Сущность и значение оценки эффективности логистических систем. Показатели эффективности логистической системы

Результативность логистической системы в значительной степени влияет на финансово-экономическое состояние предприятия, где эта логистическая система организована.

Любое предприятие, создавая логистическую структуру, в обязательном порядке должно оценивать эффективность ее работы.

Показатели эффективности логистической системы должны отражать насколько выполняются основные цели и задачи предприятия. Показатели должны быть понятны и прозрачны и должны не только фиксировать результат функционирования логистической системы, но и определять потребность в корректирующих действиях.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Существует несколько методов оценки эффективности. В основе любого из них - сравнение фактических результатов с установленными ранее целями по затратам, продуктивности или сервису.

Сравнивая результаты работы с поставленными целевыми показателями, определяем степень отклонения. Наличие отклонения является сигналом необходимости внесения изменений в работу системы.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Метод затрат

Основан на том, что предприятие определяет нормативную стоимость каждой логистической функции. Критерий может быть установлен на товарную единицу, поставку, отгрузку, заказ и т.п.

Метод продуктивности

Оценка при применении данного метода имеет количественный характер и измеряется в физических единицах: например, поставка продукции в тоннах; количество заказов-поставок, количество отгрузок и т. п.

Метод оценки сервиса

В основе данного метода - оценка качества оказываемых услуг для потребителя. В качестве оцениваемых параметров могут выступать: полнота удовлетворенности заявок потребителя; время выполнения заявки (скорость); качество поставляем ой продукции (рекламации), наличие дополнительного сервиса для потребителя (организация доставки, частота поставок и т.п.)

Каждое предприятие использует свой набор показателей эффективности системы и устанавливает свои нормативы, выполнение которых контролирует и добивается.

Приведем пример стандартов, в соответствии с которыми предприятия оценивают деятельности логистической системы:

  • Оценка текущих запасов продукции и возможность их оптимизации. Для оценки запасов могут быть использованы такие показатели как:
Средний запас – средний уровень запасов предприятия за период. Время обращения запаса – показывает, сколько времени потребуется, чтобы реализовать средний запас. Оборачиваемость запаса – это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за период. Определяется делением товарооборота за период на средний запас за этот период.
  • Уровень сервиса для потребителей. Показатель определяет доступность продукции предприятия для клиентов и готовность выполнить заказ клиента в течение заданного времени с момента его получения.
  • Уровень точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров.
  • Уровень затрат на деятельность логистической структуры. Чаще всего определяется нормативный уровень затрат логистики (% от годового оборота) и оценивается его соответствие факту.
  • Доля транспортных расходов от объема продаж.
  • Доля повреждений товаров при переработке его на складе и при хранении.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ

Предприятия стремятся различными средствами повысить эффективность управления логистикой.

Основные методы, которые можно использовать для повышения эффективности системы:

  • Направленность на достижение намеченных целей. Метод предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений.
  • Использование аналитических средств. Метод позволяет моделировать процессы - имитационные (ситуации, которые возможно возникнут в будущем, и варианты выхода из этих ситуаций), экономические (происходившие ранее на предприятии, а также опыт других компаний).
  • Повышение заинтересованности сотрудников. Метод основан на мотивации за результативность работы. Важно создать комфортный микроклимат в коллективах, чему в большой степени способствует и удовлетворение работой, поощрение за добросовестный труд и преданность фирме.

Статья подготовлена с использованием материалов сайта www.Grandars.ru

Существуют различные группировки логистических показателей. Прежде всего, логистические показатели группируют в зависимости от задач, которые могут быть решены с их помощью. Применение систем оценки результатов логистической деятельности призваны решить три основные задачи: мониторинг логистических операций, контроль над ними и оперативное управление. Для этого должны использоваться соответствующие логистические показатели. Мониторинговые показатели позволяют проследить за динамикой работы логистических систем. К типовым мониторинговым логистическим показателям можно отнести уровень сервиса и элементы структуры расходов.

Показатели, которые связаны с оценкой вклада логистики в деятельность предприятия, можно разделить на следующие группы:

показатели, характеризующие логистическую систему;

показатели, характеризующие работу логистической системы.

эффективность логистической системы;

производительность логистической системы;

надежность логистической системы;

гибкость логистической системы.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность деятельности промышленного предприятия. Основными показателями эффективности применения логистики являются:

1 Сокращение запасов в цепях товародвижения

2 Максимальное использование площадей и объемов

3 Ускорение оборачиваемости капитала.

4 Сокращение транспортных расходов, которые удается достичь за счет высокой согласованности участков в вопросах использования транспорта.

5 Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем ценной для рынка способности обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами

В данной работе предлагается основные показатели эффективности свести в таблицу по четырем направлениям: управление ассортимента, обеспеченность товарами, формирование и стимулирование спроса и экономическая эффективность деятельности.

