RF-4, нарушивший воздушную границу. После безуспешного пуска ракет советский пилот пошёл на таран. Пилоты «Фантома» катапультировались.

Иранские «Фантомы» использовались для борьбы с советскими высотными разведчиками МиГ-25. Истребителям модификации F-4D ни разу не удалось перехватить нарушителей, однако более совершенные F-4E повредили один МиГ-25Р в 1976 или 1977 году ракетой AIM-7E, прежде чем упасть МиГ успел долететь до территории СССР.

Ночью с 18 на 19 сентября 1976 года, пара иранских F-4 вылетела на перехват неизвестного летающего объекта прямо над Тегераном. Первый «Фантом» с напарником пилотировал генерал Джаханбади, второй л-т Джафари и 2-й л-т Кейван. Во время перехвата Кейвану захотелось катапультироваться, но в последний момент он передумал. Генерала Джаханбади казнили во время революции в 1979 году.

В этом же году ещё один иранский разедчик RF-4 был уничтожен над СССР советскими истребителями.

В середине 1970-х иранские «Фантомы» совершали разведывательные вылеты над территорией Йемена. Три разведчика были уничтожены йеменскими зенитчиками и истребителями.

17 августа 1979 года курды, рядом с приграничным городом Павех, огнём ЗУ-23-2 сбили иранский F-4E, лётчик и оператор погибли.

Ирано-иракская война

К началу войны Иран имел 188 самолётов F-4D/E и 14 RF-4E. Кроме того, в рамках соглашения через Парагвай было предоставленно 23 F-4E непосредственно из наличного состава ВВС США. Один иранский «Фантом» был сбит иракским истребителем ещё до начала войны. В начале войны иракские самолёты совершили налёты по четырём аэродромам и другим военным объектам. На аэродроме Мехрабад в результате удара иракских МиГ-23БН были уничтожены два иранских F-4. 29 ноября 1980 года одним «Фантомом» были потоплены несколько иракских ракетных катеров «Оса» производства СССР.

По западным подсчётам, за первые 9 месяцев войны Иран потерял 60 «Фантомов». По иракским данным, только за первые дни войны (к началу октября 1980) было сбито 180 «Фантомов».

За период 1980-1988 годы «Фантомы» одержали 53-82 воздушные победы (в том числе 13 МиГ-23БН, 11-19 Су-20/Су-22, 9-29 МиГ-21, 4 МиГ-23М, 4 Mirage F1, 2 Ан-26ТВ, 1 Ту-22Б, 1 МиГ-27, 1 Super Etendard, 1 Ми-25 и 1 Bell 214), при потере 38 - 55 самолётов (в том числе 11 - 16 сбили МиГ-21, 10 - 19 МиГ-23М, 9-10 Mirage F1, 3 МиГ-25, 0 - 1 Ми-24 и 1 Су-20). Также 2-3 F-4 было уничтожено в боях с американскими F-14 и саудовскими F-15 (незадолго до боя с F-15, иранские F-4 безуспешно обстреляли саудовский заправщик KC-130H и перехватили один F-15, тогда «Иглы» вступать в бой не стали). F-4 себя плохо показал в ближнем манёвренном бою с иракскими истребителями, такими как МиГ-23М и Mirage F1.

4 апреля 1981 года иранские «Фантомы» осуществили успешный налёт на иракский комплекс военных баз H-3. Рано утром восьмёрка «Фантомов» вылетела с воздушной базы расположенной в городе Тебриз. Пара «Томкэтов» патрулировала границу на низкой высоте. В это время из Турции вылетело два самолёта-заправщика Boeing 707. Совершая полёт на низкой высоте над Северным Ираком, танкеры заправили «Фантомы» и стали возвращаться. F-4 атаковали базу с разных направлений, ни один иракский перехватчик не был готов к взлёту. Были уничтожены взлётно-посадочные полосы, две радарные станции и несколько ангаров с самолётами. Иранцы заявили об уничтожении и повреждении 48 иракских ЛА во время налёта. По американским данным 27 ЛА советского и французского производства было уничтожено и 11 повреждено. Все иранские «Фантомы» успешно вернулись на базу.