Для более развернутого анализа вводятся следующие обозначения:

Гф - количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн - общее количество групп товаров, ед.

Вф - фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т.п., ед.

Ро - количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед. (табл. 1.1);

Таблица 1.1 - Список показателей эффективности управления ассортиментом

В подсистеме материально-технического снабжения включают:

1 Структурные показатели (количество поставщиков, объем закупаемых ресурсов, количество рекламаций, затраты материально-технического снабжения)

2 Показатели производительности (сокращение времени поставок, интенсивность движения)

3 Показатели экономичности (затраты, цена, сохранность ресурсов)

4 Показатели качества (надежность поставок, уровень обслуживания)

При работе с поставщиками необходимо отслеживать расходы на выполнение заказа, а также установить оптимальный размер заказываемой партии. Данные показатели представлены в таблице.

В торговле не исключено образование запасов. Показатели эффективности использования запасов включают уровень товарных запасов (ТЗ), коэффициент и период оборачиваемости (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Список показателей эффективности управления закупками и запасами

Где Т 2 - товарооборот в текущем месяце (периоде);

Т 1 - товарооборот предшествующего месяца (периода)

О - величина оборота;

Ст - издержки, связанные с доставкой;

Сх - издержки, связанные с хранением.

Сэ - годовые эксплуатационные расходы;

Ст - годовые транспортные расходы;

К - капитальные вложения;

Т - срок окупаемости варианта.

Т дн - дневной товарооборот;

Qоднодн - среднедневная реализация;

Зср - средний запас, дней;

М - доля годовых затрат на хранение в стоимости запаса.

Для предприятия, которое реализует свою продукцию без посредников важно стимулировать спрос и контролировать уровень обслуживания покупателей. Несколько показателей этой подсистемы представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Список показателей эффективности обслуживания

Где NП - число человек, зашедших в магазин за день;

NТ - число покупок за день;

S Выст - размер выставочной площади;

S Общ - размер общей площади магазина;

А - ассортимент магазина;

В условиях рыночной экономики результаты деятельности предприятия анализируются при помощи системы показателей, главным из которых являются прибыль и рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия.

Основная цель предприятия - это получение прибыли и наиболее эффективное ее использование в интересах предприятия. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (табл.1.4).

Таблица 1.4 - Список показателей экономической эффективности

Где ПРр - прибыль от реализации товаров, работ, услуг;

ВРр - выручка от реализации товаров, работ, услуг;

С - себестоимость реализованных товаров, продукции, работ

РР - расходы на реализацию;

УР - управленческие расходы.

П - сумма прибыли (валовой или чистой);

Т - объем товарооборота (без НДС).

Д - доход от реализации

Р - расходы по закупке и реализации

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:

  • общие логистические издержки;
  • качество логистического сервиса;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей.

Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.

В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:

  • затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
  • ущербы от логистических рисков;
  • затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:

  • управление запасами (20-40%);
  • транспортные расходы (15-35%);
  • расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительского сервиса. В 2007 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом: перевозка готовой продукции - 4,08%; складирование - 2,40; управление обслуживанием/ заказами клиентов - 0,55; управление распределением - 0,36; стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) - 1,81% - общее количество 9,02%. Структура затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции): перевозка готовой продукции - 13,24; складирование - 10,79; управление обслуживанием / заказами клиентов - 4,07; управление распределением - 2,53; и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке - 18,13. Общая сумма составила 47,48.

Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

  • логистические издержки в отношении объема продаж;
  • отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
  • логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
  • логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
  • логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

  • неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;
  • наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;
  • отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».

По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.

Посредники, действующие в логистической системе, являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.

Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:

  1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.
  2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.
  3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
  4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.
  5. Сервис - деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.

В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».

Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса:

  • осязаемость - физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
  • надежность - исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
  • ответственность - желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
  • законченность - наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;
  • доступность - простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;
  • безопасность - отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке);
  • вежливость - поведение поставщика сервиса, корректность персонала;
  • коммуникабельность - способность разговаривать на языке, понятном покупателю;
  • взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к покупателю, умение понять его нужды (требования).

Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.

Важнейшим комплексным показателем эффективности логистической системы является продолжительность полного логистического цикла - время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.

Комплексный показатель - производительность (результативность) логистической системы - определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе.

В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:

  • число обработанных заказов в единицу времени;
  • грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
  • отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;
  • отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;
  • отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;
  • логистические издержки в дистрибуции на единицу объема продаж и т.п.

Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в логистической системе.

В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.

Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений логистической системы в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п.

В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности). Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю - ресурсоотдача?, характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.

Комплексный показатель - возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру - характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят:

  • складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);
  • транспортные подразделения различных видов транспорта;
  • транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);
  • ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;
  • телекоммуникационная система;
  • информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).

Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений.

Эффективность логистической системы - это показатель (или система показателей), который характеризует уровень качества функционирования логистической сис темы при заданном уровне общих логистических затрат. С точки зрения потребителя, который является конечным звеном логистической цепи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказ .

Растущие заинтересованность в повышении эффективности всей логистической цепи предъявляет повышенные требования и к системе оценочных показателей, которая в данном случае должна обеспечивать интегральную оценку логистических процессов.

Чаще всего основным критерием такой эффективности считают минимизацию логистический. расходов. Без сомнения, ориентация на минимизацию расходов является актуальной, но при условии достижения необходимого уровня логистического сервиса. Поэтому популярность приобрела многокритериальная оценка эффективности функционирования логистической системы .

Наиболее распространенными являются следующие критерии оценки: расходы, удовлетворение потребителей / качество, время, активы .

Расходы . Фактическая величина расходов, связанных с выполнением определенных логистических операций, в наибольшей степени отражает результаты логистической деятельности. Величину расходов, как правило, выражают или общей грошовой? суммой расходов или денежной суммой в расчете на единицу продукции (удельные затраты), либо долей в объеме продаж. За рубежом анализ логистических затрат обычно осуществляется в процентном отношении к ВВП (для страны в целом) или объема продаж готовой продукции фирмы (отрасли). Сущность логистических затрат и их состав подробнее будет рассмотрен нами ниже.

Удовлетворение потребителей / качество. Следующая группа логистических показателей относится к обслуживанию потребителей. Эти показатели характеризуют способность фирмы: достичь полного удовлетворения запросов своих клиентов.

К итоговых показателей этой группе относятся совершенное заказ, удовлетворение потребителей и качество продукции.

Среди современных подходов к оценке совокупной эффективности всех операций, направленных на удовлетворение потребителей, наиболее интересной является концепция совершенного заказа. Совершенное заказ - это высший критерий качества ло гистичних операций, поскольку "совершенно заказ" выступает мерилом общей эффективности всей интегрированной деятельности фирмы, а не отдельных функций. Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, то есть насколько налажено весь многоэтапный процесс управления заказом и не возникают в нем сбои.

Совершенное заказ - это организация работы, которая соответствует таким нормативам :

1) полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям;

2) доставка в необходимый потребителем срок с допустимым отклонением * И день;

3) полное и аккуратное ведение документации по заказам;

4) безупречное соблюдение согласованных условий поставок (качественная установка правильная комплектация, готовность к использованию и отсутствие заказов).

Сегодня лучшие логистические организации демонстрируют уровень совершенного заказа в 55-60% всех своих операций, тогда как большинству других не удастся достичь и 20% .

Удовлетворение потребителя оценивается его восприятием сроков выполнения заказа (длины функционального цикла), элементов совершенного выполнения заказа и способности фирмы реагировать на состояние заказа и запросы (претензии) предъявляемых. Важным показателем удовлетворения потребителей являются:

доставка до назначенного срока - доля заказов, выполненных в назначенного срока или раньше;

расходы гарантийного обслуживания - уровень средних фактических затрат на гарантийное обслуживание в доходе;

Время реакции на претензии потребителей и их удовлетворения: время реакции претензии - средний срок между поступлением заявки от клиента и его контактом с соответствующим представителем компании; время удовлетворения претензий - средний срок до полного удовлетворения требований клиента.

Качество продукции характеризуют: частота повреждения продуктов, стоимость испорченных продуктов, количество претензий, количество возвратов товаров от потребителей, стоимость возвращенных товаров.

Время . Временные показатели степени способности фирмы быстро реагировать на запросы потребителей. Другими словами говоря, они фиксируют, время проходит от подтверждения клиентом намерения совершить покупку до момента, когда продукт поступает в распоряжение покупателя.

Ключевыми показателями времени выполнения заказов являются:

длительность производственного цикла от заказа на поставку ресурсов до выпуска готового продукта - кумулятивный срок внешних и внутренних поставок, необходимых для создания готового к отправке продукта, если при поступлении от потребителя заказ на этот продукт отсутствовал имеющийся запас и не был размещен заказ на поставку производственных компонентов;

время реакции цепи поставок - теоретический время, необходимое для выявления и фиксации важных изменений рыночного спроса, внесение соответствующих корректировок в оперативные планы и увеличение производства продукции на 20%;

выполнение производственного плана - средняя фактическая частота полного (+ 5%) соблюдения календарных планов выпуска продукции.