Иранские F-4 стали первыми самолётами, предпринявшими попытки налётов на иракский ядерный реактор «Озирак». За первые восемь месяцев войны было совершено 10 налётов, но только лишь в одном случае удалось частично повредить внешнюю систему охлаждения, в остальных истребители-бомбардировщики были уничтожены огнём ПВО.

12 июля 1986 года иранский «Фантом» с помощью ракеты «воздух-поверхность» AGM-65A Maverick уничтожил стоящий на нефтяной платформе иракский тяжёлый десантный вертолёт SA.321GV.

8 августа 1987 года иранский F-4E перехватил и выпустил ракету по патрульному самолёту P-3C ВМС США. Ракета AIM-7 не смогла поразить цель.

Иранские пилоты периодически угоняли «Фантомы» в Ирак. Известно как минимум 6 случаев угона самолётов. Угнавший F-4 в конце 1986 года иранский полковник рассказал что в пригодном для полётов состоянии ни осталось ни одного разведчика RF-4E.

За всю войну были уничтожены и выведены из строя практически все «Фантомы», количество боеспособных F-4 всех модификаций сократилось до 10 - 20 самолётов.

Дальнейшая служба

5 апреля 1992 года восьмерка иранских «Фантомов» нанесла удар по тренировочному лагерю антиисламской оппозиционной группировки «Муджахеддин эль-Халк» на территории Ирака. В результате налёта погиб один боец группировки - механик Хуссейн Никпейман. Ответным огнём 23-мм установки ЗУ-23-2 был подбит один самолёт.

15 марта 2013 года иранский F-4 попытался совершить перехват американского БПЛА MQ-1 Predator над Персидским заливом, но был отогнан двумя американскими истребителями.

Другие конфликты

Турецко-греческий конфликт

Турецкие истребители неоднократно встречались c греческими в 80-е и 90-е годы.

В 1985-1986 годах имели место перехваты и маневрирование между греческими F-4E и турецкими F-104G, по неподтвержденной информации во время этих перехватов было потеряно два «Старфайтера».

2 сентября 1994 года греческий F-4E, над Эгейским морем, по ошибке атаковал и сбил другой греческий F-4E.

20 октября 1995 года турецкий разведывательный RF-4E был перехвачен неизвестным греческим истребителем. Во время маневрирования турецкий самолёт разбился.

28 декабря 1995 года греческий F-16C вступил в воздушный бой с турецким F-4E. Во время маневрирования турецкий самолёт рухнул в море.

5 ноября 1997 года разбился турецкий F-4E после воздушного боя с неизвестным греческим истребителем.

Турецко-сирийский конфликт
Сравнение с аналогами
СССР Су-7 США McDonnell Douglas F-4 Phantom II США Republic F-105 Thunderchief Великобритания Hawker Hunter Франция Dassault Super Mystere Франция Dassault Etendard Индия HAL HF-24 Marut
Год принятия на вооружение 1960 1961 1958 1956 1958 1962 1967
Годы производства 1957-1972 1958-1979 1957-1964 1953-? 1957-1960 1960-1965 1961-1985
Выпущенно, единиц 1874 5195 833 примерно 2000 180 90 147
Масса пустого, кг 8370 12701 12181 6405 6932 5900 6195
Масса боевой нагрузки, кг 1200 7275 6400 3400 1360 1800
Пушка 2х 30-мм НР-30 1х 20-мм M61 Vulcan 1х 20-мм M61 Vulcan 4х 30-мм ADEN 2х 30-мм DEFA 552 2х 30-мм DEFA 552 4х 30-мм ADEN
Максимальная взлётная масса, кг 13043 20230 23970 11160 11660 10200 10910
Силовая установка 1х АЛ-7Ф-1 2х General Electric J79-GE-8 1х Pratt & Whitney J75-P-19W 1х Rolls-Royce Avon 207 1х SNECMA Atar 101G 1х SNECMA Atar 8B 2х Bristol Siddeley Orpheus Mk 703
Тяга двигателя (форсаж), кН 1х 94,1 2х 79,4 1х 117,9 1х 45,1 1х 43,1 1х 43,2 2х 21,6
Максимальная скорость, км/ч 2120 2585 2208 1150 1250 1100 1128
Практический потолок, м 15000 18898 12558 15240 17000 15500 13750
Практическая дальность (без ПТБ), км 1130 2380 1240 1175 1100

Модификации

Изначально самолёты для ВМС обозначались F4H, а самолёты для ВВС - F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений летательных аппаратов в вооружённых силах США все «Фантомы» получили обозначение F-4.