Активы . Предметом оценки активов является эффективность использования капитала, вложенного в сооружения и оборудование, а также оборотного капитала, связанного с запасами. Оценка управления активами показывает, насколько быстро вращаются оборотные активы (в том числе запасы) и насколько успешно основные средства окупают вложенные в них инвестиции.

Ключевыми диагностическими показателями использования активов являются:

Точность прогнозов - ретроспективная оценка на основе ближайшего по времени трехмесячного периода безошибочных в среднем прогнозов спроса;

Старения запасов - затраты в связи со старением запасов в процентах от их средней стоимости;

Типичными показателями эффективности использования логистических активов также являются: длительность операционного цикла, оборачиваемость запасов (в оборотах и днях), рентабельность совокупных активов, рентабельность оборотного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность инвестиций и т.д.

Перечисленные абсолютные логистические показатели сами по себе имеют небольшое значение, однако они могут быть использованы для сравнения :

с абсолютными стандартами - лучшими результатами, которых вообще можно достичь;

с целевыми стандартами , установленными на основе целей, которые являются реальными и достижимыми;

с прошлыми стандартами , когда анализируются результаты, полученные в прошлом;

Стандартам конкурентов, когда изучаются результаты работы конкурентов.

Для измерения эффективности логистической системы часто применяют финансовые показатели , которые пользуются большой популярностью, поэтому еще просты в расчетах, выглядят убедительно, позволяют системно подходить к анализируемым проблем и проводить сопоставление полученных результатов. Однако у них есть свои недостатки, в первую очередь связаны с тем, что они скорее отражают прошлые результаты, а не текущие, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов и не учитывают ва: Клив аспектов логистики. Время финансовые показатели могут показать, что что-то идет не так, но не показывают, что именно идет не так или как это можно скорректировать.

Поэтому в последние годы значительное внимание привлек к себе новый подход к определению эффективности логистической системы - концепция "диаграмм сбалансированных преимуществ" . Эта концепция основана на учете ключевых показателей эффективности, большей частью не обязательно финансовых, которые предоставляют руководству компании более совершенные средства достижения стратегических целей по сравнению с методами, использующими традиционные оценки, в значительной степени ориентированы на измерение финансовых показателей. При этом ключевые показатели эффективности определяются непосредственно стратегическими целями компании.

Для построения такой диаграммы предлагается использовать четырехступенчатый процесс:

1) формулировка стратегии управления логистической цепочкой;

2) выявление реально измеряемых параметров достигнутого успеха;

3) определение процессов, влияющих на конечные результаты;

4) определение основных драйверов эффективности этих процессов.

В приведен ей схеме предполагается, что тремя основными проявлениями успеха является качество, скорость и дешевизна. Эти цели имеют большое значение тому, что сочетают в себе оценки эффективности с точки зрения представления покупателя о качестве с внутренними показателями использования ресурсов и активов.

Поскольку "то, что поддается измерению подвергается и управлению", то неизбежно, что после проведения подобных измерений внимание руководителей будет направлена на решение этих ключевых проблем.

Еще один подход к оценке эффективности логистической деятельности и улучшения функционирования логистической цепи заключается в понимании структуры логистических процессов . Такой подход заключается в составлении карты процесса - схемы потоков, возникающих при поступлении заказа от покупателя и заканчиваются поставкой товара.

Составление карты процессов, которые происходят в логистической цепи, является первым шагом на пути к пониманию возможностей повышения их эффективности за счет реинжиниринга. В основе подобного реинжиниринга лежит идея о существовании времени, "что увеличивает ценность" (время, затраченное на выполнение действий, еще создают выгоды для потенциальных покупателей), наряду с существованием времени, "что не увеличивает ценность" (время, затраченное на осуществление деятельности, отказ от выполнения которой не приведет к снижению выгод для покупателя).

Эффективность логистической цепи соответствии с этим методом может быть определена как

где Элл - эффективность логистической цепи; ЧЦ - время, увеличивает ценность;

Члл - временная длина логистической цепи.

Эта величина нередко составляет менее 10%. Для повышения данного показателя эффективности, прежде всего, необходимо добиться всестороннего понимания анализируемых логистических процессов и сократить время, которое не увеличивает ценность.

Экономические параметры логистической системы (на уровне микрологистики) определяются рыночными и внутрипроизводственными экономическими отношениями. Они возникают в ходе организации и логистического управления информационными и материальными, товарными и финансовыми потоками в процессе материального обеспечения производства, изготовления и реализации продукции.

Эти параметры зависят от ряда факторов и отражаются в показателях экономической деятельности предприятий (рис. 6.1).