Варианты для ВМС и морской пехоты США

F4H-1F (F-4A) - первая модификация, принятая на вооружении ВМС США. Построено 45 машин.

F4H-1 (F-4B) - истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или?8B). Произведено 649 машин.

RF-4В (F4Н-1Р) - безоружный фоторазведчик на базе F-4В (первый полёт 12.03.1965).

F-4G (не следует путать с F-4G «Wild Weasel») - модификация самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963). Переоборудовано 12 машин.

F-4J - усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).

F-4N - палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (первый полёт 04.06.1972).

F-4S - палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

Варианты для ВВС США

F-4С - первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально имела обозначение F-110A.

RF-4С (RF-110А) - невооружённый разведчик на базе F-4С (первый полёт 18.05.1964).

F-4D - улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).

F-4Е - усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967), масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В, на ряде истребителей F-4Е в носке правой консоли крыла была оборудованна телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», дающая возможность опознавать самолёты противника на большом удалении.

F-4G Wild Weasel V (не следует путать с F-4G для ВМС) - противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).

Варианты на экспорт

F-4EJ - F-4E, производившиеся по лицензии в Японии корпорацией "Мицубиси дзюкогё".

F-4F - модификация экспортных F-4E для ВВС ФРГ. В отличие от F-4E, не имели топливного бака N7, что позволило уменьшить массу машины до 13300 кг. В июне 1971 года заказаны 175 машин, в мае 1973 года первый выпущенный истребитель поднялся в воздух, в 1976 году по программе "Peace Rain" была начата модернизация, в 1983 году - стартовала вторая программа модернизации (ICE), которая была закончена в 1990 году. В 2012 году на вооружении оставалось 21 F-4F, последний был снят с вооружения 30 июня 2013

F-4K - вариант для Королевских ВМС Великобритании. Сконструировано 50 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FG.1 (обозначение F-4K не использовалось).

F-4M - вариант для Королевских ВВС Великобритании. Построено 116 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FGR.2 (обозначение F-4M не использовалось).

ТТХ

Экипаж: 2 чел
-Макс. скорость: 2585 км/ч
-Боевой радиус: 1120 км
-Дальность полёта: 2380 км
-Практический потолок: 18898 м


-Размеры:

Длина: 17,78 м
-Высота: 4,95 м
-Размах крыла: 11,7 м
-Площадь крыла: 49,23 кв.м.
-Макс. взлётная масса: 20230 кг


-Силовая установка:

Двигатели: 2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8
-Тяга двигателя(форсаж), кН: 2 х 79,4


-Вооружение:

Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20 мм М61 Vulcan
-Боезапас: 725
-Кол-во точек подвески: 10
-Масса подвесных элементов: 7275 кг
-Подвесные вооружения: AIM-7, AIM-9, AGM-12,
-свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы
-до пяти 1401 литровых ПТБ

Характеристики F-4 Фантом II
F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Разработчик МакДоннел Дуглас, США
Год 1960 1961 1963 1965 1967 1973 1978 1968 1977
Экипаж, чел 2
Размеры
F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Размах крыла, м 11,7 11,7 11,77 (11,78 1)
Длина, м 19,2 17,76 19,19 (19,20 1)
Высота, м 5 4,96 5,02
Площадь крыла, м 2 49,2 49,2 49,2
Массы
F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Масса пустого самолета, кг 13760 12808 13760
Взлетная масса, кг нормальная 20860 20000 18818 (20800 1 ; 21500 1)
максимальная 24800 24770 24770 28000 (26330 1 ; 27500 2) 26300 26400 25200 25370 26330
7250 7250
Удельн. нагр. на крыло, кг/м 2 нормальная 424 382
максимальная 503 570
Силовая установка")
F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Двигатели 2 x ТРДФ Дженерал Дайнемикс J79-GE-17
Тяга, кГс (кН) нефорсажная 2x5400 (2x53,0)
форсажная 2x8120 (2x79,6) 2x7700 2x7700 2x8120 2x8500 2x8120 2x9600 2x8070
Тяговооруженность нормальная 0,72 0,85
максимальная 0,61 0,57
Лётные данные
F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Максимальная скорость, км/ч у земли 1200 (M=1,15) 1300 1460 1400
на высоте 2300 (M=2,2) 2400 2550 2160 2300 (2414 1) 2400 2300 2160 2500
Максимальное число Маха 2,27 2,27
Посадочная скорость, км/ч 240 240
Скороподъемность, м/с 152 175 200 (152 1)
Максимальная скороподъёмность, м/с 245 220 140 200
Потолок, м 19000 19685 (16600 1 ; 18420 1)
Практическая дальность 3700 (2380 1) 3700 3700 4000 (3184 1 ; 2590 1) 3700 3180 3000 3700
Радиус действия, км 1450-1600 1266
Длина разбега, м 1340 1525 1369-1792
Длина пробега с тормозным парашютом, м 950
Посадочная дистанция, м 1704 1704
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6 7,3 8
Число узлов подвески 9
1. - по другим данным
2. - в перегруз

Описание

После не очень удачной для американских ВВС войны в Корее (там советские МиГи доказали свое преимущество над «Сейбрами») в США была поставлена задача создать истребитель, способный обеспечить Соединенным Штатам безоговорочное преимущество в воздухе. Им должен был стать «Фантом» II фирмы «Макдоннел». И если достигнуть этой цели в полной мере так и не удалось, то все же одним из самых распространенных истребителей мира «Фантом» стал. F-4 - наиболее массовый многоцелевой реактивный истребитель. Имеет высокие лётные характеристики, подтверждённые серией мировых рекордов. В период с 1950 по 1969 год на «Фантоме» было установлено 16 мировых рекордов (скорости, высоты подъёма, скорости по замкнутым 100- и 500-километровым маршрутам и др.). Более пяти лет продолжалась его разработка до первого вылета, который состоялся 27 мая 1958 года. За это время было затрачено 6,8 млн. человеко-часов. 5000 из них заняли испытания в аэродинамической трубе, где сняли характеристики с более чем 100 моделей оперения и 75 моделей крыла. В результате «Фантом» получил действительно оригинальные и несущие поверхности и оперение, которые выделяют его из всех существующих самолетов. В соответствии с тактико-техническими требованиями «Фантом» проектировался как всепогодный сверхзвуковой многоцелевой истребитель с большим радиусом действия, способный выполнять самые разнообразные задания на больших и малых высотах, в широком диапазоне скоростей и при этом мог бы базироваться как на стационарных аэродромах, так и на авианосцах. Это ограничило габариты машины, а требование повышенной безопасности предопределило выбор двухдвигательной схемы. Еще одно отличие - экипаж из двух человек. Среди истребителей это достаточно редкое явление. Разработчики посчитали, что на тот период это наиболее верный способ обеспечить высокую эффективность обнаружения и уничтожения любых целей (как скоростных воздушных, так и наземных) и прорыва противовоздушной обороны противника. Причем в модификации для Военно-морских сил (F4H-1) во второй кабине размещался оператор бортовой радиолокационной станции, а для ВВС (F-110A) - второй летчик с задублированной системой управления. Серийное производство обеих модификаций началось в 1961 году. В следующем, из-за изменения системы обозначений «Фантом» был переименован просто в F-4. Под этим индексом он и стал известен во всем мире. В общей сложности до 1980 года построили более 5000 «Фантомов» различных модификаций. По лицензии они производились также в Японии и ФРГ. Его цена постоянно росла. Если в 60-х годах он стоил 2,3 млн. долл., то в 1975 году уже 4,5 млн. долл. Как истинно многоцелевой самолет «Фантом» выпускался модификации истребителя-бомбардировщика (F-4A, F-4B, F-4C, F-4D, F-4J, F-4K, F-4N, F-4S), дальнего истребителя сопровождения (F-4E и F-4F), перехватчика (F-4EJ), самолета радиолокационной борьбы (РЭБ F-4G). В 1974 году был подготовлен даже экспериментальный образец (F-4CCV) с дополнительным оперением в носовой части фюзеляжа. На этой машине проводились исследования перспективной системы управления.