Критерием экономической эффективности логистической системы служит достижение наилучших результатов при наименьших затратах ресурсов. Общий критерий эффективности логистической системы дополняется частными критериями : научно-технической (обновление технической базы), социальной (жизнеобеспечение и охрана здоровья) и экологической (охрана окружающей среды) эффективности. Показателями экономической эффективности подсистем ЛС (снабженческой, производственной и сбытовой логистики) могут быть ускорение , при прочих равных условиях, движения материальных и товарных потоков, сокращение продолжительности производственных циклов, объема материальных и товарных запасов, управленческих расходов в логистической системе в целом. На практике для отражения результативности системы чаще всего используют такие взаимосвязанные критериальные показатели, как: рентабельность; фондоотдача; производительность труда.

В условиях рыночной экономики в качестве конечных экономических результатов ЛС выступает чистая прибыль от реализации продукции и услуг за вычетом налогов, платежей и отчислений. В условиях акционерной формы хозяйствования в качестве экономического результата может выступать также чистый доход , включающий чистую прибыль от реализации, оплату труда, социальное страхование и дивиденды.

Рис. 6.1.

Единовременные затраты, обеспечивающие эти результаты, относятся к капитальным вложениям, т.е. к инвестициям - финансовым ресурсам, направляемым в капитальные вложения (см. п. 5.1). Следовательно, экономическая эффективность, когда речь идет об эффективности мероприятий, направленных на повышение рентабельности логистической системы, может определяться как отношение чистой прибыли (или чистого дохода) к единовременным затратам (капитальными вложениям).

Уменьшение ресурсоемкости продукции является главным источником повышения экономической эффективности логистической системы, поскольку охватывает все три вида ресурсов.

Она отражается в таких показателях, как: материалоемкость, фондоемкость, капиталоемкость и трудоемкость продукции .

Эффективность использования основных производственных фондов и капитальных вложений получает экономическую оценку с помощью показателей фондоотдачи и капиталоотдачи, рентабельности фондов и экономической эффективности единовременных капитальных затрат.

Снижение материале-, фондо- и трудоемкости продукции приводит к снижению себестоимости продукции, а следовательно, к росту прибыли. Если в это же время происходит увеличение в пределах рыночного спроса физического объема выпуска и реализации продукции и обеспечивается повышение качества и договорной цены, то данные факторы существенно повлияют на изменение прибыли от реализации.

Эффективность логистической системы достигается путем максимизации результатов труда (максимум продукции/услуг при неизменном расходе ресурсов), минимизации ресурсов (минимум ресурсов при неизменном объеме производства) и оптимизации результатов, когда обеспечивается максимизация объема реализации продукции и прибыли при минимизации текущих и единовременных затрат. При оценке эффективности ЛС необходимо оценивать возможности и резервы повышения результативности ЛС от использования как оборотных, так и основных фондов.

Оборотные средства представляют один из трех элементов производства. Предметы труда получают стоимостную оценку и в обороте представляют денежные средства, которые вещественно не входят в продукцию. Как известно, свою стоимость они переносят на себестоимость продукции полностью и обеспечивают непрерывность изготовления и реализации продукции и услуг.

Экономическое значение улучшения использования оборотных производственных фондов и средств обращения заключается в том, что становится возможным: высвободить оборотные средства; повысить объем реализации продукции (если есть рыночный спрос); увеличить дивиденды - при увеличении прибыли от реализации, а также использовать высвобожденные оборотные средства в других сферах, что дает дополнительный экономический эффект.

Улучшение использования оборотных средств в логистической системе достигается за счет повышения коэффициента оборачиваемости, длительных хозяйственных связей, сокращения радиусов поставки материальных ресурсов и отгрузки готовой продукции, улучшения организации и управления снабженческой, складской и сбытовой деятельностью, нормирования, учета и контроля за использованием материальных ресурсов, рационального их потребления и экономии, ускорения документооборота по отгруженной готовой продукции и по оплаченным счетам.

При анализе использования основных фондов необходимо учитывать не только традиционные положения, касающиеся всех систем, но и специфику ЛС.

Основные производственные фонды, являясь частью основных фондов и одним из трех элементов производства, составляют 60-70% уставного капитала предприятия, являются технической базой производства и в процессе эксплуатации не меняют своей натуральной формы. Эти фонды изнашиваются физически (износ устраняется ремонтом), морально (устраняется путем комплексной модернизации) и экономически (устраняется посредством замены). Кроме того, они обладают стоимостью (первоначальной балансовой, восстановительной балансовой, остаточной, ликвидационной, залоговой, биржевой) и переносят свою стоимость на готовый продукт по мере экономического изнашивания в течение срока службы путем амортизации (по нормам).

Уровень использования активной части основных фондов (парка машин и оборудования) характеризуется несколькими показателями (коэффициентами сменности и внутрисменного использования, показателями фондоотдачи и рентабельности). Эффективность использования парка технологического оборудования (ПТО) зависит от многих факторов, важнейшим из которых является сбалансированность. Степень сбалансированности парка технологического оборудования определяется с учетом его соответствия требованиям производства, сопряженности и пропорциональности.