Конструкция

Конструкция самолёта выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж самолёта - полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины лётчика, вмещающей двух членов экипажа. Крыло самолёта (стреловидность по передней кромке 45°) составлено из профилей NACA 0006.4-64M в корневой части и NACA 0003.0-64 на конце. Особенностью конструкции крыльев и вертикального оперения является использование толстой обшивки (10-20 мм), оно обусловлено требованиями аэроупругости и боевой живучести. Самолёт оборудован системой автоматического управления AN/ASA-32. Система кондиционирования воздуха в кабинах обеспечивает полёт без скафандров на высоте до 19 км.

Целевое оборудование

В состав системы управления оружием самолёта входит: импульсно-допплеровская РЛС AN/APQ-120 (способна обнаруживать цели до 70 км только на фоне свободного пространства), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счётно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Многие модификации были оснащены БРЛС AN/APG-59 Средства РЭБ включают приёмники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALQ-71/72/87. В состав пилотажно-навигационной системы F-4E входит ИНС AN/ASN-63, счётно-решающее устройство AN/ASN-46 и радиовысотометр малых высот AN/APN-155. Для связи, радионавигации и опознования имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приёмопередатчик TACAN. Целевое оборудование дополнялось контейнерами с лазерными дальномерами-целеуказателями. На F-4D/E, (по-моему еще во Вьетнаме - ), применялся AN/AVQ-12 Pave Spike («Пэйв Спайк»), по другим данным он маркировался как AN/AVQ-23 (или это два разных??). На F-4E позднее применялся AN/AVQ-26 Pave Tack («Пэйв Тэк»), в котором кроме ЛЦУ была еще ИК-станция переднего обзора.

Вооружение

Встроенное: 1 шестиствольная пушка M61-A1 «Вулкан» калибра 20-мм с боекомплектом в 639 патронов (на F-4E и F-4F встроенная, на остальных - только в подвесном варианте). Подвесное «воздух-воздух»: четыре или шесть УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нишах под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер», «Фалкон» на подкрыльевых узлах подвески. Германские F-4F/ICE (пока единственные из Фантомов) вооружены AIM-120 AMRAAM. Английские Фантомы вместо «Спэрроу» несли ее английский вариант - «Скай Флэш». Подвесное «воздух-поверхность»: , «Булпап» или «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также блоки с НАР, свободнопадающие бомбы. «Фантомы» могут нести по две ядерные бомбы Mk.43, Mk.57, Mk.61 или Mk.28. Контейнеры обеспечивали применение лазерных УАБ GBU-10, GBU-12, GBU-16. Кроме того, во Вьетнаме Фантомы применяли GBU-8 и GBU-9 с телевизионным наведением. Также в составе вооружения Фантомов УАБ AGM-62 Walleye и GBU-15/AGM-130. Для действий по наземным целям - шесть УР AGM-65 «Мэйврик». Самолёт F-4G берёт на борт две противорадиолокационные УР AGM «Шрайк», или две AGM-78 «Стандарт», или две AGM-88 HARM.

Модификации

  • AH-1 - Прототип F-4 «Phantom»2. Контракт выдан 18 ноября 1954 года.
  • F-4A - первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис
  • F-4B - улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г.
  • F-4C - «сухопутная» модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C)
  • F-4D - улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее.
  • F-4E - усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах.
  • F-4EJ Kai - вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки.
  • F-4G «Wild Weasel» («Уайлд Уизл») - противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel.
  • F-4J - усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта).
  • F-4К - Phantom FGR.1
  • F-4M - Phantom FGR.2
  • F-4N - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.).
  • F-4S - палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18
  • RF-4C - невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.).
  • RF-4E - невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация «Фантома», оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке.
  • Phantom FGR.2 (F-4M) - перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado.
  • Phantom-2000 - F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности - нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты «воздух-земля» «Попай» и «воздух-воздух» «Питон-3» и «Питон-4». Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции.
Производство самолётов «Фантом» 2 для ВВС, ВМС и КМП США продолжалось до 1976 года. Самолёт F-4 стал наиболее массовым реактивным истребителем. Его модификации закупили 11 стран: Австралия, Великобритания, Греция, Египет, Израиль, Иран, Испания, Турция, ФРГ, Южная Корея и Япония. Всего в США было построено 5195 самолётов «Фантом».