Коэффициент сбалансированности ПТО в машиностроении не превышает 0,33. Это означает, что две трети мощности предприятия в настоящее время не загружены из-за несбалансированности парка технологического оборудования и транспортно-погрузочных средств. В целом ПТО машиностроения необоронного назначения имеет среднюю загрузку по прямому назначению 25%, а с учетом его сбалансированности не более 10-15%.

Экономия капитальных вложений связана с фондоотдачей и повышением производительности труда. В свою очередь, экономия условно-постоянных расходов также связана с повышением производительности труда, а следовательно, увеличением объема выпуска и реализации продукции.

Источником экономии в сфере основных фондов служат амортизационные отчисления и рациональная техническая политика. Более половины резервов по объему затрат на производство составляют материальные ресурсы, потоки которых проходят через все сферы снабженческой и производственной логистических подсистем. Эти резервы (экономия) возникают за счет обоснованного нормирования, изменения договорных цен и уменьшения фактических затрат.

Экономия ресурсов может быть количественно оценена и по отдельным сферам и подсистемам ЛС, а также по отдельным факторам, влияющим на конечные результаты деятельности предприятия. При этом однородные факторы должны быть объединены в группы с позиций их влияния на себестоимость продукции. Среди них можно выделить четыре группы.

Первая группа факторов - внедрение достижений науки и техники и повышение технического уровня производства - позволяет снизить себестоимость за счет повышения производительности труда. Вторая группа связана с повышением уровня организации производства , труда и управления. Эти факторы способствуют снижению себестоимости в результате увеличения объема производства продукции и услуг. Третья группа - рациональное использование и экономия материальных ресурсов в материальном потоке логистической системы, что достигается за счет применения более прогрессивных и дешевых материальных ресурсов. Наконец, четвертая группа факторов включает внешние факторы , такие, как структурные сдвиги в ассортименте продукции и услуг, изменение рыночных цен, рыночного спроса и т.д.

Рассмотрим особенности расчета основных показателей, которые непосредственно подвергаются анализу при оценке эффективности деятельности предприятия в целом. К таким показателям мировая практика относит рентабельность и затратоемкость, финансовое состояние, а также управление финансами и ресурсами.

Показатели рентабельности демонстрируют отношение прибыли к затратам, вложениям, инвестиционным затратам, т.е. характеризуют долю прибыли на единицу вкладываемых затрат:

рентабельность продукции (услуг) R npj , т.е. отношение прибыли изделия (П;) к себестоимости (С) выпускаемой единицы продукции, %:

Этот показатель используется для выявления наиболее рентабельной продукции (в том числе логистических услуг);

экономическая рентабельность активов фирмы (R ф), т.е. отношение величины годовой прибыли (П год) к активам предприятия (К а) или сумме основного (К осн) и оборотного (К об т) капитала, %:

Уровень Я ф характеризует эффективность деятельности фирмы (использования активов), т.е. показывает долю прибыли, приходящейся на 1 долл, активов. П год включает балансовую прибыль (П ба11) плюс проценты за кредит, относимые на себестоимость;

рентабельность собственного капитала фирмы (Я ск ), т.е. отношение величины чистой годовой прибыли фирмы (после налогообложения) к величине собственного капитала на конец отчетного периода (К соб), %:

рентабельность используемого капитала (/? , %) характеризует эффективность как собственного, так и привлеченного капитала (кредиты, займы, ссуды) фирмы и рассчитывается по формуле:

По этим же показателям можно определять рентабельность логистической деятельности фирмы и эффективность использования ресурсов в Л С. Однако приходится принимать во внимание изменения в составе фондов, которые происходят в динамике. В балансе предприятия на начало и конец каждого отчетного периода отражаются стоимостные данные об основных средствах - первоначальная стоимость, величина износа (амортизация), остаточная стоимость.

В течение года происходит движение основных средств (выбытие или поступление), поэтому их наличие в бухгалтерском учете показывается ежемесячно. Стоимость основных фондов на конец периода (К оф к) определяется по балансовой схеме:

где К 0 ф нач - стоимость основных фондов на начало периода; к 0ф п - стоимость приобретенных основных фондов; к 0ф в - стоимость выбывших основных фондов.

В стоимость приобретенного оборудования включаются: покупная стоимость, расходы на транспортировку, страхование, монтаж, установка, наладка.

Для оценки уровня использования основных средств необходимо иметь информацию о среднегодовой стоимости основных фондов (К сроф).

где К о ф нач - стоимость основных фондов на начало года; к 0ф к - стоимость основных фондов на конец года.

В процессе ведения бизнеса (в том числе в сфере логистики) необходимо регулярно оценивать уровень использования оборудования с помощью показателя фондоотдачи (? фот).

Фондоотдача характеризуется отношением годового объема реализованной продукции (выручкой 0 год) к среднегодовой стоимости основных фондов (К), т.е.

Каждая фирма, исходя их своих особенностей, устанавливает приемлемый уровень фондоотдачи (ориентир) и в процессе деятельности стремится к его повышению.

Важными характеристиками эксплуатации оборудования как активной части основных фондов являются коэффициенты экстенсивного (А, „) и интенсивного использования „„„„).

к характеризует загрузку оборудования по времени:

где Тф акт - фактическое время работы оборудования;

Т мах - максимально возможное (нормативное) время работы оборудования.

к ннтенс характеризует уровень достижения проектной производительности оборудования:

где б факт - фактически достигнутая производительность (выпуск продукции в единицу времени);

Q nrinev , - проектная (паспортная) производительность обору-

Важнейшей составляющей основных средств ЛС являются производственные площади. Для оценки уровня использования площадей используются показатели съема продукции (услуг) с 1 м 2 площади.

Важным элементом анализа ЛС является определение затра- тоемкости (к с), которая показывает долю элемента затрат (С (.) в выручке (В), т.е.

Например, к показателям затратоемкости относится арендоем- кость (в том числе и складов):

Аналогично определяются и такие коэффициенты, как зарплате- и затратоемкость сбытовых операций, доля общефирменных (общефирменная затратоемкость) и логистических издержек.

Важным показателем является норма (коэффициент) прибыли, или коммерческая маржа (р), который отражает уровень конкуренции, ценовую тактику, рыночную стратегию, эффективность. Он определяется как отношение годовой (валовой) прибыли к выручке (объему реализации), выраженное в процентах, т.е.

Прибыль (П „) равна сумме выручки от реализации (() „) за

вычетом себестоимости реализованной продукции (С) без процентов за кредит, относимых в себестоимость.

Норма прибыли позволяет определить соотношение между затратами и выручкой. Стабильность нормы прибыли обуславливается следующими факторами:

  • отсутствием конкурентного давления;
  • поддержанием производственных и общефирменных издержек

в заданном диапазоне значений;

  • постоянством среднего уровня цен поставщиков;
  • изменением норм прибыли по отдельным видам продукции (услуг), которые не влияют на средний уровень нормы прибыли по фирме в целом, т.е. по всей совокупности реализуемых товаров.

Для оценки финансового состояния фирмы определяются возможности компании за короткий период погасить свои текущие обязательства (долги). Погашение текущих обязательств (краткосрочной кредиторской задолженности, обязательных платежей и т.п.) осуществляется из оборотных средств предприятия (наличных денежных средств, остатков товарной продукции, запасов материалов и т.д.). На практике используются три основных показателя финансового состояния. Способность фирмы платить по своим краткосрочным обязательствам, связана с ликвидностью. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнять свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы (оборотные средства).

К показателям ликвидности относятся:

- коэффициент общей ликвидности (& об л), т.е. коэффициент покрытия, который выражает соотношение между оборотными (текущими) активами фирмы (W Q ^ и краткосрочными (текущими) обязательствами (К обяз), т.е.

В мировой практике нормативный диапазон покрытия составляет 2-2,5, однако отраслевые особенности бизнеса могут влиять на эту величину. Так, если объем незавершенного производства незначителен (или отсутствует), то коэффициент общей ликвидности может быть меньше 2,0. В то же время минимально необходимый коэффициент покрытия должен быть не менее 1,0 - иначе фирма будет признана неплатежеспособной.

Этот коэффициент необходим для планирования общего финансового состояния фирмы на предстоящий период, а также для определения рациональных (экономически целесообразных) абсолютных величин оборотных средств и краткосрочных обязательств.

Как известно, оборотные средства могут быть быстро реализуемые - высоколиквидные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность) и трудно реализуемые - низколиквидные (запасы товарно-материальных ценностей, незавершен-

ное производство и др.), поэтому кроме показателя общей ликвидности используется коэффициент быстрой ликвидности (& бл).

Он аналогичен коэффициенту общей ликвидности, однако характеризует способность компании компенсировать краткосрочные задолженности за счет высоколиквидных составляющих оборотных средств, т.е.

Рекомендуемым уровнем коэффициента быстрой ликвидности, исходя их мировой и отечественной практики, считается величина больше или равная единице, т.е. К бл > 1,0. Однако каждая фирма устанавливает нормативный диапазон К бл, исходя из особенностей и состояния своего бизнеса. Финансовое состояние фирмы характеризуется ее способностью немедленно оплатить краткосрочные обязательства. Такую платежеспособность отражает показатель абсолютной ликвидности (^ абсл), который представляет собой отношение величины денежных средств фирмы к краткосрочным обязательствам, т.е.