Источники

  • Юрий Голдаев
  • Н.И.Рябинкин. «Современные боевые самолёты»
  • Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия

Во время войны во Вьетнаме наши истребители были вдвое результативнее американских

4 апреля 1965 года вьетнамские летчики на советских истребителях МиГ-17 сбили два американских истребителя-бомбардировщика F-105. Так был открыт счет боевых побед. Впоследствии в небе сражались уже следующие поколения истребителей. Советские машины в воздушном бою оказались в два раза эффективнее американских.

Разные весовые категории
США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. Для успешного проведения воздушных операций в Таиланде и Южном Вьетнаме были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. На них начали аккумулироваться мощные ударные силы. К началу 1965 года на этих базах было размещено около 350 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» - F-4C Phantom II. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.
В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station - у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.
Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.
Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60-ю самолетами, в основном аналогами советских самолетов китайского производства – околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Смена тактики.

Однако впоследствии ситуация начала выравниваться за счет значительных поставок во Вьетнам советской военной техники. И прежде всего новых сверхзвуковых истребителей МиГ-21, которые даже при не самом виртуозном пилотировании «поставили на место» «Фантомы», на которых американцы возлагали огромные надежды.

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков в одном налете появлялись в районе бомбометания на высотах 2500-4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Зенитная артиллерия вреда им не причиняла, а ЗРК-75 у вьетнамцев пока не было. МиГ-17 использовали при этом тактику, предопределенную их меньшей скоростью и небольшой численности. Истребители барражировали на небольшой высоте, что делало их малозаметными, и дожидались подлета ударной группы. А затем, воспользовавшись неповоротливостью бомбардировщиков, атаковали неприятеля. Именно так 4 апреля 1965 года действовала четверка МиГ-17 против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D. Это были первые из 250 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.
Такая тактика с обеих сторон использовалась до августа, когда Северный Вьетнам «затоварился» грозными ЗРК С-75. А до этого момента вьетнамцы потеряли 4 МиГ-17. И все они были сбиты более совершенными «Фантомами». Но при этом для американцев получился отрицательный баланс – они потеряли 5 F-105D, два палубных штурмовика А-4 и один хваленый F-4.
Новая американская тактика представляла собой полеты на низких высотах, что делало самолеты недоступными для огня ЗРК. Однако и здесь они столкнулись с крайне неприятными для себя зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, которые имели радиолокационное управление огнем. В связи с чем авиация США начала в значительной мере отвлекаться от бомбовых ударов на охоту на ЗРК, ЗАК и радары. И в этих столкновениях несла значительные потери. Но уже не от МиГ-17, которым было трудно справляться с низколетящими сверхзвуковыми самолетами, не отягощенными большой ракетно-бомбовой нагрузкой.

Американская фантомная боль
Перелом в воздушной войне Вьетнама наступил, когда Советский Союз начал в 1966 году поставлять Вьетконгу новейшие сверхзвуковые истребители МиГ-21. Для командования воздушными силами США это был шок. Вскоре после столкновения с «неуязвимыми советскими истребителями» американских пилотов, чей налет был меньше 2000 часов, начали отправлять на родину для повышения квалификации.
При этом истребительная группировка США была усилена за счет массированной переброски истребителей F-104 Starfighter. Но и они были не в состоянии противостоять новой советской технике. Поэтому F-104 использовались не для воздушных боев, а для нанесения ударов по наземным целям. Причем только на территории Южного Вьетнама, где к тому времени партизанское движение приняло угрожающие масштабы.
Надежда возлагалась на «Фантомы». Но и они проигрывали МиГ-21 по маневренности, особенно при ближних столкновениях. При этом советские истребители постоянно совершенствовались. Если вначале у них отсутствовало пушечное вооружение, то вскоре пушки были установлены на подвесках, в связи с чем МиГ-21, отстрелявшись ракетами, продолжал добивать противника пулеметным и пушечным огнем.
В 1967 году в воздушной войне наступил окончательный перелом. Американские ВВС начали нести ощутимые потери по всем типам самолетов: бомбардировщикам, штурмовикам, истребителям. Соотношение потерь и побед стало абсолютно неприличным: в воздушных боях 1967 года северо-вьетнамские воздушные силы сбили вдвое больше самолетов, чем потерями.