Рекомендуемый нормативный диапазон для финансово устойчивых предприятий составляет 0,2 - 0,3. В отечественной практике диапазон реальных коэффициентов абсолютной ликвидности значительно ниже. Необходимо также учитывать, что низкие значение коэффициентов ликвидности могут быть обусловлены динамичным развитием компании.

Соотношение между собственными средствами и привлеченным (заемным) капиталом устанавливается с помощью показателя «процент собственного капитала в общем капитале {имуществе) фирмы», или «коэффициент концентрации собственного капи- тала» (? собств), %:

Чем выше доля собственного капитала в балансе предприятия, тем больше финансовая независимость фирмы от заемного капитала. Рекомендуемый диапазон составляет от 0,5 до 0,7. Однако

если фирма финансово надежна и имеет хороший имидж, это соотношение может быть значительно ниже.

Для оценки эффективности управления финансовыми средствами используются показатели, характеризующие оборачиваемость оборотных средств (запасов), сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, а также финансовый поток. Показатель оборачиваемости оборотных средств особенно важен для ЛС. Он представляет собой соотношение между величиной продаж (выручкой) и уровнем оборотных средств, которые обеспечили получение этой выручки. Эффективность использования оборотных ресурсов характеризуется либо числом оборотов (п о6) оборотных средств (W q6) в заданный период (обычно - год), либо средней длительностью одного оборота (Т об) оборотных средств:

где бр еал - годовой объем реализованной продукции (выручка);

fr cp об - средняя величина оборотных средств за определенный период.

Более значимые для ЛС составляющие оборотных ресурсов - это производственные запасы (материально-товарные запасы) и дебиторская задолженность.

Число оборотов запасов (п) за годовой период представляет собой отношение годовой суммы переменных затрат на выпуск и реализацию продукции, т.е. прямых производственных затрат к средней величине запасов за тот же период:

Данный показатель характеризует среднюю длительность периода от покупки ресурсов до продажи готовой продукции в планируемый период. Большое число оборотов (малый период оборачиваемости) свидетельствует об эффективном использовании материальных ресурсов, противоположная тенденция свидетельствует об излишках запасов, замораживании оборотных средств,

снижении ликвидности фирмы, неэффективной торговой политике и др.

Важным показателем движения денежных средств является длительность периода погашения дебиторской задолженности (Г дб), который характеризует средний срок оплаты счетов-фактур заказчиками (потребителями) и прямо влияет не величину наличных денежных средств. Для того чтобы определить средний период возврата долгов по дебиторским задолженностям (количество оборотов долгов), необходимо знать величину дневных продаж (Q) и среднюю дебиторскую задолженность (JV б) за год или планируемый период, т.е.

Длительность периода погашения дебиторской задолженности и время оборачиваемости (оборота) запасов характеризуют длительность замораживания денежных средств и составляют операционный цикл (Т’цщщ), т.е. количество дней, необходимых для превращения материально-товарных (производственных) запасов и дебиторской задолженности в денежные средства:

Срок погашения кредиторской задолженности составляет время, необходимое фирме для своевременной оплаты полученных кредитов и других краткосрочных обязательств, т.е. период погашения (7^^) - отношение средней величины кредиторской задолженности (Д кред) на конец года (планируемого периода) к сумме однодневного объема реализации товаров за этот же период :

Чем больше доля долговых обязательств, тем выше риск для инвесторов, поставщиков, кредиторов фирмы.

Степень использования имеющихся трудовых и материально- технических ресурсов, оценивается уровнем отдачи с помощью показателя реализации (выработки) продукции на одного работа

ющего (# реал), т.е. выручки, приходящейся на одного работника, 4 р еал определяется как соотношение

где (? еал - суммарная выручка за определенный период;

Чраб - число работающих на фирме (весь персонал полностью или частично занятый в определенный период времени).

Этот показатель характеризует валовую отдачу (производительность) работника и позволяет управлять соотношением между выручкой и численностью работающих. Увеличение численности работников без повышения объема продаж (выручки) приведет к уменьшению отдачи. Кроме данного показателя, для этих же целей рекомендуется использовать показатель прибыли, приходящейся на одного работающего за этот же период (П уд), т.е.

где П бш[ - общая (балансовая) прибыль фирмы за определенный период (до налогообложения).

Позитивная тенденция (рост) выручки и прибыли на одного работника свидетельствует об эффективном использовании персонала.

Снижение себестоимости продукции и услуг (удельный вес которой в рыночных ценах доходит часто до 80%), является основным источником увеличения прибыли и повышения рентабельности ЛС в целом и ее элементов. Логистическим издержкам в формировании себестоимости продукции и услуг принадлежит немаловажная роль. Способы снижения этого вида затрат рассмотрены в гл. 3 и 4.