Нгуен Ван Кок (9 воздушных побед, справа) и Нгуен Док Соат (6 воздушных побед, слева) слушают Фам Тань Нгана (в центре, 8 воздушных побед)

Катастрофическое для американцев положение проистекало прежде всего от того, что «Фантомы», которые должны были обеспечивать безопасное бомбометание для истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков, были не в состоянии противостоять советским МиГ-21. Разницу в классе самолетов не могли даже компенсировать ограниченные возможности вьетнамских пилотов. МиГи, имея существенно меньший радиус разворота, неизменно занимали более выгодное положение для атаки, чем тяжелые F-4. Ситуация для американских пилотов осложнялась еще и тем, что «Фантомы», сопровождая бомбардировщики, не могли покидать группу для продолжительного боя с вьетнамскими истребителями.
В 1968 году активные боевые действия были прекращены, начались мирные переговоры, которые в 1972 году завершились капитуляцией Южного Вьетнама. Это спасло американский воздушный флот от сокрушительного поражения. На момент затишья поражение было хоть и крупным, но не сокрушительным. За три с половиной года в небе Вьетнама было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов.
В 1972 году американская авиация опять оживилась. Но это были уже не наступательные операции, а поддержка с воздуха вывода из страны американских войск.
Противостояние МиГов и «Фантомов» завершилось поражением американского самолета. F-4 за весь военный период сбили 54 МиГ-21. МиГ-21 уничтожили 103 «Фантома». Учитывая, что экипаж F-4 состоял из двух пилотов, человеческие потери были еще больше.

На фото: Вьетнамские летчики спешат к своим самолетам, чтобы вступить в бой с приближающимся противником

Анализируя результаты Вьетнамской войны в небе, необходимо признать, что дело тут не только в «слабости» «Фантома». Это был прекрасный самолет, но рассчитанный на решение совсем других задач. Он создавался как тяжелый перехватчик, предназначенный для обороны ударных авианосцев от налета сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Борьба за завоевание господства в воздухе была не его профилем. Слабость ВВС США того времени состояла в том, что они не имели эффективных истребителей, аналогичных маневренному МиГ-21. То есть истребители F-102, F-104, F-105 и F-5 уступали в воздушном бою нашему МиГ-21 еще больше, чем «Фантом».
Американцы извлекли урок из Вьетнамской войны. В истребителях следующего поколения F-15 и F-16 большое внимание было уделено повышенной маневренности машин.

Для прикрытия ударных самолётов из истребителей «Фантом» создавались группы различного тактического назначения. Прикрытие их на маршруте к цели и обратно осуществляла группа непосредственного сопровождения. Изоляция района нанесения удара возлагалась на группу заслона. На направлениях возможного появления истребителей противника дежурили самолёты так называемого «дальнего перехвата». При полёте на задание стратегических бомбардировщиков В-52 выделялись истребители «Фантом» для блокирования аэродромов.

Информация о воздушной обстановке к командирам групп поступала с самолёта дальнего радиолокационного обнаружения, осуществлявшего полёт в зоне над Тонкинским заливом. До рубежа размыкания все группы, включая ударную и доразведки, следовали в общем боевом порядке. Затем истребители «дальнего перехвата», «заслона» и «блокирования» выдвигались вперед и занимали «исходное» положение с некоторым упреждением по времени начала удара. Типовая схема полёта на выполнение боевого задания показана на рис. 1.

Рис. 1. Типовая схема полёта групп самолётов «Фантом» для нанесения удара по наземной цели (группу обозначает силуэт самолёта); 1 - взлёт с авиабазы; 2 - сбор самолётов и построение в боевой порядок; 3 - набор высоты 7000-9000 м; 4 - дозаправка топливом в воздухе; 5 - размыкание групп в зоне ожидания; 6 - выход из боевого порядка групп истребителей заслона; 7 - зона дежурства постановщиков помех; 8 - атака наземной цели ударной группой; 9 - уход от цели на малой высоте; 10 - дозаправка топливом в воздухе (при необходимости); 11 - роспуск группы и посадка

По ходу операции задачи групп могли расширяться. Например, самолёты «заслона» часто привлекались для постановки пассивных помех на маршруте следования бомбардировщиков, а лишь затем занимали зоны вокруг объекта удара, эшелонируясь по высоте; группа непосредственного сопровождения после выхода на цель выполняла функции истребителей «дальнего перехвата» и т. д.

Судя по сообщениям иностранной печати, истребители «Фантом» наиболее эффективно вели бой на малых высотах и высоких скоростях. Это объяснялось довольно высокой прочностью конструкции самолёта и большой удельной нагрузкой на крыло. Если в процессе боя скорость падала ниже 600 км/ч, то манёвренные возможности самолёта резко снижались. Ошибки летчика при пилотировании в области критических режимов приводили к срыву истребителей в штопор. Невысоко оценивали иностранные специалисты и возможности самолёта F-4C по ведению боя на сверхзвуковой скорости. Отмечались и такие недостатки, как отсутствие свободы вертикального манёвра и значительный радиус разворота.

Исходя из этого, экипажи самолётов «Фантом» во Вьетнаме избегали вступать в преднамеренный бой. Они вели его только при наличии большого численного превосходства. Исключение составляли эпизодические действия из засад и во время «свободной охоты» в районе базирования истребителей противника. В последнем случае противник атаковался внезапно с малой высоты с применением УР «Спарроу» (рис. 2).


Рис. 2. Пуск УР «Спарроу» с истребителя F-4E «Фантом» 2

На Ближнем Востоке летчикам самолётов «Фантом» воздушный бои помогали вести более легкие и манёвренные истребители 3С. Они участвовали в завязке боя и демонстративных действиях, а экипажи истребителей «Фантом» выбирали благоприятный момент для внезапной атаки снизу с последующим пуском УР класса «воздух-воздух» (рис. 3).

Рис. 3. Схема ввода в бой истребителей «Фантом» (вариант): 1 - группа завязки боя (самолёты «Мираж» 3С); 2 - ударная группа («Фантом»); 3 - истребители противника

Тактическую разведку в локальных войнах вели наряду с другими летательными аппаратами самолёты RF-4C и . В ходе войны во Вьетнаме возникла необходимость иметь самолёт-разведчик, который не уступал бы по лётным характеристикам и радиусу действия боевым машинам. Зарубежная печать отмечала, что от такого самолёта требовалось фотографировать объекты днем и ночью с больших и малых высот.

На борту самолёта RF-4C устанавливалась оптическая, инфракрасная и радиолокационная аппаратура, которая обеспечивала получение разведывательных данных в различных метеорологических условиях.

Съёмка с малой высоты велась с применением лампы-вспышки на скорости не более 800 км/ч. Нередко экипажи разведчиков по обнаруженным в полёте объектам сами применяли средства поражения (обычно НУР), которые подвешивались на самолёт в ограниченном количестве.

Разведчики RF-4C и Е во время боевого вылета при необходимости выполняли противозенитные и противоракетные манёвры. Их включали в боевой порядок ударных групп с задачей ведения радиотехнической разведки и доразведки объектов нападения. Обнаружив включившуюся в работу наземную РЛС и установив направление на неё, оператор разведчика давал информацию группе подавления средств ПВО.

Выступали они и в роли самолётов целеуказания. Выйдя в заданный район по системе ближней навигации, экипаж разведчика выстреливал девять-десять из 40 имевшихся на борту осветительных ракет, обнаруживал объект и давал целеуказание истребителю-бомбардировщику, который атаковывал цель визуальным способом.

Как свидетельствует иностранная печать, в последние годы с учетом опыта локальных войн боевые характеристики самолётов «Фантом» были улучшены. Так, на самолёте последней модификации F-4E установлены два более мощных двигателя J79-GE-17 (тягой по 8120 кг) и дополнительный топливный бак в хвостовой части фюзеляжа. Это повысило энергетические возможности самолёта и увеличило радиус его действия. На истребителе F-4F были установлены предкрылки, которые обеспечили большую угловую скорость и меньший радиус разворота.

Самолёт «Фантом» пока считается за рубежом лучшим истребителем ПВО. Командования ВВС Великобритании и ФРГ предполагают использовать его в этом качестве вплоть до принятия на вооружение самолётов .